Общие меры предупреждения преступлений

Общесоциальные меры предупреждения преступности.

Функция общесоциальной профилактики последовательно осуществляется прогрессивным развитием общества. Общесоциальное предупреждение преступности связано с наиболее значимыми и долговременными видами социальной деятельности и осуществляется в процессе решения крупномасштабных социальных задач.

Разрешение противоречий общественного развития, его проблем и трудностей, ошибок в социальном управлении есть в то же время экономическая, политическая, идеологическая, социально-психологическая и правовая основа для устранения, ослабления и нейтрализации процессов и явлений, детерминирующих преступность.

К общесоциальным мерам предупреждения преступности относятся изменения в социально-экономической сфере, направленные на поднятие жизненного уровня членов общества, качества их жизни.

Стабилизация положения в экономике и на потребительском рынке, повышение платежеспособности широких слоев населения в совокупности являются предпосылками предупреждения экономической и иной преступности.

Сокращению бытовой, насильственной и иной преступности способствуют мероприятия по решению жилищной проблемы, укреплению семьи, улучшению условий труда и быта женщин, охране материнства и детства, организации досуга и т. п.

Специальное предупреждение преступности

Специально-криминологическое предупреждение преступности включает в себя всю совокупность мер, специально направленных на устранение причин преступности или конкретных преступных проявлений. В отличие от общесоциальных мер, оно имеет меньший масштаб применения, который лишь в исключительных случаях распространяется на отрасли народного хозяйства и отдельные категории лиц (несовершеннолетних преступников, рецидивистов и т. д.), но обычно подразумевает узконаправленную деятельность по предупреждению преступлений в какой-то ограниченной группе людей или индивидуально.

В отличие от общесоциального, специальное криминологическое предупреждение требует и специальных криминологических знаний, необходимых при разработке комплексных планов, мер предупреждения отдельных видов преступлений и т. д. Поэтому огромное значение здесь имеют уровень и квалификация привлеченных специалистов, их опыт работы, личностные качества, что способствует выработке специфических критериев при принятии решений, особой системы оценок социальной полезности и эффективности профилактической деятельности.

В комплексе специальных предупредительных мер можно выделить следующие черты:

1) меры специального характера направлены непосредственно на предупреждение преступности и конкретных преступлений;

2) деятельность по применению предупредительных специальных средств основывается на взаимодействии управленческих, общевоспитательных, социальных, правовых мер, рассчитанных на предотвращение и недопущение конкретных преступлений;

3) субъекты специального предупреждения преступлений – организационные структуры, для которых борьба с преступностью составляет основную функцию или выделена в перечне функций.

Меры специального предупреждения преступлений в свою очередь направлены на три объекта воздействия:

1) на профилактику социальных патологий (процессов, в которых задействованы группы лиц, определяющих рост преступности);

2) на всю совокупность причин и условий с акцентом на индивидуальные и особенные случаи (правонарушения, предусмотренные законодательством, которые непосредственно создают мотивацию и ситуации совершения преступлений);

3) на определенные организованные, профессиональные, рецидивные виды преступности.

Шпоры для каждого! Информационные учебно-познавательные материалы

Меры предупреждения преступлений

Предупредительные криминологические меры по уровню профилактической деятельности распадаются на: 1) общесоциальные; 2) специально криминологические.

По масштабу принято разносить профилактические мероприятия по трем уровням, построенным по вертикальной иерархии от высшего к низшему:

1) решение социальных, экономических и иных проблем всего общества, выражающееся в социально-экономических преобразованиях, усилении воспитательной и идеологической работы;

2) предупредительно-профилактическое воздействие на конкретные социальные группы и общественные слои населения, подвергнувшиеся влиянию отрицательных тенденций;

3) индивидуально-профилактическое воздействие на конкретных лиц для позитивного изменения системы ценностной ориентации, преодоления антиобщественных взглядов и установок, переориентации поведения.

Территориально предупредительные меры имеют четырехуровневую систему: 1) общегосударственные; 2) региональные; 3) местные; 4) локальные.

В зависимости от характера воздействия на общественные отношения они разделяются на: 1) хозяйственно-экономические; 2)собственно экономические; 3)социально-политические; 4) идеологические; 5) организационно-управленческие; б) технические; 7) правовые.

Меры социально-экономического и социально-политического характера направлены на устранение, ослабление и нейтрализацию криминогенных факторов, падения жизненного уровня населения, кризисных явлений в производстве и социальной сфере. Организационно-управленческие меры призваны совершенствовать государственный и общественный социальный контроль. Идеологические меры направлены на повышение общей культуры, появление нравственных идеалов, совершенствование правовой культуры, защиту прав человека; правовые – на совершенствование уголовного, административного, трудового, гражданского, семейного и других отраслей законодательства, воспитание правосознания. К техническим мерам относятся средства и приспособления: затрудняющие кражи на производстве и в торговле; фальсификацию банковских операций; проникновение в хранилища, жилища, служебные помещения; а также противодействующие возникновению аварийных ситуаций, пожаров и т. п.

Общие меры предупреждения преступлений

Данному виду предупреждения преступности присущи следующие черты: ! 1) направленность мер специально

txt fb2 ePub html

на телефон придет ссылка на файл выбранного формата

Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при сдаче экзаменов, подготовке к контрольным работам и т.д. Благодаря нашему сервису вы получаете возможность скачать на телефон шпаргалки по криминологии. Все шпаргалки представлены в популярных форматах fb2, txt, ePub , html, а также существует версия java шпаргалки в виде удобного приложения для мобильного телефона, которые можно скачать за символическую плату. Достаточно скачать шпаргалки по криминологии — и никакой экзамен вам не страшен!

