Гротеск в шемякин суд

Гротеск и гипербола как приемы сатирического изображения в «Повести о Шемякином суде».

Повесть высмеивает взяточничество, корыстолюбие судей; отсутствие упорядоченной законодательной системы в государстве.

Сочувствие вызывают герои повести «Шемякин суд» поп и «житель града», у которого погиб отец. Они потеряли своих близких родственников, пошли в суд искать справедливого наказания для обидчика, а нашли издевательства продажного судьи.

Выражение «Шемякин суд» означает несправедливый, продажный суд.

Основным приёмом сатирического изображения в повести является гротеск. Он обостряет жизненные отношения в повести; показывает одновременно и комичность ситуации, и трагизм человеческих судеб. Решения суда возведены в степень абсурда: Шемяка предлагает попу отдать убогому попадью до того времени, пока она не приживёт нового сына; богатому земледельцу предлагает отдать убогому лошадь до того времени, пока у неё не отрастёт хвост.

Гипербола — художественный приём, основанный на преувеличении; используется в повести для того, чтобы показать, насколько несправедлива судебная система. Пример: «Решил себя смерти предать и бросился с мосту в ров. Бросившись, упал на старика и удавил отца до смерти. ». Если ребенка попа он еще мог задавить до смерти (к примеру, ребенок был грудным), то старика убить, упав с моста, да еще самому остаться в здравии — невозможно. Это сильное преувеличение. Гиперболами можно назвать вырывание хвоста у лошади, беспрестанное совершение бедняком непредумышленных убийств, вероятность которых даже поодиночке практически равна нулю.

Гротеск — прием, характеризующийся применением фантастических образов, а также обобщающий и заостряющий жизненные отношения посредством причудливого и контрастного сочетания реального и фантастического, правдоподобия и карикатуры, гиперболы и алогизма. Пример: «Взял свои дровни, привязал их за хвост лошади». Даже без хомута можно было приладить дровни к лошади. Однако убогий поступил слишком алогично.

Решения Шемяки несовместимы с решением судьи. Поэтому их можно назвать гротескными: предложение ждать, пока у лошади не вырастет новый хвост; предложение повторить ситуацию со смертью отца городского жителя, которого везли в баню, и также спрыгнуть на бедняка, чтобы попытаться убить его; решение заставить бедняка исправить смерть сына попа тем, чтобы жить с попадьёй как с женой до тех пор, пока не родится у них ребёнок взамен убитого.

2. Как раскрывается проблема воспитания истинного гражданина в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»?

Вопрос о ложном и истинном воспитании заключен в названии. Не зря в современном русском языке слово недоросль означает недоучка. Ведь Митрофан ничему положительному не научился в свои шестнадцать лет, хотя мать нанимала ему учителей, но делала она это не из любви к грамоте, а только потому, что так повелел Петр 1. Простакова не скрывала этого «. ты хоть для виду поучись, чтоб дошло до ушей его, как ты трудишься. »
Положительные умные герои, такие, как Правдин, Стародум, говорили: «. имей сердце, имей душу и будешь человеком во все времена. » Они презирают людей трусливых, несправедливых, бесчестных. Стародум считал, что не обязательно ребенку оставить много денег, главное воспитать в нем достоинство. «. Золотой болван — все болван. »
Характер человека формируется в семье, а каким человеком мог стать Митрофанушка? Он перенял у матери все пороки: крайнее невежество, грубость, жадность, жестокость, презрение окружающих. Не удивительно, ведь родители — всегда главный пример для подражания детям. А какой пример могла подать своему сыночку госпожа Простакова, если если она позволяла себе на его глазах хамить, грубить, унижать окружающих?Конечно, она любила Митрофана, но в связи с этим сильно избаловала его:
— Поди ж дай позавтракать ребенку.
— Он уж и так пять булочек скушал.
— Так тебе жаль шестой, бестия?
Вот какое усердие! извольте смотреть.
«. Митрофанушка, коли ученье так опасно для твоей головушки, так по мне перестань. »
Влияние матери и крепостничества совратило Митрофана — он растет невеждой.
Учителя так же не могли дать достойного образования Митрофану, ведь они были такими же недоучкми. Кутейкин и Цифиркин не перечили и не заставляли недоросля учиться, а ему и не интересен этот процесс. Если что-то не получалось, мальчик бросал дело и приступал к другому. Три года он уже учился, а нового ничего не узнал. «. Не хочу учиться, хочу жениться. »
Этим учителям госпожа Простакова предпочитает бывшего немецкого кучера Вральмана, который не утомляет ее сыночка, и если он устал, конечно, отпустит замаявшегося ребенка.
В итоге любимый сынок доводит мать до обморочного состояния своим равнодушием к ее чувствам, предательством.
«. Вот злонравия достойные плоды!» Эта реплика Стародума говрит о том, что подобное воспитание приводит к бессердечию, к непоправимому результату. В финале Митрофан является образцом бессердечия.
Я думаю, проблема воспитания была, есть и будет, наверное, всегда. Именно поэтому современному читателю будет интересна и полезна комедия «Недоросль». Она раскроет последствия недостойного воспитания, данного главному герою. Заставит задуматься как юных читателей, так и их родителей.

