Закон о коммерческих банках

Федеральный закон «О банках и банковской деятельности»

Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-I
«О банках и банковской деятельности»

С изменениями и дополнениями от:

13 декабря 1991 г., 24 июня 1992 г., 3 февраля 1996 г., 31 июля 1998 г., 5, 8 июля 1999 г., 19 июня, 7 августа 2001 г., 21 марта 2002 г., 30 июня, 8, 23 декабря 2003 г., 29 июня, 29 июля, 2 ноября, 29, 30 декабря 2004 г., 21 июля 2005 г., 2 февраля, 3 мая, 27 июля, 18, 29 декабря 2006 г., 17 мая, 24 июля, 2 октября, 2 ноября, 4 декабря 2007 г., 3 марта, 8 апреля, 30 декабря 2008 г., 28 февраля, 28 апреля, 3 июня, 24 июля, 25 ноября, 27 декабря 2009 г., 15 февраля, 8 мая, 1, 23, 27 июля, 15 ноября 2010 г., 7 февраля, 27 июня, 1, 11 июля, 21 ноября, 3, 6 декабря 2011 г., 29 июня, 28 июля, 3, 29 декабря 2012 г., 14 марта, 7 мая, 28 июня, 2, 23 июля, 30 сентября, 2, 21 декабря 2013 г., 3 февраля, 5 мая, 28 июня, 21 июля, 4 октября, 4 ноября, 1, 22, 29 декабря 2014 г., 20 апреля, 29 июня, 13 июля, 14, 29 декабря 2015 г., 5 апреля, 23 июня, 3 июля 2016 г., 28 марта, 1 мая, 18 июня, 18, 26, 29 июля, 31 декабря 2017 г., 23 апреля, 23 мая, 4, 27 июня, 29 июля, 3 августа 2018 г.

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Закон «О коммерческих банках»

Коммерческими банками, на которые распространяется дей­ствие данного закона, являются корпоративные организации, создан­ные в соответствии с данным законом и законами КНР, регулирующи­ми деятельность акционерных компаний:

3. осуществления расчетного обслуживания и

4. проведения других банковских операций.

В сферу деятельности входит:

1) сбор денежных вкладов с населения;

5) выпуск облигаций;

8) осуществление межбанковских денежных переводов до вос­требования;

9) осуществление операций или оказание агентских услуг в сделках с иностранной валютой;

10) предоставление аккредитивов и гарантий;

Коммерческий банк берет на себя ответственность за все воз­можные риски и за все возможные прибыли и убытки и использует саморегулирующийся механизм управления, основанный на принци­пах экономической целесообразности, безопасности и ликвидности.

Вмешательство учреждений и частных лиц в деятельность запрещена. Для учреждения коммерческого банка требуется проведе­ние проверки и получение разрешения от Народного банка КНР. Ни одна организация либо частное лицо не вправе принимать денежные средства от населения, или осуществлять другую деятельность ком­мерческого банка, или использовать в своем названии слово “банк” без разрешения Народного банка КНР.

Учреждаемый коммерческий банк должен соответствовать сле­дующим требованиям:

2. владеть определенным законом минимумом зарегистрирован­ного капитала;

3. иметь председателя совета директоров (президента), генераль­ного директора и другой старший управляющий персонал, обладаю­щий необходимыми для данных должностей знаниями и опы­том;

4. иметь законченную структуру организации и управления;

5. иметь отвечающее деловым стандартам помещение, меры без­опасности и другие средства, относящиеся к данному бизнесу;

6. предоставить перечисленные ниже документы и информацию:

a. проект устава учреждаемого коммерческого банка;

b. документы о квалификации нанимаемого управленческого пер­сонала;

c. документ о подтверждении суммы капитала от уполномоченно­го на то органа;

d. список фамилий, долей участия в капитале и акций акционеров коммерческого банка;

e. кредитное удостоверение и другую существенную информацию об акционерах, владеющих более чем 10% зарегистрированного капи­тала коммерческого банка;

f. директивы и план деятельности коммерческого банка;

g. информацию о помещении, мерах безопасности и других сред­ствах, играющих роль в деятельности коммерческого банка.

Коммерческий банк может учреждать свои филиалы как на тер­ритории КНР, так и за ее пределами. Общая сумма оборотного капита­ла, которая может быть ассигнована во все филиалы, не должна превы­шать 60% от общего капитала коммерческого банка.

Чтобы учредить филиал, коммерческий банк должен предоставить нижеприведенные документы и информацию:

2. финансовый отчет от ходатая за последние два года;

3. удостоверения о квалификации назначаемого высшего управ­ленческого персонал;

4. бизнес-директивы и план;

5. информация о помещении, мерах безопасности и других сред­ствах, играющих роль в данной деятельности.

В банке запрещается занимать руководящие посты лицам:

1. приговоренных к тюремному заключению или лишенных по­литических прав по статьям о даче или получении взяток, нелегального завладения имуществом, хищение народной собственности или под­рыв основ социально-экономического порядка;

2. служивших в качестве директора в совете директоров, являвшее­ся директором или менеджером компании, которая затем обанкротилась из-за плохого управления, и несущее личную ответ­ственность за это банкротство;

3. бывшее юридическим представителем компании, чья лицензия на осуществление деловых операций была отозвана из-за нарушений закона, и несущее личную ответственность за эти нарушения;

4. не сумевшим выплатить крупный долг.

Любая организация или лицо, намеревающееся приобрести бо­лее 10% акций коммерческого банка, должна обратится за разрешени­ем в Народный банк КНР.

Коммерческий банк должен назначать свои процентные ставки по депозитам в соответствии с предельной высшей и низшей процент­ной ставкой, определяемой Народным банком Китая и публичного огласить данную информацию. Коммерческий банк должен устанавли­вать свои процентные ставки по ссудам в соответствии с максималь­ными и минимальными процентными ставками, установленными На­родным банком Китая.

Банк должен гарантировать выплату основной суммы и процентов по каждому вкладу и не должен задерживать выплаты или отказы­ваться от них.

При выдаче ссуд коммерческий банк должен придерживаться нижеприведенных правил касательно соотношения актива и пассива:

1. полная эффективность капитала не должна быть ниже 8%;

2. соотношения невыплаченных ссуд по отношению к вкладам не должно превышать 75%;

3. соотношения ликвидных активов к ликвидным задолженностям не должно быть ниже 25%;

4. соотношения ссуд, выданных одному заемщику, к капиталу банка не должно превышать 10%.

Коммерческий банк не должен выдавать необеспеченные ссуды и не должен предоставлять ссуды под обеспечение на более выгодных условиях, чем те, что действуют для клиента берущего ана­логичный заем лицам, имеющим связи с данным банком, к которым относятся:

1. члены совета директоров;

2. члены наблюдательного совета;

3. управляющий персонал и сотрудника отдела кредитования ком­мерческого банка и их близкие родственники;

4. компании, предприятия или другие экономические организации, куда указанные лица делали инвестиции, или занимали ведущее поло­жение.