Не нашли что искали?

Если вам нужен индивидуальный подбор или работа на заказа — воспользуйтесь этой формой.

Предупреждение преступности — многоуровневая система целенаправленных государственных и общественных

Индивидуальное предупреждение преступлений

Похожие вопросы

  • Криминология — Индивидуальноепредупреждениепреступлений
    Индивидуальноепредупреждениепреступлений. По массовости охвата меры по предупреждениюпреступлений подразделяются на общие, групповые и индивидуальные.
  • Криминология — . предупреждениепреступлений
    Индивидуальноепредупреждениепреступлений.
    Меры специального предупрежденияпреступлений имеют 3 объекта воздействия: 1) меры, направленные на профилактику.
  • Криминология — Система предупрежденияпреступности: субъекты.
    3) субъекты индивидуальнойпрофилактики — сотрудники государственных
    Предупреждениепреступлений ОВД является видом деятельности служб, подразделений и.
  • Криминология — . к воздействию на преступность: предупреждение.
    Индивидуальноепредупреждениепреступлений.
    Предупреждениепреступности — многоуровневая система целенаправленных государственных и общественных мер по.
  • Шпаргалки по криминологии
    Индивидуальноепредупреждениепреступлений.
    Характеристика основных подходов к воздействию на преступность: предупреждение, профилактика, предотвращение, контроль.
  • Криминология — Общесоциальное предупреждениепреступности
    Специально-криминологическое предупреждениепреступлений. Данному виду предупрежденияпреступности присущи следующие черты
  • Криминология — Соотношение социального и биологического в личности.
    Успешное предупреждениепреступлений возможно лишь в том случае, если внимание будет
    Для индивидуальной специфики поведенческой реакции существенное значение имеют.
  • Криминология — Криминология как наука (история науки о преступности.
    1. Преступность — совокупность преступлений
    способствуют и непосредственно порождают, воспроизводят (детерминируют) преступность 4. Предупреждениепреступности — это.
  • Юридическая психология — Цели изучения личности преступника.
    . рекомендации в области индивидуальнойпрофилактикипреступности.
    стремились понять, почему человек совершает преступления, несмотря на тяжесть установленного наказания.
  • Уголовное право — Понятие, виды и значение квалификации преступлений.
    — обеспечивает объективность судебной статистики для выработки эффективных мер по предупреждениюпреступлений.

найдено похожих страниц:10

Общие и специальные меры предупреждения преступления, предусмотренного ст. 222 УК РФ

Важнейшей научной категорией криминологии является «предупреждение преступности» (или «профилактика преступлений», что чаще употребляется в практике правоохранительной деятельности). Это вполне объяснимо, поскольку именно преступность составляет материальную основу единства всех проблем, изучаемых криминологией. Поэтому предупреждение преступности (преступлений), как правило, рассматривается в качестве базового понятия по отношению к другим видам и формам профилактической деятельности. Но по мере развития теории предупреждения преступности появились такие направления деятельности, как профилактика антиобщественных явлений, профилактика правонарушений, ранняя и непосредственная профилактика, профилактика общественная (социальная) и индивидуальная, специальная и оперативная.

Как только преступность рассматривается в ряду других форм антиобщественного поведения, становится очевидным двоякий смысл понятия предупреждения преступности. С одной стороны, оно как исходное понятие вбирает в себя все формы, виды, уровни, направления профилактической деятельности. С другой стороны, предупреждение преступлений — только один из видов профилактической деятельности, осуществляемый различными субъектами. В таких случаях именно термин «профилактическая деятельность в сфере борьбы с преступностью» как родовое понятие позволяет: во-первых, объединить под общим названием все формы, методы, уровни, направления, сферы данного вида человеческой деятельности; во-вторых, дает возможность найти каждой из форм, видов, уровней, мер профилактики свое место в системе профилактической деятельности в зависимости от выделенного критерия.

Проблема удержания человека от совершения преступления волновала мыслителей издавна, свидетельством тому является существование различных течений и направлений криминологии. Так, представители нормативистской криминологии но главу угла в борьбе с преступностью ставят меры по ее предупреждению, а именно: совершенствование самих законов и механизмов их реализации. По их мнению, нравственный законодатель и нравственный правоприменитель не могут слепо придерживаться правила «закон суров, но это закон», поскольку должны всегда сверять свои шаги с тем идеальным эталоном, которым является естественное право. Впоследствии эти взгляды позволили развить теорию дифференциации ответственности и индивидуализации наказания. Справедливое наказание, бесспорно, имеет и исправительное, и воспитательное воздействие как на самого преступника, так и на обществом в целом.

Представитель классического направления в криминологии Чезаре Беккариа в работе «О преступлениях и наказаниях», руководствуясь принципом абсолютной воли, рассматривал преступление как сознательно выбираемый индивидом вариант поведения. Предупредить такое поведение, по его мнению, могут лишь справедливое наказание и правильное воспитание индивида, причем эти меры тесно взаимосвязаны. Однако воспитание, как отмечал Беккариа, в отличие от наказания «. отвращает людей от зла не сбивчивым путем устрашения, за которым следует лишь притворное и мимолетное послушание, а безошибочным путем убеждения в неизбежности вредных последствий». Таким образом, в основе регулирования преступности лежит не кара, не устрашение, а неотвратимость, своевременность и справедливость реагирования государства на неправомерные деяния населения.

