Лекция конституционный суд

Лекция конституционный суд

Конспект лекции: Структура и организация деятельности Конституционного Суда РФ

КС РФ – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Полномочия, порядок образования и деятельности КС РФ определены КРФ и ФКЗ от 21.07.1994 №1-ФКЗ «О КС РФ». Регламентом КС РФ устанавливаются: порядок определения персонального состава палат КС РФ, порядок распределения дел между ними, порядок определения очередности рассмотрения дел в пленарных заседаниях и в заседаниях палат.

КС РФ состоит из 19 судей, назначаемых на должность СФ по представлению Президента РФ. КС РФ вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее 3/4 от общего числа судей. В пленарном заседании судьи тайным голосованием избирают из своего состава в индивидуальном порядке сроком на 3 года Председателя, заместителя Председателя и судью-секретаря КС РФ. Полномочия КС РФ не ограничены определенным сроком. Основные принципы деятельности: независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон. КС РФ независим в организационном, финансовом и материально-техническом отношении от любых других органов.

КС РФ состоит из двух палат: 10 и 9 судей. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки. В пленарных заседаниях участвуют все судьи КС РФ, в заседаниях палат – судьи, входящие в состав палаты. Персональный состав палаты не должен оставаться неизменным более чем три года подряд. Очередность исполнения полномочий председательствующего на заседаниях палаты определяется палатой. КС РФ вправе рассмотреть в пленарном заседании любой вопрос, входящий в его компетенцию.

Предложения о кандидатах на должности судей КС РФ могут вноситься Президенту РФ членами СФ и депутатами ГД, законодательными органами субъектов РФ, высшими судебными органами, федеральными юридическими ведомствами. СФ рассматривает вопрос о назначении на должность в срок 14 дней с момента получения представления Президента РФ. В случае выбытия судьи представление о назначении другого лица вносится Президентом РФ в СФ не позднее месяца со дня открытия вакансии.

Судья КС РФ назначается на должность сроком на 15 лет (назначение на второй срок не допускается). Он считается вступившим в должность с момента принесения присяги. Судья КС РФ не может занимать государственные или общественные должности, заниматься предпринимательской деятельностью, не вправе осуществлять защиту в суде или иных органах, не может принадлежать к политическим партиям и движениям, вести политическую пропаганду и агитацию, не вправе публично высказывать свое мнение о вопросе, который может стать предметом рассмотрения в КС РФ, до принятия решения по этому вопросу.

Гарантии независимости судьи КС РФ обеспечиваются его несменяемостью, неприкосновенностью, равенством прав судей, установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи, обязательностью процедуры судопроизводства, запретом вмешательства в судебную деятельность, предоставлением судье материального и социального обеспечения, гарантией безопасности.

Полномочия судьи КС РФ могут быть приостановлены: если в отношении него возбуждено уголовное дело; если он по состоянию здоровья временно не способен выполнять свои обязанности. КС РФ приостанавливает полномочия судьи до отпадения оснований к их приостановлению.

Полномочия судьи КС РФ прекращаются ввиду: нарушения порядка его назначения на должность; истечения срока полномочий; личного заявления об отставке; утраты гражданства РФ; вынесения в отношении него обвинительного приговора, совершении проступка, порочащего честь и достоинство судьи; неучастия его в заседаниях; неспособности по состоянию здоровья исполнять свои обязанности в течение длительного времени (не менее 10 месяцев).

Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.

Конспект лекции: Компетенция Конституционного Суда РФ

В целях защиты конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия КРФ на всей территории РФ КС РФ наделен следующими полномочиями:

  • 1. Разрешает вопросы о соответствии КРФ (ФЗ; нормативных актов Президента РФ, СФ, ГД, Правительства РФ; конституций республик, уставов, законов и иных нормативных актов субъектов РФ; договоров между органами государственной власти РФ и субъектов РФ; не вступивших в силу международных договоров РФ).
  • 2. Разрешает споры о компетенции (между федеральными органами гос.власти; между органами государственной власти РФ и субъектов РФ, между высшими государственными органами субъектов РФ).
  • 3. По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.
  • 4. Дает толкование КРФ.
  • 5. Дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
  • 6. Выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.
  • 7. Осуществляет иные полномочия, предоставленные ему КРФ, Федеративным договором и ФКЗ, может пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ.

Компетенция КС РФ может быть изменена только путем внесения изменений в ФКЗ «О КС РФ». КС РФ решает исключительно вопросы права. КС РФ при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или других органов.

Конституционный Суд РФ: порядок образования, структура и компетенция

1. Понятие и функции Конституционного Суда РФ

1.2 Структура и организация деятельности

2. Конституционный Суд РФ в системе органов судебной власти

2.1 Правовые позиции Конституционного Суда

2.2 Полномочия Конституционного Суда

3. Статус судьи Конституционного Суда

Список использованных источников и литературы

В последнее время в российском обществе происходят существенные преобразования практически во всех сферах государственной и общественной жизни. Основным направлением такого развития нашей страны, особенно в сфере построения и совершенствования законодательства является стремление заложить и укрепить в основе государственности Российской Федерации идеи и принципы правового государства, вся деятельность которого будет направлена на укрепление законности в стране, на создание правовой информированности граждан, на то, чтобы люди могли активно защищать свои права и свободы с помощью правовых процедур. В этих условиях очень важной является проблема формирования и развития способов, средств и органов правовой и судебной защиты населения Российской Федерации, а, следовательно, особенно актуальной становится роль Конституционного Суда Российской Федерации, как органа, осуществляющего конституционный контроль и как одной из важнейших гарантий конституционности, законности, и правопорядка в стране. Конституционный Суд – это единственный источник, который может на законных основаниях толковать Конституцию Российской Федерации, а также призван быть важнейшим органом, который может эффективно и реально стать гарантом формируемых демократических институтов.

