Правило охраны воздуха

Мероприятия по охране атмосферного воздуха

Все направления охраны атмосферы можно объединить в четыре большие группы:

1. Группа санитарно-технических мероприятий – сооружение сверхвысоких дымовых труб, установка газопылеочистного оборудования, герметизация технического и транспортного оборудования.

2. Группа технологических мероприятий – создание новых технологий, основанных на частично или полностью замкнутых циклах, создание новых методов подготовки сырья, очищающих его от примесей до вовлечения в производство, замена исходного сырья, замена сухих способов переработки пылящих материалов мокрыми, автоматизация производственных процессов.

3. Группа планировочных мероприятий – создание санитарно-защитных зон вокруг промышленных предприятий, оптимальное расположение промышленных предприятий с учетом розы ветров, вынос наиболее токсичных производств за черту города, рациональная планировка городской застройки, озеленение городов.

4. Группа контрольно-запретительных мероприятий – установление предельно допустимых концентраций (ПДК) и предельно допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ, запрещение производства отдельных токсичных продуктов, автоматизация контроля за выбросами.

К основным мероприятиям по охране атмосферного воздуха относится группа санитарно-технических мероприятий. В этой группе важным направлением охраны воздуха является очистка выбросов в сочетании с последующей утилизацией ценных компонентов и производством из них продукции. В цементной промышленности — это улавливание цементной пыли и ее использование для производства твердых покрытий дорог. В теплоэнергетике – улавливание летучей золы и утилизация ее в сельском хозяйстве, в промышленности строительных материалов.

При утилизации уловленных компонентов возникают два вида эффекта: экологический и экономический. Экологический эффект состоит в снижении загрязнения окружающей среды при использовании отходов по сравнению с применением первичных материальных ресурсов. Так, при производстве бумаги из макулатуры или использования металлолома в сталеплавильном производстве загрязнение атмосферы уменьшается на 86%. Экономический эффект утилизации уловленных ингредиентов связан с появлением дополнительного сырьевого источника, имеющего, как правило, более благоприятные экономические показатели по сравнению с соответствующими показателями производства из природного сырья. Так, производство серной кислоты из газов цветной металлургии по сравнению с производством из традиционного сырья (природной серы) в химической промышленности имеет более низкую себестоимость и удельные капитальные вложения, более высокую годовую прибыль и рентабельность.

К наиболее эффективным способам очистки газов от газовых примесей относятся три: абсорбция жидкостью, адсорбция твердым веществом и каталитическая очистка.

В абсорбционных способах очистки используются явления различной растворимости газов в жидкости и химические реакции. В жидкости (обычно воде) используются такие реагенты, которые образуют с газом химические соединения.

Адсорбционные методы очистки основаны на способности мелкопористых адсорбентов (активных углей, цеолитов, простых стекол и др.) улавливать из газов при соответствующих условиях вредные компоненты.

Основу каталитических методов очистки составляют каталитические превращения вредных газообразных веществ в безвредные. К этим методам очистки относятся инерционная сепарация, электрическое осаждение и др. При инерционной сепарации осаждение взвешенных твердых частиц происходит благодаря их инерции, возникающей при изменении направления или скорости потока в аппаратах, называемых циклонами. Электрическое осаждение основано на электрическом притяжении частиц к заряженной (осадительной) поверхности. Электрическое осаждение реализуется в различных электрофильтрах, в которых, как правило, зарядка и осаждение частиц происходит совместно.

Для уменьшения загрязнения атмосферы выбросами транспорта необходимо осуществлять следующие мероприятия:

1. совершенствование двигателей и создание новых двигателей;

2. применение альтернативных видов топлива (сжатого природного газа, сжиженных нефтяных газов, синтетических спиртов и т.д.) При использовании природного газа выброс автомобилями вредных компонентов сокращается в 3-5 раз, хотя расход горючего в двигателях внутреннего сгорания больше (при этом экономится нефть);

3. создание новых транспортных средств (электромобилей) и замена одних транспортных средств другими (автобуса – троллейбусом);

4. защита от шума (пассивная и активная). Автотранспорт снижает шум за счет развития шумоподавления дорог, снижения скорости в населенных пунктах, сооружения поперечных валков. Снижение шума на железнодорожном транспорте обеспечивается созданием экранов, тоннелей, улучшением аэродинамики локомотивов;

5. специальные мероприятия административного характера: ограничения на въезд, запреты на парковку, транспортные сектора и др.

Нормативной основой управления охраной атмосферы является стандарты качества воздуха. Показателями качества воздуха является ПДК вредных веществ, ПДВ. ПДК – это такое содержание вредного вещества в окружающей среде, которое при постоянном контакте или при воздействии за определенный промежуток времени практически не влияет на здоровье человека. При определении ПДК учитывается влияние загрязняющих веществ не только на здоровье человека, но и на животных, растения, микроорганизмы, а также на природные сообщества в целом.

Для санитарной оценки воздушной среды используется ПДК для рабочей зоны ( ПДК р.з.), максимально разовая (ПДК м.р.) и среднесуточная (ПДК с.с.). ПДК р.з. – предельно допустимая концентрация вредного вещества в воздухе рабочей зоны. Эта концентрация не должна вызывать у работающих при ежедневном вдыхании в течение 8 ч за все время рабочего стажа каких-либо заболеваний или отклонений от нормы в состоянии здоровья. При этом рабочей зоной считается пространство высотой до 2 м над уровнем пола или площадки, на которой расположены места пребывания работающих.

ПДК м.р. – максимально разовая концентрация вредного вещества в воздухе населенных пунктов, которая не должна вызывать рефлекторных реакций в организме человека.

ПДК с.с. – среднесуточная предельно допустимая концентрация вредного вещества в воздухе населенных мест. Эта концентрация не должна оказывать прямого или косвенного влияния на организм человека в условиях неопределенно долгого круглосуточного вдыхания.

Для гигиенической оценки загрязнения воздуха используется комплексный индекс загрязнения атмосферы (ИЗА). ИЗА, учитывающий m примесей в атмосфере, рассчитывается по формуле:

ИЗА m = ( gср i/ПДКс.с.i )К

g cрi — среднесуточная концентрация i примеси

ПДКcci — среднесуточная ПДК для i –й примеси

К – 0,85; 1,0; 1,3; 1,7 соответственно для 4, 3, 2, 1 классов опасности. В зависимости от степени воздействия на организм человека все вещества подразделяются на 4 класса опасности:

1-й класс – чрезвычайно опасные вещества, значение ПДК которых в воздухе рабочей зоны не превышает 0,1 мг/м3 (бенз(а)пирен);

2 класс — высокоопасные со значением ПДКр.з. от 0,1 до 1 мг/м3

(сероводород, фенол, диоксид азота);

3 класс — умеренно опасные со значением ПДКр.з. от 1 до 10 мг/м3 (диоксид серы, сажа);

4 класс – малоопасные со значением ПДК более 10 мг/м3 .

