Политика разумных налогов

Налоговая политика РФ на 2016-2018 годы — виды, принципы

Налоговая политика РФ на 2016-2018 годы должна отвечать всем современным реалиям экономической жизни страны — новым санкциям со стороны европейских государств, скачкам цен на нефть. В этой статье мы попробуем разобраться, чего нам ждать в ближайшие два года от Министерства финансов РФ.

Налоги и налоговая политика государства, основы налоговой политики

Налоговая политика — это очень важная часть жизни нашего государства. Ею определяется, сколько и когда мы будем уплачивать налогов, какие субсидии и льготы нам предоставит государство, сколько денег получит бюджет. Налоговую политику стоит рассматривать как важнейший инструмент регулирования рыночной экономики.

Есть несколько видов налоговой политики.

  • Политика максимальных налогов — это своеобразная экстремальная для организаций политика, при которой отменяются все послабляющие льготы, ставки налогов достигают максимальных размеров, основной целью становится как можно больший сбор денег без оглядки на последствия. Может проводиться во время войны, например. В нашей стране данной политики придерживались в 1990-е годы, что показало несостоятельность таких действий в мирное, в общем-то, время: большая часть доходов была теневой, сбор налогов не достигал и уровня 50% — налоговая служба показывала несостоятельность своего существования.
  • Политика экономического развития — предусматривает ситуацию, когда государство максимально учитывает не только свои потребности и интересы, но и интересы плательщика налогов. Такая политика обеспечивает благоприятный экономический климат. Налоговое бремя снижено, но и социальные программы уменьшены из-за снижения поступлений денег в казну.
  • Политика разумных налогов — характерно для современной РФ. Означает, что уровень налогообложения достаточно высок, но при этом имеется значительное число государственных социальных программ, существует реальная финансовая защита граждан.

Принципами налоговой политики являются:

  • соотношение прямых и косвенных налогов;
  • непрерывность налогообложения;
  • широта применения налоговых льгот — направления и цели;
  • использование системы вычетов и их целевая направленность;
  • методы формирования налоговой базы.
  • Кто выступает субъектом налоговой политики?

    Говоря о налоговой политике, нельзя не сказать о субъектах налоговой политики. В нашей стране таковыми являются Федерация, республики, края, города Москва и Санкт-Петербург, местное самоуправление. Согласно действующему налоговому законодательству, субъекты Федерации и муниципальные образования на местах могут вводить, отменять налоги, менять налоговые ставки в пределах региональных и местных налогов. Таким образом, проводя свою налоговую политику, субъекты могут влиять на финансово-хозяйственную жизнь своего региона, создавая в целом более благоприятную для деятельности организаций среду.

    Например, с 1 января текущего года субъект РФ может варьировать налоговую ставку по УСН с объектом «доходы» от 1 до 6% (п. 1 ст. 346.20 НК РФ). Прочитать обо всех изменениях этого налога в текущем году можно здесь.

    Основные направления налоговой политики на 2015–2017 и 2018 годы

    Итак, давайте рассмотрим основные направления налоговой политики РФ на 2016-2018 годы.

    Основные направления были опубликованы на сайте Минфина РФ еще в прошлом году. Это публичный документ, дающий общее представление о ближайших перспективах налоговой жизни страны. Какие же основные моменты этого документа?

  • Повышение порогового значения амортизируемого имущества до 80–100 руб.
  • ВАЖНО! Данная мера уже работает, с 1 января 2016 года все предприятия могут в налоговом учете единовременно списывать расходы на недорогое оборудование. При этом в бухгалтерском учете порог в 40 000 руб. не изменился, отсюда в учете могут возникнуть разницы. Подробно узнать о разницах между бухгалтерским и налоговым учетом можно в нашей статье.

    1. Мораторий на увеличение налоговой нагрузки — таким образом обеспечивается некая стабильность налоговой системы.
    2. Работа над системой специальных «упрощенных» налоговых режимов (будет расширен список возможных видов деятельности для ПСН, рассматривается вопрос о снижении ставок по УСН и ЕНВД).
    3. В плане НДС возможно упрощение порядка начисления и вычета налога, уплаченного в составе аванса, также должно упроститься подтверждение обоснованности освобождения от уплаты НДС.
    4. ВАЖНО! С 1 июля 2016 года «экспортный пакет» облегчился: восстанавливать НДС, принятый к вычету, уже не требуется, что является большим послаблением для компаний, ведущих экспортную деятельность. Подробнее читайте об этом здесь.

    5. Планируются налоговые льготы вновь создаваемым предприятиям промышленности, осуществляющим капитальные вложения.
    6. Будет конкретизирован механизм проведения контроля за трансфертным ценообразованием (повышение суммового порога до 2–3 млрд руб. для признания сделки контролируемой).
    7. Планируется увеличение акцизов на вина, электронные сигареты, индексация акцизов на табачную продукцию постепенно, равными шагами каждый год в период 2017–2018 гг.
    8. Планируется к изменению порядок расчета пеней. Как ожидается, ставка будет зависеть от длительности просрочки и сможет достигнуть до 1/150 от ключевой ставки.

    Подробнее можно прочитать здесь.

    Как мы видим, налоговая политика на 2017 год — это некий «поход навстречу» бизнесу, при этом она рассчитана как на некоторое послабление налогового администрирования, так и на увеличение нагрузки по некоторым сборам. Как на практике будут реализованы эти направления, мы увидим уже очень скоро.

    Политика разумных налогов

    36. НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА РФ

    Налоговая политика – совокупность конкретных мероприятий государства в области налогообложения. Эта политика является составной частью финансовой политики. Основными задачами налоговой политики являются: обеспечение государства финансовыми ресурсами; регулирование экономики; решение социальных задач.

    Существуют различные типы налоговой политики.

    Политика максимальных налогов характеризуется тем, что в начале поступления в бюджет они возрастают, а потом начинают снижаться.

