Закон хана тауке жеты жаргы

Закон хана тауке жеты жаргы

После Жангира правил Батыр хан, сведений о котором не сохранилось. После Батыр хан на престол взошел сын Жангира тауке (1680-1718), полное имя которого Таваккул-Мухаммед-Батыр хан.

Время правления Тауке хана приходится на один из самых трудных периодов истории казахов. Во второй половине XVII века на западе ханства казахские ханы вели войну с Аштарханидами[i] за господство над Присырдарьинскими городами, а на юго-востоке продолжалась жестокая борьба с джунгарами.

Тауке хан – один из самых выдающихся государственных деятелей Казахского ханства, внесший неоценимый вклад в национальную историю. С его именем связано укрепление государственности казахов, утверждение внешне политических позиций Казахского ханства в системе международных отношений в Центрально – Азиатском регионе. При нем произошло ослабление натиска джунгар. Как пишет историк В.А. Моисеев: «Годы правления Тауке хана безусловно, занимают особое место в казахской истории. Это был «Золотой век» прекращения губительных феодальных усобиц, и мощного отпора неприятелям, век относительного господства законов, развития экономики и процветание торговли».

Тауке хан заслуженно считается основоположником обычного права казахов, поскольку именно при нем произошло окончательное оформление юридической системы казахского общества, что дало возможность консолидировать общественные ресурсы для достижения общих задач, стоящих перед всей страной.

Первое серьезное изменение Тауке внес в систему властных отношений. Пытаясь установить равновесие между различными группировками, Тауке предоставил бийским советам властные дополнительные полномочия, в частности: 1. Принятие важных государственных и политических решений; 2. Исполнение судебных функций; 3. Осуществление дипломатических и миротворческих инициатив. В совокупности бийские советы исполняли военные, политические и идеологические функции. Одновременно данная мера была направлена на ограничение политического влияния чингизидов. Как правило, Тауке хан проводил ежегодные консультации с биями по актуальным вопросам политики и хозяйства в местечке Култобе.

Тауке хан стал первым, кто смог упорядочить племенные и родовые отношения. Главным принципом провозглашался кониксус! Это прослеживается по распределению голосов в бийском совете, где каждый жуз представляет отдельный, который устанавливают отношения между собой с учетом возрастных категорий. Таким образом, при Тауке серьезным изменениям подверглись, прежде всего, принципы организации власти в казахском обществе.

Реформы Тауке хана коснулись так же и правовой системы. Именно при нем были внесены существенные дополнения в обычное право казахов. Свод законов под названием «Жеты Жаргы» («Семь установлений») был разработан при его непосредственном участии. Согласно народным приданиям, Тауке собрал на Култобе биев трех жузов, которые на основе старых установлений Касым хана и Есим хана разработали и приняли новый свод законов, включающий в себя семь основных разделов:
1. Земельный закон («Жер дауы»), в котором обговаривалось решение споров о пастбищах и водопоях.
2. Семейно – брачный закон, где устанавливался порядок заключения и расторжения брака , права и обязанности супругов, имущественные права членов семьи.
3. Военный закон, регламентирующий отправление воинской повинности, формирование подразделений и выборов военачальников.
4. Положение о судебном процессе, обговаривающее итоги судебного разбирательства.
5. Уголовный закон, устанавливающий наказание за различные виды преступлений, кроме убийств.
6. Закон о куне, устанавливающий наказание за убийства и тяжкие телесные повреждения.
7. Закон о вдовах, регламентирующий имущественные и личные права вдов и сирот, а так же обязательства по отношению к ним общины и родственников умерших.

Кроме «Жеты Жаргы» продолжал использовать в качестве источника и «Кодекс Касыма», особенно в области международного права. Своеоразными дополнениями к кодексам были положения биев «Ереже» и «Білер сөзі»- рассказы, содержащие сведения о практике суда биев-судебном прецеденте.

В « Жеты Жаргы» закреплены основные принцепы и нормы права средневекового казахского общества. Обычное право было кодифицировано, дополнено законоположениями предшественников Тауке. Некоторые исследователи считают, что корни этих установлений берут начало от « Великого Джасака» (ясы) Чингис хана, а также установлений ханов Касыма и Есима. «Законы Тауке хана» юредически закрепляли нормы административного, уголовного, гражданского, семейного права, а также положения о налогах, религиозных воззрений, то есть охватывали практически все стороны.

Уголовно-правовые нормы предусматривали наказания за совершенные преступления: убийство, увечье, изнасилование, побои, оскорбления, неисполнение сыновьего долга, воровство, прелюбодеяния и др. Наказания отражали принцип кровной мести: кровь за кровь, увечье за увечье. Устанавливался откуп от наказаний – кун. Смертная казнь применялась в форме повешения и побивание камнями за убийство мужа женой, убийство женщиной незаконно прижитого ребенка, прелюбодеяние жены, богохульство.

Размер куна зависил от социального положения преступника и потерпевшего. Так, за убийство простого мужчины убийца мог откупиться, отдав его родственникам 1000 баранов, за женщину-500, за убийство султана или ходжи кун взимался как за семь простых человек. Оскорбление султана или ходжи оценивалось в 9 голов баранов, рукопрекладство по отношению к ним-27. Стоимость раба равнялась стоимости ловчего беркута или охотничьей собаки.

Применялись и др. наказания: конфискация имущества-за принятие христианства; изгнание-за убийство мужа беременной женщины; предание публичному позору — за оскарбление родителей.

Существовал прнцип колликтивной ответственности, т.е. наряду с личной ответственностью виновного за преступление отвечали и его родственники. Совершение двух или нескольких преступлений влекло суммирование наказаний. Женщины, дети, слуги, рабы не могли быть свидетелями в суде. В области семейно-брачных отношений соблюдалось право родителей на жизнь детей. Устанавливалось наследственное право. На суде без очевидных улик требовалось от двух до семи свидетелей, в случае их отсутствия приносилась присяга. Свод законодательных уложений «Жеты Жаргы» действовал в пределах всего Казахстана.

Внешнеполитическое положение Казахского ханства в XVII-начале XVIII века было тяжелым.

С запада на казахов совершали набеги волжские калмыки и яицкие казаки, с севера — сибирские казаки, за Яиком-башкиры, с юга бухарцы и хивинцы, но главная опасность исходила с востока, со стороны Джунгарского ханства.

Вторжение джунгар в Казахстан шло медленно и постепенно, столкнавения сменялись перемириями, в том числе и подчинениями калмыков власти казахских ханов.

Но при хунтайши Батуре противоречия между джунгарами и казахами переросли в непрерывные войны. Батур совершил несколько завоевательных походов против казахов. После его смерти в Джунгарском ханстве начались смуты, но с приходом к власти хунтайши Галдан-Бошоктау (1670-1697) походы эти возобновились. А после прихода к власти хунтайши Цеван-Рабтана (1697-1727) началась полоса кровавых драматических событий.

