Выступление по теме закон

Презентация к уроку по теме:
Закон и подросток. Выступление на родительском собрании

В выступлении раскрыты следующие вопросы: что такое преступление и проступок, виды правонарушений, ответственность подростка за правонарушения.

К выступлению прилагается презентация.

Предварительный просмотр:

МКОУ «Кураковская ООШ»

(Выступление на родительском собрании + презентация)

учитель начальных классов

д. Кураково 2013 г.

У многих подростков весьма смутное представление о законе. Они не могут дать правильную оценку общественной опасности тех или иных действий. Еще более странной оказывается в подобных ситуациях позиция некоторых взрослых. «Ничего особенного не натворил», «Совсем мальчик», «В таком возрасте детей нельзя судить» – эти доводы родителей подсудимого, по всему видно, не случайны. За ними – неумение справедливо оценить поведение своего ребенка, понять сущность закона, предусматривающего ответственность за противоправное поведение.

Родители сами должны показывать детям пример поведения. Поведение человека в обществе регулируется не только моральными нормами, но и правовыми. Несоблюдение этих правил влечет ответственность в административном или даже в уголовном порядке. Значит, надо помочь родителям воспитать у подростка уважение к установленным правилам, к нормам права. Юристы считают, что «правосознание подростков зависит от правосознания их родителей, ровесников, широко распространенного общественного мнения по вопросам права. Поэтому изменение неверных правовых взглядов и убеждений несовершеннолетних может быть эффективным только за счет одновременного воздействия на взгляды и убеждения их родных и близких». Именно родители в первую очередь обязаны прививать своим детям уважение к моральным и правовым нормам. Но для этого они сами должны знать требования законодательства.

Основным объемом прав человек обладает с момента рождения. Обязанности у подростка появляются в процессе взросления. Обязанности устанавливаются как ответственность человека, закрепленная в тех или иных законах.

Закон — это набор правил или норм поведения, который определяет отношения между людьми, организациями, государством.

Что же такое правонарушение? Это антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу, запрещенное законодательством и влекущее наказание.

Рассматривается два вида правонарушений: это- преступление и проступок.

Проступок — это неопасное правонарушение

Есть три вида проступков: административные, гражданские и дисциплинарные.

К административным относится:

  • Проезд без билета в автобусе
  • Мелкое хулиганство
  • Употребление спиртных напитков в общественных местах
  • Появление в состоянии алкогольного опьянения
  • Нецензурная брань
  • Создание шума в ночное время (после 23 часов)
  • Опоздание на урок
  • Пропуск занятий в школе без уважительной причины
  • Нарушение Устава школы
  • Уголовная
  • Административная
  • Гражданско-правовая
  • За проступки подростков могут быть привлечены к административной ответственности их родители.

    Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних влечет предупреждение или наложение административного штрафа

    Административная ответственность наступает с 16 лет.

    И распространяется на несовершеннолетних детей и их родителей (законных представителей).

  • С 14 лет наступает уголовная ответственность за преступления такие как: убийство, умышленное причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью, умышленное повреждение или уничтожение чужого имущества (при отягчающих обстоятельствах); хулиганство (при отягчающих обстоятельствах) и вандализм.
  • Преступление — это совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным Кодексом под угрозой наказания.
  • К преступлению относится:

  • Мелкое хулиганство , то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества.
  • Те же действия, сопряженные с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка.

    Влекут наложение административного штрафа или административный арест на срок до пятнадцати суток.

  • Хулиганство – это грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, совершенное с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия.
  • Отягчающими обстоятельствами признается совершение хулиганства группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо связанное с сопротивлением представителю власти либо иному лицу, исполняющему обязанности по охране общественного порядка или пресекающему нарушение общественного порядка

    Наказывается лишением свободы на срок до семи лет.

    • Распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, а также алкогольной и спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта.
    • Влечет наложение административного штрафа.

    • Появление на улицах , стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность.
    • Влечет наложение административного штрафа или административный арест на срок до пятнадцати суток.

    • Преступлением является умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества, если это деяния повлекли причинение значительного ущерба.
    • Отягчающим обстоятельством признается уничтожение или повреждение чужого имущества из хулиганских побуждений, путем поджога, взрыва или иным общеопасным способом либо повлекшие по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия.

      Наказываются лишением свободы на срок до пяти лет.

    • Вандализмом признается осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах.
    • Отягчающими обстоятельствами является совершенные тех же деяний группой лиц, а равно по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, —

      Наказываются ограничением свободы на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до трех лет.

    • Действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации.
    • Те же деяния, совершенные: с применением насилия или с угрозой его применения; организованной группой.

      Наказываются штрафом, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

      И как сказал один из величайших французских писателей Франсуа Вольтер: « Только слабые совершают преступления: сильному и счастливому они ни к чему».

      Так давайте же сделаем все для того, чтобы наши дети были сильными и счастливыми.

      Предварительный просмотр:

      Подписи к слайдам:

      ЗАКОН И ПОДРОСТОК Гораздо лучше предупреждать преступления, нежели их наказывать. Екатерина Великая Хорошилова Е.И., учитель начальных классов

      Закон Закон — набор правил или норм поведения, который определяет отношения между людьми, организациями, государством.

      ПРОСТУПОК Нет никакого извинения проступку, даже если сделаешь его ради друга. Марк Туллий Цицерон

      За проступки подростков могут быть привлечены к административной ответственности их родители

      Ст. 5.35. Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних. Влечет предупреждение или наложение административного штрафа.