В Беларуси уровень загрязнения считается низким при ИЗА меньше 5, повышенным при ИЗА от 5 до 6, высоким при ИЗА от 7 до 13 и очень высоким при ИЗА равном или большем 14.

Оглавление:

Экология природных ресурсов

Основные мероприятия по охране атмосферного воздуха

Для защиты воздушного бассейна от негативного антропогенного воздействия в виде загрязнения его вредными веществами можно выделить три основные группы мероприятий:

  1. технологические;
  2. санитарно-технические;
  3. планировочные.
  4. К технологическим мероприятиям можно отнести: создание замкнутых технологических циклов, безотходных и малоотходных технологий, исключающих попадание в атмосферу вредных загрязняющих веществ. С экономической точки зрения дешевле бороться с вредными веществами в местах их образования.

    Экологизация технологических процессов предусматривает, в частности:

  5. создание непрерывных технологических процессов производства;
  6. замену местных котельных установок на централизованное тепло;
  7. предварительное очищение топлива и сырья от вредных примесей;
  8. герметизацию процессов, использование гидро- и пневмотранспорта при транспортировке пылящих материалов;
  9. замену угля и мазута природным газом;
  10. применение гидрообеспыливания;
  11. перевод на электропривод компрессоров, сваебойных агрегатов, насосов;
  12. частичную рециркуляцию, т. е. повторное использование отходящих газов.
  13. Учитывая исключительную актуальность охраны атмосферного воздуха от загрязнения отработанными газами автомобилей, первоочередной проблемой является создание экологически чистых видов транспорта.

    В настоящее время ведется активный поиск более чистого топлива, чем бензин. В качестве его заменителя рассматриваются экологически чистое газовое топливо, метиловый спирт (метанол), малотоксичный аммиак и идеальное топливо — водород. Продолжаются интенсивные разработки по замене карбюраторного двигателя на более экологичные типы — дизельный, паровой, газотурбинный и др.

    Санитарно-технические мероприятия включают в себя специальные меры защиты при помощи очистных сооружений.

    Поскольку нынешний уровень развития экологизации технологических процессов, внедрения замкнутых технологических циклов и т.д. недостаточен для полного предотвращения выбросов токсичных веществ в атмосферу, на предприятиях повсеместно используются различные методы очистки отходящих газов от аэрозолей (пыли, золы, сажи) и токсичных газо- и парообразных примесей (NO, NO2, SO2 , SO3 ).

    В группу планировочных мероприятий входит комплекс приемов, включающих:

    • правильное взаимное размещение источников выброса и населенных мест с учетом направления ветров; выбор под застройку промышленного предприятия ровного возвышенного места, хорошо продуваемого ветрами; сооружение автомобильных дорог в обход населенных пунктов и др.;
    • организацию санитарно-защитных зон;
    • озеленение населенных мест и др.
    • СанПиН 4946-89
      Санитарные правила по охране атмосферного воздуха населенных мест

      Купить СанПиН 4946-89 — официальный бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

      Официально распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО «ЦНТИ Нормоконтроль».

      Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

      Способы доставки

    • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
    • Курьерская доставка (7 дней)
    • Самовывоз из московского офиса
    • Почта РФ
    • Санитарные правила формулируют основные требования к охране атмосферного воздуха, соблюдение которых должно обеспечить предупреждение неблагоприятного влияния загрязнения воздуха на здоровье населения и санитарно-бытовые условия его жизни,

      Оглавление

      1 Общие положения

      2 Требования по охране атмосферного воздуха при размещении, проектировании, строительстве и реконструкции (техническом перевооружении) народнохозяйственных объектов, являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха

      2.1 Общие требования

      2.2 Санитарные требования к выбору площадки для строительства

      2.3 Санитарные требования по охране атмосферного воздуха на стадии проектирования

      2.4 Санитарные требования по охране атмосферного воздуха на стадии строительства и ввода

      3 Санитарные требования по охране атмосферного воздуха при эксплуатации объектов, являющихся источниками загрязнения атмосферы

      3.1 Общие требования

      3.2 Требования при установлении нормативов ПДВ на действующих объектах

      Приложение. Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест

      Этот документ находится в:

    • Раздел: Строительство
      • Подраздел: Нормативные документы
        • Подраздел: Нормативные документы органов надзора
          • Подраздел: Нормативные документы Госкомсанэпиднадзора и Минздрава Российской Федерации
          • Подраздел: 2 Экологические разделы проектной документации
            • Подраздел: 1. Реконструкция и строительство
              • Подраздел: 2. Качество воздуха
                • Подраздел: 2.3. Окружающая атмосфера
                • Раздел: Автомобильные дороги
                  • Подраздел: 3 Разработка разделов проектной документации
                    • Подраздел: 3.1. Перечень мероприятий по охране окружающей среды
                      • Подраздел: 1.1. Загрязнение атмосферы
                      • Раздел: Экология
                        • Подраздел: 13.040 Качество воздуха
                          • Подраздел: 13.040.01 Качество воздуха в целом
                          • Подраздел: 13 ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, ЗАЩИТА ЧЕЛОВЕКА ОТ ВОЗДЕЙСТВИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ. БЕЗОПАСНОСТЬ
                            • Подраздел: 13.040.20 Окружающая атмосфера
                            • Организации:

                              Sanitary Regulations for Protection of Atmospheric Air in Populated Areas

                              Чтобы бесплатно скачать этот документ в формате PDF, поддержите наш сайт и нажмите одну из кнопок:

                              Ссылка на страницу

                              ОБЩЕСОЮЗНЫЕ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ И САНИТАРНО-ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА И НОРМЫ

                              ОБЩЕСОЮЗНЫЕ САНИТАРНО-ГУГИЕНИЧЕСКИЕ И САНИТАРНО-ГЛТГИВОЭШДШЧВСКИЕ ПРАВИЛА И НСРЫН

                              Заместитель Министра здравоохранения СССР, Главный государственный санитарный врач СССР

                              САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА ПО ОХРАНЕ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА НАСЕЛЕННЫХ МЕСТ

                              Издание официальное Сан П и Н

                              Министерство здравоохранения СССР

                              Санитарные правила подготовили:

                              Кафедра коммунальной гигиены ЦОЛИУЗ

                              Буштуева К.А., д.м.и., проф. Беспалько Л.Е., канд.мед.наук КлшшаС.Н., канд.мед.наук

                              НИИОКГ км. А.Н.Сыоина АШ СССР

                              Фельдман С.Г., д.ы.н., проф.

                              Некрасова Г.И., х.О.н.

                              ГСПУ Минздрава СССР Глазкова М.Ф.