Представители социологического направления рассматривали преступность как необходимый элемент в жизнедеятельности общества. Они отмечали, что совершение преступления бывает не только ненормальной реакцией ненормального человека на нормальные условия жизни; преступление может быть также нормальной реакцией нормального человека на ненормальные условия жизни. Поэтому огромное значение в нейтрализации преступности социологи придавали улучшению социальных условий жизни.

Итак, рассмотрев предложенные позитивные моменты, современные криминологи приходят к выводу о целесообразности сочетания как мер предупреждения, проводимых на общегосударственном уровне в социальном аспекте (стабилизация экономики, достижение политической стабильности, прекращение тотального расслоения общества), так и мер предупреждения преступности, заключающихся в достойном воспитании индивида (уважение к закону, признание моральных устоев общества).

Однако вышеназванные меры должны разумно сочетаться с мерами предупреждения именно явления преступности — как на общем, так и на индивидуальном уровне. И еще один немаловажный, на наш взгляд, момент — рассматривать предупреждение конкретного вида преступления, например, вымогательства в отрыве от предупреждения корыстных преступлений в целом было бы неверно, поскольку это будет лишь полумера, не приносящая качественных результатов. Речь идет о сочетании как социальных мер недопущения образования предпосылок, предоставляющих возможность существования преступности, так и применения мер, направленных на источники этого негативного явления, а также способов предупреждения конкретного вида преступления.

На наш взгляд, государство должно создать такие условия обществу, при которых преступнику было бы выгоднее воздержаться от совершения преступления, чем нарушить предписание законодателя. Эта работа очень многопланова, поскольку требует не только пересмотра действующего законодательства, но и огромных капиталовложений, а также активной деятельности по переустройству всей системы работы государственных органов.

В теории принято классифицировать предупреждение на общее и специальное.

Одним из первых предложил классифицировать меры профилактики на общие и индивидуальные А.Г. Лекарь. Критерием их разграничения служит характер профилактических мер и направленность их по уровням.

В целом ряде случаев эффективная борьба с преступностью и ее причинами на общесоциальном и социально-психологическом уровнях (в масштабах всего государства, отдельных регионов, социальных групп, трудовых коллективов) осуществляется путем разработки комплекса общих мер: правовая пропаганда, повышение трудовой дисциплины, культурно-воспитательные мероприятия и т.п. Они направлены на подавление причин преступности, носящих общий характер: борьба с коррупцией и бюрократизмом, обеспечение верховенства закона, повышение правовой культуры в обществе, устранение объективных по своей природе противоречий в различных сферах социальной жизни.

Общее предупреждение незаконного оборота оружия представляет собой комплексную разработку и применение экономических, социально-культурных, правовых и организационных мер по предупреждению преступности в целом. Этот уровень предупредительной деятельности предполагает, что позитивное развитие общества, совершенствование его политических, экономических, социальных и иных институтов, устранение из жизни людей кризисных явлений, объективно могут способствовать предупреждению преступности. Причем основными, как видит автор, общесоциальными мерами по предупреждению преступности являются положительные преобразования общественных отношений в сфере производства и распределения, направленные на повышение материального благосостояния населения. Именно эти преобразования могут устранить главную причину преступлений против собственности -невозможность удовлетворения материальных потребностей законным путем вследствие имущественного неравенства. Кроме того, преобразования в экономической сфере способствуют вытеснению из жизни общества или уменьшению масштабов таких явлений, как нищета, безработица, бытовая неустроенность, которые являются условиями совершения преступлений.

Под специальным (криминологическим) предупреждением подразумевается деятельность, специально предназначенная для устранения конкретных причин и условий, способствующих совершению преступлений.

Каковы особенности криминологического предупреждения преступлений?

Первое. Криминологическое предупреждение носит характер адекватной реакции на изменения состояния преступности и обусловливающих ее причин. С изменением структуры и динамики преступности должна пересматриваться и система, специальных мер ее предупреждения. Появление новых форм преступного поведения (организованной и профессиональной преступности, вымогательства типа рэкета, похищение детей и т.д.) обусловливает необходимость разработки новых, более совершенных приемов и способов предупреждения преступлений.

Второе. Криминологическое предупреждение характеризуется особенностями мер воздействия на причины преступности: они носят специальный характер применительно к конкретным причинам и условиям совершения преступлений. На общесоциальном уровне разрабатываются специальные меры по устранению общих причин преступности.

Это особые формы и методы правовой пропаганды, воспитательной работы, привлечения общественности к профилактической работе и т.д.

Специальные меры профилактики разрабатываются применительно к особенностям отдельных видов и групп преступлений, типам преступного поведения: корыстных и насильственных преступлений, преступности несовершеннолетних и рецидивной, бытовой преступности, хулиганства и мошенничества.

Третье. Специальное предупреждение осуществляют преимущественно государственные органы, специально созданные для борьбы с преступностью — прокуратура, суд, полиция, органы следствия и дознания, иные специальные службы. Их деятельность строго регламентирована нормативными актами — законами и подзаконными актами.

Поэтому данный вид предупреждения может быть назван сферой государственной профилактики в отличие от социальной (общественной) профилактики. Такое наименование соответствовало бы общепринятому в науке управления разграничению социального и государственного управления.

Деятельность правоохранительных органов в области борьбы с преступностью соответствует тем особенностям, которые присущи специальному предупреждению преступлений. Именно в значении специального предупреждения преступности будет излагаться материал в дальнейшем, если иное не оговорено.