      Виды ответственности Уголовная Административная Гражданско-правовая

      Административная ответственность Наступает с 16 лет. Распространяется на несовершеннолетних и их родителей, законных представителей.

      Уголовная ответственность наступает с 14 лет за:

      ПРЕСТУПЛЕНИЕ За преступлением следует наказание. Гораций

      Хулиганство Хулиганство – это грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, совершенное с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия Отягчающими обстоятельствами признается совершение хулиганства группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо связанное с сопротивлением представителю власти либо иному лицу, исполняющему обязанности по охране общественного порядка или пресекающему нарушение общественного порядка Наказывается лишением свободы на срок до семи лет.

      Ст. 20.1. Мелкое хулиганство Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества. Влечет наложение административного штрафа или административный арест на срок до пятнадцати суток. Те же действия, сопряженные с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка. Влекут наложение административного штрафа или административный арест на срок до пятнадцати суток.

      Статья 20.20. Распитие пива, алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах 1. Распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, а также алкогольной и спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта менее 12 процентов объема готовой продукции в детских, образовательных и медицинских организациях, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения, в организациях культуры, физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях . Влечет наложение административного штрафа.

      Ст. 20.21. Появление в общественных местах в состоянии опьянения Появление на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность. Влечет наложение административного штрафа или административный арест на срок до пятнадцати суток.

      Повреждение или уничтожение чужого имущества Преступлением является умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества, если это деяния повлекли причинение значительного ущерба. Отягчающим обстоятельством признается уничтожение или повреждение чужого имущества из хулиганских побуждений, путем поджога, взрыва или иным общеопасным способом либо повлекшие по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия. Наказываются лишением свободы на срок до пяти лет.

      Вандализм Вандализмом признается осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах. Отягчающими обстоятельствами является совершенные тех же деяний группой лиц, а равно по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, — Наказываются ограничением свободы на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до трех лет.

      Возбуждение ненависти либо вражды, унижение человеческого достоинства Действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации. Те же деяния, совершенные: с применением насилия или с угрозой его применения; организованной группой. Наказываются штрафом, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

      Только слабые совершают преступления: сильному и счастливому они ни к чему. Вольтер

      По теме: методические разработки, презентации и конспекты

      В данном выступлении раскрываются причины детской агрессии и даются рекомендации родителям по данной теме. Прилагаются анкеты для учащихся и для родителей по данной проблеме.

      Школьный логопед обязательно выступает на собраниях для родителей как учеников начальных класов, так и для родителей будущих первоклассников. Вашему вниманию представляю небольшое выступление на собра.

      Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10 —11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих ос.

      Выступление на родительском собрании«Профилактика простудных и инфекционных заболеваний для укрепления здоровья младших школьников».

      Самая распространенная жалоба родителей и педагогов на трудности ребенка — это недостаточный уровень внимания.Внимание — это способность направлять сознание на что –либо. Родителям в.

      В данном выступлении расскрывается проблема склонности подростков к вредным привычкам и даются рекоммендации для взрослых по работе с подростками.

      В нравственном становлении личности немаловажное место принадлежит культуре. Изучение русской культуры невозможно без основ православия, составившего его основу и стержень. Все богатейшее наследие пра.

      Тема №10. Публичная речь. Законы построения публичного выступления

      Публичная речь — явление творческое, сложное. Чтобы добиться нужного эффекта, оратору необходимо много работать.

      Хорошая речь насчитывает десять элементов:

      Прежде всего, чтение и изучение нового в данной области, информированность о том, что происходит в стране и в мире. Необходимо не просто чтение и запоминание, а осмысление и анализ полученного материала, применение полученной информации в материале выступления. Также необходимо владеть техникой речи. Это хорошо поставленный голос, хорошее произношение, четкая дикция. Частью повседневной подготовки является совершенствование культуры устной и письменной речи. Оратор должен уметь критически осмысливать свои выступления и совершенствовать их, должен слушать выступления других ораторов и учиться у них.

      . Таким образом, подготовка речи начинается заДолго До выступления и состоит из нескольких этапов, например, по преДложению немецкого ученого X. Леммермана, таких:

      • отбор материала и его организация,

      • поДготовка тезисов или плана,

      • написание текста выступления,

      Кроме первого, подготовительного этапа, следующий этап — это подготовка к конкретному выступлению. Она определяется видом ораторской речи, зависит от темы, целей, состава аудитории.

      Подготовка речи начинается с определения ее темы. Тема должна быть не абстрактной, а ясной и понятной для слушателей, точной и лаконичной Тема может быть выбрана самим автором или ее может определить случай, ситуация.

      Тема раскрыта, если освещены все выбранные аспекты, приведено достаточное количество нужных фактов, когда вывод логически вытекает из содержания лекции и слушателям все понятно.

      Затем определяют цель выступления, так как в одном случае цель — информировать слушателя, в другом — заставить слушателя переживать, в третьем — принять позицию автора. Так, задача информационной речи — дать слушателям новые знания. Информационная речь содержит факты, события, размышления и выводы. Развлекательная речь призвана доставить слушателям удовольствие, снять стресс. Агитационные речи убеждают слушателей, воодушевляют, побуждают к действию. Часто эти цели бывают объединены.

      Необходимым элементом подготовки является оценка состава слушателей и обстановки. Оратор заранее должен выяснить, какова предполагаемая численность слушателей, социальный состав аудитории, возраст, образовательный и культурный уровень, национальность. Также необходимо узнать, где будет проходить выступление — в большом зале, маленьком

      помещении, какова акустика выбранного помещения, не тесно ли будет слушателям.

      Следующий этап работы — подбор материала для конкретного выступления.

