Финансовые санкции по налогам

Налоговые и финансовые санкции за нарушение налогового законодательства

Каждый налогоплательщик согласно Закону обязан своевременно и в полном размере уплачивать налоги, вести бухгалтерский учет, со ставлять отчеты, предоставлять налоговым органам необходимые документы и сведения для контроля правильности уплаты налогов. Если на логоплательщик нарушает налоговое законодательство, то налоговые органы вправе наложить на него санкции.

Под налоговым правонарушением понимается виновносовершенное противоправное деяние налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Налоговым кодексом установлена ответ ственность. Основными правонарушениями являются следующие:

• грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения;

• не уплата или неполная уплата сумм налогов;

• невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов;

• неправомерное не сообщение сведений налоговому органу;

• нарушение сроков постановки на учет в налоговом органе;

• уклонение от постановки на учет;

• непредставление налоговой декларации. Перечень нарушений приведен в таблице 8.

Если налогоплательщик уплатил налог с нарушением сроков или не в полном объеме, то он должен уплатить пеню.

Пени — это финансовая санкция за несвоевременное выполнение денежных обязательств. Они определяются в процентах к сумме невыполненного обязательства за каждый день просрочки.

Пени по налоговым платежам начисляются за каждый календарный день просрочки начиная со следующего дня за с установленным сроком уплаты суммы налога и сбора по день фактической уплаты включительно.

Процентная ставка пени равна одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Феде рации. Если срок уплаты налога совпадает с выходным или праздничным днем, то пени начисляются, начиная с первого рабочего дня после выходного или праздничного.

Пени не начисляются на сумму недоимки, которую налогопла тельщик не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа или суда были приостановлены операции налогоплательщика в банке или наложен арест на имущество налогоплательщика.

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет его другого имущества. Принудительное взыскание пеней с организаций производится в бесспорном порядке, а с физических лиц — в судебном порядке.

Пример 1. Срок уплаты налога — до 20 января 2001г. Организация должна уплатить в бюджет сумму налога в размере 10000 руб. Фактически сумма была перечислена 31 января 2001г.

Так как, 20 января 2001 года — это суббота, то организация долж на была произвести уплату налога в понедельник 22 января 2001г. В этот день налог не был уплачен организацией. Поэтому она должна уплатить пеню за 9 дней (с 23 января по 31 января 2001г.) Сумма пени (с учетом того, что ставка рефинансирования, установленная ЦБ в этот период со ставляла 25%) будет равна:

Финансовые санкции по налогам

Статья 88. Применение финансовых санкций за налоговые
правонарушения

1. Налоговым правонарушением является виновное противоправное
действие субъекта налоговых правоотношений, за которое предусмотрена
ответственность, установленная настоящим Кодексом.
2. Налоговое правонарушение влечет наложение финансовых санкций,
установленных статьями 89 — 94 настоящего Кодекса. Финансовые санкции
применяются налоговой службой.
3. Наложенные финансовые санкции уплачиваются в течение пяти дней
с момента вручения постановления.
Уплата наложенных финансовых санкций производится после уплаты
налога.
4. На физическое лицо, допустившее налоговое правонарушение,
могут быть наложены финансовые санкции с шестнадцатилетнего возраста.
5. Финансовые санкции могут быть наложены за нарушения налогового
законодательства, совершенные в период, составляющий не более пяти
налоговых лет, предшествующих году, в котором они были выявлены.
6. При обжаловании установленной налоговой службой (таможенной
службой) суммы налога обязанность по уплате наложенных финансовых
санкций должна быть исполнена налогоплательщиком (налоговым агентом)
на неоспариваемую сумму финансовых санкций. Оспариваемая сумма
финансовых санкций не уплачивается в течение периода рассмотрения
жалобы в налоговой службе и казыете, но не более шести месяцев со дня
их наложения.
При этом налоговая служба (таможенная служба) вправе потребовать
от налогоплательщика залог имущества (денежных средств) или
поручительства в отношении оспариваемой суммы финансовых санкций. При
невозможности налогоплательщиком исполнить указанные требования
обязанность по уплате финансовых санкций должна быть исполнена им и на
сумму, которая оспаривается.
7. Корректировка установленной суммы налога влечет изменение
наложенных ранее в отношении этой суммы налога финансовых санкций.

Статья 89. Финансовые санкции за занижение суммы налога

1. Занижение суммы исчисленного налога, возникшее вследствие
уменьшения налогоплательщиком налоговой базы и других неправомерных
действий (бездействия) по исчислению налога, влечет наложение на
налогоплательщика финансовых санкций в размере 40 процентов от
заниженной суммы налога, не уплаченной в Государственный бюджет
Туркменистана.
Сумма заниженного налога, к которой применяются финансовые
санкции, определяется с учетом излишне внесенных сумм по данному виду
налога с даты, установленной для уплаты налога до дня выявления такого
нарушения.
При наличии излишне внесенных сумм по другим видам налогов они
также могут быть приняты в уменьшение заниженной суммы налога, к
которой применяется финансовая санкция.
2. К подлежащим возмещению из бюджета суммам налога, возникшим
вследствие неправомерных действий налогоплательщика, применяются
финансовые санкции, установленные частью 1 настоящей статьи.

Статья 90. Финансовые санкции за невыполнение налоговым агентом
обязанности по удержанию и перечислению налога

Невыполнение налоговым агентом возложенных на него настоящим
Кодексом обязанностей по удержанию с налогоплательщика и перечислению
в Государственный бюджет Туркменистана сумм налогов, влечет наложение
на налогового агента финансовых санкций в размере 40 процентов от
суммы, подлежащей удержанию и перечислению.

Статья 91. Финансовые санкции за нарушение налогоплательщиком
(налоговым агентом) наложенного запрета на право
распоряжаться имуществом

Нарушение налогоплательщиком (налоговым агентом) запрета на право
распоряжения имуществом, на которое обращено взыскание налога, влечет
наложение на налогоплательщика (налогового агента) финансовых санкций
в размере 50 процентов от реальной рыночной стоимости такого
имущества.

Статья 92. Финансовые санкции за невыполнение обязанности
сообщить об открытии счета в учреждении банка

Невыполнение учреждением банка обязанности сообщить об открытии
счетов физических и юридических лиц (их обособленных подразделений) в
налоговую службу влечет наложение на учреждение банка финансовых
санкций в размере 10 процентов от суммы всех денежных средств,
поступивших на эти счета.

Статья 93. Финансовые санкции за неисполнение учреждением банка
решения налоговой службы о приостановлении операций по
счетам налогоплательщика

Проведение учреждением банка расходных операций по счетам
физических и юридических лиц (их обособленных подразделений) в
нарушение решения налоговой службы о приостановлении операций по его
счетам влечет наложение на учреждение банка финансовых санкций в
размере 10 процентов от суммы всех денежных средств, списанных с этих
счетов.

Статья 94. Финансовые санкции за нарушение порядка зачисления
средств налогоплательщика

Зачисление учреждением банка средств от реализации продукции
(товаров, работ, услуг) на ссудный, депозитный или иные счета, минуя
расчетный счет налогоплательщика (налогового агента), влечет наложение
на учреждение банка финансовых санкций в размере 10 процентов от суммы
зачисленных средств.

Налоговые санкции могут носить финансовый и иной характер. Финансовые санкции бывают трех видов: недоимка, штраф, пеня. Недоимка — сумма сокрытого или заниженного дохода либо сумма налога за иной скрытый или неучтенный объект. Штраф — дополнительное денежное взыскание за указанное нарушение в размере суммы недоимки. Пеня — сумма, взыскиваемая в случае задержки уплаты налога. Недоимки по налогам и другим обязательным платежам, суммы штрафов, пени взыскиваются с налогоплательщиков — юридических лиц — в бесспорном порядке, с физических — в судебном. Другими санкциями, применяемыми государственными налоговыми инспекциями, являются ходатайства о запрещении заниматься предпринимательской деятельностью, приостановление операций юридических и физических лиц по расчетам и счетам в банках. Они могут также обратиться в суд общей юрисдикции или арбитражный суд с иском о признании сделки недействительной, о ликвидации предприятия.

