Источник покрытия налога

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

4.3 Налог на доходы физических лиц

Налог на доходы физических лиц является прямым федеральным налогом, поскольку обязанность по его уплате ложится на физических лиц с получаемых ими доходов, регулируется НК РФ и обязателен на всей территории Российской Федерации.

Налогоплательщики налога на доходы физических лиц (НДФЛ) определены главой 23 НК РФ «Налог на доходы физических лиц». Лица, освобожденные от уплаты НДФЛ, приведены в главах 26.1, 26.2 и 26.3 НК РФ.

  • Физические лица, являющиеся налоговыми резиден ­ тами Российской Федерации.
  • Физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации
  • Освобождены от уплаты НДФЛ

    Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, систему на ­ логообложения для сельскохозяйственных произво ­ дителей (единый сельскохозяйственный налог), пере ­ веденные на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов дея ­ тельности

    Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактичес ­ ки находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на перио ­ ды его выезда за пределы Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения.

    Лицами, не являющимися налоговыми резидентами, являются фи ­ зические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации ме ­ нее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

    Объектом налогообложения признается доход, полученный нало ­ гоплательщиками:

  • от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации — для физических лиц, являющих ­ ся резидентами Российской Федерации;
  • от источников в Российской Федерации — для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.
  • К доходам от источников в Российской Федерации относятся:

  • дивиденды и проценты, полученные от российской организации, а также проценты, полученные от российских индивидуальных пред ­ принимателей и (или) иностранной организации в связи с деятельно ­ стью ее обособленного подразделения;
  • страховые выплаты при наступлении страхового случая, в том числе периодические страховые выплаты (ренты, аннуитеты) и (или) выплаты, связанные с участием страхователя в инвестиционном дохо ­ де страховщика, а также выкупные суммы, полученные от российской организации и (или) от иностранной организации в связи с деятельно ­ стью ее обособленного подразделения в Российской Федерации;
  • доходы, полученные от использования в Российской Федерации авторских или смежных прав;
  • доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества, находящегося в Российской Федерации;
  • • доходы от реализации:

    — недвижимого имущества, находящегося в Российской Федера ­ ции;

    — в Российской Федерации акций или иных ценных бумаг, а также долей участия в уставном капитале организаций;

    • иные доходы, получаемые налогоплательщиком от осуществле ­ ния деятельности в Российской Федерации, указанные в п. 1 ст. 208 НК РФ.
    • К доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации, относятся:

    • дивиденды и проценты, полученные от иностранной организа ­ ции;
    • страховые выплаты при наступлении страхового случая, полу ­ ченные от иностранной организации;
    • доходы, полученные от использования за пределами Российской Федерации авторских или смежных прав;
    • доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества, находящегося за пределами Российской Федерации;
    • вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязаннос ­ тей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами Российской Федерации;
    • пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полу ­ ченные налогоплательщиком в соответствии с законодательством иностранных государств;
    • иные доходы, получаемые налогоплательщиком от осуществле ­ ния деятельности за пределами Российской Федерации в соответст ­ вии с п. 3 ст. 208 НК РФ.
    • Не признаются доходами доходы от операций, связанных с имуще ­ ственными и неимущественными отношениями физических лиц, признаваемых членами семьи и (или) близкими родственниками в со ­ ответствии с Семейным кодексом РФ, за исключением доходов, полу ­ ченных указанными физическими лицами в результате заключения между этими лицами договоров гражданско-правового характера или трудовых отношений.

      При определении налоговой базы учитываются все доходы налого ­ плательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которых у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.

      Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.

      Налоговым кодексом РФ предусмотрен один вид налоговых льгот — доходы, не подлежащие налогообложению: ст. 217 определен 41 вид доходов, не подлежащих налогообложению (государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности, пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии, назначаемые в порядке, установленном действующим законо ­ дательством и т. д.).

      Налоговым периодом признается календарный год.

      Налоговым кодексом РФ предусмотрены четыре вида налоговых вычетов : стандартные, социальные, имущественные и профессиональ ­ ные налоговые вычеты.

      Стандартные налоговые вычеты устанавливаются различным ка ­ тегориям налогоплательщиков в размере 3000 руб., 1000 руб., 500 руб., 400 руб. за каждый месяц налогового периода в соответствии со ст. 218 НКРФ.

      Стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплатель ­ щику одним из налоговых агентов, являющихся источником выплаты дохода, по выбору налогоплательщика на основании его письменного заявления и документов, подтверждающих право на такие налоговые вычеты.

      Социальные налоговые вычеты установлены ст. 219 НК РФ. Предо ­ ставляются они на основании письменного заявления, копий докумен ­ тов, подтверждающих право на социальный налоговый вычет при по ­ даче налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган по окончании налогового периода.

      Имущественные налоговые вычеты установлены ст. 220 НК РФ. Предоставляются они на основании письменного заявления налого ­ плательщика, подтверждающих документов при подаче им налоговой декларации в налоговые органы по окончании налогового периода.

      Имущественный налоговый вычет в сумме, израсходованной нало ­ гоплательщиком на новое строительство либо приобретение на террито ­ рии Российской Федерации жилого дома, квартиры или доли (долей) в них, может быть предоставлен до окончания налогового периода при его обращении к работодателю при условии подтверждения права на имущественный налоговый вычет налоговым органом.

      Профессиональные налоговые вычеты предоставляются налогопла ­ тельщикам в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечени ­ ем доходов, выполнением работ, оказанием услуг в соответствии со ст. 221 НКРФ.

