Виды государственных преступлений

67. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ИНТЕРЕСОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И СЛУЖБЫ В ОРГАНАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ. СУБЪЕКТ ЭТИХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления – это общественно опасные деяния (действия или бездействие), которые совершаются представителями власти, должностными лицами и иными государственными служащими, не являющимися должностными лицами, благодаря занимаемому ими служебному положению и вопреки интересам службы и причиняют существенный вред нормальной деятельности органов государственной власти, интересам государственной службы или службы в органах местного самоуправления либо содержат реальную угрозу причинения такого вреда.

Эти преступления отличаются от иных преступных посягательств специальными признаками:

– они совершаются специальными субъектами, исключение составляет ст. 291 УК РФ (дача взятки), где субъект общий;

– совершение общественно опасных деяний возможно лишь благодаря занимаемому служебному положению или с использованием своих служебных полномочий;

– они посягают на нормальную деятельность органов государственной власти и управления, а также органов местного самоуправления либо содержат реальную угрозу такого нарушения.

Виды этих преступлений:

– злоупотребление должностными полномочиями

– превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ);

– отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ (ст. 287 УК РФ);

– присвоение полномочий должностного лица (ст. 288

– незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ);

– получение взятки (ст. 290 УК РФ);

– дача взятки (ст. 291 УК РФ);

– служебный подлог (ст. 292 УК РФ);

– халатность (ст. 293 УК РФ).

Субъектом большинства преступлений этой группы может быть только должностное лицо. Должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Организационно-распорядительные функции включают в себя, например, руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий.

К административно-хозяйственным функциям могут быть, в частности, отнесены полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, воинских частей и подразделений, а также совершение иных действий: принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т. п.

Лицо, временно исполняющее обязанности по определенной должности, может быть признано субъектом преступления при условии, если эти обязанности возложены на данное лицо в установленном законом порядке.

ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ИНТЕРЕСОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ, СЛУЖБЫ В ОРГАНАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Понятие, система и юридическая характеристика преступлений против государственной власти, интересов государственной службы, службы в органах местного самоуправления

Преступления против государственной власти, интересов государственной службы, службы в органах местного самоуправления — это предусмотренные статьями [285-293] гл. 30 УК общественно опасные деяния (действия или бездействие), осуществляемые умышленно или по неосторожности, подрывающие авторитет органов государственной власти (местного самоуправления) и причиняющие вред либо создающие угрозу причинения вреда охраняемым законом интересам граждан, организаций, общества, государства.

Система преступлений против государственной власти, интересов государственной службы, службы в органах местного самоуправления включает:

— преступления, совершаемые должностными лицами (см. ст. 285-287, 289, 290, частично ст. 292 и 2921, ст. 293 УК);

— преступления, совершаемые иными лицами (см. ст. 288, 291, 2911, частично ст. 292 и 2921 УК).

Общественная опасность данных преступлений заключается в подрыве авторитета органов власти и управления (любого уровня), а также доверия к ним со стороны граждан России и иных государств, в уничижении интересов государственной службы, а равно службы в органах местного самоуправления.

Основной объект преступных посягательств — интересы государственной службы или службы в органах местного самоуправления. Могут иметь место дополнительные объекты, например права и законные интересы граждан или организаций (см. ст. 2853, 288 УК), жизнь человека (см. ч. 3 ст. 293 УК). Возможны и факультативные объекты, например, свобода, честь, достоинство, здоровье человека (см. ст. 286, ч. 2 ст. 2861, ч. 2 ст. 293 УК); права и законные интересы граждан или организаций, охраняемые законом интересы общества или государства (см. ст. 285, 286, 2861, ч. 2 ст. 292, ст. 293 УК).

Некоторые преступные посягательства предметны. Предметами могут быть документы или материалы, содержащие информацию, интересующую Совет Федерации или Государственную Думу Федерального Собрания РФ, Счетную палату РФ (см. ст. 287 УК), деньги, ценные бумаги, иное имущество, передаваемые в качестве взятки (см. ст. 290- 2911 УК), целевые бюджетные средства или средства государственных внебюджетных фондов (см. ст. 2851, 2852 УК), документы, в которые внесены заведомо ложные сведения либо исправления, искажающие действительное содержание этих документов (см. ст. 2853, 292 УК), паспорт, иные документы (см. ст. 2921 УК).

Объективная сторона составов преступлений выражается деянием, как правило, в форме действия, к которому относятся: а) нецелевое расходование бюджетных средств (см. ст. 2851 УК) или средств государственных внебюджетных фондов (см. ст. 2852 УК), а равно внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений (см. ст. 2853 УК); б) превышение должностных полномочий (например, в случае применения следователем к допрашиваемому лицу физической силы (см. ст. 286 УК)); в) присвоение полномочий должностного лица (например, бухгалтером полномочий главного бухгалтера и подписании от его имени важных документов (см. ст. 288 УК)); г) незаконное участие в предпринимательской деятельности (например, приобретение мэром города торгового предприятия и предоставление последнему льгот и преимуществ вне конкурсной основы (см. ст. 289 УК)); д) служебный подлог (например, внесение начальником отдела кадров организации заведомо ложных сведений в трудовую книжку служащего (см. ст. 292 УК)); е) дача взятки (см. ст. 291 УК) посредничество в ее передаче (см. ст. 2911 УК) или получение таковой (см. ст. 290 УК) за выполнение или невыполнение каких-либо действий должностным лицом по службе.

