Страховой фонд это закон

Оглавление:

Страховой фонд

Страховой фонд страховой организации — фонд, формируемый в пределах страховой организации за счет страховых взносов для целей страховых выплат.

Определение страхового фонда

Экономическую основу страхования составляет процесс формирования и расходования средств страхового фонда.

Страховой фонд — это совокупность натуральных и денежных запасов общества, предназначенных для предупреждения и возмещения ущерба, наносимого стихийными бедствиями и чрезвычайными обстоятельствами.

Существует три формы организации страхового фонда:

  • государственный централизованный страховой (резервный) фонд;
  • фонд самострахования;
  • страховой фонд, формируемый страховой организацией.
  • Формирование государственного страхового фонда производится в централизованном порядке за счет общегосударственных ресурсов. Фонд может быть сформирован как в натуральной, так и в денежной форме. Целью его создания является возмещение ущерба, вызванного крупномасштабными авариями, стихийными бедствиями, а также необходимость устранения их последствий.

    Фонд самострахования имеет организационно обособленный характер, формируется за счет натуральных и денежных запасов хозяйствующих субъектов. Назначение фонда самострахования — обеспечение бесперебойной деятельности субъекта и его финансовой устойчивости в неблагоприятных экономических условиях.

    Страховой фонд страховой организации формируется только в денежной форме. Его создание определяется большим количеством участников (страхователей), уплачивающих страховые взносы. Средства, накопленные в страховом фонде, имеют строго целевое назначение — выплата возмещений и страховых сумм участникам фонда в соответствии с правилами и условиями страхования. Внутри страхового фонда происходит перераспределение убытка одного из участников между всеми оставшимися. При определении необходимого размера фонда страховая организация применяет методы актуарных расчетов, основанные на действии закона больших чисел и теории вероятности.

    Основываясь на предположении, что механизм передачи риска реализуется через формирование страхового фонда, можно сделать вывод, что размер уплачиваемого в этот фонд взноса должен быть справедливым для всех его участников.

    Каждый участник фонда, желающий передать свой риск на страхование, приносит в страховую компанию риски различной степени. Например:

    • деревянный дом может представлять собой опасность большую, чем дом, имеющий кирпичную конструкцию;
    • 18-летний водитель представляет собой больший риск, чем 35-летний; два 35-летних водителя, один имеющий семейный автомобиль, а другой — спортивный, также внесут в фонд различные риски;
    • человек, имеющий излишний вес, имеет более высокую вероятность ранней смерти, чем человек со средним весом;
    • работник физического труда в большей степени подвержен риску травмы, чем работник офиса.
    • Исходя из вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

      1. Взносы в страховой фонд должны быть достаточными для выплат потенциально возможного возмещения в случае возникновения убытка, а также соответствовать размеру опасности и стоимости имущества и прочим факторам риска.
      2. Страховые взносы должны покрывать административные расходы по управлению этим фондом, быть достаточными для формирования резервов, из которых покрываются чрезвычайные убытки в неблагоприятные годы, а также гарантировать страховой компании определенную норму доходности.

      При установлении размера страхового взноса необходимо учитывать два вышеназванных принципа, а также надо удостовериться в том, что взнос в страховой фонд каждого конкретного полисодержателя должен быть сравним с взносами других с учетом тяжести и частоты их рисков. Кроме того, уровень взносов должен создавать возможность для конкуренции на рынке.

      Взаимное страхование

      Взаимное страхование — это некоммерческая форма организации страхового фонда, обеспечивающая страховую защиту имущественных интересов членов своего общества.

      В организационном отношении это означает разложение убытков при наступлении страхового случая у отдельных участников на всех членов общества.

      С юридических позиций каждый член общества взаимного страхования является одновременно и страховщиком, и страхователем. Документом, удостоверяющим право на владение капиталом общества, на его доход и страховую защиту, служит полис.

      Принципы взаимного страхования

      Экономическое содержание и особенности взаимного страхования находят выражение в принципах его организации.

      В основе взаимного страхования лежит принцип взаимности, принцип взаимопомощи. Это общий принцип страхования, вне зависимости от формы организации фонда страховщика. Общность принципа взаимности для обеих форм фонда страховщика заключается в способах его формирования и расходования. Участниками этого фонда являются страхователи, фонд формируется посредством уплаты страховых взносов. Средства фонда используются на возмещение ущерба и выплату страховых сумм в соответствии с установленными страховщиком правилами страхования. Взаимность обеспечивается формированием страхового фонда и раскладкой убытков на всех участников страхования.

      В наиболее полной и завершенной форме содержание взаимности реализуется в случае, когда в качестве посредников страховых отношений выступают непосредственно потребители страховых услуг — страхователи. В этом случае страховщик формируется не как предприятие, преследующее получение прибыли, а как организация взаимопомощи, обеспечивающая раскладку ущерба между заинтересованными лицами, когда совокупность страхователей образует специфическую страховую организацию для страховой защиты своих имущественных интересов — общество взаимного страхования. При этом можно отметить, что в название формы организации фонда страховщика вынесен основной принцип данных страховых отношений — общество взаимного страхования (ОВС).

      При коммерческой форме организации фонда страхования в качестве посредника реализации страховых отношений выступает предприниматель. При этом предприниматель в страховании, как и в любой другой сфере бизнеса, преследует достижение главной цели — получение максимальной прибыли. Эта цель в страховании достигается предпринимателем как через включение элементов прибыли в структуру страхового тарифа и завышение цены страхования, так и посредством инвестиционной деятельности и различных форм уклонения от выполнения страховых обязательств. В результате коммерческая сторона страхования оттесняет на второй план действительное страхование.