К одним из важнейших специально-профилактических мер в отношении преступлений, связанных с незаконным распространением оружия, относятся рейды, проводимые органами внутренних дел. В борьбе о рассматривавший преступлениями рейды, как отмечалось выше, имеют большой профилактический эффект, в ходе которых изымается большое количество оружия и выявляются лица, незаконно распространяющие оружия. Рейды обычно проводятся в масштабе города, области и даже всей страны. Большое значение в профилактике преступлений, связанных с незаконным распространением оружия, имеют частные определения судов, в которых уведомляется администрация соответствующих учреждений об упущениях, способствовавших совершению рассматриваемых преступлений, и соответственно предлагаются конкретные меры по их устранению. Здесь следует отметить, что по изученным делам частные определения не выносились. Однако результаты исследований, проведенных другими учеными по данной проблеме, показывают, что администрация, в отношении которого вынесено частное определение, не всегда реагирует на них должным образом. То есть формально отписывают об устранении указанных недостатков, фактически ничего не сделав. В этом случае необходим более действенный контроль за выполнением тех требований, которые указаны в частных определениях или представлениях.

Очевидный факт, что чем больше оружия, взрывчатых веществ и взрывных устройств будет бесконтрольно находиться в руках у населения, тем больше будет совершаться преступлений с их применением. Следовательно, превентивные меры по специальной профилактике преступлений должны быть направлены на изъятие предметов вооружения у населения. Для решения этой проблемы необходимо использовать все доступные средства убеждения и принуждения. В некоторых регионах нередко используют еще и формы стимулирования, заключающиеся в денежном вознаграждении лиц, добровольно сдавших незаконно владеемые предметы вооружения, а также за предоставление ОВД достоверной информации о них.

Любые действия органов власти по пресечению незаконного оборота оружия будут малоэффективны, если не предпринять меры по пресечению поступления оружия в преступный оборот. Эта работа, по мнению автора, должна осуществляться в трех направлениях:

а) совершенствование государственного контроля за предметами вооружения;

б) предотвращение фактов изготовления самодельного оружия;

в) уничтожение всего изымаемого у населения оружия.

Совершенствование государственного контроля за предметами вооружения предполагает: налаживание должного учета наличия и расходования оружия, боеприпасов, взрывных устройств и взрывчатых веществ; обеспечение надлежащего хранения этих предметов; улучшение работы по подбору кадров для работы, связанной с хранением, отпуском и использованием оружия, и усиление контроля за их деятельностью.

С целью исключения возможности выноса из предприятий-изготовителей деталей для сборки оружия руководством МВД вносились предложения по организации замкнутого цикла производства оружия, предполагающего изготовление точно определенного количества деталей оружия, строго соответствующего количеству произведенной готовой продукции.

В соответствии с Федеральным законом «Об оружии», Законом Российской Федерации «О милиции», Постановлением Правительства Российской Федерации № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» контроль за оборотом (торговлей, приобретением, хранением и использованием) служебного и гражданского оружия возложен на Министерство внутренних дел, при этом ему приходится взаимодействовать со значительным количеством министерств и ведомств.

Контроль за оборотом боевого оружия является также компетенцией государственных военизированных организаций, которые имеют его на вооружении, а производство, экспорт, импорт оружия — иных федеральных органов. Подобная децентрализация не может способствовать эффективному контролю оружия в России.

Выходом из сложившейся ситуации было бы создание в Российской Федерации специального государственного органа по контролю за оборотом оружия, который выполнял бы следующие задачи:

— создание автоматизированной системы учета огнестрельного оружия, имеющегося на территории Российской Федерации (это позволит обладать полной информацией о состоянии его оборота);

— разработка нормативных правовых актов, регламентирующих оборот огнестрельного оружия;

— осуществление контроля за оборотом оружия на всех его этапах, начиная с момента производства (ввоза) и заканчивая утилизацией;

— периодическая проверка состояния учета и сохранности оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ во всех ведомствах;

— оказание помощи правоохранительным органам в пресечении и раскрытии преступлений, связанных с хищениями и незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, а также преступлений с их использованием;

— контроль экспорта и импорта вооружения;

— координация деятельности ведомств, вовлеченных в оборот оружия.

Наличие в стране подобного органа позволило бы наиболее эффективно осуществлять контроль за оборотом оружия на всех его этапах, так как это способствовало бы преодолению ведомственных противоречий, разобщенности и несогласованности.

В современных условиях возникает необходимость принятия на федеральном уровне основополагающего документа об основах государственной политики в области контроля за вооружением. Необходимость принятия данного документа обусловлена крайне критическим состоянием оборота оружия в стране, выражающемся в колоссальном неконтролируемом его распространении, влекущем тяжелейшие последствия для общества. В связи с этим приобретает важное значение разработка концепции государственной политики в области контроля за вооружением, которая должна отражать современное состояние и тенденции развития оборота оружия, комплекс мер по предупреждению его незаконного оборота, рассчитанного на длительный период. Только наличие предлагаемого руководящего документа позволит концентрированно, целенаправленно устранять негативные факторы в данной области и обеспечить в обществе условия для его нормального функционирования.

Меры предупреждения преступности

В пауке криминологии принято делить меры предупредительной деятельности прежде всего на общие и специальные.

Общие меры — это меры, направленные на решение глобальных, всеобщих экономических и социальных проблем; они не ориентированы специально на борьбу с преступностью, но в силу своей исключительной значимости для экономической, духовной и социальной жизни общества способны решить и проблемы борьбы с преступностью. Скажем, если принимаются меры по развитию экономики, стимулированию торговли и предпринимательства, повышению благосостояния общества, отдельных групп населения, оказанию помощи, например, беженцам или вынужденным переселенцам, нуждающимся семьям, то, конечно, в ходе реализации этих мер как бы попутно решаются и меры профилактики правонарушений со стороны тех, кому эти общие меры адресованы.

