Реестр налогоплательщиков россии

ЕГРН (Единый государственный реестр налогоплательщиков)

Оглавление

ЕГРН (Единый государственный реестр налогоплательщиков) — реестр, в котором содержатся сведения об организациях и физических лицах, учет которых осуществляется в налоговых органах по основаниям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации.

Комментарий

ЕГРН (Единый государственный реестр налогоплательщиков) — это реестр, в котором содержатся сведения об организациях и физических лицах, учет которых осуществляется в налоговых органах по основаниям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации.

Федеральная налоговая служба осуществляет учет налогоплательщиков. Для реализации этой цели и ведется ЕГНР, который ведется Федеральной налоговой службой и ее территориальными органами. Ведение этого реестра предусмотрено п. 8 ст. 84 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).

Порядок ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков утвержден Приказом Минфина РФ от 30.09.2010 N 116н. Приложением к этому документу утвержден Состав сведений, содержащихся в едином государственном реестре налогоплательщиков.

К примеру, в отношении российских юридических лиц, в реестре содержатся сведения:

1) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование организации и иные сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц

2) основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации организации;

3) дата внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц о государственной регистрации организации;

4) наименование и код налогового органа, в котором осуществлена постановка на учет организации;

5) дата постановки на учет (снятия с учета) организации в налоговом органе;

6) идентификационный номер налогоплательщика;

7) код причины постановки на учет (снятия с учета) организации в налоговом органе;

8) серия, номер и дата выдачи свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;

9) номер и дата выдачи уведомления о постановке на учет (о снятии с учета) в налоговом органе;

10) сведения об обособленных подразделениях организации;

11) сведения о принадлежащих организации объектах недвижимого имущества (в том числе земельные участки);

12) сведения о принадлежащих организации транспортных средствах;

13) сведения о зарегистрированных объектах игорного бизнеса организации;

14) сведения о видах деятельности организации, в отношении которых применяется система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, а также сведения о местах осуществления организацией соответствующей деятельности;

15) сведения об участках недр, предоставленных в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации организации-налогоплательщику налога на добычу полезных ископаемых, и о предоставлении ей прав на пользование участками недр;

16) сведения о счетах организации в банках;

17) сведения об участии организации в соглашении о разделе продукции;

18) дата последнего представления организацией в налоговый орган документов отчетности, предусмотренной законодательством о налогах и сборах;

19) дата начала (окончания) применения организацией упрощенной системы налогообложения;

20) дата присвоения (лишения) организации статуса резидента особой экономической зоны;

21) сведения о получении (утрате) статуса участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 г. N 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»

Реестр налогоплательщиков РФ

Актуально на: 20 марта 2017 г.

Единый государственный реестр налогоплательщиков – это реестр, в котором содержатся сведения обо всех организациях и физических лицах, поставленных на учет по основаниям, предусмотренным НК РФ (п. 3 Порядка ведения реестра, утв. Приказом Минфина РФ от 30.09.2010 N 116н, далее – Порядок). За ведение реестра отвечает ФНС и территориальные налоговые органы (п. 2 Порядка).

Информация об организациях в реестре налогоплательщиков

О российских организациях в реестре налогоплательщиков РФ содержатся следующие сведения (разд. I Приложения к Порядку):

  • полное и сокращенное наименование организации, другие сведения, указанные в ЕГРЮЛ;
  • ОГРН, ИНН, КПП;
  • дата внесения записи в ЕГРЮЛ о государственной регистрации организации;
  • наименование и код инспекции, которая поставила на учет организацию;
  • дата постановки на учет (снятия с учета) организации в налоговом органе;
  • номер и дата выдачи уведомления о постановке на учет (о снятии с учета);
  • сведения об обособленных подразделениях организации;
  • сведения о транспортных средствах и недвижимом имуществе (в том числе земельных участках), принадлежащих организации;
  • сведения о зарегистрированных объектах игорного бизнеса организации;
  • виды деятельности, в отношении которых организация применяет ЕНВД и местах ведения такой деятельности;
  • сведения об участках недр, переданных в пользование организации-налогоплательщику НДПИ, и о предоставлении ей прав на пользование участками недр;
  • сведения о счетах организации в банках;
  • сведения об участии организации в соглашении о разделе продукции;
  • дата последнего представления организацией в ИФНС налоговой отчетности;
  • дата начала (окончания) применения организацией УСН;
  • дата присвоения (лишения) организации статуса резидента особой экономической зоны;
  • сведения о получении (утрате) статуса участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Законом N 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково».
  • Информация о физлицах в Едином реестре налогоплательщиков

    Реестр ФНС включает в себя следующие данные физических лиц (разд. III Приложения к Порядку):

