Правило ленца урок задачи

Оглавление:

Задачи: Образовательные: выяснить, как направлен индукционный ток в контуре; сформулировать правило Ленца

Главная > Урок

Электромагнитная индукция. Правило Ленца.

Цель урока: создать условия для осознания и осмысления сущности правила Ленца.

— выяснить, как направлен индукционный ток в контуре;

сформулировать правило Ленца;

продемонстрировать на опытах и объяснить явление самоиндукции;

проверить усвоение изученного материала

развитие логического мышления для объяснения результатов опытов;

развитие интеллектуальных умений учащихся (наблюдать, применять ранее усвоенные знания в новой ситуации, анализировать, делать выводы);

формировать познавательный интерес к изучению физического явления, воспитывать культуру общественных навыков работы.)

Тип урока: изложение нового материала

Сегодня мы с вами на уроке познакомимся с ЭМИ. Что расшифровывается как электромагнитная индукция.

Урок начинается с проверки изученного материала

Проверочный тест: (Приложение 1)

Возможно ли наличие тока в проводнике без источника тока?

Опыт: внесение (вынесение) полосового магнита из замкнутого контура, соединенного с гальванометром.

При затруднении учащимся можно дать несколько подсказывающих вопросов:

что из себя представляет контур? (ответ: контур замкнутый)

что существует вокруг полосового магнита? (ответ: вокруг магнита существует магнитное поле)?

что появляется, когда в контур вносят (выносят) магнит? (ответ: замкнутый контур пронизывает магнитный поток)

что происходит с магнитным потоком при внесении (вынесении) магнита в замкнутый контур? (ответ: магнитный поток изменяется)

Вывод: Причина возникновения электрического тока в замкнутом контуре — изменение магнитного потока, пронизывающего замкнутый контур.

Это явление впервые было обнаружено Майклом Фарадеем в 1820 году. Оно было названо явлением электромагнитной индукцией.(Сообщение учащихся о Фарадее..)

Учитель: Электромагнитная индукция — физическое явление, заключающееся в возникновении вихревого электрического поля, вызывающего электрический ток в замкнутом контуре при изменении потока магнитной индукции через поверхность, ограниченную этим контуром. Ток, возникающий в замкнутом контуре, называется индукционным.

Способы получения индукционного тока:

1.перемещение магнита и катушки относительно друг друга;
2. перемещение одной катушки относительно другой;
3. изменение силы тока в одной из катушек;
4. замыкание и размыкание цепи;
5. перемещение сердечника;

Опыт : замыкание (размыкание) ключа

Причина возникновения тока: изменение силы тока в одной цепи приводит к изменению магнитной индукции.

Опыт перемещение движка реостата.

Причина возникновения тока: изменение сопротивления в первой цепи приводит к изменению силы тока, а соответственно и изменению магнитной индукции

Опыт: внесение (вынесение) магнита сначала северным полюсом, затем южным полюсом.

Вывод: направление тока зависит от направления магнитного поля и направления движения магнита.

Опыт: внесение (вынесение) магнита в замкнутый контур сначала с одним магнитом, затем с двумя магнитами

Вывод: величина тока зависит от величины магнитной индукции

Опыт: вносим магнит сначала медленно, затем быстро.

Вывод: величина тока зависит от скорости внесения магнита.

Взаимодействие индукционного тока с магнитом. Если магнит приближать к катушке, то в ней появляется индукционный ток такого направления, что магнит обязательно отталкивается. Для сближения магнита и катушки нужно совершить положительную работу. Катушка становится подобной магниту, обращенному одноименным полюсом к приближающемуся к ней магниту. Одноименные же полюса отталкиваются.

При удалении магнита, наоборот, в катушке возникает ток такого направления, чтобы появилась притягивающая магнит сила.

В чем состоит различие двух опытов: приближение магнита к катушке и его удаление? В первом случае число линий магнитной индукции, пронизывающих витки катушки, или, что то же самое, магнитный поток, увеличивается (рис. 2.5, а), а во втором случае уменьшается (рис. 2.5, б). Причем в первом случае линии индукции магнитного поля, созданного возникшим в катушке индукционным током, выходят из верхнего конца катушки, так как катушка отталкивает магнит, а во втором случае, наоборот, входят в этот конец. Эти линии магнитной индукции на рисунке 2.5 изображены черным цветом. В случае а катушка с током аналогична магниту, северный полюс которого находится сверху, а в случае б — снизу.

Это правило можно подтвердить на опыте. В установке, изображенной на рисунке

На концах стержня, который может свободно вращаться вокруг вертикальной оси, закреплены два проводящих алюминиевых кольца. Одно из них с разрезом. Если поднести магнит к кольцу без разреза, то в нем возникнет индукционный ток и направлен он будет так, что это кольцо оттолкнется от магнита и стержень повернется. Если удалять магнит от кольца, то оно, наоборот, притянется к магниту. С разрезанным кольцом магнит не взаимодействует, так как разрез препятствует возникновению в кольце индукционного тока. Отталкивает или притягивает катушка магнит, это зависит от направления индукционного тока в ней. Поэтому закон сохранения энергии позволяет сформулировать правило, определяющее направление индукционного тока.