Специальные меры непосредственно направлены на решение проблем борьбы с преступностью. Они могут быть адресованы всему населению, т.е. неопределенному кругу людей, или отдельной социальной группе. Например, принятие уголовного кодекса или введение новых уголовно-правовых норм является специальной мерой, поскольку специально направлены на предупреждение преступности. Можно сказать, что специальные меры устремлены на борьбу со всей преступностью, с отдельными ее видами, на предупреждение преступного поведения со стороны отдельного человека.

Какие же меры предупреждения преступности имеются в распоряжении общества?

Это в первую очередь экономические меры, т.е. меры по повышению экономического благосостояния людей. Они являются материальной основой профилактики преступности, но в то же время оказывают психологический эффект. Например, экономические меры способствуют, причем очень активно, оздоровлению общества, снятию депрессии, существовавшей в России в первые пять-восемь лет постсоветского развития, когда депрессия охватила практически все общество и все люди страдали от этого. Причем она коснулась не только бедных, но и тех, которые были достаточно хорошо обеспечены, скажем, предпринимателей, которые испытывали беспокойство за свое будущее из-за произвола чиновников, притязаний рэкетиров, экономической нестабильности.

В настоящее время нравственно-психологический климат в российском обществе по-прежнему не отличается стабильностью. Взять хотя бы периодические проявления экстремизма. Вместе с тем согласно социологическим опросам (при всей их известной ущербности) население в целом доверяет власти. Данное обстоятельство может служить основой для эффективной профилактической работы.

Меры социальной помощи и поддержки должны оказываться тем конкретным группам людей, семьям, отдельным личностям, которые в такой поддержке нуждаются. Помощь и поддержка необходимы всем тем, кто беден, стар, выбит из жизненной колеи, кого преследуют неудачи, кто отчужден от нормальных связей и отношений. Это должна быть не только материальная помощь, но и духовная. К сожалению, эти меры недостаточны.

Педагогические меры — это меры, направленные на воспитание людей, в необходимых случаях на исправление и перевоспитание, скажем, осужденных в местах лишения свободы. Особого внимания в этом плане требуют подростки из неблагополучных семей, совершающие мелкие правонарушения и аморальные поступки.

Организационные меры должны заключаться в улучшении организации деятельности предприятий и учреждений, в том числе правоохранительных, повышении их эффективности, чтобы они могли более результативно бороться с правонарушениями и преступлениями в пределах своей компетенции и в силу своих профессиональных обязанностей.

Можно выделить медицинские меры предупреждения преступности, в первую очередь предусмотренные ст. 97—104 Уголовного кодекса РФ. Их применение обязательно в отношении:

— лиц, страдающих психическими расстройствами и склонных к совершению преступлений;

— подростков из неблагополучных семей и ведущих антиобщественный образ жизни. Как показывают выборочные исследования, среди них до 60—70% лиц с различными расстройствами психической деятельности;

— лиц, ведущих бездомное существование. Среди них велика доля алкоголиков;

— лиц, ранее судимых, страдающих туберкулезом. Большинство из них отбывали наказание в местах лишения свободы, многие утратили родственные связи, не имеют крыши над головой; трудоустроить их достаточно сложно.

Арсенал технических мер предупреждения преступности сейчас чрезвычайно обширен, даже сложилась особая индустрия их производства. Они всеохватны и могут быть применены для охраны жилищ, имущества, безопасности граждан, защиты ценных бумаг и т.д. Однако в России но сравнению с западными странами такие меры применяются реже: во-первых, они достаточно дороги, особенно наиболее эффективные; во-вторых, отсутствует практика их применения, люди не знают, как ими пользоваться, да и просто не думают об этом.

Па любом этапе развития общества (российского тем более) очень важны духовные меры, в том числе религиозного характера, которые поднимают нравственность людей и тем самым могут обеспечивать их надлежащее поведение. Не менее нужны меры по повышению уровня образования и культуры людей, I! том числе и тех, кто отбывает уголовное наказание. В этой связи следует подчеркнуть исключительную роль гуманитарного образования в средней школе.

Все перечисленные меры должны применяться в совокупности, взаимно дополнять друг друга и реализовываться в том случае, когда они необходимы. Слабостью всей отечественной системы борьбы с преступностью является экономия на профилактике преступлений, а, как известно, дешевизна предупредительной работы дает только грошовые результаты, которые не только не полезны, но даже вредны.

Россия сегодня занимает одно из первых мест в мире по уровню преступности, в том числе насильственной. Чтобы изменить это положение, необходимо значительные материальные средства направить именно на профилактику преступлений, чтобы надлежащим образом наладить воспитание и обучение подрастающего поколения, организовать его досуг, обеспечить исправление осужденных в местах лишения свободы и пр., т.е. осуществить общие и специальные меры профилактики преступлений.

Естественно ожидать, что законы, принимаемые в сфере борьбы с преступностью, должны максимально соответствовать ее профилактике. Для этого они должны как минимум отвечать следующим основным равновеликим требованиям: соответствовать социальным реалиям и социальным условиям существования данного общества, его мировоззрению, мировосприятию, традициям; развивать имеющиеся демократические и гуманистические основы правосудия; всемерно содействовать профилактике преступности; максимально опираться на современные достижения науки и техники; обеспечивать справедливое и обоснованное, в соответствии с законом разрешение уголовных дел, удовлетворяя общественное чувство справедливости. Только в этом случае, как представляется, можно говорить о том, что закон действительно «работает» на правосудие, на борьбу с преступностью.