  • фамилия, имя, отчество (последнее – при наличии), дата и место рождения, пол, гражданство;
  • адрес места жительства (места пребывания при отсутствии места жительства на территории РФ);
  • данные паспорта, иного документа, удостоверяющего личность: вид документа, серия, номер и дата выдачи, наименование органа и код подразделения, выдавшего документ;
  • реквизиты документа, подтверждающего регистрацию физлица по месту жительства (либо месту пребывания);
  • наименование и код инспекции, которая поставила на учет физлицо;
  • дата постановки на учет (снятия с учета) физлица;
  • ИНН, основание постановки на учет (снятия с учета) физического лица;
  • серия, номер и дата выдачи свидетельства о постановке на учет;
  • сведения об адвокате, нотариусе, занимающемся частной практикой;
  • сведения о транспортных средствах, объектах недвижимого имущества (в том числе земельных участках), принадлежащих физлицу;
  • сведения о регистрации физлица по месту жительства (месту пребывания);
  • сведения о регистрации акта гражданского состояния о рождении и о смерти;
  • сведения об опеке и попечительстве;
  • сведения о выдаче свидетельства о праве на наследство;
  • сведения о нотариальном удостоверении договора дарения;
  • сведения о счетах в банках нотариуса, адвоката, предназначенных для ведения ими профессиональной деятельности.
  • Если же физлицо зарегистрировано в налоговых органах в качестве ИП, то в Едином реестре о нем будут еще и такие сведения (п. 24 разд. III Приложения к Порядку):

    • ОГРН записи о регистрации ИП;
    • сведения о регистрации физлица в качестве ИП, содержащиеся в ЕГРИП;
    • сведения о видах деятельности ИП, в отношении которых он применяет ЕНВД и о местах осуществления им этой деятельности;
    • сведения об участках недр, переданных в пользование ИП — налогоплательщику НДПИ, и о предоставлении ему прав на пользование участками недр;
    • сведения о счетах ИП в банках;
    • дата последнего представления ИП в инспекцию налоговой отчетности;
    • дата начала (окончания) применения предпринимателем УСН или ПСН.
    • Выписка из Единого реестра налогоплательщиков

      Чтобы получить выписку из Единого реестра, заявитель должен направить запрос, составленный в произвольной форме, на бумаге или в электронном виде в любой налоговый орган независимо от места нахождения (места жительства) самого заявителя или лица, о котором запрашивается информация (п. 21 Административного регламента, утв. Приказом Минфина России от 30.12.2014 N 178н, — далее Регламента). При этом в запросе должны быть указаны сведения (п. 22 Регламента):

    • о заявителе. Об организации – полное наименование, ИНН; об индивидуальном предпринимателе – ФИО, ИНН; о физическом лице (не ИП) – ФИО. И в любом случае должен быть указан почтовый адрес (адрес электронной почты);
    • о запрашиваемом лице – полное наименование организации, ФИО физлица, иные известные заявителю сведения (адрес места нахождения организации, места жительства физлица, дата рождения, основной государственный регистрационный номер, ИНН и др.);
    • о способе получения выписки (заявителем или его представителем лично, по почте, в электронной форме).
    • Выписку должны будут предоставить по утвержденной форме (утв. Приказом ФНС России от 16.04.2015 N ММВ-7-14/[email protected] ) в течение 5 рабочих дней со дня регистрации запроса, причем бесплатно (п. 19 Регламента).

      Реестр налогоплательщиков россии

      Открытая общественная правовая информационная система

      Задать вопрос юристу

      • Главная ›
      • Полезная литература ›
      • Настольная книга Индивидуального предпринимателя. Издание 26 ›
      • Глава 3. Регистрация в налоговой инспекции, внебюджетных фондах и органах статистики ›
      • 3.2. Единый государственный реестр налогоплательщиков (ЕГРН)
      • 3.2. Единый государственный реестр налогоплательщиков (ЕГРН)

        Как мы уже говорили, предпринимателю не надо подавать заявление о постановке на налоговый учет. Постановка на налоговый учет происходит путем регистрации предпринимателя в Едином государственном реестре налогоплательщиков (ЕГРН). Правила ведения ЕГРН утверждены постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. № 110.

        ЕГРН содержит информацию обо всех гражданах и организациях, поставленных на учет в налоговых органах. Также в реестр заносятся данные о том, каким недвижимым имуществом владеет то или иное физическое лицо (организация), сведения о выданных им лицензиях.

        Реестр формируется территориальными налоговыми инспекциями и обобщается на федеральном уровне. Основные сведения поступают в реестр при первичной регистрации предпринимателей и организаций. Документом, который подтверждает внесение записи в ЕГРН, является уведомление о постановке на учет физического лица в налоговом органе по месту жительства по форме № 2-3-Учет, утвержденной в приложении № 7 к Приказу ФНС РФ от 11 августа 2011 г. № ЯК-7-6/[email protected]

        Если в дальнейшем данные в ЕГРИП меняются, то автоматически обновляется и реестр налогоплательщиков.

        Помимо данных, которые формируются при государственной регистрации предпринимателей, в ЕГРН заносится и дополнительная информация. В частности, из ОВД поступают данные об утрате или обмене паспортов, регистрации граждан по месту жительства, приобретении транспортных средств. Органы, которые производят регистрацию актов гражданского состояния, предоставляют данные о рождении и смерти граждан. Территориальные органы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии сообщают налоговикам о сделках с недвижимостью, лицензирующий орган – о выдаче или аннулировании лицензий, нотариусы – о зарегистрированных договорах дарения и правах на наследство и т.д.