Коммерческий банк не должен заниматься траст-инвестиция­ми или сделками на фондовой бирже или делать инвестиции в недви­жимость, которую он сам не собирается использовать.

Коммерческий банк не делает инвестиций в небанковские фи­нансовые учреждения или предприятия в пределах КНР. Финансовый год коммерческого банка начинается 1 января и заканчивается 31 дека­бря по Грегорианскому календарю.

За нарушения правил деятельности, определенных статьей 73 на банк налагается штраф в размере от 100 000 до 500 000 юаней.

Федеральный закон от 2 декабря 1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности»

Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 года № 395-1 – основной документ, регулирующий создание и деятельность кредитных организаций на территории России.

Глава 1 закона посвящена общим положениям банковской деятельности, описана ее структура. Определен круг операций, которыми могут заниматься исключительно кредитные организации. Дано определение союзов, ассоциаций, групп и холдингов, создаваемых банками. Заложены основы взаимоотношений банков и государства. Кроме того, в разделе прописаны базовые понятия, необходимые для создания банка: учредительные документы, минимальный уставный капитал, органы управления.

Глава 2 регламентирует регистрацию кредитных организаций и лицензирование банковских операций, процедуру создания филиалов и представительств. В ней приведен список необходимых документов, описаны основания для отказа. Здесь же указаны особенности создания на территории России кредитной организации с иностранным участием, а также рассмотрены вопросы, в какой ситуации лицензия может быть отозвана, и порядок ликвидации банка.

Глава 3 – о банковской стабильности и надежности, а также о защите прав вкладчиков и кредиторов. Здесь же возлагается на Центральный банк установление нормативов, которыми должны руководствоваться банки. Вводится понятие банковских резервов, дается определение банковской тайны, а также описаны процедура наложения ареста и обращение взыскания на денежные средства, находящиеся в кредитной организации.

В главе 4 говорится о банковской практике: установление межбанковских отношений, процентные ставки, комиссионное вознаграждение банков. В последней редакции закона в отдельной главе вводится такое понятие, как бюро кредитных историй. Рассмотрены вопросы обеспечения возвратности кредитов, банкротства клиентов. Есть раздел, посвященный антимонопольным правилам.

Глава 5 — о создании банком представительств и дочерних организаций за рубежом.

Глава 6 полностью посвящена сберегательному делу — вкладам физических лиц, системе обязательного и добровольного страхования.

В последней главе 7 речь идет о бухгалтерском учете в кредитных организациях, а также о надзоре за деятельностью банков, об обязательной отчетности и аудиторских проверках. Кроме того, описаны особенности бухгалтерского учета в банковских группах и холдингах.

(Принят на 13-й сессии Постоянного комитета Восьмого народ­ного съезда 10 мая 1995 года).

Глава I. Общие положения

Статья 1. Принятие данного закона направлено на защиту за­конных прав и интересов коммерческих банков, вкладчиков и других клиентов, введение общих стандартов режима работы коммерческих банков, увеличения денежных средств, усиления контроля и админи­стрирования, обеспечения безопасности и прочности коммерческих банков, поддержание нормального порядка проведения финансовых операций и содействие развитию социалистической рыночной эконо­мики.

Статья 2. Коммерческими банками, на которые распространяет­ся действие данного закона, являются корпоративные организации, созданные в соответствии с данным законом и законами КНР, регули­рующими деятельность акционерных компаний, для приема денежных вкладов населения, выдачи ссуд, осуществления расчетного обслужи­вания и проведения других банковских операций.

Статья 3. Коммерческий банк вправе заниматься некоторыми или всеми видами следующих операций:

2) выдача краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных ссуд;

3) обеспечение внутреннего и международного расчетного об­служивания;

4) учет векселей;

6) агентирование выпуска, инкассирования и андеррайтинга го­сударственных облигаций;

7) торговля государственными облигациями;

11) оказание агентских услуг в денежных сборах, произведении оплаты и страховании;

12) предоставление банковских сейфов для хранения ценностей;

13) осуществление других видов деятельности, разрешенных Народным Банком КНР.

Масштаб коммерческой деятельности банка, определяемый данным законом, утверждает Народный банк КНР.

Статья 4. Коммерческий банк работает самостоятельно, он берет на себя ответственность за все возможные риски и за все возможные прибыли и убытки и использует саморегулирующийся механизм управления, основанный на принципах экономической целесообраз­ности, безопасности и ликвидности.

Коммерческий банк должен осуществлять свою деятельность в соответствии с законом, без всякого вмешательства со стороны како­го-либо учреждения или частного лица.

Коммерческий банк должен нести гражданскую ответствен­ность всем своим имуществом как корпоративная организация.

Статья 5. В деловых отношениях с клиентом коммерческому банку надлежит руководствоваться принципами равенства, доброволь­ности, справедливости, честности и доверия.

Статья 6. Коммерческий банк должен защищать законные права своих вкладчиков от посягательств со стороны любых учреждений или частных лиц.

Статья 7. При кредитовании коммерческому банку надлежит подвергнуть серьезной проверке кредитоспособность заемщика и на­стаивать на выдаче ссуды под обеспечение с тем, чтобы обеспечить своевременный возврат ссуды.

Право коммерческого банка взимать с заемщика сумму ссуды и проценты по ней защищено данным законом.

Статья 8. Деятельность коммерческого банка должна осуще­ствляться согласно соответствующим положениям закона и админи­стративным указам и правилам и не должна нарушать интересов госу­дарства и народа.

Статья 9. В своей деятельности коммерческий банк руко­водствуется принципами честного соревнования и воздерживается от нечестного соревнования.

Статья 10. Соблюдение законов коммерческим банком является предметом контроля и руководства со стороны Народного банка КНР.

Глава II. Учреждение и организация коммерческого банка

Статья 11. Для учреждения коммерческого банка требуется про­ведение проверки и получение разрешения от Народного банка КНР.

Ни одна организация либо частное лицо не вправе принимать денежные средства от населения, или осуществлять другую деятель­ность коммерческого банка, или использовать в своем названии слово “банк” без разрешения Народного банка КНР.

Статья 12. Учреждаемый коммерческий банк должен соответ­ствовать следующим требованиям.

Иметь устав согласно данному закону и законам КНР, регулирую­щим деятельность акционерных компаний.

Владеть определенным законом минимумом зарегистрирован­ного капитала.

Иметь председателя совета директоров (президента), генераль­ного директора и другой старший управляющий персонал, обладаю­щий необходимыми для данных должностей знаниями и опы­том.

Иметь законченную структуру организации и управления.