При выявлении нарушений налогового законодательства, являющихся административным правонарушением, налоговые органы осуществляют производство по ним, руководствуясь правилами, установленными Кодексом об административных правонарушениях, и налагают административное взыскание — предупреждение, штраф. В случае выявления признаков уголовного преступления налоговые органы обязаны сообщить об этом федеральным op ганам налоговой полиции, куда направляются все необходимые для возбуждения уголовного дела материалы. В соответствии с Налоговым кодексом РФ (ст. 31) налоговые органы вправе:

требовать от налогоплательщика или иного обязанного лица докумен­ты по формам, установленным государственными органами и органами ме­стного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов;

— проводить налоговые проверки в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ;

— изымать по акту при проведении налоговых проверок у налогоплатель­щика или иного обязанного лица документы, свидетельствующие о совер­шении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

— вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков и иных обязанных лиц для дачи пояснений в связи с уплатой (перечислением) ими налогов;

— приостанавливать операции по счетам лиц в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков и иных обязанных лиц в порядке, предус­мотренном Налоговым кодексом РФ;

— осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиками для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообло­жения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию при­надлежащего налогоплательщику имущества. Порядок проведения инвента­ризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке утверждает­ся Министерством финансов Российской Федерации и Министерством по налогам и сборам Российской Федерации;

— определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщи­ком в бюджет, расчетным путем на основании данных по иным аналогич­ным налогоплательщикам в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных, склад­ских торговых и иных помещений и территорий, используемых налогопла­тельщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления налоговым органам необходимых для расчета налоговых документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленно­го порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги;

— требовать от налогоплательщиков и иных обязанных лиц устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролиро­вать выполнение указанных требований;

— взыскивать недоимки по налогам и взыскивать пени в порядке, уста­новленном Налоговым кодексом РФ;

— предоставлять налогоплательщикам отсрочки и рассрочки по уплате санкций за налоговые правонарушения;

— требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платеж­ных поручений налогоплательщиков и иных обязанных лиц и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налого­плательщиков и иных обязанных лиц сумм налогов и санкций за налоговые правонарушения;

— привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;

— вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;

— заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности;

— предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски: о взыскании налоговых санкций с лиц, совершивших налоговые правонарушения; о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в каче­стве индивидуального предпринимателя; о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законо­дательством РФ; о признании сделок недействительными и о взыскании в доход государства приобретенного по таким сделкам имущества в случаях, предусмотренных гражданским законодательством РФ; о взыскании в доход государства имущества, неосновательно приобретенного не по сделке, а в результате совершения иных незаконных действий; о досрочном расторже­нии договора о налоговом кредите и об инвестиционном налоговом креди­те; в иных случаях, предусмотренных Налоговым кодексом.

Сотрудниками налоговых органов могут быть граждане РФ, способные по своим деловым и личным качествам, а также состоянию здоровья испол­нять служебные обязанности. Принятым в налоговые органы присваиваются классные чины и выдается форменная одежда. Материально-техническое обеспечение налоговых органов осуществляется так же, как и соответствую­щее обеспечение органов внутренних дел. Сотрудникам налоговых органов установлены повышенные гарантии социальной и правовой защиты. Они обязаны хранить коммерческую тайну, тайну сведений о вкладах физичес­ких лиц, им запрещено заниматься иной оплачиваемой работой или предпринимательской деятельностью.

Надзор за исполнением законов налоговыми органами осуществляется прокуратурой. Полномочия прокурора при осуществлении надзора определяются действующим законодательством.

Судебный контроль осуществляется при поступлении в суд исков из налоговых органов, а также при обращении граждан в суд с жалобой на незаконные действия и решения налоговых органов.

Государственный контроль налоговых органов осуществляют Президента и Правительство РФ, ежеквартально заслушивающие ее руководителя. Вы­шестоящие налоговые органы осуществляют ведомственный контроль за pa ботой нижестоящих, они наделены правом отменять решения нижестоящих органов.

Обращения в правоохранительные органы. Наряду со специализированными природоохранными органами существуют правоохранительные органы, .

Налоговые санкции и штрафы с 2017 года

С 2017 года вступили в силу поправки, внесенные в Налоговый кодекс РФ, в течение всего 2016 года. Большинство изменений направлено на повышение собираемости налогов и пополнение бюджета за счет штрафов. Так, повышены штрафы для компаний за непредставление в налоговую инспекцию документов; по страховым взносам начнут штрафовать в соответствии с положениями Налогового Кодекса РФ. В результате штрафовать компанию могут чаще и больше. Введены штрафы для граждан за непредставление в налоговую сведений, которые ранее должны были получать налоговики самостоятельно из других госструктур (в частности ГИДББ и Роскомимущество).

Штраф за непредставление пояснений налоговой инспекции

С 1 января введены штрафы для компаний, который не представят налоговым инспекторам пояснения, запрошенные ими в процессе камеральной проверки.

С января 2017 года изменилась статья 129.1 Налогового Кодекса РФ, в которой говорится об ответственности за неправомерное несообщение сведений налоговому органу.

В статье 129.1 Налогового Кодекса РФ теперь говорится о том, что непредставление налоговой инспекции пояснений, запрошенных в ходе камеральной проверки декларации по НДС, является нарушением, которое подпадает под статью 129.1 Налогового Кодекса РФ.

Пояснения налоговые инспекторы могут запросить, например, из-за расхождений в электронных счетах-фактурах компании и её контрагентов.

Если вы не предоставите пояснения во время камеральной проверки по НДС, компанию могут оштрафовать на 5 000 рублей. Повторное нарушение в течение календарного года грозит компании штрафом в размере 20 000 рублей.

Пояснения налоговой нужно представлять через интернет

Организации, которые обязаны отчитываться по НДС через интернет, должны тем же способом представлять пояснения по налогу.

С 2017 года в пункте 3 статьи 88 Налогового Кодекса РФ появилось новое правило для тех, кто должен сдавать декларации по НДС через интернет.

Если инспекторы в ходе камеральной проверки по НДС запросят пояснения, то представить их нужно в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота. То есть, так же, как для сдачи налоговой отчетности.

Если вы сдадите пояснения на бумаге, такие пояснения считаются не представленными и компании грозит штраф на основании статьи 129.1 Налогового Кодекса РФ:

  • в размере 5 000 рублей при первичном нарушении;
  • в размере 20 000 рублей при повторном нарушении в течение календарного года.
  • Поправки в Налоговый Кодекс РФ внесены Федеральным законом от 01.05.16 № 130-ФЗ и вступили в силу с 1 января 2017 года.

    Граждане, которые не сообщат о своем имуществе, будут оштрафованы

    Граждане, не сообщившие в ИФНС сведения о наличии у них недвижимости и автомобилей, рано или поздно будут оштрафованы.

    Для граждан в Налоговом Кодексе РФ появились новые санкции. С 1 января 2017 года вступил в силу пункт 3 статьи 129.1 Налогового Кодекса РФ. В нем предусмотрены штрафы для граждан, которые не получив уведомление об уплате налога, сами не сообщили сведения о своей недвижимости или транспортных средствах.

    Ранее, если вы владели автомобилем или недвижимостью и не получали из налоговой инспекции квитанций на уплату налогов, можно было не беспокоиться. Именно налоговая инспекция должна была уведомлять вас о необходимости уплатить налоги. Не сообщение в налоговую о своих квартирах, участках, дачах, машинах и т.д. штрафами не каралось.

    Теперь с 1 января 2017 года гражданин, который владеет недвижимостью и (или) автомобилем, обязан сообщить о своем имуществе самостоятельно.

    Если ИФНС не прислала Вам уведомление об уплате налога на имущество физлиц или транспортного налога, Вы должны проявить инициативу и сообщить налоговикам о наличии у Вас имущества. Эти сведения нужно передать до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

    Штраф составляет 20 процентов от неуплаченной суммы налога в отношении «сокрытого» от инспекторов объекта налогообложения. Эта поправка внесена Федеральным законом от 02.04.14 № 52-ФЗ.

    Расчет пеней в случае просрочки уплаты недоимки по налогам

    Изменен порядок расчета пеней для организаций в случае длительной просрочки уплаты недоимки по налогам.

    В отношении просрочки по налогам, которая будет образована после 1 октября 2017 года, предстоит применять обновленные правила расчета пеней.

    Согласно новой редакции пункта 4 статьи 75 Налогового кодекса РФ, граждане и организации станут рассчитывать пени по-разному.

    Для граждан (включая предпринимателей), сохранится процентная ставка, равная 1/300 действующей ставки рефинансирования Центробанка (напомним, что с 2016 года ставка рефинансирования равняется ключевой ставке).