        Предприниматель может получить информацию о себе из ЕГРН совершенно бесплатно и любое количество раз. Для получения таких сведений предприниматель должен составить запрос в произвольной форме с обязательным указанием фамилии, имени, отчества, ИНН, реквизитов документа, удостоверяющего его личность (номер, дата выдачи, наименование органа, выдавшего документ). Каждый гражданин может бесплатно поставить в свой паспорт отметку о присвоении ИНН.

        Что касается информации о других налогоплательщиках, то бесплатно она предоставляется только уполномоченным структурам: органам власти, судам, государственным внебюджетным органам и т.п.

        Постановлением Правительства РФ от 10 марта 1999 г. были утверждены Правила ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков. В том же году была начата работа по присвоению идентификационных номеров налогоплательщиков (ИНН) физическим лицам и контролю за их применением работодателями при представлении налоговой отчетности о выплаченных работникам доходах. Для упорядочения работы определенное значение имел Регламент ведения информационного обмена между налоговыми органами. [c.305]

        База данных Единого государственного реестра налогоплательщиков и досье организации-налогоплательщика дают общее представление о подлежащей проверке организации, ее учредителях, дочерних и зависимых обществах, наличии филиалов, представительств и других обособленных подразделений, имеющихся счетах в банках и других кредитных учреждениях и т.п. Результаты камеральной проверки представляемой организацией отчетности и материалы предшествующих выездных (документальных) налоговых проверок позволяют оценить масштабы финансово-хозяйственной деятельности и ее основные направления, выделить сферы деятельности, где выявление налоговых правонарушений наиболее вероятно и на которые при проведении проверки следует обратить особое внимание. Данные оперативно-бухгалтерского учета показывают полноту и своевременность уплаты налогов подлежащей проверке организацией. [c.144]

        При постановке на учет каждому налогоплательщику присваивается единый идентификационный номер, который затем проставляется на всех документах, связанных с налогообложением. Сведения о налогоплательщиках группируются в Едином государственном реестре налогоплательщиков. [c.175]

        Основные правила, касающиеся учета налогоплательщиков, содержатся в ст. 83—86 НК РФ и Постановлении Правительства РФ от 10 марта 1999 г. № 266 О порядке ведения единого государственного реестра налогоплательщиков 1. [c.507]

        При постановке на учет налогоплательщику присваивается идентификационный номер (ИНН) и его вносят в Единый государственный реестр налогоплательщиков. [c.507]

        Единый государственный реестр налогоплательщиков представляет собой систему государственных баз данных учета налогоплательщиков, которые ведутся налоговыми органами на основе поступающей к ним документированной информации. [c.508]

        Государственные информационные ресурсы могут формироваться в виде различных регистров и реестров. Так, в соответствии со ст. 14 Федерального закона О лицензировании отдельных видов деятельности лицензирующие органы формируют и ведут реестры лицензий на конкретные виды деятельности, лицензирование которых они осуществляют. Согласно ст. 12 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним 3 (с изменениями от 5 марта и 12 апреля 2001 г.) права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав. В соответствии с Правилами ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков, утвержденными постановлением Правительства РФ от 10 марта 1999 г. № 266, Министерством Российской Федерации по налогам и сборам (МНС России)4 ведется государственный реестр налогоплательщиков. [c.44]

        Правительству РФ предоставлено право утверждать порядок ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков (см. п. 8 ст. 84 НК). [c.223]

        На основе данных учета Государственная налоговая служба Российской Федерации ведет Единый государственный реестр налогоплательщиков в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. [c.229]

        Пункт 8 статьи предусматривает утверждение Правительством РФ акта о порядке ведения Госналогслужбой РФ Единого государственного реестра налогоплательщиков. [c.232]

        На основании данных учета Государственная налоговая служба РФ (Министерство РФ по налогам и сборам) ведет Единый государственный реестр налогоплательщиков в порядке, установленном Правительством РФ Постановление от 10 марта 1999 г № 266 О порядке ведения единого государственного реестра налогоплательщиков . [c.197]

        На основе данных учета МНС РФ ведет Единый государственный реестр налогоплательщиков в порядке, установленном Правительством РФ (Правила ведения единого государственного реестра налогоплательщиков утверждены постановлением Правительства РФ от 10 марта 1999 г. № 266). [c.465]

        ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЕСТР НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ — система государственных баз данных учета налогоплательщиков, ведущихся Министерством РФ по налогам и сборам и его территориальными органами на основе единых методологических и программно-технологических принципов и документированной информации, поступающей в эти органы. [c.22]

        Министерство РФ по налогам и сборам и его территориальные органы ведут единый государственный реестр налогоплательщиков. Правила его ведения. утверждены постановлением Правительства РФ от 10 марта 1999 г 1 [c.340]

        На основе данных учета Федеральная налоговая служба ведет Единый государственный реестр налогоплательщиков. Сведения о налогоплательщике с момента его постановки на учет являются налоговой тайной. [c.38]

        В пункте 1.2 Наименование организации/Фамилия, имя, отчество физического лица указывается сокращенное наименование (в случае отсутствия — полное наименование) организации согласно его написанию в Едином государственном реестре налогоплательщиков. Содержательная часть наименования (его аббревиатура или название, например школа № 241 или ОКБ Вымпел ) располагается в начале строки. [c.933]