Тауке хан не смог остановить джунгаров, и в 1681 году войска Галдана перешли реку Чу. Джунгары вторглись в Ферганскую долину. В годы Тауке хана калмыкско-казахские войны следовали одна за другой; наиболее значительные из них имели место в 1711-1712,1714,1717 гг. В 1717 году в верховьях реки Аягуз состаялось трехдневное сражение, закончившееся поражением казахов. В 1718 году джунгары предприняли стремительный поход через Семиречье к рекам Арысь, Бугун, Чаян. Их целью было захватить ставку казахских ханов — Туркестан.

Несмотря на отдельные удачи хана Тауке в мелких сражениях, казахи постепенно теряли свои кочевья по Ертысу, Тарбагатаю и в Жетысу, все дальше отступая на восток.

Однако можно сделать вывод, что Тауке хан был сильным государем и последним из казахских ханов, чья власть территориально распространялась на все три казахских жуза. Вскоре после смерти Тауке хана (1718г.) во всех трех жузах появились свои ханы, родословная которых очень запутана. С тех пор жузы превратились в самостоятельные ханства, которые,однако, не имели особых названий, и хан каждого жуза соответственно именовался ханом Ұлы жуза, ханом Орта жуза, ханом Кіші жуза.

Итак, окончилась история Казахского ханства. Началась история Казахских ханств.

Годы жизни — 1680-1715/1718 гг.

Укрепление верховной власти при хане Тауке

Тауке (сын Жангира) правил ханством в 1680-1715/1718 гг.
Став ханом, Тауке стремился сформировать сильное, централизованное государство казахов.
Он проводил реформы, направленные на укрепление ханской власти:
Придавал особое значение поднятию авторитета ханского совета и совета биев.
Судебной властью были облечены только хан и родовые бии.
Бии превратились в орган исполнительной власти.
В целях укрепления центральной власти и ослабления роли султанов хан Тауке в управлении государством стал опираться на биев.
Ослабил роль султанов.
Опирался на представителей степной аристократии — биев.
При поддержке биев хан Тауке вел борьбу со степной аристократией, которая
стремилась к раздроблению государства. При хане Тауке все спорные вопросы между родами и племенами решались на совете биев.
На Культобе под Ташкентом был образован курултай трех Жузов.
Столицей Казахского ханства стал город Туркестан.
Во время правления Тауке хана только в бассейне реки Сырдарьи казахи управляли 32 городами.
Российский исследователь И.Крафт (XIX в.) подчеркивал: «Он (Тауке хан. — авт.) разграничил земли между родами и установил порядок пользования ими». Прекратились барымта (угон скота). Каждый казахский род получил свою тамгу и родовые метки. Повысилась боеспособность народного ополчения.
А.И.Левшин писал о Тауке хане: «Он (Тауке хан. — авт.) успокоил их после гибельных междоусобиц, он остановил кровопролития, продолжавшиеся
несколько лет от распрей одних племен с другими, он убедил всех умом и справедливостью повиноваться себе».
Как пишет историк В.А. Моисеев: «Годы правления Тауке хана безусловно, занимают особое место в казахской истории. Это был «Золотой век» прекращения губительных феодальных усобиц, и мощного отпора неприятелям, век относительного господства законов, развития экономики и процветание торговли».

С участием биев трех жузов был разработан свод законов «Жеты-Жаргы» («Семь установлений).
В его основу были положены правовые нормы прежних ханов — «Касым ханнын каска жолы» (Проторенный путь хана Касыма) и «Есим ханнын, ески жолы» (Исконный путь хана Есима).
Признанные вожди казахского народа, наиболее влиятельные и мудрые из биев трех казахских жузов — Толе би, Казыбек би, Айтеке би заново переработали к привели в единую систему названные выше своды законов в новых условиях.
К пяти главам из свода законов хана Касыма дополнительно были прибавлены еще две главы.
Так был разработан свод законов «Жеты- Жаргы».
Семь основных разделов «Жеты-Жаргы» включали:

  • Земельный закон («Жер дауы»), в котором обговаривалось решение споров о пастбищах и водопоях.
  • Семейно — брачный закон, где устанавливался порядок заключения и расторжения брака, права и обязанности супругов, имущественные права членов семьи.
  • Военный закон, регламентирующий отправление воинской повинности, формирование подразделений и выборов военачальников.
  • Положение о судебном процессе, обговаривающее итоги судебного разбирательства.
  • Уголовный закон, устанавливающий наказание за различные виды преступлений, кроме убийств.
  • Закон о куне, устанавливающий наказание за убийства и тяжкие телесные повреждения.
  • Закон о вдовах, регламентирующий имущественные и личные права вдов и сирот, а так же обязательства по отношению к ним общины и родственников умерших.
  • Кроме того «Жеты-Жаргы» продолжал использовать в качестве источника и законы хана Касыма, особенно в области международного права.
    В закон вошли правила, обычаи и традиции казахского народа, его принятие ослабило распри между родами и племенами.
    В «Жеты-Жаргы» в перечень преступлений включались убийство, воровство, мятеж, причинение телесных повреждений, умыкание (кража) женщины, оскорбление Всевышнего, принятие христианской религии и др.
    К правовой ответственности привлекали с 13-лет.
    Наказания по «Жеты-Жаргы» отражали принцип кровной мести: кровь за кровь, увечье за увечье. Устанавливался откуп от наказаний — кун.
    Смертная казнь применялась в форме повешения и побивание камнями за убийство мужа женой, убийство женщиной незаконно прижитого ребенка,
    прелюбодеяние жены, богохульство.
    Размер куна зависил от социального положения преступника и потерпевшего. Так, за убийство простого мужчины убийца мог откупиться, отдав его родственникам 1000 баранов, за женщину — 500, за убийство султана или ходжи кун взимался как за семь простых человек. Оскорбление султана или ходжи оценивалось в 9 голов баранов, рукопрекладство по отношению к ним-2 7. Стоимость раба равнялась стоимости ловчего беркута или охотничьей собаки.
    Применялись и др. наказания: конфискация имущества-за принятие христианства; изгнание-за убийство мужа беременной женщины; предание публичному позору — за оскорбление родителей.
    Беременные женщины за убийство не привлекались к ответственности.
    Вступление в брак разрешалось с 13-летнего возраста.
    Не разрешалось вступление в брак кровным родственникам до седьмого колена.
    Был установлен размер калыма.
    В случае смерти жены разрешалось жениться на ее сестре.
    Если засватанная девушка выходила замуж за другого джигита, то ее родственники были обязаны полностью вернуть калым первому жениху, вдобавок штраф.
    Усиление ханской власти на законодательной основе привело к сохранению единства народа.