      Выступающий должен изучить официальные документы, справочную и научно-популярную литературу, обобщить наблюдения и размышления. В ходе этой работы рекомендуется делать записи, выписывать цитаты, цифры, факты, вести картотеку.

      Как бы мастерски ни владел оратор речью, текст речи необходимо готовить заранее. Подготовка заранее написанного текста имеет много преимуществ. Его можно проверить, исправить ошибки, внести дополнения и изменения, можно показать кому-либо для проверки. Кроме того, когда оратор работает над речью, он еще раз тщательно продумывает все детали выступления.

      Чтобы речь прозвучала, дошла до слушателей, чтобы оратор не уклонялся от темы, нужно расположить материал определенным образом. Поэтому очень важна композиция выступления — составление, расположение материала выступления. В композиции можно

      выделить пять частей:

      Но отдельные части ее могут отсутствовать.

      Самой распространенной структурой речи является структура, состоящая из вступления, основной части и заключения.

      Композиция выступления меняется в зависимости от темы, цели, состава аудитории. Существуют общие принципы построения выступления:

      • принцип последовательности — каждая последующая мысль должна вытекать из предыдущей;

      • принцип усиления — убедительность и доказательность должны нарастать постепенно (самый сильный довод приберегают к концу);

      • принцип органического единства — организация материала должна соответствовать намерению оратора и самому материалу;

      • принцип экономии — умение достигать поставленной цели наиболее простым, рациональным способом.

      Чтобы речь была последовательной и стройной, необходимо составить план. План делает

      переход от одной части к другой плавным, позволяет избежать лишнего, запутанности, отхода от темы. Планы делятся на простые и сложные, а также на предварительный, рабочий и основной. Предварительный освещает все возможные проблемы выступления. Он затрагивает

      тему широко, а не узко, позволяя найти конкретный вариант. Автор делает наброски, схемы изложения. Рабочий план составляется, когда подобраны нужные материалы и определена цель выступления и тема. Указываются тезисы речи, формулировки, примеры. Основной план

      пишется для слушателей и объявляется после начала выступления. План обычно сообщается в начале лекции или иного вида информационного сообщения, в торжественных же речах его объявление недопустимо.

      Каким бы интересным ни было выступление, слушатели со временем устают, начинают отвлекаться, поглядывать на часы. Как пробудить их от спячки? Это может быть шутка, которая снимет напряжение, вынужденная пауза, понижение или повышение голоса, обращение к аудитории с вопросами, юмор, неожиданное замечание, интрига, занимательность, сюрприз.

      Используются также следующие приемы:

      • прием сопереживания ( оратор переживает вместе с аудиторией),

      • апелляция к событиям,

      • известным оратору и аудитории ,

      • к погоде, к личности оратора ( примеры из собственного опыта),

      • обращение к аудитории и др.

      Основными недостатками композиции являются нарушение логической последовательности в изложении материала, перегрузки текста логическими рассуждениями,

      отсутствие доказательности, большое количество затронутых вопросов.

      Главная часть подводит к заключению. Если оратор смял выступление, не уложился в

      срок, не сделал вывода, то цель выступления не достигнута. Конец речи должен быть логически связан с ее началом. В авторской речи действует закон края, поэтому заключение должно обобщать те мысли, которые высказывались в основной части выступления.

      В заключительной части оратор может наметить задачи, которые вытекают из содержания выступления, определить позиции слушателей. Особенно важны последние

      слова оратора. Они зависят от вида речи. Политическая речь может закончиться призывом, лозунгом, обращением. В докладе на политическую тему будут содержаться предложения об улучшениях или изменениях; завершая академическую лекцию, оратор использует прием повторения. Речь также может заканчиваться риторическим вопросом или утверждением.

      Кроме того, в конце выступления оратор может вновь повторить основные положения, сделать аудитории комплимент, вызвать смех, использовать цитату, создать кульминацию.

      Композиция публичного выступления — не застывшая форма, она подчинена законам человеческой жизни и может быть свободной.

      Когда текст выступления подготовлен, необходимо прочитать речь вслух, обращая

      внимание на дикцию, произношение темп речи, громкость голоса. При чтении вслух

      выявляются ранее не замеченные недочеты выступления и выступающего.

      Любая речь должна быть произнесена. Перед оратором всегда стоит вопрос: читать лекцию или заучивать наизусть? Есть три способа выступления:

      • воспроизведение по памяти с чтением отдельных фрагментов,

      Традиционно читают речи дипломатические, юбилейные, официальные, доклады политического или экономического содержания. Другие виды речей произносят. Импровизация хороша там, где требуется немедленный отклик, живая реакция слушателей на слово оратора. Иногда оратор заучивает текст речи наизусть. Но при волнении, какой-либо неожиданности оратор может забыть текст. Предпочтительней ситуация, когда оратор произносит текст на

      память, иногда заглядывая в него, чтобы не отойти от темы или чтобы зачитать цитату, важную формулировку, статистику, цифровые данные.

      Чтобы лучше запомнить текст выступления, необходимо помнить о некоторых правилах и техниках заучивания.

      К числу приемов относятся прием зрительного запоминания, когда рисуются схемы, картинки, графики, слухового — когда текст многократно произносится вслух, моторного — разработка жестов для всех частей речи. Кроме того, существуют следующие приемы: ритмизация — информация подается в виде стихов или песни; создание ярких картинок; метод Цицерона, заключающийся в том, что информация расставляется по ходу прогулки по комнате, создание ассоциаций.