        Таким образом, в Российской Федерации создается единый, централизованный государственный реестр налогоплательщиков, что существенно усиливает одну из важнейших составных частей налогового контроля в стране. [c.140]

        От названного реестра налогоплательщиков следует отличать реестр предприятий, ведущийся ГНС РФ в соответствии с Положением о порядке ведения государственного реестра предприятий, утвержденным Госналогслужбой РФ по согласованию с Минфином 12 апреля 1993 г. Государственный реестр предприятий является в большой степени прототипом Единого государственного реестра юридических лиц, который будет вестись в соответствии со ст. 51 ПС РФ органами юстиции после принятия закона о регистрации юридических лиц. [c.233]

        Если все предъявленные в государственную налоговую инспекцию документы соответствуют установленным требованиям, последняя не позднее 5 рабочих дней со дня подачи налогоплательщиком-организацией полного пакета документов обязана поставить ее на учет. Сведения о налогоплательщике и присвоенном ему ИНН включаются в единую автоматизированную информационную систему обработки данных налоговой службы (АНС Налог ), а в части, относящейся к учету налогоплательщиков-предприятий, — также в Государственный реестр предприятий и организаций. [c.67]

        Учет налогоплательщиков обеспечивает формирование единой базы данных обо всех подлежащих налоговому контролю объектах. Эта база данных формируется в виде единого государственного реестра налогоплательщиков (ЕГРН). [c.24]

        Арбитражные суды в данном вопросе также поддерживают налогоплательщиков. Пример, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 29 марта 2004 г. № Ф04/1499-138/А67-2004, ФАС Северо-Западного округа от 12 июля 2004 г. № А05-14326/03-29. Так, например, в последнем приведенном постановлении судьи пришли к следующему выводу. Действующее законодательство о налогах и сборах не предусматривает обязанности заявителя при заключении гражданско-правовых договоров проводить какие-либо действия, направленные на установление достоверности сообщенных другой стороной по сделке ИНН или фактов включения этих организаций, в данном случае поставщиков услуг, в Единый государственный реестр юридических лиц . [c.739]

        Как проверить контрагента является ли он плательщиком НДС

        Организации необходимы сведения о том, что контрагенты являются плательщиками НДС с целью минимизации налоговых рисков при принятии к вычету сумм НДС. Каким образом организация может ознакомиться с единым государственным реестром налогоплательщиков при выборе контрагента? Все ли организации, обязанные уплачивать НДС, в него включены?

        В соответствии с п. 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные ст. 171 НК РФ налоговые вычеты.

        Организация имеет право на вычет “входного” НДС, если одновременно выполняются следующие условия:
        – приобретенные товары (работы, услуги) предназначены для осуществления операций, облагаемых НДС (п. 2 ст. 171 НК РФ);
        – товары (работы, услуги) приняты к учету на основании соответствующих первичных документов (п. 1 ст. 172 НК РФ);
        – имеется надлежащим образом оформленный счет-фактура поставщика (п. 1 ст. 172 НК РФ).

        Из перечисленных норм НК РФ следует, что налоговое законодательство не связывает возможность возникновения у налогоплательщика права на применение налоговых вычетов по НДС с добросовестностью контрагентов налогоплательщика.

        В п. 2 определения КС РФ от 16.10.2003 № 329-О говорится, что истолкование ст. 57 Конституции РФ в системной связи с другими положениями Конституции РФ не позволяет сделать вывод, что налогоплательщик несет ответственность за действия всех организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет. Правоприменительные органы не могут истолковывать понятие “добросовестные налогоплательщики” как возлагающее на налогоплательщиков дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательством.

        Там же отмечалось, что, по смыслу положения, содержащегося в п. 7 ст. 3 НК РФ, в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности налогоплательщиков.

        Пленум ВАС РФ в п. 1 постановления от 12.10.2006 № 53 “Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды” (далее – Постановление № 53) разъяснил, что при разрешении налоговых споров суды должны исходить из презумпции добросовестности налогоплательщиков и иных участников правоотношений в сфере экономики. В связи с этим предполагается, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, экономически оправданы, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, достоверны.

        При этом в п. 10 Постановления № 53 отмечено, что факт нарушения контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом.

        Налоговая выгода может быть также признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что деятельность налогоплательщика, его взаимозависимых или аффилированных лиц направлена на совершение операций, связанных с налоговой выгодой, преимущественно с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязанностей.

        Суды считают, что налоговые последствия в виде применения налоговых вычетов по НДС и отнесения сумм, уплаченных контрагентам, на расходы при исчислении налога на прибыль правомерны лишь при наличии документов, отвечающих требованиям достоверности и подтверждающих реальные хозяйственные операции (постановление ФАС Московского округа от 07.04.2010 № КА-А40/1783-10).

        Налогоплательщик, вступая с контрагентом в гражданско-правовые отношения, должен проявить такую степень заботливости и осмотрительности, которая позволила бы ему рассчитывать на надлежащее поведение контрагента в сфере налоговых правоотношений с учетом косвенного характера НДС (постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2012 № 11АП-8694/12, смотрите также постановление Президиума ВАС РФ от 12.02.2008 № 12210/07).