                              ОБЩЕСОЮЗНЫЕ САНШРНО-ГИГИЕНИЧЕХ^ И САНОТАРНО-ПРОГИВОЭПИДШЧВСКИЕ ПРАВИЛА И НОРМЫ

                              САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА Сан П и Н 4946 — 89

                              ПО ОХРАНЕ АТМОСФЕРНОГО Вводится с 1.09.09 г.

                              I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

                              1.1. Санитарные правила формулируют основные требования к охране атмосферного воздуха, соблюдение которых должно обеспечить предупреждение неблагоприятного влияния загрязнения воздуха на здоровье населения и санитарно-бытовые условия его жизни.

                              1.2. Санитарные правила предназначены для проектных, строительных и других предприятий, учреждений и организаций, занимающихся размещением, проектированием, строительством новых, реконструкцией (техническим перевооружением) и эксплуатацией существующих предприятий, сооружений и других объектов*) являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха, а также для санитарных врачей, осуществляющих государственный санитарный надзор в области охраны атмосферного воздуха.

                              1.3. Санитарные правила разработаны в соответствии с «Основами законодательства Союза СССР и союзных республик о здравоохранении», Законом СССР «Об охране атмосферного воздуха», Основами земельного, водного и другого законодательства, связанного с охраной окружающей среды

                              1.4. Требования по охране атмосферного воздуха, включаемые в Государственные стандарты и ведомственные нормативы должны соответствовать положениям настоящих правил, а нормативы качества атмосферного воздуха не должны превышать гигиенические нормативы.

                              1.5. Санитарные правила являются общесоюзным нормативным документом и обязательны для соблюдения предприятиями, учреждениями

                              и организациями» должностными лицами и гражданами.

                              Нарушение санитарных правил влечет дисциплинарную, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Союза ОСР и союзных республик.

                              1.6. Государственный контроль за соблюдением требований настоящих правил осуществляется органами и учреждениями санитарной службы Минздрава СССР и Минздрава союзных республик*^ в соответствии с действующим для этой службы положением.

                              2. ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА ПРИ РАЗМЕЩЕНИИ. ПРОЕКТИРОВАНИИ, СТРОИТЕЛЬСТВЕ И РЕКОНСТРУКЦИИ (ТЕХНИЧЕСКОМ ПЕРЕВООРУЖЕНИИ) НАРОДНОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ,

                              ЯВЛЯГЩХСЯ ИСТОЧНИКАМИ ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА

                              2.1* Общие требования.

                              2.1.I, Размещение, проектирование и строительство новых, реконструкция и техническое перевооружение действующих объектов осуществляется в соответствии с предплановыми, предпроектными и проектными документами, в составе которых должны быть представлены материалы о влиянии этих объектов на санитарное состояние окружающей среда (атмосферный воздух» водные объекты, почву и т.д.).

                              В соответствии с действующей нормативно-методической документацией такие материалы должны быть представлены в : Генеральной схеме развития н размещения производительных сил (Генеральная схема), схемах развития и размещения отраслей народного хозяйства и отраслей промышленности (отраслевые схемы) и схемах развитии и размещения производительных сил по экономическим районам и союзным республикам (территориальные схемы), технико-економичвских обоснованиях (ТЗО) и расчетах (ТсР) целесообразности строительства объектов, схемах расселения, районных планировок, генеральных

                              далее органы и учреждения санзпидслужбы

                              планов групп промышленных предприятий г. общими объектами, схемах и проектной градостроительной документации.

                              2.1.2. При размещении, проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию новых и реконструированных объектов, при техническом перевооружении и эксплуатации действующих объектов должны приниматься меры по максимально возможному снижению выброса загрязняющих веществ с использованием малоотходной и безотходной технологии, комплексного использования природных ресурсов, а также мероприятий по улавливанию, обезвреживанию и утилизации вредных выбросов и отходов.

                              Принимаемые меры должны обеспечить соблюдение предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе селитебных территорий и 0,8 ПДК в местах массового отдыха населения.

                              К местам массового отдыха населения следует откосить территории, выделенные в генпланах городов, схемах районной планировки и развития пригородной зоны, решениях Советов народных депутатов для организации курортных зон, размещения санаториев, домов отдыха, пансионатов, баз туризма, дачных участков, организованного отдыха населения (городские пляжи, парки, спортивные базы и их сооружения на открытом воздухе).

                              Соблюдение ПДК или 0,8 ПДК оценивается с учетом суммации биологического действия веществ или продуктов их трансформации в атмосфере, а также загрязнения атмосферы за счет действующих, строящихся и намеченных к строительству объектов.

                              2.1.3. Запрещается размещать, проектировать, строить и вводить в эксплуатацию объекты, являющиеся источниками загрязнения атмосферы, на территориях с уровнями загрязнения, превышающим установленные нормативы. Реконструкция, расширение и техническое

                              перевооружение действующих объектов разрешается на таких территориях только при условии сокращения на них выбросов в атмосферу, до ПДВ с учетом перспективы развития*

                              2.2. Санитарные требования к выбору площадки для строительства

                              2.2 Л* Выбор площадки для строительства объектов осуществляется на стадии ТЗО (ТЭР). Ответственность за организацию выбора площадки (трассы) для строительства объектов, подготовку необходимых материалов и полноту согласований, намечаемых при этом решении несет заказчик проекта.

                              2.2.2. В целях предотвращения загрязнения атмосферного воздуха площадки для строительства предприятий и других объектов, эксплуатация которых может сопровождаться выделениями вредных веществ в атмосферу, должны вбираться в промышленных зонах городов и других населенных пунктов в строгом соответствии с утвержденнши в установленном порядке генеральными планами их развития клк проектами планировки и застройки.

                              2.2.3. Площадка для строительства новых и расширения существующих объектов должна выбираться с учетом аэроклиматической характеристики, рельефа местности, естественного проветривания, а также закономерностей распространения промышленных выбросов в атмосфере и условий туманообразования. Запрещается размещение предприятий 1-го и И-го классов на площадках с неудовлетворительными аэроклиматическими условиями.

                              2.2.4. Вопрос о размещении новых и расширении существующих объектов на территориях, характеризующихся условиями застоя атмосферы (штили, температурные инверсии, устойчивые туманы), продолжающимися более 3-х дней подряд, решается в каждом конкретном сяу

                              чае Госстроем СССР совместно с Минздравом СССР или по их поручению

                              соответствующими органами союзных республик*

                              2.2*5. Для объектов, являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха, должна быть организована санитарно-защитная зона (СЗЗ), ширина которой определяется классом размещаемого производства. Достаточность ширины санитарно-защитной зоны должна быть подтверждена расчетами прогнозируемых уровней загрязнения в соответствии с действующими указаниями по расчету рассеивания в атмосфере вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий, а также результатами лабораторных исследований атмосферного воздуха в районах размещения аналогичных действующих объектов.