Правило Ленца. Теперь мы подошли к главному: при увеличении магнитного потока через витки катушки индукционный ток имеет такое направление, что создаваемое им магнитное поле препятствует усилению магнитного потока через витки катушки. Ведь линии индукции этого поля направлены против линий индукции поля, изменение которого порождает электрический ток. Если же магнитный поток через катушку ослабевает, то индукционный
ток создает магнитное поле с индукцией , увеличивающее магнитный поток через витки катушки.

В этом и состоит сущность общего правила определения направления индукционного т Учитель: Для определения направления индукционного тока в замкнутом контуре используется правило Ленца:

Индукционный ток имеет такое направление, что созданный им магнитный поток через поверхность, ограниченную контуром, препятствует изменению магнитного потока, вызвавшего этот ток.

Направление индукционного тока зависит:
1) от возрастания или убывания магнитного потока, пронизывающего контур;
2) от направления вектора индукции магнитного поля относительно контура

Направление индукционного тока-

Направление индукционного тока определяется по правилу правой руки:

Если поставить правую руку так, чтобы вектор магнитной индукции входил в ладонь, отставленный на 90 градусов большой палец указывал направление вектора скорости, то выпрямленные 4 пальца покажут направление индукционного тока в проводнике.

Направление индукционного тока в замкнутом контуре определяется по правилу Ленца.

ока, которое применимо во всех случаях.

Возникающий в замкнутом контуре индукционный ток своим магнитным полем противодействует изменению магнитного потока, которым он вызван.

Применение правила Ленца
1. показать направление вектора В внешнего магнитного поля;
2. определить увеличивается или уменьшается магнитный поток через контур;
3. показать направление вектора Вi магнитного поля индукционного тока ( при уменьшении магнитного потока вектора В внешнего м.поля и Вi магнитного поля индукционного тока должны быть направлены одинаково, а при увеличениии магнитного потока В и Вi должны быть направлены противоположно );
4. по правилу буравчика определить направление индукционного тока в контуре.

6. Домашнее задание. (на карточках) В стальной сердечник трансформатора, подключенного к напряжению 220В (РНШ) вносят замкнутый контур с лампочкой. Почему загорается лампочка при этом?

Учитель: Явление электромагнитной индукции нашло широкое применение в технике: трансформаторы, поезда на магнитной подушке, металлоискатели (детекторы металлов), запись и информации на магнитные носители и чтение с них

Итог урока. 1) В чем заключается явление ЭМИ?

2) Вспомним опыты, позволяющие наблюдать это явление.

4) Что мы определяли с помощью правила Ленца?

5) Применение ЭМИ.

Проверочный тест: (Приложение 1)

Как взаимодействуют два параллельных проводника, если электрический ток в них протекает в одном направлении:

А) сила взаимодействия равна нулю;

Б) проводники притягиваются;

В) проводники отталкиваются;

Г) проводники поворачиваются в одном направлении.

В каком случае вокруг движущегося электрона возникает магнитное поле?

1) электрон движется равномерно и прямолинейно;

2) электрон движется равномерно;

3) электрон движется равноускорено.

Г) такого случая нет.

3. Какая физическая величина имеет единицу 1 Тесла?

А) магнитный поток;

Б) магнитная индукция;

4. Поток магнитной индукции через поверхность площадью S определяется по формуле:

В) ;

5. Замкнутый контур площадью S повернули на 60 ? в однородном магнитном поле индукцией В. При этом магнитный поток, пронизывающий этот контур:

А) увеличился в 2 раза;

Б) уменьшился в 2 раза;

6. В замкнутом контуре площадью S, находящемся в однородном магнитном поле увеличили силу тока в 3 раза. Магнитный поток, пронизывающий этот контур, при этом:

А) уменьшился в 3 раза;

Б) увеличился в 3 раза;

7. В однородном магнитном поле индукцией 1 Тл перпендикулярно ему расположены два замкнутых контура площадью 10 и 20 см 2 соответственно. Магнитный поток, пронизывающий первый контур, по сравнению с магнитным потоком, пронизывающим второй контур:

Урок на тему «Явление электромагнитной индукции. Правило Ленца. Закон электромагнитной индукции»

Разделы: Физика

Цели урока:

  • обучающие: изучить явление электромагнитной индукции и условия его возникновения; показать причинно-следственные связи при наблюдении явления электромагнитной индукции; раскрыть сущность явления при постановке опытов, изучить правило Ленца (правила для определения направления индукционного тока), разъяснить закон электромагнитной индукции.
  • развивающие: развивать логическое мышление и внимание, умение анализировать, сопоставлять полученные результаты, делать соответствующие выводы, представлять результаты проделанной работы, развивать общую культуру речи, навыки групповой работы.
  • воспитательные: вызвать заинтересованность к изучаемой теме с точки зрения получаемой профессии, способствовать самостоятельному получению знаний.
  • Тип урока: изучение нового материала

    Методы обучения: Метод проблемного изложения, частично-поисковый.