        Налоговое законодательство не содержит конкретного перечня документов, которые налогоплательщик должен истребовать у контрагента в целях минимизации налоговых рисков. Применительно к конкретным ситуациям проявление налогоплательщиком должной осмотрительности и осторожности при заключении сделок может подтверждаться различными документами.

        Минфин России в письмах от 13.12.2011 № 03-02-07/1-430, от 21.07.2010 № 03-03-06/1/477, от 10.04.2009 № 03-02-07/1-177, отметил, что об осмотрительности и осторожности налогоплательщика могут свидетельствовать предпринимаемые налогоплательщиком в целях подтверждения добросовестности его контрагента меры, такие как:
        – получение налогоплательщиком от контрагента копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
        – проверка факта занесения сведений о контрагенте в Единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ);
        – получение доверенности или иного документа, уполномочивающего то или иное лицо подписывать документы от имени контрагента;
        – использование официальных источников информации, характеризующих деятельность контрагента.

        По этому вопросу рекомендуем также ознакомиться с письмом ФНС России от 11.02.2010 № 3-7-07/84.

        Как показывает судебная практика, запрос у контрагента копий свидетельства о государственной регистрации, свидетельства о постановке на налоговый учет, устава, выписки из ЕГРЮЛ, документов, подтверждающих полномочия руководителя, справки об отсутствии задолженности по налогам, копий лицензий на ведение определенных видов деятельности, в большинстве случаев расценивается судами как доказательства проявления стороной договора должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагента (постановления Президиума ВАС РФ от 20.04.2010 № 18162/09, ФАС Поволжского округа от 15.03.2011 по делу № А65-15788/2010, ФАС Волго-Вятского округа от 28.01.2011 № Ф01-4843/2010, ФАС Западно-Сибирского округа от 05.03.2008 № Ф04-1545/2008(1778-А46-14), от 29.03.2011 по делу № А27-9150/2010, ФАС Московского округа от 08.02.2011 № КА-А40/16553-10, ФАС Восточно-Сибирского округа от 07.10.2008 № А33-5672/2008 и др.).

        При этом суды отмечают, что у налогоплательщика не имеется прав и возможности устанавливать те обстоятельства, которые могут быть выявлены налоговыми и правоохранительными органами (вызвать и получить объяснения у физического лица, провести экспертизу подлинности подписи на документе, получить информацию об уплате контрагентом налогов, их размере и прочее, в том числе из-за ограничения распространения такой информации, представляющей налоговую тайну). Налогоплательщики не должны и не вправе заниматься контролем за деятельностью других лиц (постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2015 № 12АП-3331/15).

        Приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/[email protected] “Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок” в качестве одного из критериев, при оценке которых налоговый орган в обязательном порядке анализирует возможность извлечения либо наличия необоснованной налоговой выгоды, названо ведение налогоплательщиком финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

        Этим же приказом утверждены Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок (Приложение № 2 к приказу, далее – Общедоступные критерии), которыми налогоплательщик может воспользоваться для оценки благонадежности контрагента. В частности, налогоплательщикам рекомендовано проверять контрагентов на предмет их возможного отнесения к лицам, ведущим деятельность с высоким налоговым риском. Если налогоплательщик может документально подтвердить, что полученные им сведения не позволяют отнести контрагента к указанной категории лиц, это может свидетельствовать о проявлении им должной осмотрительности при заключении договора.

        Контролирующие органы также обращают внимание, что, хотя налогоплательщику следует убедиться в том, что сведения о его контрагенте внесены в ЕГРЮЛ, наличие одной лишь выписки из ЕГРЮЛ не является достаточным или единственным подтверждением должной осмотрительности и осторожности налогоплательщика при выборе контрагента. Не гарантирует проявление должной осмотрительности и запрос у контрагента копий налоговой отчетности, так как она еще должна пройти налоговую проверку. Поэтому налогоплательщикам при выборе контрагентов рекомендуется учитывать совокупность иных негативных признаков, указанных в 12-м критерии оценки рисков “Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском”, который входит в Общедоступные критерии (письмо ФНС России от 16.03.2015 № ЕД-4-2/4124, информация ФНС России от 15.10.2008 “Способы ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском”).

        Выписка из ЕГРЮЛ – это документ, содержащий в себе общедоступные сведения о юридическом лице, полученные из указанного реестра. В частности, в выписке из ЕГРЮЛ отражаются сведения о полном наименовании юридического лица; о его учредителях; об участниках общества и размерах их долей; о руководителе; сведения об уставном капитале; адрес (место нахождения) юридического лица; телефонный номер, факс (при наличии); основной государственный регистрационный номер (ОГРН); индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН); сведения о видах экономической деятельности (коды статистики ОКВЭД) и др. (ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” (далее – Закон № 129-ФЗ), п. 70 приказа Минфина России от 15.01.2015 № 5н “Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по предоставлению сведений и документов, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей”).

