Упк учет преступлений

Оглавление:

Проект Указа Президента Российской Федерации «О государственном едином статистическом учете данных о преступности» (подготовлен Минюстом России 27.09.2016)

Досье на проект

В целях реализации статьи 51 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 8, ст. 366; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 47, ст. 4472; 2011, N 7, ст. 901), а также установления единого порядка организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях постановляю:

1. Утвердить прилагаемое Положение о государственном едином статистическом учете данных о преступности.

2. Генеральной прокуратуре Российской Федерации в 3-месячный срок утвердить акты, предусмотренные Положением о государственном едином статистическом учете данных о преступности, утвержденным настоящим Указом.

3. Федеральным государственным органам и федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим прием, проверку и рассмотрение сообщений о преступлениях, дознание и предварительное следствие, привести свои акты в соответствие с настоящим Указом.

4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

УТВЕРЖДЕНО
Указом Президента Российской Федерации
от __________ N ____

Положение
о государственном едином статистическом учете данных о преступности

I. Общие положения

1. Настоящее Положение определяет цель и принципы государственного единого статистического учета данных о преступности, порядок организации приема и регистрации сообщений о преступлениях, учета преступлений, лиц, их совершивших, и уголовных дел.

2. Целью государственного единого статистического учета данных о преступности является обеспечение государственных органов Российской Федерации достоверной и полной статистической информацией о результатах рассмотрения сообщений о преступлениях, состоянии преступности, раскрываемости преступлений, состоянии и результатах следственной работы и дознания для повышения эффективности государственного управления в сфере борьбы с преступностью.

3. Настоящее Положение распространяется на государственные органы Российской Федерации, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовное судопроизводство.

II. Правовое регулирование государственного единого статистического учета данных о преступности

4. Государственный единый статистический учет данных о преступности осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации», от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», иными федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, настоящим Положением, а также организационно-распорядительными документами Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

III. Принципы государственного единого статистического учета данных о преступности

5. Государственный единый статистический учет данных о преступности осуществляется на основе:

законности, полноты, достоверности и своевременности учета заявлений и сообщений о преступлениях, состояния преступности, раскрываемости преступлений, состояния и результатов следственной работы и дознания;

объективности отражения статистических данных о состоянии преступности в формах федерального статистического наблюдения;

доступности и открытости статистической информации в пределах, установленных законодательством Российской Федерации;

сохранности, безопасности и конфиденциальности статистических данных при их формировании и дальнейшем использовании в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;

неукоснительного соблюдения прав и законных интересов человека и гражданина, юридических лиц и государства.

IV. Основные понятия, используемые при учете данных о преступности

6. Для целей государственного единого статистического учета данных о преступности используются следующие основные понятия:

регистрация — действия должностных лиц по фиксации сведений об объектах регистрации в документах первичного учета и присвоению им регистрационного номера по единой в Российской Федерации системе нумерации;

объекты регистрации — сообщение о преступлении, уголовное дело, материал проверки сообщения о преступлении, по которому вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с истечением сроков давности уголовного преследования либо смертью лица, подлежащего привлечению к уголовной ответственности;

сообщение о преступлении — процессуальные и иные документы: письменное заявление о преступлении, подписанное заявителем; протокол принятия устного заявления о преступлении; заявление о явке с повинной; протокол явки с повинной; рапорт об обнаружении признаков преступления; постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании; заявление потерпевшего или его законного представителя по уголовному делу частного обвинения; протокол следственного действия или протокол судебного заседания, в которые внесено устное сообщение о другом преступлении;

принятие (прием) сообщения о преступлении — получение сообщения о преступлении должностным лицом, правомочным или уполномоченным на эти действия;

книга учета сообщений о преступлениях (КУСП) — книга, предназначенная для регистрации сообщений о преступлениях и результатов их разрешения;

сокрытое от регистрации сообщение о преступлении — поступившее сообщение, сведения о котором не внесены в КУСП, и которому не присвоен соответствующий регистрационный номер;

проверка сообщения о преступлении — действия, предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, производимые правомочными или уполномоченными на то должностными лицами по сообщению о преступлении;

базы данных статистической информации — информационные массивы, формируемые в электронном виде, содержащие сведения об объектах учета. До введения в эксплуатацию государственной автоматизированной системы правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации держателями баз данных статистической информации являются МВД России и Главная военная прокуратура;

учет — фиксирование в документах первичного учета дознавателем, начальником органа дознания, начальником подразделения дознания, органом дознания, следователем, руководителем следственного органа, прокурором, судьей сведений об объектах учета с последующим включением названных сведений в базы данных статистической информации;

объекты учета — сведения о преступлении, о лице, подозреваемом в совершении преступления, о лице, совершившем преступление, об уголовном деле и о принятых по нему решениях, о материальном ущербе, причиненном преступлением, и об обеспечении его возмещения, об изъятых предметах преступной деятельности, о потерпевшем, о судебном решении по уголовному делу;

документы первичного учета — КУСП, единый журнал учета преступлений, лиц, их совершивших, и движения уголовных дел, иные журналы учета, статистические карточки, талон-уведомление о передаче уголовного дела по подследственности, другие материальные носители информации, предусмотренные организационно-распорядительным документом Генеральной прокуратуры Российской Федерации, отражающие сведения об объектах учета;

статистическая отчетность — отчеты о преступлениях, результатах их расследования и других объектах учета, сформированные по формам федерального статистического наблюдения, а также утвержденным бланкам межведомственной и ведомственной статистической отчетности на основе сведений, содержащихся в базах данных статистической информации;

сокрытый от учета объект — объект учета, сведения о котором не внесены в базу данных статистической информации, в том числе в результате неотражения их в документах первичного учета. Сокрытым от учета также является подлежащий учету объект, данные о котором не включены в статистическую отчетность;

сокрытое от учета преступление — преступление при наличии одного или всех признаков сокрытого от учета объекта, а также в случаях, если: поступившее сообщение о нем не было зарегистрировано в КУСП; при наличии достаточных поводов и оснований для возбуждения уголовного дела не было принято в установленные законом сроки процессуальное решение о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с истечением сроков давности уголовного преследования либо смертью лица, подлежащего привлечению к уголовной ответственности; по факту его совершения при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела (за исключением истечения сроков давности уголовного преследования либо смерти подозреваемого), которое впоследствии отменено, по результатам дополнительной проверки возбуждено уголовное дело, и в дальнейшем оно направлено в суд, приостановлено либо прекращено на основании пунктов 3 и 4 части первой статьи 24, статей 25 и 25.1, пункта 3 части первой статьи 27, статей 28 и 28.1, части первой статьи 427 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации;

предварительно расследованное преступление — преступление, уголовное дело о котором направлено в суд с обвинительным заключением (актом, постановлением) или прекращено на основании пунктов 3 и 4 части первой статьи 24, статей 25 и 25.1, пункта 3 части первой статьи 27, статей 28 и 28.1, части первой статьи 427 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. В число предварительно расследованных преступлений не включаются преступления, по которым приняты решения об отказе в возбуждении уголовных дел;

раскрытое преступление — предварительно расследованное преступление, по которому установлено лицо (лица), его совершившее. Из числа раскрытых преступлений исключаются преступления, уголовные дела по которым направлялись в суд, но судом приняты решения об их возвращении прокурору для устранения препятствий судебного рассмотрения, о прекращении по основаниям, указанным в пункте 28 настоящего Положения, либо об оправдании обвиняемых, а также о приостановлении производства судом в случае, когда обвиняемый скрылся и место его пребывания неизвестно;

нераскрытое преступление — преступление, производство по уголовному делу о котором приостановлено в случаях, когда лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено, подозреваемый или обвиняемый скрылся от следствия либо место его нахождения не установлено по иным причинам, место нахождения подозреваемого или обвиняемого известно, однако реальная возможность его участия в уголовном деле отсутствует;

раскрываемость преступлений — доля раскрытых преступлений, исчисляемая в процентах от общего количества раскрытых и нераскрытых преступлений.