    Для организаций размер пеней будет зависеть от периода просрочки:

  • если период просрочки составит 30 календарных дней и менее, то процентная ставка будет равна 1/300 действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ;
  • если период просрочки превысит 30 календарных дней, то процентная ставка составит 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в период просрочки до 30 календарных дней включительно, + 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в период, начиная с 31-го дня просрочки.
  • Изменения были внесены в законодательство Федеральным законом от 30.11.16 № 401-ФЗ.

    Штраф за занижение цены при контролируемых сделках

    Штраф за неуплату налогов в связи с неверным применением цен при контролируемых сделках увеличен.

    Если налоговики проверили контролируемую сделку и обнаружили, что цены были занижены, они вправе оштрафовать компанию по статье 129.3 Налогового Кодекса РФ.

    Размер штрафа зависит от периода, к которому относится сделка. Так, для сделок, совершенных в 2014 — 2016 годах, величина штрафа составляла 20 процентов от неуплаченной суммы налога.

    Для сделок, которые будут совершены в 2017 году и далее, размер санкции возрастает до 40 процентов от неуплаченной суммы налога, но не менее 30 000 рублей.

    Это изменение внесено в Налоговый кодекс РФ Федеральным законом от 18.07.11 № 227-ФЗ.

    Введен досудебный порядок взыскания налога с поручителей

    Если налогоплательщик не заплатил налог вовремя, а обязанность по уплате налога обеспечена поручительством, то поручитель и налогоплательщик несут солидарную ответственность в соответствии с пунктом 3 статьи 74 Налогового Кодекса РФ.

    ИФНС вправе взыскать с поручителя налог, который не был уплачен его подопечным. До 2017 года, чтобы взыскать неуплаченную сумму налога с поручителя, налоговики обязаны были иметь на руках судебное решение. Сейчас взыскание будет осуществляться без привлечения судов.

    С 1 января 2017 года вступила в силу новая редакция пункта 3 статьи 74 Налогового Кодекса РФ. Она предусматривает, что взыскивать недоимку с поручителя будут в таком же порядке, как и с налогоплательщика.

    Другими словами, налоговики, без суда, смогут выставить поручителю требование об уплате налога, а затем взыскать недоимку за счет его денег или имущества. Такое правило применяется в отношении договоров поручительства по уплате налогов, срок уплаты которых наступает после 1 июля 2017 года.

    Поправки внесены в Налоговый кодекс РФ Федеральным законом от 30.11.16 № 401-ФЗ.

    Штрафы для организаций по страховым взносам

    В 2017 году применять санкции в отношении организаций-страхователей смогут налоговые инспекторы, сотрудники ФСС и инспекторы Пенсионного фонда.

    Налоговики могут оштрафовать за нарушения по взносами в ПФР, в ФОМС и взносами на обязательное соцстрахование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

    При этом ИФНС будет применять правила, закрепленные в Налоговом кодексе РФ.

    За непредставление расчета по взносам компанию оштрафуют на основании статьи 119 Налогового кодекса РФ: в размере 5 процентов не уплаченной суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

    За грубое нарушение правил учета на основании статьи 120 Налогового кодекса РФ налоговики оштрафуют компанию:

  • На 10 000 (десять) тысяч рублей.
  • На 30 000 (тридцать) тысяч рублей, если правила учета повторно и грубо нарушены в течение более одного налогового периода.
  • В размере двадцати процентов от суммы неуплаченного налога (страховых взносов), но не менее сорока тысяч рублей, если грубые нарушения повлекли занижение налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов).

    Пенсионный фонд может применять санкции двух видов: за непредставление ежегодных сведений о стаже (500 руб. в отношении каждого застрахованного лица), и за нарушение порядка сдачи электронной отчетности (1 000 руб.).

    Сотрудники ФСС будут штрафовать за нарушения по взносами «на травматизм».

    Новое в правилах регистрации компаний и ИП

    С 1 января 2017 года при регистрации юридических лиц и предпринимателей вместо хорошо знакомого многим свидетельства о государственной регистрации выдается лист записи ЕГРЮЛ или ЕГРИП. Лист записи распечатывается на бумаге формата а4 и выдается «на руки» с печатью налоговой. Приказ ФНС России от 12.09.2016 № ММВ-7-14/[email protected]

    Лист записи с 1 января 2017 года подтверждает факт регистрации и внесения компании либо ИП в ЕГРЮЛ и ЕГРИП. Ранее, до начала 2017 года , Лист записи был приложением к свидетельству о регистрации, которое считалось основным документом.

    Компания может получить в ИФНС документ, подтверждающий статус налогового резидента

    Налоговики будут представлять налогоплательщикам документ, подтверждающий статус налогового резидента.

    С 1 июля 2017 года налоговая инспекция обязана представлять по запросу организации документ, подтверждающий статус налогового резидента Российской Федерации. Этот документ можно будет получить в электронном виде или на бумаге.

    Дополнения внесены в пункт 1 статьи 32 Налогового Кодекса РФ Федеральным законом от 30.11.16 № 401-ФЗ.

    Электронная версия журнала
    «НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА»

    Самое популярное издание бухгалтерских нормативных документов с комментариями к ним от экспертов и разработчиков.

    Особенности отражения в бухгалтерском учете налоговых санкций

    Никто не застрахован от ошибок. К сожалению, российское законодательство позволяет наказать организацию и должностных лиц не только за свои ошибки, но и за действия тех, с кем мы работаем – наших контрагентов. И прежде, чем начать разговор об учете санкций, давайте определимся, что же они из себя представляют.

    Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность (часть 1 ст. 106 НК РФ).

    Ответственность за совершение налоговых правонарушений организации несут в случаях, предусмотренных главами 16 и 18 (часть 1 ст. 107 НК РФ).

    Налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения.

    Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных главами 16 и 18 (часть 1 ст. 114 НК РФ).

    Итак, налоговые санкции – это штраф, который налоговые органы накладывают за нарушение налогового законодательства. Пени к ним не относятся. Но, поскольку организациям приходится платить и то, и другое, расскажем, как следует отразить такие начисления в бухгалтерском учете, а также об особенностях отражения в бухгалтерском учете административных штрафов.

    Штрафные санкции за совершение налоговых правонарушений существуют давно, а единого подхода к их учету в бухгалтерском учете до сих пор нет, вернее, специалисты не всегда соглашаются с мнением Минфина России.

    Минфин в письме от 15.02.2006 № 07-05-06/31 предлагает суммы причитающихся налоговых санкций отражать на счете 99 «Прибыли и убытки». Списание кредиторской задолженности по налоговым санкциям также отражается на счете 99 «Прибыли и убытки».

    Обратимся к другим документам. В приказе Минфина России от 31.10.2000 № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению» указано, что счет 99 «Прибыли и убытки» предназначен для обобщения информации о формировании конечного финансового результата деятельности организации в отчетном году. На счете 99 «Прибыли и убытки» в течение отчетного периода отражаются:

    • прибыль или убыток от обычных видов деятельности – в корреспонденции со счетом 90 «Продажи»;
    • сальдо прочих доходов и расходов за отчетный месяц – в корреспонденции со счетом 91 «Прочие доходы и расходы»;
    • суммы начисленного условного расхода по налогу на прибыль, постоянных обязательств и платежи по перерасчетам по этому налогу из фактической прибыли, а также суммы причитающихся налоговых санкций – в корреспонденции со счетом 68 «Расчеты по налогам и сборам».
    • Построение аналитического учета по счету 99 «Прибыли и убытки» должно обеспечивать формирование данных, необходимых для составления отчета о прибылях и убытках.

      Приказ Минфина России от 29.07.1998 № 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» в п. 83 подтверждает данные положения.

      В бухгалтерском балансе финансовый результат отчетного периода отражается как нераспределенная прибыль (непокрытый убыток), т.е. конечный финансовый результат, выявленный за отчетный период, за минусом причитающихся за счет прибыли установленных в соответствии с законодательством РФ налогов и иных аналогичных обязательных платежей, включая санкции за несоблюдение правил налогообложения.

      В отчете о прибылях и убытках по строке «Прочее» отражаются в том числе и штрафные санкции, уплачиваемые организациями за нарушения налогового и иного законодательства, а также доначисления (суммы к уменьшению) по налогу на прибыль за предыдущие налоговые периоды в связи с выявлением несущественных ошибок (п. 14 ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности», п. 22 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций»).