Демократическая литература 17 века. Сатирическая повесть «Шемякин суд»

1) Характеристика литературного периода 2) Вопросы для анализа произведения.

Просмотр содержимого документа
«Демократическая литература 17 века. Сатирическая повесть «Шемякин суд»»

о Шемякином суде»

Герои – простые люди, не совершившие ничего значительного для истории, ничем не прославившиеся. Часто неудачники, бедняки

Создавалась в народной среде, отражала народные идеалы и представления о власти, суде, Церкви, правде, смысле жизни

Художественные новшества демократической литературы

  • решительный отказ от историзма , определяющего принципа древнерусской литературы
  • новый герой не историческая (князь, военачальник, священник), а бытовая личность (простой человек разных сословий)
  • безымянность литературных героев
  • постепенное освобождение литературы от религиозной направленности, отстаивание права на вымысел
  • появление жанра сатирической повести
  • Дмитрий Шемяка (1420–1453), князь галицкий (Галича-Костромского), сын князя Юрия Дмитриевича, внук князя Дмитрия Ивановича Донского .

    Известен тем, что уничижал в гражданских делах справедливость и древние уставы. В 1446 году, предательски ослепив Великого князя Василия Темного, захватил великокняжеский престол

    «ПОВЕСТЬ О ШЕМЯКИНОМ СУДЕ» –

    произведение демократической литературы XVII в., представляющее собой русскую сатирическую переработку сказочного сюжета о мудрых решениях праведного судьи , широко распространенного как в фольклорных записях, так и в литературных переработках

    САТИРА — вид комического в литературе искусстве, отличающийся от других видов (юмора, иронии) резкостью обличения (насмешки).

    Гротеск (франц. Grotesque — грот) – своеобразный стиль в искусстве и литературе, которым подчеркивается искажение или смещение норм действительности и совместимость контрастов – реального и фантастического, трагического и комического, сарказма и безобидного юмора

    Шемякин суд. Лубочная книга. Гравюра на меди, раскраска. Середина XVIII в.

    Коротко о сюжете:

    история бедняка, которому после несчастий неожиданно улыбнулась удача.

    Из иллюстрации к сказке

    «Шемякин суд» (гравюра на меди, первая половина XVIII в.).

    Билет №4 1. Гротеск и гипербола как приемы сатирического изображения в «Повести о Шемякином суде»

    1. Гротеск и гипербола как приемы сатирического изображения в «Повести о Шемякином суде».

    Гипербола (преувеличение) используется в повести для того, чтобы показать, насколько несправедлива судебная система. Даже сильное преувеличение не способно вызвать у читателя удивление.

    Пример: «Решил себя смерти предать и бросился с мосту в ров. Бросившись, упал на старика и удавил отца до смерти. ». Если ребенка попа он еще мог задавить до смерти (к примеру, ребенок был грудным), то старика убить, упав с моста, да еще самому остаться в здравии — невозможно. Это сильное преувеличение.

