Правовое регулирование налогов и сборов

Правовое регулирование налогов и налогообложения в РФ

Главная > Контрольная работа >Государство и право

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

КАФЕДРА «БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ»

Правовое регулирование налогов и налогообложения в РФ

Дисциплина: Налоги и налогообложение

(ученая степень, звание)

Дата регистрации работы_________

1.1. Сущность налогов и их роль в экономике государства ……………. 4

1.2. Правовое значение объекта налогообложения ……………………….7

1.3. Принципы построения налоговой системы …………………………..9

2. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1. Структура налогообложения РФ …………………………………………..11

2.2. Основные налоги, взимаемые в России …………………………………. 14

2.3 Правовое регулирование налоговой системы РФ ………………………..16

Список использованной литературы ………………………………………….24

Взимание налогов – древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Как известно, налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государственности, как взносы граждан, необходимые для содержания публичной власти. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, — чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики.

ПОНЯТИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ

1.1. Сущность налогов и их роль в экономике государства

В широком смысле под налогами понимаются обязательные платежи в бюджет, осуществляемые юридическими и физическими лицами. Социально-экономическая сущность, внутреннее содержание налогов проявляется через их функции. Налоги выполняют три важнейшие функции.

1. Обеспечение финансирования государственных расходов ( фискальная функция );

2. Поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними ( социальная функция );

3. Государственное регулирование экономики (регулирующая функция ).

Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию, т.е. обеспечивали финансирование общественных расходов, прежде всего расходов государства.

Все налоги содержат следующие элементы:

— объект налога – это имущество или доход, подлежащие обложению;

— субъект налога – это налогоплательщик, т.е. физическое или юридическое лицо;

— источник налога – т.е. доход, из которого выплачивается налог;

— ставка налога – величина налога с единицы объекта налога;

— налоговая льгота – полное или частичное освобождение плательщика от налога.

Налоги бывают двух видов. Первый вид – налоги на доходы и имущество: подоходный налог и налог на прибыль корпораций ( фирм ); на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу ( так называемые социальные налоги, социальные взносы ); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми налогами.

Второй вид – налоги на товары и услуги: налог с оборота – в большинстве развитых стран заменен налогом на добавленную стоимость; акцизы ( налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги ); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Это – косвенные налоги. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.

Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.

Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов.

В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения – к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности.

Налоги – это один из экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно- правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

В условиях перехода от административно-директивных методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития ее приоритетных отраслей. Через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.

1.2. Правовое значение объекта налогообложения

Налоги являются обязательными платежами ( взносами ) в пользу государственной или муниципальной казны. Обязательный их характер определяется тем, что взносы осуществляются независимо от желания субъекта платежа ( налогоплательщика ). Однако это вовсе не означает, что каждый плательщик уплачивает все установленные государственные и местные налоги, ибо последние взимаются в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами.

Основным условием, порождающим для конкретного лица обязанность платить тот или иной предусмотренный законом налог, является наличие объекта налогообложения. Это – главный юридический факт, порождающий налоговую обязанность. И хотя такие обстоятельства связаны с волеизъявлением плательщика ( получением дохода, реализацией товаров, владением имуществом и т.д. ), в то же время физические лица и организации не создают их специально, для возникновения налогового правоотношения, напротив, как известно, у носителей налоговой обязанности имеется стремление, если не к уклонению от нее, то к максимально возможному снижению объема налогового платежа. Это настоятельно требует четкого и полного изложения в налоговом законодательстве тех самых условий и порядка, в соответствии с которыми взимаются налоги. И так, основное правовое значение объекта налогообложения заключается в том, что он порождает налоговые правоотношения и налоговую обязанность, является фактическим основанием для взимания налога. Именно поэтому налоги чаще всего получают свое наименование от объекта налогообложения ( подоходный, на имущество, земельный и т.д. ), что, впрочем, может быть нехарактерным для целевых налогов, наименование которых ничего не скажет об объекте ( налог на пользователей автодорог ). Законодательство в рамках налогового производства устанавливает необходимость учета объектов налогообложения, отражения их в соответствующих документах самим налогоплательщиком, налоговым агентом, либо налоговым органом.

Но объект налогообложения, кроме того, наряду с другим элементом налогового состава – ставкой налога, определяет также и объем налоговой обязанности ( размер налогового платежа ). Чем больше количественные характеристики ( проявления ) объекта налога, тем значительнее объем налоговой обязанности. В этом проявляется учет возможностей налогоплательщика, что в свою очередь выражает один из существенных признаков налогов ( или принципов налогообложения ).