        В п. 22 постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 № 25 отмечено, что согласно п. 2 ст. 51 ГК РФ данные государственной регистрации юридических лиц включаются в ЕГРЮЛ, открытый для всеобщего ознакомления. Презюмируется, что лицо, полагающееся на данные ЕГРЮЛ, не знало и не должно было знать о недостоверности таких данных. Юридическое лицо не вправе в отношениях с лицом, добросовестно полагавшимся на данные ЕГРЮЛ, ссылаться на данные, не включенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем, за исключением случаев, если соответствующие данные включены в указанный реестр в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица (абзац второй п. 2 ст. 51 ГК РФ).

        В то же время из сведений, указываемых в выписке из ЕГРЮЛ (ЕГРИП), нельзя установить, является ли контрагент плательщиком того или иного налога, в том числе НДС, так как такие данные не содержатся в ЕГРЮЛ или ЕГРИП (ст. 5 Закона № 129-ФЗ).

        Узнать, является ли контрагент плательщиком НДС, можно, например, из письма, представленного этим контрагентом на запрос организации.

        Заметим, что нам не удалось найти каких-либо нормативных актов, регламентирующих порядок ведения реестра налогоплательщиков НДС, а также порядок представления сведений из такого реестра.

        При этом на ФНС РФ возложена обязанность вести единый государственный реестр налогоплательщиков (ЕГРН). Порядок ведения, а также состав сведений, содержащихся в указанном реестре, определяется Минфином России (п. 8 ст. 84 НК РФ).

        Сведения о налогоплательщике с момента постановки его на учет являются налоговой тайной (п. 9 ст. 84 НК РФ).

        Исключение составляют сведения (п. 1 ст. 102 НК РФ):
        – разглашенные налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;
        – об ИНН;
        – о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;
        – о специальных налоговых режимах, применяемых налогоплательщиками, а также об участии налогоплательщика в консолидированной группе налогоплательщиков.

        Иную информацию о налогоплательщиках налоговые органы предоставлять не вправе.

        В связи с этим объем сведений, который может быть предоставлен из ЕГРН, напрямую зависит от того, кто обратился за такими сведениями. Так, получить сведения в полном объеме организация, физическое лицо могут только в отношении себя.

        Заметим, что пп. 7 п. 1 ст. 102 НК РФ, согласно которому сведения о применении налогоплательщиками специальных налоговых режимов перестали быть налоговой тайной, вступил в силу только с 01.01.2014 (п. 6 ст. 1, п. 1 ст. 3 Федерального закона от 30.09.2013 № 267-ФЗ).

        Порядок предоставления выписок из ЕГРН в настоящее время осуществляется в соответствии с Правилами ведения ЕГРН, утвержденными постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 110 (далее – Правила).

        Приказом Минфина России от 30.09.2010 № 116н утверждён новый порядок ведения ЕГРН, но он пока еще не действует. Вступление его в силу ожидается только после признания утратившими силу действующих Правил (п. 2 названного Приказа).

        Обязанность по предоставлению выписок из ЕГРН возложена на налоговые органы (пп. 14 п. 1 ст. 32 НК РФ).

        Содержащиеся в ЕГРН сведения предоставляются в виде:
        – выписки из реестра;
        – выписки об отсутствии запрашиваемых сведений (п. 12 Правил).

        Формы выписок утверждены приказом ФНС России от 16.04.2015 № ММВ-7-14/[email protected] Ранее они составлялись в произвольной форме.

        Выписка из ЕГРН предоставляется заинтересованному лицу на основании соответствующего запроса, составленного в произвольной форме (п. 12 Правил).

        При этом на основании п. 22 Административного регламента Федеральной налоговой службы предоставления государственной услуги по представлению выписки из ЕГРН, утвержденного приказом Минфина России от 30.12.2014 № 178н (далее – Регламент, должен вступить в силу после признания утратившими силу Правил (п. 2 названного приказа)), в запросе необходимо указать сведения:
        1) о заявителе. Для организаций – это наименование организации, ОГРН, ИНН и КПП;
        2) о запрашиваемом лице – наименование организации, фамилия, имя, отчество (при наличии) физического лица, иные известные заявителю сведения (адрес места нахождения организации, адрес места жительства физического лица, ИНН);
        3) о способе получения выписки (лично, по почте, в электронной форме).

        Полагаем, что указанные сведения могут быть включены в произвольную форму запроса и до момента вступления в силу Регламента.

        Согласно п. 24 Регламента запрос может быть представлен:

        1) на бумажном носителе лично (или через представителя):
        – в налоговый орган независимо от адреса места нахождения (места жительства) заявителя или лица, о котором запрашиваются сведения;
        – либо через многофункциональный центр.

        Запрос может быть направлен в налоговый орган и по почте;

        2) в электронной форме – с использованием официального сайта Федеральной налоговой службы, через личный кабинет налогоплательщика или Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) в уполномоченную организацию, через которую предоставляется государственная услуга в электронной форме.

        Заметим, что на данный момент, согласно п. 12 Правил порядок получения пользователями сведений, содержащихся в реестре (указание места, времени, ответственных должностных лиц и необходимых процедур), определяется соответствующим налоговым органом. Поэтому организации необходимо выяснить порядок направления запроса, а также получения выписки из ЕГРН в налоговом органе по месту своего учета.