      И вроде бы все понятно, делаем следующую проводку:

    • Д-т счета 99 «Прибыли и убытки», К-т счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» – при начислении штрафных санкций.
    • При перечислении их в бюджет:

      Однако некоторые эксперты считают, что подобным образом нужно учитывать только штрафные санкции по налогу на прибыль. Штрафные санкции, не связанные с исчислением налога на прибыль, следует учитывать на счете 91 «Прочие доходы и расходы», так как санкции по налогам, за исключением налога на прибыль, являются прочими расходами, что соответствует ПБУ 10/99 «Расходы организаций». В таком случае начисление и перечисление штрафных санкций оформляется следующими бухгалтерскими проводками:

    • Д-т счета 91-1 «Прочие доходы и расходы», К-т счета 68 «Расчеты по налогам и сборам»;
    • Д-т счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», К-т счета 51 «Расчетные счета».
    • При этом следует помнить, что суммы перечисляемых в бюджет санкций не учитываются в составе расходов при формировании налоговой базы по налогу на прибыль (п. 2 ст. 270 НК РФ) независимо от того, в корреспонденции с каким счетом сделана проводка в бухгалтерском учете. Поэтому организации, применяющие ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» должны учесть следующее.

      При выборе первого способа отражения операции по начислению штрафа различий в порядке признания доходов и расходов между бухгалтерским и налоговым учетом не возникает. При этом способе условный расход по налогу на прибыль исчисляется исходя из бухгалтерской прибыли, сформированной без учета суммы штрафа (п. 20 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций», утвержденного приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н).

      При выборе второго способа отражения операции по начислению штрафа его сумма в бухгалтерском учете включается в состав расходов. Это значит, что условный расход по налогу на прибыль исчисляется исходя из бухгалтерской прибыли, сформированной с учетом суммы прочего расхода в виде штрафа (п. 20 ПБУ 18/02).

      Так как в налоговом учете данный расход не учитывается, у организации возникают постоянная разница и соответствующее ей постоянное налоговое обязательство (абз. 2 п. 4, п. 7 ПБУ 18/02). Возникновение постоянного налогового обязательства отражается записью по дебету счета 99, субсчет «Постоянные налоговые обязательства (активы)», и кредиту счета 68.

      Штраф может быть административным, наложенным в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, так как на основании п. 1 ст. 23.5 налоговые органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 ст. 14.5, ст. 15.1, 19.7.6 КоАП РФ.

      Например, организацию могут оштрафовать за неприменение ККТ. Начисление и уплату данного штрафа необходимо отразить следующими бухгалтерскими проводками:

    • Д-т счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-2 «Прочие расходы», К-т счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
    • Уплата штрафа отражается:

    • Д-т счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», К-т счета 51 «Расчетные счета».

    Сумма административного штрафа, подлежащая уплате организацией, учитывается в составе прочих расходов на основании п. 11 положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н.

    Следует отметить, что организация должна оплачивать только те санкции, которые наложены на предприятие, а не на конкретное физическое лицо. Должностные лица оплачивают наложенные на них штрафные санкции за счет собственных средств. В противном случае организация, оплатившая такой штраф, выплатила доход физическому лицу и должна исполнить обязанности налогового агента по НДФЛ, т.е. удержать с оплаченной суммы налог и перечислить его в бюджет. Кроме того, ей придется начислить на оплаченную сумму и страховые взносы (ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»).

    3. Финансовая ответственность а) Финансовые санкции

    Финансово-правовые санкции — это применение уполно-моченными на то государственными органами и их должностными лицами к налогоплательщикам (юридическим и физическим лицам) за совершение налогового правонарушения в установленном административными и финансово-правовыми нормами порядке мер государственного принуждения, выражающихся в денежной форме и перечисляемых в бюджет, с целью обеспечения общественных и государственных финансовых интересов, возмещения недополученных бюджетом и внебюджетными фондами денежных поступлений, а также наказания нарушителей. Таким образом, применение финансовых санкций влечет для виновных в совершении налоговых нарушений наступление обременительных последствий имущественного и морального характера.

    В соответствии с Законом РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” (с учетом изменений и дополнений, внесенных Законами от 16 июля, 22 декабря 1992 г., 21 мая 1993 г. и от 24 июня 1994 г.) налогоплательщик, нарушивший налоговое законодательство, в установленных Законом случаях несет финансовую ответственность в виде:

    1) взыскания всей суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли) либо суммы налога за иной сокрытый или неучтенный объект налогообложения и штрафа в размере той же суммы, а при повторном нарушении — соответствующей суммы и штрафа в двукратном размере этой суммы. При установлении судом факта умышленного сокрытия или занижения дохода (прибыли) приговором или решением суда по иску налогового органа или прокурора может быть взыскан в федеральный бюджет штраф в пятикратном размере сокрытой или заниженной суммы дохода (прибыли);

    2) штрафа в размере 10% от причитающихся к уплате сумм налога за последний отчетный квартал, непосредственно предшествующий проверке, по каждому из следующих видов нарушений:

    — отсутствие учета объектов налогообложения;

    — ведение учета объекта налогообложения с нарушением установленного порядка, повлекшим за собой сокрытие или занижение дохода за проверяемый период не менее чем на 5% от причитающейся к уплате суммы налога за последний отчетный квартал;

    — непредставление или несвоевременное представление в налоговый орган документов, необходимых для исчисления, а также для уплаты налога;

    3) взыскания пени с налогоплательщика в случае задержки уплаты налога в размере 0,7% неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки платежа, начиная с установленного срока уплаты выявленной задержанной суммы налога, если законом не предусмотрены иные размеры пени. Взыскание пени, по мнению законодателя, не освобождает налогоплательщика от других видов ответственности. Пеня — вид финансовой ответственности. Она может быть также взыскана с налогопла-тельщика — юридического лица в бесспорном порядке.

    Пеня начисляется только на выявленные задержанные суммы налогов, начиная с установленного срока уплаты. При взыскании недоимки в судебном порядке начисление пени прекращается со дня вынесения судом решения об изъятии имущества недоимщика (об обращении взыскания на суммы, причитающиеся недоимщику от других лиц);

    4) других санкций, предусмотренных законодательными актами: ст. 13 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” (с учетом Указа Президента Российской Федерации “О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней”) от 22 декабря 1993 г.18; ст. 14 Закона Российской Федерации “Об инвестиционном налоговом кредите” от 20 декабря 1991 г.

    К юридическим и физическим лицам, освобожденным от уплаты налога, виды ответственности, предусмотренные ст. 13 Закона “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” по данному налогу, не применяются.

    Дополнительно начисленные суммы налогов по результатам счетных проверок уплачиваются в срок, когда они должны были быть уплачены при правильном исчислении налога в проверяе-мом периоде. Если суммы налогов начисляются в результате камеральных проверок, то пеня начисляется по истечении 10-дневного срока со дня, установленного для представления отчетности в налоговый орган. В случае совпадения срока уплаты с выходным (праздничным) днем, пеня начисляется начиная со второго рабочего дня после выходного (праздничного) дня.

    Днем уплаты считается:

    — день внесения денежных средств в соответствующий банк (иное финансово-кредитное учреждение) при уплате наличными деньгами;

    — день внесения денежных средств на почту или в банк (иное финансово-кредитное учреждение) при переводе денег по почте или через банк (иное финансово-кредитное учреждение);

    — день списания банком (финансово-кредитным учреждением) платежа со счета плательщика независимо от времени зачисления сумм на соответствующий счет при перечислении сумм платежа со счета плательщика в банке (ином кредитном учреждении).

    Указом Президента Российской Федерации “О проведении налоговой амнистии в 1993 г.” от 27 октября 1993 г.19 был значительно изменен размер финансовых санкций, взыскиваемых с налогоплательщиков за нарушения налогового законодательства, допущенные в период до 30 ноября 1993 г. В соответствии с упомянутым Указом в Российской Федерации была проведена налоговая амнистия в период с 27 октября по 30 ноября 1993 г.20 Поэтому все предприятия и организации, а также лица, осуществлявшие предпринимательскую деятель-ность без образования юридического лица, объявившие до 30 ноября 1993 г. о своих неуплаченных налогах и налоговых платежах за 1993 г. и предшествовавшие годы и внесших их в тот же срок в республиканский бюджет Российской Федерации в полном объеме, освобождались от применения санкций, предусмотренных налоговым законодательством.

    При выявлении сокрытых от налогообложения доходов предприятий, организаций и физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, после 30 ноября 1993 г. налоговые органы применяли меры финансовой ответственности в размере, превышающем в три раза размеры штрафов, установленных п. 1 ст. 13 Закона “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”.