Для целей налогообложения объект подлежит измерению. Единицей измерения могут избираться разные, например: доход – рубли или минимальный размер оплаты труда, транспортные средства – рубли ( когда учитывается стоимость ) или лошадиные силы ( при учете мощности двигателя) и т.д. В результате формируется налогооблагаемая база, которая наряду со ставкой определяет размер налогового платежа. Например, в Федеральном законе от 21 июля 1997 г. говорится, что им вводится налог на операции по покупке наличной иностранной валюты ( ст. I ), а налогооблагаемой базой является сумма, уплачиваемая при покупке ( ст. II ).

1.3. Принципы построения налоговой системы

На протяжении всей истории человечества ни одно государство не смогло существовать без налогов. Налоговый опыт подсказал и главный принцип налогообложения: “ Нельзя резать курицу, несущую золотые яйца ”, т.е. как бы велики ни были потребности в финансовых средствах на покрытие мыслимых и немыслимых расходов, налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной деятельности.

Для того, чтобы глубоко вникнуть в суть налоговых платежей, важно определить основные принципы налогообложения. Качества, с экономической точки зрения желательные в любой системе налогообложения, были сформулированы Адамом Смитом в форме четырех положений, ставшими классическими принципами, с которыми, как правило, соглашались последующие авторы. Они сводятся к следующему:

Правовое регулирование налогов и сборов

— Федеральные законы о налогах и сборах (вносят поправки)

— НПА органов муниципальных образований местных налогов

Нормативно-правовое регулирование нал отношений в России базируется на основных положениях Законодательства РФ о налогах и сборах и разработанных ФНС РФ в их развитие приказах и методических рекомендациях. Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

НК РФ устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в РФ:

• виды налогов и сборов, взимаемых в РФ;

• основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

• принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов РФ и местных налогов;

• права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

• формы и методы налогового контроля;

• ответственность за совершение налоговых правонарушений;

• порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

С 1999г. НК РФ I часть – определяет налоговую систему РФ и его основные элементы.(!изменение №227-ФЗ от 18.07.2011г. – поправка внесена в главы: 14.1-14.6 !№321-ФЗ от 16.11.2011г. – «О внесении изменения о создании консолидированной группы налогоплательщиков»)

II часть НК РФ – регламентирует порядок исчисления и уплаты конкретных налогов на территории РФ.

ст. 5 НК РФ «Действие актов налогового законодательства во времени», основной принцип: акты законодательства вступают в силу не ранее, чем по истечении 30 дней со дня их официального опубликования и не ранее 1 числа следующего месяца следующего по периодам соответствующего налога. Содержит принцип отрицания обратной силы налогового закона (п.2 ст.5). Акты законодательства о налогах и сборах, ухудшающие права налогоплательщиков не имеют обратной силы.

Акт законодательства о налогах и сборах, улучшающие права налогоплательщика имеют обратную силу.

В законодательстве субъектов РФ устанавливаются региональные налоги на соответствущих субъектах РФ.

НПА о налогах и сборах

Постановление правительства РФ (пост.№1 от 01.01.2002 – классификация основных средств), федеральных органов исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики

Органов исполнительной власти субъектов РФ

!ст.7 НК РФ содержит: принцип приоритета норм международных договоров над налоговым законодательством РФ

Главная > Закон >Государство и право

Правовое регулирование налогов и сборов

Основы налогового законодательства………………………………….4

Правовое регулирование налогообложения физических лиц………. 10

Правовое регулирование налогообложения юридических лиц………21

Ведущую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет правовое регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью в области финансов.

Цель контрольной работы – раскрыть сущность и структуру правового регулирования налогов и сборов.

В данной контрольной работе мною будут рассмотрены особенности налогового законодательства, правовое регулирование налогообложения физических и юридических лиц а, в частности:

-рассмотрены объекты налогообложения;

-исследованы налоговые ставки;

-найдено определение сущности налогов и сборов, рассмотрены их виды, функции;

-обращено особое внимание на налоговую ответственность;

-проанализировано правовое регулирование физических и юридических лиц;

Правовое регулирование налогов и сборов

Основы налогового законодательства

Законодательство о налогах и сборах представляет собой систему современных нормативных правовых актов, призванную эффективно обеспечивать финансовыми средствами бюджеты всех уровней: федеральный, региональные и местные.

В соответствии со ст. 1 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) все нормативные правовые акты о налогах и сборах разделены на две группы: на законы и иные нормативные правовые акты. К первой группе относятся НК РФ, федеральные и региональные (т. е. субъектов РФ) законы, ко второй — иные нормативные правовые акты, принятые законодательными (представительными) органами власти субъектов РФ и представительными органами местного самоуправления. Однако НК РФ ч. I не указывает, какие по названию акты принимают зако­нодательные (представительные) органы. Поэтому, исходя из факти­ческих полномочий представительных органов, к таким актам относятся постановления и решения, например постановление Мос­ковской Городской Думы «О введении в действие Закона города Москвы «О ставках и льготах по налогу на прибыль» от 2 марта 1994 г. № 13.