        Сведения, запрашиваемые лицами в отношении себя, предоставляются бесплатно (п. 13 Правил). Срок предоставления выписки – не более 5 рабочих дней со дня получения запроса.

        Предоставление выписки в отношении иных лиц осуществляется на платной основе. Размер платы в этом случае составляет:
        – 100 рублей – за сведения об ИНН и КПП. Срок предоставления такой выписки также не должен превышать 5 рабочих дней;
        – 200 рублей – за срочную выдачу указанной информации. В этом случае выписка должна быть предоставлена заявителю не позднее рабочего дня, следующего за днем получения запроса (п. 6 ст. 6.1 НК РФ, п. 15 Правил).

        Документ, подтверждающий оплату, представляется в налоговый орган одновременно с запросом (п. 14 Правил).

        Учитывая изложенное, полагаем, что организация может воспользоваться своим правом на запрос выписки из ЕГРН по контрагентам, в отношении которых возникают сомнения. В запросе необходимо указать, что среди иных запрашиваемых сведений организации необходимы данные о применении контрагентом специальных режимов налогообложения, поскольку с 2014 года такие сведения не являются налоговой тайной (дополнительно смотрите п. 18 Регламента). Полагаем, что стоимость услуги по выдаче такой выписки, если она не требуется срочно, будет составлять 100 руб. Однако предлагаем организации все же предварительно уточнить этот вопрос в налоговом органе.

        Если контрагент применяет упрощенную систему налогообложения (УСН), единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) или же патентную систему налогообложения (применяют индивидуальные предприниматели), то такие контрагенты не признаются плательщиками НДС (п.п. 2, 3 ст. 346.11, п. 4 ст. 346.26, п. 11 ст. 346.43 НК РФ).

        Ответ подготовил: Вахромова Наталья, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
        Контроль качества ответа: Королева Елена, рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

        Свежие новости цифровой экономики на нашем канале в Телеграм

        Утвержден новый порядок ведения госреестра налогоплательщиков

        Финансисты приняли нормативный акт, которым установлен новый порядок ведения единого государственного реестра налогоплательщиков (приказ Минфина России от 22 июня 2017 г. № 99Н «Об утверждении Порядка ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков и о признании утратившими силу приказов Министерства финансов Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. № 116н и от 7 сентября 2011 г. № 106н», зарегистрирован в Минюсте России 31 августа 2017 года). В отличие от предыдущего порядка, в новом скорректирован состав сведений, содержащихся в реестре. В него добавлены следующие позиции:

      • п. 11 сведения о постановке на учет (снятии с учета) организации в налоговом органе в качестве ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков;
      • п. 12 сведения о постановке на учет (снятии с учета) организации в налоговом органе в качестве участника договора инвестиционного товарищества – управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета;
      • п. 13 сведения о постановке на учет (снятии с учета) организации в налоговом органе в качестве плательщика торгового сбора;
      • п. 14 сведения о постановке на учет (снятии с учета) организации в налоговом органе в качестве управляющей компании закрытого паевого инвестиционного фонда в налоговом органе по месту нахождения имущества, входящего в восстав паевого инвестиционного фонда;
      • п. 15 сведения об участии организации в соглашении о разделе продукции;
      • п. 16 сведения о получении (об утрате) статуса участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 г. № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»;
      • п. 17 дата присвоения (лишения) организации статуса резидента ОЭЗ;
      • п. 18 дата начала (окончания) применения организацией УСН и другие.
      • Приказ Минфина России вступит в силу 12 сентября 2017 года.

        Напомним, что на основе данных учета ФНС России ведет единый государственный реестр налогоплательщиков в порядке, установленном Минфином России. При этом состав сведений, содержащихся в ЕГРН, определяется финансовым ведомством (п. 8 ст. 84 Налогового кодекса).

        Документы по теме:

        Читайте также:

        Речь идет об участниках пилотного проекта, получающих пособия из территориальных органов фонда.

        А также алгоритмы проверки данных Реестров.

        Речь идет о ЕГРН, ЕГРЮЛ и ЕГРИП, адресном реестре, реестре дисквалифицированых лиц, а также информации о правах и обязанностях налогоплательщиков.

        Энциклопедия решений. Выписка из Единого государственного реестра налогоплательщиков

        Выписка из Единого государственного реестра налогоплательщиков

        Ведение единого государственного реестра налогоплательщиков (ЕГРН) возложено на Федеральную налоговую службу. При этом порядок ведения, а также состав сведений, содержащихся в указанном реестре, определяется Минфином России (п. 8 ст. 84 НК РФ).

        Реестр содержит все сведения об организациях и физических лицах, поставленных на учет по основаниям, установленным НК РФ, а также сведения, зафиксированные в ЕГРЮЛ и ЕГРИП.

        Исключение составляют сведения:

        — разглашенные налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;

        — об идентификационном номере налогоплательщика (далее — ИНН);

        — о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;

        — о специальных налоговых режимах, применяемых налогоплательщиками, а также об участии налогоплательщика в консолидированной группе налогоплательщиков (п. 1 ст. 102 НК РФ).

        В связи с этим объем сведений, который может быть предоставлен из ЕГРН, напрямую зависит от того, кто обратился за такими сведениями.