      Итак, чтобы речь прозвучала, имела успех, достигла нужного результата, оратор должен серьезно готовиться к выступлению. Только тогда возможен контакт со слушателями. О том, есть ли контакт, можно судить по задаваемым вопросам, оратор и слушатели обсуждают одни и те же проблемы, испытывают сходные чувства. Убежденность оратора, его взволнованность, заинтересованность передаются и слушателям. Даже несведущий человек, заглянув в зал, поймет интересно ли слушателям, состоялось ли общение, наблюдается ли ответная реакция.

      Кто-то помиДор со смаком солит,

      Кто-то карты сальные мусолит,

      Кто-то сапогами пол мозолит,

      Кто-то у гармошки рвет меха.

      Но ведь сколько раз в любом кричало

      И шептало это же начало:

      «Граждане, послушайте меня. »

      Страшно, если слушать не желают,

      Страшно, если слушать начинают.

      Вдруг вся песня, в целом-то, мелка.

      Человек, стоящий перед залом, должен выглядеть безукоризненно. Поэтому рекомендуется одежда, подходящая к виду речи. Это, как правило, деловой костюм традиционного покроя, влияющий положительно на аудиторию. То же относится к прическе, украшениям, макияжу у женщин. Внешний вид оратора призван подчеркивать его профессионализм, деловые качества.

      В момент выступления оратору необходимо следить за мимикой и жестами. Его лицо должно быть серьезным, приветливым, дружелюбным.

      Жесты подчеркивают речь, оживляют ее, уточняют и расшифровывают. Есть жесты нужные, а есть жесты вредные, отвлекающие. Раздражают суетливые, повторяющиеся жесты. Нельзя крутить пуговицу, украшение, дергать себя за нос или волосы, перебирать бумаги на столе и др.

      Идеальная речь складывается из умения точно, четко и логично сформулировать свою мысль, представления о том, кому она предназначена, какова цель выступления, знания языка, его норм и правил, умения безошибочно выбрать стиль и языковые средства в соответствии с целью, умения преодолеть барьеры, встающие на пути оратора, виртуозного владения речевым аппаратом.

      • Итак, выступайте только тогда, когда есть что сказать.

      • Не начинайте речь сразу, спустя 15—20 секунд посмотрите на аудиторию, улыбнитесь и скажите: «Здравствуйте».

      • Читая речь по бумажке, читайте так, будто говорите с собеседником.

      • Не останавливайте взгляД на отДельных лицах. Долгий пристальный взгляД вызывает неприятное чувство.

      • Используйте весь словарный состав, исключив канцеляризмы, вульгаризмы.

      • ВозбужДайте внимание слушателей.

      • СоеДиняйте слово с жестом. Жесты Должны быть строго Дозированы, точны, мимика Доброжелательна.

      • Меняйте темп речи и тон голоса. Это выДеляет отДельные слова, повышает уровень восприимчивости.

      • Избегайте менторского тона.

      • Имейте в запасе шутки, анекДоты.

      • Старайтесь, чтобы начало выступления было необычным, а ее конец — запоминающимся. При необхоДимости резюмируйте.

      • СозДавайте инДивиДуальный стиль. Делайте свою речь непохожей на Другие выступления.

      Публичная речь в различных ситуациях общения преследует разные цели, но, как правило, она прагматична, поэтому должна быть продуманной, логически выстроенной. В деловом общении, профессиональной сфере традиционно используются определенные виды речей.

      Один из распространенных видов публичных выступлений в вузе — научный доклад — сообщение о постановке проблемы, о хоДе исслеДования, о его результатах. Он содержит новые сведения, во многом определяется наличием авторской точки зрения. С ним студент выступает на семинаре или, например, на научной конференции. Он готовится так же, как и другие устные выступления, так же обязательно нужно прочитать текст вслух перед выступлением, составить план.

      Таким же образом готовится зашита реферата. Выступление включает:

      • объявление темы и цели работы,

      • указание на источники,

      • содержание работы, включающее цитаты, факты,

      • имеющиеся точки зрения.

      2. Речи, обращенные к чувствам (речи по специальному поводу) делятся, как правило, на протокольную речь (рамочную), траурную речь, торжественную речь, речь в дружеском кругу. Произнесение такого рода речей обычно вызывает трудности из-за того, что необходимо правильно выбрать момент, уметь уловить настроение слушателей именно в этот момент, уметь выразить чувства и ожидания слушающих. Необходимо говорить коротко и понятно, но при этом выразительно. Речь должна быть оригинальной и запоминающейся.

      3. Во всех областях деятельности распространена протокольная (рамочная) речь, она не является центром мероприятия, но как бы обрамляет событие. К протокольным речам относятся презентации, приветственные и благодарственные речи, всевозможные открытия (выставок, зданий, мемориалов и др.).

      В начале приветственной речи необходимо открыть мероприятие, по поводу которого

      собрались зрители и слушатели, приветствовать всех собравшихся, приветствовать докладчика и представить его слушателям.

      В конце приветственной речи благодарят докладчика и выступающих, обосновывают благодарность и прощаются с аудиторией.

      Цель торжественной речи — создать праздничное настроение. Как правило, она создается

      заранее и должна быть короткой, оригинальной, запоминающейся. Речь по поводу юбилея или дня рождения может содержать приветствие, повод, перечисление ответственных моментов, краткую характеристику деятельности, в ней могут приводиться примеры из жизни, выражаться благодарность и пожелания на будущее.

