Прокуроры германии

Полномочия прокуроров на досудебных стадиях в уголовном процессе Германии, Франции, Англии, Италии и Испании. Статьи по предмету Уголовный процесс

ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРОВ НА ДОСУДЕБНЫХ СТАДИЯХ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ ГЕРМАНИИ, ФРАНЦИИ, АНГЛИИ, ИТАЛИИ И ИСПАНИИ

С.П. ЩЕРБА, В.Н. ДОДОНОВ

Возбуждение уголовного преследования

Полномочия прокуратур по уголовному преследованию в ведущих странах Европы весьма разнообразны и далеко не одинаковы.
При всем многообразии содержания функции уголовного преследования в него неизменно входит, помимо прочего, возбуждение уголовного дела (инициация уголовного преследования), с которого, собственно, преследование и начинается.
Во всех рассматриваемых государствах прокуратура или аналогичные ей органы вправе инициировать уголовное преследование, но в большинстве стран это право для них не монопольное. Наряду с прокуратурой уголовное преследование могут возбуждать органы следствия, полиция, органы госбезопасности, другие органы дознания, частные лица (по делам частного обвинения), а иногда и суды. В странах континентальной системы права частные лица, как правило, не могут сами возбуждать уголовные дела, это делает государственный орган по жалобе лица.
В Германии действует принцип монополии прокуратуры возбуждать уголовное преследование во всех случаях совершения преступления (§ 152 УПК). Во Франции также только прокуратура может начать против нарушителя судебное преследование посредством возбуждения «уголовного иска» (action publique) (ст. 31 УПК). Уголовный иск предъявляется прокуратурой от имени государства или по ее собственной инициативе либо на основе поступивших к ней протоколов, жалоб и доносов, а также по жалобе потерпевшего. Возбуждая уголовное дело, прокуратура обычно опирается на данные полицейского дознания.
Как правило, прокуратура обладает значительными дискреционными полномочиями в вопросе о том, возбуждать или не возбуждать в конкретном случае уголовное преследование. Тем не менее возбуждение уголовного дела не только право, но и обязанность прокуратуры. Так, согласно § 152 УПК Германии она обязана, если иное не предусмотрено законом, принять меры в отношении всех уголовно наказуемых деяний, подлежащих преследованию, когда для этого есть достаточные фактические основания. В Италии обязанность прокуратуры осуществлять уголовное преследование установлена конституционно (ст. 112 Конституции). Законодательство некоторых стран, включая Россию, допускает возможность обжалования отказа в возбуждении уголовного дела в судебном порядке.
Чтобы ограничить возможность произвола при принятии столь важного решения, уголовно-процессуальное законодательство обычно достаточно подробно определяет перечень обстоятельств, при которых прокурор вправе отказаться от возбуждения уголовного преследования.
В некоторых государствах полномочия прокуратуры по возбуждению уголовных дел находятся под контролем вышестоящих органов. Например, по УПК Италии, прокурор не вправе возбуждать уголовное преследование в отношении некоторых преступлений, если министр юстиции не дал ему указания об этом.
Значительным своеобразием отличаются процедуры возбуждения уголовного преследования в странах системы английского общего права.
В Великобритании, где нет института прокуратуры в нашем понимании, функции возбуждения уголовных дел с 1985 г. стали переходить от полиции к специально создаваемой Государственной обвинительной службе, возглавляемой Генеральным атторнеем, и к находящемуся у него в подчинении Директору публичных преследований, который, в свою очередь, назначает на должность королевских обвинителей. Директор публичного преследования может возбуждать уголовные дела по требованию министра внутренних дел и Генерального атторнея, а также по собственной инициативе в случаях, предусмотренных законом (при совершении особо тяжких или сложных преступлений, связанных с вмешательством в судебный процесс, например лжесвидетельства). В любом случае критерием служат важность дела и публичный интерес к нему.
Сам Генеральный атторней возбуждает производства по расследованию государственных преступлений, связанных с посягательством на монарха или правительство, по делам о государственной безопасности, мятеже, взятках, коррупции, нарушениях Закона об охране государственной тайны 1911 — 1939 гг., Закона об общественном порядке 1936 — 1986 гг. и др.
В некоторых странах (Франция, Испания) следствие организационно полностью отделено от прокуратуры и сосредоточено в руках особых органов (судебной полиции и следственных судей во Франции, Испании). При этом прокуратура обладает самыми обширными полномочиями по контролю за следствием и даже прямому руководству им.

Непосредственное осуществление расследования является для большинства прокуратур рассматриваемой группы государств характерной, но вовсе не обязательной функцией при осуществлении уголовного преследования. Возбуждение уголовного дела прокуратурой не означает, что оно будет в дальнейшем ею же расследоваться. Даже в тех странах, где функции обвинения и расследования не разделены (как они разделены во Франции), прокуроры часто передают возбужденное уголовное дело для расследования другим органам.
Подследственность той или иной категории дел прокуратуре чаще всего определяется уголовно-процессуальными кодексами. В большинстве стран прокуратуре подследственны наиболее сложные уголовные дела.
В Германии предварительное расследование осуществляется прокурором, полицией и следственным судьей. Прокурор руководит расследованием и может проводить его сам в полном объеме. Несмотря на то, что в УПК прокуратуре отводится ведущая роль в расследовании, на практике расследование все больше осуществляется полицией, а роль прокуратуры сводится к обобщению результатов полицейского расследования. Лично прокуроры участвуют лишь при расследовании тяжких преступлений. На органы прокуратуры возлагаются функции расследования государственных и политических преступлений, а также преступлений, занимающих в структуре преступности все больше места. В абсолютном выражении число их невелико, но оно постоянно растет. Это преступления, связанные с охраной окружающей среды, нарушения патентного и авторского права, экономические преступления.
В Италии расследование уголовных дел проводится органами судебной полиции, преторами (впоследствии претор иногда рассматривает в качестве судьи расследованное им же дело), республиканскими прокурорами и, наконец, следственными судьями, состоящими при трибуналах и назначаемыми из числа членов трибуналов (ими проводится, как правило, так называемое формальное следствие по делам, подсудным суду присяжных).
Для осуществления предварительного следствия в структуре прокуратур существуют специальные подразделения, следственные отделы, управления и т.д. Так, в Германии в конце 1970-х — начале 1980-х гг. в прокуратурах были созданы специальные отделы по расследованию тяжких преступлений.
В Великобритании предварительное расследование по подавляющему большинству преступлений осуществляет полиция. Лишь иногда это делается следственными аппаратами департамента Директора публичных преследований. Этот департамент производит предварительное расследование в тех случаях, когда его участие предусмотрено законом (по делам, поступившим из правительственных учреждений; делам о преступлениях, наказуемых смертной казнью; делам особой важности, сложности или исключительного публичного значения и т.д.). Кроме того, департамент может принимать к своему производству дела, находящиеся в производстве полицейских органов. В 1988 г. в Великобритании было создано новое ведомство — Бюро по крупному мошенничеству, которое отвечает теперь за расследование и уголовное преследование в связи с некоторыми самыми крупными в британской истории случаями мошенничества. Бюро по крупному мошенничеству является независимым государственным департаментом, его директор осуществляет свои полномочия под управлением Генерального атторнея.