Основным условием деятельности Конституционного Суда Российской Федерации является четкая регламентированность процедур его деятельности, поэтому анализу законодательства, посвященного Конституционному Суду РФ, следует уделить особое внимание. Главным правовым актом, содержащим основные положения о Конституционном Суде, является Конституция Российской Федерации, в которой вопросам, связанным с Конституционным Судом РФ посвящена статья 125, находящаяся в главе 7 «Судебная власть». Эта статья содержит основные положения в данной сфере, касающиеся состава, полномочий, компетенции конституционного Суда и некоторых других вопросов. Еще одним из важнейших актов, касающихся Конституционного Суда, является Федеральный конституционный закон «О Конституционном суде Российской федерации». Данный конституционный закон конкретизирует положения Конституции РФ и регламентирует следующие базовые вопросы:

Состав, порядок образования и деятельности Конституционного Суда;

Полномочия Конституционного Суда;

Основные принципы деятельности Конституционного Суда;

Статус судьи Конституционного суда;

Структура и организация деятельности Конституционного Суда и многие другие.

Более детально положения данных правовых актов будут рассмотрены в последующих главах.

Говоря о степени разработанности в научной литературе проблем и вопросов, связанных с Конституционным Судом РФ, важно отметить, что данная тема активно исследуется уже с момента создания данного органа конституционного контроля такими авторами как С.А. Авакьян, Л.В. Лазарев, М.В. Баглай, В.Д. Зорькин, Н. Витрук и др.

Приступая к анализу научной литературы по вопросам, связанным с деятельностью Конституционного Суда, можно отметить, что данной теме посвящено достаточно большое количество статей и учебных пособий, существует и несколько монографий, среди которых особенно можно отметить монографическое исследование Л.В. Лазарева «Правовые позиции Конституционного Суда России», которая посвящена такому важному вопросу, как правомерность отнесения постановлений Конституционного Суда к группе источников права в Российской Федерации. Среди статей, посвященных вопросам Конституционного Суда хотелось бы особо выделить статью Н. Витрука «Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации: понятие, природа, юридическая сила и значение», Б. Топорнина «Конституционный Суд РФ – эффективный фактор развития права», в которой исследователь отмечает значимую роль Конституционного Суда РФ в развитии демократического характера всего российского государства, а также статью Е.А. Ершовой «Юридическая природа правовых позиций Конституционного Суда РФ», которая также отмечает дискуссионность юридической природы правовых позиций Конституционного Суда. Также особое внимание следует уделить учебным пособиям, освещающим вопросы деятельности Конституционного Суда: учебники для юридических вузов С.А. Авакьяна, М.В. Баглая, а также О.Е. Кутафина, которые представляют целостную характеристику Конституционного Суда как органа конституционного контроля в Российской Федерации.

Необходимым условием любого исследования является постановка его целей и задач, в соответствии с которыми будут строиться основные этапы всей работы. Таким образом, необходимо определить и цель для данной работы: ею является обозначение места Конституционного Суда в системе органов судебной власти на основе порядка образования и функций Конституционного Суда, а также выявление правового статуса Конституционного Суда.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

а) дать понятие Конституционного Суда;

б) рассмотреть его функции;

в) выделить структуру;

г) проанализировать правовые позиции;

д) определить полномочия Конституционного Суда;

В соответствии с этими задачами будет построена структура данного исследования, по мере работы над которым я постараюсь отразить основные идеи и принципы функционирования Конституционного Суда Российской Федерации.

1. Понятие и функции Конституционного Суда Российской Федерации

1.1 Понятие конституционного Суда

Конституционный Суд Российской Федерации – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

В 1991 г. впервые в истории России был образован принципиально новый конституционно-правовой институт – Конституционный Суд, являющийся судебным органом конституционного контроля. Первые попытки ввести такого рода правосудия имели место еще в СССР. В 1989 году Съезд народных депутатов СССР образовал Комитет конституционного надзора. Однако он, начав вполне успешно, просто не успел себя проявить. По мнению Л.В. Лазарева, учреждение Конституционного Суда России стало конкретным проявлением стремления, во-первых, к демократическим преобразованиям, конституционно-правовой защите суверенитета Российской Федерации; во-вторых, к последовательной реализации идей правового государства, принципа разделения властей и создания сильной судебной власти; в-третьих, к превращению Конституции в непосредственно действующее право, которому должны неукоснительно следовать органы публичной власти, другие субъекты права и на которое могли бы прямо опираться граждане, их объединения для защиты своих прав и свобод.1

В то же время на первоначальном этапе своей деятельности Конституционный Суд должен был действовать на основе Конституции РСФСР 1978 г., в которую к началу 90-х гг. было внесено около 300 поправок, приведших к соединению в ней как бы двух форм устройства государства: советской и общедемократической. Такое соединение противоположных конституционных установлений было выражением не социального компромисса или гражданского согласия, что обычно характеризует сущность демократических конституций, а незавершенной острой борьбы различных социально-политических сил за выбор пути дальнейшего развития России. В этих условиях становление конституционного правосудия было непростым делом. Тем не менее, Конституционный Суд в своей деятельности стремился исходить из демократических правовых начал, нашедших отражение в Конституции, и общеправовых принципов.

Новый этап в конституционно-правовом развитии страны связан с Конституцией России, принятой всенародным голосованием (референдумом) 12 декабря 1993 г. Она представляет собой правовой фундамент процесса реформирования российского общества, затрагивающего все его сферы – социально-экономическую, политическую, государственно-правовую и духовную. Конституционный Суд воспринимает Конституцию РФ как данность, исходит из ее целостности и непротиворечивости. В Конституции России 1993 г. нашли воплощение многие принципы демократического конституционного строя, конституционализма: народовластие; верховенство права и конституции; признание человека, его прав и свобод высшей ценностью, их защита государством; политический и идеологический плюрализм, многопартийность; федерализм; разделение властей; самостоятельность местного самоуправления; признание и защита различных форм собственности; свобода экономической деятельности; судебный конституционный контроль.