      Речь в дружеском кругу, при деловом общении и личном общении имеет разные формы. Например, готовясь к выступлению перед коллегами, нужно предусмотреть следующие моменты:

      • приветствие и указание на смысл мероприятия,

      • обзор работы, проделанной коллегами, лучше с каким-либо рассказом или шутливым комментарием,

      • выражение надежды на дальнейшее сотрудничество,

      Для подобных выступлений существуют следующие рекомендации:

      • говорите с волнением в голосе, при этом выступление более сочувственно воспринимается аудиторией;

      • помните, что для слушателей важнее их цели, а не цели оратора;

      • не начинайте выступление со смешной истории, если она не несет никакой информации;

      • не следует говорить чересчур медленно;

      • в речи должны быть неожиданные переходы;

      • подводите итоги не только в конце, но и в продолжение речи;

      • разрешайте аудитории спорить с вами;

      • не забывайте о юморе .

      Ораторская речь представляет собой монологический тип речи и имеет функционально­смысловые разновидности:

      Повествование — это динамический тип речи, выражающий сообщение о развивающихся во временной последовательности действиях или состояниях, имеющий специфические языковые средства.

      Выделяют развернутое и неразвернутое повествование.

      • Развернутое повествование показывает последовательность действий или состояний.

      • Неразвернутое выражается репликой или является введением к другим типам речи.

      «Мы знаем о покойной, что это была миловиДная мещаночка, жившая своей тихой жизнью. Была она горничной, попала в любовницы к женатому буфетчику, роДила ребенка, свезла его в воспитательный Дом. Отлежала в больнице, жила на Пороховых завоДах весьма беДно, вместе со своим маленьким братом, любила свою мать. » (Из выступления аДвоката С. А. АнДреевского. «Дело Иванова»).

      Описание — это констатирующая речь, которая дает представление о свойствах, характерных чертах, качествах объекта изучения путем перечисления его признаков в данный момент.

      Описание, как правило, бывает статическое. Динамическое применяется чаше всего в научной речи, в рассказе об опытах.

      «Вы виДите его наружность. Хотя ему уже 27 лет, но он чрезвычайно моложав и миниатюрен. Он смотрится красивым мальчиком. Черты лица у него тонкие и правильные, но в его круглых глазах, большей частью серьезных, мелькает беспокойный огонек блужДающей мысли» (Из выступления С.А. АнДреевского. «Дело Иванова»).

      Рассуждение — тип речи, в котором исследуются предметы или явления, доказываются определенные положения. Рассуждение образует цепь умозаключений на какую-либо тему, логически связанных между собой, и характеризуется причинно-следственными отношениями.

      Существуют собственно рассуждение, доказательство, объяснение. Цель собственно рассуждения — выведение нового знания.

      Цель доказательства — обоснование ложности или истинности положений.

      Цель объяснения — конкретизация положений, установление их достоверности.

      Одна из форм рассуждения — общие места, т.е. отвлеченные рассуждения, усиливающие аргументацию.

      Не следует забывать о применении речевых клише, принятых в ораторской практике и необходимых для установления контакта со слушателями. Оратор должен обязательно представиться, поблагодарить за внимание. В начале и в конце выступления следуют речевые формулы приветствия и прощания: «Граждане, господа, коллеги», «Позвольте начать выступление», «Закончить выступление», «Обратить ваше внимание».

      Таким образом, каждое выступление, даже самое малое, рассчитанное на небольшую аудиторию, должно быть тщательно подготовлено, ведь как сказал великий поэт, ученый, оратор М.В. Ломоносов: «Блаженство рода человеческого, коль много от слов зависит, всяк довольно усмотреть может».

      Русский язык и культура речи: Курс лекций/Г.К. Трофимова — М.: Флинта: Наука, 2004 — 160с. (стр. 127- 159).

      I ВОПРОСЫ для самопроверки

      Какие качества необходимы человеку, собирающемуся стать человеком публичным? Какие качества речи, по вашему мнению, недостает вам?

      Каковы пути повышения качества речи?

      Задания для самостоятельной работы

      Задание 1. Составьте информационный текст на любую тему. Используйте элементы, которые сделают вашу информацию интересной.

      Задание 2. Составьте текст публичного выступления на торжественном вечере, посвященном юбилею вашего шефа. Постарайтесь не употреблять «дежурные» фразы. Помните, что цель торжественной речи — это создание праздничного настроения и желание доставить удовольствие тому, кому она предназначена.

      Тест 1. Какое утверждение соответствует действительности? Подготовка речи начинается.

      a. С определения темы;

      b. с нахождения цитаты;

      c. с составления плана;

      d. с набросок тезисов.

      Тест 2. К какому принципу построения выступления относятся следующее определение: Организация материала должна соответствовать намерению оратора и самому материалу.

      a. Принципу экономии;

      b. принципу органического единства;

      c. принципу усиления;

      d. принципу последовательности.

      Тест 3. Что из перечисленного не является недостатком композиции выступления:

      a. нарушение логической последовательности;

      b. большое количество затронутых вопросов;

      c. отсутствие доказательности;

      d. апелляция к событиям, известным оратору и аудитории.

      Тест 4. Какие нарушение допускает оратор, употребляющий в речи слова-паразиты?

      a. Нарушает чистоту речи;

      b. нарушает логичность речи;

      c. нарушает точность речи;

      d. нарушает частоту речи.

      Тест 5. Чего не должен делать оратор в конце выступления?

      a. Повторять основные положения доклада.

      b. Извиняться, что из-за нехватки времени не все вопросы были оповещены.

      c. Благодарить слушателей за внимание.

      d. Говорить аудитории комплименты.

      Тест 6. Какой из способов выступления требует не только подготовки, но и большого опыта, эрудиции?

      a. Чтение текста;

      b. воспроизведение по памяти с чтением отдельных фрагментов;

      c. воспроизведение по памяти заученного текста;

      Тест 7. Что призван подчеркнуть внешний вид оратора?

      d. принадлежность к определенной социальной группе.