    Сокрытие доходов и их занижение с точки зрения юридического состава налогового правонарушения являются различными понятиями: в первом случае очевиден умысел налогопла-тельщика, а во втором он может отсутствовать либо быть недостаточно четко выраженным. На практике занижение доходов чаще происходит по неосторожности налогоплательщиков (например, в результате неправильного отнесения расходов на себестоимость продукции)21. Однако, как известно, неосторож-

    ность также представляет собой форму вины. Поэтому в данном случае можно говорить об ответственности налогоплательщика за занижение дохода.

    Практика также пошла по этому пути. Государственная налоговая служба и Министерство финансов Российской Федерации 4 ноября 1993 г. совместно издали нормативный акт “О порядке реализации Указа Президента Российской Федерации” от 27 октября 1993 г. “О проведении налоговой амнистии в 1993 г.”, в котором установлена обязанность налоговых органов взыскивать установленные штрафы в трехкратном размере за сокрытие или занижение дохода (прибыли) или за сокрытие (неучтение) иных объектов налогообложения.

    В качестве примеров финансовых санкций можно привести также:

    взыскание в федеральный бюджет с банков и иных кредитных учреждений полученного дохода при задержке исполнения поручений налогоплательщиков на перечисление налогов в бюджет и использовании неперечисленных сумм налогов в качестве кредитных ресурсов (ч. 3 ст. 15 Закона “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”;

    наложение штрафа в размере 10% суммы налога, подлежащего взысканию, на предприятия, учреждения и организации при нарушении установленного порядка перечисления подоходного налога с физических лиц (ст. 22 Закона “О подоходном налоге с физических лиц”).

    Меры финансовой ответственности применяются при несоблюдении условий работы с денежной наличностью, а также несоблюдении порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации предприятиями, учреждениями, организациями и физическими лицами, осуществляющими предпринима-тельскую деятельность без образования юридического лица:

    — за осуществление расчетов наличными денежными средствами с другими предприятиями, учреждениями и организациями сверх установленных предельных сумм — штраф в двукратном размере суммы произведенного платежа;

    — за неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности — штраф в трехкратном размере неоприходованной суммы;

    — за несоблюдение действующего порядка хранения свобод-ных денежных средств, а также за накопление в кассах наличных денег сверх установленных лимитов — штраф в трехкратном размере выявленной сверхлимитной кассовой наличности22.

    Субъектами финансовой ответственности могут быть юридические лица (в некоторых случаях — и их филиалы), граждане-предприниматели, а также физические лица, являющиеся плательщиками налогов, по которым применяются меры ответ-ственности в соответствии с законодательными актами, регулирующими порядок их уплаты23.

    б) Порядок применения финансовых санкций

    Налоговое законодательство устанавливает порядок и сроки применения финансовых санкций. Для юридических лиц предусмотрен бесспорный порядок взыскания недоимок по налогам и другим обязательным платежам, а также сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством. С физических лиц взыскание этих сумм производится в судебном порядке. Вместе с тем должно считаться правовой аксиомой, что бесспорное взыскание задолженности по обязательствам собственников перед государством, в том числе по платежам в бюджет, допускается лишь в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской федерации.

    Весьма важным на практике является вопрос о выяснении всех обстоятельств совершения налогового правонарушения. При квалификации действия налогоплательщика, при рассмотрении дела о налоговом правонарушении и принятии решения по делу налоговым органам необходимо руководствоваться установленными традиционными принципами юридического процесса (например, объективная истина, полнота исследования материалов и документов, учет всех обстоятельств дела, соблюдение правил оценки собранных по делу доказательств).

    Действующие в настоящее время в этой области нормативные акты нуждаются в совершенствовании (например, письмо Государственной налоговой службы РФ от 6 октября 1993 г. “Методические рекомендации по применению государственными налоговыми инспекциями санкций за нарушение налогового законодательства”).

    Взыскание недоимки с юридических и физических лиц обращается на полученные ими доходы, а в случае отсутствия таковых — на имущество этих лиц. На имущество взыскание обращается во внесудебном порядке через судебных исполните-лей народных судов по месту нахождения имущества. При этом важно учитывать требования, которые предусмотрены Положением о взыскании не внесенных в срок налогов и неналоговых платежей. В случае, когда бесспорный порядок списания приме-

    няется к суммам, которые не должны быть взысканы в таком порядке, эти средства подлежат возврату собственника без оценки обстоятельств, явившихся основанием для осуществленного списания средств.

    Бесспорный порядок списания средств применяется в отношении граждан-предпринимателей. Граждане-предприниматели имеют специальное разрешение на занятие предпринима-тельской деятельностью, хотя и не обладают обособленным имуществом, используемым для осуществления предпринимательской деятельности. Однако по своему статусу они остаются физическими лицами. Поэтому взыскание с них указанных сумм должно осуществляться в порядке, предусмотренном для физических лиц, т. е. в судебном порядке21. В соответствии со ст. 22 и 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации споры о взыскании с граждан-предпринимателей недоимок и применении финансовых санкций за нарушение налогового ^•законодательства подведомственны арбитражным судам.

    Следует различать сроки осуществления бесспорного списания средств: по суммам, которые начислены в результате счетных проверок, такое списание применяется по истечении 10-дневного срока с момента составления акта счетной проверки, а по суммам, начисленным в результате камеральных проверок, — по истечении 5-дневного срока со дня сообщения о сумме доплаты.

    В случае отсутствия у граждан-предпринимателей расчетного счета или денежных средств на нем исполнение приказа арбитражного суда о взыскании с него соответствующих сумм производится в порядке, предусмотренном ст. 356—358 Гражданского процессуального кодекса РСФСР: судебный исполнитель посылает должнику предложение о добровольном исполнении решения в срок до пяти дней, а по истечении данного срока — принудительно исполняет решение.

    Мерами принудительного исполнения решения являются:

    1) обращение взыскания на имущество должника путем наложения ареста и продажи имущества;

    2) обращение взыскания на заработную плату, пенсию, сти-пендию и иные источники доходов должника;

    3) обращение взыскания на денежные суммы и имущество должника, находящиеся у других лиц;

    4) изъятие у должника и передача взыскателю определенных предметов, указанных в решении суда. Могут быть применены также иные меры, указанные в судебном решении в соответст

    вии с действующими следующими нормативными актами: Закон РСФСР “О подоходном налоге с физических лиц” от 27 декабря 1991 г.; Закон Российской Федерации “О Государственной налоговой службе Российской Федерации” от 21 марта 1991 г.; Закон Российской Федерации “О федеральных органах налоговой полиции Российской Федерации” от 24 июня 1993 г.; Указ Президента Российской Федерации “Об осуществлении мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей” от 23 мая 1994 г.

    В последнее время во взаимоотношениях между налогопла-тельщиками и налоговыми органами наблюдается тенденция усиления полномочий последних по взысканию недоимок и применению штрафных санкций.

    Одним из примеров можно назвать предоставление налоговым инспекциям прав на обращение взыскания на дебиторскую задолженность налогоплательщиков Указом Президента Российской Федерации “О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней” от 22 декабря 1993 г. Пунктом 29 этого Указа установлено, что к плательщикам налогов могут применяться меры бесспорного взыскания недоимки по платежам в бюджет в виде обращения взыскания на суммы, причитающиеся недоимщику от его дебиторов. ,

    Государственная налоговая служба, Министерство финансов и Центральный банк Российской Федерации утвердили 1 марта 1994 г. “Порядок взыскания недоимки по платежам в бюджет в виде обращения взысканий на суммы, причитающиеся недоимщику от его дебиторов”25. Согласно этому нормативному акту каждое предприятие, учреждение, организация независимо от форм собственности должны вести учет просроченной дебиторской задолженности и составлять ежеквартально перечень предприятий-дебиторов с указанием суммы дебиторской задолженности, в том числе и просроченной. Предприятие-недоимщик представляет в налоговый орган по месту его регистрации:

    1) перечень предприятий-дебиторов, подписанный руководителем предприятия и главным бухгалтером;

    2) заявление на взыскание платежей в бюджет с дебитора (дебиторов) на сумму недоимки, но не превышающую сумму просроченной дебиторской задолженности;

    3) акт выверки суммы просроченной дебиторской задолженности или другой документ, заменяющий акт, подписанный

    руководителем и главным бухгалтером как предприятия недоимщика, так и предприятия-дебитора.