По мнению В.Д. Зорькина «Конституция и ее точная, современная, гибкая интерпретация Конституционным Судом должна гарантировать права и свободы наших граждан, их конституционную безопасность, не позволить размыть государственный суверенитет, национальные интересы чужими интересами и правовым хаосом»1

В соответствии с Конституцией 1993 года Конституционный Суд РФ – это орган власти, как и все другие судебные органы. В России была впервые установлена, учреждена не просто судебная система, а самостоятельная судебная власть.

Конституционный Суд РФ – федеральный орган судебной власти, у которого нет никаких нижестоящих судебных органов. Как, например, у Верховного и Высшего Арбитражного судов.

Что касается задач Конституционного Суда РФ, то они достаточно ясно изложены в ст. 125 Конституции РФ, где сказано, что Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства России;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов, договоров между органами государственной власти субъектов Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.1

Можно задаться вопросом, а зачем контролировать законодательство, тем более конституции, уставы субъектов РФ? Марат Викторович Баглай на этот счет говорит: «Нет ни одной страны мира, какой бы демократической она себя не признавала, где бы законодатель не ошибался, где бы не принимались правовые акты, которые рано или поздно оказывались несоответствующими конституции, посягали на права граждан. Поэтому необходим тщательный анализ. Вот для чего требуется механизм, который выявлял бы дефекты и противоречия». 1

Деятельность Конституционного Суда способствует обеспечению демократического характера Российского государства. Это нелегкая задача. У нас в стране сильны традиции прошлого, когда власть принадлежала самодержавному монарху, а в течение семи десятилетий ХХ века – политической партии. Как отмечает Б. Топорнин, «…Демократия в ее современном состоянии, отражающем условия и потребности нового общества, где развиваются особые технологии, создается огромный информационный материал, модернизируется система управления, остается первейшей заботой Конституционного Суда»2.

Особенно хотелось бы подчеркнуть роль Конституционного Суда в отстаивании основных прав и свобод человека и гражданина. Суд справедливо видит в этом главный смысл демократии и свое основное назначение. Эта позиция Суда абсолютно верна, ибо нарушение прав и свобод человека опасны не только для тех, кто ими затронут, а для всего общества, подрывают и размывают его устои, отталкивают людей от государства.

Конституционный Суд Российской Федерации делает много для укрепления единства и целостности правовой системы страны, ее государственного строя. Особенно значимы судебные решения, касавшиеся статуса субъектов Федерации, трактовки суверенитета республики и вопросов собственности субъектов Федерации на землю и природные ресурсы.

Конституционный Суд активно и непосредственно участвует в развитии конституционного права. Судебные решения все больше признаются источниками права даже теми, кто раньше считал, что суд не творит, а только применяет право. Судебную практику изучают в исследовательских центрах, преподают в высших учебных заведениях.

При этом Конституционный Суд не замыкается в рамках только конституционного права. Его решения оказывают воздействие на другие отрасли права, в том числе на гражданское, уголовное, налоговое. Суд стал в ряде случаев носителем новых, демократических принципов, которыми он заменял устаревшие и изжившие себя нормы УПК и ГПК. И это не случайно, т. к. с одной стороны, суд руководствуется основным законом страны, а с другой стороны никакое право, даже конституционное не может, да и не должно решать свои задачи в одиночку.

Являясь равноправной и самостоятельной ветвью судебной власти, Конституционный Суд РФ решает общую задачу правосудия и обеспечивает беспробельность судебной защиты прав граждан от неправовых (незаконных) ненормативных и нормативных актов подзаконного уровня, Конституционный Суд уполномочен лишать юридической силы нормы закона, не соответствующие Конституции Российской Федерации.

Конституционный Суд не вправе вторгаться в компетенцию других судебных органов. Однако его решения, признавшие норму закона неконституционной, могут свидетельствовать о судебной ошибке, если применение этой нормы судом в конкретном деле имело решающее значение. В этом смысле решения Конституционного Суда являются правовым ориентиром для всех судебных органов, применяющих закон.

Конституционный Суд имеет исключительную компетенцию оценивать закон на соответствие Конституции и закрепить эту оценку в своем решении. Все остальные суды вправе только усомниться в конституционности закона и направить соответствующий запрос в Конституционный Суд. В связи с этим прямое применение Конституции РФ при разрешении дел всеми судами (кроме Конституционного) ограничено законами, еще не проверенными Конституционным Судом. Такой подход, сформулированный самим Конституционным Судом, нашел закрепление в процессуальных законах (Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации).

1.2 Структура и организация деятельности

Модель Конституционного Суда РФ в варианте 1991 года оказалась весьма и весьма далекой от совершенства, что привело в конечном итоге к печально известным событиям (деятельность Конституционного Суда РФ была приостановлена). Федеральный конституционный закон 1994 года внес существенные изменения в организационные формы конституционного судопроизводства, что имело целью повышение эффективности и оперативности в деятельности Конституционного Суда. Прежде Конституционный Суд действовал в едином составе. В перерывах между заседаниями по конкретному делу он не мог рассматривать другие дела. Это приводило к задержке рассмотрения многих дел и несоблюдению многих сроков. В связи с этим Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» определил следующую форму организации Конституционного Суда: рассмотрение и разрешение им дел осуществляется в пленарных заседаниях и заседаниях палат. Суд состоит из двух палат, включающих в себя соответственно девять и десять судей.1 Число судей было увеличено с 15 до 19. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки, порядок проведения которой устанавливается Регламентом Суда. В пленарных заседаниях участвуют все судьи Конституционного Суда РФ, в заседаниях палат – судьи, входящие в состав соответствующей палаты. По мнению аспирантки юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Зыковой Н., в современных условиях конституционный Суд в его численном и организационном составе оказывается не в состоянии справиться с тем объемом работы, который возложен на него Конституцией РФ и законодательством. 1

В пленарных заседаниях участвуют все судьи Конституционного Суда РФ, в заседаниях палат – судьи, входящие в состав соответствующей палаты. Председатель и заместитель Председателя Конституционного Суда не могут входить в состав одной и той же палаты. Персональный состав палат не должен оставаться неизменным более чем три года подряд. Очередность исполнения судьями, входящими в состав палаты, полномочий председательствующего в ее заседаниях определяется на заседании палаты.