    Формы организации познавательной деятельности:

    • Групповая
    • Фронтальная
    • Оборудование: электронная доска, презентация, мультимедийный курс Физика: полный курс.7-11 классы (под ред. В. Акопяна), полосовой магнит, соединительные провода, гальванометр, миллиамперметр, катушки, источник тока, ключ, проволочные мотки, магнит дугообразный, прибор для демонстрации правила Ленца.

      План урока

      Выделение главного. Формулировка выводов.

      Ответы на вопросы.

      Ход урока

      1. Создание проблемной ситуации (дальняя перспектива)

      Здравствуйте, ребята! На слайде (Слайд 1) презентации изображены опоры ЛЭП в разных странах: в Финляндии, например в виде оленей. Но опоры не меняют содержание: все ЛЭП предназначены для передачи электрического тока на большие расстояния, и все ЛЭПы – высоковольтные.

      Почему все линии электропередачи высоковольтные?

      (Ответы обучающихся, как правило — “Течет ток высокого напряжения”).

      Зачем повышают напряжение? (Слайд 2). Посмотрите на схему передачи электроэнергии: трансформатор повышает и без того высокое напряжение, а в быту, в осветительной сети необходимо всего 220В! Так зачем повышают напряжение? (Ответы обучающихся)

      Пока мы вели с вами беседу через проволочный моток протекал электрический ток.

      Демонстрация 1: Проволочный моток закреплен в лапке штатива, по нему пропускают электрический ток.

      (Ответы обучающихся, как правило — “Проводник, по которому течет ток нагревается. Это тепловое действие тока”).

      Молодцы, верно! Ток, текущий по ЛЭП, нагревает линию (провод) происходит потеря энергии: часть электрической энергии превращается в тепловую. Потери тепловой энергии необходимо минимизировать. (Слайд 3) Давайте вспомним закон Джоуля-Ленца: уменьшить тепловые потери можно уменьшив, например, силу тока. Прибор, который уменьшает силу тока и одновременно с этим повышает напряжение во столько же раз (и наоборот), практически без потери мощности был изобретен в 1878 году русским ученым П.Н. Яблочковым и был назван трансформатором.

      Давайте подведем небольшой итог: чтобы уменьшить тепловые потери при передаче электроэнергии на большие расстояния необходимо понизить силу тока, а эту роль выполнит повышающий трансформатор, но одновременно с этим он во столько же раз повысит напряжение. Вот почему все линии электропередач высоковольтные.

      2. Создание проблемной ситуации (ближняя перспектива)

      Но на каком принципе построена работа трансформатора?

      (Обучающиеся затрудняются с ответом)

      Его работа основана на явлении электромагнитной индукции, которое было открыто Майклом Фарадеем в 1831 году и является величайшим открытием ХIХ века. (Слайд 4)

      На этом явлении построен принцип работы индукционных печей (ОМД, сталеплавильное производство) и лагов, индукционных варочных панелей (Технолог), металлодетекторов, трансформаторов(Сварщик) и генераторов переменного тока(Техническое обслуживание электрического и электромеханического оборудования). Ваша будущая профессия (специальность) неразрывно связана с этим явлением: без электрического тока вырабатываемого генераторами на ЭС невозможна работа станков (Станочник), электромагнитов (Машинист крана), электрических печей и плит (Технолог) и т.д.

      Демонстрация 2. Моток закреплен в лапке штатива, по нему пропускают электрический ток, подносят магнит.

      Какое действие электрического тока можно заметить?

      (Ответы обучающихся, как правило — “Магнитное. Если по проводнику течет ток, то вокруг проводника возникает магнитное поле”). Молодцы!

      Верно. Если электрический ток порождает собой магнитное поле, то не может ли в свою очередь, магнитное поле породить электрический ток?

      В 1821 году этим вопросом был озадачен Майкл Фарадей. “Превратить магнетизм в электричество” было написано у него в дневнике. Через 10 лет, 29 августа 1831 года эта задача была решена.

      Запишите тему урока. ЯВЛЕНИЕ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЙ ИНДУКЦИИ. ПРАВИЛО ЛЕНЦА. ЗАКОН ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЙ ИНДУКЦИИ.

      Давайте экспериментально установим, при каких условиях магнитное поле может породить электрический ток в проводнике (контуре).

      (Обучающиеся выполняют экспериментальные задания по группам).

      • 1 группа: Приложение 1
      • 2 группа: Приложение 2
      • 3 группа: Приложение 3
      • Подведем итоги работы наших групп:

        1 группа (Ответы обучающихся). (Слайд 5) (ответы обучающихся 1 группы дополняются ответами обучающихся из других групп)

        Вывод: В проводящем замкнутом контуре возникает электрический ток, если контур находится в переменном магнитном поле или движется в постоянном во времени поле так, что число линий магнитной индукции, пронизывающих контур, меняется.