    Права и обязанности хана по «Жеты-Жаргы»

    Хан — по «Жеты-Жаргы»:

    1. единственный властитель всех родов объединений;
    2. имеет право на владение всеми землями ханства;
    3. имеет право объявления войны и заключения мира;
    4. верховный командующий войсками;
    5. решает внешнеполитические вопросы;
    6. ведет переговоры с другими государствами;
    7. выносит приговор;
    8. верховный судья.

    В обязанность всем главам родов и племен вменялась ежегодная явка в осеннее время в назначенное место на народное собрание с оружием.
    Люди; явившиеся без оружия, на совет не допускались, лишались права голоса.

    Великие Казахские бии. Толе би Алибекулы (1663-1756 гг.)

    Родился в местности Жайсан Жамбылской области.
    В возрасте 20 лет начал заниматься судебным разбирательством, отличался справедливостью.
    Являлся советником хана Тауке, участвовал в составлении свода законов «Жеты- Жаргы».
    После смерти хана Тауке, управлял Старшим жузом.
    В своих высказываниях, положениях, сохранившихся в устных народных сказаниях, поднимал вопросы против раздоров и междоусобиц в Казахском ханстве.

    Казыбек би Каздауысты (Гусиноголосый) Кельдыбекулы (1667-1764 гг.)

    Родился на территории нынешнего Казыбекского района Карагандинской области.
    Отличался глубоким умом и поэтическими способностями, ораторским искусством.
    Участвовал в разработке «Жеты-Жаргы».
    Был одним из организаторов борьбы против джунгар.

    Айтеке би Байбекулы (1682 -1766 гг.)

    Являлся потомком знаменитого батыра Жалантоса.
    До хана Абулхаира управлял родами Младшего жуза.
    Как признанный бий и предводитель Младшего жуза участвовал в разработке «Жеты-Жаргы».
    Привлекался ханом Тауке к решению государственных дел и улаживанию крупных междоусобиц.
    Его произведения полны размышлений о смысле жизни, морали, этике, нравственности.
    Внутреннее положение В конце XVII — начале XVIII вв. Тауке хан сумел на некоторое время сохранить территориальную целостность и восстановить государственность Казахского ханства.
    Казахстан оставался централизованным государством, соблюдались законы, прекратились барымта и межплеменные распри в годы правления хана Тауке.
    Хан Тауке превратил совет биев в важнейший орган управления.
    Решения совета биев имели обязательную силу.
    Даже хан не мог отменить его решение. Хану Тауке удалось присоединить к Казахскому ханству значительную часть родов и племен соседних кыргызов и каракалпаков, которыми он правил через их биев — Кокыма Карашору и Сасык бия.

    Внешнее политическое положение Казахско-джунгарская война при Тауке хане

    Внешняя политика хана была направлена на формирование военного союза между казахами, кыргызами и каракалпаками перед угрозой джунгарского нашествия.
    Этот шаг на время приостановил вторжение джунгар на земли казахов.
    Хан придерживался мирных отношений с Бухарским ханством, регионами Средней Азии, устанавливал торговые связи с их городами.
    В 1665 году джунгарские завоеватели напав на Восточный Туркестан, подчинили себе Чалыш, Аксу и Кашгарию.
    Завоевав Жаркент в 1670 г., джунгары всю власть в нем передали в руки перешедших на их сторону ханов Жолбарыса и Исмаила из династии Чагатаидов.
    На рудниках Кашгарии джунгары стали производить ружейные пули и порох.
    Вхождение Восточного Туркестана с его традиционно развитыми ремеслами зерноводством, садоводством и бахчеводством усилили его экономическую мощь.
    Джунгары нападали на казахские земли воспользовавшись распрями между феодалами.
    Джунгары вторглись в Жетысу и Южный Казахстан и захватили 9 городов, в том числе Сайрам, Манкент, Шымкент, Караспан, Ташкент и др.
    Хан Тауке, объединитель казахских земель направил на отражение ойратских набегов главные усилия страны.
    Заключив военный союз с кыргызами и каракалпаками, Тауке хан на время приостановил к вторжение джунгар на казахские земли.
    В 1680 году джунгары напали на Южный Казахстан, от их разбоя уцелел только город Туркестан.
    В городе в то время находился со своими войсками хан Тауке.
    В 1681-1685 гг. джунгары не раз нападали на Южный Казахстан,
    Разрушили город Сайрам.
    Разорены регионы поливного земледелия.
    Одна часть джунгаров дошла до реки Сарысу, другая — в восточные и северные районы Среднего жуза.
    В1694 г. Тауке хан направил к русскому царю Петру I посла Аталыкова с целью заключения соглашения о торговых связях.
    Сближение Казахского ханства с Россией произошло в связи с угрозой джунгарского вторжения.
    В 1710 г. близ Каракумов собрались представители всех Жузов для решения вопроса об организации отпора джунгарам.
    Хану Тауке удалось стабилизировать политическую ситуацию, ликвидировать раздробленность казахских земель, подчинить ее централизованной власти.

    История борьбы казахского народа за создание своей государственности – процесс многовековой и сложный. В 30-50 годы XVII века определенную роль в развитии государственности у казахов сыграли ряд факторов. Это взаимосвязь различных регионов, развитие городов, изменение характера некоторых сословий, возвышение ханской власти, организация отпора посягательствам на казахскую государственность.

    Социальная структура казахского общества

    В социальной структуре казахского общества происходили изменения. Наряду с султанами активизируются бии, поднимается социальное сословие батыров. Бии выдвинулись из коренных казахских родов в качестве старейшин и духовных наставников. С XVII века все большую роль у биев играют знания, жизненный опыт. Они распоряжались родовыми кочевьями, проявляя свои деловые качества. Батыром мог стать аристократ султан или бий, кто-либо из приближенных хана. Благодаря своим личным качествам в число батыров начали выдвигаться и рядовые общинники, потомки «черной кости». Между биями и султанами шла борьба за политическое влияние в казахских общинах. Власть отдельных биев была значительной, и они не считались с султанами. Некоторые казах­ские султаны стремились обособиться от ханской власти и пра­вить своими владениями единолично. В государстве не утихали рас­при и соперничество между знатью, феодалами. В это время стали преры­ваться тесные связи и между жузами. Каждый из них пытался стать независимым друг от друга. Такая обстановка вела к образованию в каждом из трех жузов своего ханства. Создав­шаяся ситуация препятствовала объединению казахского народа. Эти факторы заметно ослабили Казахское ханство.