V. Организация приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях

7. Настоящее Положение устанавливает единый порядок организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.

Порядок распространяется на суды общей юрисдикции в части, изложенной в пункте 12 настоящего Положения.

8. Федеральные государственные органы, осуществляющие прием, регистрацию и проверку сообщений о преступлениях, дознание и предварительное следствие, с учетом специфики и особенностей своей деятельности издают организационно-распорядительные документы по вопросам приема, регистрации, проверки сообщений о преступлениях и ведомственного контроля за этой деятельностью, не противоречащие федеральным законам и настоящему Положению.

9. Сообщения о преступлениях подлежат незамедлительной регистрации в КУСП (в том числе постановления прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании).

Заявления и сообщения, которые не содержат сведений об обстоятельствах, указывающих на признаки преступления, не подлежат регистрации в КУСП и не требуют процессуальной проверки в порядке, предусмотренном статьями 144, 145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

При наличии причин, препятствующих незамедлительной регистрации сообщения о преступлении (например, в связи со значительной отдаленностью

от места регистрации, стихийным бедствием, непогодой и т. п.), она может быть осуществлена на основании информации, переданной (полученной) по различным каналам связи.

10. В случае принятия заявления о преступлении при личном обращении граждан или заинтересованных организаций правоохранительным органом Российской Федерации в обязательном порядке выдается заявителю талон-уведомление о принятии сообщения с указанием данных о лице, его принявшем, дате и времени его принятия, регистрационном номере (приложение к настоящему Положению).

Отказ в принятии заявления о преступлении должностным лицом и невыдача им заявителю талона-уведомления о приеме сообщения о преступлении недопустимы.

11. Регистрация сообщений о преступлениях, принятых должностными лицами, перечисленными в части третьей статьи 40 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, осуществляется органами дознания и предварительного следствия правоохранительных органов Российской Федерации на основании полученной от них информации.

12. Регистрация заявлений потерпевших или их законных представителей по уголовным делам частного обвинения, принятых и рассматриваемых судьей, осуществляется в суде в соответствии с судебным делопроизводством.

13. Регистрация поступивших по подследственности, подсудности (по делам частного обвинения) сообщений о преступлениях или заверенных в установленном порядке копий (выписок) протоколов судебного заседания и протоколов следственных действий, в которые внесены устные сообщения о других преступлениях, осуществляется тем органом, в который они поступили для проверки.

14. При наличии в сообщении сведений, требующих неотложного реагирования, принимаются незамедлительные меры по предотвращению и пресечению преступления, обнаружению признаков преступления, сохранению и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих закрепления, изъятия и исследования, проведению оперативно-розыскных мероприятий по установлению и задержанию с поличным лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших преступление.

О принятых мерах неотложного реагирования по сообщению о преступлении и об их результатах должно быть доложено в максимально короткий срок, не более чем в течение 24 часов, соответствующему руководителю правоохранительного органа Российской Федерации для организации дальнейшей проверки этого сообщения.

15. Если при проверке сообщения о преступлении будет установлено, что оно подлежит рассмотрению в другом правоохранительном органе Российской Федерации в соответствии с подследственностью либо в суде, передача его осуществляется на основании постановления о передаче сообщения по подследственности или в суд.

Постановление вместе с сообщением о преступлении и, при наличии, с иными документами, в том числе об обнаружении и изъятии следов преступления и иных доказательств, должно быть в течение суток направлено в соответствующий орган по подследственности или подсудности. О принятом решении информируется заявитель.

По сообщению о преступлении, требующему неотложного реагирования, информация, содержащаяся в нем, либо постановление с этим сообщением должны быть предварительно переданы в соответствующий орган по подследственности по каналам экстренной связи.

16. Орган, получивший сообщение о преступлении по подследственности, в течение 3 суток обязан уведомить орган, направивший это сообщение, о его поступлении и регистрации.

17. Контроль поступления переданных по подследственности сообщений о преступлениях осуществляется органом, передавшим сообщение.

В случае непоступления переданного сообщения о преступлении орган, направивший сообщение, проводит проверку на предмет его утраты, принимает меры к восстановлению сообщения и повторной его передаче по подследственности.

18. Возврат сообщения о преступлении, необоснованно переданного по подследственности (в пределах одного субъекта Российской Федерации), в орган, направивший его, а также повторное направление возможны только вышестоящим должностным лицом после надлежащей регистрации и проведения в пределах компетенции проверочных мероприятий, предусмотренных статьей 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Споры о территориальной и ведомственной подследственности разрешаются прокурором.

19. Должностные лица, осуществляющие прием, регистрацию, проверку и разрешение сообщений о преступлениях, несут персональную ответственность за соблюдение законности при производстве данных действий.

20. Принятые, зарегистрированные и проверяемые сообщения о преступлениях, КУСП, корешки талонов-уведомлений и материалы проверки представляются руководителями органов, в производстве или архиве которых находятся эти документы, прокурорам и судьям по их требованию.

VI. Учет данных о преступности

21. Учету подлежит каждое преступление (на основе его юридической квалификации по конкретной норме Уголовного кодекса Российской Федерации), по факту совершения которого независимо от времени его совершения возбуждено уголовное дело, вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела за истечением сроков давности уголовного преследования либо в связи со смертью лица, подлежащего привлечению к уголовной ответственности.

По уголовным делам частного обвинения преступления подлежат учету в случае вынесения судом обвинительного приговора или постановления о прекращении уголовного дела на основании пунктов 3 и 4 части первой статьи 24, пункта 3 части первой статьи 27, статьи 28, части первой статьи 427 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, вступившего в законную силу.

22. Преступления учитываются по месту их совершения. В случае, если не представляется возможным определить место совершения преступления, оно подлежит учету по месту его выявления.

Преступления, совершенные на территории нескольких субъектов Российской Федерации, выявленные при расследовании уголовного дела в одном субъекте Российской Федерации, учитываются по месту совершения каждого преступления.

23. Учет преступлений, совершенных военнослужащими, и иных преступлений, надзор за соблюдением законов при расследовании которых возложен на военных прокуроров, осуществляется Главной военной прокуратурой.

24. Преступления, совершенные на объектах железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта, учитываются соответствующими правоохранительными органами Российской Федерации.

25. Преступления, совершенные гражданами Российской Федерации либо в отношении их, а также совершенные против интересов Российской Федерации на территории других государств, уголовные дела о которых поступили в Российскую Федерацию из компетентного органа иностранного государства для расследования либо возбуждены правоохранительными органами Российской Федерации, подлежат отдельному учету.

26. В случае выделения в отдельное производство уголовного дела в отношении лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние в соучастии, преступление повторно не учитывается.

При соединении уголовных дел в одно производство в связи с тем, что преступления совершены одним и тем же лицом, количество учтенных преступлений не меняется.

При соединении двух или более уголовных дел, возбужденных по одному и тому же преступлению, на учете остается одно преступление, уголовное дело о котором возбуждено первым.

27. Преступление, уголовное дело о котором прекращено в соответствии с пунктами 1, 2, 5 и 6 части первой статьи 24, пунктами 4, 5 и 6 части первой статьи 27 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации либо по которому вынесен оправдательный приговор, вступивший в законную силу, на основании пункта 1 части второй статьи 302 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации снимается с учета.

Преступления также снимаются с учета в случае отмены процессуальных решений, указанных в пункте 21 настоящего Положения.

28. Учету подлежат установленные в ходе расследования уголовного дела сведения о реально причиненном преступлением материальном ущербе и об обеспечении его возмещения, а также об изъятии предметов преступной деятельности и преступного посягательства.

29. Учету подлежат лица, совершившие преступления, в отношении которых уголовное дело направлено прокурором в суд с обвинительным заключением (актом, постановлением) либо вынесен обвинительный приговор по уголовному делу частного обвинения, а также лица, в отношении которых прекращено уголовное преследование либо вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела на основании пунктов 3 и 4 части первой статьи 24, статей 25 и 25.1, пункта 3 части первой статьи 27, статей 28 и 28.1, части первой статьи 427 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Отмена указанных решений является основанием для снятия с учета лица.