Процессуальное руководство расследованием

Наряду с непосредственным осуществлением расследования вторая важнейшая функция прокуратуры на этой стадии уголовного процесса — процессуальное руководство следствием.
В настоящее время эта функция получила весьма широкое распространение, причем она известна и некоторым из тех государств, где прокуратура непосредственно не может вести следствие (Франция, Испания).
В разных странах у понятия «общее руководство следствием» свое, специфическое содержание, т.е. различные формы и методы осуществления руководства. Так, во Франции прокуроры осуществляют руководство полицейским дознанием, проводимым комиссарами, офицерами и агентами судебной полиции, и префектами департаментов, а также предварительным следствием, проводимым следственным судьей. Последний, находясь в организационном подчинении у судебных органов, при исполнении своих функций действует в пределах указаний прокуратуры. Следственный судья получает от прокурора требование и приступает к следствию на основе «вводного» заключения прокуратуры. На любой стадии следствия прокурор вправе вмешаться и взять на себя исполнение следственных функций или предписать следственному судье производство таких действий, которые, по его мнению, целесообразны в интересах наилучшего отправления правосудия и в интересах публичного порядка. Статья 80 УПК Франции гласит: «Следственный судья может производить следствие только на основании требования прокурора Республики».
В Германии прокурор осуществляет руководство расследованием, проводимым полицейскими органами. Полиция сама определяет способы и объем расследования, если об этом нет конкретных указаний прокуратуры.
В Великобритании дирекция публичных преследований по возбужденным ею уголовным делам осуществляет руководство и контроль за расследованием, проводимым по этим делам полицией. В свою очередь, департамент Директора публичных преследований проводит расследование по особо опасным преступлениям, затрагивающим интересы государственной безопасности (мятеж, взяточничество, коррупция и преступления, предусмотренные Законом 1912 г. об охране государственной тайны), под руководством Генерального атторнея, который является высшим должностным лицом государства в сфере осуществления уголовного преследования. Его указания обязательны для всех лиц и органов, производящих предварительное расследование; случаи отклонения его рекомендаций чрезвычайно редкое явление.

Прокурорский надзор за законностью деятельности
органов следствия, дознания и ОРД

Эта функция характерна в основном для социалистических и некоторых постсоциалистических государств. В развитых странах Европы контроль за законностью (и обоснованностью) деятельности органов расследования возложен в основном на суды, как одинаково беспристрастные органы по отношению к сторонам обвинения и защиты. Наиболее четко это положение реализуется в Англии, несколько менее последовательно — в странах романо-германской системы права.
В Италии прокуратуры осуществляют достаточно жесткий контроль за органами предварительного следствия, особенно полицией, однако его задача — не столько собственно охрана законности, сколько обеспечение других прерогатив прокуратуры, особенно процессуального руководства следствием. В предварительном следствии, которое ведет следственный судья, прокуратура пользуется правом ничем не ограниченного контроля. О любом следственном действии следственный судья обязан проинформировать прокуратуру, которой предоставлено право участия во всех допросах, экспертизах и т.д., если она сочтет это нужным в интересах расследования.
Во Франции прокурор также выполняет функцию контроля над расследованием, осуществляемым судебной полицией и следственными судьями. По окончании следствия и сбора необходимых доказательств следственный судья передает материалы дела прокурору Республики, последний в случае согласия с выводами следственного судьи возвращает ему дело. Затем следственный судья или выносит постановление о прекращении дела, или направляет дело в соответствующую судебную инстанцию.
На любой стадии следствия прокурор вправе потребовать от следственного судьи производства тех действий, которые он считает необходимыми. Он может присутствовать при производстве следственным судьей осмотра места преступления, обыска, допроса обвиняемого и гражданского истца (потерпевшего). Закончив следствие, следственный судья сообщает об этом прокурору, и тот представляет ему свои замечания и требования. Прокурор имеет право подать апелляцию на любое решение и распоряжение следственного судьи в обвинительную палату; как орган уголовного преследования на протяжении всего процесса он имеет значительно больше прав, чем следственный судья.
В 1985 г. во Франции был учрежден новый коллегиальный орган по контролю за следствием — следственная палата, которая стала функционировать лишь с 1 марта 1988 г. Следственные палаты образуются при трибуналах большой инстанции в составе трех профессиональных судей, двое из них должны иметь стаж следственной работы. Следственная палата обладает обширной компетенцией в отношении возбужденного уголовного дела, проверяя законность и обоснованность уголовного преследования, проведенных следственных действий, целесообразность разъединения или объединения следственных производств и т.п.

Санкционирование следственных и оперативных действий

Во всех развитых европейских странах санкционирование обысков, ареста имущества, прослушивания телефонов и применение иных мер процессуального принуждения отнесено к компетенции судьи.
Только в случаях, не терпящих отлагательства, прокурор и полиция (с разрешения прокурора) могут без предписания судьи получить образцы крови, провести отдельные виды выемки, освидетельствование, обыск, контроль и запись телефонных переговоров. Так, согласно п. 1 § 98 УПК Германии предписать выемку вправе только судья, а при неотложности действий — прокуратура и ее вспомогательные чиновники (§ 152 закона о судоустройстве). Согласно п. 1 § 100b контроль и запись телефонных переговоров могут быть разрешены только судьей. При неотложности действий разрешение может быть также дано прокуратурой. Предписание прокуратуры не имеет силы, если оно в течение трех дней не будет подтверждено судьей.
В Италии прокуроры вправе санкционировать прослушивание телефонных переговоров.
В той же Италии прокурор может распорядиться о задержании подозреваемого на срок до 48 часов. Во Франции, где полиция вправе задерживать лиц на срок не более 24 часов, прокурор может продлить этот срок до 48 часов.