    Гротеск — прием, характеризующийся применением фантастических образов, а также обобщающий и заостряющий жизненные отношения посредством причудливого и контрастного сочетания реального и фантастического, правдоподобия и карикатуры, гиперболы и алогизма.

    Пример: «Взял свои дровни, привязал их за хвост лошади». Даже без хомута можно было приладить дровни к лошади. Однако убогий поступил слишком алогично.

    «Шемякин суд» — это классический случай гротеска, то есть ситуация специально закручивается, изначальный небольшой проступок обрастает проступками все более серьезными, и уже не знаешь, кому сочувствовать и над кем смеяться в этой повести. В итоге судья доводит ситуацию до абсурда, вынося решения одновременно смешные до гениальности и страшные тем, что такие решения действительно могли иметь место в каком-нибудь древнем или современном аналоге шемякина суда. И вроде в повести все проступки совершаются по случайности, без злого умысла, а единственное реальное преступление не совершается по злому умыслу судьи, но в итоге оказывается, что желание получить взятку спасает судью, а бедняка делает богачом.

    Ещё пример гротеска: как главный герой совершает три преступления (отрывает хвост у лошади, принадлежавшей его богатому брату; упав с полатей, зашибает насмерть сына попа; бросившись с моста, убивает старика, которого сын вез в баню) .

    Решение судьи – это тоже гротеск. Во второй части описано, как бедняк показывает неправедному судье Шемяке завернутый в платок камень, который судья принимает за посул — мешок с деньгами, за что и приговаривает богатому брату отдать лошадь бедняку, пока у нее не отрастет новый хвост, попу наказывает отдать попадью до тех пор, пока бедняк не “добудет ребенка”, а сыну убитого старика предлагает также броситься с моста на убийцу. Истцы предпочитают откупиться, чтобы не исполнять решений судьи. Шемяка же, узнав, что бедняк показывал ему камень, возблагодарил Бога: “яко бы я не по нем судил, а он бы меня ушип”.

    Каковы приемы сатирического изображения в повести «Шемякин суд»?

    «Шемякин суд» — это классический случай гротеска, то есть ситуация специально закручивается, изначальный небольшой проступок обрастает проступками все более серьезными, и уже не знаешь кому сочувствовать и над кем смеяться в этой повести. В итоге судья доводит ситуацию до абсурда, вынося решения одновременно смешные до гениальности и страшные тем, что такие решения действительно могли иметь место, в каком-нибудь древнем или современном аналоге шемякина суда.

    И вроде в повести все проступки совершаются по случайности, без злого умысла, а единственное реальное преступление не совершается по злому умыслу судьи, но в итоге оказывается, что желание получить взятку спасает судью, а бедняка делает богачом.

    Автор повести «Шемякин суд» использует сатиру как инструмент для обмена с читателями своими мыслями о продажности правосудия, о корыстолюбии, о слабой человеческой природе. Чтобы нагляднее донести до читателя суть проблемы, автор применяет сразу несколько сатирических приемов. Рассмотрим их все поподробнее.

  • Ирония: в тексте присутствует скрытая насмешка.
  • стилистически сниженная лексика: бесхвостный конь, мужичок, скачи с моста.
  • гипербола: богатый брат говорит, что бедный «сгубил коня», хотя тот всего-навсего оторвал ему хвост.
  • речевая характеристика: главный герой «проговаривается» — сообщает читателю о своих намерениях.
  • Гротеск: сочетание страшного и смешного: судья предлагает купцу фактически убить бедняка, спрыгнув на него с моста. Однако все понимают, что тот из чувства самосохранения предпочтет уклониться от этого. Абсурдность ситуации: забрать коня, пока хвост не вырастет, прыгать с моста.