      Таким образом, при коммерческой форме формируемый фонд страховщика становится источником обогащения предпринимателя и обеспечивается проведением страховых операций и инвестиционной деятельности. В результате взаимность для страхователей достигается по более высокому ценовому паритету и не всегда гарантирует им выполнение страховых обязательств.

      Важнейший принцип взаимного страхования — бесприбыльный, некоммерческий характер страховых операций, когда прибыль не закладывается в цену страхования, когда доходы регулируются расходами. Принцип бесприбыльности реализуется при подведении результатов хозяйственной деятельности ОВС за отчетный период, в ходе которого возможное превышение страхового фонда, в том числе и за счет инвестиционной деятельности, над фактическими является собственностью страхователей и может быть направлено на уменьшение цены страхования, укрепление финансовой устойчивости общества, распределено между членами ОВС или оставлено в распоряжении общества.

      Если фактические убытки начинают превышать страховые фонды и доходы от инвестиционной деятельности, участники ОВС делают дополнительные взносы. Данные финансовые отношения членов ОВС характеризуют содержание важнейшего принципа организации взаимного страхования — принципа солидарной ответственности.

      Страховой фонд это закон

      Страховой фонд – это резерв денежных средств, формируемый за счет страховых взносов страхователей и находящийся в оперативно-организационном управлении у страховщика. К страховым фондам можно отнести государственный резервный фонд (государственный централизованный страховой фонд); фонд страховщика; резервный фонд предпринимательских структур, образуемый в процессе самострахования.

      Страхованию как самостоятельному элементу финансовой системы присущ ряд характерных особенностей. Экономическая природа страховых фондов неоднозначна и по-разному трактуется в экономической теории, где существуют две альтернативные точки зрения по данному вопросу: амортизационная и перераспределительная. Первая является исторически более ранней и естественной. Согласно ей страховой фонд имеет амортизационную природу, он обеспечивает восстановление материальных ценностей общества, утраченных вследствие стихийных бедствий, пожаров, аварий и других рисков. Таким образом, страховой фонд является фондом простого воспроизводства. По этой причине затраты на страхование, так же как амортизационные отчисления, изначально относились на издержки производства. При социализме считалось, что страховые фонды носят исключительно перераспределительный характер, т. е. образуются на основе перераспределения денежных доходов и накоплений, образующихся в процессе первичного распределения национального дохода. Это было вполне естественно в условиях монополии государственной собственности на средства производства, когда предприятия не имели необходимости страховать свое имущество.

      В условиях рыночной экономики положение изменилось, назрела необходимость включения страхового фонда в число фондов простого воспроизводства. [51]

      Для страхования как для звена финансовой системы характерна замкнутая раскладка ущерба в рамках конкретного создаваемого страхового фонда. Формирование фонда происходит в децентрализованном порядке, поскольку страховые взносы уплачиваются каждым страхователем обособленно. При этом убыток одного страхователя распределяется между всеми участниками, что приводит к большей маневренности страхового фонда и ускорению оборачиваемости страховых резервов. Средства этого фонда расходуются для компенсации ущербов только его участников. Таким образом, страхование основано на предпосылке, что число страхователей, попавших в страховой случай, существенно меньше общего числа участников страхового фонда, регулярно выплачивающих взносы.

      Страховые платежи после объединения их в страховой фонд подлежат (за вычетом расходов за услуги страховой компании) выплате самим же страхователям. Расходование страховых ресурсов осуществляется в строго определенных случаях, обусловленных договором страхования.

      Государственный резервный фонд создается в централизованном порядке за счет общегосударственных ресурсов и формируется как в натуральной, так и в денежной форме. Задача данного фонда – возмещение ущерба от стихийных бедствий и крупномасштабных аварий.

      Статья 26 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации» устанавливает, что для обеспечения исполнения обязательств по страхованию, перестрахованию страховщики в порядке, установленном нормативным правовым актом органа страхового регулирования, формируют страховые резервы, средства которых используются исключительно для осуществления страховых выплат.

      Запрещается изымать страховые резервы в федеральный бюджет и бюджеты иных уровней бюджетной системы РФ.

      Письмо Министерства финансов РФ от 15 апреля 2002 г. № 24–00/КП-51 «О резерве предупредительных мероприятий» закрепляет, что страховщики в порядке и на условиях, установленных законодательством РФ, образуют из полученных страховых взносов необходимые для предстоящих страховых выплат страховые резервы по личному страхованию, имущественному страхованию и страхованию ответственности. В аналогичном порядке страховщики вправе создавать резервы для финансирования мероприятий по предупреждению несчастных случаев, утраты или повреждения застрахованного имущества.

      Резерв предупредительных мероприятий (РПМ) по своей природе и экономической сути не является страховым резервом, т. е. не имеет отношения к страховым обязательствам страховщика, поэтому страховые организации при разработке положений о порядке формирования страховых резервов не вправе включать резерв предупредительных мероприятий в состав страховых резервов.

      Средства данных резервов имеют целевое назначение и предназначены только для финансирования мероприятий по предупреждению несчастных случаев, утраты или повреждения застрахованного имущества и не могут быть использованы на иные цели.