Иметь отвечающее деловым стандартам помещение, меры без­опасности и другие средства, относящиеся к данному бизнесу.

В процессе рассмотрения ходатайства об учреждении коммерче­ского банка Народный банк КНР должен принять во внимание необхо­димость экономического роста и повышения конкуренции в банковской отрасли.

Статья 13. Зарегистрированный капитал, необходимый для учре­ждения коммерческого банка, должен составлять не менее одного мил­лиарда (1 000 000 000) юаней. Городскому кооперативному коммерче­скому банку необходимо иметь зарегистрированный капитал в 100 миллионов (100 000 000) юаней, а сельскому кооперативному банку – 50 миллионов (50 000 000) юаней.

Зарегистрированный капитал, о котором здесь говорится, дол­жен быть выплаченным капиталом.

Народный банк КНР вправе пересматривать нижний предел суммы зарегистрированного капитала, необходимого для учреждения коммерческого банка в зависимости от экономической ситуации, но эта сумма не должна быть меньше той, что указана в предыдущем па­раграфе.

Статья 14. При обращении в государственный банк Китая за разрешением на учреждение коммерческого банка, заявитель должен представить следующие документы и информацию.

Заявление об учреждении коммерческого банка с указанием на­звания местоположения, зарегистрированного капитала и масштаба коммерческой деятельности данного банка.

Отчет по технико-экономическому обоснованию.

Другие документы и информацию, запрашиваемые Народным банком КНР.

Статья 15. Заявление проверяется на соответствие положениям статьи 14 данного закона, заявитель должен заполнить официальную анкету и предоставить перечисленные ниже документы и информа­цию.

Проект устава учреждаемого коммерческого банка.

Документы о квалификации нанимаемого управленческого пер­сонала

Документ о подтверждении суммы капитала от уполномоченно­го на то органа.

Список фамилий, долей участия в капитале и акций акционеров коммерческого банка.

Кредитное удостоверение и другая существенная информация об акционерах, владеющих более чем 10% зарегистрированного капи­тала коммерческого банка.

Директивы и план деятельности коммерческого банка.

Информация о помещении, мерах безопасности и других сред­ствах, играющих роль в деятельности коммерческого банка.

Другие документы и информация, требуемая Народным банком Китая.

Статья 16. После того, как получено разрешение на учреждение коммерческого банка, он должен получить банковское разрешение На­родного банка Китая и зарегистрироваться в Торгово-промышленной администрации для получение лицензии на ведение деятельности.

Статья 17. При формировании и определении структуры органи­зации банка действуют законы КНР, регулирующие деятельность акцио­нерных компаний. Коммерческий банк, учрежденный до опубли­кования данного закона, может руководствоваться первоначальными установлениями, если его организационная форма и структура не пол­ностью соответствует законам КНР, регулирующим деятельность ак­ционерных компаний. Время, пока будет сохраняться данное положе­ние вещей, будет определяться Госсоветом КНР.

Статья 18. Коммерческий банк, находящийся в полной собствен­ности государства, должен иметь наблюдательный совет. Наблюда­тельный совет должен состоять из представителей Народного банка Китая и правительственных ведомств, экспертов из других соответ­ствующих ведомств и представителя служащих данного банка. Способ организации наблюдательного совета должен определяться Госсоветом. Наблюдательный совет должен контролировать коммер­ческие банки, находящиеся в полной государственной собственности, в том, что касается качества кредитных средств, соотношения актива и пассива, хеджирования и оценки государственного имущества и других существенных аспектов банковской деятельности, а также поведения высокопоставленных служащих банка, нарушающих закон, админи­стративные указы и постановления, или устав, или наносящих своими действиями ущерб банку.

Статья 19. В соответствии со своими деловыми интересами коммерческий банк может учреждать свои филиалы как на территории КНР, так и за ее пределами. Такой филиал должен учреждаться с раз­решения Народного банка КНР. Филиалы коммерческого банка на тер­ритории КНР не обязаны учреждаться в соответствии с администра­тивным делением. Коммерческий банк, организовывая филиал на тер­ритории КНР, должен ассигновать туда необходимую сумму оборотно­го капитала, соответствующую планируемому масштабу его дело­вых операций. Общая сумма оборотного капитала, которая может быть ассигнована во все филиалы, не должна превышать 60% от обще­го капитала коммерческого банка.

Статья 20. Для того чтобы учредить филиал, коммерческий банк должен предоставить нижеприведенные документы и информацию:

ходатайство об учреждении филиала коммерческого банка с ука­занием названия, суммы оборотного капитала, масштаба деловых опе­раций, размещения центрального органа и филиала коммерческого банка;

финансовый отчет от ходатая за последние два года;

удостоверения о квалификации назначаемого высшего управ­ленческого персонал;

бизнес-директивы и план;

информация о помещении, мерах безопасности и других сред­ствах, играющих роль в данной деятельности;

другие документы и информацию, требуемую Народным банком КНР.

Статья 21. После того, как получено разрешение на учреждение филиала коммерческого банка, он должен получить банковское разре­шение от Народного банка Китая и с этим разрешением зарегистри­роваться в Торгово-промышленной администрации и получить лицен­зию на осуществление деятельности.

Статья 22. Коммерческий банк должен использовать в своих филиалах финансовую систему унифицированного бухучета, центра­лизованное распределение финансовых средств и управления. Филиал коммерческого банка не рассматривается в качестве корпорации и про­водит свои деловые операции в пределах полномочий, делегированных из главного управления банка, которое и несет гражданскую ответ­ственность за его действия.

Статья 23. После того, как коммерческий банк и его филиалы получили разрешение на учреждение, Народный банк Китая должен обнародовать это. Если коммерческий банк или его филиалы не начи­нают работу в течение более 6 месяцев после получения лицензия на проведение деловых операций без уважительных на то причин, или после начала деятельности прекращают свои операции на срок более 6 месяцев, Народный банк КНР аннулирует выданное банковское разре­шение и объявляет об этом публично.

Cтатья 24. В случае появления каких-либо изменений, перечис­ленных ниже, коммерческому банку необходимо будет получить разре­шение Народного банка КНР.

Изменение названия коммерческого банка.

Изменение суммы зарегистрированного капитала.

Перемена здания, в котором размешается главное управление и/или филиалы банка.

Изменение масштабов коммерческой деятельности.

Изменение акционеров, владеющих более чем 10% общего капи­тала, или изменение общего количества акций данного банка.

Другие изменения, определенные Народным банком КНР.

Если коммерческий банк нуждается в замене председателя со­вета директоров или генерального директора, то о квалификации на­значаемых на это место лиц следует сообщить в Народный банк Китая для последующей проверки со стороны последнего.

Статья 25. При слиянии или делении коммерческих банков применяются законы КНР, регулирующие деятельность акционерных компаний. Слиянию или делению коммерческих банков должна пред­шествовать проверка и получение разрешения со стороны Народного банка КНР.