Литература 8 класс 5 урок «Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века»

Успейте воспользоваться скидками до 60% на курсы «Инфоурок»

Описание презентации по отдельным слайдам:

«ШЕМЯКИН СУД» КАК САТИРИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ XVII ВЕКА 5 урок Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

Домашнее задание. Подготовить пересказ фрагмента «Повести. » по сюжету иллюстрации. Завершить заполнение таблиц. Письменно ответить на один из итоговых вопросов урока (по выбору). Прочитать комедию Д. И. Фонвизина «Недоросль». Индивидуальные задания. Сопоставить «Повесть о Шемякином суде» с басней В. И. Майкова «Вор и подьячий» (см. практикум «Читаем, думаем, спорим. »). Используя справочную литературу и ресурсы Интернета, подготовить сообщение о Д. И. Фонвизине, о портретах, памятниках писателю. Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

Основное содержание урока. Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои — крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами. «Шемякин суд» — «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому он так и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести. Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы. «Шемякин суд» в актёрском исполнении. Основные виды деятельности. Чтение и составление тезисов статьи учебника. Восприятие и выразительное чтение сатирической повести (в том числе по ролям). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Составление лексических и историко-культурных комментариев. Обсуждение древнерусских иллюстраций. Характеристика героя сатирической повести. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие сатирическая повесть. Планируемые результаты: Личностные: воспитание уважения к русской истории и культурному наследию России; развитие морального сознания и нравственных чувств личности. Метапредметные: умение работать в группе; создавать и применять таблицы и схемы для решения учебных задач; выбирать основания для сопоставления и делать выводы; развитие умений смыслового чтения и ИКТ- компетенции. Предметные: осознание художественной картины жизни, отражённой в сатирической повести, развитие умения участвовать в обсуждении прочитанного, отстаивать своё мнение и создавать развёрнутые устные и письменные высказывания. Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литературы XVII века. Заполнение таблицы должно быть завершено дома. Чтение и составление тезисов статьи учебника «О “Повести о Шемякиной суде”». Заполнение таблицы: Учитель литературы: Муллаянова А. Р. Вопрос Тезис Какаялитература получила распространение вРоссииXVII в.? Какие новые герои появились в литературе XVII в.? Почемулитература XVII в.иетолько изображает реальные события, но обращается и кхудожественномувымыслу? Какие реалии русской жизни критикует «Повесть о Шемякином суде»? Как в вей создаются комические ситуации? Почему «Повесть о Шемякином суде» вызывает у. читателя грустное впечатление? Почему «Повесть о Шемякином суде» былапопулярнау читателей вХVII—XVIIIвв.? Как понять современную поговорку «Шемякин суд»?

Справка о происхождении имени (прозвища) Шемяка. Шемяка — Шеемяка Душитель. Внук Дмитрия Донского, сын Юрия Дмитриевича (1373—1434), князя Звенигородского и Галич-Костромского. Прозвище Шемяка, как отмечает А. А. Зимин, «восходит к татаро-монгольскому чимэху, что означает украшать, а отсюда чимэк — украшение, наряд». Согласно другой версии, Шемяка — сокращение от Шеемяка, то есть способный намять шею, силач (по статье «Википедии» «Дмитрий Юрьевич Шемяка»). Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