    После проверки налоговыми органами способности предприятия-дебитора произвести расчеты по платежам в бюджет предприятия-недоимщика в счет просроченной дебиторской задолженности налоговая инспекция выписывает инкассовое поручение (распоряжение) на бесспорное взыскание сумм, при-читающихся недоимщику по его платежам в бюджет от его дебитора в размере, не превышающем суммы недоимки по платежам в бюджет, начисленных штрафов и пени за несвоевременное перечисление платежей в бюджет недоимщиком.

    В случае отказа предприятия-недоимщика представить в налоговый орган заявление на взыскание платежей в бюджет с дебитора (дебиторов) на сумму недоимки налоговый орган по месту нахождения предприятия-недоимщика вправе по собственному усмотрению установить наличие просроченной дебиторской задолженности на предприятии-недоимщике и произвести списание средств с предприятия-дебитора в бесспорном порядке, уведомив об этом предприятие-недоимщика.

    Закон “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” использует понятие “налоги” для обозначения не только налогов как таковых, но и сборов, пошлин и других обязательных платежей. Поэтому финансовая ответственность, которая предусмотрена ст. 13 упомянутого Закона, может применяться при наличии соответствующих оснований в отношении всех налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, которые включены законодательством в налоговую систему России.

    В соответствии с Указом Президента Российской Федерации “О федеральном казначействе” от 8 декабря 1992 г.26 и Положе-нием о федеральном казначействе Российской Федерации от 27 августа 1993 г.27 в России действует федеральное казначейство как один из новых контролирующих органов, имеющих право применять к предприятиям меры финансовой ответственности.

    В бесспорном порядке подлежит взысканию штраф, налагаемый органами федерального казначейства на банки или иные финансово-кредитные учреждения в случаях несвоевременного зачисления ими средств, поступивших в доход федерального бюджета в государственные (федеральные) внебюджетные фонды, в размере действующей в банке (финансово-кредитном учреждении), допустившем нарушение, процентной ставки при

    краткосрочном кредитовании, увеличенной на 10 пунктов. Органы казначейства могут вносить в Центральный банк Российской Федерации представления о лишении соответствующих банков и иных финансово-кредитных учреждений лицензий на совершение банковских операций.

    Взыскание сумм санкций осуществляется органами налоговой службы России в трехдневный срок по представлению органов казначейства.

    Органы казначейства по городам (за исключением городов районного подчинения), районам, районам в городах выполняют многие функции: например, контролируют правильность применения финансовых санкций, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации “О федеральном казначействе” от 8 декабря 1992 г.; привлекают в соответствии с действующим законодательством к дисциплинарной ответственности должностных лиц территориальных органов казначейства за нарушения, допущенные ими в работе, если за эти нарушения не предусмотрена административная или уголовная ответственность.

    Некоторые права, предусмотренные Указом “О федеральном казначействе”, предоставляются только руководителю федерального казначейства и руководителям органов казначейства по республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и Санкт-Петербургу.

    Суммы санкций зачисляются соответственно в доход федерального бюджета или в государственные (федеральные) внебюджетные фонды.

    Взыскание сумм санкций осуществляется органами Государственной налоговой службы Российской Федерации в трехдневный срок по представлению органов казначейства.

    Применение в качестве санкции взыскания суммы сокрытой (заниженной) прибыли (дохода) не означает уплаты налогоплательщиком налога с указанной суммы. Уплата налога с этой суммы возможна только после ее включения в бухгалтерскую отчетность в качестве прибыли прошлых лет и обложения налогом по соответствующей ставке. Пункт 36 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 26 декабря 1994 г.», устанавливает, что изменения бухгалтерской отчетности должны быть отражены в отчетности, составляемой за отчетный период, в котором были обнаружены искажения ее данных.

    Действующее налоговое законодательство устанавливает и сроки давности применения мер финансовой ответственности.

    Срок давности по претензиям, которые предъявляются к физическим лицам по взысканию налогов в бюджет, составляет три года. Бесспорный порядок взыскания недоимок по налогам с юридических лиц может быть применен в течение шести лет с момента образования недоимки (ст. 24 Закона “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”).

    В соответствии с п. 30 Указа Президента Российской Федерации “О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней” от 22 декабря 1993 г. органам Государственной налоговой службы Российской Федерации разрешено предоставлять отсрочки и рассрочки уплаты штрафов за нарушения налогового законодательства в тех случаях, когда применение штрафных санкций может привести к прекращению дальнейшей производственной деятельности налогоплательщика. Таким образом, Министерством финансов России и другими финансовыми органами могут быть предоставлены налогоплательщикам отсрочки и рассрочки платежей по налогам в бюджет в порядке, предусмотренном законодательством, с уведомлением о принятых решениях налоговых органов.

    Предоставление в соответствии с законодательством Российской Федерации финансовыми органами отсрочек и рассрочек платежей в бюджет производится в пределах текущего года и на срок не более шести месяцев. Отсрочки и рассрочки платежей по налогам в федеральный бюджет могут предоставляться только при наличии подтверждения о ранее предоставленных льготах по налоговым платежам в нижестоящие бюджеты.

    Однако упомянутый Указ Президента Российской Федерации не устанавливает порядка обращения и рассмотрения ходатайств об отсрочке уплаты штрафных санкций, а также оснований для отказа в удовлетворении ходатайств.

    В соответствии с п. 36 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации предприятие вправе исправлять ошибки в бухгалтерской отчетности, относящиеся как к текущему, так и к прошлому году. Поэтому предприятие может, используя это право, еще в ходе документальной проверки (до вынесения решения по ее итогам) вносить в отчетность соответствующие изменения; оно уплачивает причитающиеся бюджету платежи, избегая таким образом начисления штрафных санкций.

    Некоторые налоговые инспекции стали в последнее время обращать взыскание по недоимкам и штрафам на ссудные счета

    предприятий и организаций29. Это противоречит действующему законодательству.

    Финансовые средства, отраженные на ссудном счете, не принадлежат лицу, которое практически не является владельцем счета. Таким образом, выставление инкассового поручения на ссудный счет предприятия с целью взыскания недоимки и штрафа противоречит действующему законодательству. Такие действия налоговых инспекций должны признаваться незаконными с возмещением предприятию полученных в результате действий налоговых инспекций убытков.

    в) Обжалование действий (актов) налоговых органов и их должностных лиц о применении мер финансовой ответственности

    Порядок обжалования решений налоговых инспекций и их должностных лиц о применении мер финансовой ответственности является альтернативным: налогоплательщик может обратиться за защитой своих прав и интересов в вышестоящую налоговую инспекцию (ст. 14 Закона Российской Федерации “О Государственной налоговой службе Российской Федерации”) либо в суд. В соответствии со ст. 14 названного Закона жалобы предприятий любой организационно-правовой формы на действия должностных лиц государственных налоговых инспекций подаются в те государственные налоговые инспекции, которым они непосредственно подчинены. Жалобы рассматриваются и решения по ним принимаются не позднее одного месяца со дня поступления жалобы. Эти решения могут быть обжалованы в течение одного месяца в вышестоящие государственные налоговые органы. В случае несогласия предприятия с решением руководства Государственной налоговой службы Российской Федерации оно может быть обжаловано этим предприятием в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.

    Физические лица могут обращаться в суд в соответствии с Законом Российской Федерации “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан” от 27 апреля 1993 г.30

    Арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам, в частности:

    1) о признании акта налоговой инспекции недействительным. Актом налоговой инспекции признается акт счетной проверки в совокупности с решением начальника государственной нало-

    говой инспекции или его заместителя о применении финансовых санкций. Если такое решение отсутствует, спор не подлежит рассмотрению арбитражным судом. Решение о применении финансовых санкций должно иметь письменную форму. Поэтому таким актом будет, например, подпись на платежном требовании на бесспорное списание денежных средств;

    2) о возврате из бюджета денежных средств, списанных налоговыми инспекциями в бесспорном (безакцептном) порядке с нарушением требований закона или иного нормативного правового акта;

    3) о признании не подлежащим исполнению исполнительного или иного документа, по которому взыскание производится в бесспорном (безакцептном) порядке (ст. 22 АПК РФ)31.

    В случаях, когда это предусмотрено федеральным законом, необходимо соблюдать вначале претензионный порядок урегулирования спора.