    Политика разумных налогов способствует развитию предпринимательства, но при этом поступления в бюджет сокращаются, что может привести к сокращению социальных программ.

    Политика, характеризующаяся достаточно высоким уровнем налогообложения, но при значительной социальной защите населения.

    В России используется первый тип налоговой политики. Она осуществляется через налоговый механизм, который включает: планирование налогов; организацию взимания налогов; стимулирование взимания налогов; налоговый контроль.

    Существовавшая в России до принятия Налогового кодекса налоговая система имела ряд недостатков:

    – фискальный подход к налогообложению;

    – высокий уровень налогообложения;

    – большое количество налогов, сборов и пошлин;

    – нестабильность налоговой системы;

    – сложность методики исчисления налогов;

    – неоправданно широкие права налоговых органов;

    – нечеткость законов в области налогообложения;

    – нечеткое разграничение полномочий между центральными, региональными и местными органами власти в области налогообложения;

    – неурегулированность законодательно вопроса о налоговом контроле;

    – отсутствие четкого определения экономических стимулов, ориентирующих налогоплательщиков на уплату налогов в полном объеме и др. Основные направления налоговой реформы вытекают из необходимости устранения вышеперечисленных недостатков: построение единой стабильной налоговой системы; сокращение числа налогов; консолидация в федеральном бюджете внебюджетных фондов с сохранением их целевого характера; новый понятийный аппарат; отмена «оборотных налогов», т. е. налогов, исчисляемых от объема выручки; облегчение налогового бремени; увеличение собираемости налогов; развитие налогового федерализма; сокращение числа льгот; установление процедурных и процессуальных норм; пересмотр состава налоговых нарушений и штрафов за них; внесение изменений в порядок исчисления отдельных налогов; перенос центра тяжести в уплате налогов с юридических на физических лиц; отказ от взимания тех налогов, уплату которых трудно контролировать; изменение структуры налогов. Необходим постепенный отказ от налогов на прирост доходов, прибыли, заработной платы, объемов производства, инвестиций, занятости; перенесение тяжести налоговой нагрузки с менее обеспеченных слоев населения на богатую часть населения, что создаст основу для социально ориентированной экономики, создание условий, делающих выгодным платить налоги, а не экономить на их неуплате.

    Попытка сразу построить в РФ налоговую систему, характерную для стран с развитой рыночной экономикой, не удалась. Необходимо дальнейшее совершенствование налоговой системы России. Налоговая политика должна стать отражением идеологии стабильного и уверенного развития российской экономики.

    Модели налоговой политики.

    Сайфуллина Гульшат Наиловна, Магистрант СПбГУ, экономический факультет. Россия, г. Санкт-Петербург, e-mail: [email protected]

    Санкт-Петербургский государственный университет, экономический факультет, доцент кафедры экономической теории и экономической политики.

    Модель налоговой политики (далее Н.П.) – это сформированный образец налоговой политики в практике ряда стран.

    В зависимости от уровня налоговой нагрузки можно выделить четыре модели Н.П.

    Первая модель – политика максимальных налогов. Данная политика проводится в основном в экстренных случаях, например, в случае военных действий. Характеризуется высоким налоговым бременем, высоким уровнем государственных инвестиций в определенных секторах экономики, социальные расходы – невелики. Приоритет – фискальные цели налогообложения, а остальные цели пренебрегаются.

    Вторая модель – Н.П. при достаточно высоком уровне налогообложения, но при значительной социальной защите населения. В качестве приоритетных целей – фискальная и перераспределительная функция. Сущность этой политики состоит в аккумулировании значительных средств за счет высокопрогрессивных подоходных и поимущественных налогов, причем облагаются средства наиболее обеспеченных экономических агентов и перераспределяются посредством бюджетных механизмов в доходы наименее обеспеченной части населения, таким образом нивелируя социальное неравенство в обществе. Разработан основоположниками фрайбургской школы неолиберализма Ойкеном и Эрхардом. Проследить данную политику можно в скандинавских странах, государство несет высокий уровень социальной ответственности перед своими гражданами.

    Третья модель – политика разумных налогов. Это политика компромисса фискальной, регулирующей и социальной функций Н.П. Эта модель является промежуточной формой Н.П. между политикой максимальных и минимальных налогов. Характеризуется сбалансированным уровнем налоговой нагрузки, которая не мешает развитию экономики, но в то же время поддерживает значительный уровень социальных расходов. Достигается комбинированием разумных налогов на производство и потребление (необходимо в первую очередь для поддержания конкурентных преимуществ своих товаров на международном рынке) и сравнительно высокий (с политикой минимальных налогов) уровень подоходных и поимущественных налогов. Благодаря адресности налоговых преференций, а также перераспределению налоговой нагрузки среди отраслей позволяет этим государствам осуществлять структурную перестройку экономики в соответствии с перспективами развития мирового рынка. Модель характерна для высокоразвитых стран, таких как Канада, США, Великобритания и др.

    Четвертая модель – политика минимальных налогов. Снижение налогового бремени сопровождается снижением государственных инвестиций и социальных расходов. Данная политика может преследовать две цели – стимулирование национальной экономики и создание привлекательных налоговых режимов для передислокации фискальной юрисдикции зарубежных экономических агентов. Данная модель остается популярна последние десятилетия, а глобализация и повышающаяся мобильность факторов производства становятся питательной почвой для увеличения востребованности среди стран, офшоров и налоговых гаваней. Первая цель, преследующая экономическое развитие, была характерна для США в 80-х гг. 20в. («рейганомика»), для Японии в период послевоенного восстановления, в последнее десятилетие ее успешно реализуют страны, которые проводят экспансию на мировых рынках, такие как Китай, Индия, Бразилия, Мексика и др. Модель получила свое развитие в рамках теории эффективного предложения, сформулированной Лаффером. Снижение налоговых ставок простимулирует экономическую активность, что в свою очередь увеличит налогооблагаемую базу.