Лицо, незаконно подвергнутое уголовному преследованию, за которым признается право на реабилитацию в соответствии с главой 18 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, снимается с учета в случае признания его невиновным по всем пунктам обвинения.

30. Учитываются также лица, признанные подозреваемыми, обвиняемыми в совершении преступления в порядке статей 46 и 47 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе в отношении которых приняты меры процессуального принуждения.

31. Отдельно учитываются преступления и лица, их совершившие, по уголовным делам о которых приняты решения о прекращении уголовного преследования в порядке пунктов 1 части первой статьи 439, части второй статьи 443 и части третьей статьи 27 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации либо о применении к лицу принудительных мер медицинского характера.

32. Учету подлежат сведения о потерпевших, в том числе о физических и юридических лицах, признанных в установленном законом порядке потерпевшими, о физических лицах, смерть которых наступила в результате совершенных в отношении их преступлений, о физических и юридических лицах, пострадавших от преступного посягательства, по факту совершения которого вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела за истечением сроков давности уголовного преследования либо в связи со смертью лица, подлежащего привлечению к уголовной ответственности.

Не учитываются сведения о лицах — близких родственниках, признанных потерпевшими по уголовному делу о преступлении, последствием которого явилась смерть лица.

VII. Регистрация и учет уголовных дел и принятых по ним процессуальных решений

33. Уголовное дело должно быть зарегистрировано по месту производства предварительного расследования в течение суток после вынесения постановления о возбуждении уголовного дела, принятии к производству уголовного дела, поступившего по подследственности, или выделении из уголовного дела в отдельное производство другого уголовного дела.

Регистрации в тот же срок подлежат материалы проверки сообщений о преступлениях, по которым вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела за истечением сроков давности уголовного преследования либо в связи со смертью лица, подлежащего привлечению к уголовной ответственности.

34. В целях сбора статистических данных о состоянии и результатах следственной работы и дознания учитывается каждое процессуальное решение, принятое в ходе предварительного расследования по уголовному делу, в том числе о продлении сроков расследования, передаче уголовного дела по подследственности и принятии его к производству, соединении в одном производстве с другим уголовным делом, приостановлении производства по уголовному делу и возобновлении расследования, а также об окончании производства по уголовному делу и о направлении его прокурору либо прекращении.

Также учитываются процессуальные решения, принятые прокурором по поступившему уголовному делу с обвинительным заключением (актом, постановлением), с постановлением о направлении дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера.

35. Уголовные дела, производство по которым приостановлено, а также прекращенные уголовные дела хранятся в органе предварительного расследования, принявшем указанные решения. Порядок и сроки хранения уголовных дел определяются организационно-распорядительными документами правоохранительных органов Российской Федерации.

36. Учету подлежат вступившие в законную силу судебные решения:

по уголовным делам, поступившим в суд с обвинительным заключением (актом, постановлением), постановлением о применении принудительных мер медицинского характера в отношении лица, совершившего запрещенное уголовным законом деяние в состоянии невменяемости, или лица, у которого после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение наказания или его исполнение, постановлением о прекращении уголовного преследования и возбуждении перед судом ходатайства о применении к несовершеннолетнему обвиняемому принудительной меры воспитательного воздействия, постановлением о возбуждении перед судом ходатайства о прекращении уголовного дела или уголовного преследования в отношении подозреваемого или обвиняемого и назначении ему меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа;

обвинительные приговоры и постановления о прекращении уголовного дела частного обвинения на основании пунктов 3 и 4 части первой статьи 24, статей 25 и 25.1, пункта 3 части первой статьи 27, статьи 28, части первой статьи 427 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

VIII. Порядок предоставления статистических данных о преступности

37. Учет преступлений, лиц, совершивших преступления, уголовных дел и принятых по ним решений, материального ущерба, причиненного преступлениями, и обеспечения его возмещения, изъятых предметов преступной деятельности, потерпевших, судебных решений по уголовному делу осуществляется на основании статистических карточек.

38. Статистические карточки заполняются должностными лицами, осуществляющими предварительное расследование по уголовному делу, прокурорами и судьями в соответствии с материалами уголовных дел, судебными решениями и материалами проверок сообщений о преступлениях, по которым вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.

39. Генеральная прокуратура Российской Федерации разрабатывает и утверждает с учетом предложений федеральных государственных органов, осуществляющих уголовное судопроизводство, организационно-распорядительные документы, устанавливающие:

порядок и сроки предоставления статистических данных о зарегистрированных сообщениях о преступлениях и результатах их рассмотрения, состоянии преступности, раскрываемости преступлений, состоянии и результатах следственной работы и дознания;

формы документов первичного учета, в том числе статистические карточки, справочники и классификаторы, используемые для их заполнения;

особенности учета отдельных преступлений;

единую систему нумерации сообщений о преступлениях, уголовных дел и материалов проверки сообщений о преступлениях, по которым вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела за истечением сроков давности уголовного преследования либо в связи со смертью лица, подлежащего привлечению к уголовной ответственности.

40. Порядок сбора и обработки статистической информации о преступлениях, учет которых ведется Главной военной прокуратурой, устанавливается организационно-распорядительными документами заместителя Генерального прокурора Российской Федерации — Главного военного прокурора с учетом требований настоящего Положения.

IX. Ответственность

41. Нарушение установленного настоящим Положением порядка приема и регистрации сообщений о преступлениях, учета уголовных дел, а также сбора, регистрации, обработки информации о преступлениях и об иных объектах учета влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ПРИЛОЖЕНИЕ
к Положению о государственном едином статистическом учете данных о преступности

Талон-уведомление о принятии и регистрации сообщения о преступлении

Обзор документа

Разработан единый порядок организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях. Это должно способствовать сокращению искажений данных о преступности и предотвращению сокрытия преступлений от учета.

Предусматривается единая система нумерации сообщений о преступлении, уголовных дел или материалов проверки сообщений о преступлениях на всей территории страны.

Прокуратура Республики Коми Официальный сайт

Единый учет преступлений и лиц, их совершивших – вековая история

Развитие страны и формирование правового государства в современных условиях непосредственно связаны с правовым просвещением. Согласно Основам государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан важнейшей задачей государства является пропаганда и разъяснение необходимости соблюдения гражданами своих обязанностей, уважения прав и законных интересов других лиц. Развитие страны и формирование правового государства в современных условиях непосредственно связаны с правовым просвещением. Немалая роль в этих процессах отведена органам прокуратуры. Осуществляя надзорные полномочия, прокурор выполняет и просветительскую функцию.

Правовое просвещение неразрывно связано с решением задач профилактики и предупреждения правонарушений. Вопросам организации этой работы посвящен приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 10.09.2008 № 182 «Об организации работы по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению».

Своевременное правовое информирование, разъяснение населению законодательства является особым видом прокурорской деятельности. Возможности настоящего раздела официального сайта прокуратуры Республики Коми направлены не только на информирование населения о существующих нормах закона, но и формирование навыков, способов ориентирования человека в значимой для него правовой ситуации, осознанного выбора своего правового поведения на основе должных правовых взглядов и убеждений.

Государству необходима статистика для обеспечения информационных потребностей, при этом официальная статистическая информация должна быть своевременной, полной, достоверной и научно обоснованной. Статистические измерения в Российской Федерации охватывают множество различных процессов, в том числе негативные социобиологические явления, такие как преступность.

Российская уголовная статистика по праву считается одной из самых подробных в мире, ввиду максимально реализуемого отражения в документах первичного учета характеристик преступлений и лиц их совершивших. Формированием и эксплуатацией баз данных, в том числе и в электронном виде, занимаются Информационные центры МВД субъектов Российской Федерации и Главный информационно-аналитический центр МВД России.