В пленарном заседании суд вправе рассмотреть любой вопрос, входящий в его компетенцию.

А в пленарных заседаниях он разрешает дела о соответствии Конституции РФ конституций республик и уставов субъектов РФ; дает толкование Конституции РФ; дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления; принимает послания КС РФ; решает вопрос о выступлении с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

В пленарных заседаниях также избирается Председатель, заместитель председателя, судья-секретарь Конституционного Суда РФ, формируются персональные составы палат, принимается Регламент Конституционного Суда РФ и др.

В заседаниях палат разрешаются все дела о соответствии Конституции РФ законов, договоров и нормативных актов, кроме конституций республик и уставов субъектов РФ, разрешаются споры о компетенции, а также проверяется конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов.

Конституционный Суд РФ избирает из своего состава сроком на три года Председателя, заместителя председателя и судью-секретаря Конституционного Суда РФ. Эти должностные лица по истечении срока их полномочий могут быть избраны на новый срок.

По инициативе не менее пяти судей Конституционного Суда, считающих, что Председатель, заместитель Председателя или судья-секретарь Конституционного Суда РФ недобросовестно исполняют свои обязанности, либо злоупотребляют своими правами, может быть поставлен вопрос об их досрочном освобождении от соответствующей должности. Вопрос об досрочном освобождении от должности указанных лиц решается большинством не менее двух третей от общего числа судей тайным голосованием. Также указанные лица могут по личному письменному заявлению сложить с себя эти полномочия, что констатируется решением Конституционного Суда.

В случае, если должность Председателя, заместителя Председателя или судьи-секретаря Конституционного Суда окажется вакантной, новые выборы должны проводится не позднее двух месяцев со дня открытия вакансии. По истечении срока полномочий указанные должностные лица продолжают исполнять свои обязанности до проведения новых выборов.

Согласно ст. 24 Федерального конституционного закона Председатель Конституционного Суда руководит подготовкой пленарных заседаний, созывает их и председательствует на них; вносит на обсуждение Конституционного Суда вопросы, подлежащие рассмотрению в пленарных заседаниях и заседаниях палат; представляет Конституционный Суд в отношениях с государственными органами и организациями, общественными объединениями, по уполномочию Конституционного Суда выступает с заявлениями от его имени; Кроме того он осуществляет общее руководство аппаратом Конституционного Суда, представляет на утверждение Суда кандидатуры руководителей его Секретариата и других подразделений аппарата, иных служб Конституционного Суда, а также Положение о Секретариате Конституционного Суда и штатное расписание аппарата; председатель КС издает приказы и распоряжения.

Заместитель Председателя Конституционного Суда осуществляет по уполномочию Председателя Конституционного Суда отдельные его функции, а также выполняет свои обязанности, возложенные на него Конституционным Судом.

Важное значение для организации деятельности Конституционного Суда имеет фигура Судьи-секретаря Конституционного Суда РФ. Он осуществляет непосредственное руководство работой аппарата Суда, организационно обеспечивает подготовку и проведение заседаний Конституционного Суда;

Основным внутренним актом, регулирующим деятельность Конституционного Суда, является его Регламент. В Регламенте Конституционного Суда РФ на основе Конституции РФ и Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» устанавливаются: порядок определения персонального состава палат, порядок распределения дел между ними, порядок определения очередности рассмотрения дел в пленарных заседаниях и в заседаниях палат; некоторые правила процедуры и этикета в заседаниях, особенности делопроизводства в Суде; требования к работникам аппарата Суда, иные вопросы внутренней деятельности Конституционного суда РФ.

2. Конституционный Суд Российской Федерации в системе органов судебной власти

2.1 Правовые позиции Конституционного Суда

Природа правовых позиций Конституционного Суда РФ в настоящее время является одной из самых дискутируемых в специальной литературе теоретической проблемой, имеющей важнейшее практическое значение. В ст. 73 Федерального конституционного закона «О конституционном суде Российской Федерации» записано: «В случае, если большинство участвующих в заседании палаты судей склоняются к необходимости принять решение, не соответствующее правовой позиции, выраженной в ранее принятых решениях Конституционного Суда Российской Федерации, дело передается на рассмотрение в пленарное заседание»1. Что же значит понятие «правовая позиция» конституционного Суда?

Достаточной четкости в понимании правовой позиции Конституционного Суда нет. Г.А. Гаджиев, судья КС РФ полагает: «В мире юридических явлений правовые позиции КС ближе всего находятся к racio decidendi, и в силу этого именно правовые позиции КС следует считать источниками права»2. Развивая эту позицию Л.В. Лазарев полагает: «прецедентный характер акта конституционной юрисдикции означает, что выраженная в нем позиция относительно конституционности конкретного акта или нормы является образом (правилом), которым должны руководствоваться законодательные, судебные и иные органы, должностные лица при решении вопросов в рамках своей компетенции»3. Еще один вывод сделала В.И. Анишина, по мнению которой, правовые позиции Конституционного Суда РФ представляют собой его отношение к определенным правовым проблемам, закрепленное в решениях. Это результат анализа аргументов и выводов Суда образующих интеллектуально-юридическое содержание судебного решения, это всегда толкование конституционных норм и норм отраслевого законодательства4.