    1. Аникин А. Экономика США на исходе века: итоги и проблемы// Мировая экономика и международные отношения, 1998, № 11

    2. Балацкий Е.В., Эффективность фискальной политики государства // Проблемы прогнозирования. 2000. № 5. С. 32-45.

    3. Белова И.А. Типы фискальной политики государства// Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 6. С. 69-75.

    4. Белова И.А. Эволюция теоретических основ фискальной политики государства // Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 27. С. 17-20.

    5. Грачев М. С. Налоговая система России: закономерности развития и перспективы реформирования. – СПб.: СПб.: Издательство СПбГУ, 2009.

    6. Налоги и налогообложение: учебник для вузов / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. СПб.: Питер, 2009

    7. Налоговая политика Рейгана // Экономический обзор. Москва-США: Экономика, политика, идеология. 1987. №4.

    8. Налоговые системы зарубежных стран / Под ред. В.Г. Князева, Д.Г. Черника. М., 1997

    9. Налоговые системы зарубежных стран / Под ред. М.Р. Бобоева. М.: Гелиос АРВ, 2002

    10. Никитин С., Никитин А. Налог на прибыль: опыт развитых стран // Мировая экономика и международные отношения.1996. №4

    11. О налоговом бремени в странах ЕС // БИКИ. 2011. №97.

    12. Орлов В. Налогообложение в ФРГ // Финансы. 1989. №3.

    13. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в РФ. М., 2006

    14. Рудый К.В. Налоговая система США. М.: ЗНАНИЕ. 2003

    15. Сергеев И.В. Налоговое планирование в зарубежной практике. М., 2007

    2.5. Налоговая политика государства

    Содержание налоговой политики во многом определяется целями и задачами, которые стоят перед государством.

    Эффективность налоговой политики проявляется в оптимальном соотношении интересов государства и налогоплательщиков. Государ-ство заинтересовано в росте налоговых поступлений, субъекты хо-зяйствования — совсем наоборот.

    Таким образом, основным вопросом налоговой политики является обоснование таких ставок налогов, которые стимулировали бы предпринимательскую активность, с одной стороны, а с другой — обеспечивали бы пополняемость бюджета (рис. 2.8).

    Рис. 2.8. Цели налоговой политики

    Фискальная — заключается в изъятии части создаваемого ВВП в бюджеты разных уровней и внебюджетные фонды для финансирования государственных расходов.

    Экономическая — целенаправленное воздействие на экономику через налогообложение с целью проведения структурных изменений общественного воспроизводства, регулирования спроса и предложе-ния, стимулирования предпринимательской и инвестиционной активности хозяйствующих субъектов.

    Социальная — предполагает сглаживание неравенства в уровнях доходов различных групп населения путем перераспределения ВВП.

    Экологическая — предполагает защиту окружающей среды путем усиления роли экологических налогов и штрафных санкций.

    Контрольная — информация контролирующих органов необходима государству для принятия решений в области планирования и функционирования отдельных налогов и налоговой системы в целом.

    Международная — укрепление экономических связей с другими странами путем заключения двухсторонних и многосторонних согла-шений по устранению двойного налогообложения, снижению торго-вых таможенных пошлин и т.п.

    В зависимости от характера и масштаба решаемых задач, длительности периода налоговую политику подразделяют на:

    Налоговую стратегию, которая предполагает разработку концепции развития налоговой системы страны. Среди стратегических целей можно выделить, например, облегчение налогового бремени для предпринимателей, построение стабильной налоговой системы и др.

    Налоговую тактику, которая предполагает решение задач конкретного периода времени. Например, во время экономического кризиса в качестве мер антикризисного регулирования могут быть приняты такие решения, как: снижение ставок отдельных налогов, введение рассрочки в уплате налогов и др.

    Налоговая политика бывает внутренней и внешней. Основными целями и задачами внешней налоговой политики являются:

    усиление налогового контроля при совершении импортно-экс- портных операций;

    разработка мер по избежанию двойного налогообложения;

    разработка путей сближения налоговых систем разных стран.

    Внутренняя налоговая политика разрабатывается для решения

    внутренних задач, стоящих перед экономикой страны на определенном этапе времени. Такими задачами могут быть, например, развитие малого и среднего бизнеса, развитие производства, реструктуризация экономики с уклоном на развитие промышленности и др.

    Существуют три типа налоговой политики государства:

    й тип — Политика максимальных налогов;

    й тип — Политика разумных налогов;

    й тип — Политика высоких налогов с одновременно высоким уровнем социальных гарантий

    Основной целью политики максимальных налогов является максимизация налоговых поступлений в бюджет. Для этого государство вводит высокие ставки налогов и, как правило, убирает или существенно сокращает налоговые льготы. Очевидно, что такая налоговая политика должна вводиться лишь в экстренных случаях — военные действия, экономический кризис и т.п. Однако следует отметить, что введенная в 1992 году политика максимальных налогов привела к очень негативным результатам — спаду производства, закрытию промышленных предприятий, разорению фермерских хозяйств, резкому сокращению покупательского спроса, росту цен и многолетней зависимости от импорта.

    Политика разумных налогов предполагает снижение ставок налогов и, как следствие, сокращение налоговых поступлений, уменьшение социального обеспечения. Однако в целом такая налоговая политика способствует развитию предпринимательской активности.

    Политика высоких налогов с одновременно высоким уровнем социальных гарантий предполагает направление большей части налоговых поступлений на реализацию социальных программ.

    Следует отметить, что экономически развитые страны используют сочетание всех трех типов налоговой политики.

    Россия начала в 1992 году проведение экономических реформ, используя первый тип налоговой политики. Однако в стране на тот момент не было создано необходимых предпосылок — ни экономических, ни социальных, ни политических. Результат известен — резкое сокращение объемов производства, закрытие множества предприятий и организаций, резкое снижение налоговых поступлений в бюджет и др.