Новые литературные герои — крестьянские и купеческие сыновья. Групповая работа: Группа 1. Прочитайте выразительно фрагмент «Повести. » с начала до слов «. и придётся за проезд приставам платить». Озаглавьте фрагмент. Прокомментируйте значение слов и выражений: ссужал убогого, не мог наполнить скудости его, поносить его убожество, дровни, подворотня, бить челом, за проезд приставам платить. Какие новые литературные герои появляются в «Повести. »? Что в этом фрагменте смешного и что грустного? Какой вид комического использован? Докажите свою позицию. Чем начало «Повести..» напоминает русскую народную сказку? Группа 2. Прочитайте выразительно фрагмент «Повести. » со слов «И пришли оба к некоему селу. » до слов «. и встал перед судьёю». Озаглавьте фрагмент. Прокомментируйте значение слов и выражений: на полатях, зыбка, решил себя смерти предать. Что в этом фрагменте вызывает смех? Над чем смеётся автор? Какие события фрагмента являются драматическими? Почему? Умышленно ли убогий брат совершает свои преступления? В чём вина и в чём беда героя? Какие сказочные элементы присущи фрагменту? Чем он напоминает бытовую сказку? Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плугами. «Шемякин суд» — «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому он так и судил») Группа 3. Прочитайте выразительно фрагмент «Повести. » со слов «Принёс богатый брат челобитную исковую. » до слов «После суда истцы вышли с ответчиком из приказа. ». Озаглавьте фрагмент. Прокомментируйте значение слов и выражений: челобитная исковая, посул, истцы, ответчик, вышли из приказа. Почему Шемяка судил в пользу убогого? Как это характеризует суд того времени? Чем похожи убогий брат и судья Шемяка? Какой вид комического использован? Докажите свою позицию. Какие элементы фольклора использует автор? Группа 4. Прочитайте выразительно фрагмент «Повести. » со слов «Начал богатый просить у убогого свою лошадь» до слов «Так убогий со всех троих себе взял». Озаглавьте фрагмент. Прокомментируйте значение слов и выражений: судейский приказ, судейский указ, мзда. Чем сюжет фрагмента напоминает события народных сказок? Почему в самом выгодном положении оказывается убогий? В чём отличие этого героя от незадачливых героев народных сказок? Какие черты жанра пародии есть в «Повести»? Группа 5. Прочитайте выразительно фрагмент «Повести. » со слов «Судья же выслал человека ко ответчику. » до конца. Озаглавьте фрагмент. Прокомментируйте значение слова аминь. В чём неожиданность финала «Повести. »? Что в финале вызывает комический эффект? Ответы на вопросы 3 и 5 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном». Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы. Особенности поэтики бытовой сатирической повести Обобщающая беседа: Ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Размышляем о прочи­танном». Какие эпитеты, метафоры, сравнения характеризуют героев? Какие социально-нравственные вопросы ставит автор? Какие решения проблемы он предлагает? Ответы на вопросы 2 и 4 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном». Почему «Повесть. » относится к сатирическому жанру? Охарактеризуйте убогого мужика. Какие чувства он вызывает у читателя? Какой это образ: комический, драматический, пародийный? Обоснуйте свой ответ. Какие фольклорные мотивы есть в «Повести. »? Найдите в «Повести. » особенности русских сказок и прокомментируйте их. (Быстрота развития действия, неправдоподобные ситуации, нагнетание преступлений «убогого» мужика, комизм положения судьи, беспристрастный тон повествования, троекратные повторения и др.) В чём сходство «Повести. » с русской народной сказкой о неправедном судье и с волшебными сказками «о мудрых отгадчиках»? Чем «Повесть. » отличается от фольклорных первоисточников? Можно ли считать «Повесть. » образцом иносказательной сатиры, зеркалом отношений человеческого общества? Докажите своё мнение. Как композиция «Повести. » способствует раскрытию её смысла? Какое начало наиболее важно в «Повести. »: юмористически-весёлое, сатирически-обличительное или драматическое? Обоснуйте свой ответ. Почему в «Повести. » нет имён героев, кроме имени судьи, и точных географических названий (в некоих местах, город, некоего села)? Почему В. Г. Белинский увидел в сатирических повестях тонкую иронию русского национального ума и назвал их «драгоценнейшими историческими документами»? Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

Практическая работа. Составление таблицы «Приёмы комического изображения в повести “Шемякин суд”»: Учитель литературы: Муллаянова А. Р. Приёмы комического изображения Примеры Юморкак осмеяние «частного» (человеческихнедостатков, неимеющиххарактераобщественныхпороков) Сатиракак осмеяние«общего» (порочных общественныхи нравственныхявлений) Ирония Сарказм Гипербола Гротеск г-.

«Шемякин суд» в актёрском исполнении Прослушивание и рецензирование актёрского чтения фрагментов «Повести. ». Ответы на вопросы 1, 2, 4 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение». Итоговые вопросы: В чём историко-культурное значение «Повести о Шемякином суде»? Когда в речи употребляется выражение Шемякин суд? Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

Урок литературы по теме: «Шемякин суд»

Презентация к уроку литературы в 8 классе.Презентация наглядно показывает и осуждает корыстолюбие судей и судопроизводства в целом в 17 веке.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы по теме: «Шемякин суд»»

Учитель литературы Безгодов Борис Михайлович.