    Требования о признании недействительными актов налоговых инспекций могут заявляться в следующих случаях:

    1) когда акт налоговой инспекции уже составлен, вынесено решение о применении финансовых санкций, но денежные суммы еще не взысканы;

    2) когда истец хочет уменьшить размер государственной пошлины на случай, если ему откажут в удовлетворении исковых требований и, соответственно, он ее потеряет. При удовлетворении такого требования арбитражный суд может ограничиться признанием акта налоговой инспекции недействительным, а решение о возврате денежных средств не выносить. При признании акта недействительным налоговая инспекция должна возвратить списанные по нему суммы, а также прекратить взыскание, если часть сумм еще не списана. Если она этого не делает, то предприятие вправе вновь обратиться в арбитражный суд с требованием о возврате денежных сумм.

    Требования о возврате денежных сумм, списанных налоговыми инспекциями в бесспорном порядке, могут заявляться в следующих случаях:

    1) когда налоговая инспекция отказывается возвратить спи-санные суммы по уже признанному недействительным акту;

    2) в случае списания денежных средств по акту счетной проверки;

    3) когда акта налоговой инспекции вообще не имеется (например, при списании сумм, начисленных в результате камеральной проверки). В данном случае имеется только платежное

    требование на бесспорное списание средств, которое актом государственного или иного органа не является.

    Иск о признании платежного требования не подлежащим исполнению заявляется в случае, о котором упоминалось в предыдущем абзаце, если суммы еще не списаны. Его можно также заявлять в любом другом случае, когда денежные средства еще не взысканы.

    Практика показывает, что установленный порядок обжалования незаконных действий государственных налоговых органов часто не обеспечивает реальной защиты прав и законных интересов предприятий.

    Арбитражный процессуальный кодекс Российской федерации (ст. 22) называет среди категорий споров, подведомственных арбитражному суду, споры о возврате из бюджета денежных средств, списанных в виде экономических (финансовых) санкций и по другим основаниям государственными налоговыми инспекциями и иными контролирующими органами в бесспорном порядке с нарушением требований законодательства.

    Следует обратить внимание также на положения, содержащиеся в ст. 13 Закона Российской Федерации “О Государственной налоговой службе Российской Федерации” и в ст. 16 Закона “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, в которых предусмотрено, что убытки (в том числе и упущенная выгода), причиненные налогоплательщику незаконными действиями государственных налоговых органов и их должностных лиц, подлежит возмещению за счет налоговых инспекций. Уместно отметить, что, следуя разъяснениям Высшего Арбит-ражного Суда Российской Федерации, является неправомерным применение к государственным налоговым инспекциям положений ст. 133 Основ гражданского законодательства, согласно которым в случае неосновательного удержания чужих денежных средств с виновного взыскивается пеня за каждый день просрочки в размере средней ставки банковского процента в месте нахождения предприятия.

    Выбор и применение соответствующего способа защиты зависят от множества факторов, в том числе от подходов арбитражных судов к разрешению споров с участием налоговых органов. В связи с этим арбитражно-судебной практикой выработаны следующие положения:

    1. Обжалование действий должностных лиц налоговых инспекций по принципу подчиненности не лишает предприятие

    права на защиту своих имущественных интересов в судебном порядке.

    2. Взыскание сумм, полученных предприятием в результате совершения неуставной сделки, а также любых других сумм, не являющихся недоимкой по налогу либо финансовой санкцией, не может производиться налоговыми инспекциями в бесспорном порядке.

    3. Налогоплательщик не освобождается от ответственности за нарушение налогового законодательства и в том случае, если это нарушение произошло по причине небрежности, неопытности или счетной ошибки соответствующих работников.

    4. Повторным признается нарушение налогового законодательства, совершенное одним и тем же лицом в течение года после наложения взыскания за первое нарушение32. В соответствии со ст. 13 Закона “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” с налогоплательщика, повторно нарушившего налоговое законодательство, предусмотренный данной статьей штраф взыскивается в двойном размере.

    5. Пеня за просрочку уплаты обязательных платежей в бюджет начисляется только на сумму недоимки.

    Названные способы защиты имущественных прав предприятий от незаконных действий государственных налоговых инспекций, а именно: требования о возврате из бюджета незаконно списанных сумм либо о признании недействительными актов о применении к предприятию экономических (финансовых) санкций — могут быть использованы для защиты своих имущественных прав от незаконных действий и других контро-лирующих органов, которым предоставлено право применять к предприятиям такие санкции, списываемые в бесспорном порядке. К числу таких органов относятся, в частности, органы ценообразования, земельные комитеты, органы стандартизации и метрологии, Пенсионный фонд Российской Федерации.

    г) Финансовые санкции, применяемые в административном порядке (административные штрафы)

    Под административной ответственностью как вида юридиче ской ответственности следует понимать применение в установ ленном процессуальном порядке уполномоченными на то орга нами и должностными лицами к правонарушителям мер адми иистративного воздействия, сформулированных в каратель

    ных (штрафных) и восстановительных санкциях административно-правовых норм, содержащее государственное и общественное осуждение (порицание) как личности виновного в совершении административного проступка, так и совершенного им деяния, и выражающееся в отрицательных последствиях личностного, имущественного, организационного характера, которые нарушитель обязан претерпевать.

    Административная ответственность не характеризуется такой строгостью и тяжестью санкций, как, например, уголовная ответственность; не влечет судимости, не создает тяжелых правовых последствий.

    Административные штрафы как вид финансовой ответственности за нарушения налогового законодательства предусмотрены Законом Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”.

    Закон “О Государственной налоговой службе Российской Федерации” также устанавливает такую ответственность некоторых субъектов через полномочия должностных лиц налоговых органов33. Отдельные составы налоговых правонарушений, устанавливающих ответственность налогоплательщиков, которые осуществляют экспортно-импортные операции, включены в Таможенный кодекс Российской Федерации от 18 июня 1993 г.34

    Нарушения налогового законодательства, влекущие административные штрафы, можно классифицировать в зависимости от их субъектов. В соответствии с действующим законодательством административной ответственности за совершение налоговых нарушений подлежат должностные лица, граждане (физические лица) и предприятия, организации, учреждения.

    Предприятия обязаны правильно удерживать подоходный налог с доходов, выплачиваемых ими физическим лицам, и своевременно перечислять удержанные суммы в бюджет. В случае невыполнения указанных обязанностей руководители этих предприятий привлекаются к административной ответственности в виде штрафа в размере пятикратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда (ч. 5 ст. 15 Закона “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”).

    Правонарушения, субъектами которых могут быть только должностные лица, связаны с определением объекта налогообложения, с постановкой и осуществлением бухгалтерского

    учета и отчетности, представлением документов, отражающих порядок исчисления и уплаты платежей в бюджет.

    Если должностные лица предприятий-налогоплательщиков непосредственно виновны в совершении соответствующих нарушений налогового законодательства, они подлежат ответственности. Субъектом ответственности может быть руководитель предприятия-налогоплательщика. Он несет ответственность, например, за искажение отчета, составленного главным бухгалтером либо каким-то иным лицом. Руководитель предприятия в соответствии с п. 19 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации несет ответственность за организацию бухгалтерского учета на предприятии. Руководитель обязан создать необходимые условия для правильного ведения бухгалтерского учета, обеспечить неукоснительное выполнение всеми подразделениями и службами, работниками предприятия, имеющими отношение к учету, требований главного бухгалтера в части порядка оформления и представления документов для учета. Таким образом, руководитель подлежит ответственности как за правонарушение, совершенное им непосредственно, так и в результате действий, совершенных подчиненными ему работниками.

    Другим должностным лицом, которое может быть субъектом ответственности за нарушения налогового законодательства, является главный бухгалтер. Положение о бухгалтерском учете и отчетности предусматривает ответственность главного бухгалтера за соблюдение общих методологических принципов бухгалтерского учета, договорной и финансовой дисциплины. Субъектами ответственности кредитно-финансовых учреждений за нарушения налогового законодательства являются их должностные лица в ранге руководителей. Закон “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” предусматривает за невыполнение установленных требований наложение на руководителей банков и кредитных учреждений администра-тивного штрафа в размере пятикратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда (ч. 2 ст. 4).

    Из всех взысканий и санкций, установленных за совершение налоговых правонарушений, в качестве меры административного взыскания к физическим лицам может быть применен только штраф, который при этом не может быть заменен каким-либо другим административным взысканием. Должностные лица налоговой службы не вправе выносить предупреждение.

    В последние годы произошли существенные перемены и в содержании института административного штрафа, размер ко

    торого установлен в настоящее время не только в нормах КоАП РСФСР, но и в финансовом законодательстве.