    Таким образом, возникла необходимость реформирования существовавшей на тот момент налоговой политики. С 1 января 1999 года была введена в действие первая часть Налогового кодекса РФ. Заложенные в его основу налоговые преобразования предопределили реализацию второго типа налоговой политики.

    Главной целью изменений налоговой системы, предусмотренных НК РФ, является построение стабильных экономических и финансовых условий для развития реального сектора экономики. Предполагалось снизить налоговое бремя путем отмены неэффективных и оказывающих негативное влияние на экономическую деятельность налогов, упростить налоговую систему, сократить количество налогов, повысить эффективность контрольных мероприятий, создать равные условия для налогоплательщиков, отменить ряд необоснованных льгот.

    Весь период реформирования налоговой системы РФ можно разделить на следующие этапы:

    Первый этап налоговой реформы (2000-2001 гг.). В этот период были отменены такие налоги и сборы, как: налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, налог на реализацию ГСМ, целевые сборы на содержание милиции и благоустройство территорий.

    С 01.01.2001 г. введена в действие часть вторая НК РФ. По состоянию на 01 января 2001 г. вторая часть НК РФ состояла лишь из 4-х глав: НДС, акцизы, НДФЛ, ЕСН. Позднее были введены в действие следующие главы: гл. 25 «Налог на прибыль организаций»; гл. 25.1 «Сбор за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов»; гл. 25.2 «Водный налог»; гл. 26 «Налог на добычу полезных ископаемых» и др.

    В этот период была введена единая ставка налога на доходы физических лиц — 13%, установлена регрессивная шкала налогообложения по ЕСН.

    Второй этап налоговой реформы (2002-2003 гг.).На этом этапе произошли значительные изменения в налогообложении прибыли — с 01.01.02 г. появилась 25 глава НК РФ «Налог на прибыль». Была изменена система налогообложения природных ресурсов — введена в действие глава 26 НК РФ «Налог на добычу полезных ископаемых». Главой 28 НК РФ введен в практику транспортный налог.

    Характерной особенностью этого этапа реформирования налоговой системы является введение специальных налоговых режимов, которые освободили предпринимателей от уплаты некоторых налогов. Так, были введены в действие главы: 26.1 НК РФ «Система нало-гообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН)», 26.2 НК РФ «Упрощенная система налогообложения», 26.3 НК РФ «Система налогообложения в виде единого налога на вменен-ный доход для отдельных видов деятельности».

    Третий этап налоговой реформы (2004-2008 гг.). В этот период был отменен налог с продаж, снижена базовая ставка НДС с 20 до 18%, изменен порядок уплаты НДС.

    Введены в действие новые главы НК РФ: 25.3 «Государственная пошлина», которая внесла изменения в порядок исчисления и взимания государственной пошлины на территории РФ (со вступлением в силу этой главы был отменен налог на операции с ценными бумагами); 30 «Налог на имущество организаций».

    Особенно следует отметить, что начиная с 2005 г. существенно снижена базовая ставка ЕСН с 35,6 до 26%. С 01.01.10 планируется отмена ЕСН и замена его страховыми выплатами в социальные вне-бюджетные фонды — Пенсионный фонд, Фонд социального страхо-вания, Фонд обязательного медицинского страхования. При этом бу-дут изменены ставки страховых выплат и порядок их взимания.

    В заключении необходимо отметить, что период кардинальных изменений налоговой системы практически завершен. В настоящее время одной из серьезных задач, которая стоит перед правительством, является задача легализации бизнеса. А для этого нужна стабильная налоговая система. Поэтому все вносимые в настоящее время изме-нения, как правило, направлены на усовершенствование уже суще-ствующей системы налогообложения.

    Налоговая политика государства. Тема 1. Налоговая политика, ее теоретические основы. Тест для самопроверки

    Решение тестов онлайн

    На нашем сайте представлена лишь часть ответов из теста по дисциплине «Налоговая система и налоговая политика».

    Если у Вас нет времени на подготовку к тестированию или Вы по какой-то другой причине не можете сдать тест самостоятельно, то обращайтесь за помощью к нам. Мы поможем решить тесты любых учебных заведений правильно и быстро.

    Для ознакомления с условиями выполнения тестов и оформления заказа, перейдите в раздел «Решение тестов».

    1. Налоговая политика с достаточно существенным уровнем налогообложения характеризуется тем, что …
    физические и юридические лица несут высокое налоговое бремя
    она ведет к раскручиванию инфляционной спирали
    она не позволяет государству проводить эффективную социальную защиту населения
    изменяются меры ответственности за налоговые правонарушения

    2. Цели налоговой политики
    обеспечение полноценного формирования доходов бюджетной системы РФ, необходимого для финансирования деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по осуществлению соответствующих функций и полномочий
    обеспечение социальной справедливости при налогообложении доходов физических лиц
    сглаживание возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения
    обеспечение социальной справедливости при налогообложении доходов юридических лиц
    обеспечение экономического роста страны

    3. Налоговая политика с высоким уровнем налогообложения …
    обеспечивает установление достаточно высоких налоговые ставки, сокращение льгот и введение большого числа налогов
    не способствует экономическому росту страны в течение длительного периода
    способствует экономическому росту страны в течение длительного периода
    обеспечивает социальную справедливость при налогообложении доходов физических лиц

    4. Политика разумных налогов …
    способствует скорейшему развитию экономики
    обеспечивает наиболее благоприятный налоговый и инвестиционный климат
    обеспечивает снижение налоговых поступлений в бюджет
    обеспечивает социальную справедливость при налогообложении доходов физических лиц

    5. Инструменты налоговой политики
    налоговая ставка
    налоговая база
    налоговые санкции
    налоговые льготы
    налоговые органы
    ставки налогообложения