Таким образом, термин «законодательство о налогах и сборах» охватывает НК РФ, федеральные, региональные законы и иные нор­мативные правовые акты, нормативные правовые акты представитель­ных органов местного самоуправления о местных налогах и сборах. В данный термин не входят нормативные правовые акты, издаваемые государственными органами исполнительной власти, и акты исполни­тельных органов местного самоуправления.

Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отноше­ния по установлению, введению и взиманию налогов, сборов в Российской Федерации от 1993 г. № 2292, «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов разных уровней» от 22 декабря 1993 г. № 2270; постановления Правительства РФ «Об утверждении ставок акцизов по отдельным видам товаров» от 30 сентября 1993 г. N° 985, «Об уточнении показателей республиканского бюджета Российской Федерации на IV квартал 1993 г.» от 23 декабря 1993 г. № 1324, «Об акцизе на автомобили марки «Москвич» от 9 января 1994 г. № 13, «О внесении изменений в некоторые решения Правительства Российской Федерации» от 14 февраля 1994 г. № 116; изменения и дополнения № 8 Инструкции Госналогслужбы Российской Федерации «О порядке исчисления и уплаты акцизов» от 9 декабря 1991 г. № 2.

В настоящее время акцизы регулируются ст. 179 — 206 НК РФ.

Налогоплательщиками акциза признаются:

— лица, признаваемые налогоплательщиками налога в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.

В Кодексе предусмотрены особенности определения налогоплательщика в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности). Например, участники договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) несут солидарную ответственность по исполнению обязанности по уплате налога. В качестве лица, исполняющего обязанности по исчислению и уплате всей суммы налога, признается лицо, ведущее дела простого товарищества. В случае если ведение дел простого товарищества осуществляется совместно всеми участниками простого товарищества, то они самостоятельно определяют участника, исполняющего обязанности по исчислению и уплате всей суммы налога.

Объектом налогообложения признаются такие операции:

— реализация на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров, в том числе реализация предметов залога и передача подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации;

— передача на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров для собственных нужд;

— ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Кроме этих операций предусмотрены еще 18 операций, подпадающих под акцизный налог. Налоговый период устанавливается как каждый календарный месяц. Налоговые ставки устанавливаются на виды подакцизных товаров, среди которых: этиловый спирт-сырец из всех видов сырья, табачные и ювелирные изделия, легковые автомобили, нефть и стабильный газовый конденсат и другие подакцизные товары (ст. 193 НК РФ).

Налог на прибыль организаций является одним из четырех важнейших видов обязательных платежей налоговой системы Российской Федерации. Данный налог отличается от НДС тем, что является прямым, т. е. «его окончательная сумма целиком и полностью зависит от конечного финансового результата» 1 . Правовой базой (основой) этого вида налога служат Закон РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (далее — Закон), принятый Верховным Советом РФ 27 декабря 1991 г. и введенный с 1 января 1992 г.; Закон РФ «О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах» от 22 декабря 1992 г.; Указ Президента РФ «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов разных уровней» от 22 декабря 1993 г. № 2270; Инструкция Министерства РФ по налогам и сборам «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций» от 15 июня 2000 г.

В настоящее время налог на прибыль организаций регулируется ст. 246 — 333 НК РФ.

Плательщиками налога на прибыль согласно ст. 246 НК РФ признаются: российские организации, иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и/или получающие доходы от источников в Российской Федерации.

Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком (ст. 247 НК РФ).

1) для российских организаций — полученный доход, уменьшенный на величину производственных расходов;

2) для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, — полученный через эти постоянные представительства доход, уменьшенный на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов, определенных в соответствии с гл. 25 НК РФ;

3) для иных иностранных организаций — доход, полученный от источников в Российской Федерации. Доходы указанных налогоплательщиков определяются в соответствии со ст. 309 НК РФ.

Ст. 309 НК РФ установила (закрепила) особенности налогообложения иностранных организаций, не осуществляющих деятельность через постоянные представительства в Российской Федерации и получающих доходы от источников в Российской Федерации.

Налоговая ставка согласно ст. 284 НК РФ устанавливается в размере 24 %. При этом сумма налога, Исчисленная по налоговой ставке в размере 7,5 %, зачисляется в федеральный бюджет, сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2 %, зачисляется в местные бюджеты.

Налоговые ставки на доходы иностранных организаций, не связанные с деятельностью в Российской Федерации через постоянные представительства, устанавливаются в следующих размерах:

1) 20 % — с любых доходов, кроме указанных в подпункте 2 настоящего пункта и п. 3 и 4 ст. 284 НК РФ;

2) 10 % — от использования, содержания или сдачи в аренду (фрахта) судов, самолетов или других подвижных транспортных средств или контейнеров (включая трейлеры и вспомогательное оборудование, необходимое для транспортировки) в связи с осуществлением международных перевозок.