        Так, получить сведения в полном объеме организация, физическое лицо могут только в отношении себя.

        Если заявителя интересует информация об ином лице, то в этом случае из сведений, содержащихся в ЕГРН, не составляющих налоговую тайну, ему могут быть предоставлены сведения об ИНН (если речь идет о физическом лице) и об ИНН и КПП (если речь идет об организации). Иные содержащиеся в ЕГРН сведения могут быть предоставлены только в случаях и объеме, предусмотренных законодательством РФ.

        Содержащиеся в ЕГРН сведения предоставляются в виде:

        — выписки из реестра;

        — выписки об отсутствии запрашиваемых сведений.

        Формы выписок утверждены приказом ФНС России от 16.04.2015 N ММВ-7-14/[email protected] Ранее они составлялись в произвольной форме.

        Порядок предоставления таких выписок осуществляется в соответствии с Административным регламентом, утв. приказом Минфина России от 30.12.2014 N 178н (далее — Регламент).

        Обязанность по их предоставлению возложена на налоговые органы (пп. 14 п. 1 ст. 32 НК РФ).

        Выписка из ЕГРН предоставляется заинтересованному лицу на основании соответствующего запроса, составленного в произвольной форме (п. 21 Регламента).

        При этом в запросе необходимо указать сведения:

        — организации — полное наименование организации, ИНН, почтовый адрес (адрес электронной почты);

        — физическом лице, являющимся ИП, — фамилия, имя, отчество (при наличии), ИНН, почтовый адрес (адрес электронной почты);

        — физическом лице, не являющимся ИП, — фамилия, имя, отчество (при наличии), почтовый адрес (адрес электронной почты);

        2) о запрашиваемом лице — полное наименование организации, фамилия, имя, отчество (при наличии) физического лица, иные известные заявителю сведения (адрес места нахождения организации, адрес места жительства физического лица, дата рождения, паспортные данные физического лица, ОГРН, ИНН);

        3) о способе получения выписки (лично, по почте, в электронной форме). Если в запросе не указать способ получения документа, то он будет направлен заявителю по почте (п. 22 Регламента).

        Запрос может быть представлен:

        1) на бумажном носителе лично (или через представителя):

        — в налоговый орган независимо от адреса места нахождения (места жительства) заявителя или лица, о котором запрашиваются сведения;

        — либо через многофункциональный центр.

        Запрос может быть направлен в налоговый орган и по почте.

        2) в электронной форме — с использованием официального сайта Федеральной налоговой службы, через личный кабинет налогоплательщика, или Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) в уполномоченную организацию, через которую предоставляется государственная услуга в электронной форме. При этом электронный запрос должен быть подписан усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя (п.п. 23, 24 Регламента).

        Сведения предоставляются бесплатно. Срок предоставления выписки — не более 5 рабочих дней со дня получения запроса (п. 19 Регламента).

        Смотрите так же:

        • Вредные законы в рф Самые важные законы, принятые в 2017 году Фото: Владимир Вяткин/ РИА Новости Продолжаем подводить итоги года. На очереди – законы. Всего на данный момент на рассмотрение двух сессий было внесено 1167 законопроектов. Принято 499 законов. 421 закон, из числа принятых Думой, был подписан Президентом РФ. Бьет – значит любит В ноябре 2016 […]
        • Как доказать на суде правда Кинопоказ в суде: когда видеозапись является доказательством Не так давно Президент России Владимир Путин подписал закон о поправках в КоАП РФ, которые сняли неопределенность в вопросе об использовании материалов фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи, а также сведений, размещенных на иных носителях информации, в качестве […]
        • Урок детям день гражданской обороны Всероссийский открытый урок пройдет в хабаровских школах в День гражданской обороны Сегодня традиционно в России отмечается День гражданской обороны. В этом году в рамках празднования 84-й годовщины в школах Хабаровска пройдет всероссийский открытый урок. Сотрудники МЧС Хабаровского края расскажут детям о том, что такое гражданская […]
        • Ограничение пенсий по зарплате Госдума официально раскрыла размер пенсии и зарплаты депутата Данные приводятся по итогам шести месяцев 2018 года Москва. 5 июля. INTERFAX.RU - Госдума официально раскрыла размер зарплаты и пенсии депутата: зарплата - 388 тысяч рублей в месяц в 2018 году, а пенсия - 46,6 тысяч рублей для депутатов, отработавших один или два созыва […]
        • Рапорт о преступлении Комментарий к СТ 143 УПК РФ Статья 143 УПК РФ. Рапорт об обнаружении признаков преступления Комментарий к статье 143 УПК РФ: 1. Рапорт может служить доказательством по делу (иным документом - ст. 84 УПК), если он отвечает следующим условиям: удостоверен подписью сотрудника правоохранительного органа, содержит необходимые сведения о нем, […]
        • Наказание за избиение инвалида Избиение инвалида, какое наказание? Доброго времени суток! Подскажите пожалуйста что мне будет за избиение инвалида! Инвалидность дана по косалапию ног, эта девушка ходить и оклевитает меня и мою семью, собирает всякую гадость и рассказывает кому не лень! Мы уже 4 года терпим, но ведь всему есть предел, как поступить, подскажите очень […]