      Тест 8. Отметьте утверждение, не соответствующее действительности. Риторика — это.

      a. ораторское искусство;

      b. наука, изучающая ораторское искусство;

      c. теория красноречия;

      d. культура речи.

      Тест 9. Какое утверждение соответствует действительности? Успех выступления прежде всего зависит.

      a. от наличия плана выступления;

      b. от наличия контакта с аудиторией;

      c. от внешнего вида оратора;

      d. от мимики и жестов оратора.

      Тест 10. Какая речь требует особенно тщательной подготовки?

      Лекция 3 Законы построения публичного выступления

      Законы построения публичного выступления

      1. Отдельные виды публичных речей, особенности их создания.

      2. Функционально-смысловые типы речи.

      3. Логические законы построения текста публичной речи.

      4. Средства языковой выразительности выступления.

      «Нам не дано предугадать, / Как слово наше отзовется…», – сказал великий русский поэт Ф.И. Тютчев. Ведь доброе слово лечит, вредное – ранит душу, нужное слово заставляет действовать, принимать решения.

      1. Информационная речь. Ее цель обогатить слушателей новыми знаниями, пробудить любопытство. Способами создания информационной речи являются описание, повествование, рассуждение. Информационная речь должна пробуждать внимание к затронутой проблеме, в ней не должно быть спорных моментов, должен быть подобран современный материал с примерами и иллюстрациями. В практике вуза часто используются информационные речи студентов на семинаре, при защите реферата, курсовой и дипломной работ. Они обычно включают: определение темы, предмета исследований, методику работы, обзор имеющейся литературы по этой теме, новизну и практическое применение.

      Один из распространенных видов публичных выступлений в вузе – научный доклад – сообщение о постановке проблемы, о ходе исследования, о его результатах. Он содержит новые сведения, во многом определяется наличием авторской точки зрения. С ним студент выступает на семинаре или, например, на научной конференции. Он готовится так же, как и другие устные выступления, так же обязательно нужно прочитать текст вслух перед выступлением, составить план.

      Таким же образом готовится защита реферата. Выступление включает: объявление темы и цели работы, указание на источники, содержание работы, включающее цитаты, факты, значимость, имеющиеся точки зрения.

      Во всех областях деятельности распространена протокольная (рамочная) речь, она не является центром мероприятия, но как бы обрамляет событие. К протокольным речам относятся презентации, приветственные и благодарственные речи, всевозможные открытия (выставок, зданий, мемориалов и др.).

      В начале приветственной речи необходимо открыть мероприятие, по поводу которого собрались зрители и слушатели, приветствовать всех собравшихся, приветствовать докладчика и представить его слушателям.

      В конце приветственной речи благодарят докладчика и выступающих, обосновывают благодарность и прощаются с аудиторией. Таким образом, в начале и в конце мероприятия рамочная речь состоит из трех пунктов, и совершенно лишним будет рассматривать содержание доклада или характеризовать докладчика, пространно и трафаретно говорить.

      Цель торжественной речи – создать праздничное настроение. Как правило, она создается заранее и должна быть короткой, оригинальной, запоминающейся. Речь по поводу юбилея или дня рождения может содержать приветствие, повод, перечисление ответственных моментов, краткую характеристику деятельности, в ней могут приводиться примеры из жизни, выражаться благодарность и пожелания на будущее.

      – приветствие и указание на смысл мероприятия,

      – обзор проделанной работы коллегами, лучше с каким-либо рассказом или шутливым комментарием,

      – выражение надежды на дальнейшее сотрудничество,

      – говорите с волнением в голосе, при этом выступление более сочувственно воспринимается аудиторией;

      – помните, что для слушателей важнее их цели, а не цели оратора;

      – не начинайте выступление со смешной истории, если она не несет никакой информации;

      – не следует говорить чересчур медленно;

      – в речи должны быть неожиданные переходы;

      – подводите итоги не только в конце, но и в продолжение речи;

      – разрешайте аудитории спорить с вами;

      – не забывайте о юморе.

      Ораторская речь представляет собой монологический тип речи и имеет функционально-смысловые разновидности: монологическое повествование, монологическое описание и монологическое рассуждение.

      Применение отдельного типа речи связано с желанием оратора яснее и глубже выразить свою мысль, доказать свою точку зрения.

      Повествование – это динамический тип речи, выражающий сообщение о развивающихся во временной последовательности действиях или состояниях и имеющий специфические языковые средства. Повествование используют тогда, когда необходимо анализировать сложившуюся ситуацию. Оратор при этом точно и подробно передает последовательность событий. Он может выступать как участник событий, излагать события от третьего лица и не указывать вообще на источник информации. Оратор передает события, которые как бы совершаются на глазах слушателей, или приводит воспоминания о событиях прошлого.

      Выделяют развернутое и неразвернутое повествование. Развернутое повествование показывает последовательность действий или состояний. Неразвернутое выражается репликой или является введением к другим типам речи.

      «Мы знаем о покойной, что это была миловидная мещаночка, жившая своей тихой жизнью. Была она горничной, попала в любовницы к женатому буфетчику, родила ребенка, свезла его в воспитательный дом… Отлежала в больнице, жила на Пороховых заводах весьма бедно, вместе со своим маленьким братом, любила свою мать…» (Из выступления адвоката С.А. Андреевского. «Дело Иванова»).

      Описание – это констатирующая речь, которая дает представление о свойствах, характерных чертах, качествах объекта изучения путем перечисления его признаков в данный момент.