        Из истории вопроса: Почти одновременно с Фарадеем получить электрический ток в катушке с помощью магнита пытался швейцарский физик Колладон. При работе он пользовался гальванометром, легкая магнитная стрелка которого помещалась внутри катушки прибора. Чтобы магнит не оказывал непосредственного влияния на стрелку, концы катушки, куда вводили магнит, были выведены в соседнюю комнату и там присоединены к гальванометру. Вставив магнит в катушку, Колладон шел в соседнюю комнату и с огорчением убеждался, что гальванометр не показывал тока. Стоило бы ему все время находится рядом с гальванометром, а кого-нибудь попросить заняться магнитом, замечательное открытие было бы сделано. Но этого не случилось. Покоящийся относительно катушки магнит не вызывает в ней тока.

        Введем понятие магнитного потока. (Слайд 6)

        Магнитный поток — физическая величина, равная произведению модуля вектора магнитной индукции B на площадь S косинус угла ? между векторами и

        Ф = В S cos

        Магнитный поток в 1 Вебер создается магнитным полем с индукцией 1 Тл через поверхность площадью 1 м 2 , расположенную перпендикулярно вектору магнитной индукции.

        Ток, возникающий в замкнутом контуре при изменении магнитного потока, пронизывающего контур, называют индукционным током.

        2 группа (Ответы обучающихся).

        Вывод: Величина индукционного тока зависит (Слайд 7)

        • сила индукционного тока зависит не от скорости изменения магнитной индукции, а от скорости изменения потока магнитной индукции (от скорости изменения магнитного потока)
        • от числа витков в контуре
        • Общий вывод работы 1 и 2 группы:

          Явление возникновения индукционного тока в замкнутом контуре при изменении магнитного потока, пронизывающего контур, называют явлением электромагнитной индукции.

          3 группа (Ответы обучающихся). (Слайд 8). Правило Ленца.

          Исследуя явление электромагнитной индукции, Э. X. Ленц в 1833 г. установил общее правило для определения направления индукционного тока:

          Возникающий в замкнутом контуре индукционный ток своим магнитным полем противодействует тому изменению магнитного потока, которым был вызван.

          Направление индукционного тока.

          Правило правой руки

          Если правую руку расположить так, чтобы вектор B входил в ладонь, а отогнутый на 90 о большой палец был направлен по движению проводника, то четыре пальца руки укажут направление индукционного тока проводнике.

          При объяснении материала можно использовать мультимедийный курс Физика: полный курс.7-11 классы (под ред. В.Акопяна) (урок “Явление электромагнитной индукции”)

          1. Определить направление линий индукции внешнего поля.
          2. Определить, увеличивается или уменьшается магнитный поток через контур (если магнит вдвигается в кольцо, то Ф>0, если выдвигается, то Ф 0, то линии В и В’ направлены в противоположные стороны; если Ф

          и =, то

          = — для 1 витка

          = * N- для N витков

          В соответствии с правилом Ленца:

          = *N — для N витков

          ЭДС индукции в замкнутом контуре равна по модулю скорости изменения магнитного потока через поверхность, ограниченную контуром.

          Ребята, сегодня мы познакомились с явлением электромагнитной индукции (ЭМИ). Работа многих приборов основана на этом явлении, особенную роль следует отвести генераторам переменного тока, в которых механическая энергия превращается в электрическую. Без электрического тока жизнь современного человека представить практически невозможно, так же как и Вашу будущую работу: индукционные варочные панели – Технолог, индукционные печи — ОМД, трансформатор – Сварщик и т.д.

          Подведем итог урока, ответим на вопросы:

          Вопросы:

          1. В чем заключается явление электромагнитной индукции?

          2. Что называют магнитным потоком?

          3. Как связана работа станочника (машиниста крана, машиниста локомотива и т. д.) с явлением ЭМИ?

          4. Почему закон электромагнитной индукции формулируется для ЭДС, а не для силы тока? Сформулируйте закон ЭМИ.

          5. Почему в законе электромагнитной индукции стоит знак “минус”?

          6. Как определить направление индукционного тока?

          Сегодня мы плодотворно работали, проводили опыты, ребята оцените работу каждой группы: работу своей группы и работу студентов в других группах.

          (Обсуждение, диалог обучающихся)

          3. Домашнее задание:

          8-11, конспект, стр. 27 (привести примеры возникновения индукционного тока, используя две катушки на общем сердечнике), подготовить сообщения (Металлодетекторы, поезд на магнитной подушке, индукционные печи, индукционные варочные панели).

          Цепочка:

          Как обычно, выходим из класса по “цепочке” (необходимо назвать физическую величину и единицы измерения физической величины).

          Электромагнитная индукция. Правило Ленца

          Презентация к уроку

          Загрузить презентацию (485,9 кБ)

          Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

          Цель: изучить явление электромагнитной индукции (эми).

          Образовательные:

          • изучить явление эми;
          • познакомить учащихся с правилом Ленца.
          • познакомить учащихся с применением явления эми.
          • Воспитательные:

            • на примере биографических фактов из жизни М.Фарадея, показать целеустремленность и трудолюбие ученого;

            Развивающие:

            • развитие логического мышления для объяснения результатов опытов;
            • развитие интеллектуальных умений учащихся (наблюдать, применять ранее усвоенные знания в новой ситуации, анализировать, делать выводы);
            • Оборудование:

              • портрет Фарадея.
              • приборы для демонстрации электромагнитной индукции (два гальванометра, источники тока: ВС-24, РНШ;
              • разборный трансформатор и принадлежности к нему,
              • полосовые магниты- 2 шт., ключ, реостат на 15 Ом,
              • замкнутое алюминиевое кольцо, кольцо с разрезом),
              • ЭОР «Физика 7-11 классы. Библиотека наглядных пособий»- 1С.