      Непризнание отчислений на финансирование предупредительных мероприятий расходом страховых организаций для целей налогообложения не лишает их права при условии включения таких отчислений в состав страхового тарифа производить и учитывать их в качестве расходных статей при формировании прибыли. Если в структуре страхового тарифа предусмотрены отчисления в резерв предупредительных мероприятий, страховщик должен производить такие отчисления, а также расходовать их в соответствии с целевыми направлениями. При определении базовой страховой премии для расчета страховых резервов размер брутто-премии уменьшается на отчисления в РПМ.

      Исходя из вышесказанного управление средствами страховых резервов (их формирование и размещение) составляет важную сторону страховой деятельности. Эта часть страховой деятельности регулируется не гражданским, а специализированным финансовым законодательством. Поэтому страховая деятельность составляет предмет не только гражданского, но и финансового права.

      ЗАКОН ОБ ОРГАНИЗАЦИИ СТРАХОВОГО ДЕЛА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

      Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

      Статья 1.
      Отношения, регулируемые настоящим Законом

      1. Настоящий Закон регулирует отношения в области страхования между страховыми организациями и гражданами, предприятиями, учреждениями, организациями, отношения страховых организаций между собой, а также устанавливает основные принципы государственного регулирования страховой деятельности.

      2. Отношения в области страхования регулируются также другими актами законодательства Российской Федерации, принимаемыми на основе настоящего Закона.

      3. Действие настоящего Закона не распространяется на государственное социальное страхование.

      КОММЕНТАРИЙ К СТАТЬЕ 1

      Статья 2.
      Понятие страхования

      Страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий).

      КОММЕНТАРИЙ К СТАТЬЕ 2

      Статья 3.
      Формы страхования

      1. Страхование может осуществляться в добровольной и обязательной формах.

      2. Добровольное страхование осуществляется на основе договора между страхователем и страховщиком. Правила добровольного страхования, определяющие общие условия и порядок его проведения, устанавливаются страховщиком самостоятельно в соответствии с положениями настоящего Закона. Конкретные условия страхования определяются при заключении договора страхования.

      3. Обязательным является страхование, осуществляемое в силу закона. Виды, условия и порядок проведения обязательного страхования определяются соответствующими законами Российской Федерации.

      КОММЕНТАРИЙ К СТАТЬЕ 3

      Статья 4.
      Объекты страхования

      Объектами страхования могут быть не противоречащие законодательству Российской Федерации имущественные интересы:

      связанные с жизнью, здоровьем, трудоспособностью и пенсионным обеспечением страхователя или застрахованного лица (личное страхование);

      связанные с владением, пользованием, распоряжением имуществом (имущественное страхование);

      связанные с возмещением страхователем причиненного им вреда личности или имуществу физического лица, а также вреда, причиненного юридическому лицу (страхование ответственности).

      Страхование расположенных на территории Российской Федерации имущественных интересов юридических лиц (за исключением перестрахования и взаимного страхования) и имущественных интересов физических лиц — резидентов Российской Федерации может осуществляться только юридическими лицами, имеющими лицензию на осуществление страховой деятельности на территории Российской Федерации.

      КОММЕНТАРИЙ К СТАТЬЕ 4

      Статья 5.
      Страхователи

      1. Страхователями признаются юридические лица и дееспособные физические лица, заключившие со страховщиками договоры страхования либо являющиеся страхователями в силу закона.

      2. Страхователи вправе заключать со страховщиками договоры о страховании третьих лиц в пользу последних (застрахованных лиц).

      3. Страхователи вправе при заключении договоров страхования назначать физических или юридических лиц (выгодоприобретателей) для получения страховых выплат по договорам страхования, а также заменять их по своему усмотрению, до наступления страхового случая.

      КОММЕНТАРИЙ К СТАТЬЕ 5

      Статья 6.
      Страховщики

      1. Страховщиками признаются юридические лица любой организационно — правовой формы, предусмотренной законодательством Российской Федерации, созданные для осуществления страховой деятельности (страховые организации и общества взаимного страхования) и получившие в установленном настоящим Законом порядке лицензию на осуществление страховой деятельности на территории Российской Федерации. Законодательными актами Российской Федерации могут устанавливаться ограничения при создании иностранными юридическими лицами и иностранными гражданами страховых организаций на территории Российской Федерации.

      Предметом непосредственной деятельности страховщиков не могут быть производственная, торгово — посредническая и банковская деятельность.

      2. Юридические лица, не отвечающие требованиям, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи, не вправе заниматься страховой деятельностью.

      КОММЕНТАРИЙ К СТАТЬЕ 6

      Статья 7.
      Общества взаимного страхования

      Юридические и физические лица для страховой защиты своих имущественных интересов могут создавать общества взаимного страхования в порядке и на условиях, определяемых Положением об обществе взаимного страхования, утверждаемым Верховным Советом Российской Федерации.

      КОММЕНТАРИЙ К СТАТЬЕ 7

      Статья 8.
      Страховые агенты и страховые брокеры

      1. Страховщики могут осуществлять страховую деятельность через страховых агентов и страховых брокеров.

      2. Страховые агенты — физические или юридические лица, действующие от имени страховщика и по его поручению в соответствии с предоставленными полномочиями.

      3. Страховые брокеры — юридические или физические лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве предпринимателей, осуществляющие посредническую деятельность по страхованию от своего имени на основании поручений страхователя либо страховщика.

      Страховые брокеры обязаны направить в федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью извещение о намерении осуществлять посредническую деятельность по страхованию за 10 дней до начала этой деятельности. К извещению должна быть приложена копия свидетельства (решения) о регистрации брокера в качестве юридического лица или предпринимателя.