Согласно требованиям межведомственного приказа «О едином учете преступлений», учету подлежат все лица, в отношении которых вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям, о прекращении уголовного дела или уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям, уголовное дело направлено прокурором в суд с обвинительным заключением (актом, постановлением) либо вынесен обвинительный приговор по уголовному делу частного обвинения.

Для лица, совершившего преступление это значит, что информация о факте привлечения к уголовной ответственности будет зарегистрирована и учтена в соответствующей информационной базе данных МВД РФ. Указанная информация хранится, в большинстве случаев, до достижения фигурантом 80 летнего возраста, что регламентируется требованиями межведомственного приказа от 12.02.2014 № 95 «Об утверждении Наставления по ведению и использованию централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов, формируемых на базе органов внутренних дел Российской Федерации», при этом пофамильные картотеки формируются без малого целое столетие, со времени создания информационных центров в 1918 году.

Граждане зачастую не придают должного значения к фактам привлечения к уголовной ответственности. А таковым являются основания, предусмотренные п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ (истечение сроков давности уголовного преследования), ст. 25 УПК РФ (прекращение уголовного дела в связи с примирением сторон за исключением дел частного обвинения), п. 3 ч. 1 ст. 27 УПК РФ (прекращения уголовного преследования вследствие акта об амнистии), 28 УПК РФ (прекращение уголовного преследования в связи с деятельным раскаянием), 28.1 УПК РФ (прекращение уголовного преследования по делам о преступлениях в сфере экономической деятельности), ч. 1 ст. 427 УПК РФ (прекращение уголовного преследования с применением принудительной меры воспитательного воздействия).

Согласно действующему уголовно-процессуальному законодательству, освобождение от уголовной ответственности по указанным выше основаниям не допускается без согласия лица, в отношении которого выносится соответствующее постановление лицом, производящим предварительного расследование или судом.

При трудоустройстве на государственную или муниципальную службу, в частности в силовые структуры РФ, по запросу граждан и уполномоченных должностных лиц Информационные Центры выдают справки о наличии у них судимости и фактов привлечения к уголовной ответственности. Содержимое данной справки может стать непреодолимым препятствием при устройстве на службу.

§ 4. Единый учет преступлений и документы первичного учета в правоохранительных органах и органах юстиции

188 Глава IV. Статистическое наблюдение — основной метод сбора первичной информации
Заполненная и подписанная следователем (работником органа дознания) карточка направляется в учетно-регистрационные подразделения органов внутренних дел.
Инструкцией о едином учете преступлений урегулированы особенности учета некоторых составов преступлений (бандитизма, взяточничества, преступлений, связанных с наркотиками, вымогательства), множественности преступлений: реальной и идеальной совокупности, длящихся и продолжаемых преступлений, преступлений, совершенных в виде промысла или неоднократно, а также другие вопросы (основания снятия с учета преступлений и случаи, в которых они остаются на учете).
Что касается учета лиц, совершивших преступления, то ему подлежат все лица, в отношении которых по уголовному делу прокурором утверждено обвинительное заключение либо санкционировано направление протокола с материалами в суд в порядке ст. 415 УПК РСФСР. Учету подлежат также лица, уголовные дела по обвинению которых прекращены либо в возбуждении уголовного дела отказано:
— в связи с истечением сроков давности (п. 3 ст. 5 УПК);
— вследствие акта амнистии или помилования (п. 4 ст. 5 УПК);
— в отношении умершего обвиняемого (п. 8 ст. 5 УПК); .— в связи с изменением обстановки (ст. 6 УПК);
— по основаниям, предусмотренным в ст. 7, 8 и 9 УПК. Лицо, производившее расследование (либо досудебную подготовку в порядке ст. 415 УПК РСФСР), одновременное направлением дела (либо материалов досудебной подготовки) прокурору заполняет карточку на лицо, совершившее преступление (форма № 2), подписывает ее и только после этого передает в соответствующий орган внутренних дел для внесения сведений, касающихся этого лица, в журнал учета преступлений, уголовных дел и лиц, совершивших преступления, и последующего направления в учетно-ре-гистрационное подразделение органа внутренних дел.
Учет уголовных дел, необходимый для отслеживания их движения в процессе расследования, осуществляется на основании карточек на выявленное преступление (форма № 1) и карточки о движении уголовного дела (форма № 3), заполняемых прокурором, следователем или органом дознания немедленно после принятия по делу одного из следующих процессуальных решений:
— возбуждения уголовного дела;
— соединения уголовного дела;

— утверждения прокурором обвинительного заключения, постановления о направлении дела в суд для применения мер медицинского характера;
— передачи дела по подследственности;
— прекращения дела;
— приостановления дела;
— возобновления производством ранее прекращенного или приостановленного дела по п. 2 ст. 195 УПК РСФСР;
— изъятия прокурором дела и передачи его для расследования другому органу;
— возвращения дела на дополнительное расследование прокурором или судом;
— продления срока расследования;
— предъявления для ознакомления материалов дела обвиняемому и его защитнику;
— выделения в отдельное производство дела в отношении одного или нескольких обвиняемых.
Карточки формы № 4 (на возмещение материального ущерба и изъятие предметов преступной деятельности) также сдаются в горрайорганы внутренних дел и соответствующие органы внутренних дел на транспорте для внесения необходимых сведений в журнал учета преступлений, уголовных дел и лиц, совершивших преступления, и последующего направления в учетно-реги-страционное подразделение органа внутренних дел.
В указанных подразделениях документы первичного учета преступлений хранятся в течение одного года после составления на их основе статистической отчетности о преступности и о лицах, совершивших преступления, при условии, что по делам, направлявшимся с обвинительным заключением в суд, поступили справки по форме № 6.
Правила единого учета преступлений, лиц, их совершивших, а также уголовных дел распространяются на органы прокуратуры, внутренних дел (в том числе и на все исправительные учреждения), Федеральной службы налоговой полиции и Государственного таможенного комитета.
Указанные принципы единого учета преступлений распространяются и на преступления, по которым следствие и дознание производятся органами ФСБ и военной прокуратуры.
Преступления, дела о которых возбуждаются в порядке частного обвинения, учитываются судами. Однако в тех случаях, ког190 Глава IV. Статистическое наблюдение — основной метод сбора первичной информации
да прокурором или судом признано необходимым возбудить уголовное дело и провести дознание или предварительное следствие, преступления учитываются органом, производившим дознание или
расследование.
Проблема надлежащего учета преступлений всегда привлекала внимание как практиков, так и ученых. Хотя введение единого учета преступлений для органов МВД и прокуратуры, как отмечалось, было важной мерой совершенствования уголовно-правовой статистики, однако и в существующей организации уголовно-правовой статистики есть ряд нерешенных вопросов. Так, действующая система учета не охватывает всех этапов реализации государственных мер социального контроля над преступностью и ограничивается лишь отражением тех стадий уголовного процесса, которые осуществляют органы дознания и прокуратуры. На наш взгляд, назрела необходимость с учетом исторического опыта возобновить практику дореволюционной уголовно-правовой статистики и поднять обязательность надлежащего заполнения и представления документов первичного учета установленных форм до уровня процессуальных документов. В разрабатываемом новом уголовно-процессуальном кодексе этот вопрос должен быть урегулирован надлежащим образом. Ждет своего разрешения и ряд других вопросов организации единого учета преступлений и лиц, их совершивших.
Документы первичного учета в судах и органах юстиции
В районных судах документы первичного учета карточной формы ведутся на подсудимых, уголовные и гражданские дела, на исполнительные производства (см. приложение). Очень важным документом первичного учета является карточка по учету сумм ущерба, причиненного преступлением имуществу различных форм собственности. При рассмотрении судебных дел в кассационной и надзорной инстанциях дела регистрируются также в учетно-ста-тистических карточках (формы № 7, 10, 33, 34). По некоторым направлениям работы народных судов (рассмотрению материалов в порядке исполнения приговоров, дел об административных правонарушениях и др.) ведутся специальные журналы. Так, для учета материалов об административных правонарушениях в районных судах ведутся два журнала: один — для регистрации материалов о мелком хулиганстве, другой — для всех остальных
материалов об административных правонарушениях. Регистрационные журналы, как и карточки, являются документами первичного учета. Учет административных правонарушений, рассмотрение которых отнесено к компетенции органов МВД, ведется как в журналах, так и в карточках1.
В учреждениях, исполняющих уголовные наказания, документами первичного учета являются: личное дело осужденного, учетная карточка на осужденного, ранее отбывавшего наказание в местах лишения свободы и вновь поступившего в данное учреждение, и др.
Сведения для заполнения документов первичного учета берутся в основном из материалов уголовных и гражданских дел, судебных приговоров и решений. Ведомственными нормативными актами (инструкциями) установлены строгие правила и порядок их заполнения, обязательные для исполнения соответствующими должностными лицами (следователем, лицом, производившим дознание, районным судьей, судебным исполнителем и т.д.). Их соблюдение очень важно, поскольку документы первичного учета являются исходным материалом для составления высококачественной официальной статистической отчетности как первой и основной формы статистического наблюдения, широко используемой в науке и практике борьбы с преступностью.
В связи со все большим внедрением механизации и компьютеризации в статистическую практику правоохранительных органов многие из документов первичного учета сконструированы с таким расчетом, чтобы они могли быть подвергнуты автоматизированной обработке на ЭВМ.
В систему органов юстиции, понимаемую в широком смысле, входят такие правоприменительные организации, как нотариат и судебно-экспертные учреждения, органы записи актов гражданского состояния и адвокатура. Эти организации также периодически представляют статистическую отчетность о своей деятельности на основе соответствующих документов первичного статистического учета.
Так, в нотариальных конторах (в том числе и частными нотариусами) статистическое наблюдение осуществляется по списочной форме, т.е. в одном реестре (списке) регистрируются сведения о всех нотариальных действиях (удостоверение сделок, до-
.