Пункты 3 и 4 ст. 284 НК РФ установили некоторые особенности ставок по налогу. В частности, в налоговой базе, определяемой по доходам, полученным в виде дивидендов, применяются следующие ставки:

1) 6 % — по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций российскими организациями и физическими лицами — налоговыми резидентами Российской Федерации;

2) 15 % — по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций иностранными организациями, а также по доходам, полученным в виде дивидендов российскими организациями от иностранных организаций.

При этом налог исчисляется с учетом особенностей, предусмотренных ст. 275 НК РФ. Пункт 4 ст. 284 НК РФ установил, что к налоговой базе, определяемой по операциям с отдельными видами долговых обязательств, применяют следующие налоговые ставки: 1) 15 % — по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам (кроме ценных бумаг, указанных в подпункте 2 настоящего пункта), условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение дохода в виде процентов; 2) 0 % — по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным облигациям, эмитированным до 20 января 1997 г. включительно, и другие особенности.

Налоговым периодом по налогу признается календарный год. Отчетными периодами по налогу на прибыль организаций признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (ст. 285 НК РФ). Налог на прибыль организаций наряду с вышеизложенными элементами закрепил значительное число особенностей правового регулирования налоговых отношений. Например, особенности определения доходов банков (ст. 290 НК РФ), особенности определения доходов страховых организаций (страховщиков) (ст. 293 НК РФ), особенности налогообложения срочных сделок (ст. 301 НК РФ) и др.

Юридические лица как налогоплательщики уплачивают и другие виды налогов, предусмотренных НК РФ. Налоговая ответственность – это применение уполномоченными органами к налогоплательщикам, плательщикам сборов и иным лицам, содействующим укрытию налога, налоговых санкций за совершение налогового правонарушения. Неисполнение налогоплательщиками своих обязанностей обеспечивается мерами государственного принуждения. За налоговое правонарушение применяют налоговые санкции, меры к принудительному взысканию недоимок по налогам. Исполнение обязанностей по уплате налогов и сборов может обеспечиваться следующими способами: залогом имущества, поручительством, пеней, приостановлением операций по счетам налогоплательщика-организации, индивидуального предпринимателя, плательщика сборов-организации или налогового агента-организации, наложением ареста на имущество налогоплательщика (ст. 72 НК РФ).

2.3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ

Правовое регулирование налоговой системы — это форма регу­лирования налоговых отношений, посредством которой поведение

jjx участников приводится в соответствие с требованиями и дозво­лениями, содержащимися в нормах налогового права . При этом предполагается выполнение субъектами налогового права своих прав и обязанностей, в которых содержится государственная воля, выступающая в виде требований — обязанностей и дозволений — прав. Правовое регулирование налоговых отношений включает та­кие составные элементы, как нормы права, правовые отношения, юридическая ответственность, правовое сознание и т.д. Субъекты налогового права реагируют на требования и дозволения государст­венной воли. Их положительная реакция образует правомерное по­ведение, соответствующее установленному правопорядку. Отрица­тельная реакция субъектов налогового права образует неправомер­ное поведение, т.е. правонарушения.

В Российской Федерации в условиях становления рыночной эко­номики правовое регулирование налоговых отношений совершенст­вуется путем подготовки к проведению кодификации налогового законодательства.

Юридической базой налогового законодательства служит ст. 57 Конституции Российской Федерации, которая гласит, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение нало­гоплательщиков, обратной силы не имеют.

В настоящее время на территории Российской Федерации дей­ствует значительное число законов и подзаконных нормативных актов, регулирующих налогообложение. В частности, Закон «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», принятый Верховным Советом Российской Федерации 27 декабря 1991 г. , Закон «Об акцизах», принятый Верховным Советом 6 декабря 1991 г., Закон «О налоге на добавленную стоимость», принятый Верховным Советом Российской Федерации 6 декабря 1991 г., За­кон «О налоге на прибыль предприятий и организаций», принятый Верховным Советом Российской Федерации 27 декабря 1991 г., За­кон «О налоге на имущество предприятий», принятый Верховным Советом 13 декабря 1991 г., Закон «О подоходном налоге с пред­приятий», принятый Верховным Советом 20 декабря 1991 г., За­кон «О плате за землю», принятый Верховным Советом 11 октяб­ря 1991 г., Закон «О подоходном налоге с физических лиц», при­нятый Верховным Советом 7 декабря 1991 г., Указ Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. «О транспортном на­логе», Инструкция Государственной налоговой службы Российской

2 Кочетков А.И. С. 4.

Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. №11. Ст. 527.

Федерации «О подоходном налоге с физических лиц» от 22 марта 1992 г. и другие законы и подзаконные нормативные акты.