      4. Посредническая деятельность по страхованию, связанная с заключением договоров страхования от имени иностранных страховых организаций, за исключением договоров страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств, выезжающих за пределы Российской Федерации, на территории Российской Федерации не допускается, если межгосударственными соглашениями с участием Российской Федерации не предусмотрено иное.

      Посредническая деятельность, связанная с заключением на территории Российской Федерации от имени иностранных страховщиков договоров страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств, выезжающих за пределы Российской Федерации, разрешается с начала страховой деятельности страховой организации, осуществляющей указанную посредническую деятельность.

      КОММЕНТАРИЙ К СТАТЬЕ 8

      Статья 9.
      Страховой риск, страховой случай, страховая выплата

      1. Страховым риском является предполагаемое событие, на случай наступления которого проводится страхование.

      Событие, рассматриваемое в качестве страхового риска, должно обладать признаками вероятности и случайности его наступления.

      2. Страховым случаем является совершившееся событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю или иным третьим лицам.

      3. При страховом случае с имуществом страховая выплата производится в виде страхового возмещения, при страховом случае с личностью страхователя или третьего лица — в виде страхового обеспечения.

      КОММЕНТАРИЙ К СТАТЬЕ 9

      Статья 10.
      Страховая сумма, страховое возмещение, страховое обеспечение

      1. Страховой суммой является определенная договором страхования или установленная законом денежная сумма, исходя из которой устанавливаются размеры страхового взноса и страховой выплаты, если договором или законодательными актами Российской Федерации не предусмотрено иное.

      2. При страховании имущества страховая сумма не может превышать его действительной стоимости на момент заключения договора (страховой стоимости). Стороны не могут оспаривать страховую стоимость имущества, определенную в договоре страхования, за исключением случаев, когда страховщик докажет, что он был намеренно введен в заблуждение страхователем.

      Если страховая сумма, определенная договором страхования, превышает страховую стоимость имущества, он является недействительным в силу закона в той части страховой суммы, которая превышает действительную стоимость имущества на момент заключения договора.

      3. Страховое возмещение не может превышать размера прямого ущерба застрахованному имуществу страхователя или третьего лица при страховом случае, если договором страхования не предусмотрена выплата страхового возмещения в определенной сумме.

      В том случае, когда страховая сумма ниже страховой стоимости имущества, размер страхового возмещения сокращается пропорционально отношению страховой суммы к страховой стоимости имущества, если условиями договора страхования не предусмотрено иное.

      В том случае, когда страхователь заключил договоры страхования имущества с несколькими страховщиками на сумму, превышающую в общей сложности страховую стоимость имущества (двойное страхование), то страховое возмещение, получаемое им от всех страховщиков по страхованию этого имущества, не может превышать его страховой стоимости. При этом каждый из страховщиков выплачивает страховое возмещение в размере, пропорциональном отношению страховой суммы по заключенному им договору к общей сумме по всем заключенным этим страхователем договорам страхования указанного имущества.

      Условиями договора страхования может предусматриваться замена страховой выплаты компенсацией ущерба в натуральной форме в пределах суммы страхового возмещения.

      4. В договоре личного страхования страховая сумма устанавливается страхователем по соглашению со страховщиком.

      Страховое обеспечение выплачивается страхователю или третьему лицу независимо от сумм, причитающихся им по другим договорам страхования, а также по социальному страхованию, социальному обеспечению и в порядке возмещения вреда. При этом страховое обеспечение по личному страхованию, причитающееся выгодоприобретателю в случае смерти страхователя, в состав наследственного имущества не входит.

      КОММЕНТАРИЙ К СТАТЬЕ 10

      Статья 11.
      Страховой взнос и страховой тариф

      1. Страховым взносом является плата за страхование, которую страхователь обязан внести страховщику в соответствии с договором страхования или законом.

      2. Страховой тариф представляет собой ставку страхового взноса с единицы страховой суммы или объекта страхования.

      Страховые тарифы по обязательным видам страхования устанавливаются в законах об обязательном страховании.

      Страховые тарифы по добровольным видам личного страхования, страхования имущества и страхования ответственности могут рассчитываться страховщиками самостоятельно. Конкретный размер страхового тарифа определяется в договоре страхования по соглашению сторон.

      КОММЕНТАРИЙ К СТАТЬЕ 11

      Статья 12.
      Сострахование

      Объект страхования может быть застрахован по одному договору совместно несколькими страховщиками (сострахование). При этом в договоре должны содержаться условия, определяющие права и обязанности каждого страховщика.

      КОММЕНТАРИЙ К СТАТЬЕ 12

      Статья 13.
      Перестрахование

      1. Перестрахованием является страхование одним страховщиком (перестрахователем) на определенных договором условиях риска исполнения всех или части своих обязательств перед страхователем у другого страховщика (перестраховщика).

      2. Страховщик, заключивший с перестраховщиком договор о перестраховании, остается ответственным перед страхователем в полном объеме в соответствии с договором страхования.

      КОММЕНТАРИЙ К СТАТЬЕ 13

      Статья 14.
      Объединения страховщиков

      1. Страховщики могут образовывать союзы, ассоциации и иные объединения для координации своей деятельности, защиты интересов своих членов и осуществления совместных программ, если их создание не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации. Эти объединения не вправе непосредственно заниматься страховой деятельностью.

      2. Объединения страховщиков действуют на основании уставов и приобретают права юридических лиц после государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью.