                              2*2.6* При корректировке ширины СЗЗ с учетом преобладающих направлений ветра (р>12,5 %) запрещается сокращение по направлениям, имеющим р-г 12,5 При необходимости размещения новых производств на площадках существующих предприятий, расположенных в жилой зоне, возможность строительства их должна быть подтверждена расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха, а также документом за подписью руководителей соответствующего министерства или ведомства о создании санитарно-защитной зоны нормативных размеров и переселения населения из ее территории к моменту окончания строительства данного производства.

                              2.2.7. Перечень материалов по охране атмосферного воздуха, представляемых в органы и учреждения санэпидслужбы на согласование на стадии выбора площадки, должен содержать •

                              — обоснование выбора района, пункта, площадки (трассы) для строительства, включая особенности физико-географических и аэрокли-матических условий, рельефа местности, а также согласованных с органами государственного санитарного надзора данных о фоновом загрязнении атмосферного воздуха ;

                              — перечень загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу с указанием для та ПДК или ОБУВ* Для последних указывается срок

                              действия, установленный нормативным документом или разрешением М3 СССР. Запрещается исключать из перечня вещества, не имеющие норматива (ПДК или ОБУВ) ;

                              — качественные и количественные характеристики выбросов загрязняющих веществ в атмосферу с приведением данных об эксплуатации наиболее совершенных аналогичных предприятий в отечестве»шоЙ и зарубежной практике ;

                              — намечаемые принципиальные решения по предупреждению загрязнения воздушного бассейна и использованию отходов производства ;

                              — данные о возможных аварийных и залповых выбросах в атмосфе

                              — обоснование размеров и организации санитарно-защитной зоны ;

                              — расчеты ожидаемого (прогнозируемого) загрязнения атмосферного воздуха с учетом действующих (фоновое загрязнение), строящихся и намечаемых к строительству объектов ;

                              — экономическую эффективность осуществления природоохранных мероприятий и оценку экономического ущерба, причиняемого народному хозяйству загрязнением атмосферного воздуха ;

                              — графические материалы : схемы ситуационного плана с указанием действующих, строящихся и намеченных к строительству объектов, с указанием «розы ветров» среднегодовой и сезонной, скорости ветров отдельных румбов, размеров санитарно-эещитных зон, существующих и перспективных районов жилищно-гражданского строительства, с нанесением на нее данных о существующем и ожидаемом загрязнении атмосферного воздуха ; генплан площадки намечаемого к строительству объекта с нанесением источников выбросов в атмосферу.

                              2,2.8, По указанной документации, после ознакомления с земельным участком в натуре, органы государственного санитарного надзора в установленный срок выдают заключение по форме, утвержденной ЫЗ СССР.

                              Вопросы, которые должны быть проработаны на последующих стадиях проектирования, формулируются в виде санитарного задания, которое включается ь задание на проектирование объекта. О въщаче санитарного задания делается отметка в заключении по отводу участка.

                              2,3, Санитарные требования по охране атмосферного воздуха на стадии проектирования.

                              2.3.1. Согласованию с органами и учреждениями санвпидслужбы М3 СССР и союзных республик подлежит :

                              — проектно-сметная документация на строительство объектов, выполненная с обоснованными отступлениями от действующих санитарных норм, правил и госудасрвтенных стандартов по охране атмосферного воздуха от загрязнения, а также проектные решения в части охраны атмосферного воздуха, на которые отсутствуют санитарные нормы, правила и государственные стандарты ;

                              — проектно-сметная документация, при разработке которой возникла необходимость в изменении решений в части санитарной охраны атмосферного воздуха, согласованных при выборе площадки (трассы) для строительства j

                              — проекты реконструкции, технического перевооружения, строительства на действующем объекте нового производства в части охраны атмосферного воздуха от загрязнения в случае изменения класса вредности производства, качественных и количественных характеристик выбросов ;

                              Ответственность за нарушение правил охраны атмосферного воздуха: современное состояние и пути повышения эффективности

                              Рубрика: 14. Экологическое, земельное, лесное, водное и воздухоохранное право

                              Дата публикации: 09.11.2015

                              Статья просмотрена: 373 раза

                              Библиографическое описание:

                              Бобкова Ю. Д., Абанина Е. Н. Ответственность за нарушение правил охраны атмосферного воздуха: современное состояние и пути повышения эффективности [Текст] // Актуальные проблемы права: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 165-168. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/179/9049/ (дата обращения: 28.08.2018).

                              Атмосферный воздух можно назвать одним из самых жизненно важных элементов окружающей нас среды. Он является незаменимой и неотъемлемой частью среды обитания не только человека, но и любого живого существа. Именно от его благоприятного состояния зависит нормальное существование человека и прочих представителей животного мира. Людям приходится достаточно сильно страдать из-за загрязненного атмосферного воздуха, ведь это проявляется не только на состоянии здоровья, но и на состоянии климата, погоды, различных социально-экономических объектов. Поэтому меня и заинтересовала такая проблема как ответственность за нарушение правил охраны атмосферного воздуха, ведь она является главным условием пресечения экологических правонарушений. Вопросы применения юридической ответственности регламентируются как материальным, так и процессуальным правом, исходя из этого можно выделить Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП) [1], Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» [2], Уголовный кодекс РФ [3] (далее — УК РФ).

                              Нормы материального права закрепляют достаточно много различных составов экологических правонарушений, которые влекут тот или иной вид ответственности, в свою очередь нормы процессуального права определяют порядок привлечения к такой ответственности.

                              В теории экологического права указывается на весьма низкую эффективность ответственности за нарушение правил охраны атмосферного воздуха, во многом это объясняется наличием пробелов в законодательстве, которые на данный момент необходимо устранить. В настоящей работе я хотела более детально проанализировать эффективность административной ответственности за нарушение правил охраны атмосферного воздуха и как эффективность ответственности можно повысить.

                              Для того чтобы разобраться в данной проблеме нам необходимо дать определение, что же такое атмосферный воздух. Согласно ст. 1 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» под ним понимается «жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений». Из этого определения можно сделать вывод, что без атмосферного воздуха, либо при его сильной загрязненности жизнь общества и животного мира ставится под угрозу.

                              Также я бы хотела обратить внимание на то, что понимает закон под загрязнением атмосферного воздуха. В соответствии со ст. 1 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» это поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха. В соответствии с Приказ Минприроды России от 31.12.2010 № 579 «О Порядке установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию, и о Перечне вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию» устанавливается перечень веществ, которые могут оказать влияние на загрязнение атмосферного воздуха. В данном перечне устанавливаются вредные вещества, которые подлежат государственному учету и нормированию, такие как: азота диоксид, аммиак, бенз,/а/пирен, бензол, кадмий и его соединения и т. д. [4] Все эти вещества находятся под особым контролем государства, так как их выброс может нанести значительный урон, как атмосферному воздуху, так и экологии в целом и, как правило, данный вред может быть неустраним в ближайшем будущем.