Все эти и другие нормативные акты составляют правовую систе­му налогообложения.

Налоговое законодательство обладает особенностью, которая проявляется в том, что состоит из императивных правовых норм. А это означает, что налогоплательщики и налоговые инспекции не могут своим соглашением изменить требования правовых норм на­логового законодательства.

Среди вышеперечисленных и других нормативных актов, регу­лирующих налогообложение, особое место занимает Закон «Об ос­новах налоговой системы в Российской Федерации», поскольку в нем определены принципы построения, структура и общий меха­низм функционирования налоговой системы, установлен перечень ^федеральных, республиканских в составе Российской Федерации, краевых, областных, автономных образований и местных налогов, сборов и платежей, порядок их исчисления и взимания, права, обя­занности и ответственность налогоплательщиков и налоговых орга­нов.

В Законе»Об основах налоговой системы в Российской Феде­рации» приведен перечень вводимых налогов (сборов) и их раз­граничение по уровням: федеральные налоги, налоги республик в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, авто­номных областей, автономных округов, местные налоги, которые вводятся или могут вводиться местными органами государственной власти.

В этом нормативном акте четко разграничена компетенция ор­ганов государственной власти по вопросам введения и определения ставок взимания соответствующего налога, а также его зачисления в тот или иной бюджет.

К компетенции республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных областей, автономных округов, а так­же местных органов отнесены налоги и сборы, которые имеют мес­тный (локальный) характер. Соответственно эти налоги зачисляют­ся в бюджеты республик, краев, областей, автономных образований и местные в полном объеме.

В данном законе определен перечень налоговых льгот и единый порядок их предоставления, в частности налогооблагаемый мини­мум, освобождение от налога отдельных категорий налогоплатель­щиков, понижение ставок, целевые налоговые льготы. Стало быть, законом определена система применяемых льгот для всех видов на­логов, сборов, пошлин и других платежей.

Таким образом, Закон «Об основах налоговой системы в Рос-

Сййской Федерации» в известной мере создает определенную чет­кость налоговой системы.

Как известно, важнейшим элементом налоговой политики явля­ется стабильность действующего законодательства. В то же время, как свидетельствует практика, в сфере налогообложения законо­дательство часто изменяется и дополняется, причем не всегда оправданно, что, естественно, ухудшает положение налогопла­тельщиков.

Однако ряд предложений по изменению налогового законода­тельства, высказанных учеными и практиками, следует, на наш взгляд, принять. В частности, заслуживает внимания предложение об изменении следующих законов: «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»; «О налоге на прибыль предприятий и организаций»; «О налоге на добавленную стоимость»; «О страхо­вой деятельности» . Все эти предложения сводятся к расширению перечня льгот, к урегулированию вопросов с валютой, к измене­нию порядка расчетов по налогам для совместных предприятий, к раскрытию сущности некоторых понятий в законах, в частности термина «перепродажа» и др. Все это позволит создать условия стабильности законов по налогообложению, т.е. не придется часто их изменять в худшую сторону.

‘ Экономика и жизнь. 1993. № 23. С. 16.

Правовое регулирование налогообложения, начисление пени и санкций

Вне правового поля нет прав и обязанностей налогоплательщиков и налоговых органов, в связи с этим исследование правовых норм, регулирующих вопросы налогообложения, пени и санкций, является наиболее актуальным.
Согласно ст. 57 Конституции РФ «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют».

Положения ст. 57 Конституции РФ прямо предписывают устанавливать налоги и сборы только законодательно. Причем законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Конституция РФ не закрепляет ни порядок уплаты налогов, ни правила начисления пени и санкций. В то же время вопросы налогообложения и ответственности на предмет их соответствия Конституции РФ нередко рассматриваются в Конституционном Суде РФ. В случае установления их неконституционности эти нормативные правовые акты устраняются из системы правовых актов, регулирующих налоговые правоотношения.

Непосредственное правовое регулирование налогообложения, начисление пени и санкций регламентируются Налоговым кодексом РФ.

Согласно ст. 1 НК РФ законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Полномочия законодательных органов субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований по вопросам законодательства о налогах и сборах определяются в пределах, установленных НК РФ.

К примеру, согласно п. 1 ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности устанавливается настоящим Кодексом, вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и применяется наряду с общей системой налогообложения и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Решением Тамбовской городской Думы от 9 ноября 2005 г. N 75 на территории г. Тамбова введена в действие система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Согласно ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Постановлением Тамбовской областной Думы от 28 ноября 2002 г. N 300 принят Закон Тамбовской области от 28 ноября 2002 г. N 69-З «О транспортном налоге в Тамбовской области».

НК РФ регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. В ст. ст. 72, 75 НК РФ определяет понятие «пени», порядок и условия ее начисления.