Именно с указанных позиций следует оценивать новый Уголовно-процессуальный кодекс РФ, принятый в весьма сложных условиях па фоне роста преступности. Причем не просто увеличения числа преступлений, но и их значительного усложнения в смысле использования новейших технологий, переплетения разных видов преступности, роста организованной преступности, связанной многими нитями с вполне законопослушными группами и социальными институтами. В настоящее время раскрытие и расследование преступлений, доказывание вины, в том числе в суде, требует самых разнообразных знаний, в частности глубокого проникновения в психологию обвиняемого. Это обстоятельство также крайне важно учитывать при оценке нового уголовно-процессуального законодательства.

Чрезвычайно усложнилась работа по профилактике преступлений. Действовавшие в условиях тоталитарного режима профилактические институты и организации уже давно распались, и сейчас, в кардинально новых условиях жизни, их ни в коем случае не следует восстанавливать в прежнем виде. Они попросту будут безжизненными. Поэтому возникает задача создания принципиально новых организаций, форм, мер и путей предупреждения преступлений. Важную роль здесь, как всегда, должны играть законы, в частности уголовно-процессуальный, профилактическое значение которого трудно переоценить.

В названных аспектах следует освещать как несомненные достоинства нового Уголовно-процессуального кодекса РФ, так и его весьма существенные недостатки и упущения, которые могут иметь далеко идущие последствия для всего российского общества, для его нравственности, состояния законности и правопорядка. Один из его главных недостатков заключается в том, что он защищает права обвиняемого гораздо лучше, чем потерпевшего.

К примеру, защитная речь известного русского адвоката XIX в. П. А. Александрова в речи на процессе Засулич — образец краснобайства и пустозвонства, перемешанная с кощунством и даже богохульством. Оказалось, что «суд правый» состоит в оправдании тех, кто убивает своих соблазнителей, изменивших им мужчин и даже соперниц. Оказывается, что как раз такой суд является откликом «суда божественного», хотя мы все прекрасно знаем, что христианство решительно осуждает насилие и тем более убийство, признавая его тягчайшим грехом, которому нет ни оправдания, ни прощения.

Поклонников и последователей Александрова и сейчас достаточно много. Они в различных обличиях, особенно часто «борцов» за свободу своего народа и чистоту своей религии, убивают, похищают, взрывают во славу идеи. Не потому ли российские судьи так «ласковы» с террористами? Не потому ли так часто переиздают речь Александрова? Общий вывод относительно профилактической роли суда присяжных может быть только отрицательным: этот суд не способен служить действенным инструментом предупреждения преступности, поскольку не в состоянии квалифицированно и объективно принимать решения по уголовным делам.

Между тем возможности суда присяжных новый Уголовно-процессуальный кодекс РФ расширяет и углубляет. В этой части уголовная политика России должна быть скорректирована. Суд не должен выглядеть в глазах преступников и им сочувствующих лазейкой для того, чтобы избежать ответственности и заслуженного наказания. Мы не вправе забывать, что в демократическом обществе профилактическая значимость суда очень велика.

Единственная, но не главная функция суда — обязанность судить. Уголовно-процессуальный кодекс РФ ниспровергает это проверенное веками положение, наделив суды совсем не свойственными им обязанностями давать санкции на арест и проведение ряда оперативно-розыскных мероприятий. Авторы этих нововведений, можно полагать, совсем не знают практики и не учитывают те социально-психологические явления и процессы, которые возникают в сфере применения уголовного закона, в формальных и неформальных сферах уголовного процесса. Вообще игнорирование психологических аспектов — клеймо всей отечественной юридической жизни, доставшееся от советских времен. Что происходило, когда следователь обращался к прокурору за санкцией на арест? Прокурор, чтобы не подвести сам себя, тщательнейшим образом изучал материалы уголовного дела, чтобы убедиться в том, что достаточно доказательств вины данного обвиняемого. Иными словами, он брал на себя функции суда — на психологическом, конечно, уровне, т.е. убеждался, что это лицо виновно. Иначе он санкцию не давал. В дальнейшем вес эти вопросы решает уже суд, но на другом уровне, в другом качестве и, главное, независимо от прокурора. Суд может высказать мнение об уголовном деле или виновности обвиняемого иное, чем следователь или прокурор. Следует заметить, что они принадлежат к разным правоохранительным ведомствам и поэтому общими ведомственными интересами не связаны.

Согласно Уголовно-процессуальному кодексу РФ суд должен давать санкцию на арест, т.е. еще до полного и объективного рассмотрения всех обстоятельств дела фактически решать вопрос о виновности (невиновности) обвиняемого. Если санкция дается, то речь, конечно, идет о признании виновности не юридически, а фактически, психологически, однако это связывает тот суд, который затем будет рассматривать уголовное дело в целом. Иначе и не может быть, поскольку все судьи из одного ведомства работают вместе, обычно в одном здании, постоянно общаются друг с другом, объединены общими интересами и заботами, т.е. психологически взаимозависимы. В таких условиях трудно ожидать объективности разрешения уголовных дел, причем и в тех случаях, если в санкции на арест судом отказано.

Аналогичные ситуации будут складываться и тогда, когда суд будет давать санкции на проведение оперативно-розыскных мероприятий, что вполне мог бы осуществлять прокурор.

Суд — высшая инстанция, и не следует его опускать до уровня участника оперативно-розыскной деятельности.