веренностей, завещаний, выдача свидетельств о праве собственности на долю в обшем имуществе супругов и т.д.).
Формы реестров регистрации нотариальных действий, как и все нотариальное делопроизводство, устанавливаются Министерством юстиции РФ совместно с Федеральной нотариальной палатой.
В последние годы, особенно после принятия новых законов о собственности, земле, приватизации, Гражданского кодекса (двух частей), значительно расширилась сфера деятельности нотариата, появились новые виды гражданско-правовых отношений, требующих нотариального оформления, резко возросло общее количество нотариальных действий. Теперь визит к нотариусу становится обязательным во многих житейских делах. 11 февраля 1993 г. приняты Основы законодательства Российской Федерации о нотариате!. Новое законодательство возлагает на нотариусов удостоверение отчуждения квартир, жилых домов, дорогостоящего имущества, автотранспорта. В дальнейшем предстоит удостоверение сделок, связанных с приобретением права собственности на землю, землепользованием и землевладением. Законодатель отводит нотариусу очень важную роль в преобразовании отношений собственности на средства производства путем приватизации государственных и муниципальных предприятий, в деле обеспечения правовой защиты имущественных интересов граждан и юридических лиц в условиях формирования рыночных структур и отношений.
Естественно, надлежащая постановка первичного учета всех нотариальных действий — важная гарантия обеспечения защиты как конституционных прав и интересов граждан и юридических лиц, с одной стороны, так и контроля за деятельностью нотариальных контор, с другой стороны.
Органы записи актов гражданского состояния (загс), осуществляя статистическое наблюдение за демофафическими процессами в стране, используют также списочные формуляры — книги регистрации актов гражданского состояния. Органы загса производят регистрацию семи видов актов: о рождении, смерти, заключении брака, расторжении брака, об установлении отцовства, усыновлении (удочерении), о перемене фамилии, имени, отчества.
Книги регистрации актов фажданского состояния содержат в себе сведения, относящиеся к личности родившихся, умерших,
вступивших в брак, расторгших брак. На основе информации, содержащейся в этих книгах, составляются статистические отчеты.
Показатели статистических отчетов загсов имеют значительный познавательный интерес, на их основе проводится большая исследовательская работа демографами, социологами, юристами, экономистами и другими специалистами для подготовки предложений по разработке социальных программ.
Документами первичного учета в судебно-экспертных учреждениях являются учетные карточки по экспертному производству, регистрационные журналы и книги учета работы судебно-экспертных учреждений. Объем фиксируемой в них информации обеспечивает составление отчета о работе этих учреждений.
За полноту й правильность данных, вносимых в учетную документацию, несет ответственность эксперт.
Для учета многофанной деятельности адвокатуры по оказанию юридической помощи физическим и юридическим лицам, в отправлении правосудия, в соблюдении конституционной законности во всех коллегиях адвокатов введены регистрационные карточки на совет, заявление, соглашение о ведении уголовных и фаж-данскихдел.
Эти документы, являясь основной формой финансовой отчетности адвокатов, служат одновременно и документами первичного статистического учета в юридических консультациях.
Порядок заполнения документов первичного учета в указанных органах регулируется ведомственными инструкциями, согласно которым контроль за их ведением возлагается на руководителя соответствующего органа.
Современная криминогенная ситуация свидетельствует, что, несмотря на отсутствие на. территории бывшего СССР единого законодательного просфанства, в странах СНГ сформировались организованные преступные группировки. Отсутствие границ, как и их прозрачность, способствует росту ненаказуемости преступности. В этой обстановке участники СНГ должны как можно бысфее на межгосударственном уровне урегулировать информационные отношения в области сбора, накопления, хранения и использования унифицированной информации (объединенных банков данных о преступлениях и лицах, их совершивших) в сфере обеспечения правопорядка. Именно такой императив содержится в рекомендательном законодательном акте «О принципах регулирования информационных отношений в государствах — уча194
стниках Межпарламентской Ассамблеи», принятого постановлением Межпарламентской Ассамблеи участников Содружества Независимых Государств 23 мая 1993 г. (ст. 6)’.

Упк учет преступлений

Заявление об укрытии преступлений от учета

От редакции

Порочность существующей с советских времен «палочной» системы оценки деятельности органов внутренних дел наиболее очевидна при учете преступлений и составлении государственной отчетности о совершенных преступлениях. Поскольку имеется перманентное требование начальства «усилить», «активизировать» борьбу с того или иного вида преступлениями, понятно стремление на местах приукрасить в свою пользу положение за счет манипулирования цифрами. Однако не учитывается, что в этом деле правоохранителям можно зайти так далеко, что самим совершить преступление. Об этом сказано на примере действий следователя и прокурора по конкретному делу. Фамилии и место совершения действий изменены. Материал представлен нам давним членом клуба, московским адвокатом Назаровым Олегом Вениаминовичем, электронная почта: [email protected]

Руководителю

следственного управления Следственного комитета РФ по

Республике Игрек

А.А.Кошкину

Петрова Ивана Ивановича

«Социально-гуманитарных дисциплин» филиала государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский …университет…»,

проживающего по адресу…

ЗАЯВЛЕНИЕ

(в порядке ст.141 УПК РФ)

о преступлениях, предусмотренных ч.1 ст.285

и ч.2 ст.292 УК РФ, совершенных

следователем и прокурором в г.Энске

Уважаемый Анатолий Алексеевич!

Указанное заявление направляется непосредственно Вам в соответствии с п.10 ч.1 ст.448 УПК РФ, поскольку ставится вопрос о возбуждении уголовного дела в отношении специальных субъектов — следователя следственного органа по району, а также прокурора района. Совершенное ими преступное злоупотребление служебным положением, предусмотренное ч.1 ст.285 УК РФ, а также служебный подлог (ч.2 ст.292 УК РФ), состоящие в умышленном укрытии преступлений от учета, а также в искажении государственной статистической отчетности, имели место при следующих обстоятельствах.

Старшим следователем следственного отдела при ОВД по Энскому району и г.Энска Республики Игрек Э.Р.Батуриным 8 октября 2010 года возбуждено уголовное дело №ХХХХХХХ по ч.2 ст.290 УК РФ в отношении И.И.Петрова.