Статья 26. Коммерческий банк должен использовать банковское разрешение, соответствующее законам, административным указам и правилам. Подделка, передача, сдача или временное платное исполь­зование чужой банковской лицензии запрещается.

Статья 27. Лицо, имеющее в своей биографии один из перечис­ленных ниже фактов, не может претендовать на высшие позиции в коммерческом банке.

— Приговоренное к тюремному заключению или лишенное поли­тических прав по статьям о даче или получении взяток, нелегаль­ного завладения имуществом, хищение народной собственности или подрыв основ социально-экономического порядка.

— Служившее в качестве директора в совете директоров, являв­шееся директором или менеджером компании, которая затем обанкро­тилась из-за плохого управления, и несущее личную ответственность за это банкротство.

— Бывшее юридическим представителем компании, чья лицензия на осуществление деловых операций была отозвана из-за нарушений закона, и несущее личную ответственность за эти нарушения.

— Не сумевшее выплатить крупный долг.

Статья 28. Любая организация или лицо, намеревающееся при­обрести более 10% акций коммерческого банка, должна обратится за разрешением в Народный банк КНР.

Глава III. Защита вкладчиков

Статья 29. Коммерческий банк, занимающийся приемом сбере­жений, должен придерживаться принципа добровольности вкладов, права вкладчика свободно изъять из банка свои сбережения, начисления процентов на каждый вклад и сохранения тайны вклада.

В отношении сберегательного вклада частного лица коммерче­ский банк вправе отклонить требование любого учреждения или частного лица в том, что касается расследования, замораживания, изъя­тия или перевода сберегательного вклада, если этого не требует закон.

Статья 30. В отношении сберегательного вклада организации коммерческий банк вправе отклонить требование любого учреждения или частного лица в том, что касается расследования, если закон или административные указы и правила не определят иначе, он также вправе отклонить требования любого учреждения или частного лица о замораживании, изъятии или переводе такого вклада, если этого не требует закон.

Статья 31. Коммерческий банк должен назначать свои процент­ные ставки по депозитам в соответствии с предельной высшей и низ­шей процентной ставкой, определяемой Народным банком Китая и публичного огласить данную информацию.

Статья 32. Коммерческий банк должен поместить требуемую суму резерва в Народный банк Китая и хранить адекватный резерв в соответствии с условиями Народного банка Китая.

Статья 33. Коммерческий банк должен гарантировать выплату основной суммы и процентов по каждому вкладу и не должен задер­живать выплаты или отказываться от них.

Глава IV. Основные принципы выдачи ссуд и другие операции

Статья 34. Коммерческий банк должен осуществлять выдачу ссуд в соответствии с потребностями развития национальной экономи­ки и социального прогресса и в соответствии с директивами промыш­ленной политики государства.

Статья 35. При предоставлении ссуды коммерческий банк дол­жен осуществлять строгую проверку использования ссуды, потенци­альных возможностей и форм возврата ссуды, а также других суще­ственных аспекты деятельности заемщика.

Коммерческий банк должен разработать систему, при которой проверка и предоставление ссуды осуществляется разными отделами, и проверка и предоставление ссуды происходят на разных уровнях.

Статья 36. Коммерческий банк должен предоставлять ссуду под обеспечение и проводить строгую проверку платежеспособности, при­надлежности и стоимости залога или заклада и возможность реализа­ции залога или заклада.

Заемщик может быть освобожден от обеспечения после того, как проводивший проверку коммерческий банк установил его высо­кую кредитоспособность и платежеспособность.

Статья 37. Коммерческий банк должен подписать письменный контракт с заемщиком о предоставлении ссуды. В контракте должны определяться категория, использование, количество, процентная став­ка, дата и форма погашения долга, дефолт и другие вопросы, которые две стороны сочтут необходимыми.

Статья 38. Коммерческий банк должен устанавливать свои про­центные ставки по ссудам

в соответствии с максимальными и минимальными процентны­ми ставками, установленными Народным банком Китая.

Статья 39. При выдаче ссуд коммерческий банк должен при­держиваться нижеприведенных правил касательно соотношения актива и пассива.

Полная эффективность капитала не должна быть ниже 8%.

Соотношения невыплаченных ссуд по отношению к вкладам не должно превышать 75%.

Соотношения ликвидных активов к ликвидным задолженностям не должно быть ниже 25%.

Соотношения ссуд, выданных одному заемщику, к капиталу банка не должно превышать 10%.

Других правил Народного банка КНР касательно управления ак­тивами и пассивами.

Если коммерческий банк, учрежденный до опубликования дан­ного закона, имеет соотношение активов и пассивов отличное от соот­ношения, прописанного в данном законе, то ему необходимо привести данное соотношение в соответствие с правилами в течение определен­ного периода времени. Конкретные правила исполнения будет опреде­лены Госсоветом.

Статья 40. Коммерческий банк не должен выдавать необеспе­ченные ссуды лицам, имеющим связи с данным банком, и не должен предоставлять данным лицам ссуды под обеспечение на более выгод­ных условиях, чем те, что действуют для клиента берущего аналогич­ный заем.

К лицам, упомянутым в предыдущем абзаце, относятся:

члены совета директоров, члены наблюдательного совета, управляющий персонал и сотрудника отдела кредитования коммерче­ского банка и их близкие родственники;

компании, предприятия или другие экономические организации, куда указанные лица делали инвестиции, или занимали ведущее поло­жение.

Статья 41. Никакая организация или частное лицо не могут за­ставить банк выдать ссуду или предоставить гарантию для ссуды. Коммерческий банк должен иметь право отказать любой организации или частному лицу в предоставлении ссуды или гарантии.

Коммерческий банк, находящийся в полной государственной собственности, должен предоставлять ссуды под специальные проек­ты, одобренные Госсоветом. Убытки, образующиеся в результате предоставления таких ссуд, должны быть компенсированы с помощью особых мер, принимаемых Госсоветом. Конкретные меры должны определяться Госсоветом.

Статья 42. Заемщик должен выплатить сумму ссуды и проценты по ней по графику.

Если заемщик не может выплатить ссуду под залог, коммерче­ский банк имеет право получить плату основной суммы ссуды и про­центов по ней или право получить плату из полученного под данную ссуду залога. Коммерческий банк должен реализовать недвижимость или ценные бумаги, отданные в заклад или в залог в течение года после получения.

Заемщик должен нести ответственность за невыплату необеспе­ченной ссуды в соответствии с подписанным контрактом.

Статья 43. Коммерческий банк не должен заниматься траст-ин­вестициями или сделками на фондовой бирже или делать инвести­ции в недвижимость, которую он сам не собирается использовать.