Понятие правовой позиции не совпадает по объему с решением Суда, поскольку в нем могут быть высказаны правовые позиции как по одной, так и по нескольким значимым проблемам. Причем выводы могут содержаться как в резолютивной части постановления, так и в мотивировочной, а также в отказных определениях и определениях о прекращении производства по делу.

Формирование правовых позиций Конституционного Суда осуществляется на основе рассмотрения конкретных дел в процессе конституционного судопроизводства при официальном толковании Конституции, при абстрактном и конкретном нормоконтроле, при разрешении споров о компетенции и т.д. Правовые позиции Конституционного Суда представляют известный итог конституционного судопроизводства, результат логико-содержательных операций, отражающих специфику конституционно правовой проблемы. Суть такой проблемы заключается в возможности одновременного существования нескольких различных вариантов поведения, истинным из которых признается лишь тот, который соответствует духу и букве Конституции. Правовые позиции Конституционного Суда снимают возникшую конституционно-правовую неопределенность и тем самым устанавливают единственно возможный вариант поведения законодателя и правоприменителя. Решения Конституционного Суда (постановления и определения) в своей мотивировочной и резолютивных частях представляют единство. В них излагаются правовые позиции Суда, исходя из которых Конституционный суд делает окончательные выводы относительно официального толкования Конституции, абстрактного и конкретного нормоконтроля и т.д.

По мнению Н. Витрука, правовые позиции формируются не ради самих правовых позиций. Они лежат в основе аргументации, обоснования итогового правового решения Суда. Изложение правовых позиций Конституционного Суда в его решениях придает им официальный характер1. Правовые позиции Суда имеют два существенных свойства. Первое из них состоит в том, что правовая позиция КС носит общий характер, т.е. она распространяется не только на конкретный, ставший предметом рассмотрения в конституционном суде случай, но и на все аналогичные случаи, имеющие место в правовой практике. Второе характерное свойство правовой позиции заключается в ее официальном, обязательном характере. Правовые позиции суда имеют такую же юридическую силу, как и сами решения Суда, и обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.2 Поэтому нельзя согласиться с мнением, что правовые позиции Конституционного Суда являются лишь рекомендациями. По юридической силе правовые позиции КС приравниваются к юридической силе самой Конституции РФ. Правовые позиции КС приобретают характер конституционно-правовых норм (принципов, понятий), но ими не становятся. В судебной и иной правоприменительной практике правовые позиции КС приобретают характер прецедента по своей юридической силе, но таковыми по своей природе не являются.

В ряду правовых явлений (правовых норм, принципов, правоположений, прецедентов и др.) правовые позиции Конституционного Суда занимают самостоятельное место и могут рассматриваться в качестве источника конституционного и иных отраслей права (законодательства).

С точки зрения Витрука можно выделить два основных вида правовых позиций Конституционного Суда РФ:

1) правовые позиции Суда, представляющие результат непосредственного официального толкования Конституции РФ и решения споров о компетенции на ее основе;

2) правовые позиции, являющиеся результатом раскрытия (истолкования, интерпретации) конституционного смысла положений отраслевого законодательства1.

Несмотря на различия по характеру формирования, содержанию и т.д., правовые позиции Конституционного Суда по юридической силе одинаковы. Они могут быть классифицированы на виды по различным основаниям: по объекту разрешения конституционно-правовой проблемы (касаются ли они понятий, норм, принципов, институтов); по характеру предмета регулирования (материально-правовые, и процессуально-правовые позиции); по сферам общественных отношений (правовые позиции в области прав о свобод человека и гражданина, государственного строительства, федерализма, местного самоуправления и т.д.). Возможны и другие классификации правовых позиций КС.

Конституционный суд сформировал практику, согласно которой его правовые позиции, сформулированные в итоговых решениях по конкретным делам, имеют общий характер и обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц и во всех аналогичных ситуациях. В этом заключается одно из требований конституционной законности. Законодатели и правоприминители самостоятельно, по своей инициативе должны изменять содержание нормативных актов, договоров, предпринимать необходимые правовые действия в соответствии с требованиями прямого действия положений Конституции РФ и правовых позиций Конституционного Суда РФ.

Правовые позиции Конституционного Суда РФ играют существенную роль в утверждении и развитии конституционализма во всех его ипостасях, что имеет особое значение в период слома тоталитаризма и переходу к демократии, к правовому государству.

2.2 Полномочия Конституционного Суда

Конституция Российской Федерации и Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» наделяют Конституционный Суд широкими полномочиями, позволяющими ему эффективно действовать в качестве «верховного хранителя» Конституции.

Полномочия Конституционного Суда не ограничены определенным сроком, вследствие чего состав судей никогда не должен смениться одновременно, а суд – прекратить свою деятельность по каким-либо причинам. Решения Суда обязательны на всей территории Российской Федерации доя всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений. Следовательно не существует органа государственной власти и какого-либо должностного лица, включая главу государства, который бы мог давать какие-либо указания Суду, если Суд действует в пределах своей компетенции.

Поскольку осуществление Судом его полномочий способно затронуть интересы самых сильных органов государства, закон предусматривает гарантии независимости Суда, призванные обезопасить его от любых влияний.

В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей ее территории Конституционный Суд:

1. разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;

2. разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;

3. по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;

В случае признания федерального закона или закона субъекта Федерации либо отдельных положений этих законов не соответствующими Конституции РФ гражданам и (или) объединениям граждан, обратившихся в Конституционный Суд за счет средств федерального бюджета или бюджета соответствующего субъекта Федерации возмещаются в порядке и размерах, установленных Правительством Российской Федерации:

Уплаченная государственная пошлина;

Расходы на оплату услуг представителей;

Расходы на проезд и проживание заявителей и их представителей, понесенные ими в связи с явкой в суд;

Почтовые расходы, связанные с рассмотрением дела;

Компенсация за фактическую потерю времени.