      Глава II. Исключена

      Глава III. ОБЕСПЕЧЕНИЕ
      ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ СТРАХОВЩИКОВ

      Статья 25.
      Условия обеспечения финансовой устойчивости страховщиков

      Основой финансовой устойчивости страховщиков является наличие у них оплаченного уставного капитала и страховых резервов, а также система перестрахования.

      Минимальный размер оплаченного уставного капитала, сформированного за счет денежных средств, на день подачи юридическим лицом документов для получения лицензии на осуществление страховой деятельности должен быть не менее 25 тысяч минимальных размеров оплаты труда — при проведении видов страхования иных, чем страхование жизни, не менее 35 тысяч минимальных размеров оплаты труда — при проведении страхования жизни и иных видов страхования, не менее 50 тысяч минимальных размеров оплаты труда — при проведении исключительно перестрахования.

      Статья 26.
      Страховые резервы и фонды страховщиков

      1. Для обеспечения выполнения принятых страховых обязательств страховщики в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации, образуют из полученных страховых взносов необходимые для предстоящих страховых выплат страховые резервы по личному страхованию, имущественному страхованию и страхованию ответственности.

      В аналогичном порядке страховщики вправе создавать резервы для финансирования мероприятий по предупреждению несчастных случаев, утраты или повреждения застрахованного имущества.

      Страховые резервы, образуемые страховщиками, не подлежат изъятию в федеральный и иные бюджеты.

      2. Из доходов, остающихся после уплаты налогов и поступающих в распоряжение страховщиков, они могут образовывать фонды, необходимые для обеспечения их деятельности.

      3. Страховщики вправе инвестировать или иными образом размещать страховые резервы и другие средства, а также выдавать ссуды страхователям, заключившим договоры личного страхования, в пределах страховых сумм по этим договорам.

      Статья 27.
      Гарантии платежеспособности страховщиков

      1. Для обеспечения своей платежеспособности страховщики обязаны соблюдать нормативные соотношения между активами и принятыми ими страховыми обязательствами. Методика расчета этих соотношений и их нормативные размеры устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью.

      2. Страховщики, принявшие обязательства в объемах, превышающих возможности их исполнения за счет собственных средств и страховых резервов, обязаны застраховать у перестраховщиков риск исполнения соответствующих обязательств.

      3. Размещение страховых резервов должно осуществляться страховщиками на условиях диверсификации, возвратности, прибыльности и ликвидности.

      Статья 28.
      Учет и отчетность страховщиков

      1. План счетов и правила бухгалтерского учета, показатели и формы учета страховых операций и отчетности страховщиков устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и Государственным комитетом Российской Федерации по статистике.

      2. Операции по личному страхованию учитываются страховщиками отдельно от операций по имущественному страхованию и страхованию ответственности.

      Статья 29.
      Публикация страховщиками годовых балансов

      Страховщики публикуют годовые балансы и счета прибылей и убытков в сроки, установленные федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью, после аудиторского подтверждения достоверности содержащихся в них сведений.

      Глава IV. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
      НАДЗОР ЗА СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

      Статья 30.
      Государственный надзор за страховой деятельностью в Российской Федерации

      1. Государственный надзор за страховой деятельностью осуществляется в целях соблюдения требований законодательства Российской Федерации о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства.

      2. Государственный надзор за страховой деятельностью на территории Российской Федерации осуществляется федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью, действующей на основании Положения, утверждаемого Правительством Российской Федерации.

      3. Основными функциями федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью являются:

      а) выдача страховщикам лицензий на осуществление страховой деятельности;

      б) ведение единого Государственного реестра страховщиков и объединений страховщиков, а также реестра страховых брокеров;

      в) контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков;

      г) установление правил формирования и размещения страховых резервов, показателей и форм учета страховых операций и отчетности о страховой деятельности;

      д) разработка нормативных и методических документов по вопросам страховой деятельности, отнесенным настоящим Законом к компетенции федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью;

      е) обобщение практики страховой деятельности, разработка и представление в установленном порядке предложений по развитию и совершенствованию законодательства Российской Федерации о страховании.

      4. Федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью вправе:

      а) получать от страховщиков установленную отчетность о страховой деятельности, информацию об их финансовом положении, получать необходимую для выполнения возложенных на нее функций информацию от предприятий, учреждений и организаций, в том числе банков, а также от граждан;

      б) производить проверки соблюдения страховщиками законодательства Российской Федерации о страховании и достоверности представляемой ими отчетности;

      в) при выявлении нарушений страховщиками требований настоящего Закона давать им предписания по их устранению, а в случае невыполнения предписаний приостанавливать или ограничивать действие лицензий этих страховщиков впредь до устранения выявленных нарушений либо принимать решения об отзыве лицензий;

      г) обращаться в арбитражный суд с иском о ликвидации страховщика в случае неоднократного нарушения последним законодательства Российской Федерации, а также о ликвидации предприятий и организаций, осуществляющих страхование без лицензий.

      КОММЕНТАРИЙ К СТАТЬЕ 30

      Статья 31.
      Пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на страховом рынке

      Предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на страховом рынке обеспечивается Государственным комитетом Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.