В некоторых случаях возможно преступное бездействие (см. ст. 2861 УК). А такие деяния, как злоупотребление должностными полномочиями (см. ст. 285 УК), неправомерный отказ в предоставлении информации Совету Федерации или Государственной Думе Федерального Собрания РФ, Счетной палате РФ (см. ст. 287 УК), незаконная выдача паспорта гражданина Российской Федерации, а равно внесение заведомо ложных сведений в документы, повлекшее незаконное приобретение гражданства Российской Федерации (см. ст. 2921 УК), халатность (см. ст. 293 УК), могут осуществляться посредством и активного, и пассивного преступного поведения.

По законодательной конструкции составы преступлений, предусмотренные ч. 3 ст. 285, ч. 3 ст. 2853, ст. 2921, ч. 2, 3 ст. 293 УК, являются материальными; ст. 2851, 2852, ч. 1, 2 ст. 287, ст. 289-2911, ч. 1 ст. 292 УК — формальными, а ч. 1, 2 ст. 285, ч. 1,2 ст. 2853, ст. 286, 286<, ч. 3 ст. 287, ст. 288, ч. 2 ст. 292, ч. 1 ст. 293 УК - формально-материальными.

Для квалификации деяния как преступления могут иметь значение способы его совершения: групповой (см. п. «а» ч. 2 ст. 2851, п. «а» ч. 2 ст. 2852, ч. 2 ст. 2853, ч. 2 ст. 2861, п. «б» ч. 3 ст. 287, п. «а» ч. 5 ст. 290, п. «а» ч. 4 ст. 291, п. «а» ч. 3 ст. 2911 УК), насилие или угроза его применения (см. п. «а» ч. 3 ст. 286 УК), вымогательство (см. п. «б» ч. 5 ст. 290 УК). Такое же значение могут иметь средства совершения преступления: оружие или специальные средства (см. п. «б» ч. 3 ст. 286 УК).

Субъект преступных посягательств, как правило, специальный, т.е. должностное лицо, в том числе сотрудник органа внутренних дел (см. ст. 2861 УК), а при совершении преступления, предусмотренного ст. 288, частично ст. 292 и 2921 УК, — государственный служащий или служащий органа местного самоуправления, не являющийся должностным лицом. Лишь ст. 291 и 2911 УК содержат указание на общий субъект — физическое вменяемое лицо, достигшее к моменту совершения преступления 16-летнего возраста.

Субъективная сторона составов преступлений характеризуется виной, как правило, в форме умысла. Неосторожное психическое отношение лица к осуществленному им общественно опасному деянию проявляется лишь в составах преступлений, отраженных в ч. 2 ст. 2921, ст. 293 УК.

Для квалификации деяния как преступления могут иметь значение мотивы его совершения, например корыстная или иная личная заинтересованность (см. ст. 285, 292 УК).

Виды государственных преступлений

Проверка по слову может также появляться, если вы вводите сложные запросы, обычно распространяемые автоматизированными системами, или же вводите запросы очень часто.

Эта страница отображается в тех случаях, когда автоматическими системами Google регистрируются исходящие из вашей сети запросы, которые нарушают Условия использования. Страница перестанет отображаться после того, как эти запросы прекратятся. До этого момента для использования служб Google необходимо проходить проверку по слову.

Об этой странице

Виды преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления

Злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ)

Непосредственным объектом этого преступления является нормальная деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, дополнительным – законные интересы граждан, организаций, общества или государства.

Объективная сторона преступления (ч. 1 ст. 285 УК РФ) характеризуется следующими взаимосвязанными признаками:

– использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы;

– наступление вследствие этого последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства;

– наличие причинной связи между использованием должностным лицом своих служебных полномочий и вредными последствиями.

Злоупотребление должностными полномочиями совершается путем действий или бездействия (например, невыполнение должностным лицом правоохранительного органа обязанности по пресечению совершаемого преступления).

Противоправное использование служебных полномочий означает, что должностное лицо совершает те или иные действия (или не совершает обязательные для него действия), которые формально вытекают из его служебных полномочий, предоставленных в связи с занимаемой должностью, однако они совершаются против интересов службы.

В частности, как злоупотребление должностными полномочиями должны квалифицироваться действия должностного лица, которое из корыстной или иной личной заинтересованности совершает входящие в круг его должностных полномочий действия при отсутствии обязательных условий или оснований для их совершения (например, выдача водительского удостоверения лицу, не сдавшему обязательный экзамен; прием на работу лиц, которые фактически трудовые обязанности не исполняют; освобождение командирами (начальниками) подчиненных от исполнения возложенных на них должностных обязанностей с направлением для работы в коммерческие организации либо обустройства личного домовладения должностного лица) (см. п. 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий»).