Кроме НК РФ, некоторые полномочия налоговых органов регулирует Закон РФ «О налоговых органах Российской Федерации». Так, в п. 4 ст. 7 Закона РФ «О налоговых органах Российской Федерации» налоговым органам предоставляется право обследовать с соблюдением соответствующего законодательства Российской Федерации при осуществлении своих полномочий производственные, складские, торговые и иные помещения организаций и граждан.

Следует отметить, что НК РФ в ст. 4 ограничил право Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительных органов местного самоуправления в принятии нормативных правовых актов по вопросам законодательства о налогах и сборах. Они либо в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах, либо не имеют права издавать такие акты.

Так, в пп. 6 п. 1 ст. 31 НК РФ указано, что порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке утверждается Минфином России. Аналогично в п. 7 ст. 45 НК РФ указано, что правила заполнения поручений на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации устанавливаются Минфином России по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Таким образом, если налоговый орган, отстаивая свою позицию, ссылается на разъяснения органа исполнительной власти, бухгалтеру следует обращать внимание: вправе ли этот орган устанавливать те или иные правила, не противоречат ли они положениям НК РФ.

Налоговые споры разрешаются в судах. В связи с этим немаловажное влияние на правоприменение положений о налогообложении, начислении пени и санкций оказывает судебная практика Конституционного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, а также Верховного Суда РФ.

Например, Постановлением Конституционного Суда РФ от 16 июля 2012 г. N 18-П ч. 1 ст. 3.1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 216-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации» признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой она допускает возможность обложения налогом на доходы физических лиц страховых выплат по договорам добровольного долгосрочного страхования жизни, предусматривающим уплату страховых взносов работодателем в интересах застрахованного физического лица как до 1 января 2008 г., так и после этой даты.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 17 марта 2009 г. N 5-П положение, содержащееся в абз. 4 и 5 п. 10 ст. 89 НК РФ, согласно которому повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика может проводиться вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего первоначальную выездную налоговую проверку, признано не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой данное положение по смыслу, придаваемому ему сложившейся правоприменительной практикой, не исключает возможность вынесения вышестоящим налоговым органом при проведении повторной выездной налоговой проверки решения, которое влечет изменение прав и обязанностей налогоплательщика, определенных не пересмотренным и не отмененным в установленном процессуальным законом порядке судебным актом, принятым по спору того же налогоплательщика и налогового органа, осуществлявшего первоначальную выездную налоговую проверку.

Тем самым Конституционный Суд РФ ограничил возможности вышестоящего налогового органа по принятию решения по повторной выездной налоговой проверке в части изменения прав и обязанностей налогоплательщика, если спор по первоначальной выездной налоговой проверке уже рассматривался в суде.

Обязательность решений (постановлений, определений) Конституционного Суда РФ (в том числе установленных в них правовых позиций) для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений прямо прописана в ст. 6 Закона о Конституционном Суде РФ.

Согласно ст. ст. 19, 23 Закона о судебной системе Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ дают разъяснения по вопросам судебной практики.

Правовой позиции, установленной в решениях, постановлениях Президиума либо Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, обязаны следовать только арбитражные суды. Соответственно, разъяснения по вопросам судебной практики, данные Верховным Судом РФ, обязательны для судов общей юрисдикции.

Так, в Постановлении Пленума ВАС РФ от 23 июля 2009 г. N 54 арбитражным судам даны разъяснения по некоторым вопросам, возникшим у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога.

Информационные письма и обзоры Высшего Арбитражного Суда РФ не имеют обязательности для применения. Тем не менее при рассмотрении споров нижестоящие арбитражные суды учитывают выраженную в них позицию.

К примеру, Президиум ВАС РФ Информационным письмом от 17 ноября 2011 г. N 148 проинформировал арбитражные суды о выработанных рекомендациях практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений гл. 30 НК РФ.

Хотелось бы отметить, что следование налоговыми органами, налогоплательщиками судебной практике нормативно не закреплено в действующем законодательстве, к тому же судебная практика может быть не единообразна и изменяться с течением времени. В связи с этим не стоит надеяться, что налоговые органы безоговорочно примут позицию налогоплательщика, предъявившего судебную практику в свою пользу, за исключением случаев, когда такая судебная практика была направлена ФНС России нижестоящим налоговым органам. К примеру, Письмом ФНС России от 1 декабря 2004 г. N 14-3-03/[email protected] данное ведомство направило нижестоящим органам для использования в работе постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Если же налоговые органы все же начислят налоги, пени и штрафы с отклонением от правовых позиций, определенных Высшим Арбитражным Судом РФ или Верховным Судом РФ, такое начисление будет признано судом незаконным.