Коммерческий банк не делает инвестиций в небанковские фи­нансовые учреждения или предприятия в пределах КНР. Коммерче­ский банк, который сделал инвестиции в небанковские коммерческие учреждения или предприятия до введения в силу данного закона, дол­жен делать это в соответствии с другими положениями, установлен­ными госсоветом.

Статья 44. Коммерческий банк при осуществлении расчетов, та­ких как прием, перевод и сбор, должен своевременно проводить обна­личивание и бухгалтерскую проводку в соответствии с действующими правилами, без задержек счетов или актов и без опротестовывания платежей в нарушение закона.

Статья 45. Коммерческий банк должен обращаться за разреше­нием на выпуск денежных облигаций или выдачу ссуд за пределы КНР в соответствии с законом и действующими административными указа­ми.

Статья 46. Межбанковская ссуда должна проводиться в преде­лах временных рамок, определенных Народным банком КНР, и макси­мальное время такого финансирования не должно превышать 4 месяцев. Запрещено использовать займы до востребования для предоставления займов на основные средства или инвестирование.

Займы до востребования для предоставления ссуд могут быть даны только на свободные средства, оставшиеся после внесения тре­буемого резерва, оставления соответствующего запасного резерва и выплаты ссуд, по которым наступил срок платежа в Народный банк КНР. Займы до востребования для взятия ссуды могут использовать­ся для покрытия дефицита в расчетах между филиалами и переводов денег между филиалами и при временной необходимости в обороте капиталов.

Статья 47. Коммерческий банк не должен принимать денежные вклады или предоставлять ссуды на условиях повышения или пониже­ния процентной ставки или использования других нечестных способов и в нарушение закона.

Статья 48. Предприятие или организация может открыть основ­ной счет в коммерческом банке по своему усмотрению для ежедневно­го перечисления денег, проведения денежных расчетов, получения и выплаты наличных, но оно не может открыть еще один или несколько основных счетов.

Ни одна организация или частное лицо не может перечислять денежные средства организации на счет, открытый на имя частного ли­ца.

Статья 49. Коммерческий банк должен работать в удобное для своих клиентов время и обнародовать данные о часах работы банка. Коммерческий банк должен осуществлять свои операции в отведенные для этого часы и не может произвольно удлинять или укорачивать часы работы.

Статья 50. Коммерческий банк должен взимать комиссионные за проведение операций и оказание услуг в соответствии с условиями Народного банка Китая.

Статья 51. Коммерческий банк должен хранить все свои финан­совые отчеты, контракты и другую информацию в течение периода времени, определенного в соответствии с государственными установ­лениями.

Статья 52. Персонал коммерческого банка должен придержи­ваться закона, административных указов и предписаний и других пра­вил, предназначенных для администрации различных видов деловой активности, и не должен совершать указанных ниже неправильных действий:

— пользоваться своим положением для того, чтобы требовать или получать взятки, или принимать комиссионные или оплату за услу­ги под каким бы то ни было предлогом;

— пользоваться своим положением для совершения хищений, растрат или незаконного распоряжения средствами банка или банков;

— предоставлять ссуды или гарантии родственникам или друзьям в нарушение законов;

— одновременно занимать должности в других экономических учреждениях;

— совершать другие действия в нарушение закона, администра­тивных указов и правил управления коммерческими предприятиями.

Статья 53. Служащие коммерческого банка не должны раскры­вать государственные или коммерческие тайны, в которые они по­свящаются во время службы в банке.

Глава V. Финансовая отчетность

Статья 54. Коммерческий банк должен устанавливать и совер­шенствовать систему финансовой отчетности в соответствии с зако­ном и унифицированными государственными стандартами отчетности, а также с соответствующими условиями Народного банка Китая.

Статья 55. Коммерческий банк должен правдиво и всесторонне отражать и фиксировать свои деловые операции и финансовое поло­жение, предоставлять ежегодный доклад финансового отчета и своевременно подавать финансовые отчеты в Народный банк Китая и казначейство. Коммерческий банк не должен заводить бухгалтерских книг кроме тех, что установлены законом.

Статья 56. В соответствии с правилами, установленными Народ­ным банком Китая, коммерческий банк должен объявить о своих дело­вых успехах и о проверенном счете за предыдущий финансовый год в течение трех месяцев со дня истечения предыдущего финансового го­да.

Статья 57. Коммерческий банк должен сохранить резерв против безнадежных и сомнительных счетов и списать безнадежные счета в соответствии с действующими государственными установлениями.

Статья 58. Финансовый год коммерческого банка начинается 1 января и заканчивается 31 декабря по Грегорианскому календарю.

Глава VI. Контроль и администрирование

Статья 59. Коммерческий банк должен формулировать свои де­ловые правила, организовывать и совершенствовать управление, систе­му контроля наличности и систему безопасности в соответствии с условиями Народного банка КНР.

Статья 60. Коммерческий банк должен организовывать и совер­шенствовать свою систему проверки вкладов, ссуд и расчетов, безна­дежных и сомнительных счетов и других видов деловой активности.

Коммерческий банк должен проводить регулярную проверку своих филиалов.

Статья 61. Коммерческий банк должен периодически предостав­лять в Народный банк Китая балансовые отчеты, отчеты о прибылях и убытках, а также другие финансовые отчеты и информацию.

Статья 62. В соответствии с положениями Главы III, Главы IV, и Главы V данного закона, Народный банк Китая уполномочен осуще­ствлять проверку и контроль вкладов, займов, расчетов, безнадежных и сомнительных счетов в любое время. Во время проведения проверки и контроля занимающийся этим персонал должен предоставить соот­ветствующие удостоверения. По требованию Народного банка КНР коммерческий банк обязан предоставить информацию по финансовой отчетности, о деловых контрактах и другую информацию, касающую­ся своего делопроизводства и управления.

Статья 63. Коммерческий банк является объектом аудиторской проверки со стороны аудиторских органов, в соответствии с законами и правилами об аудите.

Глава VII. Назначение внешнего управления и ликвидация банка

Статья 64. В случае, если коммерческий банк находится или может оказаться в кредитном кризисе, который может серьезно затро­нуть интересы его вкладчиков, Народный банк КНР может назначить внешнее управление этим банком.

Цель внешнего управления – предпринять необходимые шаги с тем, чтобы защитить интересы вкладчиков и помочь коммерческому банку возобновить нормальное ведение операций.

Дебиторско-кредитные отношения коммерческого банка, суще­ствовавшие до назначения внешнего управления, остаются неизменны­ми.

Статья 65. Народный банк КНР решает вопрос о внешнем управлении и организует приведение этого решения в жизнь. В своем решении о назначении внешнего управления Народный банк Китая должен определить следующее.

Название коммерческого банка, где вводится внешнее управле­ние.

Причина (ы) введения внешнего управления.

Организация введения внешнего управления.

Время действия внешнего управления.