              Образование — раздел Электродинамика.

              План урока:

              1. Организационный момент.
              2. Повторение.
              3. Мотивационный этап.
              4. Изучение нового материала.
              5. Закрепление.
              6. Итог урока.

              1. Организационный момент. ,

              Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами на уроке познакомимся с ЭМИ или ласково назовем ее Эмичка. Что расшифровывается как электромагнитная индукция.

              — что называется магнитным потоком?

              — каковы способы изменения магнитного потока?

              — замкнутый контур нормально расположен в магнитном поле.

              Что будет происходить с магнитным потоком, при повороте контура на 180°?

              — что такое электрический ток?

              — каковы условия его существования?

              3. Мотивационный этап:

              Учитель задает вопрос классу: Возможно ли наличие тока в проводнике без источника тока?

              (учащиеся дают свои предположения)

              Опыт: соединить два демонстрационных гальванометра.

              Вращая ручку одного, наблюдаем за отклонением стрелки на втором гальванометре. (рис 1.)

              Проблема: откуда появился ток в гальванометре?

              4. Изучение нового материала:

              Опыт: внесение (вынесение) полосового магнита из замкнутого контура, соединенного с гальванометром. (рис.2)

              Проблема: Откуда появился ток в замкнутом контуре?

              При затруднении учащимся можно задать несколько подсказывающих вопросов:

              — что из себя представляет контур? (ответ: контур замкнутый)

              — что существует вокруг полосового магнита? (ответ: вокруг магнита существует магнитное поле)?

              — что появляется, когда в контур вносят (выносят) магнит? (ответ: замкнутый контур пронизывает магнитный поток)

              — что происходит с магнитным потоком при внесении (вынесении) магнита в замкнутый контур? (ответ: магнитный поток изменяется)

              Вывод: Причина возникновения электрического тока в замкнутом контуре — изменение магнитного потока, пронизывающего замкнутый контур.

              Это явление впервые было обнаружено Майклом Фарадеем в 1820 году. Оно было названо явлением электромагнитной индукцией.

              Учитель: сейчас послушаем сообщение о М. Фарадее (сообщение учащихся)

              Учитель: Электромагнитная индукция — физическое явление, заключающееся в возникновении вихревого электрического поля, вызывающего электрический ток в замкнутом контуре при изменении потока магнитной индукции через поверхность, ограниченную этим контуром.

              Учитель: Ток, возникающий в замкнутом контуре, называется индукционным.

              (учащиеся записывают в тетрадь)

              Учитель: Рассмотрим все случаи возникновения индукционного тока в замкнутом контуре. Для этого показываю серию опытов, учащиеся должны попытаться объяснить и указать причину возникновения индукционного тока.

              Опыт 1: внесение (вынесение) полосового магнита из замкнутого контура, соединенного с гальванометром.

              Причина возникновения тока: изменение числа линий магнитной индукции.

              Опыт 2: поворот рамки одного гальванометра, соединенного с другим гальванометром.

              Причина возникновения тока: поворот рамки в магнитном поле.

              Собираем электрическую цепь, состоящую из источника тока (ВС-24М, реостата на 15 Ом, ключа, разборного трансформатора, гальванометра — см. рис. 3)

              Опыт 3: замыкание (размыкание) ключа (рис. 3)

              Причина возникновения тока: изменение силы тока в одной цепи приводит к изменению магнитной индукции.

              Опыт 4 перемещение движка реостата. (рис.3)

              Причина возникновения тока: изменение сопротивления в первой цепи приводит к изменению силы тока, а соответственно и изменению магнитной индукции рис. 3.

              Учитель: Отчего зависит величина и направление индукционного тока?

              Опыт: внесение (вынесение) магнита сначала северным полюсом, затем южным полюсом. (рис. 4)

              Опыт: внесение (вынесение) магнита в замкнутый контур сначала с одним магнитом, затем с двумя магнитами. (рис. 5)

              Вывод: величина тока зависит от величины магнитной индукции. рис. 5

              Опыт: вносим магнит сначала медленно, затем быстро.

              Вывод: величина тока зависит от скорости внесения магнита.

              Учитель: Для определения направления индукционного тока в замкнутом контуре используется правило Ленца: Индукционный ток имеет такое направление, что созданный им магнитный поток через поверхность, ограниченную контуром, препятствует изменению магнитного потока, вызвавшего этот ток. (учащиеся записывают в тетрадь)

              Опыт: демонстрация правила Ленца (c замкнутым и с разрезом кольцом)

              (пояснения рисунками на доске)

              Учитель: Применим данное правило для следующих случаев: (рис. 6)

              (два случая учитель разбирает сам, записывая план решения на доске, два остальных случая учащиеся выполняют самостоятельно в тетрадях, двух учеников можно вызвать к доске, а можно предложить взаимоконтроль).