      КОММЕНТАРИЙ К СТАТЬЕ 31

      Статья 32.
      Лицензирование страховой деятельности

      1. Лицензии на осуществление страховой деятельности выдаются федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью:

      а) страховщикам на основании их заявлений с приложением:

      свидетельства о регистрации;

      экономического обоснования страховой деятельности;

      правил по видам страхования;

      расчетов страховых тарифов;

      сведений о руководителях и их заместителях;

      б) страховщикам, предметом деятельности которых является исключительно перестрахование, на основании их заявлений с приложением:

      справки о размере оплаченного уставного капитала;

      сведений о руководителях и их заместителях.

      2. Лицензии выдаются на осуществление добровольного и обязательного личного страхования, имущественного страхования и страхования ответственности, а также перестрахования, если предметом деятельности страховщика является исключительно перестрахование. При этом в лицензиях указываются конкретные виды страхования, которые страховщик вправе осуществлять.

      3. Федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью рассматривает заявления юридических лиц о выдаче им лицензий в срок, не превышающий 60 дней с момента получения документов, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи.

      4. Основанием для отказа в выдаче юридическому лицу лицензии на осуществление страховой деятельности может служить несоответствие документов, прилагаемых к заявлению, требованиям законодательства Российской Федерации.

      Об отказе в выдаче лицензии федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью сообщает юридическому лицу в письменной форме с указанием причин отказа.

      5. Об изменениях, внесенных в учредительные документы, страховщик обязан сообщить федеральному органу исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью в месячный срок с момента регистрации этих изменений в установленном порядке.

      КОММЕНТАРИЙ К СТАТЬЕ 32

      Статья 33.
      Соблюдение коммерческой тайны страховщика должностными лицами федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью

      Должностные лица федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью не вправе использовать в корыстных целях и разглашать в какой-либо форме сведения, составляющие коммерческую тайну страховщика.

      КОММЕНТАРИЙ К СТАТЬЕ 33

      Глава V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

      Статья 34.
      Страхование иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на территории Российской Федерации

      Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица на территории Российской Федерации пользуются правом на страховую защиту наравне с гражданами и юридическими лицами Российской Федерации.

      Статья 35.
      Рассмотрение споров

      Споры, связанные со страхованием, разрешаются судом, арбитражным или третейским судами в соответствии с их компетенцией.

      Статья 36.
      Международные договоры

      Если международными договорами Российской Федерации или бывшего СССР установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве Российской Федерации о страховании, то применяются правила международного договора.

      Президент Российской Федерации
      Б.Ельцин
      Москва, Дом Советов России
      27 ноября 1992 года
      N 4015-1

      Тема 3. Страховой фонд и его виды

      Страховой фонд — это резерв натуральных или денежных средств, предназначенный для возмещения ущербов. Страховой фонд является обязательным элементом общественного воспроизводства. Создание целевых денежных фондов, управление ими и их распределение представляет собой часть системы финансовых отношений общества.

      Различают следующие формы организации страховых фондов общества:
      1. Государственный страховой фонд формируется за счет общегосударственных ресурсов, имеет денежную форму (расходная статья государственного бюджета) и натуральную форму (это запасы продуктов, одежды, оборудования на специальных складах). Фондом распоряжается правительство и используется он, когда имеют место большие разрушения и человеческие жертвы.
      2. Фонд самострахования создается на предприятиях и в домашних хозяйствах за счет собственных средств и на добровольной основе. Исключение составляют акционерные общества, которые образуют его по закону в размере не менее 15% от уставного капитала. Цель создания — обеспечение непрерывной деятельности и исключение влияния конъюктуры рынка на деятельность предприятия. Чаще всего имеет натуральную форму (запасы сырья, материалов, продуктов). Средства этого фонда не предназначены для компенсации ущербов от крупных рисков (пожар, стихийные бедствия).
      3. Фонд активов банковских учреждений России (банковский) — образуется на добровольной основе за счет взносов коммерческих банков и имеет денежную форму. Фонд предназначен для компенсации по вкладам, в случае неудачной деятельности какого — либо банка. Цель создания этого фонда — поддержание имиджа банковской системы. В настоящее время в РФ для вкладчиков — физических лиц действует Закон об обязательном страховании вкладов, согласно которому в 100%-ном размере компенсируются вклады до 400 тыс. руб.
      4. Страховые фонды страховых компаний формируются на основе передачи им функций страхования со стороны клиентов. Образуются за счет добровольных или обязательных взносов страхователей. Управляются специалистами страховщика, используются на выплаты пострадавшим. Имеют денежную форму.

      16. Страхование и страховые фонды.

      Страхование – это экономические отношения по защите личных и имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых страховых взносов (страховых премий).

      Порядок страхования в РФ регулируется законом «О страховании» (1993 т.). Основные условия страхования, организуемого на основе взаимности и возмездности, состоит в возмещении ущерба, причиненному одному лицу (физическому или юридическому) путем разложениям последствий ущерба на многих (плательщиков страховых взносов). Ущерб охватывает не всех участников страхования сразу, поэтому, чем шире их круг, тем меньше доля каждого при раскладе ущерба между участниками.

      В процессе страхования участвует страхователь (т.е. физическое или юридическое лицо), имеющее страховой интерес, и страховщик, которым может быть государственная организация; акционерное страховое общество взаимного страхования, имеющие государственную лицензию.

      Страхование выполняет следующие функции:а) защиту от риска, т.к. возмещает ущерб и оказывает денежную помощь пострадавшим;

      б) предупредительную, т.е. часть страхового фонда используется для уменьшения риска;

      в) сберегательную, что означает накопление средств путем страховых взносов и возврата их с процентами (если не произошел страховой случай).