      Описание, как правило, бывает статическое. Динамическое применяется чаще всего в научной речи, в рассказе об опытах. Центр описания – это существительные с предметным значением. В описании применяются глаголы прошедшего и будущего времени, перечисляются слова, обозначающие признаки или свойства в прямом или переносном значении.

      «Вы видите его наружность. Хотя ему уже 27 лет, но он чрезвычайно моложав и миниатюрен. Он смотрится красивым мальчиком. Черты лица у него тонкие и правильные, но в его круглых глазах, большей частью серьезных, мелькает беспокойный огонек блуждающей мысли» (Из выступления CA. Андреевского. «Дело Иванова»).

      Рассуждение – тип речи, в котором исследуются предметы или явления, доказываются определенные положения. Рассуждение образует цепь умозаключений на какую-либо тему, логически связанных между собой, и характеризуется причинно-следственными отношениями. Рассуждения уместны тогда, когда нужно вовлечь в процесс мышления присутствующих, привлечь внимание, убедить. В рассуждениях используют предлоги, союзы, наречия, устойчивые сочетания типа «необходимо остановиться на…». Существуют собственно рассуждение, доказательство, объяснение. Цель собственно рассуждения – выведение нового знания. Цель доказательства – обоснование ложности или истинности положений. Цель объяснения – конкретизация положений, установление их достоверности. Одна из форм рассуждения – общие места, т. е. отвлеченные рассуждения, усиливающие аргументацию. Их темы – проблемы чести и долга, гуманизма, добра и зла, проблемы современности и многое другое.

      «Что такое поэт? Человек, который пишет стихами? Нет, конечно. Он называется поэтом не потому, что он пишет стихами, то есть приводит в гармонию слова и звуки, потому что он – сын гармонии, поэт. Что такое гармония? Гармония есть согласие мировых сил, порядок мировой жизни.

      …Похищенные у стихии и приведенные в гармонию звуки, внесенные в мир, сами начинают творить свое дело. Они проявляют неожиданное могущество: они испытывают человеческие сердца и производят какой-то отбор в грудах человеческого шлака… Таинственное дело совершилось: покров снят, глубина открыта, звук принят в душу» (A.A. Блок. «О назначении поэта»).

      В ораторской речи одновременно могут присутствовать различные типы речи. И выбор определенного типа речи зависит от цели высказывания и объекта высказывания, от сферы ее применения. Например, в академической речи чаще используются рассуждение, в судебной – повествование, торжественной – описание.

      Кроме того, для того чтобы быть понятым, надо соблюдать законы формальной логики.

      Первый закон логики – закон тождества – гласит: «Каждая мысль в процессе данного рассуждения должна иметь одно и то же определенное, устойчивое содержание», т. е. во время рассуждения нельзя подменять один предмет мысли другим.

      Второй закон, сформулированный Аристотелем, – закон противоречия: «Две противоположные мысли об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время и в одном и том же отношении, не могут быть одновременно истинными». Разделяют два вида противоречий: противоречие в природе и обществе и противоречие в рассуждениях (логическое противоречие).

      Следующий – закон исключенного третьего: из двух противоречащих высказываний в одно и то же время и в одном и том же отношении одно непременно истинное. Если в речи сформулировано какое-то положение в виде высказывания, а затем его отрицание, то одно из этих высказываний будет истинным, а другое – ложным.

      Закон достаточного основания. Всякая мысль признается истинной, если она имеет достаточное основание.

      Чтобы выделить основные положения в выступлении, используют указательные (дейктические) элементы, которые связывают различные части. Выделяют три вида связи частей текста выступления: когезию, ретроспекцию, проспекцию.

      Когезия – это виды сцепления, которые обеспечивают взаимосвязи отдельных частей и их последовательность и позволяют запомнить содержание речи, глубже проникнуть в суть поставленных проблем. Она реализуется с помощью вводных слов: во-первых, во-вторых, итак, повтора основной информации. Например: «Основное внимание в теории и практике обеспечения безопасности применения информационных систем сосредоточено на защите от злоумышленных разрушений, искажений и хищений программных средств и информации баз данных… Таким образом, возникли и развиваются методы и средства обеспечения внешней безопасности функционирования ИС в процессе разработки и эксплуатации…»

      Ретроспекция – форма речевого выражения, отсылающая слушателей к предшествующей информации. Она реализуется с помощью вводных конструкций: «как вы помните», «как мы знаем» и т. д. или с помощью риторических вопросов или восклицаний.

      Проспекция – элемент речи, относящий информацию к тому, о чем будет говориться в последующих частях. Ее основными средствами являются вопрос к самому себе, мини-оглавление, когда показываются свойства явления, потом они же подробно объясняются.

      Очень трудно уловить смысл высказывания оратора, если он говорит длинными сложными предложениями, в которых много придаточных. Каждой новой мысли должно соответствовать новое предложение. Необходимо использовать активные, а не пассивные конструкции («Я сделал», а не «Мною было сделано»), сложносочиненные предложения. Необходимо избегать большого количества вводных слов, это ведет к эффекту неопределенности, сомнения.

      Чтобы выступление было убедительным, способствовало созданию особой атмосферы, дружелюбного доверительного настроя, необходимо использовать изобразительно-выразительные средства языка. В России ораторы традиционно использовали эмоциональную лексику, экспрессивные средства выражения мысли, богатый словарный запас русского языка.