      При отсутствии подтверждающих документов установлены норма ­ тивы затрат в процентах к сумме начисленного дохода (от 20% до 40%) и в зависимости от категории налогоплательщиков, имеющих право на профессиональные налоговые вычеты.

      Налоговая ставка НДФЛ устанавливается в размере 9, 13, 15, 30 и 35% в зависимости от вида доходов:

      В отношении доходов

    • в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 г., а также по доходам учредителей до ­
      верительного управления ипотечным покрытием, полученным на
      основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выдан ­ ных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 г.;
    • от долевого участия в деятельности организаций, полученных
      в виде дивидендов физическими лицами, являющимися налоговы ­ ми резидентами РФ
    • полученных физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, получаемых в виде дивидендов от долевого учас ­ тия в деятельности российских организаций

    • все доходы, получаемые физическими лицами,
      не являющимися налоговыми резидентами РФ,
      за исключением нижеперечисленных:
      • доходы, получаемые в виде дивидендов от долевого
        участия в деятельности российских организаций (15%);
      • доходы, получаемые от осуществления трудовой
        деятельности, указанной в ст. 227.1 НК РФ, доходы, получаемые от осуществления трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (13%)
      • • стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводи ­ мых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы то ­
        варов, работ и услуг в части превышения 4000 руб.;

        • процентных доходов по вкладам в банках в части превышения:

      • по рублевым вкладам — ставки рефинансирования Центрального банка РФ, увеличенной на пять процентных пунктов;
      • по вкладам в иностранной валюте — 9% годовых;
      • • суммы экономии на процентах при получении налогоплательщи ­ ками заемных (кредитных) средств в части превышения размеров:

      • суммы процентов за пользование заемными (кредитными) сред ­ ствами, выраженными в рублях, исчисленной исходя из двух третьих
        действующей ставки рефинансирования, установленной Централь ­ ным банком РФ на дату фактического получения налогоплатель ­ щиком дохода;
      • суммы процентов за пользование заемными (кредитными) сред ­ ствами в иностранной валюте в размере 9% годовых
      • по всем остальным доходам

        Датой фактического получения дохода определяется как день:

        Последний день месяца, за кото ­ рый начислен доход

        В виде оплаты труда за выполнение тру ­ довых обязанностей в соответствии с трудовым договором (контрактом)

        Выплаты дохода, в том числе пере ­ числения дохода на счета налого ­ плательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц

        Иных доходов в денежной форме

        День получения дохода

        При получении доходов

        Передачи доходов в натуральной форме

        Иных доходов в натуральной форме

        Уплаты налогоплательщиком про ­ центов по полученным заемным (кредитным) средствам, приобре ­ тения товаров (работ, услуг), при ­ обретения ценных бумаг

        В виде материальной выгоды

        Сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Сумма налога определяется в пол ­ ных рублях. Сумма налога менее 50 коп. отбрасывается, а 50 коп. и бо ­ лее округляются до рубля.

        При исчислении суммы налога, подлежащего уплате в бюджет, не ­ обходимо учесть следующее:

      • уменьшению на суммы налоговых вычетов подлежат только до ­ ходы, облагаемые по ставке 13%;
      • если сумма налоговых вычетов равна или превышает сумму дохо ­ да, то налоговая база считается равной нулю.
      • Как правило, налог исчисляется и уплачивается налоговыми аген ­ тами. Налоговыми агентами являются российские организации, инди ­ видуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, выплачива ­ ющие доходы своим работникам, т. е. источники выплат.

        Вместе с тем индивидуальные предприниматели, нотариусы, зани ­ мающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и другие лица, занимающиеся в установленном законода ­ тельством РФ порядке частной практикой, имеют доход от своей дея ­ тельности и налог по нему исчисляют и уплачивают сами.

        Кроме того, и сами физические лица могут иметь доход от лиц, не являющихся налоговыми агентами, либо дохода при выплате кото ­ рого налоговыми агентами не была удержана сумма налога, и обязан ­ ности по уплате НДФЛ ложатся в этих случаях на физических лиц.

        Порядок исчисления, а также порядок и сроки уплаты налога производятся в соответствии со ст. 225, 226 и 227 НК РФ.

        Налоговая декларация в обязательном порядке представляется следующими налогоплательщиками:

      • индивидуальными предпринимателями;
      • нотариусами, занимающимися частной практикой, адвокатами, учредившими адвокатские кабинеты, другими лицами, занимающи ­ мися в установленном действующим законодательством РФ порядке частной практикой;
      • физическими лицами:
    • получившими суммы вознаграждения от физических лиц и орга ­ низаций, не являющихся налоговыми агентами, на основе заключен ­ ных трудовых договоров и договоров гражданско-правового характе ­ ра, включая доходы по договорам найма или договора аренды любого имущества;
    • получившими суммы от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав;
    • налоговыми резидентами РФ, получающими доходы от источни ­ ков, находящихся за пределами Российской Федерации;
    • получающими другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами;
    • получающими выигрыши, выплачиваемые организаторами лоте ­ рей, тотализаторов и других, основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов);
    • получающими доходы в виде вознаграждения, выплачиваемого им как наследникам (правопреемникам) авторов произведений науки, литературы, искусства, авторов изобретений, полезных моделей и промышленных образцов;
    • получающими от физических лиц, не являющихся индивидуаль ­ ными предпринимателями, доходы в денежной и натуральной формах в порядке дарения, за исключением случаев, когда такие доходы не подлежат налогообложению.
    • Налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме 3-НДФЛ, утвержденной приказом Минфина Рос ­ сии.