              6. Домашнее задание. (на карточках)

              В стальной сердечник трансформатора, подключенного к напряжению 220В (РНШ) вносят замкнутый контур с лампочкой. Почему загорается лампочка при этом? Поясните рисунком. рис. 7.

              Учитель: Явление электромагнитной индукции нашло широкое применение в технике: трансформаторы, поезда на магнитной подушке, металлоискатели (детекторы металлов), запись и информации на магнитные носители и чтение с них.

              Показ видеороликов о применении явления электромагнитной индукции: детектор металлов, запись информации на магнитные носители и чтение с них — диск «Физика 7-11 классы. Библиотека наглядных пособий» Образовательные комплексы.

              1) В чем заключается явление ЭМИ?

              3) Кто открыл явление ЭМИ?

              Методическая разработка урока физики в 9 классе по теме «Направление индукционного тока. Правило Ленца». ФГОС

              Успейте воспользоваться скидками до 60% на курсы «Инфоурок»

              Методическая разработка урока

              Апасова Н.И. – учитель физики,

              высшая квалификационная категория

              Название предмета: физика

              УМК: Физика. 9 класс: учебник / А.В. Перышкин, Е.М. Гутник. – 3-е изд., стереотип.- М.: Дрофа,2016

              Уровень обучения: базовый

              Тема урока: Направление индукционного тока. Правило Ленца

              Тип урока: урок открытия нового знания

              Цель урока: создать условия для осознания и осмысления сущности правила Ленца.

              — выяснить, как направлен индукционный ток в контуре;

              — познакомить учащихся с правилом Ленца;

              — проверить усвоение изученного материала.

              -развитие логического мышления для объяснения результатов опытов;

              -развитие интеллектуальных умений учащихся (наблюдать, применять ранее усвоенные знания в новой ситуации, анализировать, делать выводы).

              — формирование интереса к предмету, ответственного отношения к учению, готовность к саморазвитию и самообразованию.

              регулятивные УУД: планирование решения учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий);

              познавательные УУД: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

              коммуникативные УУД: совершенствование правил делового сотрудничества: учатся сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека.

              Личностные: способность к самоорганизации своей деятельности и ее самооценке

              Предметные: могут воспроизвести формулировку закона, объяснить его физический смысл; привести примеры его применения на практике.

              Техническое обеспечение урока: учебник, сборник задач; компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Правило Ленца»; демонстрационный гальванометр, катушка, магнит; прибор Петроевского; лабораторное оборудование: катушка, миллиамперметр, полосовой магнит.

              I . Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

              Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

              Приветствие, проверка готовности к уроку, эмоциональный настрой.

              «Искусство экспериментатора состоит в том, чтобы уметь задавать природе вопросы, и понимать ее ответы»

              Слушают, настраиваются на урок.

              Личностные: внимание, уважение к окружающим

              Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества

              II . Актуализация знаний

              Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

              1. Организует проверку домашнего задания

              Задает вопросы, направленные на формулировку умений решений задач, обобщает и фиксирует предложения учащихся на доске о действиях для решения задачи:

              Какой магнитный поток пронизывает плоскую поверхность площадью 50см 2 при индукции поля 0,4 Тл, если эта поверхность расположена под углом 45 0 к вектору индукции?

              2. Фронтальный опрос:

              — Какую тему изучали на предыдущем уроке?

              — Кто открыл явление электромагнитной индукции?

              — В чём заключается явление электромагнитной индукции?

              — Перечислите способы получения индукционного тока

              План-конспект урока по физике (11 класс) по теме:
              Тема урока: «Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца» 11 класс

              Урока: «Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца» 11 класс

              Предварительный просмотр:

              Тема урока: «Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца»

              О, сколько нам открытий чудных,

              Готовит просвещенье дух.

              И опыт – сын ошибок трудных,

              И гений – парадоксов друг.

              изучить закон электромагнитной индукции.

              1) формирование информационных компетенций;

              2) развитие навыков самостоятельной работы с учебником;

              3) совершенствование интеллектуальных способностей и мыслительных умений учащихся.

              формирование коммуникативных качеств личностей.

            • Дидактические карточки с вопросами для каждой группы.
            • Тестовые задания для каждой группы.
            • Приборы для демонстрации: гальванометр, катушка, магнит.
            • Краткий конспект урока

              Задача : создание благоприятного психологического настроя.

            • Актуализация опорных знаний
            • Задача : повторить и углубить знания, необходимые для изучения нового материала.

              Приём обучения – эвристическая беседа;

              Формы организации познавательной деятельности (ФОПД) – фронтальная;

              Метод обучения – репродуктивный.

              Повторение основных понятий по теме «Электромагнитная индукция, правило Ленца, магнитный поток».

              В 1821 году великий английский учёный записал в своём дневнике: «Превратить магнетизм в электричество». Через 10 лет это задача была и решена.

              Как называлось открытое Фарадеем физическое явление?