      Страховые компании, наряду с коммерческими банками, частными пенсионными фондами и т.п. являются структурами, мобилизующими свободные денежные средства населения и фирм и направляющими их на инвестиции в экономику.

      Обязательным элементом общественного воспроизводства выступает страховой фонд.

      Страховой фонд создается в форме резерва материальных и денежных средств для покрытия чрезвычайного ущерба, причиняемого обществу стихийными бедствиями, техногенными факторами и различного рода случайностями.

      Общественная практика, выбрала ряд организационных форм страхового фонда. Применительно к условиям функционирования экономики в России можно выделить следующее:

      •централизованный страховой (резервный) фонд;

      •страховой фонд страховщика (андеррайтера).

      Централизованный страховой (резервный) фонд образуется за счет общегосударственных ресурсов. Назначение этого фонда — возмещение ущерба и устранение последствий стихийных бедствий и крупных аварий, повлекшие крупные разрушения и большие человеческие жертвы.

      Фонд самострахования — как правило, это децентрализованный, организационно обособленный фонд преимущественно в виде натуральных запасов хозяйствующего субъекта. Вместе с тем, возможна и денежная форма фонда самострахования. Фонд самострахования дает возможность преодолеть временные затруднения в процессе производства.

      Страховой фонд страховщика создается за счет большого круга его участников — предприятий, учреждений, организаций и отдельных граждан. Участники фонда (пайщики и пользователи) выступают в качестве страхователей. Формирование фонда происходит только в децентрализованном порядке, поскольку страховые взносы каждым участником (страхователем) уплачивается обособленно.

      В современных условиях страховой фонд страховщика имеет только денежную форму.

      В рамках страхового фонда страховщика достигается весьма высокая эффективность использования имеющихся средств. Убытки в данном случае как бы раскладываются на всех участников страхового фонда, происходит значительное перераспределение средств, что в конечном итоге приводит к большей маневренности и оборачиваемости.

      Страховой рынок — это система, включающая различные структурные звенья. Частными страховщиками выступают: индивидуальные предприниматели, акционерные страховые компании, общества взаимного страхования. В качестве публичных страховщиков выступают государственные организации.

      Основой страховой системы являются акционерные страховые общества, создаваемые за счет денежных средств учредителей через размещение ценных бумаг. Привлечение капитала большего числа пайщиков (акционеров) обеспечивает финансовую независимость и самостоятельность страховщика.

      Финансовые ресурсы страхового общества для проведения его операций складываются из следующих позиций: уставный фонд, фонд развития и страховой запасной фонд.

      Доходы: полученные страховые взносы, доходы от страховой и иной, деятельности, от инвестирования средств страхового фонда и т.п.

      Расходы: выплаты страхового возмещения и страховых сумм, отчисления в запасные фонды и резервы взносов, отчисления на предупредительные мероприятия, расходы на ведение дела и т.п. Основная статья расходов — это выплата страховых сумм и возмещений.

      Прибыль страхового общества — разница между доходами и расходами. После выплаты налогов чистая прибыль направляется на выплату дивидендов акционерам, материальное поощрение работников, выпуск дополнительных акций.

      Активы страховщика — это его имущество в виде основных средств, материалов, денежных средств и финансовых вложений (в ценные бумаги).

      Обязательства страховщика — страховые резервы, займы и кредиты банков, иные заемные и привлеченные средства, резервы предстоящих расходов и платежей, расчетные обязательства по перестраховочным операциям и другая кредиторская задолженность.

      Фактический размер свободных активов страховщика рассчитывается как сумма собственных и приравненных к ним средств, увеличенная на сумму несвязанных страховых резервов и уменьшенная на величину нематериальных активов и непокрытых убытков. Он должен быть меньше нормативного размера свободных активов и показывает ликвидность баланса организации.

      Другая форма страховой деятельности — общество взаимного страхования, членами и владельцами которого, выступают держатели страховых полисов. Участник общества одновременно является и страховщиком, и страхователем, его доля в страховом фонде определяется размером внесенного пая. Все операции осуществляются за счет страхового фонда общества, а в случае нехватки средств участники вносят дополнительные суммы на конкретные цели. Цели получения прибыли не преследуется, наоборот, предпринимается снижение тарифов страховых премий для членов общества. Такие общества особенно выгодны предпринимателям среднего и малого бизнеса.

      Страхование гражданской ответственности в зависимости от обстоятельств, приведших к нанесению

      txt fb2 ePub html

      на телефон придет ссылка на файл выбранного формата

      Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при сдаче экзаменов, подготовке к контрольным работам и т.д. Благодаря нашему сервису вы получаете возможность скачать на телефон шпаргалки по страхованию. Все шпаргалки представлены в популярных форматах fb2, txt, ePub , html, а также существует версия java шпаргалки в виде удобного приложения для мобильного телефона, которые можно скачать за символическую плату. Достаточно скачать шпаргалки по страхованию — и никакой экзамен вам не страшен!

      Не нашли что искали?

      Если вам нужен индивидуальный подбор или работа на заказа — воспользуйтесь этой формой.

      Страховые агенты – это постоянно проживающие на территории РФ и осуществляющие свою деятельнос

      Страховые фонды

      Страховой фонд – это резерв денежных средств, формируемый за счет страховых взносов страхователей и находящийся в оперативно-организационном управлении у страховщика. К страховым фондам можно отнести государственный резервный фонд (государственный централизованный страховой фонд); фонд страховщика; резервный фонд предпринимательских структур, образуемый в процессе самострахования.