      Налоговая декларация на сумму предполагаемого дохода (инди ­ видуальными предпринимателями, нотариусами, занимающимися частной практикой, адвокатами, учредившими адвокатские кабинеты, и другими лицами, занимающимися в установленном законодатель ­ ством РФ порядке частной практикой) предоставляется по форме 4-НДФЛ.

      Налоговые агенты предоставляют в налоговый орган по месту сво ­ его учета в срок до 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, сведения о доходах физического лица по форме 2-НДФЛ и реестр сведений о доходах физических лиц по форме, утвержден ­ ной приказом МНС РФ.

      Излишне удержанные налоговым агентом из дохода налогопла ­ тельщика суммы налога подлежат возврату налоговым агентом по за ­ явлению налогоплательщика. Суммы налога, не удержанные с физи ­ ческих лиц или удержанные налоговыми агентами не полностью, взыскиваются ими с физических лиц. Суммы налога, не взысканные в результате уклонения налогоплательщика от налогообложения, взы ­ скиваются за все время уклонения от уплаты налога.

      Фактически уплаченные налогоплательщиком, являющимся нало ­ говым резидентом РФ, за пределами Российской Федерации в соответ ­ ствии с законодательством других государств суммы налога с доходов, полученных за пределами Российской Федерации, не засчитываются при уплате налога в Российской Федерации, если иное не предусмот ­ рено договором (соглашением) об избежание двойного налогообложе ­ ния с соответствующим государством.

      Для освобождения от уплаты налога, проведения зачета, получе ­ ния налоговых вычетов или иных налоговых привилегий налогопла ­ тельщик должен представить в налоговый орган официальное под ­ тверждение того, что он является резидентом государства, с которым Российская Федерация заключила действующий в течение соответст ­ вующего налогового периода (или его части) договор (соглашение) об избежание двойного налогообложения, а также документ о получении дохода и об уплате им налога за пределами Российской Федерации, подтвержденный налоговым органом соответствующего иностранного государства.

      мировая экономика

      Налоги и налогообложение предприятий в России

      Сущность налоговой системы, принципы и функции налогов

      Государство, выражая интересы общества в различных cферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику – экономическую, социальную, экологическую, демографическую и другие. За счет налоговых взносов формируются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в его бюджете и внебюджетных фондах. Налогообложение основывается на 15 социальных законах, законе о бюджете и налоговом кодексе.

      Налоги – обязательные сборы и платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц в бюджеты соответствующего уровня или во внебюджетные фонды по ставке, устанавливаемой в законодательном порядке. Выплаты принудительны и безвозмездны.

      Налоги – гибкий инструмент воздействия на находящуюся в постоянном движении экономику: они помогают поощрять или сдерживать определенные виды деятельности, направлять развитие тех или иных отраслей промышленности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, сбалансировать платежеспособный спрос и предложение, регулировать количество денег в обращении.

      Налоговая система РФ представлена:

    • совокупностью налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке на территории страны;
    • целевыми отчислениями в около 15 государственных внебюджетных фондов;
    • компетенцией органов государственной власти в области налогового регулирования и способами их взаимодействия между собой;
    • методами исчисления налогов, а также налоговым контролем.
    • При формировании налоговой системы исходят из ряда принципов:

      1. Виды налогов, порядок их расчетов, сроки уплаты и ответственность за уклонение от налогов имеют силу закона.
      2. Сочетание стабильности и гибкости налоговой системы должны обеспечить соблюдение экономических интересов участников общественного производства. Правила применения налогов должны быть стабильны: ставки, виды, элементы налоговой системы должны меняться при изменении экономических условий редко, т.к. это позволяет планировать деятельность
      3. Обязателен механизм защиты от двойного налогообложения.
      4. Налоги должны быть разделены по уровням изъятия.
      5. Ставки налогообложения должны быть едиными для всех предприятий. Равные доходы при равных условиях их получения должны облагаться одинаковыми по величине налогами. С равных доходов при разных условиях их получения должны взиматься разные налоги.
      6. Единая налоговая ставка должна дополняться системой налоговых льгот, носящей целевой и адресный характер, связанный с социальной сферой, стимулированием НТП, защитой окружающей среды. Как правило, обязательна активная поддержка предпринимательства.
      7. Система налогообложения должна быть комплексной при умелом сочетании разных способов налогообложения. Объекты налогообложения разнообразны: психологически легче платить много маленьких налогов, чем один большой.
      8. Обязательны простота, равномерность, точность, удобство по форме, экономность сбора, избежание чрезмерной тяжести.
      9. Налоги по способу взимания бывают прямыми и косвенными. Прямые налоги взимаются государством непосредственно с доходов и имущества налогоплательщиков. Объектом налога выступает доход (зарплата, прибыль, процент и т.п.) и стоимость имущества налогоплательщиков (земля, основные средства и т.п.)

        Косвенные налоги устанавливаются в виде надбавок к цене товаров или тарифов на услуги (акцизы, ндс, таможенные пошлины, налог с продаж). Эти налоги начисляются предприятию для того, чтобы оно удерживало их с других налогоплательщиков и сдавало финансовому ведомству.

        В зависимости от характера ставок различают регрессивные, пропорциональные и прогрессивные налоги. Прогрессивный налог – это налог, который возрастает быстрее, чем прирастает доход. Для разных по величине доходов устанавливается несколько шкал налоговых ставок.