Сторонники этих (и некоторых других) нововведений в нашем уголовно-процессуальном законодательстве обосновывают их целесообразность и полезность тем, что по таким или примерно таким правилам осуществляется правосудие в западных странах. Однако представляется, что слепое копирование чужого опыта достаточно унизительно. К тому же никто не доказал, что упомянутый опыт — самый совершенный. Еще раз: суд должен судить, а не соучаствовать в слежке, ибо, соучаствуя в слежке, он перестает быть судом. Смешение оперативно-розыскных, следственных и судебных функций представляет собой угрозу цивилизации, пусть даже в отдаленном будущем. Если решительно изобличается взятие следствием на себя функции суда, то не следует хранить молчание и по поводу обратного процесса, когда суд берег на себя обязанности следствия.

Таким образом, в настоящем параграфе рассмотрены лишь те моменты, которые являются наиболее спорными в новом законе об уголовном процессе. Тем не менее Уголовно-процессуальный кодекс РФ обладает и рядом достоинств, хотя в целом все же иллюстрирует собой одностороннее понимание гуманизации уголовной политики и защиты прав человека. Такая политика сейчас реализуется в ущерб интересам потерпевших и всего правопорядка в целом, существенно затрудняя профилактику преступности.

Общие меры предупреждения преступности

Мы рассмотрели такие меры профилактики, которые называются специальными. Они имеют своей целью непосредственное воздействие на лиц, склонных к правонарушениям, или на ситуацию, которая им способствует. Но из всего предыдущего изложения видно, что более глубокие причины

преступности лежат не в сфере планировки двора или устройства уличного освещения, а в области экономики, политики, социальной и духовной жизни общества. Меры, которые направлены на оптимизацию всей жизни народа, именуются общими мерами предупреждения преступности. К ним мы теперь и перейдем.

Прежде всего надо заметить, что общие меры не имеют своей прямой задачей воздействие на преступность и преступников. Их цель — улучшение жизни населения во всех названных областях. Но преступность, как известно, — это «оборотная сторона медали»; там, где есть бедность и богатство, есть и порок, и несчастье. Борясь за улучшение жизни людей, мы устраняем коренные причины правонарушений, лишаем криминальную деятельность ее основы, уменьшаем контингент людей, готовых совершить свое первое преступление, понижаем и цифру рецидива.

Общие меры предупреждения преступности проводятся в стране в целом, в регионе, в отрасли хозяйства, на отдельном предприятии. Они имеют социально-экономический, политический, правовой, культурный характер. Эти меры влияют на самые начальные, исходные элементы механизма преступного поведения: потребности, интересы, мотивы поведения людей, они воздействуют на формирование личности и на общественную психологию населения.

Остановимся прежде всего на социально-экономических мерах. Мы уже видели, что кризисное состояние российской экономики самым губительным образом сказывается на состоянии правопорядка в стране. Поэтому основным и главным направлением оздоровления криминогенной обстановки является, конечно, преодоление экономического кризиса.

В числе мер, направленных к этой цели, надо назвать проведение социальных реформ, которые улучшили бы положение наиболее нуждающихся слоев населения. Надо не на словах, а на деле обеспечить выравнивание имеющегося разрыва в доходах богатой и бедной частей населения — разрыва, достигающего, как известно, 12-14-кратной величины. Не меньшее значение имеет снижение показателей безработицы в стране.

Социальные программы, нацеленные на поддержку малоимущих, пенсионеров, женщин, детей, молодежи, должны иметь приоритетное значение в обществе, которое, как можно судить по высказываниям наших политических деятелей, ставит во главу угла заботу о человеке. Понятно, что если путем реализации таких программ общество сможет хоть в какой-то части уменьшить число нуждающихся, оно тем самым снизит и количество правонарушителей, совершающих корыстные преступления из-за недостатка средств к существованию, число брошенных детей, число алкоголиков и лиц без определенного места жительства.

Я уж не говорю о том, что первоочередной мерой должна быть ликвидация недопустимого положения с регулярной невыплатой заработной платы многим категориям трудящихся. Ведь это прямая дорога либо к нищенству, либо к воровству, которое сильно возросло в тех слоях населения, где раньше почти не встречалось (так называемые бюджетники).

В области экономики требуется также решительное наведение порядка в финансовой, налоговой, кредитной, внешнеэкономической, таможенной политике. Только что я упоминал о бедных людях, но вспомним о том, что большое число преступлений совершают и богатые. А главное — их преступления несравнимы по масштабам, по размерам полученной прибыли и, соответственно, по объему ущерба, причиненного обществу. Преступления богатых людей вырастают из экономического хаоса, который принес с собой переходный период, из бесконтрольности финансовых сделок и безнаказанности всякого рода махинаций. Государство ослабило или вовсе отменило контроль за многими экономическими процессами, исходя из ложного представления о том, будто бы свободный рынок сам собой все урегулирует. В результате мы посеяли анархию в сферах производства и распределения, которая на руку преступникам и больно бьет по благосостоянию честных граждан.

В сфере экономики необходимо умело сочетать свободу предпринимательства с государственным контролем за хозяйственной и особенно финансовой деятельностью. Как неоднократно отмечалось в печати, государство должно установить экономические «правила игры», не менять их от случая к случаю и не делать исключений для тех или иных лиц или организаций. Одна из центральных задач государства — поддержка честного бизнеса. Надо добиться такого положения, при котором честная предпринимательская деятельность будет более выгодна экономически и более безопасна физически, чем любое преступное занятие. А это положение может быть достигнуто только или главным образом экономическими средствами, в том числе разумным налогообложением.