Общая информация о месте, роли и полномочиях прокуратуры
в государствах — членах Совета Европы

По данным Совета Европы (см.: Европейские судебные системы. Брюссель, Выпуск — 2008, на англ. яз.), место и структура органов прокуратуры в государствах — членах Совета Европы различны. В Австрии, Франции, Польше и Турции прокуратура находится в ведении министерства юстиции, в то время как в Бельгии и Нидерландах деятельность прокуратуры курирует коллегиальный орган. Однако в большинстве стран прокуратура является самостоятельным государственным органом (иногда одним из высших государственных органов): Андорра, Кипр, Чешская Республика, Дания, Эстония, Финляндия, Хорватия, Исландия, Латвия, Мальта, Норвегия, Португалия, Румыния, Словения, Испания, Швеция, Швейцария, Англия и Уэльс, Северная Ирландия, Шотландия и др.
Органы прокуратуры всех государств осуществляют уголовное преследование. В 44 государствах и государственных образованиях прокуратуры выступают в качестве государственных обвинителей по уголовным делам в суде. Прокуроры 37 государств вправе обращаться к судье с предложениями об избрании (определении) меры пресечения. Кроме того, прокуроры 43 стран имеют право на обжалование решений в вышестоящий суд (за исключением Англии и Уэльса, Северной Ирландии и Шотландии).
Также прокуратуры осуществляют функции по расследованию преступлений. Более того, прокуроры 41 государства осуществляют контроль за полицейским расследованием. В 30 странах прокуроры могут производить следственные мероприятия по личному усмотрению. Однако прокуроры 41 государства должны получать разрешение судьи на производство некоторых следственных действий, затрагивающих права человека и гражданина (например, обыск, выемка, осмотр помещений и др.).
Прокуратуры 38 стран могут направлять уголовные дела в суд, прекратить дело досрочно.
Прокуроры 16 государств могут принимать решения о применении меры пресечения без соответствующего решения судьи, что, по их данным, позволяет снизить нагрузку судов.
Прокуроры 19 государств при избрании вида и меры наказания вправе обсуждать этот вопрос с обвиняемым.
Прокуроры 19 стран могут определять и применять санкции без вмешательства судьи. Такая возможность существует у прокуроров Бельгии, Финляндии, Латвии, Люксембурга, Нидерландов, Норвегии, Словакии, Турции, Швеции и Швейцарии.
Вместе с тем в Италии прокурор всегда должен получать разрешение судьи при вынесении решения о карательном воздействии на виновного.
Необходимо отметить, что в Англии и Уэльсе, а также в Шотландии дела, находящиеся в производстве прокурора, проходят предварительное рассмотрение в службе дознания.

Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Уголовный процесс, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

Генеральный прокурор при Верховном суде Германии

Генеральный прокурор при Верховном суде Германии (сокр. Генеральный прокурор Германии) (нем. Generalbundesanwalt beim Bundesgerichtshof ) — должность главы государственного органа при Верховном суде Федеративной Республики Германии по уголовному преследованию и ряду других правовых задач в рамках судебной власти. Часто упоминается как «федеральная прокуратура». С 17 ноября 2011 года и по настоящее время должность Генерального прокурора при Верховном суде Германии занимает Харальд Ранге.

Содержание

Генеральная прокуратура Германии была основана в 1950 году, придя на смену Верховной прокуратуре. Главный офис сегодняшней прокуратуры при федеральной судебной палате расположен в Карлсруэ. Другая ветвь судебной инстанции прокуратуры находится в Лейпциге.

До основания Федерального департамента юстиции 1 января 2007 года, администрация Генеральной прокуратуры также имела отделение в Бонне, занимавшееся ведением центрального федерального реестра данных на основании Закона о федеральном реестре данных. После реорганизации, с 1 января 2007 года ведение центрального федерального реестра данных перешло в введение Федерального департамента юстиции Германии, штаб-квартира которого также находится в Бонне.

Обязанности

Генеральная федеральная прокуратура не является вышестоящим органом власти в иерархии прокуратур страны. Генеральный прокурор исполняет свои функции как представитель обвинения на судебных процессах перед федеральной судебной палатой, а также как представитель следственного органа власти в определенных, строго отрегулированных законом случаях уголовно-правовой государственной защиты наряду с земельными прокуратурами.

У Генерального федерального прокурора при Верховном суде Германии есть следующие круги задач:

  • Участие в процессах, пересмотре и процедурах обжалования при рассмотрении уголовных дел в Верховном суде;
  • Уголовное преследование правонарушений против внутренней безопасности Федеративной Республики Германии, в частности, при угрозе террористических актов, правонарушений против внешней безорасности Федеративной Республики Германии, прежде всего, в случае измены родине и шпионаже, а также геноциде. Данные уголовные преследования проводятся согласно §120 [2] , абз. 1, Закона о судебной организации.
  • Список Генеральных прокуроров при Верховном суде Германии

    Литература

  • Ludwig Martin: Die Bundesanwaltschaft beim Bundesgerichtshof. In: Roderich Glanzmann (Hrsg.): Ehrengabe für Bruno Heusinger. C. H. Beck’sche Verlagsbuchhandlung, München 1968, S. 85-100.
    • Официальный сайт Генеральной прокуратуры Германии (нем.)
    • Официальная биография (нем.)
    • Laudatio zur Verleihung des Big Brother Award 2007 (нем.)

    Примечания

    1. 12AmtsbezeichnungOberbundesanwalt (нем.)
    2. Закон о судебной организации, §120 (нем.)