Следует обратить внимание, что в электронных правовых системах публикуются определения Высшего Арбитражного Суда РФ об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ для пересмотра в порядке надзора. Помимо высших судебных инстанций, если говорить об арбитражных судах, суды первой и апелляционной инстанций ориентируются на практику Федеральных арбитражных судов округов. Однако в действующем законодательстве не закреплена обязательность следования позициям, указанным в определениях Высшего Арбитражного Суда РФ и постановлениях Федеральных арбитражных судов. Позиции, отраженные в указанных судебных актах, не являются обязательными для участников налоговых споров. Более того, позиция разных Федеральных арбитражных судов по одному и тому же вопросу может быть различна, не исключается также и изменение их правовой позиции с течением времени. Об окончательно сформированной позиции Арбитражных судов Российской Федерации можно говорить только в случае, если по какому-либо вопросу имеется решение, постановление Президиума либо Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ.

В то же время анализ писем ФНС России позволяет сделать вывод, что при даче разъяснений налогоплательщику делаются ссылки на определения ВАС РФ и постановления Федеральных арбитражных судов. Так, в Письме ФНС России от 6 февраля 2012 г. N ЕД-4-3/[email protected] данное ведомство указало, что разъясненная позиция «нашла отражение также и в Определении ВАС РФ от 30 июня 2010 г. N ВАС-8302/10». В Письме ФНС России от 1 февраля 2012 г. N ЕД-4-3/[email protected] указано, что «по данному вопросу существует положительная судебная практика (Определение ВАС РФ от 30 июня 2010 г. N ВАС-8342/10 по делу N А74-3706/2009, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 12 мая 2010 г.)».

Относительно применения разъяснений: Федеральная налоговая служба Письмом от 23 сентября 2011 г. N ЕД-4-3/[email protected] проинформировала нижестоящие органы, что разъяснения (согласованные с Минфином России либо содержащие правовую позицию, аналогичную изложенной в изданных Минфином России), размещенные на сайте ФНС России www.nalog.ru в разделе «Разъяснения Федеральной налоговой службы, обязательные для применения налоговыми органами».

Таким образом, обязательными для налоговых органов считаются разъяснения, которые размещены на вышеуказанном сайте ФНС России. Однако это не лишает налогоплательщика права, в случае если такие разъяснения были не в его пользу, в судебном порядке поставить вопрос об их проверке на предмет законности и соответствия НК РФ.

Подводя итог рассмотрения правового регулирования налогообложения, начисления пени и санкций, отметим основные моменты, на которые бухгалтеру необходимо обращать внимание.

Вся деятельность налоговых органов четко регламентирована. В Конституции РФ (ст. 57) закреплены общие положения установления налогов. Непосредственно порядок и правила проведения налогообложения, начисления пени и санкций регулируются НК РФ и Законом Российской Федерации «О налоговых органах Российской Федерации». Полномочия законодательных органов субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований по вопросам законодательства о налогах и сборах определяются в пределах, установленных НК РФ. Право принятия нормативных правовых актов по вопросам законодательства о налогах и сборах Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительными органами местного самоуправления существенно ограничено.

Немаловажное влияние на правоприменение положений о налогообложении, начислении пени и санкций оказывает судебная практика Конституционного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, а также Верховного Суда РФ.

Решения (постановления, определения) Конституционного Суда РФ (в том числе установленные в них правовые позиции) обязательны для всех.

Правовой позиции, установленной в решениях, постановлениях Президиума либо Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, обязаны следовать только арбитражные суды. Соответственно, разъяснения по вопросам судебной практики, данные Верховным Судом РФ, обязательны для судов общей юрисдикции. Однако, если налоговые органы все же начислят налоги, пени и штрафы с отклонением от правовых позиций, определенных Высшим Арбитражным Судом РФ или Верховным Судом РФ, такое начисление будет признано судом незаконным.

В действующем законодательстве не закреплена обязательность следования позициям, указанным в определениях Высшего Арбитражного Суда РФ и постановлениях Федеральных арбитражных судов. Тем не менее налогоплательщику при возникновении спора с налоговыми органами в суде в подкрепление своих позиций можно сослаться на судебную практику.

Далее рассмотрим поэтапно следующие вопросы: 1) особенности налогообложения (основные положения, судебная практика); 2) пени (основные положения, судебная практика); 3) штрафы (основные положения, судебная практика); 4) порядок взыскания налогов, пени, санкций (основные положения, судебная практика).

Такой подход позволит бухгалтеру без особых проблем найти ответы на большинство возникающих вопросов на практике и своевременно принять меры для обжалования решений налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, в случае если последними будут допущены нарушения норм законодательства о налогах и сборах.

Правовое регулирование налоговой системы Российской Федерации

Состав налогового законодательства включает:

1) федеральное налоговое законодательство;

2) региональное налоговое законодательство;

3) муниципальные налоговые акты.