        Регрессивный налог характеризуется взиманием более высокого процента с низких доходов и меньшего процента с высоких доходов. Это такой налог, который возрастает медленнее, чем доход. Косвенные налоги чаще всего регрессивные.

        Пропорциональный налог – это, когда применяется единая ставка для доходов любой величины. Пропорциональный налог может оказаться регрессивным: если из реально получаемых доходов вычесть обязательные затраты, останется дискреционный доход, который может вырасти или уменьшиться после введения новых налогов.

        В зависимости от органа власти, в распоряжение которого поступают те или иные налоги, различают государственные и местные. К государственным налогам относятся подоходный, на прибыль, таможенные пошлины. Основным видом местного налога является имущественный налог.

        Налоги по их использованию делятся на общие и специальные. Общие налоги предназначены для финансирования текущих и капитальных расходов государственных и местных бюджетов без закрепления за каким-либо определенным видом расходов. Специальные налоги имеют целевое назначение.

        Законодательством установлено, что объектами налогообложения являются: прибыль, доход, стоимость определенных товаров, добавленная стоимость продукции, имущество юридических и физических лиц, передача имущества, отдельные операции, отдельные виды деятельности, минимальная месячная оплата труда и др.

        Налоги в зависимости от источников их покрытия группируются следующим образом:

      10. налоги, расходы по которым относятся на себестоимость продукции (работ, услуг) — земельный налог, страховые взносы;
      11. налоги, расходы по которым относятся на выручку от реализации продукции (работ, услуг) — ндс, акцизы, экспортные тарифы;
      12. налоги, расходы по которым относятся на финансовый результат- налог на прибыль, на имущество предприятия, на рекламу, некоторые целевые сборы;
      13. налоги, расходы по которым покрываются из прибыли, оставшейся в распоряжении предприятий — лицензионный сбор за право торговли, сбор со сделок, совершаемых на биржах.

      Способ реализации общественного назначения налогов как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов выражается функциями налогов.

      Первой и наиболее последовательно реализуемой функцией налогов выступает фискальная функция, которая состоит в формировании денежных доходов государства на содержание государственного аппарата, армии, развитие науки и техники, поддержку детей, пожилых и больных людей, для покрытия расходов на образование, детские дома, на здравоохранение, строительство государственных сооружений, дорог, защиту окружающей среды.

      Другая функция налогов – экономическая, которая состоит в воздействии через налоги на общественное воспроизводство, поощряя, ограничивая или контролируя различные процессы.

      Льготы поощряют развитие того, за что они даются, например, если не облагать часть прибыли на развитие новой техники, то поощряется технический прогресс, на благотворительность- решаются социальные проблемы.

      Если увеличивать налоги на сверхприбыль, то контролируется движение цен на товары и услуги. С ростом налогов доходы в казну уменьшатся, т.к. часть предпринимателей разорится, часть уйдет в теневую экономику, стимулы к труду угаснут.

      Совершенство налоговой системы зависит от эластичности спроса и предложения на товар или услугу. Продавцы перекладывают уплату налогов на покупателей, когда спрос неэластичен. Если неэластично предложение, то налоги перекладываются на продавцов.

      Когда размеры налогов разумны, известно их назначение, от их уплаты, как правило, не уклоняются. Известны три способа увеличения налоговых поступлений в бюджет: расширение круга налогоплательщиков; увеличение числа объектов, с которых взимается налог; повышение налоговых ставок. Ставки налогов должны быть столь высокими, чтобы предотвратить инфляцию, но в то же время столь низкими, чтобы стимулировать вложения капитала, обеспечивать развитие производства.

      Предельный уровень налогообложения определяется по следующим признакам:

    • если при очередном повышении налоговой ставки поступления в бюджет растут непропорционально медленно или сокращаются;
    • если снижаются темпы экономического роста, уменьшаются долгосрочные вложения капитала, ухудшается материальное положение населения;
    • если растет “теневая” экономика, т.е. скрытое или явное уклонение от налогов.
    • В системе налогообложения существуют разнообразные льготы, например, освобождение от налога на ряд лет, снижение ставок налогов, вычитание из налогооблагаемой базы расходов, в которых заинтересовано государство, установление скидок при образовании разных фондов, возврат ранее уплаченных налогов, налоговый кредит или отсрочка платежей налогов, необлагаемый минимум, изъятие определенных элементов из обложения, освобождение от уплаты отдельных категорий налогоплательщиков и др.

      В случае нарушения налогового законодательства налогоплательщик несет ответственность в виде взыскания всей суммы сокрытого(заниженного) дохода, либо суммы налога за иной сокрытый объект налогообложения, а также штрафа в размере той же суммы и пени в размере одной трехсотой части ставки рефинансирования за каждый день просрочки. Повторное или умышленное сокрытие (устанавливается судом) наказывается в 2-х и 5-и кратном размере.

      Налоговый кодекс предусматривает эволюционное реформирование налоговой системы, установление такого уровня налогов, который смогут выдержать налогоплательщики, но при этом не пострадает бюджет. Должна быть обеспечена определенность, предсказуемость и прозрачность налоговой системы. Происходит корректировка льгот, остаются преимущественно только инвестиционные и социальные льготы.

      Для предприятий малого бизнеса, организаций розничной торговли, сферы обслуживания населения и организаций, для всех, кто оказывает платные услуги возможен переход на упрощенную систему налогообложения.