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Смотреть что такое «Генеральный прокурор при Верховном суде Германии» в других словарях:

    Нидерланды — Королевство Нидерландов Государственное устройство Правовая система Общая характеристика Гражданское и смежные с ним отрасли права Уголовное право и процесс Судебная система. Органы контроля Литература Государство в Западной Европе. Владения… … Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник

    Государственный орган — (State authority) Государственный орган это подразделение аппарата государственной власти, предназначенное для управлениями делами в стране Признаки государственных органов, виды государственных органов, органы государственной власти России,… … Энциклопедия инвестора

    Германия, Федеративная Республика Германия — Государственное устройство Правовая система Общая характеристика Гражданское и смежные с ним отрасли права Уголовное право Уголовный процесс Судебная система. Органы контроля Литература Государство в Центральной Европе. Территория 357 тыс. кв. км … Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник

    Уголовное преследование Юлии Тимошенко во время президентства Януковича — В этой статье описываются текущие события. Информация может быстро меняться по мере развития события. Вы просматриваете статью в версии от 23:59 25 декабря 2012 (UTC). ( … Википедия

    Александр Лукашенко — (Alexander Lukashenko) Александр Лукашенко это известный политический деятель, первый и единственный президент Республики Беларусь Президент Беларуси Александр Григорьевич Лукашенко, биография Лукашенко, политическая карьера Александра Лукашенко … Энциклопедия инвестора

    ГЕРМАНИЯ — (Федеративная Республика Германия) государство в Западной Европе. По форме государственного устройства ФРГ федерация, в составе которой 16 земель (без каких либо национальных оснований). Каждая земля имеет собственную конституцию, выборный… … Энциклопедия юриста

    Россия — 1) пик, Памир, Таджикистан. Открыт в 1932 1933 гг. сотрудниками Таджикско Памирской экспедиции Академии наук СССР и назван пиком Молотова, по фамилии сов. деятеля В. М. Молотова (1890 1986). В 1957г. переименован в пик России. 2) Российская… … Географическая энциклопедия

    Российская федерация — • Россия • Российская Федерация • РФ самая большая по площади страна мира (17075,4 тыс. км2), демократическое федеративное государство с республиканской формой правления. Первые упоминания об этой стране датируются примерно 10 в., в древнерусских … Географическая энциклопедия

    РФ — • Россия • Российская Федерация • РФ самая большая по площади страна мира (17075,4 тыс. км2), демократическое федеративное государство с республиканской формой правления. Первые упоминания об этой стране датируются примерно 10 в., в древнерусских … Географическая энциклопедия

    Соединённые Штаты Америки — Соединенные Штаты Америки США, гос во в Сев. Америке. Название включает: геогр. термин штаты (от англ, state государство ), так в ряде стран называют самоуправляющиеся территориальные единицы; определение соединенные, т. е. входящие в федерацию,… … Географическая энциклопедия

    Прокуратура за рубежом

    В результате изучения главы студент должен:

    знать

    • место прокуратуры в механизме государственной власти государств континентальной и англосаксонской систем права;

    • основные задачи и структуру органов прокуратуры в Германии, Франции, США;

    • компетенцию государственно-правовых институтов Великобритании, сходных с деятельностью прокуратуры;

    • полномочия прокуроров, используемых для решения стоящих перед ними задач;

    уметь

    • соотносить задачи, стоящие перед органами прокуратуры различных государств;

    • определять роль и значение прокуратуры в механизме государственного регулирования;

    владеть

    • понятийным аппаратом, используемым для характеристики органов прокуратуры в различных правовых системах.

    Прокуратура в Германии

    Деятельность прокуратуры в Германии регулируется уголовно-процессуальным кодексом, законом о судоустройстве, законом о судьях и некоторыми другими нормативными актами.

    В системе органов государственной власти прокуратура занимает промежуточное положение между исполнительной и судебной властью.

    Задачи прокуратуры: расследование уголовных дел; обобщение результатов прокурорского расследования; поддержание государственного обвинения; участие в процессе в качестве «беспристрастной стороны»; некоторые действия по приведению приговора в исполнение, надзор за исполнением приговора.

    Прокуратура подразделяется на федеральную прокуратуру и прокуратуры земель. Это учреждение строго иерархическое, построенное на началах централизации и субординации, где праву вышестоящего работника давать указания корреспондирует обязанность нижестоящих работников исполнить это указание. Каждый прокурор, действующий в пределах своей компетенции самостоятельно, всегда представляет своего руководителя, а вышестоящая прокуратура вправе принимать на себя обязанности и передавать свои обязанности нижестоящей прокуратуре. В то же время в силу федеративного устройства Германии федеральные служащие прокуратуры не могут отдавать распоряжения служащим прокуратур земель, т.е. федеральная прокуратура не стоит выше прокуратуры земли, глава которой не может быть назначен федеральными властями. Сказанное означает, что в Германии нет единой централизованной государственной прокуратуры, а взаимоотношения федеральной прокуратуры и прокуратур земель (равно как и между ними) строятся на началах координации. Естественно, роль координирующего центра играет федеральная прокуратура.

    Ответственность за организацию и деятельность прокуратуры на федеральном уровне несет министр юстиции ФРГ, на уровне земли – министр юстиции земли. При этом федеральный министр юстиции вправе давать указания федеральным прокурорам, а министр юстиции земли – служащим прокуратуры соответствующей земли. Эти министры вправе также в определенных случаях возлагать какие-то из своих обязанностей на прокуратуру, но не могут принимать ее обязанности на себя. Однако своими властными полномочиями они пользуются весьма неохотно и только в исключительных обстоятельствах [1] .

    В соответствии с законом прокурор обязан исполнять лишь правомерные указания. Если он не согласен с указанием, считая его неправомерным, то он вправе обратиться к вышестоящему руководителю. Если последний считает, что указание правомерно, то прокурор должен его выполнить, за исключением случаев, когда в указаниях содержится состав преступления или административного правонарушения или оскорбляется человеческое достоинство. В этом случае он вправе отказаться от расследования конкретного дела и попросить поручить это расследование другому прокурору.

    Прокуратура Германии действует на всех уровнях судебной системы (параллельно) как независимое учреждение. При каждом суде создан отдел судебного преследования (коллегия государственных обвинителей). Всего в ФРГ насчитывается 141 коллегия прокуроров (обвинителей). Их компетенция предметно и территориально зависит от компетенции соответствующего суда. Вот почему их часто именуют прокуратурами суда.