    6. Принципы налоговой политики
    соотношение прямых и косвенных налогов
    дискретность и/ или непрерывность налогообложения
    широта применения налоговых льгот, их характер и цели
    применение прогрессивных ставок налогообложения
    применение плоских ставок налогообложения
    соотношение федеральных, областных и муниципальных налогов

    7. Задачи налоговой политики
    обеспечение государства финансовыми ресурсами
    созданию условий для регулирования хозяйства страны в целом
    обеспечение социальной справедливости при налогообложении доходов физических лиц
    обеспечение снижения налоговых поступлений в бюджет

    8. Метод налогового предвидения с расчетами на перспективу, согласно которому выделяются положительные и отрицательные стороны исполнения налоговой части бюджета, а также важные тенденции общественного развития
    налоговая тактика
    налоговая стратегия
    налоговое планирование

    9. Экономические методы налоговой политики
    введение налоговых санкций
    изменение налоговой нагрузки на налогоплательщика
    введение или отмена налоговых льгот
    замена одних форм или способов налогообложения другими
    введение дифференцированной системы налоговых ставок
    изменение меры ответственности за налоговые правонарушения
    введение и реализация налогового администрирования

    10. Цель налогового регулирования
    обеспечение высоких темпов развития экономики через стимулирование инвестиционной активности бизнеса
    повышение жизненного уровня населения
    обеспечение экономической безопасности государства
    налоговое планирование

    11. Субъекты налогового контроля
    налоговые органы
    таможенные органы
    Центральный банк РФ
    коммерческие банки, через которые проходят налоговые платежи

    12. Принципы налогового контроля
    обоснованность налоговых санкций
    действенность санкций
    отсутствие срока давности за особо крупные нарушения в области налогообложения
    обеспечение экономической безопасности государства

    13. Налоговая политика — это…
    комплекс мероприятий в области налогов, направленных на достижение каких-либо целей
    совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства, отдельных социальных групп общества, а также развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов
    совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения потребностей государства, отдельных социальных групп общества, а также развития экономики страны

    14. Способы выбора «оптимального» сочетания построения правовых форм отношений и возможных вариантов их интерпретации в рамках действующего налогового законодательства — это налоговое …
    регулирование
    прогнозирование
    планирование

    НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

    НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

    НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

    В статье рассмотрено содержание налоговой политики государства, ее формы, методы осуществления в разные периоды развития экономики, включая кризисные. Исследованы отдельные факты налоговой политики государства в России, показаны особенности ее содержания относительно сложившихся представлений в мировой практике.

    Ключевые слова: налоговая политика, формы, методы

    Налогоплательщикам всегда важно знать: правильную ли налоговую политику проводит государство? Нормально ли функционирует налоговая система? Особенно в период экономических кризисов у налогоплательщиков и представителей оппозиционных партий в Государственной Думе возникает ряд вопросов по содержанию и направлению налоговой политики государства. В этот период налогоплательщики ожидают дополнительных преференций, налоговых льгот, облегчения налогового бремени. В связи с этим важно, по нашему мнению, иметь представление о видах налоговой политики, о ее содержании.

    В научной и учебной литературе нет однозначного толкования понятия «налоговая политика». Например, в учебнике дается такое определение: «Налоговая политика это составная часть социально-экономической политики государства, ориентированная на создание такой налоговой системы, которая должна стимулировать накопление и рациональное использование национального богатства страны, способствовать гармонизации интересов экономики и общества и тем самым обеспечить социально-экономический прогресс общества» [1, с.53]. В данной статье нами не будут рассматриваться различные позиции по научному обоснованию дефиниции «налоговая политика», но следует согласиться с авторами учебника в том, что налоговая политика, безусловно, зависит от уровня социально-экономического развития государства, от стратегии его развития и одновременно активно влияет на экономические процессы.

    Налоговая политика государства, являясь отражением проводимой экономической политики, имеет относительно самостоятельное значение и должна опираться на научную теорию налогов. Без этого она становится схоластичной, развивается стихийно, методом проб и ошибок. От результатов проводимой налоговой политики в значительной степени зависит и то, какие коррективы вынуждено вносить государство в свою экономическую политику, как строить налоговую систему.

    Известно, что теория налогов развивалась и совершенствовалась по мере развития экономики, укрепления государства, расширения его функций и усиления его воздействия на развитие экономики. Поэтому цели налоговой политики не являются неизменными, они формируются под воздействием целого ряда факторов, важнейшими из которых являются экономическая и социальная ситуация в стране, расстановка социально-политических сил в обществе.

    Выбор конкретных форм налоговой политики зависит от целей, которые различают, как: фискальные, экономические, социальные, экологические, международные.

    В зависимости от состояния экономики, от целей, которые на данном этапе развития экономики государство считает приоритетными, используются различные формы осуществления налоговой политики.

    В мировой практике сложились три основные формы налоговой политики, которые представлены на рис.1.

    Политика максимальных налогов характеризуется установлением максимального числа налогов, с высокими налоговыми ставками. Такая политика может вынужденно проводиться государством, как правило, в экстраординарные моменты его развития, такие как экономический кризис, война. Подобная политика проводилась в России в период становления рыночных отношений.

    Естественно, что такая форма налоговой политики встречает противодействие со стороны налогоплательщиков, которое выражается в сокрытии налоговой базы, в процветании «теневой экономики». В подобной ситуации у государства мало надежд на экономическое развитие. Важно заметить, что в России в первые годы рыночных отношений не наблюдался рост социальных расходов и инвестиций в отрасли экономики, которые должны быть характерны для этой формы налоговой политики.