4. дает толкование Конституции Российской Федерации;

Конституционный Суд в процессе толкования не создает новых правовых норм. Толкование нельзя смешивать ни с толкуемой нормой права, ни с нормой права вообще. Правотолковательное положение – это только правило надлежащего понимания уже существующей нормы права, а не новая норма права. Конечно, Конституция может быть несовершенной, но с этим Конституционный Суд не вправе ничего сделать. Было бы странно, если бы сложности, с которыми связано внесение поправок в Конституцию РФ или ее пересмотр, в соответствии с гл. 9, можно было бы преодолеть простым решением Конституционного Суда, если бы в процессе толкования Конституции он пользовался бы правом ее дополнения, развития отдельных положений и т.д.

5. дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

6. выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;

Инициатором он может быть только в одном случае – внося в Государственную Думу проект федерального закона.

7. осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и федеральными конституционными законами; может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со статьей 11 Конституции Российской Федерации договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля.

Все это говорит о том, что акты Конституционного Суда, которые создают правовые нормы, не могут рассматриваться в качестве источников конституционного права, хотя они, как и все другие правовые акты обязательны для исполнения.

Вместе с тем из сказанного было бы неверно сделать вывод о том, что Конституционный Суд вообще не в праве принимать никаких нормативно правовых актов. Будучи органом государственной власти, Конституционный Суд имеет право, в частности, принимать акты по вопросам организации его собственной деятельности. Именно таким актом, относящимся к числу источников конституционного права, является Регламент Конституционного Суда РФ.

В случае если решением Конституционного Суда нормативный акт признан несоответствующим Конституции РФ полностью или частично либо из решения Конституционного Суда вытекает необходимость устранения пробела в правовом регулировании, государственный орган или должностное лицо, принявшие этот нормативный акт, рассматривают вопрос о принятии нового нормативного акта, который должен в частности, содержать положения об отмене нормативного акта, признанного не соответствующим Конституции РФ полностью, либо о внесении необходимых изменений и (или) дополнений в нормативный акт, признанный неконституционным в отдельной его части. До принятия нового нормативного акта непосредственно применяется Конституция РФ.

В случае, если решением Конституционного Суда нормативный акт признан несоответствующим Конституции РФ полностью или частично либо из решения Конституционного Суда вытекает необходимость устранения пробела в правовом регулировании:

1) Правительство Российской Федерации не позднее трех месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации вносит в Государственную Думу проект нового федерального конституционного закона, федерального закона или ряд взаимосвязанных проектов законов либо законопроект о внесении изменений и (или) дополнений в закон, признанный неконституционным в отдельной его части. Указанные законопроекты рассматриваются Государственной Думой во внеочередном порядке;

2) Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации не позднее двух месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации отменяют нормативный акт соответственно Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, принимают новый нормативный акт либо вносят изменения и (или) дополнения в нормативный акт, признанный неконституционным в отдельной его части;

3) законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение шести месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации вносит необходимые изменения в конституцию (устав) субъекта Российской Федерации, отменяет признанный неконституционным закон субъекта Российской Федерации, принимает новый закон субъекта Российской Федерации или ряд взаимосвязанных законов либо вносит изменения и (или) дополнения в закон субъекта Российской Федерации, признанный неконституционным в отдельной его части. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) вносит соответствующий законопроект в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации не позднее двух месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации. Если по истечении шести месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации не будут приняты предусмотренные настоящим пунктом меры в связи с решением Конституционного Суда Российской Федерации, применяется механизм ответственности, предусмотренный федеральным законодательством;

4) высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не позднее двух месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации отменяет признанный неконституционным нормативный акт, принимает новый нормативный акт либо вносит изменения и (или) дополнения в нормативный акт, признанный неконституционным в отдельной его части. Если по истечении двух месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не будут приняты предусмотренные настоящим пунктом меры в связи с решением Конституционного Суда Российской Федерации, применяется механизм ответственности, предусмотренный федеральным законодательством;

5) федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, заключившие признанные полностью или частично не соответствующими Конституции Российской Федерации договор между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договор между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, не позднее двух месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации вносят

Лекция 8. Конституционный Суд Российской Федерации

«Конституционный Суд Российской Федерации– судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства», — гласит ст. 1 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ и вступил в действие 23 июля 1994г.

В деятельности Конституционного Суда РФ приоритетными являются права и свободы личности. Этот приоритет основан на ст.2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства».

Полномочия Конституционного Суда РФустановлены ст. 125 Конституции РФ. Основная функция Конституционного Суда РФ — осуществле­ние конституционного контроля в целях защиты прав и сво­бод человека и гражданина, обеспечение верховенства и пря­мого действия предписаний Конституции РФ на всей террито­рии Российской Федерации. Конституционный контроль состоит в выявлении правовых актов государственных ор­ганов и должностных лиц, противоречащих конституцион­ным положениям, а также в принятии мер по устранению этих отклонений. В случае признания правового акта некон­ституционным он утрачивает юридическую силу. 1

Суд должен быть убеждён в конституционности закона, которым над­лежит руководствоваться при разрешении того или иного дела. И если возникает необходимость доказать неконституционность конкретного закона, в этом случае суд имеет право поставить вопрос отно­сительно данного закона перед Конституционным Судом РФ.

В итоге в работе по «выбраковыванию» не соответ­ствующих Конституции РФ законов относительно прав и свобод граждан в настоящее время участвуют граждане как наиболее заинтересованные лица при разрешении их конкретных дел и суды общей юрисдикции как правоприменители конкретного закона.