    На общегосударственном уровне (при Верховном Суде ФРГ) существует федеральная прокуратура, возглавляемая федеральным генеральным прокурором, в подчинении которого находятся другие федеральные прокуроры. Кроме того, к федеральным органам прокуратуры относятся два ее особых подразделения. Одно из них занимается расследованием насильственных преступлений, совершенных национал-социалистами (центральное ведомство в Людвигсбурге), а другое – расследованием насильственных и политических преступлений, совершенных государственными служащими бывшей ГДР (центральное ведомство по сбору доказательств и документации при генеральной прокуратуре в Брауншвейге). Поскольку образование подобных подразделений выходит за пределы полномочий федерации, их созданию предшествовало заключение соглашения с исполнительными и законодательными органами земель.

    На уровне земель прокуратуры созданы при верховных судах земель (генеральные прокуратуры), при судах земель (прокуратуры земель) и при участковых судах (участковые прокуратуры). Вместе с тем значительная часть полномочий в участковых судах осуществляется прокуратурами земель [2] .

    Прокуратура является главой уголовного преследования. При расследовании преступлений пользуется услугами полиции. Ряд процессуальных действий осуществляет следственный судья по предложению прокуратуры.

    Возбуждение уголовного дела является монополией прокуратуры. Прекращение ею уголовного дела возможно только с согласия суда.

    Германия обладает единой, централизованной национальной уголовной полицией, которая находится в сфере ответственности МВД. Эта строго иерархическая система организована на федеральном и земельном уровнях. Причем в силу Основного закона Германии, вопросы организации уголовной полиции относятся к ведению земель, в то время как федерация имеет в данном отношении ограниченную компетенцию.

    На федеральном уровне существует два уголовно-полицейских ведомства: федеральное управление уголовной полиции и федеральное ведомство по охране Конституции. Первое из них расследует ограниченную категорию уголовных дел, имеющих общегосударственное значение (фальшивомонетничество, терроризм, международная организованная преступность и т.п.), а также осуществляет розыскные и следственные действия по линии Интерпола (является национальным Центральным бюро Интерпола). Однако основная роль данного органа – сбор и анализ информации о преступлениях и проведение технико-криминалистических экспертиз но запросам органов прокуратуры и уголовной полиции земель. Второе из названных ведомств не занимается расследованием преступлений вообще. Оно лишь уполномочено собирать и оценивать соответствующие данные, и информировать об обнаруженных преступлениях против конституционного строя федеральное управление уголовной полиции или органы уголовной полиции земель. На уровне земель также существуют управления уголовной полиции. Они подчиняются федеральному управлению уголовной полиции, которое координирует их деятельность, оказывает организационную, информационную и методическую поддержку.

    В административных единицах земель уголовная полиция действует как отделение общих полицейских органов: полицейских президиумов (крупные города), полицейских дирекций (малые города, сельские районы и деревни) [3] .

    Иначе говоря, уголовно-полицейская система в Германии управляется из единого центра и не включает в себя автономные региональные или муниципальные органы. Влияние земель и муниципалитетов носит ограниченный характер и не оказывает значимого децентрализирующего воздействия. Специализация осуществляется внутри системы.

    В процессе расследования преступлений прокуратура сама вправе осуществлять следственные действия, а также вправе дать указание полиции проводить эти действия, которые полиция по общему правилу должна выполнять. Определенная группа полицейских называется помощниками прокуратуры, которые обязаны выполнять все ее указания. Обычные служащие полиции обязаны действовать только по просьбе прокуратуры.

    В некоторых случаях прокуратура не вправе давать указания полиции, например по поводу использования оружия при освобождении заложников.

    Полиция обладает правом производства неотложных следственных действий, после чего должна направлять материалы дела прокурору для производства расследования. На практике полиция самостоятельно проводит расследование большинства дел до предъявления обвинения из-за загруженности прокурорских работников.

    В процессе предварительного расследования значительную роль имеет судебный контроль.

    Судебный контроль в германском досудебном производстве, в отличие от английского и американского процесса, не ограничивается вопросами применения мер принуждения полицией и прокуратурой. Так, суд может производить следственные действия (допросы, осмотры) по ходатайству прокуратуры или без него в целях обеспечения допустимости использования доказательств в судебном разбирательстве. Фактически речь идет о рудименте института следственного судьи, заимствованного из французского уголовного процесса и когда-то существовавшего в Германии. Причем интересно, что суд нс может отказаться от удовлетворения ходатайства прокуратуры (т.е. в данном отношении зависит от нее) [4] . Поскольку в германском уголовном процессе прокуратура не рассматривается в качестве стороны обвинения, а суд всегда действует в интересах правосудия, названное полномочие нельзя считать проявлением обвинительного уклона. Это сотрудничество двух ведущих субъектов уголовного процесса в целях достижения истины и справедливости. Отношения, возникающие здесь, не носят непосредственно контрольного или ограничивающего характера. Что касается производства следственных действий по инициативе самого суда, то в какой-то мере оно напоминает современный российский институт возвращения уголовных дел прокурору в порядке ст. 237 УПК РФ (цели совпадают). Хотя необходимость в таких действиях (но инициативе суда) реально возникает лишь после передачи дела в суд, их относят к досудебному производству, так как они осуществляются вне судебного разбирательства и имеют форму дознания. При этом суд, хотя и контролирует результаты досудебного производства, никак не влияет на автономность прокуратуры. Скорее он решает собственные задачи, устраняя препятствия судебному разбирательству. Следственный судья принимает решение о заключении под стражу по предложению прокуратуры. Задержание подозреваемого относится к компетенции сотрудников и прокуратуры, и полиции.

    Еще одним отличительным контрольным полномочием суда является дача согласия прокуратуре прекратить производство по делу. Это – действительно ограничивающее прокуратуру полномочие. Не умаляя принадлежащей прокурору монополии на государственное обвинение, оно вместе с тем ставит в рамки свободу прокурорского усмотрения, не допускает возникновения противоречия между решением прокурора и целью реализации заслуженного наказания.

    Иначе говоря, в ходе досудебного производства в Германии есть два автономных центра принятия решений: прокуратура (возбуждение дела и государственного обвинения) и суд (применение мер принуждения и прекращение производства). Процессуальные отношения между ними преимущественно одноранговые, с определенными ограничениями для прокуратуры. Полиция – не автономный участник процесса. Ее отношения с прокуратурой иерархические [5] .