    Рис.1. Формы налоговой политики

    Поэтому позже ряд экономистов высказывали мнение, что экономических, социальных и политических предпосылок для проведения политики максимальных налогов в период становления рыночных отношений в России не существовало, и как следствие она привела к резко негативным последствиям. Политика максимальных налогов явилась причиной массового укрывательства от налогообложения. В стране появились «фирмы-однодневки», через которые средства уходили из-под налогообложения. Так называемая «теневая экономика», является детищем политики максимальных налогов. В результате достаточно большие суммы накоплений российскими гражданами и организациями переведены в другие государства с целью покупки недвижимости за рубежом или для хранения средств в иностранных банках.

    Однако указанные негативные тенденции сохранились и в настоящее время, когда налоговое бремя существенно снизилось в сравнении с 1992-2000гг. Это означает, что изменение налоговой политики не всегда влечет за собой изменение поведения участников налоговых правоотношений. У налогоплательщиков велико желание разбогатеть быстро за счет укрывательства доходов и уклонения от налогов при отсутствии должного контроля за соблюдением налогового законодательства и, как следствие, ухода от ответственности за совершенные налоговые правонарушения.

    Современный мировой экономический кризис показал необходимость быстрейшей модернизации экономики путем увеличения инвестиций, социальных расходов, но без увеличения налоговой нагрузки. Следовательно, политика максимальных налогов не подходит для современного и будущего периодов развития экономики России, несмотря на отрицательное влияние факторов мирового экономического кризиса.

    Второй формой проявления налоговой политики является политика экономического развития. В этом случае государство ослабляет налоговый пресс для предпринимателей, одновременно вынуждено сокращать свои расходы на социальные программы. Цель данной политики состоит в том, чтобы обеспечить приоритетное расширение капитала, стимулирование инвестиционной активности. Такая политика проводится в то время, когда намечается стагнация экономики, грозящая перейти в экономический кризис. Подобные методы налоговой политики, получившей название «рейганомика», были использованы, в частности, в США в начале 80-х годов XX века. В начале ХХ1 века такую политику провозгласило российское правительство. Она выразилась в сокращении числа налогов, в снижении ставок, в повышении отдельных налоговых вычетов. Число федеральных налогов снизилось с 15 до 8, региональных осталось 3 налога, если считать налог на игорный бизнес, который пока в субъектах не применяется в связи с запретом игорного бизнеса вне зон, специально отведенных для него. Местные налоги сокращены более чем в 10 раз, их осталось только 2 налога.

    Важно опять заметить, что эта форма политики не проводится в России в «чистом» виде, как это понимается в международной практике. Государство не пошло на снижение социальных расходов, а, наоборот, увеличивает их. Намечен рост инвестиций в отрасли и производства, в которых будут реализованы программы технического перевооружения, внедрения новейших технологий.

    Таким образом, правительство России в современный экономический кризис не изменило кардинально свою налоговую политику, оно не сократило расходы на социальные нужды, выделило необходимые финансовые ресурсы для поддержания градообразующих производств. Это стало возможным за счет накопленных резервных фондов.

    Политика разумных налогов характеризуется относительным балансом интересов государства и налогоплательщиков, что позволяет развивать экономику и поддерживать необходимый уровень социальных расходов. На практике такую политику сложно осуществлять в связи сохранением тенденций у налогоплательщиков к уклонению от реальных налогов, к их минимизации любым способом, включая и незаконные схемы.

    Нет критериев для оценки «разумности налогов». Мы, по-прежнему наблюдаем усилия налогоплательщиков направленные на минимизацию налогообложения, хотя уже проведены меры по уменьшению их налоговой нагрузки. Государство же в результате недостаточности налоговых поступлений имеет дефицит федерального бюджета и многих региональных бюджетов, что ограничивает возможности по финансированию многих расходов бюджета. Баланс интересов пока не обеспечивается.

    В зависимости от целей и форм налоговой политики государство использует конкретные методы, либо совокупность их.

    Анализируя налоговую политику, необходимо акцентировать внимание на такие понятия, как субъекты налоговой политики, принципы формирования, инструменты, цели, формы и методы.

    Субъектами налоговой политики выступают Федерация, субъекты Федерации и муниципалитеты (города, поселения). Каждый субъект налоговой политики обладает налоговым суверенитетом в пределах полномочий, установленных налоговым законодательством. Как правило, субъекты Федерации и муниципалитеты имеют право вводить и отменять налоги в пределах перечня региональных и местных налогов, установленного федеральным налоговым законодательством. Вместе с тем им представляются широкие полномочия по снижению налоговых ставок, в определении порядка и сроков уплаты налогов.

    При проведении налоговой политики субъекты могут воздействовать на экономические интересы налогоплательщиков, создавать такие условия их хозяйствования, которые наиболее выгодны как для самих налогоплательщиков, так и для экономики в целом.

    Результативность налоговой политики в значительной мере зависит от того, какие принципы государство закладывает в ее основу, они совпадают с принципами формирования налоговой системы (соотношение прямых и косвенных налогов; применение прогрессивных ставок налогообложения и степень их прогрессии, либо преобладание пропорциональных ставок; использование системы вычетов, скидок и изъятий и их целевая направленность; методы формирования налоговой базы).

    Используя указанные принципы, государство в условиях стабильно развивающейся экономики стимулирует расширение объемов производства товаров, работ и услуг, инвестиционную активность, качественные показатели развития экономики. Благодаря применению тех или иных принципов осуществляется структурная и социальная направленность налогообложения. В период кризисной ситуации налоговая политика через использование указанных принципов способствует решению задач, направленных на выход экономики из кризисного состояния.

    В современной мировой практике выделяются следующие методы налоговой политики:

    · регулирование соотношений прямого и косвенного налогообложения;

    · регулирование соотношения федеральных, региональных и местных налогов;

    · перенос нагрузки с одних категорий налогоплательщиков на другие;

    · регулирование соотношения пропорциональных и прогрессивных ставок налогов и степени их прогрессивности;

    · регулирование налогов льгот, преференций, вычетов, скидок;

    · регулирование состава налогов, объектов налогообложения, способов исчисления налоговой базы, порядка исчисления и сроков уплаты.