    Причины ослабления Казахского ханства

    Протестуя против произвола хана и феодалов, казахские общины перекочевывали в другие места. Население Казахского ханства намного умень­шилось. Вследствие побед и поражений казахских ханов в беспрерыв­ных войнах границы Казахского ханства часто менялись. В поли­тическом отношении Казахское ханство не было единым. Отдель­ные части территории Казахстана оставались в составе Узбекско­го ханства, Могулистана, Ногайской Орды и Сибирского ханства. К этому времени ослабли политические и экономи­ческие связи между тремя жузами. Казахское ханство было практически раздроблено на отдельные владения. Феодальные междоусобицы и рас­при усугубляли разобщенность казахов. Различные феодальные группы, соперничая между собой, стремились к захвату богатых пастбищ. Старались подчинить себе соседние роды и племена. Ханы Средней Азии и джунгарские феодалы натравливали каза­хов друг на друга, преследуя свои корыстные цели. Воспользовавшись тяжелейшим внутренним и внешним положением Казахского ханства, ойратские племена вторглись на территорию Казахстана. Они захватили плодородные земли и лугопастбищные угодья, изгнав с них мест­ное население. Таким образом, во второй половине XVII века для Казахского ханства характерно ослабление ханской власти и ухудшение внутрен­него положения. Экономическая отсталость, пре­обладание замкнутого натурального хозяйства, отсутствие посто­янных торговых центров и упадок южных городов в XVII веке не давали возможности для создания единого централизованного го­сударства, преодоления раздробленности.

    Хан Жангир

    В этот период ханский титул принял сын хана Есима — Жангир (1629-1652 гг.) Ко времени занятия Жангиром ханского трона Джунгарское ханство усилилось как в экономическом, так и военном отношени­ях. В 1635 году оформляется Джунгарское ханство. Во главе ханства стал Батур, принявший титул хунтайши. В целях отпора завоевателям хан Жангир стремился установить союзнические отношения с Бухарским, Жаркентским ханствами и соседними кыргызами, Основными причинами нашествия джунгарских феодалов на Казахское ханство были:, захват кочевых мест и паст­бищ, а также подчинение себе торговых центров в Присырдарьинском регионе. С целью осуществления этих замыслов мно­гочисленные войска джунгар вторглись в казахские степи.

    В 1643 году в Орбулакском сражении хан Жангир с 600 вои­нами противостоял 50-тысячному войску джунгар. Умело используя мест­ные условия, малое количество воинов хана Жангира расположи­лось в местности Орбулак в Джунгарском Алатау. Получив известие о предстоящем вооруженном столкновении хана Жангира с джунгарскими войсками, батыр Жалантос из рода алшын откликнулся на просьбу о помощи Жанги­ра и с 20-тысячным войском внезапно ударил в тыл противника. Мужество, находчивость и дальновидность Жангира в Орбулакском сражении прославили его имя на весь казахский народ. Жангир получил прозвище Салкам («Внушительный»). После победы казахов джунгарские войска были вынуждены отступить, но окончательно они не признали своего поражения. Они продолжали совершать набеги в Чуйскую долину и к озеру Бал­хаш и пытались отторгнуть их от Казахского ханства. Значитель­ную часть своей жизни хан Жангир посвятил отпору джунгарским нашествиям. Настоящий патриот родной земли, хан Жангир по­гиб в поединке в одном из боев с врагом.

    После смерти Жангира ханская власть перешла к его сыну Тауке , правившем в 1680-1715 годах. Став ханом, Тауке стремился покончить с феодаль­ными распрями и раздробленностью внутри страны, создать силь­ное централизованное государство казахов. Он проводил реформу, направленную на укрепление ханской власти. В целях укрепле­ния своей власти он стал опираться на представителей степной аристократии — биев, чем ослабил роль султанов. Он придавал осо­бое значение поднятию авторитета ханского совета и совета биев. По установлениям хана Тауке, судебной властью были облечены только хан и родовые бии. В совете при хане решающий голос при­надлежал биям, которые решали все узловые вопросы внутренней и внешней политики ханства. Все крупные спорные вопросы меж­ду феодалами решались с их участием. Бии постепенно повсемест­но превратились в исполнительную власть. При поддержке биев хан Тауке вел беспощадную борьбу со степной аристократией, которая стремилась к раздроблению госу­дарства, не желая признавать ханскую власть. Ханская власть Тауке укрепилась в Присырдарье и столицей государства стал Туркестан. Все спорные вопросы между родами и племенами решались на совете биев, который проводился всегда в той или иной ставке Тауке-хана: в Битобе около г.Туркестана, Мартобе около г. Сайрама и Культобе вблизи г. Ангрена Сырдарьинской области.

    Свод законов «Жеты-Жаргы»

    Заняв ханский трон, Тауке осо­бое внимание уделял внутреннему положению ханства, экономи­ческому и политическому укреплению государства. Для этого был разработан свод законов «Жеты-Жаргы», что бук­вально означает «Семь установлений». В его основу были положе­ны сформировавшиеся уже при прежних ханах правовые нормы управления государством и народом — «Касым ханнын каска жолы» («Проторенный путь хана Касыма») и «Есим ханнын ест жолы» («Исконный путь хана Есима»). Признанные вожди казахского народа, наиболее влиятельные и мудрые из биев трех казахских жузов — Толе би (Старший жуз), Казыбек би (Средний жуз) и Айтеке би (Млад­ший жуз) — заново переработали и привели в единую систему названные выше своды законов уже при­менительно к жизни и быту, общественно-социальной среде каза­хов в новых условиях. Так появился на свет свод законов «Жеты-Жаргы». Хан Тауке неодно­кратно собирал совет биев в местности Культобе для его обсужде­ния, пока свод не был окончательно утвержден. Этот свод законов именуется как «Законы хана Тауке». В свод этих законов вошли правила, обычаи и традиции казахского народа, передававшиеся испокон веков из поколения в поколение. Они были понятны и доступны народным массам, отве­чали понятиям социальной и правовой справедливости казахско­го общества XVII века. Поэтому основанный на них свод законов «Жеты-Жаргы» хана Тауке способствовал политическому объеди­нению казахского народа. Принятие «Жеты-Жаргы» значительно ослабило распри между родами и племенами, а также разногла­сия между тремя жузами. Усиление ханской власти на законода­тельной основе привело к сохранению единства народа.

    По положениям «Жеты-Жаргы» хан — единственный властитель всех родовых объединений. Он имеет право на владение всеми землями Казахского ханства. Хану принадлежит право объявления войны и заключения мира, он является верховным командующим войсками. Только хану принадлежит право ведения переговоров с дру­гими государствами. В целях предотвращения беспорядков внутри страны, лицам, совершившим тяжкие преступления, хан имеет право выносить смертные приговоры. Хану принадлежит право издавать законы и обязательные для всех членов казахского общества приказания.

    В результате принятия свода законов «Жеты-Жаргы» хана Тауке был наложен запрет на раздоры в стране. Человек, нарушив­ший закон, нес суровое наказание. Согласно «Жеты-Жаргы», в обязанность всем главам родов и племен вменялась ежегодная явка в осеннее время в назначенное место на народное собрание. При этом все они должны были яв­ляться на народные собрания с оружием. В «Жеты-Жар­гы» в перечень преступлений включались убийство, воровство, мя­теж, причинение телесных повреждений, кража жен­щины, оскорбление Всевышнего. К правовой ответственности привлекали с 13 лет. Соглас­но законам «Жеты-Жаргы», вступление в брак разрешалось с 13-летнего возраста. Не разрешалось вступление в брак кровным родственникам до семи поколений. По «Жеты-Жаргы», в случае смерти жены разрешалось же­ниться на ее сестре. Если засватанная девушка выходила замуж за другого джигита, то ее родственники были обязаны полностью вернуть калым (приданое) первому жениху, заплатив вдобавок к это­му в порядке компенсации штраф.