Существенную роль в повышении уровня защиты прав граждан в процессе уголовного судопроизводства сыграли и решения Конституционного Суда РФ, посвящённые процедуре рассмотрения дел в порядке кассационного и надзорного производства, которые были учтены при разработке нового УПК РФ. 2

Конституционный Суд РФ является единственным госу­дарственным органом, который вправе давать толкование положений Конституции РФ.

Круг лиц, имеющих право на обращение в Конститу­ционный Суд РФ с запросом о толковании Конституции РФ, опре­делен в ст.125 Конституции РФ: Президент РФ, Совет Федерации, Го­сударственная Дума, одна пятая членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительство РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ, органы законода­тельной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Проявлять свою ини­циативу в толковании Конституции Суд РФ не вправе.

Круг актов, конституционность которых может проверять Конституционный Суд РФ, не включает в себя акты судебных органов, министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, акты Генерального прокурора РФ, акты органов местного самоуправления и многие другие. Исключение этих актов из сферы действия Конституционного Суда РФ произведено в силу разграничения компетенции между государственными органами. 1

Конституционный Суд РФ задействован в процессе от­решения от должности Президента РФ. Совет Федерации направляет в суд запрос, в ответ на него судом дается заключение о соблюде­нии установленного порядка выдвижения обвинения Пре­зидента РФ в государственной измене или совершении ино­го тяжкого преступления.

Конституционному Суду РФ могут быть предоставлены и другие полномо­чия.

Статус судьи Конституционного Суда РФ. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей. Судьи Конституционного Суда РФ независимы, несменяемы, неприкосновенны.

Судьи Конституционного Суда РФ назначаются Советом Федерации из числа кандидатур, представленных Президентом РФ. Назначенные на должность судьи Конституционного Суда РФ приносят присягу в порядке, установленном Советом Федерации.

Судья Конституционного Суда РФ считается вступившим в должность с момента принесения им присяги. В соответствии с частью второй ст.10 Федерального конституционного закона «О Конституционном суде РФ» судья Конституционного Суда РФ произносит присягу следующего содержания: «Клянусь честно и добросовестно исполнять обязанности судьи Конституционного Суда Российской Федерации, подчиняясь при этом только Конституции Российской Федерации, ничему и никому более».

Судьёй Конституционного Суда Российской Федерации может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший ко дню назначения возраста не менее сорока лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права. Предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного Суда РФ – 70 лет.

Как предусматривает ст.12 Закона «О Конституционном Суде РФ» судья Конституционного Суда РФ назначается на должность на неограниченный срок.

Полномочия судьи Конституционного Суда РФ прекращаются в последний день месяца, в котором истёк срок его полномочий.

Должность судьи Конституционного Суда РФ обусловлена значительным числом правовых запретов. Так, судья Конституционного Суда РФ не может быть депутатом Государственной Думы, членом Совета Федерации, занимать либо сохранять за собой другие государственные или общественные должности, иметь частную практику, заниматься предпринимательской, иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельностью, занятие которой не должно препятствовать выполнению обязанностей судьи Конституционного Суда РФ и не может служить уважительной причиной отсутствия на заседании, если на то не дано согласия Конституционного Суда РФ.

Судья Конституционного Суда РФ не вправе осуществлять защиту или представительство, кроме законного представительства, в суде, арбитражном суде и иных органах, оказывать кому бы то ни было покровительство в получении прав и освобождении от обязанностей. Судьям Конституционного Суда РФ запрещена всякая политическая деятельность; участие в политических акциях, участие в избирательных кампаниях, присутствие на съездах, конференциях политических партий и движений и т.п. (ст.11 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»).

За совершение дисциплинарного проступка (нарушение норм Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»; Федеральный закон «О статусе судей в Российской Федерации», а также положений кодекса судейской этики, утверждаемого Всероссийским съездом судей) на судью Конституционного Суда РФ по решению Конституционного Суда РФ может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде предупреждения, прекращения полномочий судьи (ст.15).

Ст. 18 рассматриваемого Федерального конституционного закона предусматривает основания прекращения полномочий судьи Конституционного Суда РФ, в частности: истечение срока полномочий, личное письменное заявление об отставке до истечения полномочий, утрата судьёй гражданства Российской Федерации, наличие вступившего в законную силу обвинительного приговора в отношении судьи и др. Наличие того или иного основания для прекращения полномочий судьи Конституционного Суда РФ констатирует сам Конституционный Суд РФ. Принятое им решение направляется Президенту РФ, в Совет Федерации и является официальным уведомлением об открытии вакансии (ст.18).

На судей Конституционного Суда Российской Федерации распространяются гарантии, обеспечивающие предусмотренные Конституцией РФ независимость (ст. 120), несменяемость (ст. 121), неприкосновенность (ст. 122) судей Российской Федерации. Эти гарантии урегулированы Федеральным законом РФ «О статусе судей в Российской Федерации».

Так, ст. 9 указанного Закона перечисляет гарантии независимости судей.

Независимость судьи обеспечивается:

— предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия; запретом, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия;

— установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи;

— правом судьи на отставку;

— системой органов судейского сообщества;

— предоставлением судье за счёт государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.

Судья, члены его семьи и их имущество находятся под особой защитой государства. Органы внутренних дел обязаны принять необходимые меры к обеспечению безопасности судьи, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если от судьи поступит соответствующее заявление.

Ст. 10 этого закона гарантирует недопустимость вмешательства в деятельность судьи:

1. Всякое вмешательство в деятельность судьи по осуществлению правосудия преследуется по закону.

2. Судья не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся в производстве дел, а также представлять их кому бы то ни было для ознакомления, иначе как в случае и порядке, предусмотренных процессуальным законом.

Ст. 12 обеспечивает несменяемость судей. Судья несменяем. Он не подлежит переводу на другую должность или в другой суд без его согласия, и его полномочия могут быть прекращены или приостановлены не иначе как по основаниям и в порядке, установленном настоящим законом.