    Процессуальное положение прокурора, поддерживающего государственное обвинение, основано на концепции уголовного процесса, содержанием которой является отрицание процессуальных правоотношений, понятия сторон, принципа состязательности и закрепление особого процессуального положения председательствующего судьи.

    Председательствующий наделен исключительными полномочиями не только по руководству разбирательством дела, по и единоличному ведению судебного следствия. Часть 1 параграфа 238 УПК ФРГ предусматривает, что руководство рассмотрением уголовного дела, допрос подсудимого и проведение всего судебного следствия осуществляет председательствующий. Иные участники процесса, в том числе и прокурор, только с разрешения судьи вправе задавать вопросы свидетелям, экспертам, подсудимому. Для судебного следствия не характерен перекрестный допрос. Судья осуществляет процесс доказывания, целью которого является установление истины по делу.

    Прокурор, не являясь стороной в процессе, хотя и представляет в суде обвинение, ограничивается надзорной функцией и по существу не участвует в судебном следствии. Доминирующее положение председательствующего обычно обрекает прокурора и защитника на пассивное участие в судебном разбирательстве. Их активизация в процессе может быть истолкована председательствующим как критика техники его допроса. Прокурор является как бы помощником судьи в судебном разбирательстве. В прениях он предлагает свое видение результатов судебного следствия, делает вывод о виновности или невиновности подсудимого и вносит предложение о постановлении того или иного приговора [6] .

  • [1]Стойко Н. Г. Уголовный процесс западных государств. СПб., 2006. С. 161–162; Бойльке В. Уголовно-процессуальное право ФРГ. Красноярск, 2004. С. 64–67; Судебные системы европейских стран: справочник. М., 2002. С. 75- 76.
  • [2]Бойльке В. Указ. соч. С. 64–65.
  • [3]Лувенский А. И. Предварительное расследование по законодательству капиталистических государств. М., 1977. С. 32–34; Стойко Н. Г. Уголовный процесс западных государств. СПб., 2006. С. 156–157.
  • [4]Бойльке В. Указ. соч. С. 66.
  • [5]Стойко Н. Г. Указ. соч. С. 161–162.
  • [6]Гуценко К. Ф., Головко Л. В., Филимонов Б. А. Уголовный процесс западных государств. М., 2002. С. 454–455.
  • Генпрокурор ФРГ уволен из-за утраты доверия

    Генерального прокурора Германии Харальда Ранге отправили в отставку в связи с утратой доверия. Его обвинили в некомпетентности и превышении полномочий в связи с расследованием, которое генпрокурор инициировал против журналистов немецкого онлайн-издания.

    Генпрокурор ФРГ Херальд Ранге отправлен в отставку минюстом страны из-за скандала о госизмене немецких журналистов, передает «ТВ Центр».

    Речь идёт о расследовании вокруг небольшого интернет-издания Netzpolitik, которое опубликовало секретные документы из архивов контрразведки ФРГ. Обнародованные данные указывают на то, что немецкие и американские спецслужбы следят за каждым шагом пользователей соцсетей. Кроме того, ведомство использует в своей работе компьютерные программы-шпионы, а это запрещено законом.

    Прокуратура заподозрила репортёров в госизмене. Но минюст потребовал проверку прекратить. Столь противоречивые действия властей раскритиковал генпрокурор. Он обвинил министра юстиции в давлении на следствие. Терпеть нападки чиновника в минюсте не стали и сняли с должности. Теперь его место займёт нынешний генпрокурор Мюнхена Петер Франк.

    Суд и прокуратура Германии

    Согласно Основному закону Федеративной Республики Германия (в ред. от 11 июля 2012 г.) судебная власть в государстве осуществляется независимыми судьями, а судебная система состоит из Федерального конституционного суда (Bundesverfassungsgericht), федеральных судов и судов земель [1] .

    Возглавляет судебную систему Федеральный конституционный суд. К его подведомственности отнесены конституционный нормоконтроль (проверка законов на соответствие Основному закону государства), споры между Федерацией и землями, между конституционными органами власти, индивидуальные жалобы на неконституционность судебных решений и законов. Судьи Федерального конституционного суда избираются Бундестагом и Бундесратом.

    На федеральном уровне функционирует пять федеральных верховных судов: Федеральная судебная палата (Bundesgerichtshof), Федеральный суд по трудовым спорам (Bundesarbeitsgericht), Федеральный суд но социальным вопросам (Bundessozialgericht), Федеральный финансовый суд (Bundesfinanzhof) и Федеральный административный суд (Bundesverwaltungsgericht). Основным законом также предусмотрена возможность создания федерального военного суда по уголовным делам (Wehrstrafgerichte), федерального суда по разрешению споров в области прав промышленной собственности, а также федеральных дисциплинарных судов для рассмотрения жалоб и споров, касающихся федеральной государственной службы. Все остальные суды в Германии являются судами федерального государства и находятся под юрисдикцией соответствующей земли.

    Создание чрезвычайных судов в Германии запрещено, однако разрешено учреждение специализированных судов, но только на основании принятия соответствующего закона.

    Смертная казнь в качестве наказания за совершение преступления отменена.

    Закон о судоустройстве (Gerichtsverfassungsgesetz) 1975 г. (в ред. от 25 апреля 2013 г.) определяет организацию системы судов общей юрисдикции, которая осуществляется местными судами (Amtsgerichte), региональными судами (Landgerichte), верховными региональными судами (Oberlandesgerichte) и на федеральном уровне Федеральной судебной палатой.

    Суды общей юрисдикции разрешают дела по гражданским и семейным спорам, а также рассматривают уголовные дела, которые не отнесены к подведомственности административной власти или административных судов (Verwaltungsgerichte), или если законом не был учрежден специализированный суд.