Необходимый признак состава данного преступления – наличие общественно опасного последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов общества и государства (например, временное «заимствование» чужого имущества, передача вверенных материальных ценностей в долг, расходование этих ценностей не по назначению, незаконное приобретение в пользование автомобиля, дачи, другого дорогостоящего имущества). Кроме того, последствием может быть нарушение конституционных прав и свобод граждан, подрыв авторитета органов власти, государственных органов, создание помех и сбоев в их работе, сокрытие крупных хищений, иных тяжких преступлений.

С субъективной стороны анализируемое преступление может быть совершено как с прямым, так и с косвенным умыслом. Лицо осознает, что использует должностные полномочия вопреки интересам службы, предвидит возможность или неизбежность наступления существенного вреда законным интересам граждан, организаций либо интересам общества или государства и желает их наступления или сознательно допускает эти последствия либо относится к ним безразлично.

Необходимый признак субъективной стороны – наличие корыстной или иной личной заинтересованности.

Корыстная заинтересованность – это стремление должностного лица путем совершения неправомерных действий получить для себя или других лиц выгоду имущественного характера, не связанную с незаконным безвозмездным обращением имущества в свою пользу или пользу других лиц (например, незаконное получение льгот, кредита, освобождение от каких-либо имущественных затрат, возврата имущества, погашение долга, оплаты услуг, уплаты налогов и т.п.).

Иная личная заинтересованность проявляется в желании лица извлечь выгоду неимущественного характера (например, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса, скрыть свою некомпетентность и др.).

Субъект преступления – должностное лицо.

Часть 2 ст. 285 УК РФ предусматривает квалифицированный состав деяния – совершение его лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления.

Часть 3 ст. 285 УК РФ в качестве особо квалифицированного состава рассматриваемого преступления предусматривает совершение деяния, указанного в ч. 1 или ч. 2 данной статьи, повлекшего наступление тяжких последствий.

В судебной практике к тяжким последствиям относятся крупные аварии, длительная остановка транспорта или производственного процесса, дезорганизация работы учреждения, предприятия, срыв важных производственных заданий, причинение значительного материального ущерба, причинение смерти по неосторожности, самоубийство или покушение на самоубийство потерпевшего и т.п. (см. п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий»).

Мы зарегистрировали подозрительный трафик, исходящий из вашей сети. С помощью этой страницы мы сможем определить, что запросы отправляете именно вы, а не робот. Почему это могло произойти?

Источником запросов может служить вредоносное ПО, подключаемые модули браузера или скрипт, настроенный на автоматических рассылку запросов. Если вы используете общий доступ в Интернет, проблема может быть с компьютером с таким же IP-адресом, как у вас. Обратитесь к своему системному администратору. Подробнее.

Смотрите так же:

  • Прокурор сахалинская область Рябов Николай Александрович Родился 17 июля 1968 г. в городе Чимкенте Казахской ССР. В 1992 г. окончил Омский государственный университет. В 1991 г. начал службу в прокуратуре Омской области, замещал должности следователя, помощника, старшего помощника прокурора в районных прокуратурах Омской области. С 1995 г. по 1999 г. проходил […]
  • Мировые суды г Краснодар Судебные участки мировых судей г. Краснодара Справочная информация о судебных участках мировых судей г. Краснодара включает: фамилию, имя, отчество мирового судьи, адрес, телефон, электронную почту судебного участка, сведения о его точных границах. Прием граждан, прием и выдача документов осуществляются во всех судебных участках […]
  • Руководитель следственного комитета рт Руководитель следственного комитета рт 27 августа 2018 года около 21 часа в правоохранительные органы поступило сообщение об обнаружении в одном из домов по ул. Степной с. Бай-Хаак Тандинского района Республики Тыва тела 58-летнего мужчины и 61-летней женщины с внешними признаками насильственной смерти в виде многочисленных […]
  • Пленум верховного суда получение взятки Пленумом Верховного Суда РФ разъяснены вопросы, возникающие у судов при рассмотрении уголовных дел о взяточничестве и об иных связанных с ним преступлениях, в том числе коррупционных В частности, сообщается, что при рассмотрении дел о преступлениях, предусмотренных статьей 290 УК РФ, судам необходимо иметь в виду, что в этой статье […]
  • Получение взятки группой лиц Получение взятки группой лиц Прокуратура Республики Коми Официальный сайт Уголовная ответственность за получение взяток Развитие страны и формирование правового государства в современных условиях непосредственно связаны с правовым просвещением. Согласно Основам государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой […]
  • Дело назарова прокуроры Дело прокурора Одинцово о "крышевании" подмосковных казино передается в суд Завершено расследование уголовного дела в отношении прокурора подмосковного Одинцово Романа Нищеменко, обвиняемого в получении взяток за "крышевание" нелегальных казино, сообщила пресс-служба СКР. По версии следствия, Нищеменко получил взятки в виде денег и […]