    В мировой практике наиболее широкое распространение получили такие методы, как изменение налоговой нагрузки на налогоплательщика, замена одних способов или форм налогообложения другими, изменение сферы распространения тех или иных налогов или же всей системы налогообложения, введение или отмена налоговых льгот и преференций, введение дифференцированной системы налоговых ставок.

    Налоговая ставка является важным средствомосуществления политики государства в области регулирования доходов. Изменяя ставки, государство может осуществлять налоговое регулирование. Существенный эффект от проведения налоговой политики достигается за счет дифференциации налоговых ставок для некоторых категорий налогоплательщиков, в отдельных регионах, для отдельных отраслей.

    Признано, что с помощью прогрессивных и регрессивных ставок регулируется не только уровень доходов различных категорий налогоплательщиков, но и формирование доходов бюджетов различных уровней. В России не применяются прогрессивные ставки по налогообложению доходов физических лиц, а регрессивные ставки применялись только по единому социальному налогу, который с января 2010г. отменен. С 2009г. снижена ставка по налогу на прибыль. Снижение ставки по НДС, по нашему мнению, пока преждевременно, так как по этому налогу применяются схемы с участием фирм-однодневок, что позволяет уменьшать суммы НДС к уплате в бюджет.

    Эффективным средством реализации налоговой политики являются также налоговые льготы. Это связано с тем, что организации или физическому лицу может быть предоставлено полное или частичное освобождение от налогообложения. С целью проведения активной налоговой политики законодательство устанавливает, как правило, многочисленные и разнообразные основания предоставления налоговых льгот, либо налоговых вычетов. Формы и способы предоставления льгот в любом государстве постоянно изменяются. Отдельные налоговые льготы преследуют цель смягчения последствий экономических и финансовых кризисов. При этом важно помнить, что льготное регулирование нарушает основной принцип равенства обложения всех налогоплательщиков независимо от вида их деятельности и создает неравные условия для предприятий в различных сферах экономики, поэтому систему льгот нужно применять осторожно, обдуманно. В современном налоговом законодательстве России налоговые льготы предусмотрены не по всем налогам, по ряду налогов они сокращены, по некоторым увеличиваются.

    Например, с 2008 г. увеличены стандартные и имущественные вычеты при исчислении налога на доходы физических лиц.

    С помощью налоговых льгот во многих странах поощряются создание малых предприятий, привлечение иностранного капитала, научно-технические разработки, имеющие фундаментальное значение для дальнейшего развития экономики, экологические проекты, стимулируется создание новых высокотехнологичных производств по выпуску конкурентоспособной продукции для мирового рынка.

    Реализация государственной налоговой политики осуществляется через налоговый механизм, понятие которого, к сожалению, нет в налоговом законодательстве России.

    В научных публикациях под налоговым механизмом принято понимать систему норм и организационных мер, определяющих порядок управления налоговой системой страны и ее функционирование. Фундаментом налогового механизма является налоговое законодательство.

    К субъектам налогового механизма относятся налоговые, финансовые, правоохранительные органы и налогоплательщики.

    Налоговая политика сконцентрирована и раскрывается в таких документах, как: Налоговый кодексе РФ, нормативные акты субъектов Федерации, муниципальных образований. Она раскрывается также в Послании Президента России о бюджетной и налоговой политике на каждый бюджетный год.

    1. Налоги и налогообложение: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Мировая экономика»/ [И.А.Майбуров и др.]; под ред. И.А.Майбурова.-М.: ЮНИТИ-ДАНА,2007.-655с.

    Сущность налоговой политики

    Одним из основных инструментов государственного регулирования экономических процессов является налоговая политика, которая представляет собой систему целенаправленных действий государства в области налогообложения на основе экономических, правовых и организационно-контрольных мероприятий. Налоговая политика относится к косвенным методам государственного регулирования.

    Содержание и цели налоговой политики обусловлены объективными и субъективными факторами, политическим строем, задачами, стоящими перед государством.

    В силу указанного представляется первостепенным сформировать концепцию налоговой политики с позиции экономической детерминированности, т.е. равновесия финансовых интересов государства и хозяйствующих субъектов. Отношения собственности на средства производства и предметы потребления, обусловливая распределение ресурсов между хозяйствующими субъектами и ограничивая тем самым их производственное и личное потребление, являются причиной возникновения противоречия между ограниченными размерами объекта собственности каждого отдельного хозяйствующего субъекта и изменчивым процессом налогообложения. Социально-экономический смысл налога — смена формы собственности или переход права собственности на финансовые ресурсы налогоплательщиков в государственную бюджетную сферу.

    Сложившиеся в государстве налоговые отношения отражаются в налоговой политике, задача которой состоит в обеспечении финансовыми ресурсами функционирования самого государства, создании благоприятных условий для повышения эффективности национальной экономики и повышения уровня жизни населения. Налоговая политика определяет роль налогов в обществе, которая может быть позитивна или негативна по отношению к субъектам хозяйствования. Для государства рост налоговых изъятий является положительным фактором, а для субъектов хозяйствования — отрицательным. Проблема состоит в определении границ изъятия, в оптимальном сочетании функций налогов, их влиянии на состояние экономической, социальной и политической системы в обществе.

    Центральный вопрос налоговой политики — это необходимость научного обоснования предела налоговых изъятий, т.е. величины ставки налогов, не угнетающей производителей и воспроизводство рабочей силы. Вопрос о пределах налогообложения включает два вектора. Первый связан с размером индивидуального налогообложения, т.е. размером налога, возлагаемого на конкретного плательщика. Второй — с размером налогового бремени на макроуровне, т.е. какая доля созданного ВВП должна перейти к государству.