      Основные виды налогов

      В России, согласно п.1 статьи 19 Закона “Об основах налоговой системы в РФ” налог на прибыль (доход) предприятий относится к федеральным налогам. Предусмотрено, что он является регулирующим бюджетным источником, т.е. часть поступающего налога может передаваться в бюджеты российских регионов.

      Плательщиками налога на прибыль являются предприятия — юридические лица, их филиалы, иностранные юридические лица. Налогообложению подлежит прибыль от реализации продукции (работ, услуг), прибыль от реализации основных фондов и иного имущества и прибыль от внереализационных операций. Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость и акцизов и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг).

      Доходы по ценным бумагам, от игорного бизнеса, от посреднической деятельности выделяются из валовой прибыли и облагаются по другой ставке. Субъекты Федерации самостоятельно определяют ставки налога на прибыль. Федеральный налог составляет 13% и по закону территориальный максимально 22% (посреднический 30%). Примерами льгот по налогу на прибыль является 100% уменьшение сумм налога на прибыль для общественных организаций инвалидов и специализированных протезно-ортопедических компаний, применение метода ускоренной амортизации, что является предоставлением льготы с условием целевого использования денег на приобретение основных средств. Налоговые льготы не должны уменьшать сумму налога, исчисленную без льгот более, чем на 50%. Налог на прибыль в России уплачивается в авансовом порядке. Существенные льготы по налогу на прибыль имеют малые предприятия. Вновь созданные малые предприятия первые два года не уплачивают налог на прибыль, если занимаются производством и переработкой сельскохозяйственной продукции, товаров народного хозяйства, стройматериалов, лекарств, жилищным строительством, включая ремонт при условии выручки от этой деятельности 70%, третий год 25%, 4 год 50% (выручка 90%). При прекращении деятельности налог возвращается и увеличивается на процент ЦБ. Механизм расчета налогооблагаемой прибыли изображен в таблице 8.

      Налог на добавленную стоимость (ндс) — это косвенный налог на товары и услуги, у которого есть входной налог, уплаченный поставщикам и выходной, начисленный на собственный оборот. В облагаемый оборот входит почти все: стоимость реализованной продукции, работ, услуг, финансовая помощь от других предприятий, средства, полученные от взимания штрафов, взыскания пеней, авансы по экспорту, убытки предприятия, бартерные операции, проценты за предоставление денег в кредит. При исчислении облагаемого оборота по товарам, с которых взимаются акцизы, таможенные пошлины, в него включается сумма акцизов и таможенных пошлин.

      Действующим законодательством установлен перечень оборотов, не облагаемых ндс, а также перечень продукции, товаров, работ, услуг, освобождаемых от обложения этим налогом. К таким оборотам, в частности, относятся товары (работы, услуги) производимые и реализуемые лечебно-производственными мастерскими при психиатрических и психоневрологических учреждениях, общественными организациями инвалидов.

      Плательщиками ндс являются юридические и физические лица (конечные плательщики). Не уплачивают налог физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица ( до выхода налогового кодекса).

      В настоящее время ставки ндс установлены в следующих размерах: 10% по продовольственным (кроме подакцизных) товарам, товарам для детей по перечню, утвержденному Правительством РФ и 20% по остальным товарам ( работам, услугам), включая подакцизные продовольственные товары. С 1.01.97 в РФ введен метод счетов-фактур, который регламентирует процесс оформления расчетных документов за товары, работы, услуги так, что недостаточно выделить налог, нужно еще иметь налоговую счет-фактуру.

      Сумма ндс, подлежащая взносу в бюджет, определяется как разница между суммами налога полученного от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги), и суммами налога уплаченными поставщикам.

      Акцизы – косвенные налоги, включаемые в цену товара — введены Законом РФ от 6.12.91 №1993-1 “Об акцизах”. В соответствии с этим законом акцизами облагаются следующие товары (продукция): спирт этиловый из всех видов сырья, спирт винный, спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяк, шампанское, вино натуральное, другие алкогольные напитки, пиво, табачные изделия, ювелирные изделия, бензин автомобильный, легковые автомобили. Ставки акцизов по подакцизным товарам являются едиными на всей территории РФ и даются в виде приложений к закону.

      Сумма акцизов, подлежащая взносу в бюджет, определяется как разница между суммами акциза, исчисляемыми по облагаемым акцизами оборотам, и суммами акциза, уплаченными поставщикам за подакцизные товары. Законом введен зачетный механизм по акцизам. Так, если при покупке спирта уплачен акциз, а спирт использован на изготовление неподакцизной продукции (медикаментов), то сумма акцизов возмещается из бюджета.

      В соответствии с Инструкциями Госналогслужбы РФ объектом налогообложения являются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе предприятия-плательщика. Основные средства, нематериальные активы, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы для целей налогообложения учитываются по остаточной стоимости.

      Для целей налогообложения определяется среднегодовая стоимость имущества предприятия. Эта стоимость за отчетный период определяется путем деления на 4 суммы, полученной от сложения половины стоимости имущества на 1 января отчетного года и на первое число следующего за отчетным периодом месяца, а также суммы стоимости имущества на каждое первое число всех остальных кварталов отчетного периода. Предельный размер налоговой ставки на имущество предприятия не может превышать 2% от налогооблагаемой базы, а по решению местных органов власти этот процент может быть установлен в меньшем размере.