Федеральное налоговое законодательство состоит из Налогового кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов, например, Закона РФ «О налоговых органах в Российской Федерации», а также норм, содержащихся в ряде иных федеральных законов: «О соглашениях о разделе продукции», «О закрытых административно-территориальных образованиях»[16].

Налоговый Кодекс РФ занимает особое место в системе налогового законодательства. В частности, только им могут устанавливаться виды налогов и сборов, взимаемых в РФ; основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов; принципы установления, введения в действие и прекращение действия ранее введенных налогов и сборов РФ и местных налогов и сборов; права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников налоговых отношений; формы и методы налогового контроля; ответственность за совершение налоговых правонарушений; порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) должностных лиц (п. 2 ст. 1 НК)[17].

Региональное налоговое законодательство включает в себя законы субъектов РФ. Налоговая компетенция субъектов РФ ограничена. Они уполномочены устанавливать региональные налоги, вводить указанные налоги на территории субъекта РФ и определять некоторые элементы налогообложения (налоговые ставки и налоговые льготы в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налогов, а также формы отчетности по региональным налогам).

Муниципальные налоговые акты складываются из актов представительного органа местного самоуправления, которыми устанавливаются и вводятся местные налоги и сборы. Налоговая компетенция местного самоуправления так же ограничена, налоговые акты могут регулировать лишь налоговые ставки местных налогов и сборов в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налогов, а также формы отчетности по местным налогам.

Часть первая НК РФ является основополагающим нормативным правовым актом, комплексно закрепляющим наиболее важные положения об организации и осуществлении налогообложения в России[18].

Налоговый Кодекс РФ дает определения налога и сбора.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) Ст. 8 Налогового Кодекса РФ[19].

Основные проблемы в деятельности внебюджетных фондов
Государственная политика по совершенствованию деятельности внебюджетных фондов социального назначения касается эффективного развития системы пенсионного, социального и медицинского страхования. Устойчивое развитие пенсионной системы в долгосрочной перспективе невозможно без принятия таких мер, как .

Анализ государственного недофинансирования образовательной системы в Российской Федерации
Образование — процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, необходимое условие подготовки человека к жизни и труду [22,c.24]. К образовательным относятся учреждения различных типов: дошкольные; общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного .

Формы финансовой поддержки субъектов Федерации, их характеристика
Финансовая поддержка (или финансовая помощь) имеет своей целью оказание финансовой помощи бюджету субъекта Федерации из Федерального бюджета РФ в связи с несбалансированностью территориального бюджета (обычно это бюджет с превышением расходов над доходами, т.е. дефицитом бюджета). Из-за того, что н .

Смотрите так же:

  • Образцы претензии к ростелекому Образец претензия ростелеком В Ростелеком претензия составляется в следующих ситуациях: Жалоба подается через электронную почту, в личном присутствии, заказным письмом. Первый способ считается наиболее удобным и быстрым, в течение одного календарного месяца можно получить подробный ответ. Образец заявления можно посмотреть на сайте […]
  • Что нужно для написания наследства Какие документы нужны для оформления завещания (в т. ч. на квартиру) Зачем необходимо завещание Рано или поздно, но люди умирают, и если осталось достаточное количество имущества, то тут начинается борьба родственников за право обладать этим имуществом. Появляются родственники, которые в течение жизни и не общались с покойным. Для того […]
  • Егэ задание 10 правила Задание 10. Правописание суффиксов различных частей речи (кроме суффиксов с Н и НН) Справочная информация Задание 10 не включает орфограммы с н — нн (этой теме посвящено отдельное задание. Но и без них объём материала велик, потому что русский — это язык с развитой суффиксальной системой: суффиксов множество. Грамотному человеку нужно […]
  • Правила поведения кадета Правила поведения кадета Этикет для кадет Для пополнения офицерского состава русской армии в России в начале 18 века открываются кадетские корпуса , куда принимаются дети офицеров. Воспитывались учащиеся этих корпусов , кадеты, в духе высоких понятий офицерской чести. Кроме того, им преподавались правила этикета. В 1779 году […]
  • Двойное гражданство как пересекать границу Передвижение с двумя паспортами Хотя все ситуации достаточно типичны, но почему-то люди, которые недавно получили второй паспорт и пока еще по нему не путешествовали, думают, что их ситуация особенная. Для удобства восприятия информации мы приводим материал в виде вопросов и ответов на них. Мы надеемся, что приведенный здесь материал, […]
  • Как софинансировать свою пенсию Софинансирование пенсии обойдется бюджету в 26 млрд Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов (НАПФ) оценивает затраты федерального бюджета на софинансирование в рамках обсуждаемой программы индивидуального пенсионного капитала (ИПК) в 26 млрд рублей. Таковы расчеты организации, с которыми удалось ознакомиться […]