      К риторическим средствам выражения относятся: пример, сравнение, образ, рассказ, повтор, разъяснение, рафинирование (обобщающий повтор), призыв, цитирование, перекрещивание, повышение напряжения, антитеза (противопоставление), промедление, неожиданность, предуведомление, игра слов, намек, описание (парафраза), преувеличение (гипербола), парадокс, вставка, постановка возражения, риторический вопрос, переименование (синекдоха).

      Так с помощью наглядных примеров и сравнений сложное становится простым и доступным. А рассказ о каком-либо личном событии или описание исторического факта запоминаются, как правило, надолго и служат ключом к речи. Промедление возбуждает любопытство слушателя так же, как и предуведомление («Я расскажу вам об этом позднее…). Сравнения позволяют точнее выразить мысль, сделать ее более доходчивой.

      К лексическим средствам выразительности относятся тропы (греч. поворот) – употребление слов и словосочетаний в таких контекстах, которые обнаруживают у них неизвестные, новые смысловые оттенки, например: гипербола – образное преувеличение, олицетворение – одушевление неодушевленного, эпитет – образное определение, сравнение – сопоставление двух предметов или явлений, метафора – перенос свойств одного предмета на другой, аллегория – выражение отвлеченного понятия или идеи при помощи конкретного образа, помещенного в определенный сюжет, перифраза (парафраз) – замена однословного наименования лица или реалии описанием его черт, признаков, аллюзия – ссылка на какой-либо мифологический, литературный, исторический факт. Также к ним относятся фразеологизмы – устойчивые сочетания слов с полным или частично переосмысленным значением, отражающим специфику языка.

      К синтаксическим средствам выразительности относятся фигуры (лат. очертание, оборот речи): риторический вопрос – утверждение или отрицание в форме вопроса, которое содержит ответ; повтор – повторение с целью выделения существенного; антитеза – противопоставление; инверсия – нарушение обычного порядка слов в предложении; градация – расположение слов, при котором каждое последующее превосходит по интенсивности предыдущее, и др.

      Кроме того, существуют фигуры, связанные с изменением объемов текста. Среди них фигуры прибавления: анафора – повтор слов в начале отрезков речи; эпифора – повтор в конце отрезков речи, эпифора фиксирует следствие, неизбежность; стык – повтор слов на границах отрезков речи; кольцо – отрезок речи, который одинаково начинается и одинаково заканчивается; многосоюзие – повтор союза передает замедленность действия, торжественность; геминация – двукратный повтор; синтаксический параллелизм – повтор однотипных синтаксических конструкций.

      Фигуры убавления основаны на пропуске речевых единиц, что придает речи выразительность, энергичность. Это эллипсис – обычно пропуск сказуемого, внезапный обрыв высказывания, инверсия – нарушение обычного порядка слов и др.

      Также не следует забывать о применении речевых клише, принятых в ораторской практике и необходимых для установления контакта со слушателями. Оратор должен обязательно представиться, поблагодарить за внимание. В начале и в конце выступления следуют речевые формулы приветствия и прощания: «Граждане, господа, коллеги», «Позвольте начать выступление», «Закончить выступление», «Обратить ваше внимание».

      Таким образом, каждое выступление, даже самое малое, рассчитанное на небольшую аудиторию, должно быть тщательно подготовлено, ведь как сказал великий поэт, ученый, оратор М.В. Ломоносов: «Блаженство рода человеческого коль много от слов зависит, всяк довольно усмотреть может».

      Рекомендуемые для обсуждения темы и задания

      1. Приведите примеры торжественной речи и информационной речи. Используйте при этом риторические средства выразительности.

      Смотрите так же:

      • Последние приказы в мвд россии Приказ МВД России от 01.02.2018 N 50 "Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 22.03.2018 N 50460) МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 1 февраля 2018 г. N 50 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОХОЖДЕНИЯ СЛУЖБЫ В […]
      • Рассчитать полис осаго воронеж Калькулятор ОСАГО 2018. Расчитывает премию, доплату, возврат. Инструкция » Комментарии Если бы начиная с росгосстраха применяли бы это, то было бы все как и должно было быть. Таких найти еще можно, но трудно Пожалуйста, добавьте в расчетчике изменений КМ=1,6 Елена пишет: Пожалуйста, добавьте в расчетчике изменений КМ=1,6 Коэффициент […]
      • Новый закон о больничных Новый закон о больничных листах в 2018 году в России В соответствии с Трудовым кодексом РФ, больничный лист необходим для получения помощи по временной нетрудоспособности. О чём говорит новый закон о больничных листах в 2018 году в России? В этом году Министерством труда и социальной защиты будет введён электронный больничный лист. У […]
      • Приказ председателя агентства по статистике Приказ председателя агентства по статистике В ДЕМО-режиме вам доступны первые несколько страниц платных и бесплатных документов.Для просмотра полных текстов бесплатных документов, необходимо войти или зарегистрироваться.Для получения полного доступа к документам необходимо Оплатить доступ. Дата обновления БД: от 10 апреля 2013 года […]
      • Штрафы медосмотр Бухгалтер не прошел медосмотр — вам штраф Верховный суд подтвердил, что все работники торговых организаций должны проходить медосмотр. Даже если фирма торгует техникой, а работник — менеджер и общается с клиентами только по телефону. Если допустили сотрудника к работе без медосмотра, придется заплатить штраф. Что […]
      • Ст 107 ук рф практика Приговор суда по ч. 1 ст. 107 УК РФ | Судебная практика П Р И Г О В О РИменем Российской Федерации 23 января 2016 года г. МоскваГоловинский районный суд г.Москвы в составе председательствующего судьи Винедиктовой Л.М., при секретаре Матусевич Г.А.,с участием государственного обвинителя помощника Головинского межрайонного прокурора […]