    Хотя по «Жеты-Жаргы» уголовная ответственность обычно распространялась лишь на непосредственного виновника, однако сохранялся и принцип коллективной ответственности родственной группы за своего члена. Если, ответчик к суду не являлся или не мог заплатить положенного куна, то пеня взыскивалась с его родственников или с его «аула». Полноправным юридическим лицом мог быть только взрослый, «могущий носить оружие» мужчина – хозяин дома, глава семьи. Права, которыми обладал или которых лишался каждый свободный мужчина, устанавливались в прямой зависимости от его социального статуса в обществе.

    Относительная стабилизация политического положения при хане Тауке

    Хану Тауке удалось относительно стабилизировать по­литическое положение в стране. Он усилил ханскую власть, осу­ществлял меры, направленные на прекращение междоусобиц и распрей между степными аристократами, расправляясь с непокор­ными его власти султанами и предводителями родов и племен. Хан постоянно искал пути установления союзнических и добрососедских отношений с сосед­ними Казахскому ханству государствами.

    Заключение военного союза с кыргызами и каракалпаками при хане Тауке на время приостановило вторжения джунгар на казах­ские земли. В 1680 году, когда джунгары напали на Южный Ка­захстан, от их разбоя уцелел только город Туркестан. Там в то время находился со своими войсками хан Тауке. В конце XVII и начале XVIII веков джунгарские феодалы бес­прерывно совершали набеги на Казахское ханство. Они стремились к захвату Южного Казахстана и присырдарьинских городов с богатым рынком, а также тех мест, где пролегали важные кара­ванные пути. В 1681-1685 годах джунгары разрушили город Сайрам, разорили реги­оны поливного земледелия. Одна часть джунгарских войск дошла до реки Сарысу, а другая вторглась в восточные и северные райо­ны Среднего жуза. Казахский хан Тауке прилагал значительные усилия по укреплению единства народа и организации отпора врагу. Он моби­лизовал силы всех трех жузов для победы над опасным врагом. В 1710 году близ Каракумов собрались представители всех жузов для решения вопроса об организации отпора джунгарам. После этого были сформированы народные ополчения. Эти ополчения одержали важную победу над завоевателями, вытеснив их на восток. Однако победа была неполной, причиной этому по­служили вновь продолжившиеся междоусобицы и распри между крупными феодалами Казахского ханства. Такое положение не спо­собствовало объединению народа и мобилизации всех сил для от­пора врагу.

    Заключение

    Таким образом, в период правления хана Тауке внутреннее и внешнее положение Казахского ханства оста­валось крайне сложным. Между феодалами, правящими родами и племенами Казахского ханства, не утихали междоусобицы и рас­при. Все три хана казахских жузов имели намерения отделиться от Казахского ханства и само­стоятельно, независимо ни от кого, править своей территорией. Подобно малым ханам, и султаны внутри каждого жуза стремились к самостоятельности, не признавая над собой власть малого хана. Это привело Казахское ханство к политической раз­дробленности.

    То, что казахское общество не было сборищем диких орд, видно и по достижениям в области законности и права.

    Обычное (тора, адат) и мусульманское право (шариат) регулировали правовые взаимоотношения в обществе. Попытки выработать единые правовые основы были предприняты Касымом и Есимом. Но наибольшего успеха в этой области достиг хан Тауке (1680 — 1718гг.), считающийся автором и инициатором составления и принятия «Жеты-Жаргы».

    Точное время принятия этих законов неизвестно. Считают, что в конце XVII в. Тауке созвал выдающихся биев трех жузов (Толе — из Старшего; Казыбек — из Среднего; Айтеке — из Младшего), именно они и явились авторами «7 уложений».

    Почему возникла необходимость принятия этих законов?

    1. С целью укрепления внутриполитического единства казахов, создания казахского централизованного государства. (как известно, единство было необходимо перед лицом усиливающейся джунгарской опасности).

    2.Для выработки единых правовых основ казахского общества, отвечающих требованиям времени. «Жеты-Жаргы» сохранились в записях (не полностью – сохранились 33 фрагмента) русских ученых Г. Спасского (1820 г. ), А. Левшина.

    По своей структуре «Жеты-Жаргы» состоит из норм административного, уголовного, гражданского права, семейно-брачных отношений; разделов о налогах, религии и т. д. Основными принципами, основываясь на которые Тауке хотел сплотить казахов, были: принципы строгого подчинения младших старшим (детей — родителям, жены — мужу; подчиненного — правителю); принцип коллективной ответственности (человека перед родом, рода за каждого своего члена). Уголовное наказание основывалось на принципе талиона (кровь за кровь), но смертная казнь (4 вида) всегда могла быть заменена выкупом (кун). «Жеты-Жаргы» отражает социально-политическую неоднородность общества, о чем говорят статьи о разной степени ответственности правящих лиц и простых людей.

    Основная масса населения была свободным субъектом права. Только рабы находились в личной зависимости от своих владельцев и могли быть лишены жизни по их усмотрению.

    Безусловно, «Жеты-Жаргы» — воплощение достижений средневекового права (начиная с Яса Чинги с хана). Некоторые его элементы нашли отражение даже в конституции РК 1995 г. (в частности, право выбора судьи; право супруги (жены) и детей не доносить на мужа (отца)- сравните с Павликом Морозовым).

    Таким образом, свод законов «Жеты-Жаргы», отражая свою эпоху, сыграл значительную роль в достижении внутриказахского единства. Но, в целом, Тауке не удалось создать сильное централизованное Казахское государство.Назревали новые события XVIII в., и реальной стала угроза потери независимости.

    Жеті Жарғы — свод законов хана Тауке

    В истории казахского права ханского периода (XV-XIX вв.) известен только один законодательный памятник – «Жеті жарғы» («Семь уложений»). По казахским преданиям творцом «Жеті жарғы» принято называть хана Тауке. По одной версии он собрал для совета трех биев – Толе би, Казбек би, Айтеке би – и, обсудив с ними случавшиеся между казахами частые ссоры, составил и утвердил некоторые законоположения. По другой версии, Тауке-хан собрал в урочище Куль-Тобе семь биев, и они соединили старые обычаи ханов Касыма и Есима в новые обычаи, названные «Жеті жарғы». Создание этого документа относится к последней четверти XVII столетия.