Решение о введении внешнего управления должно приниматься Народным банком КНР публично.

Статья 66. Банк считается присоединенным со дня выполнения решения о внешнем управлении.

Организация, отвечающая за внешнее управление, должна на­чать осуществление полномочий по управлению коммерческим банком со дня выполнения решения о введении внешнего управления.

Статья 67. По истечении времени внешнего управления Народ­ный банк КНР может принять решения о продлении времени внешнего управления, однако этот срок не должен превышать двух лет

Статья 68. Внешнее управление может быть отменено в любом из следующих случаев.

Если время действия внешнего управления истекло или истек пролонгированный срок внешнего управления.

Если до истечения срока действия внешнего управления ком­мерческий банк вновь обрел способность осуществлять нормальную коммерческую деятельность.

Если до истечения срока действия внешнего управления ком­мерческий банк слился с другим банком или был объявлен банкротом.

Статья 69. При разделении коммерческого банка или его слия­нии с другим банком или его ликвидации по причинам, отмеченным в уставе, ему надлежит направить заявление в Народный банк КНР с объяснениями причин ликвидации и плана по ликвидации банка, включая выплату всех вкладов и процентов по вкладам. Банк может быть ликвидирован с разрешения Народного банка КНР.

При ликвидации коммерческого банка должна быть создана ликвидационная группа, для проведения ликвидации и своевременной выплаты всех вкладов и процентов по ним в соответствии с планом ликвидации. Народный банк КНР должен внимательно наблюдать за процессом ликвидации.

Статья 70. Если коммерческий банк закрывается по приказу из-за аннулирования его банковского разрешения, Народный банк КНР должен немедленно создать ликвидационную группу для проведения ликвидации и своевременной выплаты вкладов и процентов по ним со­гласно плану ликвидации и в соответствии с законом.

Статья 71. Если коммерческий банк не может выплатить долги, по которым наступил срок платежа, то с согласия Народного банка КНР народный суд может объявить его банкротом. Если, в соответ­ствии с законом коммерческий банк объявлен банкротом, народный суд может поручить Народному банку КНР и соответствующим отде­лам и персоналу сформировать ликвидационную группу для проведе­ния ликвидации.

В ходе ликвидации по банкротству коммерческий банк должен отдать приоритет выплаты вкладов и процентов после выплаты взно­сов за ликвидацию, зарплаты служащим и задолженностей по страхо­ванию.

Статья 72. Деятельность коммерческого банка может быть пре­кращена по причине его ликвидации и закрытия по приказу или по объявлению его банкротом.

Глава VIII. Юридические обязательства

Статья 73. Коммерческий банк принимает на себя обязательства по выплате накопленных процентов и другую гражданскую ответ­ственность по возмещению ущерба имуществу вкладчиков или других клиентов в одном из нижеописанных случаев.

Задержка или отказ в выплате вклада и процентов по вкладу без надлежащих на то причин.

Отказ обналичивать чеки и дебетовать или кредитовать счета в нарушение правил, касающихся акцептованной тратты и других видов расчетов, или умышленное затягивание приема векселей или докумен­тов, или опротестовывание векселей в нарушение действующих пра­вил.

Незаконное расследование замораживание или изъятие и пере­вод сберегательных вкладов частного вкладчика либо вкладов учре­ждения.

Другие действия, влекущие за собой ущерб для вкладчиков или других клиентов в нарушение положений данного закона.

Статья 74. При возникновении какой либо ситуации, приводи­мой ниже, Народный банк КНР может приказать коммерческому банку принять меры по устранению допущенных нарушений, конфи­сковать незаконно полученную прибыль, если таковая имеется и на­значить штраф в сумме от 1 до 5 размеров незаконно полученной при­были; или, если незаконно полученная прибыль отсутствует, назначить штраф в сумме от 100 000 до 500 000 юаней; если случай представляет­ся особо серьезным или нарушитель не исправляется в отведенное для этого время, Народный банк КНР может приказать приостановить дея­тельность для проведения необходимой работы по устранению отме­ченных недостатков, или аннулировать банковское разрешение; а если дело содержит в себе состав преступления, в коммерческом банке сле­дует провести уголовное расследование.

Выпуск финансовых облигаций или займы, полученные за пре­делами КНР без официального разрешения.

Операции с государственными облигациями или операции или оказание агентских услуг в операциях с иностранной валютой без офи­циального разрешения.

Работа с трастовыми инвестициями и проведение сделок на фон­довой бирже в стране или инвестирование в недвижимость, не предна­значенную для использования самим коммерческим банком.

Инвестирование в небанковские финансовые учреждения или предприятия в стране.

Предоставление необеспеченных ссуд по родственным связям или личным знакомствам или предоставление данным лицам ссуд под залог на более выгодных условиях, чем другим лицам, получающим аналогичные ссуды.

Предоставление поддельной финансовой отчетности или финан­совой отчетности, где скрыты важные факты.

Отказ от контроля и проверки со стороны Народного банка КНР.

Сдача во временное пользование или одалживание банковского разрешения.

Статья 75. При возникновении одного из случаев, упоминаемых в статье 73 данного закона, или при возникновении одного из случаев, приводимых ниже, народный банк КНР может приказать коммерческо­му банку провести работу по устранению недостатков, конфисковать незаконно полученную прибыль, если таковая имеется, и наложить на него штраф в сумме от одного до трех размеров незаконно получен­ной прибыли, или, в случае отсутствия незаконно полученной прибы­ли, наложить штраф в размере от 50 000 до 300 000 юаней.

Не помещение требуемого резерва на депозиты, как это требу­ется по условиям Народного банка КНР.

Нарушение положений о соответствии капиталов, соотношения между депозитом и кредитом, кредитного соотношения отдельного заемщика и других правил, касающихся управлением соотношения ак­тивов и пассивов, установленных Народным банком Китая.

Учреждения филиала без получения официального разрешения.

Разделение или слияние без официального разрешения.

Использование денежных вкладов до востребования в течение срока, больше установленного, или использование денежных вкладов до востребования для выдачи ссуд на основные средства.

Прием денежных вкладов или выдача ссуд путем повышения или понижения процентных ставок или другими нечестными сред­ствами в нарушение существующих правил.

Статья 76. Если коммерческий банк допускает нарушения, о ко­торых говориться в статьях 73, 74 и 75 данного закона, на должностное лицо, несущее за это прямую ответственность и на другой персонал, несущий за это прямую ответственность, налагается дисциплинарное взыскание;

если же совершено преступление, то в отношении нарушителя проводится уголовное расследование.

Статья 77. В случае, если возникает одна из нижеописанных си­туаций, Народный банк Китая может приказать коммерческому банку провести работу по устранению недостатков, конфисковать незаконно полученную прибыль, если таковая имеется, и наложить на него штраф в сумме от одного до трех размеров незаконно полученной прибыли, или, в случае отсутствия незаконно полученной прибыли на­ложить штраф в размере от 50 000 до 300 000 юаней.