                              В настоящее время в нашей стране существует такая проблема как неэффективность ответственности, а именно неэффективность норм, устанавливающих ответственность за данные нарушения. К сожалению, организации как нарушают данные нормы, так и будут нарушать и дело здесь вовсе не в размере наказания, а в незаинтересованности органов власти в разрешении данной проблемы. С каждым годом проблема становится все острее и острее, хотя и размер выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период с 2007 по 2013 в РФ снизился, но если брать в целом картину состояния экологии, то она весьма и весьма удручающая. Так, в 2007 году общий объем выбросов, от стационарных и автомобильных источников составил 35303.5 тыс. т/год, а в 2013–31870.9 [5], т. е. мы можем наблюдать определенное и достаточно большое снижение данных показателей, но, скорее всего, заслуга в снижении лежит на производителях автомобилей, которые стали больше заботиться об оснащении своих транспортных средств специальными устройствами, снижающими объем выбросов.

                              Характеристика уровня загрязнения воздуха в 2013 году: наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха в России проводились в 252 городах, на 694 постах, из них регулярные наблюдения Росгидромета выполнялись в 225 городах на 631 посту, дополнительно проводились эпизодические наблюдения в 4 населенных пунктах. По данным Росгидромета, в 123 городах (57 % городов) степень загрязнения воздуха оценивается как очень высокая и высокая и только в 22 % городов — низкая. В городах с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха проживает 54,2 млн. человек, что составляет 52 % городского населения России. В 204 городах (81 % городов, где проводятся наблюдения) средняя за год концентрация одного или нескольких загрязняющих веществ превышает 1ПДК. В этих городах проживает 66,6 млн. человек. В Приоритетный список городов с наибольшим уровнем загрязнения атмосферного воздуха (города с очень высоким уровнем загрязнения воздуха, для которых комплексный индекс загрязнения атмосферы (ИЗА) равен или выше 14) в 2013 году включено 29 городов с общим числом жителей в них 18,5 млн. человек. В связи со снижением уровня загрязнения атмосферного воздуха по сравнению с 2012 годом в Приоритетный список не вошли Ачинск, Белоярский, Кемерово, Нижний Тагил, Новороссийск, Новочеркасск, Соликамск, Стерлитамак и Челябинск. В тоже время в Приоритетный список вновь включены: п. Восточный, Златоуст, Краснотурьинск, Кызыл, Новокузнецк, Саратов, Улан-Удэ, Шелехов, Чегдомын. В связи с ростом концентраций формальдегида (по сравнению с 2012 годом — в 2 раза) впервые за последние 5 лет г. Ханты-Мансийск включен в Приоритетный список. В г. Норильск формирование очень высокого уровня загрязнения воздуха обусловлено значительными выбросами диоксида серы, составляющими более 1,9 млн. т в год. [6] Исследовав приведенные данные можно сделать вывод о том, что хоть показатели загрязнения атмосферного воздуха постепенно снижаются, однако на улучшение состояния окружающей среды это никак не сказывается. На наш взгляд причиной тому является наслоение загрязняющих веществ и достаточно низкий контроль со стороны государства. А низкий контроль выражается в низком уровне ответственности и слишком уж мягком наказании.

                              Каждый год в нашей стране совершается около 60–80 тысяч нарушений природоохранного законодательства. За нарушения правил охраны атмосферного воздуха устанавливается административная ответственность. Так, статья 8.21 КоАП РФ за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения предусматривает следующие санкции: наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста восьмидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

                              На наш взгляд, такое наказание является очень мягким за такого рода правонарушение, которое напрямую оказывает влияние на жизнь человека и всего животного мира. С помощью него не достигаются такие функции административного законодательства как воспитательная и общепредупредительная.

                              Однако существует один позитивный момент, который был отмечен в работе Михайловой Е. С.: «Для привлечения лица к административной ответственности за правонарушения в области охраны атмосферного воздуха в некоторых случаях достаточно установить сам факт нарушения правовых норм независимо от наступивших последствий. Более того, если такие последствия установлены, то нарушитель привлекается к уголовной ответственности». [7] Но установить последствия и привлечь лицо, к уголовной ответственности в нашей стране и на сегодняшний день весьма и весьма сложно.

                              Для сравнения мы решили обратить внимание на КоАП Республики Беларусь, который также имеет ряд статей, включающих в себя ответственность за загрязнение атмосферного воздуха. И в этом как раз и состоит преимущество регулирования загрязнения атмосферного воздуха в РФ и Республики Беларусь. В статье 15.48 КоАП Республики Беларусь законодатель усилил ответственность за данное правонарушение по сравнению с ответственностью КоАП РФ. Так, вышеупомянутая статья говорит о том, что такое загрязнение воздуха и какое наказание следует за совершение данного деяния. А именно: влечет наложение штрафа в размере от четырех до двадцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя — до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо — до двухсот базовых величин. [8] Следует отметить, что размер базовой величины в республике Беларусь составляет 180000 белорусских рублей, если перевести в российские рубли примерно 656 рублей. Осуществляя простые арифметические подсчеты, мы можем смело сказать, что такой вид наказания как штраф за загрязнение атмосферного воздуха является более действенным, нежели в нашей стране, поскольку его величина составляет внушительную сумму, которую могут выплатить не всякие граждане и не всякие организации.

                              Существует еще одна практическая проблема, порожденная законодательством — это существование определенного специального разрешения, которое дает возможность осуществлять выбросы на легальной основе. Данное разрешение устанавливает предельно допустимые выбросы. Как нам кажется хоть это и оправданно в условиях сегодняшнего экономического развития страны, но все-таки создает некоторые лазейки в законе, позволяющие, например, недобросовестным организациям пользоваться ими.

                              Изучив судебную практику нам удалось заметить такой факт: хоть в нашей стране и существует специальное разрешение, допускающие выброс вредных веществ в атмосферный воздух, однако многие организации стараются не получать его и мотив такого поведения нам не совсем понятен, поскольку огромное количество таких предприятий привлекается к административной ответственности. Например, Горячеключевский городской суд Краснодарского края от 10.02.2012 года по делу № 5–9/2012 в первой инстанции признал ООО «Платон» виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ (т. е. выброс вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения) и назначил наказание в виде административного приостановления деятельности ООО «Платон» сроком на девяносто суток. [9] Изучив данное дело, можно сделать вывод о том, что организации пренебрегая возможностью получения специального разрешения и тем самым осуществления полностью законной деятельности, сами себя подвергают наказанию и нарушают законодательство.

                              Мы считаем, для того, чтобы хоть как-то поправить существующие положение дел, нам стоит обратиться к зарубежному опыту и постараться перенять те положения, которые смогут прижиться в нашем государстве.