    Время правления Тауке хана приходится на один из самых трудных периодов истории казахского народа. На западе ханства шла война с Аштарханидами за господство над присырдарьинскими городами, на юго-востоке продолжалась изнурительная борьба с джунгарами из-за обладания семиреченскими кочевьями. По мере распространения экспансии джунгарских феодалов на казахские земли, казахи потеряли к 70-м годам XVII века значительную часть своих кочевий в Семиречье и на северо-востоке страны. Это вызвало внутренние неурядицы, и, прежде всего, борьбу за пастбища среди самих казахов. Возникшая междоусобица вела к нарушению традиционных обычаев, права, подрыву норм общественной и государственной жизни. Для того чтобы мобилизовать все силы для общей обороны от сильного внешнего врага, необходимо было законодательно урегулировать расшатавшиеся общественные устои. Кроме того, при создании «Жеті жарғы» важным, определяющим сам его характер оказалось стремление приспособить существующие нормы обычного права к новым потребностям казахского общества, узаконив лишь те из них, которые соответствовали интересам феодальной знати, создать вместо устаревших и неугодных ей норм новые и выгодные ей правила.

    «Жеті жарғы» содержит нормы административного, уголовного, гражданского права, а также положения о налогах, религиозных воззрениях, то есть в нем охватывались все стороны жизни казахского общества. «Жеті жарғы» включал в себя следующие основные разделы:

    1. Земельный Закон (Жер дауы), в котором обговаривалось решение споров о пастбищах и водопоях.

    2. Семейно-брачный закон, где устанавливался порядок заключения и расторжения брака, права и обязанности супругов, имущественные права членов семьи.

    3. Военный Закон, регламентирующий отправление воинской повинности, формирование подразделений и выборов военачальников.

    4. Положение о судебном процессе, обговаривающее порядок судебного разбирательства.

    5. Уголовный Закон, устанавливающий наказания за различные виды преступлений кроме убийства.

    6. Закон о куне, устанавливающий наказания за убийства и тяжкие телесные повреждения.

    7. Закон о вдовах (Жесiр дауы), регламентирующий имущественные и личные права вдов и сирот, а также обязательства по отношению к ним общины и родственников умершего.

    Административно-правовые нормы и уголовное право

    Верховная власть, по «Жеті жарғы», должна быть сосредоточена в руках хана. Судя по отдельным статьям законов, хан был верховным судьей, он судил и наказывал за преступления и проступки, разбирал иски, издавал порядок налогообложения. «Жеті жарғы» узаконивало различные сборы в пользу хана и биев. Например, одна из статей (ст.33) гласит: «Чтобы всякий, могущий носить оружие, кроме султанов, платил хану и правителям народным в подать 20-ю часть своего имущества, ежегодно».

    Однако хан не был единственным носителем власти. Ему, верховному сюзерену, приходилось делить ее с султанами и биями, сосредоточившими в своих руках власть и над подвластными им жителями улусов и родовыми объединениями. Управление общегосударственными делами осуществлялось посредством совокупной деятельности составляющих господствующую группу феодалов. Так, одним из пунктов уточнялся порядок управления ханством султанами родоплеменными старейшинами. Хан, султаны и бии ежегодно собирались осенью в одно место, среди степи, для рассуждения о делах народных (ст.31). При этом все они должны были являться на «собрания народные» с оружием. Это требование было настолько неукоснительным, что явившийся на курултай безоружным не имел права голоса и младшие в нарушение всех обычаев могли не уступать ему места.

    Все казахские племена, роды и поколения должны были иметь свою собственную тамгу. Тамги эти тогда же и были розданы «с обязанностью накладывать их на весь скот и имущество для различения что кому принадлежит» (ст.34).

    Как и в других правовых памятниках эпохи средневековья, основное место в «Жеті жарғы» отводилось уголовно правовым нормам. В перечень преступных действий входили: убийство, увечье, изнасилование, побои, оскорбление, несоблюдение правил сыновней почтительности, воровство, прелюбодеяние, кровосмешение. За эти преступления наказаниями являлись: кун (откуп), смерть, конфискация имущества, остракизм (изгнание), предание публичному позору.

    Самым распространенным видом наказания был кун (имущественное вознаграждение, возмещение). Уплатой куна даже убийца с согласия истцов мог сохранить себе жизнь. Размер куна зависел от социальной принадлежности преступника и потерпевшего.

    Сохранился принцип талиона – «за кровь мстить кровью, за увечье таким же увечьем» (ст.1). Этот принцип со временем потерял свою непреложность. Наказание могло быть смягчено, и истец вполне удовлетворялся куном.

    Смертная казнь была двух видов: удавление, побивание камнями (за богохульство).

    Гражданские отношения

    Семейно-брачное право и право наследования не получили в «Жеті жарғы» достойной разработки. Это объясняется, вероятно, тем, что многие отношения между согражданами регулировались обычным правом и были общеизвестны, а поэтому «Жеті жарғы» касалось их лишь отчасти.

    Субъектом права признавались только лично свободные: раб не признавался юридическим лицом. «Жалоба раба на господина нигде не приемлется», гласит ст.16, за владетелем признается право над жизнью принадлежащего ему раба.

    Личная свобода, которой обладала основная масса казахского общества, не всегда представляла собой юридическое полноправие. Например, женщины, как слуги и рабы, не могли выступать в суде в качестве свидетелей. Полноправным юридическим лицом был только свободный, «могущий носить оружие» мужчина – хозяин дом, глава семьи.

    В «Жеті жарғы» вошли также некоторые установления шариата, духовного мусульманского права, в частности предусматривающие меры защиты ислама и определяющие наказания за богохульство и переход в христианство.

    В области семейно-брачных отношений утверждалось право родительской власти над жизнью детей, закреплялось неравноправное положение женщин в семье.

    В статье о наследственном праве «Жеті жарғы» подтверждались, по-видимому, нормы обычного права. После смерти отдельно проживавшего бездетного сына его имущество поступало к отцу. После смерти родителей малолетние дети отдавались в опеку ближайшим родственникам, а в случае их отсутствия – «посторонним надежным людям» (ст.23).

    Таково лишь в самых общих чертах содержание дошедшего до нас текста «Жеті жарғы», фактически являвшегося конституцией, регулировавшей правовые отношения в государстве.

    «Жеті Жарғы» Тауке хана как памятник права Казахстана: его сущность и значение

    Дата публикации: 03.12.2013 2013-12-03

    Статья просмотрена: 1359 раз

    Библиографическое описание:

    Нурлигенова З. Н., Колосова М. Ю. «Жеті Жарғы» Тауке хана как памятник права Казахстана: его сущность и значение // Молодой ученый. — 2013. — №12. — С. 750-752. — URL https://moluch.ru/archive/59/8481/ (дата обращения: 28.08.2018).