Использование слова “банк” без официального на то разреше­ния.

Покупка более 10% акций коммерческого банка без официаль­ного на то разрешения.

Открытие банковского счета на имя частного лица с использова­нием денежных средств организации.

Статья 78. Если коммерческий банк не предоставляет соответ­ствующую информацию в Народный банк КНР согласно действующим установлениям или в нарушение статьи 24 данного закона не сообщает об изменениях для получения разрешения, Народный банк Китая дол­жен приказать ему провести работу по устранению недостатков, и если данные недостатки своевременно не устранены, наложить штраф в сумме от 10 000 до 100 000 юаней.

Статья 79. Против каждого лица, которое учреждает коммерче­ский банк без официального на то разрешения, или нелегально прини­мает вклады населения или принимает денежные вклады населения в скрытой форме, будет, в соответствии с законом, проведено уголов­ное расследование и данный банк будет запрещен Народным банком КНР.

Против каждого лица, которое подделывает, изменяет или пере­дает банковские разрешения, будет, в соответствии с законом, будет проведено уголовное расследование.

Статья 80. Против заемщика, получившего ссуду путем подлога, составляющего преступление, в соответствии с законом будет проведе­но уголовное расследование

Статья 81. Против любого сотрудника коммерческого банка, ко­торый, используя свое служебное положение в банке, вымогает или по­лучает взятки или получает комиссионные или другие виды оплат под каким бы ни было предлогом в нарушение действующего законода­тельства, будет, в соответствии с законом, проведено уголов­ное расследование.

Если ссуда или гарантия, предоставленная с допущением опи­санных в предыдущем параграфе нарушений, принесет убытки, то на­рушитель несет полную или частичную ответственность по их возме­щению.

Статья 82. Против любого сотрудника коммерческого банка, ко­торый, используя свое служебное положение в банке, занимается взя­точничеством или хищениями, или незаконно распоряжается средства­ми банка или клиента в соответствии с законом будет проведено уго­ловное расследование, если имеется состав преступления, либо дело не представляет собой преступления, на такого сотрудника налагается дисциплинарное взыскание.

Статья 83. На любого сотрудника коммерческого банка, чьи дей­ствия в результате ненадлежащего выполнения им своих обязанностей нанесли убыток банку, налагается дисциплинарное взыскание; а если дело содержит состав преступления, то в соответствие с законом про­водится уголовное расследование.

Любой сотрудник коммерческого банка, который причинил убы­ток банку, предоставив ссуду или гарантию другу или родственнику в нарушение действующих правил, должен полностью или частично возместить убытки.

Статья 84. На любого сотрудника коммерческого банка, разгла­сившего государственную и коммерческую тайну, обладателем кото­рой он (она) стал(а) во время работы в коммерческом банке, налагает­ся дисциплинарное взыскание; если же дело содержит состав преступ­ления, тогда, в соответствии с законом должно быть проведено уголов­ное расследование.

Статья 85. Если организация или частное лицо принуждает ком­мерческий банк предоставить заем или гарантию под заем, долж­ностное лицо, несущее за это прямую ответственность, и другие лица, несущие прямую ответственность за инцидент, должны подвергнуться дисциплинарному взысканию, а в случае, если эти действия повлекли за собой убытки, на них налагается ответственность по их полному или частичному возмещению.

На любого служащего банка, поддавшегося давлению организа­ции или частного лица, требовавшего предоставление ссуды или га­рантии, налагается дисциплинарное взыскание, а если его действия по­влекли за собой убытки, то на него налагается обязательство по их со­ответствующему возмещению.

Статья 86. Если коммерческий банк и его сотрудники не со­гласны со штрафом, наложенном Народным банком КНР, они, в соот­ветствии с Административным уложением КНР, могут обратиться в суд

Глава IX. Дополнительные положения

Статья 87. Коммерческие банки, основанные с официального разрешения и в соответствии с условиями Госсовета до опубликования данного закона, могут быть свободны от прохождения повторных фор­мальностей по проверке и получению разрешения.

Статья 88. Если в законах и административных указах имеются особые оговорки касательно банков с зарубежным капиталом, банков с совместным капиталом и филиалов банков зарубежных стран под юрисдикцией поправок этого закона, то должны применяться данные особые оговорки.

Статья 89. Соответствующие положения данного закона приме­нимы к городским и сельским кредитным кооперативам, работающим с вкладами, ссудами и денежными расчетами.

Статья 90. Соответствующие положения данного закона приме­нимы к почтовым депозитам и переводам почтовых служб.

Статья 91. Данный закон вступает в силу с 1 июля 1995 года.

Закон о банковской деятельности в РФ

Банковскую деятельность на территории Российской Федерации регламентируют несколько правовых актов. Основным из них является Федеральный закон “О банках и банковской деятельности” под номером 395-1. Вместе с ним функции финансовых учреждений регулируются сопутствующими положениями, федеральными законами, а также отдельными инструкциями.

ФЗ, регулирующие банковскую деятельность

Перечень основных законодательных актов, регулирующих деятельность финансовых учреждений, выглядит следующим образом:

  • ФЗ 395-1 “О банках и банковской деятельности” — принят в декабре 1990 года, является основным регулирующим документом, определяет главные понятия и термины, уставной капитал, порядок регистрации и лицензирования;
  • ФЗ 86 “О Центральном банке Российской Федерации” — принят в 2002 году, регламентирует деятельность главного финансового учреждения страны, определяет денежную единицу России, предписывает контролирующие функции, инструменты и методы;
  • И-153 — инструкция ЦБ РФ об открытии и закрытии банковских счетов, утверждена в 2014, закон предписывает порядок действий и список необходимых документов;
  • ФЗ 161 “О национальной платежной системе” — принят в 2011, определяет правовую основу для осуществления платежных услуг и переводов, на его основании в 2012 разработано Положение 383 о правилах перевода денежных средств;
  • И-139 — инструкция ЦБ РФ “Об обязательных нормативах банков”, утверждена в 2012, регулирует методику расчета обязательных банковских нормативов.
  • Кроме указанных положений действуют и узконаправленные законы и правовые акты, регулирующие отдельные аспекты банковской деятельности. Все документы активно дорабатываются в соответствии с актуальными нормами законодательства.

    Дальнейшее рассмотрение статьи коснется ФЗ 395-1. Краткое содержание Федерального закона “О банках и банковской деятельности” можно рассмотреть по главам:

  • общие положения, регулирующие основные понятия, определения, главные аспекты деятельности финансовых учреждений;
  • порядок регистрации и лицензирования финансовых учреждений;
  • меры по обеспечению стабильности банковской системы, защита прав вкладчиков и кредиторов;
  • регулирование законом отношений между кредитными организациями и процедура обслуживания клиентов;
  • регламент сберегательного дела;
  • бухгалтерский учет, система отчетности.
  • Последние изменения в Федеральный закон 395-1 “О банках и банковской деятельности” были внесены рядом поправок в 2017 году.