      Формирование фонда происходит в децентрализованном порядке, поскольку страховые взносы уплачиваются каждым страхователем обособленно. При этом убыток одного страхователя распределяется между всеми участниками, что приводит к большей маневренности страхового фонда и ускорению оборачиваемости страховых резервов. Средства этого фонда расходуются для компенсации ущербов только его участников. Таким образом, страхование основано на предпосылке, что число страхователей, попавших в страховой случай, существенно меньше общего числа участников страхового фонда, регулярно выплачивающих взносы.

      Страховые платежи после объединения их в страховой фонд подлежат (за вычетом расходов за услуги страховой компании) выплате самим же страхователям. Расходование страховых ресурсов осуществляется в строго определенных случаях, обусловленных договором страхования.

      Государственный резервный фонд создается в централизованном порядке за счет общегосударственных ресурсов и формируется как в натуральной, так и в денежной форме. Задача данного фонда возмещение ущерба от стихийных бедствий и крупномасштабных аварий.

      Специализированные денежные фонды (страховые резервы) формируются отдельным страховщиком для обеспечения страховых выплат и являются собственностью страховщика, но страховщик ограничен в праве распоряжаться этой частью своей собственности. К специализированным фондам можно отнести Фонд обязательного медицинского страхования, Пенсионный фонд, Фонд социального страхования.

      Страховщикам предоставляется право инвестировать и иным образом размещать средства страховых резервов в порядке, установленном нормативным правовым актом органа страхового регулирования, на условиях диверсификации, возвратности, прибыльности и ликвидности.

      Похожие вопросы

      • Страховое право — Страховыефонды
        Страховыефонды. Страховойфонд – это резерв денежных средств, формируемый за счет страховых взносов страхователей и находящийся в.
      • Страхование — Страховыефонды
        Страховыефонды. Страховойфонд – это резерв денежных средств, формируемый за счет страховых взносов страхователей и находящийся в.
      • Финансы — Государственные социальные внебюджетные фонды.
        Государственные социальные внебюджетные фонды, их роль в становлении системы
        законодательством Российской Федерации социальных страховых рисков, подлежащих.
      • Страхование — Понятие страхования
        . страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков.
      • Страхование — Страховые агенты
        Страховыефонды. Страховойфонд – это резерв денежных средств, формируемый за счет страховых взносов страховате.
      • Страхование — Негосударственное пенсионное страхование
        Осуществляя обязательное пенсионное страхование, государство предусматривает страховое обеспечение граждан не только из бюджета Пенсионного фонда РФ.
      • Страховое право — Страховая премия (страховые взносы).
        . поступающих страховщику в качестве платы за страховые услуги, кроме расходов на ведение страхового дела, формируются страховые резервы (страховыефонды).
      • Шпаргалки по экономическому анализу
        Основные фонды – это совокупность произведенных общественным трудом материально-вещественных ценнос. подробнее ».
      • Шпаргалки по страховому праву
        Страховыефонды. Страховойфонд – это резерв денежных средств, формируемый за счет страховых взносов страхователей и . подробнее ».
      • Страховое право — Страховые агенты
        Страховыефонды. Страховойфонд – это резерв денежных средств, формируемый за счет страховых взносов страховате.

      найдено похожих страниц:10

      Смотрите так же:

      • Ошибки в документах у юриста Юридическое агентство Гарант предоставляет услуги юриста в г. Мелеуз г. Мелеуз, ул. Ленина, 124 Квалифицированная юридическая помощь юриста по гражданским, семейным, жилищным, трудовым, земельным спорам. Гарантия качества юридических услуг Добросовестное и качественное оказание услуг юриста Квалифицированная юридическая […]
      • Жалоба на оператора мегафон Отзывы и жалобы на Мегафон Если вас не устраивает качество связи, вас преследуют какие-то непонятные списания и прочие проблемы, необходимы решительные действия. Это касается любого оператора сотовой связи, а не какого-то одного. Например, вы можете пожаловаться на МегаФон, если он отказывается решать ваши проблемы и проявляет […]
      • Налог с продажи недвижимости нерезидента Уплата налога нерезидентами при продаже квартиры в России При сделках с недвижимостью государство предлагает достаточно большой портфель налоговых льгот. И при определенных обстоятельствах гражданин может вообще не платить НДФЛ с продажи квартиры на законных основаниях. Вопрос в том, на всех ли это распространяется, и как в этом случае […]
      • Закон о теплоснабжении действующий ФЗ «О теплоснабжении»: действующая редакция Федеральный закон 190 регулирует правоотношения, возникающие на основании производства, передачи и потребления тепловой энергии и мощности. Правовое регулирование определяет использование систем теплоснабжения, их создание и функционирование. Положения закона также распространяются и на […]
      • Авансы транспортный налог 2018 Авансовые платежи по транспортному налогу Авансовые платежи по транспортному налогу (ТН) — кто и когда их должен перечислять, как они рассчитываются? На эти вопросы мы ответим в данной статье. Кто должен уплачивать авансовые платежи по транспортному налогу Об основных правилах расчета ТН для юрлиц читайте в материале. Сроки уплаты […]
      • Написать заявление об уплате алиментов Исковое заявление о назначении алиментов Если стороны алиментных правоотношений не смогли прийти к компромиссу о порядке, размере и периодичности выплат или если одна из сторон уклоняется от обязанности содержания общего несовершеннолетнего ребенка, взыскать алименты можно судебно-исковым путем. Исковое заявление — это принудительный […]