    В представленной статье прослежено становление и развитие обычного права Казахского ханства в XVIII веке. Особое внимание уделено своду законов «Жеті Жарғы» Тауке хана. Данный памятник обычного права казахов состоит из семи уложений, в которых рассмотрены земельный закон, семейно-брачное законодательство, военное законодательство, процессуальные нормы права, уголовное законодательство, нормы права о куне, закон о вдовах.

    Ключевые слова: обычное право, свод законов, Казахское ханство.

    Построение современного демократического правового государства немыслимо без создания права. Право является одним из основных регуляторов жизни общества наряду с моралью, традициями и религией. Обретение Казахстаном независимости поставило перед нашим народом задачу создания права отвечающего международным стандартам в области прав человека. Итогом процесса правотворчества стало принятие Конституции Республики Казахстан 1995 г. — Основного Закона нашего государства. При ее написании и принятии новых законов, регулирующих жизнь общества необходимо учитывать уроки истории и опираться на многовековые традиции страны. В связи с этим возрастает важность знания и должной оценки права Казахстана в различные исторические эпохи и применение в современном праве лучшего из исторического наследия Казахстана.

    «Жеті Жарғы» представляет собой свод законов обычного права казахов, принятый в Казахском ханстве при хане Тауке (который привил в 1680–1715). В научной литературе часто «Жеті Жарғы» именуется как «Уложение хана Тауке», «Законы хана Тауке». Времена правления Тауке хана остались в истории казахского народа как период благоденствия и расцвета [1, c. 161]. Однако одним из основных его достижений мы считаем создание единого свода законов для всего населения казахского ханства — «Жеті Жарғы». Это, как справедливо, пишет известный российский ученный А. И. Левшин, ставит его в один ряд с такими государственными деятелями античной Европы как Ликург и Драконт.

    Потребность в создании единого свода законов для Казахского ханства была тем более велика, что в период правления Тауке хана оно подвергается военной угрозе. На востоке растет сила Джунгарского ханства, с юга проводят агрессивную политику государства Средней Азии, с севера продолжаются набеги башкир. Необходимо было консолидировать население страны, максимально уменьшить родовую рознь, сохранить единство казахского народа. Подобного рода правовые реформы имеют аналоги в мировой истории: «Русская правда» Ярослава Мудрого, Кутюмы Бовезии средневековой Франции.

    Изменения структуры Казахского ханства вызвало необходимость переработки правовой базы организации казахского общества. Эта работа и была проведена при хане Тауке хане, найдя своё закрепление в своде законов «Жеті Жарғы». Этот свод был разработан при участии известнейших казахских биев — представителей основных регионов Казахстана: Толе би (Старший жуз), Казыбек би (Средний жуз) и Айтеке би (Младший жуз) в начале XVII века.

    «Жеті Жарғы» включает в себя следующие основные разделы [2, с. 365–374]:

    — земельный закон,регламентирующий пользование землями и разрешение споров о пастбищах и водопоях.

    — семейно-брачное законодательство, регламентирующее порядок заключения и расторжения брака, права и обязанности супругов, имущественные права членов семьи.

    — военное законодательство, регламентирующее военную службу, формирование подразделений.

    — процессуальные нормы права, регламентирующее порядок судебного разбирательства.

    — уголовное законодательство, регламентирующее наказания за различные виды преступлений кроме убийства.

    — нормы права о куне — выкупе за убийство и тяжкие телесные повреждения, устанавливающий наказания за них.

    — закон о вдовах — своего рода право социальной защиты, регламентирующее имущественные и личные права вдов и сирот, а также обязательства по отношению к ним общины и родственников умершего.

    По данным историка Мухамеджана Тынышпаева единообразное применение и толкование положений «Жеті Жарғы» на всей территории Казахского ханства обеспечивалось ежегодным сбором биев всех трех жузов казахов в ставке Тауке хана [1, c. 162].

    Следует отметить, что «Жеті Жарғы», продолжали использоваться в качестве источника права в Казахском ханстве своеобразные дополнения и комментарии — положения съездов биев — «Ереже», и «Билер сезi» — рассказы, содержащие сведения о практике суда биев — судебные прецеденты [3].

    «Жеті Жарғы» представляет собой памятник обычного права казахов, под последним мы понимаем — совокупность юридических обычаев, санкционированных и гарантированных государственной властью, соблюдающихся в принудительном порядке в целях сохранения существующих общественных отношений. Обычное право казахов обозначалось термином эдет или зан. Нормы «Жеті Жарғы» были тесно связаны с обычаями, традициями и верованиями казахов. Поэтому защита ценностей, закрпеленных в «Жеті Жарғы» в народе обычно связывалась с защитой себя как народности, как этнического целого. Нормы«Жеті Жарғы», пронизывая различные сферы жизнедеятельности и быта, имели большое значение и в духовной жизни.

    Мы считаем, что свод законов «Жеті Жарғы» прямо или косвенно наследует монгольскую «Яса» («Жаса» — «Пять уложений»), которую Чингизхан ввёл в монгольских степях. В XIII веке «Яса» попала в Дешт-и Кипчак и вошла в правовые традиции тюркских народов. Включение «Яса» в правовую культуру предков современных казахов было вполне естественным по двум причинам:

    1. Династическим правопреемством, так как в Казахском ханстве, как и в других постмонгольских государствах Евразии (Сибирское ханство, Астраханское ханство, Казанское ханство, Крымское ханство) правили династии Чингизидов — потомков Чингизхана.

    2. «Яса», построенная на обычаях, традициях и морали кочевого общества, прекрасно подходила для кочевых государства нашего региона, поскольку материальный базис общества (метод хозяйствования) — кочевое скотоводство оставался неизменным вплоть до начала XX в.

    Мы не можем полностью согласиться с мнением о том, что например такой памятник казахского права как «Жеті жарғы» «…следует интерпретировать как мусульманские степные законы, национальную интерпретацию Шариата» [4]. Влияние последнего на него неоспоримо, но наш взгляд все — таки большее влияние на него оказали такие правовые источники как «Яса» Чигисхана и «Касым ханнын каска жолы» («Чистая дорога хана Касыма»). Одна из исторических особенностей ислама в Казахстане состоит в том, как считает академик С. З. Зиманов, что религиозные служители находились в подчинении светской (ханской) власти. Мы поддерживаем вывод академика С. З. Зиманова, о том, что «в северном регионе Центральной Азии — далеком и отдаленном от влияния исламских центров, формировался светский уклад, наложивший свою печать на все стороны организации и жизни общества, в том числе и на правовую культуру» [5, c. 37].