      Налог на имущество предприятия относится на финансовые результаты. Плательщиками подоходного налога являются физические лица, как имеющие, так и не имеющие постоянного места жительства в РФ. Объектом налогообложения у граждан является совокупный доход, полученный в календарном году как в денежной, так и натуральной форме (зарплата, премии, вознаграждения, дивиденды, распределение прибыли, подарки, абонементы, питание, подписка, оплата за детей в детских учреждениях и т.д.). В состав совокупного дохода граждан также включаются суммы материальных и социальных благ, предоставляемых предприятиями персонально своим работникам и суммы материальной выгоды по заемным средствам и вкладам в банках.

      В совокупный годовой доход не включаются все виды пенсий, выплачиваемые в соответствии с пенсионным законодательством РФ, выходные пособия, выплачиваемые при увольнении, компенсационные выплаты работникам, выплачиваемые им в пределах норм (командировочные, полевое довольствие, использование личных автомобилей в служебных целях).

      У физических лиц, доход которых в течение года не превысил 5000 рублей облагаемая сумма уменьшается на сумму дохода в двукратном размере установленного законом минимального размера оплаты труда и такие же суммы на содержание детей и иждивенцев ежемесячно. Когда совокупный доход достигнет 5000рублей и 1 копейки до 20000рублей льготы определяются в размере однократного установленного законом минимального размера оплаты труда. В таблице дана шкала подоходного налога с облагаемого совокупного дохода, полученного в календарном году.

      По подоходному налогу даются льготы на жилищное строительство один раз в жизни за трехлетний период не более 5000кратного размера минимальной оплаты труда.

      Примером местных налогов может быть земельный налог. Объектом обложения земельным налогом являются земельные участки, предоставленные юридическим лицам и гражданам. Земельный налог исчисляется исходя из площади земельного участка, облагаемого налогом и утвержденных местными органами власти ставок земельного налога на основе нормативной цены земли в рублях за гектар.

      Одним из самых существенных по объему поступающих платежей местных налогов является налог на рекламу. Плательщиками налога на рекламу являются рекламодатели. Ставка налога на рекламу составляет до 5% от стоимости рекламных работ и услуг у рекламодателя. Другими примерами местных налогов являются местные сборы со сделок, совершаемых на биржах, сборы за право торговли, целевые сборы на содержание милиции и другие подобные цели.

      В заключении следует упомянуть, что в последнее время очень важным для предпринимателей является вопрос отмены единого налога, когда это будет и чем он будет заменен. Отмена ЕНВД действительно планируется в скором будущем. Так появилась информация, что о существующих в МинФине решениях, которые вносят кардинальные изменения в деятельность предпринимательского сектора российской экономики. Однако пока в планах отменить единый налог только для некоторых категорий предпринимателей, а для остальных — в отдаленной перспективе.

      Налоги государственные

      Налоги государственные – это взносы, уплачиваемые частными лицами и организациями в пользу бюджетов соответствующего уровня.

      Наибольшее распространение получили концепции, согласно которым налоги это:

    • средство оплаты предоставляемых государством социальных услуг;
    • источник покрытия государственных расходов;
    • встроенные регуляторы экономики.
    • Признаки налогов

    • общеобязательность – налогоплательщиками в государстве признаются:
    • — нерезиденты, получившие доходы из источников, находящихся под его юрисдикцией;

      — действующие на его территории организации;

    • денежный характер – современенные государства не взимают налоги в натуральной форме;
    • публичное предназначение – полученные суммы направляются на общеполезные цели;
    • индивидуальная безвозмездность – непосредственно в результате их уплаты налогоплательщик не получает встречного предоставления; однако общество в целом вправе рассчитывать на определенный уровень социальных услуг от государства.
    • Элементы налога

      1) Субъект или налогоплательщик.

      2) Объект – прибыль, имущество, реализация товаров, расход либо иное обстоятельство, которое имеет стоимостную характеристику.

      3) Налогооблагаемая база. Исчисляется:

    • предприятиями – исходя из сведений регистров бухучета;
    • ИП и самозанятыми лицами, ведущими частную практику – согласно информации, содержащейся в книгах учета;
    • частным лицами – путем суммирования полученных доходов.
    • 4) Налоговый (отчетный) период. После его окончания насчитывается налог и производятся авансовые платежи.

      5)Налоговая ставка. Основные разновидности ставок:

    • пропорциональные;
    • прогрессивные – прямо пропорциональны размеру налоговой базы;
    • регрессивные – обратно пропорциональны ее размеру.
    • 6) Налоговый оклад – сумма, взыскиваемая с одного объекта налогообложения.
    • 7) Единица обложения – количество или часть ценности налогооблагаемых объектов: сумма оборота, число служащих и другое.
    • 8) Налоговая льгота – нормативно оговоренная возможность освобождения от уплаты налога.
    • Виды налогов

      По способу возложения налогового бремени:

    • прямые – устанавливаются на доход либо имущество, уплачиваются собственником, изготовителем, покупателем;
    • косвенные – взимаются в ходе движения средств и оборота товаров в виде надбавки к стоимости; оплачиваются конечным потребителем.
    • В зависимости от распределения полученных сумм налогов:

    • закрепленные как источник дохода конкретного бюджета;
    • предполагающие ежегодное определение нормативов отчислений в бюджеты разных уровней.
    • По территориальному уровню:

    • общефедеральные;
    • в пользу субъектов РФ;
    • местные.
    • Сущность налогов и налогообложения в России

      Какова сущность налогов и налогообложения? Какое определение в нормативной документации дано таким терминам? Кто и когда должен вносить такие суммы в бюджет России?

      Это далеко не исчерпывающий список вопросов, в которых плательщики должны ориентироваться.

      Понятие налога, налоговой системы и системы налогообложения встречаются каждому – как юридическому, так и физическому лицу.