Судьи Конституционного суда имеют право на почётную отставку, и реализация этого права гарантируется ст. 15 Федерального закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации»:

1. Отставкой судьи по смыслу настоящего Закона признаётся почётный уход или почётное удаление судьи с должности. За лицом, пребывающим в отставке, сохраняется звание судьи, гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу.

2. Каждый судья имеет право на отставку по собственному желанию независимо от возраста.

Согласно пп. 3 и 4 данной статьи ушедшему или удалённому в отставку судье выплачивается выходное пособие из расчёта месячной заработной платы по последней должности за каждый полный год работы судьей, но не менее шестикратного размера месячной заработной платы по оставляемой должности, а также выплачивается компенсация на приобретение проездных документов на все виды общественного транспорта: городского, пригородного и местного сообщения за счёт средств федерального бюджета в порядке, определённом Правительством Российской Федерации.

Ст. 16 гарантирует неприкосновенность судьи, которая включает неприкосновенность личности, неприкосновенности занимаемых им жилых и служебных помещений, используемых им личных и служебных транспортных средств, принадлежащих ему документов, багажа и иного имущества, тайну переписки и иной корреспонденции (телефонных переговоров, почтовых, телеграфных, других электрических и иных принимаемых и отправляемых судьёй сообщений).

Структура Конституционного Суда РФ.Конституционный Суд РФ состоитиз двух палат, включающих в себя 9 и 10 судей соответственно. Персональный состав палат должен изменяться каждые 3 года. Персональный состав палат определяется путём жеребьёвки. Председатель и заместитель Председателя Конституционного Суда РФ должны входить в разные палаты.

Организуют работу Конституционного Суда РФПредседатель Конституционного Суда РФ, его заместители, судья-секретарь, которые избираются на 3 года тайным голосованием в пленарном заседании в Конституционного Суда РФ большинством голосов от общего числа судей.

Председатель Конституционного Суда РФруководит подготовкой пленарных заседаний Конституционного Суда РФ, созывает их и председательствует на них, вносит на обсуждение Конституционного Суда РФ вопросы, подлежащие рассмотрению в пленарном заседании и заседании палат, осуществляет общее руководство секретариатом Конституционного Суда, по поручению Суда и от его имени представляет Конституционный Суд РФ.

Заместитель Председателя Конституционного Суда РФпо его поручению выполняет отдельные функции, а когда Председатель не в состоянии выполнять свои обязанности, временно исполняет обязанности Председателя Конституционного Суда РФ.

Судья-секретарьосуществляет руководство работой аппарата Конституционного Суда РФ, организационно обеспечивает подготовку и проведение заседаний Конституционного Суда РФ, доводит до сведения органов, организаций и граждан решения, принятые Конституционным Судом РФ, информирует суд об их исполнении.

Секретариат осуществляет организационное, научно-аналитическое, справочное, информационное и иное обеспечение деятельности Конституционного Суда РФ. Для удобства контроля исполнения определённых обязанностей, оперативности в работе, целесообразного распределения объёмов работы, в конечном итоге надлежащего функционирования Конституционного Суда РФ секретариат образует в себе специализированные отделы, группы, секторы.

Аппарат Конституционного Суда комплектуется из специалистов высокой квалификации, проявившими себя в науке или практической деятельности (Приложение № 2).

За годы работы Конституционного Суда РФ в него поступило более 100 тыс. обращений: жалобы граждан, заявления юридических лиц, запросы судов, органов законодательной и исполнительной власти, депутатских групп.

Как показала практика последних лет общественной жизни, все важнейшие полномочия, которыми был наделён Конституционный Суд Основным законом страны, оказались востребованы. Многие из рассмотренных дел получили огромный общественный резонанс внутри страны и широкие отклики за рубежом. 1

Смотрите так же:

  • Правила вшэ Организационное собрание первокурсников Уважаемые первокурсники, если вы не сдавали фотографии в приемную комиссию, срочно принесите две штуки размера 2*3 (если нет таких, то 3*4) в учебный офис по адресу Шаболовка, 26, комн. 3322 Еремейкиной Елене Алексеевне , иначе студенческий билет получите только в сентябре.Организационное собрание […]
  • Возмещение вреда почве Приказ Минприроды России от 8 июля 2010 г. № 238 “Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды” В соответствии со статьями 4, 77 и 78 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 2, ст. […]
  • Закон по перевозки детей автобусами С 1 июля вступают в силу новые правила организованной перевозки детей Согласно изменениям, внесенным в пункт 3.4 ПДД и пункт 3 Правил организованной перевозки группы детей автобусами, с 1 июля 2018 года организованная перевозка групп детей автобусами будет осуществляться при включенном на крыше транспортного средства проблесковом […]
  • Нотариус на острякова севастополь Нотариус на острякова севастополь Нотариальная палата города Севастополя Абрамова Варвара ИвановнаТелефон: (8692)45-20-06, 54-68-48 Адрес: ул. Гоголя д.8, кв. 19, г. Севастополь, 299011 Андриевская Елена АркадиевнаТелефон: (8692)54-83-34 Адрес: л. Очаковцев, д.39, кв. 2, г. Севастополь, 299011 Бокань Анна АлексеевнаТелефон: […]
  • Семейное воспитание закон об образовании Права родителей ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ) 9. Родители (законные представители) имеют право на: 9.1. Обеспечение со стороны государства общедоступности получения их детьми начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. (Конституция РФ, ст.43, Закон РФ «Об образовании, ст.2 […]
  • Невыполнение предписаний суда За неисполнение предписания Госжилнадзора мировой суд назначил штраф ООО "Перспектива ЖКХ" 27 Мая 2015, 8:35 По результатам надзорных мероприятий Госжилнадзора ООО "Перспектива ЖКХ" было выдано предписание об устранении нарушений жилищного законодательства. Согласно документу организации необходимо было обеспечить предоставление […]