              Работать будем в группах по 2-3 человека, каждая из которых получает задание.

              На обдумывание по 1-2 минуты, после чего представители групп отчитываются по повторению.

              Задача : повторить основные понятия.

              • ФОПД – самостоятельная работа в группах.
              • Метод обучения – исследовательский, индуктивный
              • Когда и кем было открыто явление электромагнитной индукции?

                В чем заключается явление электромагнитной индукции?

                Опыт Фарадея: установка, демонстрация.

                При каком условии в замкнутом проводнике возникает ток?

                Какая физическая величина характеризует магнитное поле в каждой точке пространства?

                Какая физическая величина характеризует распределение магнитного поля по поверхности, ограниченной замкнутым контуром?

                Формула, единица измерения.

                Определить направление индукционного тока в замкнутом контуре.

              • развивать речевую культуру, умение обобщать материал, выделять главное.
              • воспитывать нравственные качества личности, связанные со взаимоотношениями в классном коллективе.
              • Метод обучения – индуктивный

                Приём обучений – эвристическая беседа

              • Изучение нового материала
              • Обобщить выводы, сделанные группами .

              • От чего зависит сила индукционного тока в замкнутом проводнике?
              • Что называют ЭДС индукции?
              • Формулировка закона электромагнитной индукции.
              • Почему закон формулируется для ЭДС, а не для силы тока?
              • Что означает знак ( — ) в законе?
              • Как записать закон электромагнитной индукции, используя понятие производной?
              • Обобщённый план изучения явления:

              • Внешние признаки явления;
              • Условие его протекания;
              • Экспериментальное воспроизведение явления;
              • Механизм протекания явления;
              • Количественные характеристики явления;
              • Его объяснение на основе теорий;
              • Практическое применение явлений;
              • Влияние явления на человека и природу.
              • Для повторения и изучения явления электромагнитной индукции мы использовали метод научного познания. Его основы заложил в середине 16 века Галилео Галилей.

              • накопление фактов;
              • построение теорий;
              • опытное доказательство гипотезы;
              • практическое применение теорий.
              • Метод научного познания позволяет объективно отражать действительность не только в физике, но и в других областях науки.

                Графические задачи (часть А)

                Расчетные задачи (часть В, С)

                Задача: получить информацию о степени усвоения материала.

                Прием обучения – упражнения

                На рисунке 1-3 изображены замкнутые проводящие рамки, помещенные в магнитное поле, линии магнитной индукции которого направлены к нам, перпендикулярно плоскости чертежа. Возникает ли индукционный ток в рамке?

                1. Домашнее задание (дифференцированно):
                2. 1.Сборник задач Г.Н. Степановой № 1128, 1129

                  Учебник по физике 11 класс (Мякишев Г.Я.) §11.

                  2.Либо составить 2 задачи, аналогичные частям А и Б, либо найти в пособиях, решить и объяснить.

                  Предварительный просмотр:

                  Подписи к слайдам:

                  Тема урока: «Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца» О, сколько нам открытий чудных, Готовит просвещенье дух. И опыт – сын ошибок трудных, И гений – парадоксов друг. А.С. Пушкин. 11 КЛАСС Презентацию выполнила Зайцева Татьяна Владимировна учитель физики МБОУ «СОШ № 2 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Лысьва

                  Карточка №1: Когда и кем было открыто явление электромагнитной индукции? В чем заключается явление электромагнитной индукции?

                  Карточка №2: Опыт Фарадея: установка, демонстрация. При каком условии в замкнутом проводнике возникает ток?

                  Карточка №3: Правило Ленца

                  Карточка №4: Какая физическая величина характеризует магнитное поле в каждой точке пространства? Какая физическая величина характеризует распределение магнитного поля по поверхности, ограниченной замкнутым контуром? Формула, единица измерения.

                  Карточка № 5-6: Определить направление индукционного тока в замкнутом контуре

                  План: От чего зависит сила индукционного тока в замкнутом проводнике? Что называют ЭДС индукции? Формулировка закона электромагнитной индукции. Почему закон формулируется для ЭДС, а не для силы тока? Что означает знак ( — ) в законе? Как записать закон электромагнитной индукции, используя понятие производной?

                  Обобщённый план изучения явления: Внешние признаки явления; Условие его протекания; Экспериментальное воспроизведение явления; Механизм протекания явления; Количественные характеристики явления; Его объяснение на основе теорий; Практическое применение явлений; Влияние явления на человека и природу.

                  Схема метода : накопление фактов построение теорий опытное доказательство гипотезы практическое применение теорий

                  Задача: На рисунке 1-3 изображены замкнутые проводящие рамки, помещенные в магнитное поле, линии магнитной индукции которого направлены к нам, перпендикулярно плоскости чертежа. Возникает ли индукционный ток в рамке? 1) 2) 3)

                  Рефлексия: Я научился… Я узнал… Я понял…

                  По теме: методические разработки, презентации и конспекты

                  В презентации иллюстрируются опыты Фарадея по ЭМИ, дается понятие магнитного потока, устанавливается правило Ленца и закон ЭМИ.