Художественные завоевания демократической литературы

  • решительный отказ от историзма, определяющего принципа древнерусской литературы
  • новый герой не историческая личность (князь, военачальник, священник), а бытовая (простой человек разных сословий)
    • безымянность литературных героев
    • постепенное освобождение литературы от религиозной опеки, отстаивание права на вымысел
    • появление жанра сатирической повести
    • как сатирическое произведение

      Дмитрий Шемяка (1420–1453),

      князь галицкий (Галича-Костромского), сын князя Юрия Дмитриевича, внук князя Дмитрия Ивановича Донского.

      С 1436 г. возглавлял удельно-княжескую и боярскую оппозицию против централизаторской политики московского великого князя.

      Известен тем, что попирал в гражданских делах справедливость и древние уставы и в 1446 году, предательски ослепив Великого князя Василия Темного, захватил великокняжеский престол

      «ПОВЕСТЬ О ШЕМЯКИНОМ СУДЕ» –

      произведение демократической литературы XVII в., представляющее собой русскую сатирическую переработку сказочного сюжета о мудрых решениях праведного судьи, широко распространенного как в фольклорных записях, так и в литературных переработках

      история бедняка, которому после несчастий неожиданно улыбнулась удача

      Образовательный сайт

      Повесть о Шемякином суде — это пример остроумной и глубокомысленной сатиры. Она обличает жадность и корыстолюбие, взяточничество и глупость.

      1. Кто герои повести «Шемякин суд»? Кто из них прав? На чьей стороне автор?

      Героями повести являются:

      два брата крестьянина — убогий (бедный) и богатый;

      случайно повстречавшийся горожанин;

      Можно сказать, что прав каждый из них. Бедный брат не виноват, что скуден имуществом. Богатый тоже прав, потому что лошадь была несправедливо испорчена. У попа случилось великое горе — его сын умер прямо в доме. И горожанин прав — его отец умер случайно.

      Автор на стороне убогого, потому что только ему в рассказе сильно повезло — каждый еще и денег заплатил за свои несчастья. Такова повесть и Шемякином суде.

      Каковы преступления героя повести? Кто из героев наказан?

      Преступления Героя в том, что он не знает как выбраться из своей нищеты. хвост у лошади был оторван потому, что он привязал к нему повозку — у него даже х омута не оказалось, а брат не захотел давать. Попова сына он задавил случайно, потому что есть захотел и с полки свалился. Отца горожанина он убил также по воле случая — прыгнул с моста, чтобы свести счеты с жизнью.

      Практически каждый герой, кроме убогого, наказан: богатый отдал деньги за лошадь, поп — чтобы не отдавать убогому попадью, а горожанин — чтобы избежать нелепой гибели в результате мести. Отчасти наказан и судья за свою жадность — он не получил ни гроша. Однако, каждый, кто причитал Повесть о Шемякином суде, понимает, что все эти наказания несправедливы. Каждый из героев прав, однако всем им досталось ни за что.

      2. Кого высмеивает повесть? Кто из героев вызывает у васм сочувствие и почему?

      Повесть о Шемякином суде высмеивает жадность и продажность судьи. Сочувствие возникает ко всем остальным героям, кроме убогого, пожалуй. Ему бы молчать и идти домой, а он просит с остальных денег.

      3. О каком суде говорят: «Шемякин суд»?

      О самом несправедливом, который не только не разрешает ситуацию, но и усугубляет положение.

      4. Какие приемы сатирического изображения (гротеск, гипербола) используется в повести? Приведите примеры использования этих приемов в тексте повести?

      Гипербола (преувеличение) используется в повести для того, чтобы показать, насколько несправедлива судебная система. Даже сильное преувеличение не способно вызвать у читателя удивление.