В постановлении указано, что И.И.Петровым, профессором государственного образовательного учреждения, якобы получены 20 сентября 2010 года взятки от студентов Исаева, Глушкова, Давлетова, Кутяева, Балашова, Исакина, Палицына, Евграфова, Павленко, Шишкина, Галимова, Баянова, Габбасова, Осокина и Акчуриной.

В ходе расследования Петрову предъявлено обвинение в совершении 36 преступлений, предусмотренных ч.1 ст.292 УК РФ, а также 36 преступлений, предусмотренных ч.2 ст.290 УК РФ (служебный подлог в зачетных книжках студентов). При этом, помимо указанных студентов, Петровым якобы получались взятки с совершением служебного подлога в зачетных книжках от студентов Салихова, Яковлева, Мещанинова, Маркина, Фёдорова, Шарока, Чудина, Ишкулова, Кононова, Сиразетдинова, Юдичева, Кинзябулатова, Насонова, Гусева, Спицина, Синицына, Маркина, Поярковой, Фёдорова, Федотова, Хабибуллина.

Как следует из уголовного дела, от всех студентов поступили заявления о преступлении (явки с повинной), зарегистрированные в Книге учета сообщений о преступлениях (КУСП) органа внутренних дел, но уголовные дела по фактам якобы получения взяток от Салихова, Яковлева, Мещанинова, Маркина, Фёдорова, Шарока, Чудина, Ишкулова, Кононова, Сиразетдинова, Юдичева, Кинзябулатова, Насонова, Гусева, Спицина, Синицына, Маркина, Поярковой, Фёдорова, Федотова, Хабибуллина, не возбуждались.

Не вынесены, в нарушение закона, отдельные постановления о возбуждении уголовного дела и в отношении остальных студентов, заявления о совершении преступления которых, также зарегистрированы в КУСП.

Указанное уголовное дело направлено прокурором Р.У.Сукмановым с обвинительным заключением 28 марта 2011 года в Энский районный суд Республики Игрек в отсутствие возбужденных уголовных дел по каждому вмененному преступлению, а также без соединения уголовных дел, которое мог по закону и должен был произвести при наличии к тому оснований, руководитель следственного органа.

Преступление считается укрытым от учета, если по факту его совершения, несмотря на наличие установленных ст. 140 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации поводов и оснований, не было принято в установленные законом сроки процессуальное решение — вынесение постановления о возбуждении уголовного дела (п.2.9. действующего Положения о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений, являющегося Приложением № 2 к Приказу Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Минэкономразвития России, ФСКН России от 29 декабря 2005 г. №39/1070/1021/253/780/353/399).

Таким образом, следователем от учета укрыт целый ряд преступлений, предусмотренных ч.2 ст.290 и ч.1 ст.292 УК РФ, что привело и к искажению государственной статистической отчетности о преступлениях, в том числе коррупционной направленности, как в г.Энске, так и в целом в Республике Игрек.

В прямой и непосредственной связи с искажением отчетности находится выставление в статистический орган составленной следователем и подписанной прокурором, статистической карточки формы №1 только на одно выявленное преступление, предусмотренное ст.290 УК РФ, являющейся основанием для включения соответствующих данных в статистический отчет.

Укрытие десятков преступлений от учета повлекло существенное нарушение охраняемых законом интересов общества и государства, поскольку дезориентировало общественность и соответствующие государственные органы в вопросах оценки работы правоохранительных органов, а также в вопросах профилактики и борьбы с указанного вида преступлениями.

Следователем совершено укрытие, а также заполнение статистической карточки формы 1 с заведомо ложными сведениями из личной заинтересованности: из желания освободить себя и орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, от усиления работы по выявлению и расследованию преступлений указанной направленности в следующем отчетном периоде, поскольку возможное уменьшение выявленных и поставленных на учет преступлений указанной категории в сравнении с прошлым отчетным периодом, может повлечь негативную оценку вышестоящим органом деятельности органов внутренних дел Энского района и г.Энска Республики Игрек. Другими словами, в случае постановки на учет 36 преступлений, предусмотренных ст.290 УК РФ, в следующем отчетном периоде надо было сработать не хуже. Однако, в условиях Энского района и г.Энска выявить, к примеру, 37 таких преступлений, представляет очевидную сложность.

Прокурор, подписавший статистическую карточку формы №1с заведомо ложными для него сведениями о выявленном одном преступлении, предусмотренном ст.290 УК РФ, действовал с единым умыслом с сотрудниками органа внутренних дел на неправомерное облегчение их работы в указанном смысле.

Поскольку указанные обязательные процессуальные решения о возбуждении уголовного дела не приняты, обвиняемый Петров был лишен возможности обжалования каждого из постановлений о возбуждении уголовного дела в ходе досудебного производства в суд, прокурору, а также руководителю следственного органа (Глава 16 УПК РФ), чем укрытием преступлений от учета существенно нарушено его право на защиту, затруднен его доступ к правосудию.

Таким образом, в действиях следователя и прокурора усматриваются признаки совокупности преступлений, предусмотренных ч.1 ст.285, ч.2 ст.292 УК РФ, состоящих из совершенных с единым умыслом деяний, выразившихся у следователя — в умышленном бездействии в вынесении постановлений о возбуждении уголовного дела по каждому зарегистрированному заявлению о якобы вручении-получении взятки, в заполнении и представлении в статистический орган карточки с заведомо ложными сведениями только об одном совершенном преступлении.

У прокурора — в умышленном бездействии в принятии мер прокурорского надзора по устранению следователем этого нарушения закона при возбуждении уголовного дела, а также в умышленном и неправомерном подписании статистической карточки формы №1 с заведомо ложными сведениями только об одном преступлении.

Деяния указанных представителей власти имели целью сокрытие от учета выявленных преступлений, а также искажение государственной статистической отчетности о преступлениях.

Все это совершено из указанной личной заинтересованности, вопреки интересам службы, которые состоят в получении государственными органами соответствующих фактическим обстоятельствам данных о преступлениях, повлекло существенное нарушение прав и законных интересов гражданина Петрова, а также существенное нарушение охраняемых законом интересов общества и государства. Эти интересы состоят в стремлении получить объективную картину совершаемых преступлений с тем, чтобы осуществлять действенные меры по их профилактике, раскрытию и расследованию.

Приведенные выводы, в том числе о необходимости возбуждения уголовного дела по каждому заявлению о даче взятки, основаны на следующих аргументах.

1.

Согласно ч.1 ст.144 УПК РФ следователь обязан проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной УПК, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения.

Виды решений предусмотрены ст.145 УПК РФ.

В соответствии со ст.156 УПК РФ предварительное расследование с возможностью производства следственных действий начинается с момента возбуждения уголовного дела, о чем следователь выносит соответствующее постановление.

На основании ст.153 УПК РФ в одном производстве могут быть соединены уголовные дела в отношении одного лица, совершившего несколько преступлений. Соединение уголовных дел, находящихся в производстве следователя, производится на основании постановления руководителя следственного органа.

Дача взятки, а равно ее получение должностным лицом, считаются оконченными с момента принятия получателем хотя бы части передаваемых ценностей (п.11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» (в ред. Постановлений Пленума Верховного Суда РФ от 06.02.2007 № 7, от 23.12.2010 № 31).

Таким образом, поскольку в ст.290 УК РФ уже давно нет признака неоднократности (п. «б» утратил силу в соответствии с Федеральным законом от 08.12.2003 № 162-ФЗ), а также с учетом того, что имелись зарегистрированные в КУСП заявления о преступлениях, по каждому такому заявлению, при наличии оснований, должно было быть возбуждено уголовное дело. Соединение же уголовных дел могло быть произведено только на основании постановления руководителя следственного органа.