    В местных судах дела рассматриваются судьей единолично. Судья местного суда одновременно может занимать должность судьи в другом местном суде или региональном суде. По гражданским делам к подсудности местных судов относятся споры, если они не отнесены к подсудности региональных судов вне зависимости от суммы иска, по требованиям, не превышающим в денежном эквиваленте 5000 евро, а также вне зависимости от цены иска, например, по спорам, возникающим из аренды жилья, или спорам между путешественниками и поставщиками жилья, продуктов питания, перевозчиками, грузоотправителями о счетах за жилье, еду, перевозку путешественников и их имущества, утраты, повреждения их имущества. К подсудности местных судов также отнесены семейные споры и так называемые «бесспорные» дела, например, вопросы регистрации, раздела имущества, земельных участков, вопросы, связанные с установлением попечительства. По уголовным делам к подсудности местных судов относятся дела, не отнесенные к компетенции региональных судов или компетенции верховных региональных судов, а также если наказание не превысит четыре года лишения свободы и не ожидается помещение в психиатрическую клинику в качестве самостоятельного или дополнительного наказания, и если в деле отсутствует необходимость в применении мер пресекательного характера.

    В региональных судах действуют коллегия по гражданским делам и коллегия по уголовным делам. При необходимости дополнительно может создаваться третья коллегия, рассматривающая коммерческие споры, которые передаются ей в этом случае коллегией по гражданским делам. По общему правилу, гражданские дела рассматриваются тремя профессиональными судьями, если иное не предусмотрено процессуальным законодательством, уголовные дела – по первой инстанции в составе трех профессиональных судей и двух непрофессиональных судей, при рассмотрении апелляций на решения судей по уголовным делам – в составе председательствующего профессионального судьи и двух непрофессиональных судей. Судья регионального суда может одновременно занимать должность судьи в местном суде. По гражданским делам, включая коммерческие споры, к подсудности региональных судов относятся все споры, не отнесенные к подсудности местных судов. К исключительной подсудности региональных судов относятся, например, претензии в отношении судей и государственных служащих за превышение ими своих служебных полномочий или за неисполнение служебных обязанностей. Региональные суды рассматривают апелляционные жалобы по поводу фактов и вопросов права [2] на решения местных судов, если это не отнесено к юрисдикции высших региональных судов. По общему правилу, по уголовным делам к подсудности региональных судов отнесены рассмотрение жалоб на определения и решения судей местных судов и рассмотрение по первой инстанции уголовных дел, не отнесенных к подсудности местных судов или высших региональных судов.

    В верховных региональных судах создаются коллегия по гражданским делам и коллегия по уголовным делам. Правительство земель имеет право издать нормативный акт, согласно которому гражданское или уголовное подразделение может расположиться вне места нахождения верховного регионального суда для округа, в котором действует один и более региональных судов, и возложить на них полностью или частично функции коллегии по гражданским делам или коллегии по уголовным делам для этого округа. Также может создаваться внешнее подразделение по семейным делам в округах с несколькими семейными судами. Верховные региональные суды рассматривают апелляционные жалобы по поводу фактов и вопросов права на решения местных судов, вынесенных по семейным и «бесспорным» делам, а также на решения региональных судов. По первой инстанции к их подсудности по уголовным делам отнесены серьезные преступления, например, убийство, взятие заложников, подрыв конституционного строя государства, преступления против мира и международного права, по гражданским делам – отдельная категория споров, обозначенная в законодательстве о рынке капитала.

    Федеральная судебная палата расположена в городе Карлсруэ. Члены Федеральной судебной палаты выбираются Комитетом по выбору судей совместно с Федеральным министром юстиции, действующими в соответствии с процедурой, предусмотренной Законом о выборе судей, и назначаются на должность Федеральным президентом. Членом Федеральной судебной палаты может стать человек, достигший 35-летнего возраста.

    По гражданским делам Федеральной судебной палате подсудно рассмотрение апелляционных жалоб относительно способов защиты прав и только но вопросам нрава. По уголовным делам Федеральной судебной палате подсудно рассмотрение апелляционных жалоб по вопросам права на судебные решения, вынесенные по первой инстанции верховными региональными судами, а также на судебные решения, вынесенные по первой инстанции региональными судами, если это не отнесено к компетенции верховных региональных судов.

    Организация специализированных судов следует федеративному устройству Германии. Подведомственность дел отражена в названии суда. Административный суд, суд по вопросам финансов, суд по трудовым спорам, суд по социальным спорам являются судами первой инстанции. Они рассматривают отнесенные к их компетенции дела по существу и принимают итоговое судебное решение, разрешающее спор. Для проверки вынесенных ими решений в каждой земле созданы верховный административный суд, верховный суд по трудовым спорам, верховный суд по социальным спорам. В случае несогласия с судебными решениями верховных судов дальнейшая подача апелляционных жалоб возможна в федеральные суды, но только по вопросам права, за исключением Федерального финансового суда, который рассматривает апелляционные жалобы и по поводу фактов.

    Прокуратуры земель присутствуют при каждом региональном суде и выполняют государственные функции обвинения как в самом региональном суде, так и в иных местных судах, находящихся на территории, находящейся под юрисдикцией соответствующего регионального суда. Вместе с тем, прокуратуры нс имеют права выполнять функции судов и, согласно Основному закону Германии, независимы от судов.

    Прокуратуры земель уполномочены проводить расследования всех видов преступлений, за исключением преступлений против государства и иных правонарушений, отнесенных к компетенции Федеральной прокуратуры. Кроме того, они направляют уголовные дела в суд на рассмотрение и являются компетентными органами но исполнению судебных приговоров.

    Если следственные действия требуют соответствующего разрешения судьи (например, при необходимости воспользоваться принудительными мерами, такими как обыск, выемка, прослушивание телефонных разговоров, предварительное заключение и т.д.), компетентный прокурор направляет свой запрос в компетентный местный суд. Судья (Ermittlungsrichter) принимает решение о предоставлении возможности воспользоваться запрашиваемыми принудительными мерами. Однако при определенных условиях прокурор может самостоятельно принять решение о применении принудительных мер в неотложных обстоятельствах, например, при незамедлительной опасности.

    Прокуратуры земель подчиняются Управлению Главного прокурора земли, которое присутствует в каждом верховном региональном суде. Каждая земля имеет хотя бы один верховный региональный суд и, следовательно, одно подразделение Главного прокурора. Однако некоторые земли, например, Баден-Вюртемберг и Рейнланд-Пфальц, имеют два подразделения Главного прокурора, а Бавария, Нижняя Саксония, Северный Рейн-Вестфалия – даже три.