      Гротеск — прием, характеризующийся применением фантастических образов, алогизмов для иллюстрации реальных событий. Они используется в целях заострения внимания на определенных акцентах.

      Развивайте дар слова

      2. Какое впечатление производит на вас повесть? Подготовьте развернутый ответ, включив в него выражение Шемякин суд, как поговорку.

      Повесть о шемякином суде производит грустное впечатление, порождает ощущение тотальной несправедливости и глупости. Несмотря на то, что она написана с изрядной долей иронии, героев невольно становится жалко. Безвыходность их положения отражает жизнь многих современников писателя.

      В современных общественных структурах отчасти сохранилось такое положение дел. И нам время от времени приходится испытывать на себе этот самый Шемякин суд.

      3. Рассмотрите иллюстрации к повести «Шемякин суд». Выберите по своему усмотрению несколько эпизодов, изображенных на них. Перескажите их близко к тексту повести.

      Повесть о Шемякином суде можно узнать из картинок.

      2-ая: Взял он (бедняк) лошадь, и набрав полную дровню, привязал ее к лошадиному хвосту. Потом ударил ее кнутом, чтобы она тянула груз, а та дернулась, и хвост у нее оторвался.

      3-я: Пришел он к своему богатому брату лошадь возвращать. Тот увидел, что она без хвоста, и недолго думая, отправился в город челом бить на бедняка.

      4-ая: Увидел бедняк с полатей, что брат его обедает с попом, а его не зовут, и упал вниз. Упал и придавил маленького сына попа насмерть.

      5-ая гравюра: Понял бедняк, что сведут его со света белого брат и поп, и решил свести счеты с жизнью. Кинулся с моста вниз. А под ним шел один из горожан — вез отца в баню мыться. Бедняк же, падая, придавил старика насмерть.

      Смотрите так же:

      • Приказ от 10 августа 2018 Приказы 2018 года Министерство спорта Самарской области от «__» _________ 2018 г. № ______ О государственной аккредитации Региональной общественной спортивной организации «Федерация танцевального спорта Самарской области» по виду спорта «танцевальный спорт» В соответствии с Федеральным законом от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической […]
      • Прокурор сахалинская область Рябов Николай Александрович Родился 17 июля 1968 г. в городе Чимкенте Казахской ССР. В 1992 г. окончил Омский государственный университет. В 1991 г. начал службу в прокуратуре Омской области, замещал должности следователя, помощника, старшего помощника прокурора в районных прокуратурах Омской области. С 1995 г. по 1999 г. проходил […]
      • Что нужно для написания наследства Какие документы нужны для оформления завещания (в т. ч. на квартиру) Зачем необходимо завещание Рано или поздно, но люди умирают, и если осталось достаточное количество имущества, то тут начинается борьба родственников за право обладать этим имуществом. Появляются родственники, которые в течение жизни и не общались с покойным. Для того […]
      • Реструктуризация налога это Реструктуризация налога это Просмотров научной работы: 5468 Комментариев к научной работе: 0 Поделиться с друзьями: Реструктуризация - один из самых действенных инструментов урегулирования налоговой задолженности с целью финансового оздоровления предприятия. В узком смысле, реструктуризация налоговой задолженности - это перевод […]
      • Правила поведения кадета Правила поведения кадета Этикет для кадет Для пополнения офицерского состава русской армии в России в начале 18 века открываются кадетские корпуса , куда принимаются дети офицеров. Воспитывались учащиеся этих корпусов , кадеты, в духе высоких понятий офицерской чести. Кроме того, им преподавались правила этикета. В 1779 году […]
      • Сжимаемость грунта закон уплотнения Лекция 1. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ МЕХАНИКИ ГРУНТОВ I. СЖИМАЕМОСТЬ ГРУНТОВ, ЗАКОН УПЛОТНЕНИЯ Сжимаемость грунтов – способность грунтов изменять свое строение (упаковку твердых частиц) под влиянием внешних воздействий на более компактное за счет уменьшения пористости Для установления основных показателей сжимаемости грунтов производятся […]