В государственно-политической сфере общепрофилактические меры состоят главным образом в укреплении государственной власти в масштабах всей страны. Речь при этом идет об укреплении власти не авторитарным, диктаторским, а демократическим путем. Сильная государственная власть под контролем общественности в состоянии поставить надежные барьеры на пути преступности — экономические, политические, административные. Конкретизируя эту мысль, можно указать на следующие направления укрепления российской государственности:

а) оптимальное решение федеративных, межрегиональных и межнациональных проблем. Все еще фактически не ликвидирована так называемая «война законов», при которой некоторые региональные лидеры игнорируют законодательство Федерации, издают свои акты, с ним расходящиеся и противоречащие Конституции. Необходимо упорядочить отношения центра и мест, сильно подорванные «парадом суверенитетов» 90-х годов и особенно чеченской войной. Без стройной системы федеративных отношений и борьба с преступностью в масштабах страны невозможна, потому что преступные «авторитеты» будут продолжать искать и получать опору у местных лидеров, как это и происходит в последнее время в ряде регионов страны;

б) упорядочение взаимоотношений трех ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной. Известно, что в любой стране между учреждениями и должностными лицами самых высоких уровней могут возникать и периодически возникают конфликты и разногласия, но дело заключается в том, что в цивилизованном, демократическом обществе эти конфликты не дезорганизуют государственную деятельность и, как правило, разрешаются спокойным образом, с помощью тех или иных согласительных механизмов и процедур. У нас пока что таких механизмов нет или они слабы. А нарушение взаимодействия властей лишь на руку преступным элементам, рвущимся во власть и использующим любое разногласие для достижения своих целей;

в) важнейшая мера профилактического характера в масштабе страны -борьба с коррупцией в государственном аппарате. Пока эта задача не будет разрешена, нельзя рассчитывать на серьезный успех в преодолении корыстной и особенно — организованной преступности. Сращивание преступных элементов с чиновничеством — питательная почва для криминализации самых различных сфер жизни и деятельности: экономики, политики, финансов, промышленности, торговли, международных связей. Борьба за чистоту кадров государственного аппарата предполагает создание продуманной системы подготовки, подбора, аттестации и смены государственных служащих, с тем чтобы в этой системе работали не случайные люди, а профессионалы, наделенные чувствами ответственности и долга;

г) укрепление правоохранительной системы. Известно, что эта система не справляется с теми задачами, которые перед нею поставила жизнь в переходный период: надежная защита прав граждан; эффективная борьба с преступностью; содействие экономической стабилизации и развитию страны. На повестке дня принятие ряда законов, в том числе Налогового кодекса, Уголовно-процессуального и Административного кодексов, а также ряда актов финансового, банковского, пенсионного и других отраслей законодательства.

Наряду с этим требуется существенное расширение и улучшение подготовки юридических кадров, а также распространение правовых знаний среди населения. Хотя бы начальная, элементарная юридическая грамотность — это определенная гарантия против произвола чиновников, мошеннических действий жуликов, предпринимателей, против ошибок в решении своих жилищных, семейных, наследственных, трудовых дел. Строя правовое государство, мы должны каждого гражданина сделать юридически защищенным, а для этого неплохо, если и он сам будет знать свои права и обязанности, уметь грамотно отстаивать свои законные интересы.

Смотрите так же:

  • Пособие для сирот сумма Пенсия детям сиротам — порядок и условия получения Начисление пенсионных выплат происходит после того, как гражданин достиг определенного возраста, в соответствии с которым он получает статус пенсионера. Помимо этого, на пенсию и льготы могут рассчитывать инвалиды и дети, которые лишились кормильца. Существуют основные законы, которые […]
  • Как оформить пенсионное ребенку Как получить СНИЛС для ребенка в МФЦ? Поделится в соц. сетях: Наличие детского пенсионного свидетельства СНИЛС позволяет пользоваться многими социальными услугами, предусмотренными государственными программами. Получить документ можно в Пенсионном фонде, многофункциональном центре и даже ЗАГСЕ. Каков порядок получения СНИЛС на ребенка […]
  • Ходатайство о месте в садике Как попасть в детский сад досрочно? Мы в очереди в дет сад 24 нам 2 года, можно досрочно попасть в дет сад и какие должны быть причины Ответы юристов (1) Прилагаю разъяснения из ПС Консультант + о порядке получения места в детском саду, в том числе и на льготных основаниях. «Электронный журнал „Азбука права“, 31.08.2016КАК ПОЛУЧИТЬ […]
  • Транспортный налог в других странах Транспортный налог за рубежом Вы можете задать интересующие вас вопросы по теме представленной статьи, оставив свой комментарий внизу страницы. Вам ответит заместитель генерального директора автошколы «Мустанг» по учебной работе Преподаватель высшей школы, кандидат технических наук Кузнецов Юрий Александрович Транспортный […]
  • Спецрежимы налог на имущество Чтобы не платить налог на имущество, ИП на спецрежиме должен подать заявление на льготу В главы 28, 31 и 32 Налогового кодекса внесены изменения, исключившие обязанность представления физическими лицами документов, подтверждающих их право на налоговые льготы по имущественным налогам. Они подают только заявление на льготу (письмо ФНС […]
  • Отличие докладной и служебной записки Докладные, служебные, пояснительные, объяснительные записки, справки Докладная записка – документ, который составляется работником организации, адресуется руководителю организации (структурного подразделения) и содержит четкое изложение какого-либо вопроса с предложениями и выводами составителя.Докладная записка составляется для […]