Этот вывод следует также из требований п.34 указанного Положения о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений, согласно которому учитываются как два и более преступлений при совокупности преступлений, т.е. совершения двух или более преступлений, ни за одно из которых лицо не было осуждено (реальная совокупность — ч. 1 ст. 17 УК РФ), а также при совершении двух и более тождественных преступлений, если они не являются эпизодами единого продолжаемого преступления.

Вопреки требованиям закона и указанного подзаконного акта, ни возбуждения уголовного дела по каждому из заявлений, ни соединения уголовных дел, не произошло.

Между тем, в соответствии с УПК РФ, ведомственным нормативным актом, нет иного варианта поведения у следователя органа внутренних дел, как при получении извне зарегистрированного в Книге учета сообщений о происшествиях (КУСП) заявления о новом оконченном преступлении, каковым является получение-дача взятки, либо зарегистрированного рапорта о выявленном сотрудником органа внутренних дел в процессе предварительного расследования по оконченному преступлению другого оконченного преступления, (1)возбудить уголовное дело, (2)отказать в возбуждении уголовного дела или (3)направить заявление по подследственности (ст.145 УПК РФ).

Только такое поведение следователя, а также руководителя следственного органа в отношении таких зарегистрированных заявлений и рапортов о преступлениях, предусмотрено и п.п.18,33 Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях, являющейся Приложением к Приказу МВД России от 04.05.2010 №333.

Никакой иной возможности движения таких зарегистрированных заявлений о новых преступлениях, например, путем приобщения к уголовному делу без каких-либо процессуальных решений по заявлению, ни закон, ни подзаконные нормативные акты, не предусматривают.

Более того, отступление от указанного порядка работы с заявлениями, расценивается, о чем уже сказано, как укрытие преступлений от учета со всеми вытекающими для представителей власти правоохранительных органов последствиями.

Пристальное внимание законности при разрешении заявлений о преступлениях уделяет и Генеральный прокурор Российской Федерации.

В частности, подчиненным прокурорам приказано тщательно и всесторонне проверять соблюдение установленного межведомственными и ведомственными нормативными правовыми актами единого порядка приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях, а также законность и обоснованность принимаемых по ним решений. При необходимости, руководствуясь ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», вызывать должностных лиц органов дознания и предварительного следствия, а также граждан для объяснений по поводу нарушений законов. С особым вниманием проверять законность разрешения сообщений о преступлениях, связанных с проявлениями коррупции. На основании п. 3 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, ст. 6, 30 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» требовать полного устранения нарушения закона, используя предусмотренные в указанных нормативных актах формы реагирования и привлечение виновных должностных лиц, в том числе не обеспечивших должного контроля за соблюдением порядка приема, регистрации, проверки и разрешения сообщений о преступлениях, к ответственности вплоть до вынесения постановления о направлении материалов руководителю следственного органа для решения вопроса об уголовном преследовании должностного лица, допустившего нарушение, содержащее признаки преступления (п.п.1.2.,1.3.,1.5. Приказа Генерального прокурора РФ от 10 сентября 2007 г. № 140 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия»).

Следует также учесть, что в ст.290 УК РФ уже давно нет состава преступления в виде неоднократного получения взятки, что Пленумом Верховного Суда Российской Федерации разъяснено: дача взятки, а равно ее получение должностным лицом, считаются оконченными с момента принятия получателем хотя бы части передаваемых ценностей (п.11 постановления от 10 февраля 2000 года №6 (в ред. Постановлений Пленума Верховного Суда РФ от 06.02.2007 №7, от 23.12.2010 №31) «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе»).

А это значит, что все последующие за возбуждением дела, хотя бы по одному заявлению о даче взятки, заявления студентов о якобы переданных впоследствии взятках, могут быть расценены лишь как заявления об иных преступлениях, должны быть зарегистрированы в установленном порядке, по результатам их рассмотрения должны быть приняты указанные решения, предусмотренные ст.145 УПК РФ.

Следователь и прокурор игнорировали требования закона, указанных подзаконных актов, а также разъяснения Пленума Верховного Суда РФ.

Между тем, не регистрировать отдельно, и, соответственно, не выносить отдельные постановления о возбуждении уголовного дела, можно было лишь в случаях, предусмотренных п.32 указанной Инструкции, согласно которому, «если по одному и тому же происшествию поступило два и более сообщений из разных источников и в случае подтверждения этого все имеющиеся материалы по решению начальника органа внутренних дел приобщаются к первому зарегистрированному сообщению, о чем в КУСП делается соответствующая запись». Никаких такого рода «аналогичных» заявлений в деле нет, поскольку каждый студент заявлял об оконченном преступлении.

При поступлении же заявлений об иных оконченных преступлениях, в которых фигурировали другие якобы взяткодатели, что имело место в данном случае, действуют правила, установленные ч.2 п.32 этой Инструкции, согласно которой, «если в ходе проверки сообщения о происшествии было получено сообщение об ином происшествии либо выявлены признаки преступления, о котором не указывалось в сообщении о происшествии, то сообщение об ином происшествии, а также рапорт об обнаружении признаков преступления подлежат регистрации согласно настоящей Инструкции».

Таким образом, в данном случае заявления об оконченных иных преступлениях поступали к следователю после правильной регистрации в КУСП заявлений о преступлении, принятых от заявителей представителями органа дознания. При таких обстоятельствах, усмотрев из поступивших материалов основания для возбуждения уголовного дела, т.е. наличие достаточных данных, указывающих на признаки оконченного преступления (ч.2 ст.140 УПК РФ), следователь обязан был возбудить уголовное дело, о принятом решении незамедлительно сообщить лицу, в отношении которого возбуждено уголовное дело (ст.146 УПК РФ).

Руководитель следственного органа, соответственно, имел основания для соединения уголовных дел в одном производстве на основании ст.153 УПК РФ.

Указанные обязательные процессуальные решения не приняты, хотя Петрову и предъявлено обвинение в совершении ряда оконченных преступлений, по каждому из которых имеется зарегистрированное в установленном порядке заявление о преступлении.

В результате, обвиняемый Петров, о чем уже сказано, был лишен возможности обжалования каждого из постановлений о возбуждении уголовного дела в ходе досудебного производства не только в суд, но и прокурору, а также руководителю следственного органа (Глава 16 УПК РФ), чем существенно нарушено его право на защиту, затруднен его доступ к правосудию.

При оценке этих моих доводов просил бы обратить внимание на противоречивость решений органа предварительного следствия: с одной стороны, вменены десятки отдельных преступлений в виде получения взятки и служебного подлога, с другой – дело расследовалось без возбуждения дела по каждому факту, а также без соединения уголовных дел, как будто в УК РФ еще существует состав единого преступления — неоднократного получения взятки.

Кстати говоря, следственная практика других регионов, и в частности, г.Москвы, уже давно и однозначно следует предусмотренному законом порядку: возбуждать по каждому факту получения взятки уголовное дело, а затем соединять дела о них в одном производстве. Иллюстрацией сказанному являются прилагаемые копии постановлений следственного отдела по Никулинскому району СУ СК при прокуратуре РФ по г.Москве от сентября-ноября 2007 года в отношении возбуждения и соединения в одном производстве под №ХХХХХХ уголовных дел, касающихся А.А.Плакина — преподавателя Московской государственной академии…

Так же, как и я, он обвинялся в получении взяток от студентов.

Просил бы учесть и то, что очевидное нарушение закона, а также ведомственного акта при возбуждении уголовных дел в г.Энске, имеет подоплеку, далекую от интересов государства в борьбе с коррупцией, поскольку обусловлено общеизвестной, а потому не требующей отдельного доказывания, «палочной» системой отчетности органов МВД РФ.

Другими словами, при законопослушном возбуждении 36 уголовных дел по ст.290 УК РФ, в следующий отчетный период начальство потребует «усиления борьбы с коррупцией». А это — проблема в г.Энске Республики Игрек, поскольку надо будет измышлять уже не 36, а минимум 37 преступлений какого-нибудь преподавателя единственного в городе вуза…

В этой связи представляется не случайным, что возбуждено только одно уголовное дело…

Таким образом, будь я действительно взяточником, самих следственных работников органа внутренних дел надо привлекать к уголовной ответственности за злоупотребление должностными полномочиями, которое заключается в умышленном сокрытии преступлений от учета из карьерных соображений (не подставиться под критику начальства за ненадлежащую борьбу с коррупцией).