      Ведь обязательство по уплате налогов должны исполнять все лица, если только не относятся к категории льготников. Поэтому разберемся, в чем суть налогообложения.

      Содержание

      Установлены ли новые правила в текущем году, или плательщики могут руководствоваться актуальными документами прошлого года?

      Описание сущности ↑

      Рассмотрим понятие налога, субъектов и объектов налогообложения.

      Что это такое?

      Под выражением «налоговая система» понимают совокупность налогов, пошлин и сборов, которые взимаются с плательщика в соответствии с законодательными актами.

      Это также основанная на конкретных принципах система отношений общественного характера, которые касаются отраслей налогообложения.

      Элементами налоговых систем определяют:

    • налог и сбор;
    • системы правовых отношений налогового характера;
    • участников таких правоотношений;
    • принципы организации налоговых систем.
    • Система налогообложения – совокупность налоговых платежей, что характеризуется организационно-правовым единством в экономике.

      Стоит разграничивать понятие налоговых систем и систем налогообложения. В первом случае это совокупность утвержденных в РФ существенных условий налогообложения.

      Системы обложения налогами являются элементом налоговой системы. Налоги – это взаимосвязанные единицы структуры, что являются признаком государства.

      Это платежи, что взимаются с налогоплательщика в обязательном порядке на безвозмездной основе (ст. 8 п. 1 НК).

      Уплата осуществляется физическими и юридическими лицами, при отчуждении права собственности, управлении денежными потоками. Цель налога – обеспечить деятельность государства и муниципального образования.

      К признакам налогов можно отнести:

    • они являются обязательными;
    • имеют безвозмездный характер;
    • перечисляются деньгами;
    • преследуется цель публичного плана в обложении налогом.
    • Налог устанавливают чиновники, и правовое отражение они имеют в законах. Лица не имеют права отступать от нормативной базы.

      Ядро – плательщики обязаны вносить налоговые суммы в бюджет, а государство имеет право истребовать уплаты необходимых сумм.

      Налоговая система России характеризуется такими признаками:

    • совокупностью платежей;
    • целевыми перечислениями средств в государственные внебюджетные фонды (их 15);
    • методиками проведения расчетов по налоговым платежам, наличие налогового контроля;
    • наличием компетенции госструктур, способов их взаимодействия.
    • Обязательны принципы налоговой системы:

    • Налогообложение регулируется законодательными актами.
    • Налоговая система характеризуется стабильностью и гибкостью, что позволяет соблюдать интересы плательщиков.
    • Действует механизм, который защитит от двойного налогообложения.
    • Платежи налогового характера разделяются по уровню взимания.
    • Ставки едины для всех плательщиков, которые имеют равную прибыль и схожие условия.
    • Действуют налоговые льготы целевого и адресного характера и т. д.
    • Кто является субъектом?

      Субъекты налога – это плательщики налогов и сборов, то есть лица, на которые возлагается обязательство по внесении в бюджет платежей за свой счет.

      Структурные элементы налога

      Налоги как основной источник покрытия публичных затрат исторически объективно присущи государству как публичному образованию, требующему постоянного финансового обеспечения своего функционирования. Поэтому мы вправе вслед за английским исследователем А. Порки сказать, что «государство и налоги появились на свет почти одновременно, ибо государство есть дитя, словно родившееся уже с ложкой в одной руке и мечом в другой».

      По словам английского экономиста С. Паркинсона, «налогообложение старо, как мир, и его начальная форма возникла, когда какой-нибудь местный вождь перегораживал устье реки, место слияния двух рек или горный перевал и взимал плату за проход с купцов и путешественников». Воистину, как первый банкир, похоже, был лишь счастливым мошенником, так и первый правитель — удачливым грабителем.

      Государственная власть любой страны, в том числе России, на протяжении всей истории своего существования нуждалась, нуждается и будет нуждаться в дешевых средствах, необходимых для выполнения присущих ей функций перед обществом. Именно в связи с необходимостью содержать государство возникли налоги, которые в настоящие время являются основным источником формирования государственных доходов.

      Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

      На Западе налоговые вопросы давно уже занимают почетное место в финансовом планировании предприятий. В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия. С другой стороны, правильное использование предусмотренных налоговым законодательством льгот и скидок может обеспечить не только сохранность и полученных финансовых накоплений, но и возможности финансирования расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны. Все это свидетельствует в пользу особой важности и актуальности данной темы.

      Все вышесказанное в той или иной мере раскрывает составные элементы краеугольного камня всего налогового права, которым является само понятие налога, его содержание и структура. Это и является целью данной работы.

      Налоги и налогообложение . Автор: Пышкина Г.М. , редактор: Александрова Л.И.

      Облагаются собственники земли, землевладельцы и землеполь-зователи .

      Устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.

      Размер налога зависит от местоположения участка и качества земли и не зависит от результатов хозяйственной деятельности на земле.

      Ставки земельного налога могут быть пересмотрены при изменении условий хозяйствования, не зависящих от пользователей.

      Взимается за земли, переданные в аренду.

      Размер, условия и сроки внесения арендной платы устанавливаются договором аренды.

      Арендная плата за земли сельскохозяйственного назначения не должна превышать суммы земельного налога на арендуемые участки.