                              Во многих странах Европы используются такие методы как создание новых природоохранных законов, которые являются более реальными и действенными по сравнению с предыдущими. В Германии, например, органы государственной власти обязывают организации тратить свои личные средства на установление очистительных сооружений нового поколения и при этом осуществляют строгий контроль за выполнением данного требования. Также в Германии была принята специальная программа защиты климата, главной целью которой является снижение размера выбросов в атмосферу и благодаря этой программе величина загрязняющих веществ в атмосферном воздухе снизилась на 15 %. Еще одной особенностью экологической политики в ФРГ, которую нам было бы неплохо перенять, — это создание своеобразной экоиндустрии, занимающийся созданием различных очистительных сооружений, доступных как крупным, так и малым предприятиям, ведь в РФ данная проблема стоит весьма остро, не каждое малое предприятие может позволить качественные и дорогостоящие очистительные сооружения. Помимо различных технических новшеств в Германии уделяется большое внимание созданию и охране различных природных зон, парков, которые защищают население от вредных выбросов. Проводится постоянная инвентаризация оборудования отвечающего за очищение загрязняющих веществ попадающих в атмосферу. Причем за нарушение таких требований организации и граждане несут достаточно внушительную материальную ответственность, и очень часто привлекаются к уголовной ответственности.

                              Например, в соответствии со статьей 325 Уголовного кодекс Федеративной Республики Германии, которая имеет название «загрязнение воздуха» говориться, что если кто-то «при эксплуатации сооружения, особенно производственного агрегата или машины, нарушая административно-правовые обязанности, изменяет состав воздуха так, что эти изменения могут нанести вред здоровью другого человека, животным, растениям или другим предметам, имеющим значительную стоимость, находящимся вне территории, относящейся к данному сооружению, наказывается лишением свободы на срок до пяти лет или денежным штрафом. Покушение наказуемо». [10]

                              На наш взгляд вышеперечисленные мероприятия не так уж сложны для реализации на сегодняшний день, здесь важна системность, постепенность и желание улучшить состояние окружающей среды в нашей стране.

                              1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях //Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
                              2. Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» //Собрание законодательства РФ, 03.05.1999, N 18, ст. 2222.
                              3. Уголовный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
                              4. Приказ Минприроды России от 31.12.2010 N 579 «О Порядке установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию, и о Перечне вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию» //Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 10, 07.03.2011.
                              5. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации 2014». Официальный сайт Министерства природных ресурсов и экологии URL: https://www.mnr.gov.ru/regulatory/detail.php?ID=140625 (дата обращения 15.10.2015).
                              6. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2013 году». Официальный сайт Министерства природных ресурсов и экологии. URL: https://www.mnr.gov.ru/upload/iblock/6c7/gosdokladeco.pdf (дата обращения 15.10.2015)
                              7. Михайлова Е. С. Государственный контроль в области охраны атмосферного воздуха: Учебное пособие. — Оренбург: ГОУ ОГУ, 2004. — 99 с..
                              8. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 63, 2/946) URL: http://www.etalonline.by (дата обращения 18.10.15).
                              9. Решение Горячеключевского городской суд Краснодарского края от 10.02.2012 года по делу № 5–9/2012.
                              10. Уголовный кодекс Федеративной Республики Германии URL: http://law.edu.ru/ (дата обращения 20.10.15).

                              Похожие статьи

                              Загрязнение атмосферы: уголовная ответственность, проблемы.

                              Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве. окружающая среда, экологическая безопасность, УК РФ, уголовная

                              атмосферный воздух, уголовная ответственность, природное свойство воздуха, УК РФ, загрязнение, правоприменительная.

                              Экологическое обеспечение безопасности военной службы

                              Административная ответственность за экологические нарушения прав существует, в

                              Кроме Закона РФ «Об охране окружающей среды» и природоохранных государственных актов

                              ‒ следить за выполнением правил эксплуатации и поддерживать в исправном состоянии.

                              Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве.

                              Дифференциация признаков преступного нарушения правил. УК РФ, преступное нарушение правил охраны труда, здоровье человека, правило охраны

                              Уголовная ответственность за загрязнение атмосферного воздуха предусмотрена ст. 251 Уголовного Кодекса Российской.

                              Охрана атмосферного воздуха | Статья в журнале.

                              Охрана атмосферного воздуха. Автор: Харрасова Ильмира Фанилевна.

                              – Уфа: государственный комитет республики Башкортостан по охране окружающей среды, 2009.

                              Загрязнение атмосферного воздуха промышленными.

                              Мониторинг состояния атмосферного воздуха осуществляется государственным

                              Валовый выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух от этих предприятий в 2014 году составил 130,934 тыс. т.

                              Как издать спецвыпуск? Правила оформления статей.

                              Проблемы правоприменительной практики статьи 251 УК РФ

                              Уголовная ответственность за загрязнение атмосферного воздуха предусмотрена ст. 251 Уголовного Кодекса Российской Федерации. Данная статья гласит, что ответственность наступит в случае нарушения правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ или.

                              Юридическая ответственность за экологические правонарушения

                              Так, в главе 8 КоАП РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение экологических

                              Это могут быть такие правонарушения, как нарушения правил охраны окружающей среды при

                              За умышленное нарушение конкретных положений закона о качестве воды, воздуха, об.

                              Административная ответственность в области дорожного.

                              Ответственность за нарушение правил перевозки детей установлена ч.3 ст. 12.23 КоАП РФ.

                              Принципиальная необходимость фиксации ребенка в автомобиле в специальном детском

                              Административная ответственность, применяемая к нарушителям правил безопасности.

                              Актуальные проблемы совершенствования законодательства об.

                              4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о

                              Государственные расходы в сфере охраны окружающей среды. окружающая среда, Российская Федерация, атмосферный воздух.

                              Содержание правовой охраны атмосферного воздуха

                              Содержание правовой охраны атмосферного воздуха составляет ком­плекс мер, основными среди которых являются учет, контроль, установле­ние нормативов в сфере охраны атмосферного воздуха, обеспечение выпол­нения экологических требований источниками вредного воздействия на атмосферный воздух, а также организация территории населенных пунктов, промышленных зон с учетом норм и правил охраны атмосферного воздуха.

                              Государственный учет и контроль в сфере охраны атмосферного воздуха

                              Основой для регулирования охраны атмосферного воздуха является пре­дусмотренный законом государственный учет видов и количества (размеров) вредного воздействия на атмосферу, а также объектов, оказывающих такое воздействие (ст. 21-22 Закона об охране атмосферного воздуха).

                              Источники вредного воздействия на атмосферный воздух подразделяются на стационарные (предприятия, энергостанции и другие производственные, а также бытовые объекты) и передвижные (автомобили, самолеты, суда и другие подвижные средства и установки), что обусловливает особенности правового регулирования охраны атмосферного воздуха в процессе их деятельности.