    Размер административного штрафа определяется теперь в величине, кратной минимальному размеру месячной оплаты труда (без учета районных коэффициентов), установленному законодательством Российской Федерации на момент окончания или пресечения правонарушения35.

    На должностных лиц предприятий может быть наложен штраф в размере до пяти минимальных размеров оплаты труда на каждого виновного, а за те же действия, совершенные повторно в течение года после наложения взыскания, — до десяти минимальных размеров оплаты труда». В данном случае повторность связывается с наложением административного взыскания за предшествующее однородное правонарушение. Это значит, что недопустимо применять штраф как за повторное правонарушение, если он не налагался за такое же нарушение, совершенное ранее в пределах годичного срока.

    Указ Президента Российской Федерации “Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей” от 23 мая 1994 г. устанавливает возможность наложения админглт-ративных штрафов в 50-кратном установленном законодательством Российской Федерации размере минимальной месячной оплаты труда на руководителей предприятий, учреждений и организаций, допустивших такие, например, нарушения, как несоблюдение действующего порядка хранения свободных денежных средств, неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности.

    Рассмотрение дел об административных правонарушениях и наложении штрафов, предусмотренных п. 9 Указа Президента РФ “Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей”, производится органами Государственной налоговой службы РФ по сведениям, предоставляемым коммерческими банками и другими органами, осуществляющими проверки соблюдения предприятиями, учреждениями и организациями порядка ведения кассовых операций и условий работы с денежной наличностью. Суммы штрафов, взыскиваемые по основаниям, определенным п. 9 названного Указа Президента РФ, зачисляются в федеральный бюджет.

    В случае выявления органами Государственной налоговой службы РФ фактов сокрытия банками и иными кредитными учреждениями расчетных (текущих, валютных, ссудных, де-

    позитных и других) счетов без уведомления налогового органа на руководителей предприятий, организаций и учреждений, банков, других кредитных учреждений, а также на физических лиц, зарегистрированных в качестве предпринимателей без образования юридического лица, налагаются административные штрафы в размере стократного установленного законодательством РФ размера минимальной месячной оплаты труда (п. 1 абз. 2 упомянутого Указа Президента Российской Федерации).

    Граждане признаются субъектами нарушений налогового законодательства, состоящих в:

    — нарушении законодательства о предпринимательской деятельности;

    — занятии предпринимательской деятельностью, в отношении которой имеется специальное запрещение;

    — отсутствии ведения учета доходов или ведении его с нарушениями установленного порядка;

    — непредставлении или несвоевременном представлении деклараций о доходах либо включении в декларацию искаженных данных.

    Как должностные лица, так и граждане признаются субъектами правонарушений, выражающихся в неисполнении определенных законных требований налоговых инспекций, связанных с обеспечением их эффективной деятельности:

    — непредставлении налоговым инспекциям по их требованию предприятиями (включая банки и другие кредитно-финансовые учреждения) справок, документов, копий с них, касающихся хозяйственной деятельности налогоплательщика и необходи-мых для правильного налогообложения;

    — отказе допустить должностных лиц налоговых инспекций при осуществлении своих полномочий к обследованию производственных, складских, торговых и иных помещений предприятий и граждан, используемых для извлечения доходов либо связанных с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения;

    — невыполнении должностными лицами проверяемых налоговыми инспекциями предприятий и гражданами требований об устранении выявленных нарушений законодательства о нало-гах и законодательства о предпринимательской деятельности;

    — невыполнении решения налоговой инспекции о приостановлении операций предприятий и граждан по расчетам и другим счетам в банках и иных финансово-кредитных учреждениях.

    Ответственности за правонарушения этой подгруппы подлежат руководители и другие должностные лица предприятий-налогоплательщиков (за правонарушения, относящиеся к кре-дитно-финансовым учреждениям,— их руководители и другие должностные лица), а также граждане, в том числе иностранные, и лица без гражданства. На них может быть наложен штраф в размере от двух с половиной до пяти минимальных размеров оплаты труда (п. 12 ст. 7 Закона Российской Федерации “О Государственной налоговой службе Российской Федерации”).

    Штраф, определяемый в законе как финансовая санкция, по своей сути является мерой финансово-административного воз-действия, но формально не признается административным взысканием. Это придает штрафу ряд особенностей:

    1) штраф налагается обязательно вместе со взысканием недоимки по налогам;

    2) закон не предусматривает возможности освобождения от наложения штрафа по усмотрению органа, уполномоченного взыскивать недоимки и вместе с тем налагать штраф;

    3) исключается также взыскание и обжалование постановления о наложении штрафа в порядке производства по делам об административных правонарушениях.

    Решения должностных лиц налоговых инспекций о взыскании недоимки по налогам и штрафа с граждан мо^ут быть обжалованы лишь в судебном порядке. В отличие от этого постановления о наложении штрафа как административного взыскания могут быть обжалованы в административном порядке или в районный (городской) народный суд, решения которого являются окончательными.

    Применяя нормы законодательных актов об ответственности должностных лиц и граждан, необходимо учитывать особенности привлечения к ней за соответствующие повторные правонарушения. Повторность представляет собой совершение одним и тем же лицом двух и более правонарушений. Однако следует помнить, что нарушение признается повторным, если оно совершено в течение года после наложения административного взыскания за такое же правонарушение. Повторное совершение в течение года однородного правонарушения, за которое должностное лицо уже подвергалось административному взысканию, признается обстоятельством, отягчающим ответственность.

    В отличие от этого ответственность гражданина за повтор-ность, независимо от того, применялось ли к нему взыскание за

    совершенное ранее правонарушение, предусмотрена за сокрытие или занижение прибыли (дохода) либо за иной сокрытый (неучтенный) объект налогообложения. Характер этих нарушений обусловливает, что вновь совершенное правонарушение может быть только однородным, а его отношение к первому правонарушению не связано сроками давности. Разрыв во времени может быть значительным, поскольку налоговое обязательство физического лица прекращается его исполнением, отменой налога либо смертью налогоплательщика, если исполнение не может быть произведено без его участия.

    На производство по наложению рассмотренных мер ответственности, порядок их обжалования и исполнения распространяются нормы КоАП РСФСР.

    Смотрите так же:

    • Адвокаты гусева Адвокат Егор Алексеевич Гусев Адвокатский кабинет Егора Алексеевича Гусева по праву считается одной из лучших юридических команд Саратова и Энгельса. Основные этапы профессионального роста В 2000 году окончил Саратовскую Государственную Академию Права .В студенческие годы успешно прошел практику под руководством ведущих юристов […]
    • Замена паспорта гражданина рф госуслуги Замена паспорта РФ на портале госуслуг: как поменять паспорт через интернет Всем известно, что поменять паспорт можно через паспортный стол. Всем известно, что эта процедура сулит малоприятные ожидания в очередях. Поговорим о том , как происходит замена паспорта через портал госуслуг. Этот способ не только сэкономит ваше драгоценное […]
    • Правила заполнения 1137 Постановление Правительства РФ № 1137: нюансы заполнения документов по НДС Постановление 1137 — важнейший документ для всех плательщиков НДС. С 2015 года в него внесена очередная порция изменений. Рассмотрим, как они повлияли на порядок заполнения документов по НДС. Постановление № 1137: положения, изменившиеся с 2015 года Постановление […]
    • Обжаловать штраф за платную парковку Как обжаловать штраф за неправильную парковку? Сотрудники ГИБДД не всегда бывают объективными при вынесении постановления о нарушении правил парковки. Иногда их действия противоречат законам Российской Федерации. Что делать, если Вы всегда паркуетесь в положенных местах, но штраф пришел? Его можно обжаловать. Если Вы готовы доказать […]
    • Правило поведения на похоронах Правила поведения на похоронах Смерть близкого человека — всегда тяжёлая и невосполнимая утрата. Однако в знак памяти умершего его родственники должны провести специальный обряд погребения, а друзья, коллеги и знакомые прийти на эту процедуру для того, чтобы с ним проститься. Согласно принятым канонам похороны делятся на три этапа: […]
    • Пид закон регулирование ПИД-закон регулирования ПИД-закон регулирования получается введением дополнительного импульса по скорости изменения параметра в ПИ-закон. Аналогично, как и в предыдущем случае, можно получить передаточную функцию регулятора, дифференциальное уравнение регулятора и, при упрощении ТИ.М.=0, получить уравнение идеального закона, которое в […]