    В силу различий предприятий по фондоемкости, материалоемкости, трудоемкости, рентабельности продукции величина показателей налогового бремени различна. В среднем за 2003 г. налоговая нагрузка на выручку оценивается на уровне 27%, средневзвешенные значения налоговой нагрузки на выручку и добавленную стоимость соответственно 16 и 37%. Наиболее высокая нагрузка на выручку в среднем по предприятиям строительных материалов — 33%, легкой промышленности — 31% и машиностроения — 27%.

    Цели налоговой политики:
    • фискальная — основная, которая выражается в обеспечении государства финансовыми ресурсами путем мобилизации части созданного ВВП страны для финансирования его расходов;
    • экономическая — целенаправленное воздействие на экономику через налогообложение для регулирования спроса и предложения, проведения структурных изменений общественного воспроизводства;
    • социальная — сглаживание неравенства в уровнях доходов населения путем перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта;
    • стимулирующая — предполагает активизацию инвестиционной и инновационной деятельности, создание условий для ускоренного накопления капитала в наиболее перспективных отраслях экономики;
    • экологическая — охрана окружающей среды и рациональное природопользование за счет введения экологических налогов и штрафных санкций;
    • контрольная — используется государством для принятия решений в области функционирования как отдельных видов налогов, так и всей налоговой системы;
    • международная — введение налогов в соответствии с требованиями международных соглашений для укрепления экономических связей с другими странами.

    Методы осуществления налоговой политики зависят от тех целей, которые стремится достичь государство. В современной практике широкое распространение получили такие методы, как изменение налоговой нагрузки на налогоплательщика, введение дифференцированных налоговых ставок, установление или отмена налоговых льгот и др.

    Субъект управления — государство. Объект управления — налогообложение.

    Содержание налоговой политики многогранно и включает в себя:
    • выработку научно обоснованной концепции развития налоговой системы;
    • определение основных направлений и принципов налогообложения;
    • разработку мер, направленных на достижение поставленных конкретных целей в области социально-экономического развития общества, увеличения доходной части бюджета и т.д.

    В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач налоговая политика подразделяется на налоговую стратегию и налоговую тактику.

    Налоговая стратегия предусматривает решение крупномасштабных задач, связанных с разработкой концепции развития налоговой системы страны.

    Налоговая тактика предусматривает решение задач конкретного периода путем своевременного изменения налоговой системы.

    Стратегические направления налоговой политики определяются высшими органами исполнительной и законодательной власти государства.

    Можно выделить следующие стратегические направления налоговой политики:
    • построение стабильной налоговой системы;
    • облегчение налогового бремени товаропроизводителей;
    • сокращение налоговых льгот;
    • развитие налогового федерализма.

    В зависимости от масштаба и сферы влияния налоговая политика подразделяется на внутреннюю и внешнюю. Внешняя налоговая политика направлена на избежание двойного налогообложения, сближение налоговых систем различных стран, усиление налогового контроля при совершении международных торговых операций. Внутренняя налоговая политика проводится в рамках национальной экономики и предусматривает решение внутренних задач.

    Существуют три типа налоговой политики:
    1) политика максимальных налогов;
    2) политика разумных налогов;
    3) политика высоких налогов с одновременно высоким уровнем социальных гарантий.

    В первом случае государство устанавливает высокие ставки налогов, сокращает налоговые льготы, преследуя только фискальную цель. Такая политика проводится государством в определенные моменты развития. Подобная политика была в Российской Федерации в 1992 г. Вместе с тем предпосылок для ее проведения не существовало, в силу чего она привела к негативным последствиям.

    Во втором случае государство учитывает не только фискальные интересы, но и создает максимально благоприятные условия для развития экономики и предпринимательской деятельности. Данная политика приводит к сокращению налоговых поступлений в бюджет и, следовательно, к свертыванию социальных программ.

    Третий тип налоговой политики представляет собой нечто среднее между второй и первой. Ее суть в установлении высокого налогообложения и значительного числа государственных программ.

    Для осуществления налоговой политики государство использует всю совокупность элементов налогового механизма.

    Смотрите так же:

    • Особенности рассмотрения дел несовершеннолетних Особенности рассмотрения дел несовершеннолетних ОСОБЕННОСТИ РАССМОТРЕНИЯ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ Судебное производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних определяется: - общими правилами производства в суде первой инстанции - гл. 33 - 39 УПК РФ, - специальными нормами, предусмотренными главой 50 УПК […]
    • С 1 января трудовой стаж Гражданам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом стаж работы после 01.01.2002 года может быть включен в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на […]
    • Кто рассматривает дело о разводе Подсудность дел о расторжении брака Семейный кодекс определяет ряд случаев, когда развестись в органах записи актов гражданского состояния нельзя. Именно в такой ситуации возникает вопрос: в какой суд подавать заявление о расторжении брака? То есть необходимо определить подсудность дела о расторжении брака. Подсудность данной категории […]
    • Правило заполнения чека образец Как заполнить денежный чек — бланк и образец? Денежный чек предъявляется в обслуживающий клиента банк для выдачи наличности предъявителю, на чье имя выписан данный документ. Бланки денежных чеков обычно собраны в чековую книжку (по 25 или 50 штук), которую клиент может получить в своем банке, подав соответствующее заявление. Правила […]
    • Налог на квартиру мытищи В соответствии с новым порядком, действующим с 2016 г., в Московской области расчет налога на имущество осуществляется на основании кадастровой стоимости. Такой порядок уплаты налога распространяется на следующее имущество: объект незавершенного строительства; Налог подлежит уплате в срок не позднее 1 декабря года, следующего за […]
    • Котлас деньги под расписку срочно Котлас деньги под расписку срочно - взять денежный кредит в банке; - взять деньги в микрофинансовой организации; - взять деньги в долг под расписку и проценты. Еслы Вы выберите первый вариант - взять кредит в банке, то Вам потребуется собрать кучу документов и справок с места работы, в налоговой и во многих случаях найти […]