Напоминаю, что преступление считается укрытым от учета, если по факту его совершения, несмотря на наличие установленных ст. 140 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации поводов и оснований, не было принято в установленные законом сроки процессуальное решение — вынесение постановления о возбуждении уголовного дела (п.2.9. действующего Положения о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений, являющегося Приложением № 2 к Приказу Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Минэкономразвития России, ФСКН России от 29 декабря 2005 г. №39/1070/1021/253/780/353/399).

2.

О том, что именно следователь и прокурор являются субъектами укрытия преступлений от учета, а также субъектами искажения государственной отчетности о преступлениях, свидетельствуют п.п.4.,4.1. указанного Положения о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений, согласно которым субъектами учета преступлений являются …следователь, прокурор, на которых возложена обязанность фиксирования в учетных документах сведений об объектах учета.

Согласно п.п.2.2.,2.4.,19,27,28,29,30,39,58 Положения, учет — фиксирование в учетных документах следователем, прокурором, сведений об объектах учета с последующим включением информационным центром МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации…в статистическую отчетность сведений об объектах, отраженных в учетных документах; один из объектов учета – преступление… На основе обработки учетных документов ИЦ формируют статистическую отчетность о состоянии преступности с последующим ее направлением в ГИАЦ МВД России. Учету подлежит каждое преступление (на основе его юридической квалификации по конкретной норме УК РФ), по факту совершения которого, независимо от времени его совершения, возбуждено уголовное дело. Основаниями учета преступлений является постановление о возбуждении уголовного дела. Следователь, прокурор после принятия одного из процессуальных решений, оформленных документами, перечисленными в пункте 28 настоящего Положения, составляет учетные документы на все выявленные преступления независимо от того, квалифицированы они по одной или нескольким статьям УК РФ. В случае возбуждения уголовного дела по преступлению, выявленному в процессе расследования, его регистрация и учет осуществляются в соответствии с настоящим Положением. Если прокурор при утверждении обвинительного заключения либо прекращении уголовного дела установит, что следователь учел не все преступления, он вправе лично составить на них учетные документы либо дать соответствующее указание следователю. Прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные прокуроры, а также прокуроры городов и районов осуществляют надзор за соблюдением законности в субъектах учета (кроме судов); по выявленным нарушениям… принимают меры по устранению причин и условий, им способствующих, в соответствии с полномочиями, предоставленными законодательством Российской Федерации. Учетные документы подлежат предъявлению прокурору по первому его требованию.

На основании п.п.1,2,11,13,14,16 Инструкции о порядке заполнения и представления учетных документов, учетные документы служат для сбора и систематизации сведений об объектах учета, подлежащих отражению в статистической отчетности. Учетными документами являются статистические карточки… отражающие количественное значение сведений об объектах учета. Для обеспечения формирования государственных и ведомственных статистических показателей (статистического учета) используются следующие статистические карточки на выявленное преступление (форма № 1). Содержание заполненных реквизитов должно полностью соответствовать имеющимся в уголовном деле материалам. Статистическая карточка формы №1 выставляется на каждое преступление (на основе его юридической квалификации по конкретной норме УПК РФ), по факту совершения которого независимо от времени его совершения, возбуждено уголовное дело. Основания заполнения статистической карточкиформы №1 является постановление о возбуждении уголовного дела. Статистическая карточкаф. №1 учитывается ИЦ только при наличии подписи прокурора.

Указанные требования были нарушены как следователем, так и прокурором, подписавшим статистическую карточку формы №1, поскольку отраженные в карточке данные не соответствовали фактическим обстоятельствам в виду того, что по вмененным И.И.Петрову преступлениям, противоправно не были возбуждены уголовные дела. Между тем, фактически И.И.Петрову вменено 72 преступления, которые предусмотрены ст.ст.290,292 УК РФ.

Поскольку речь идет не о стажерах, которые могли и не знать об этих требованиях и действовать, в этой связи, в указанных обстоятельствах по неосторожности; и даже не просто о следователе, а о старшем следователе органа внутренних дел, а также об одном из руководителей районной прокуратуры, есть основания утверждать, что они заведомо не могли не знать о предъявляемых требованиях, есть также все основания для вывода и об умышленном нарушении ими закона и подзаконных актов по указанным мотивам личной заинтересованности.

Об ответственности по ст. 306 УК РФ за заведомо ложный донос осведомлен.

На основании изложенного, руководствуясь нормами Глав 19,20 УПК РФ,

П Р О Ш У:

Провести проверку настоящего заявления о совершенных преступлениях и возбудить в отношении старшего следователя и прокурора уголовное дело по признакам преступлений, предусмотренных ч.1 ст.285 УК РФ и ч.2 ст.292 УК РФ.

О принятом решении мне сообщить.

1. Копия постановления о возбуждении уголовного дела от 8 октября 2010 года на 1 листе.

2. Копия листа 172 обвинительного заключения, на котором расположена справка следователя, из которой следует, что уголовное дело возбуждено только один раз 8 октября 2010 года по ст.290 ч.2 УК РФ, а вменено без возбуждения уголовных дел, а также их соединения 72 преступления.

3. Копии постановлений в отношении А.А.Плакина.

Смотрите так же:

  • Приказ мчс 168 от 07042011 Приказ МЧС РФ от 7 апреля 2011 г. N 168 "Об утверждении Положения о денежном довольствии сотрудников федеральной противопожарной службы" (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) Приказ МЧС РФ от 7 апреля 2011 г. N 168"Об утверждении Положения о денежном довольствии сотрудников федеральной противопожарной службы" С изменениями и […]
  • Учебное пособие стандарты оформлению Издания. Выходные сведения. ГОСТ 7.4-95 МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СИСТЕМА СТАНДАРТОВ ПО ИНФОРМАЦИИ, БИБЛИОТЕЧНОМУ И ИЗДАТЕЛЬСКОМУ ДЕЛУ ИЗДАНИЯВЫХОДНЫЕ СВЕДЕНИЯ System of standards on information, librarianship and publishing. Publications. Imprint ОКС 1.140.120 ОКСТУ 0007 (в ред. Поправки N 7) Дата введения 1996-07-01 Предисловие 1 […]
  • Нотариус надежда викторовна москва Афанасьева Надежда Викторовна Афанасьева Надежда Викторовна занимается нотариальной деятельностью с 1995-го года и числится в Московской городской нотариальной палате. Нотариус имеет статус действующего: есть Приказ о наделении полномочиями нотариуса (выдан Управлением юстиции г. Москвы под номером 232-нк от 15.07.2011) и лицензия на […]
  • Как добиться гражданства Как отказаться от службы в армии РФ после получения гражданства РФ? мне 25 лет недавно получил гражданство РФ(ранее был Армянский. и служил там 2 года ) и заключил контракт 2 года вместо призива .. Так мне не понравился Контрактная служба,хочу подать Рапорт об отказе. И не хочу срочную службу тоже служить..Что мне можно делать […]
  • Мать отец закон Мать отец закон Глава 10. УСТАНОВЛЕНИЕ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ Статья 47. Основание для возникновения прав и обязанностей родителей и детей Права и обязанности родителей и детей основываются на происхождении детей, удостоверенном в установленном законом порядке. Статья 48. Установление происхождения ребенка 1. Происхождение ребенка от […]
  • Закон о коммерческих банках Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-I "О банках и банковской деятельности" С изменениями и дополнениями от: 13 декабря 1991 г., 24 июня 1992 г., 3 февраля 1996 г., 31 июля 1998 г., 5, 8 июля 1999 г., 19 июня, 7 августа 2001 г., 21 марта 2002 г., 30 июня, 8, 23 декабря 2003 […]