    Характерными чертами «Жеті жарғы» была его гуманность. Отсутствовали в нем жестокие мер наказания, принятых в уголовном законодательстве: лишение свободы, с отбыванием срока наказания в тюрьмах, зинданах, восточных погребах заточения, а также членовредительства, сожжения, колесования, закапывания живьем и т. д., распространенные во многих средневековых восточных странах. В связи с этим известный казахский ученый, этнограф Ч. Валиханов писал о казахском обычном праве следующее, что также справедливо и для «Жеті Жарғы»: «…обычное право киргиз (казахов) по той же аналогии высшего развития с низшим, на которое мы так любим ссылаться, имеет более гуманных сторон, чем законодательство, например, мусульманское, китайское и русское по Русской правде. В киргизских (казахских) законах нет тех предупредительных и устрашающих мер, которыми наполнены и новейшие европейские кодексы. У киргиз телесные наказания никогда не существовали. А законы родовые, по которым члены рода отвечают за родича, при родовых отношениях приносят много практической пользы»[7, с. 94]. В обычном праве казахов было много норм, поощряющих коллективизм, общность прав, сохранились демократические начала, формы и институты, распространявшиеся на широкий круг отношений — хозяйственных, родовых, бытовых, семейных и политических. Например, правовая традиция избирать ханов и удельных правителей («малых ханов») на народном собрании с участием свободных граждан, способных носить оружие, с поднятием избранного представителями родовых объединений на белой кошме, неукоснительно соблюдалась в периоды ханской власти. Гласность, простота и состязательность судебного процесса, участие в нем представителей сторон, использование силы общественного мнения как средства исполнения судебных решений тоже отличительные черты «Жеті Жарғы». Возможность примирения сторон находит прямой аналог в институте медиации, существующем в действующем законодательстве Казахстана. Имеет прямую аналогию и с успехом используется настоящее время суд присяжных во многом совпадающий с судом биев, имеющимся в «Жеті Жарғы». Действующая Конституция Казахстана указывает, в ст. 13, что:

    1. Каждый имеет право на признание его правосубъектности и вправе защищать свои права и свободы всеми не противоречащими закону способами, включая необходимую оборону. 2. Каждый имеет право на судебную защиту своих прав и свобод [8]. Эти конституционные положения явились результатом долгой эволюции права на территории Казахстана, учета всего правового опыта предшествующих норм права, в том числе и «Жеті Жарғы».

    Во всем этом проявляется демократическое своеобразие казахского обычного права — «Жеті Жарғы». Разумеется, в нем есть следы влияния норм соседних государств, с которыми, так или иначе, контактировало казахское общество по разным каналам и с разной степенью интенсивности в различные периоды. Однако местные народные обычаи все же оставались основными источниками обогащения и развития правовой системы Казахстана в том числе и «Жеті Жарғы». Такое положение объясняется — прочными позициями обычаев и обычно-правовых норм во внутренней жизни кочевников — скотоводов, составлявших абсолютное большинство населения страны.

    Значение «Жеті Жарғы» выходит на наш взгляд далеко за пределы своей собственной регулятивной нормативной роли в этнокультурных границах Казахстана. «Жеті Жарғы» было в широком смысле законом и властью, источником общественного бытия и нравственности, искусством и духовной ценностью. Справедливо высказывание о том, что: «Рожденное в рамках кочевой цивилизации, оно вобрало в себя многие ценностные черты и оптимумы человеческих мечтаний и человечности той эпохи» [9, c. 29]. Во многом в последующие века истории Казахстана «Жеті жарғы» стали одним из консолидирующих начал самосознания казахского народа в чем заключается одно из его основных заслуг перед историей. Будучи особым памятником творением кочевой культуры, «Жеті Жарғы» по праву может и должно занять достойное место в мире исторически значимых правовых систем.

    1. Тынышпаев М. История казахского народа. Алма-Ата, 1993.

    2. Султанов Т. И., Абусеитова М. Х. Общество и культура //История Казахстана и Центральной Азии. Алматы, 2001.

    3. Кляшторный С. Г., Султанова Т. И.. «Казахстан. Летопись трёх тысячелетий», «Центр Казахстан — Петербург», 1992.

    4. Ахметова Н. С., Кожахметов Г. З. Ереже положения биев. (Сб. Правовых памятников и документов по истории обычного права казахов второй половины ХІХ и начала ХХв.). — Караганда: Издательская группа «Болашак — Баспа», 1997г.

    5. Назира Нуртазина. Признать кочевника мусульманином. По мотивам популярного фильма. http://www.islam.ru/pressclub/histori/nomad/

    6. Зиманов С. 3. Древний мир права казахов и его истоки //Древний мир права казахов /Гл. ред. С. 3. Зиманов. Т. 1. Алматы: Жеті жарғы, 2001.

    7. Валиханов Ч. Ч. Собр. соч. Т. 4. Алма-Ата, 1961.

    8. Конституция Республики Казахстан, принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 года. Электронный ресурс. Официальный сайт Конституционного Совета Республики Казахстан. http://constcouncil.kz/rus/norpb/constrk/

    9. Древний мир права казахов: Материалы, документы и исследования / Под ред. академика С. З.Зиманова. — Алматы, 2001.

    Смотрите так же:

    • Калькулятор налогов на прибыль Расчет налога на прибыль: формула и пример Существование любой организации коммерческого типа преследует единственную цель – получение прибыли и максимальной выгоды от продажи товаров, оказания услуг и др. Вместе с этим, следуя настоящему законодательству, предприятие обязано оплатить налог. Рассчитать его можно самостоятельно или с […]
    • Сколько доходят штрафы Как быстро появляется информация о штрафах ГИБДД в базе Выявление нарушителей ПДД с помощью установленных на дорогах камер происходит в автоматическом режиме. Поэтому момент, через сколько приходит штраф с камеры на сайт ГИБДД, зависит от загруженности системы, исправности устройства, расстояния от серверной базы и прочих технических […]
    • Приказы по отпуску нумерация Нумерация приказов в кадровом делопроизводстве Обновление: 19 октября 2017 г. Кадровая документация представляет собой обширный комплекс приказов, форм, заявлений и иных документов. Для того, чтобы свободно ориентироваться в этом изобилии, нужна унифицированная система классификации и нумерации. В данной статье рассмотрим, по каким […]
    • Приказ минздрава россии 330 Приказ Минздрава России № 395н от 21 июня 2013 г. Приказ, Минздрав России, 24 июля 2013 В соответствии с частью 4 статьи 39 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 48, ст. 6724; 2012, № 26, ст. 3442, 3446) […]
    • Транспортный налог в других странах Транспортный налог за рубежом Вы можете задать интересующие вас вопросы по теме представленной статьи, оставив свой комментарий внизу страницы. Вам ответит заместитель генерального директора автошколы «Мустанг» по учебной работе Преподаватель высшей школы, кандидат технических наук Кузнецов Юрий Александрович Транспортный […]
    • Учет налога на имущество счет Учет налога на имущество счет Принятие решения об обращении в суд Всегда можно договориться Правила написания искового заявления. В Москве 35 районных суда и более 300 мировых судей! Какой из них нужен Вам? За правосудие тоже надо платить Подать заявление тоже нужно правильно! Подготовка дела к суду и предварительное […]