      Устанавливается для покупки и выкупа земельных участков в случаях, предусмотренных законодательством РФ, а также для получения под залог земли банковского кредита

      Характеризует стоимость участка определенного качества и месторождения исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости

      Размер нормативной цены земли определяется исходя из ее базовой величины и корректировочных коэффициентов

      Базовая величина нормативной цены земли

      Установлена в размере 200-кратной ставки земельного налога на единицу площади конкретного земельного участка

      Вводятся в целях исключения неоправданного занижения (завышения) цен на землю при заключении сделок

      Не требует дополнительного утверждения решением органа власти субъекта РФ или местного самоуправления

      Может корректироваться на уровне территории:

      Порядок установления корректировочных коэффициентов рассмотрен в схеме

      При определении величины нормативной цены земли не учитываются:

      льготы по земельному налогу

      увеличение размера земельного налога за превышение норм отвода земель

      При осуществлении сделок с земельными участками и иных случаях применения цены земли территориальные комитеты по земельным ресурсам и землеустройству выдают заинтересованным лицам документ о нормативной цене конкретного земельного участка.

      При условии предоставления в собственность, владение или аренду на территории РФ плательщиками земельного налога и арендной платы на землю являются:

      юридические лица по российскому законодательству;

      иностранные юридические лица;

      международные неправительственные организации;

      физические лица (граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства).

      К налогообложениям относятся:

      1) земельные участки;

      2) части земельных участков;

      3) земельные участки (при общей долевой собственности на земельный участок):

      — земельные участки, предоставленные сельскохозяйственным коммерческим организациям, крестьянским (фермерским) хозяйствам и другим юридическим лицам для ведения сельскохозяйственного производства и подсобного сельского хозяйства;

      — земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и коммерческого обеспечения, энергетики;

      — земли лесного фонда, на которых проводится заготовка древесины, а также сельскохозяйственные угодья в составе лесного фонда;

      — земли водного фонда, предоставленные для хозяйственной деятельности;

      — земли лесного и водного фондов, предоставленные в рекреационных целях;

      — земельные участки, предоставляемые гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, индивидуального садоводства, огородничества и животноводства;

      — земельные участки для жилищного, гаражного строительства и иных целей.

      Ставки земельного налога от назначения земли подразделяются на две группы:

      1) земли сельскохозяйственного назначения;

      2) земли несельскохозяйственного назначения.

      Федеральные органы законодательной власти устанавливают средние ставки земельного налога с одного гектара пашни по объектам РФ в зависимости от:

      Органы законодательной (представительной) власти субъектов РФ устанавливают средние ставки по административным районам. Минимальные ставки с одного гектара пашни в зависимости от:

      При исчислении сумм земельного налога для конкретных плательщиков вводятся коррективы на местоположение их земельных участков.

      Смотрите так же:

      • Нотариус трофимов Нотариус Трофимова Туяна Леонидовна +7 (499) 653-60-72 доб. 342 – Москва и МО Телефон нотариуса: +7 (41147) 4-36-28 Адрес: 678922 г. Нерюнгри, ул. Дружбы Народов, д. 25 понедельник: 09:00 18:00 вторник: 09:00 18:00 среда: 09:00 18:00 воскресенье: не работает Лицензия 12 от 12.02.199 Приказ 353-к от 19.12.199 Статус: Не […]
      • Сумма пенсионного налога Отчисления ИП в пенсионный фонд за 2017, 2018 год (ПФ, ФФОМС) С 2018 года взносы ИП в пенсионный фонд и ФФОМС отвязаны от МРОТ. Государство устанавливает фиксированные суммы (вплоть до 2020 года). Какими будут платежи: В 2018 году — 32 385 рублей + 1% от доходов свыше 300 000 рублей. ПФ — 26 545 рублей. ФФОМС — 5840 рублей. Максимум […]
      • Брагина нотариус екатеринбург Нотариус Брагина Светлана Николаевна +7 (499) 653-60-72 доб. 342 – Москва и МО Телефон нотариуса: +7 (343) 254-19-33 Адрес: 620072, г. Екатеринбург, ул. Восточная, 166 понедельник: 09:00 18:00 вторник: 09:00 18:00 среда: 09:00 18:00 четверг: 09:00 18:00 пятница: 09:00 18:00 суббота: не работает воскресенье: не […]
      • Нотариус в малаховке рождественский +7 (499) 653-60-72 доб. 342 – Москва и МО Телефон нотариуса: +7(495)5012072 Адрес: 140090,Люберецкий район,п.Малаховка,Театральный проезд,1-А вторник: 09:00 18:00 среда: 09:00 18:00 суббота: не работает Лицензия №005448 от 11.04.1995 Приказ №4-3/340 от 05.05.1995 Статус: Действует Электронная почта: Сайт: Если вы обнаружили […]
      • Нотариус волгоград иванов +7 (499) 653-60-72 доб. 342 – Москва и МО Телефон нотариуса: +7 (8442) 36-77-96 Адрес: г. Волгоград, пр. Жукова, д. 106 а понедельник: 09:00 18:00 вторник: 09:00 18:00 среда: 09:00 18:00 четверг: 09:00 18:00 пятница: 09:00 18:00 суббота: не работает воскресенье: не работает Лицензия 002566 от 17.06.199 Приказ 638-п от […]
      • Нотариус данилищина Нотариус Данилищина Людмила Юрьевна +7 (499) 653-60-72 доб. 342 – Москва и МО воскресенье: не работает Лицензия №180 от 14.04.1994 Приказ №140-к от 20.04.1994 Статус: Действует Электронная почта: Сайт: Если вы обнаружили неточность или ошибки в данных нотариуса на этой странице, пожалуйста сообщите нам Воспользуйтесь формой ниже, или […]