                              За состоянием атмосферного воздуха, его изменениями осуществляется наблюдение по химическим, физическим и биологическим показателям об­щегосударственной службой наблюдения и контроля за уровнем загрязне­ния природной среды. Сбор, хранение, обобщение, анализ информации проводится с целью обеспечения ею заинтересованных организаций, а так­же составления прогнозов об уровне загрязнений атмосферного воздуха под влиянием хозяйственной деятельности и метеорологических условий. На­блюдение (мониторинг) осуществляется специально уполномоченными ор­ганами Федеральной исполнительной власти по гидрометеорологии, охране окружающей среды, санитарно-эпидемиологическому надзору и др. (ст. 23 Закона об охране атмосферного воздуха).

                              Государственный контроль за охраной атмосферного воздуха имеет сво­ей задачей обеспечение соблюдения всеми государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами мероприятий по охране атмосферного воздуха, условий вредного воздействия на атмосфе­ру, а также иных правил, установленных законодательством об охране атмо­сферного воздуха (ст. 24 Закона об охране атмосферного воздуха).

                              Он осуществляется государственными органами санитарно-эпидемиологического надзора, органами по контролю за работой газоочистных и пыле­улавливающих установок, органами безопасности дорожного движения, ох­раны окружающей среды и др.

                              Установление нормативов по охране атмосферного воздуха

                              Для оценки состояния атмосферного воздуха предусмотрены стандарты его качества — нормативы предельно допустимых концентраций загрязняю­щих веществ в атмосферном воздухе (ПДК) и нормативы предельно допус­тимых уровней вредных физических воздействий на атмосферу (ПДУ).

                              Нормативы предельно допустимых концентраций устанавливаются для загрязняющих веществ по каждому веществу или химическому соединению (окись углерода, двуокись азота, пыль, сера, свинец и др.) в расчете на 1 кубический метр воздуха, причем учитывается разовая и суточная концентрации, а нормативы предельно допустимых уровней вредных физических воздействий устанавливаются по отдельным видам таких воздействий (шум вибрация, ультразвук, инфразвук, радиация, электромагнитные поля и т. д. и измеряются в различных единицах в зависимости от характера вредного физического воздействия * .

                              * См. Справочник предельно допустимых концентраций вредных веществ в продуктах пи­тания и среде обитания. М., 1993 г .

                              Указанные нормативы утверждаются компетентными органами государ­ственного экологического управления: Федеральной службой России по ги­дрометеорологии и мониторингу окружающей среды, государственной санитарно-эпидемиологической службой Министерства здравоохранения РФ с участием других заинтересованных ведомств. Данные нормативы должны отвечать интересам охраны здоровья людей, окружающей природной среды и являются едиными для всей территории страны.

                              Для того, чтобы обеспечить соответствующее качество атмосферного воздуха на основе указанных нормативов, законодательством регулируется осуществление деятельности источниками вредных воздействий на атмо­сферный воздух. С этой целью устанавливаются нормативы предельно допу­стимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и уровней вредных физических воздействий на атмосферу для каждого источника та­кого вредного воздействия, то есть своеобразные индивидуальные нормати­вы, учитывающие особенности производственных, технологических и иных процессов, существующих на каждом предприятии и других объектах (ст. 12 Закона об охране атмосферного воздуха).

                              Обе группы нормативов тесно взаимосвязаны. Нормативы предельно до­пустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и предельно допус­тимых вредных физических воздействий на нее устанавливаются на уровне, при котором выбросы загрязняющих веществ и вредные физические воздей­ствия от конкретного и всех других источников в данном районе с учетом перспективы его развития не приведут к превышению нормативов предель­но допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном возду­хе и предельно допустимых уровней вредных физических воздействий.

                              Экологические требования, установленные для источников загрязнения атмосферного воздуха

                              Выброс загрязняющих веществ в атмосферу стационарным источником за­грязнения допускается в каждом случае на основании разрешения, выдавае­мого компетентным государственным органом. В разрешении предусматрива­ются нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ, а также другие условия и требования, обеспечивающие охрану атмосферного воздуха.

                              Отдельные виды вредных физических воздействий также могут допус­каться лишь на основании специальных разрешений. Всякое вредное физическое воздействие на атмосферный воздух допускается при условии соблю­дения установленных предельно допустимых уровней таких воздействий, а в случаях, когда на него выдано разрешение, — соблюдения также других тре­бований, предусмотренных этим разрешением (ст. 14 Закона об охране атмосферного воздуха).

                              При нарушении указанных требований деятельность предприятий, орга­низаций, отдельных цехов, установок может быть приостановлена, ограни­чена или запрещена по решению органа, осуществляющего контроль за ох­раной атмосферного воздуха.

                              При превышении в результате аварийной ситуации установленных нор­мативов ПДВ руководители предприятий и организаций обязаны немедлен­но сообщить об этом органам, осуществляющим контроль за охраной атмо­сферного воздуха, и принять в установленном порядке меры к охране атмосферного воздуха и ликвидации причин и последствий его загрязнения.

                              При получении предупреждения о возможном повышении концентра­ции загрязняющих веществ в атмосферном воздухе в связи с ожидаемыми неблагоприятными метеорологическими условиями (воздушные инверсии, антициклоны и др.) предприятия и организации обязаны проводить специ­ально разработанные по согласованию с органами контроля за охраной ат­мосферного воздуха мероприятия по снижению выбросов таких веществ в атмосферу (ст. 19 Закона об охране атмосферного воздуха).

                              Большое внимание в Законе об охране атмосферного воздуха уделяется регулированию его охраны от загрязнения передвижными источниками.

                              Регулирование выбросов загрязняющих веществ данными источниками осуществляется путем установления нормативов ПДВ для каждой модели транспортных и иных передвижных средств и установок. Основные эколо­гические требования обращены в данном случае к предприятиям и органи­зациям-изготовителям транспортных средств. Выпуск новых автомобилей, самолетов и других транспортных средств должен осуществляться с учетом требований по охране атмосферного воздуха.

                              Так, ст. 17 Закона об охране атмосферного воздуха предусматривает, что запрещается производство транспортных и иных передвижных средств и ус­тановок, в выбросах которых содержание загрязняющих веществ превышает установленные нормативы.

                              В процессе эксплуатации таких средств количество загрязняющих ве­ществ, выбрасываемых ими в атмосферный воздух, также не должно превы­шать нормативов ПДВ, в противном случае использование таких транспорт­ных средств не допускается.

                              Все транспортные и иные передвижные средства, находящиеся в эксплу­атации, должны подвергаться контролю за соблюдением нормативов ПДВ. Важную роль в его осуществлении играют органы Государственной инспек­ции по безопасности дорожного движения МВД РФ.