    Скачать Федеральный закон 395-1 “О банках и банковской деятельности” можно по ссылке. Текст представлен в последней редакции закона, с последними изменениями за 18 июня 2017. Приведенный для скачивания закон будет полезен как для работников финансового учреждения и его клиентов, так и для юристов, изучающих данную область законодательства.

    Последние изменения в 395-1-ФЗ

    Последние изменения в Федеральный закон 395-1 “О банках и банковской деятельности” были введены 18 июня 2017. Кроме них поправки в этом же году были внесены 28 марта и 1 мая. Все они затронули следующие статьи закона:

    • ст 1 ФЗ 395-1 дополнилась частями 3 и 4 об универсальной и базовой лицензии, существующую уже третью и четвертую часть предписывается считать соответственно пятой и шестой;
    • была введена статья 5.1 об особенностях осуществления сделок при базовой лицензии;
    • в статье 8 Закона о деятельности кредитных организаций была изменена формулировка пунктов 1 и 2 первой части и часть 13, также были добавлены части 14 и 15 о базовой лицензии кредитной организации и особенности раскрытия информации;
    • во второй части ст 10 ФЗ 395-1 изменена редакция пунктов 1 и 3, второй пункт утратил силу;
    • изменилась редакция части 2 статьи 11;
    • статья 11.1 Закона о деятельности финансовых учреждений была дополнена частью 11 о полномочиях единоличного исполнительного органа банка, а также о возможности неприменения частей 6 и 7;
    • ст 11.1-2 Федерального закона 395-1 была дополнена пятой частью о возможности не назначать руководителя службы внутреннего контроля при базовой лицензии;
    • была полностью изменена редакция статьи 11.2 о минимальном размере капитала финансовой организации;
    • введена статья 11.4 о порядке смены типа лицензии с универсальной на базовую и обратно;
    • в статью 13 Федерального закона “О банках и банковской деятельности” введена часть 2 об установлении Банком России формы лицензий, части 2-10 теперь считаются частями 3-11, добавлена часть 12 о возможности перейти обратно на универсальную лицензию после ее смены на базовую;
    • в шестом абзаце пункта 1 части 1 статьи 16 были исключены слова «от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ» и «(далее — Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)«)»;
    • в ст 20 ФЗ “О банках и банковской деятельности” внесены коррективы в формулировку, полностью изменена редакция пунктов 5-12, пункт 13 утратил силу;
    • пятая часть статьи 22 Федерального закона “О банках и банковской деятельности” была дополнена предложением о публикации сведений о местонахождении главного офиса и филиалов на официальных сайтах;
    • в ст 23 ФЗ 395-1 были добавлены части 9-12 о получении кредитной организацией статуса микрофинансовой компании, части 9-13 считаются частями 13-17;
    • в статье 23 Закона “О банках и банковской деятельности” часть 16 полностью изменила свою редакцию;
    • введена статья 23.6 о получении микрофинансовой компанией статуса кредитной организации с базовой лицензией или небанковской кредитной организации;
    • статья 24 Федерального закона 395-1 дополнилась частью 5 о деятельности учреждения с базовой лицензией на рынке ценных бумаг, части 5-15 считаются теперь частями 6-16;
    • в четвертой и пятой частях статьи 25.1 были скорректированы формулировки согласно общим изменениям законодательства;
    • статья 26 ФЗ 395-1 дополнилась частями 41 и 42 о разглашении ООО «Управляющая компания Фонда консолидации банковского сектора» банковской тайны третьим лицам;
    • изменена редакция части 1 и 2 статьи 35;
    • в ст 36 Федерального закона 395-1 скорректированы формулировки некоторых положений.
    • Отдельно следует учитывать ст 27 Федерального закона “О банках и банковской деятельности”. Ее положения регламентируют наложение ареста и взыскания на средства кредитной организации. Последние изменения статьи 27 производились в 2011 году — были скорректированы формулировки отдельных частей.

      Изменения для коммерческих банков

      При анализе банковской деятельности нельзя не затронуть вопрос о сокращении количества банков за последние 10 лет. Такие изменения призваны урегулировать рынок финансовых услуг. Преимуществами сокращения количества коммерческих организаций можно выделить следующие аспекты:

      • качественное улучшение активов компаний и оказываемых услуг;
      • повышение надежности вкладов;
      • усиление конкуренции.
      • Основным отрицательным аспектом сокращения выделяют затраты на возмещение убытков вкладчикам. Учитываются также и потери юридических лиц, вкладывающих средства в развитие коммерческих учреждений. Немаловажным аспектом является и создание нестабильности в банковской среде для юридических и физических лиц.

        Закон “О банках и банковской деятельности” редактируется в соответствии с текущими изменениями. Приоритет ставится именно на повышение качества услуг и создании стабильной финансовой системы.

        Эксперты ожидают сокращение количества коммерческих банков до 500. Указывается при этом, что наиболее оптимальный для страны вариант — не больше ста банковских учреждений. На начало 2017 года действующих банков насчитывалось 623.

        Смотрите так же:

        • Федеральный закон рф 323 ф3 Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ"Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" С изменениями и дополнениями от: 25 июня 2012 г., 2, 23 июля, 27 сентября, 25 ноября, 28 […]
        • Закон об социальной защищенности инвалидов Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ"О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" С изменениями и дополнениями от: 24 июля 1998 г., 4 января, 17 июля 1999 г., 27 мая 2000 г., 9 июня, 8 […]
        • Закон о политической партии рб Закон РБ О политических партияхСтатья 24. Ограничения в финансировании политических партий, союзов Финансирование политических партий, союзов за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов не допускается. Политическим партиям, союзам и созданным ими юридическим лицам запрещается прямо либо косвенно получать денежные средства […]
        • Закон по защите окружающей среды Федеральный закон "Об охране окружающей среды" Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ"Об охране окружающей среды" С изменениями и дополнениями от: 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 31 декабря 2005 г., 18 декабря 2006 г., 5 февраля, 26 июня 2007 г., 24 июня, 14, 23 июля, 30 декабря 2008 г., 14 марта, 27 декабря 2009 г., 29 […]
        • 83 закон от 2012 года Федеральный закон от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ"О внесении изменений в отдельные законодательные […]
        • Закон 307-фз от 30122008 Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ"Об аудиторской деятельности" С изменениями и дополнениями от: 1 июля, 13, 28 декабря 2010 г., 4 мая, 1, 11 июля, 21 ноября 2011 г., 2, 23 июля, 28 декабря 2013 г., 4 марта, 1 […]