                  Презентация по теме » Явление электромагнитной индукции. Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции» может быть использована на уроке физики в 11 классе при объяснении и закре.

                  Физический диктант по теме «Закон электромагнитной индукции».

                  В работе представлены задания разного уровня сложности: базового и повышенного. Задания базового уровня включены в первую часть работы (заданий с выбором ответа). Это простые задания, проверяющие усво.

                  Тест по теме » Явление электромагнитной индукции. Правило Ленца» для учащихся 11 класса, сделанный с помощью программы easyQuizzy. easyQuizzy— это программа, позволяющая создавать компьютерные тесты з.

                  Урок лабораторного эксперимента в 9-м классе по теме: «Изучение явления электромагнитной индукции» был проведен с применением технологии «Личностно-ориентированного обуче.

                  Урок развития практических навыков, интерактивного обучения, формирования ценностного отношения к физическим знаниям.

                  Физика — 9 класс. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Задачи.

                  Определение вектора индукции В ′ индукционного тока

                  Определите направление вектора индукции В внешнего поля

                  Найдите направление индукционного тока (по правилу буравчика или правой руки)

                  Найдите изменение магнитного потока ∆Ф

                  ПРАВИЛО Ленца. Реши задачу, используя образец

                  Задача. Определите направление индукционного тока для случаев, изображенных на рисунках а и б . Проследите за ходом решения в случае а) и решите её самостоятельно для случая б).

                  ПРАВИЛО Ленца . Реши задачу, используя образец

                  • Петренко Надежда Федоровна
                  • 1721
                  • 13.02.2017
                  • Номер материала: ДБ-193476

                    Свидетельство о публикации данного материала автор может скачать в разделе «Достижения» своего сайта.

                    Не нашли то что искали?

                    Вам будут интересны эти курсы:

                    Благодарность за вклад в развитие крупнейшей онлайн-библиотеки методических разработок для учителей

                    Опубликуйте минимум 3 материала, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную благодарность

                    Сертификат о создании сайта

                    Добавьте минимум пять материалов, чтобы получить сертификат о создании сайта

                    Грамота за использование ИКТ в работе педагога

                    Опубликуйте минимум 10 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

                    Свидетельство о представлении обобщённого педагогического опыта на Всероссийском уровне

                    Опубликуйте минимум 15 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данное cвидетельство

                    Грамота за высокий профессионализм, проявленный в процессе создания и развития собственного учительского сайта в рамках проекта «Инфоурок»

                    Опубликуйте минимум 20 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

                    Грамота за активное участие в работе над повышением качества образования совместно с проектом «Инфоурок»

                    Опубликуйте минимум 25 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

                    Почётная грамота за научно-просветительскую и образовательную деятельность в рамках проекта «Инфоурок»

                    Опубликуйте минимум 40 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную почётную грамоту

                    Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

                    Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

                    Смотрите так же:

                    • Линейные функциональные штабные полномочия Линейная структура образуется в результате построения аппарата управления из прямо подчиненных подразделений, в виде иерархической лестницы. Руководитель с линейными полномочиями имеет узаконенную власть, направленную на своих подчиненных и отвечает за весь объем деятельности, вверенного ему подразделению. Руководители […]
                    • Оформление пенсий в 2014 году Индексации оставят на потом Эта норма закона распространяется только на получателей страховых пенсий, которые продолжают работать. Гражданам, получающим пенсии по государственному пенсионному обеспечению, в том числе социальные пенсии, индексация сохранена. Вопросов возникает много: как должна индексироваться пенсия, если пенсионер […]
                    • Ставки налога на прибыль севастополь Ставки налога на прибыль в 2018-2019 году Общая ставка по налогу на прибыль организаций Размер налоговой ставки в федеральный бюджет в бюджеты субъектов РФ 2% (до 2017), 3%(с 2017 года) 18% (до 2017), (17% с 2017 года) Законами субъектов РФ налоговая ставка может быть снижена: для отдельных категорий налогоплательщиков – до […]
                    • Аудио правил дорожного движения Аудиокурс. ПДД - аудиокнига В реалиях современного мира люди строго ограничены временными рамками. Общий ритм жизни и рабочей деятельности высок, и найти время для качественного обучения крайне трудно. Как же быть? Оптимальным решением стало появление аудиокниг, которые подают необходимую информацию в любое удобное для Вас время, ничем […]
                    • Модель закона всемирного тяготения Уточненный закон всемирного тяготения Ньютона Бездельник натуральный! Сидеть, ничего не делать, целыми днями заниматься физикой! Мысли жены вслух На фоне впечатляющих успехов современной физики, гравитация остается самым загадочным природным явлением. Величие гравитации заключается в том, что ей подчиняется все существующее на свете, […]
                    • Правил продажи товаров дистанционным способом Особенности продажи товаров дистанционным способом (часть 1) Темп современной жизни непрерывно ускоряется, и люди стараются беречь драгоценное время, не тратить его на походы по магазинам и стояние в очередях. Гораздо удобнее приобретать товары в интернет-магазинах, по каталогам, через телемагазины. Для такой торговли уже давно придуман […]