    На федеральном уровне действует Федеральная прокуратура, месторасположением которой является город Карлсруэ. Прокуратуры земель не подчинены Федеральной прокуратуре. В компетенцию Федеральной прокуратуры входит расследование и уголовное преследование за совершение преступлений против государства и преступлений террористического характера и когда тяжкое преступление попадает под юрисдикцию нескольких земель. Кроме того, Федеральная прокуратура принимает обязательное участие в судебных заседаниях, в которых рассматриваются апелляционные жалобы по вопросам права, поданные на решения региональных и верховных региональных судов в качестве суда первой инстанции.

  • [1] Согласно Основному Закону ФРГ земли и города, приравненные но статусу к земле, образуют Федеративную Республику Германия – они не являются административно-территориальной единицей, а выступают в качестве самостоятельных субъектов федеративного государства.
  • [2] Немецкое законодательство предусматривает два вида апелляций. Первый называется Berufung, апелляционная жалоба по поводу фактов и вопросов права. На ее основании суд проводит полную проверку дела (новое рассмотрение дела). Второй называется Revision, апелляционная жалоба только по вопросам права. Апелляционный суд в этом случае проверяет правильность применения закона и соблюдение основных процедурных правил при рассмотрении дела. Апелляционный суд не рассматривает доказательства, однако он вправе вмешаться в том случае, если было продемонстрировано, что они явно ошибочны.
  • Сколько зарабатывают судьи и прокуроры в разных странах Европы

    Совет Европы опубликовал доклад от эффективности судебных систем стран Старого света. Одна из самых любопытных глав посвящена сравнению зарплат судей и прокуроров в Европе, причем исследование рассматривает не только сами цифры, но и потенциал роста заработка от начала карьеры к ее высшей точке.

    Авторы исследования делают оговорку: анализируя данные, необходимо учитывать разнообразие законов и правил по всей Европе, где стать служителем Фемиды можно в разном возрасте и на разных этапах юридической карьеры. Тем не менее, всегда в качестве начала карьеры судьи берется первая должность в суде, а за кульминацию – должность судьи Верховного суда. Для прокуроров начало карьеры отсчитывается по аналогичному правилу, а высшей точкой признается должность прокурора Верховного суда или высшая должность в ведомстве. Все данные датируются 2010 годом и для удобства сравнения пересчитаны в евро по соответствующему курсу.

    Лидеры и аутсайдеры

    Самыми состоятельными оказались судьи в Швейцарии – их средний доход после уплаты налогов составляет 100 956 евро (здесь и далее – в годовом исчислении). Второй в списке оказалась Андорра – там служители Фемиды зарабатывают 69 814 евро. Их норвежские коллеги получают чуть меньше – 62 035 евро. За тройкой лидеров следуют Кипр (52026), Нидерланды (43000), Монако (41020), Финляндия (40250). Минимальный уровень дохода – 2572 евро – у судей Молдовы.

    Средний показатель судейских зарплат по всем странам Европы составляет 25 348 евро. Для сравнения, чистый заработок российских судей, по данным исследования, в 2010 года составлял 13 098 евро (523920 руб. по курсу на конец 2010 года). В этом отношении Россия находилась на 37-м месте в списке 46 стран, включенных в исследование. Впрочем, если сравнивать судейские заработки со средними по стране и формировать рейтинг, где на верхней позиции будет страна, где начинающий судья зарабатывает меньше всех, по сравнению с обычным гражданином, то Россия будет гораздо выше – на 17-й позиции.

    Интересно взглянуть на динамику зарплат судей по сравнению со средними заработками в Европе в целом. Хотя в период с 2006-го по 2009 год оплата труда служителей Фемиды в целом по Европе выросла на 10,6%, этот рост был ниже увеличения средних зарплат на 0,8%. При этом наибольшее увеличение зарплат судей можно наблюдать в Румынии (+93% и +60% на фоне роста средних зарплат в стране) и в Грузии (+64% и +13% на общем фоне), а также в Болгарии, Мальте, Кипре, Италии и Хорватии.

    В ряде стран, в числе которых наряду с Россией оказались Турция, Чехия и Азербайджан, наблюдается незначительный рост судейских зарплат при снижении разницы со средним заработком. Значительно меньше стали зарабатывать судьи в Швеции (-30% по отношению к среднему заработку в стране) и Исландии.

    Годовая зарплата судей и прокуроров в начале карьеры в странах Европы (евро, 2010 год)

    Смотрите так же:

    • Конституционный закон проект Проект ФКЗ О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении» ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О чрезвычайном положении" Статья 1. Внести в Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 года №3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" (Собрание […]
    • Приказ мчс 270 Приказ МЧС России от 28 мая 2015 г. N 270 "Об утверждении правил работы с личными делами личного состава в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (утратил силу) Приказ МЧС России от 28 мая 2015 г. N 270"Об утверждении правил работы с […]
    • Мошенничество продажа товаров Самый хитрый способ мошенничества с продажей электроники на Avito На Avito набирает обороты мошенничество, которое сочетает в себе социальную инженерию, внушение, замудрённую хитрость, взывание к сочувствию и банальный обман. Как правило, мошенники выставляют на продажу товар, который хорошо пользуется спросом, и заманивают низкой […]
    • Отзывы о налоге с продаж 10 вещей, которые вы не знали про налоги Вы даже не замечаете, как отдаёте государству почти половину от своей зарплаты. Некоторые налоги можно даже не платить или заплатить, а потом вернуть. Расскажем всё самое интересное о налогах. 1. Мы не замечаем налоги, потому что не платим их Почти всегда налоги за нас платит работодатель или […]
    • Увольнение по тк 14 дней Законна ли отработка более 14 дней перед увольнением? Добрый вечер. Меня зовут Светлана. Написала заявление на увольнение 17.12.2017 по закону отрабатывать нужно 2 недели .таким образом получается что мой последний рабочий день 31декабря. Но в отделе персонала организации где я работаю говорят: последний день вашей отработки 8 января! […]
    • Список водных судов Список водных судов Подготовка дипломирования членов экипажей речных судов В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2005 г. № 349 «Об утверждении положения о дипломировании членов экипажей судов внутреннего плавания» в Российской Федерации осуществляется процедура дипломирования экипажей, […]