                              В борьбе за чистоту атмосферного воздуха в настоящее время решающее значение имеет степень оснащенности предприятий и транспорта очистны­ми устройствами и приспособлениями.

                              Законодательством установлено, что при размещении, проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию новых и реконструированных пред­приятий, сооружений и других объектов, совершенствовании технологических процессов и оборудования должны предусматриваться улавливание, утилизация, обезвреживание вредных веществ и отходов или полное исключение выбросов загрязняющих веществ.

                              Запрещается ввод в эксплуатацию объектов, не удовлетворяющих требо­ваниям по охране атмосферного воздуха. Предприятия и организации, дея­тельность которых оказывает отрицательное воздействие на атмосферу, должны быть оснащены сооружениями и оборудованием для очистки вы­бросов в атмосферу, а также средствами контроля за их количеством и соста­вом (п. 7 ст. 16 Закона об охране атмосферного воздуха).

                              Помимо обязанностей предприятий и других производственных объектов по выполнению рассмотренных выше экологических требований указанные источники загрязнения должны осуществлять организационно-хозяйственные, технические и иные меры по снижению выбросов загрязняющих веществ, обеспечить бесперебойную эффективную работу и поддержание в исправном состоянии сооружений, оборудования и аппаратуры для очистки выбросов и контроля за ними, а также постоянный учет количества и состава загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу.

                              Определение мест и проекты строительства предприятий и других объектов, влияющих на состояние атмосферного воздуха, согласовываются с органами по контролю за охраной атмосферного воздуха.

                              При проектировании предприятий и других объектов, при создании и совершенствовании технологических процессов и оборудования должны также предусматриваться меры, обеспечивающие минимально необходимое потребление атмосферного воздуха для производственных нужд.

                              В целях борьбы с производственными и иными шумами проводятся меро­приятия по внедрению малошумных технологических процессов; улучше­нию конструкций транспортных средств и их эксплуатации, а также содер­жания железнодорожных и трамвайных путей, автомобильных дорог, уличных покрытий; размещению аэродромов и аэропортов, промышленных и других сооружений, являющихся источниками шума, на необходимом рас­стоянии от населенных пунктов и районов жилой застройки; улучшению планировки и застройки городов и других населенных пунктов; организаци­онные меры по предупреждению и снижению бытовых шумов. В частности, граждане обязаны соблюдать требования, установленные в целях борьбы с бытовым шумом в квартирах, во дворах жилых домов, на улицах, в местах отдыха и других общественных местах.

                              Экологические требования при размещении и развитии городов

                              Законодательство содержит специальные нормы об охране атмосферно­го воздуха в городах и других населенных пунктах.

                              При планировании размещения и развития городов и других населенных пунктов должны учитываться состояние атмосферного воздуха, прогноз его изменения и задачи охраны атмосферного воздуха от вредных воздействий.

                              Проектирование, застройка, реконструкция городов и других населен­ных пунктов проводятся в соответствии с санитарно-гигиеническими и дру­гими нормами и правилами по охране атмосферного воздуха. В частности, в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций, оказывающих вредное воздействие на атмосферу (п. 1-3 ст. 16 Закона об охране атмосферного воздуха).

                              Органы местного самоуправления должны принимать меры к улучше­нию благоустройства и озеленения территории населенных пунктов.

                              Основными направлениями деятельности в этой области являются со­блюдение норм о функциональном зонировании территории города и жилой застройки, устройстве санитарно-защитных зон вокруг производственных объектов, рациональной организации транспортных потоков, создании при­городных и зеленых зон вокруг городов, а также парков, скверов, садов и других озелененных территорий общего пользования.

                              Законодательство предусматривает также необходимость соблюдения требований по охране атмосферного воздуха и в других случаях возможного вредного воздействия на него:

                              — при внедрении новых техники, технологий, оборудования, материа­лов, веществ и другой продукции;

                              — при хранении, обезвреживании, сжигании отходов производства и по­требления;

                              — при осуществлении действий, направленных на изменение состояния атмосферного воздуха и атмосферных явлений (ст. 15, 18 Закона об охране атмосферного воздуха).

                              Учитывая актуальность экологических проблем, связанных с изменени­ем климата в результате антропогенных выбросов, и в целях выполнения обязательств по реализации Конвенции ООН об изменении климата и пре­дотвращения отрицательных последствий изменения климата для здоровья населения и экономики страны в Российской Федерации принята Феде­ральная целевая программа «Предотвращение опасных изменений климата и их отрицательных последствий» * .

                              * См. Постановление Правительства РФ от 19 октября 1996 № 1242 «О Федеральной це­левой программе «Предотвращение опасных изменений климата и их отрицательных последствий».

                              Смотрите так же:

                              • Образцы претензии к ростелекому Образец претензия ростелеком В Ростелеком претензия составляется в следующих ситуациях: Жалоба подается через электронную почту, в личном присутствии, заказным письмом. Первый способ считается наиболее удобным и быстрым, в течение одного календарного месяца можно получить подробный ответ. Образец заявления можно посмотреть на сайте […]
                              • Что нужно для написания наследства Какие документы нужны для оформления завещания (в т. ч. на квартиру) Зачем необходимо завещание Рано или поздно, но люди умирают, и если осталось достаточное количество имущества, то тут начинается борьба родственников за право обладать этим имуществом. Появляются родственники, которые в течение жизни и не общались с покойным. Для того […]
                              • Егэ задание 10 правила Задание 10. Правописание суффиксов различных частей речи (кроме суффиксов с Н и НН) Справочная информация Задание 10 не включает орфограммы с н — нн (этой теме посвящено отдельное задание. Но и без них объём материала велик, потому что русский — это язык с развитой суффиксальной системой: суффиксов множество. Грамотному человеку нужно […]
                              • Правила поведения кадета Правила поведения кадета Этикет для кадет Для пополнения офицерского состава русской армии в России в начале 18 века открываются кадетские корпуса , куда принимаются дети офицеров. Воспитывались учащиеся этих корпусов , кадеты, в духе высоких понятий офицерской чести. Кроме того, им преподавались правила этикета. В 1779 году […]
                              • Двойное гражданство как пересекать границу Передвижение с двумя паспортами Хотя все ситуации достаточно типичны, но почему-то люди, которые недавно получили второй паспорт и пока еще по нему не путешествовали, думают, что их ситуация особенная. Для удобства восприятия информации мы приводим материал в виде вопросов и ответов на них. Мы надеемся, что приведенный здесь материал, […]
                              • Как софинансировать свою пенсию Софинансирование пенсии обойдется бюджету в 26 млрд Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов (НАПФ) оценивает затраты федерального бюджета на софинансирование в рамках обсуждаемой программы индивидуального пенсионного капитала (ИПК) в 26 млрд рублей. Таковы расчеты организации, с которыми удалось ознакомиться […]