Налог на прибыль вычеты

Оглавление:

Минфин России разъяснил порядок применения инвестиционного налогового вычета в рамках налога на прибыль организаций

Если налогоплательщик воспользовался правом на применение инвестиционного налогового вычета в отношении объектов основных средств в части их первоначальной стоимости, сформированной за счет расходов, понесенных на приобретение, создание, сооружение, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение, то при последующем отказе от этого права налогоплательщик не сможет в отношении таких объектов (соответствующей их первоначальной стоимости) применять положения п. 9 ст. 258 Налогового кодекса и начислять амортизацию. При этом не имеет значения, полностью или частично использован инвестиционный налоговый вычет (письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 23 марта 2018 г. № 03-03-06/1/18609).

Речь идет о новом налоговом вычете – инвестиционном, который начал применяться с 1 января 2018 года. Действие такого вычета рассчитано до 31 декабря 2027 (п. 47 ст. 2, ч. 4 ст. 9, ч. 7 ст. 9 Федерального закона от 27 ноября 2017 г. № 335-ФЗ).

Напомним, в соответствии с п. 1 ст. 286.1 НК РФ налогоплательщик, уплачивающий налог на прибыль по основной ставке, может уменьшить региональную часть налога (авансового платежа) на сумму расходов на приобретение (сооружение, изготовление, доставку и доведение до пригодного для использования состояния), достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение основного средства (абз. 2 п. 1, п. 2 ст. 257 НК РФ). Это возможно, если в субъекте РФ принят соответствующий закон (п. 6 ст. 286.1 НК РФ).

Инвестиционный налоговый вычет текущего налогового (отчетного) периода составляет не более 90% суммы расходов на приобретение, создание, сооружение, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение (за исключением расходов на ликвидацию) основных средств за текущий период. При этом размер вычета не может быть более его предельной величины (п. 2 ст. 286.1 НК РФ).

Воспользовавшись инвестиционным вычетом, налогоплательщик также вправе уменьшить сумму налога, подлежащую зачислению в федеральный бюджет. Согласно п. 3 ст. 286.1 НК РФ сумма налога, зачисляемая в федеральный бюджет, подлежит уменьшению на величину, составляющую 10% суммы расходов на приобретение, создание, сооружение, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение (за исключением расходов на ликвидацию) основных средств.

Нужно ли отражать в учетной политике для целей налогообложения решение об использовании права на применение инвестиционного налогового вычета? Узнайте ответ из «Энциклопедии решений. Налоги и взносы» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Следует учитывать, что налогоплательщик, воспользовавшийся правом на применение инвестиционного налогового вычета в отношении объекта основных средств, не вправе в отношении этого объекта применять амортизацию в соответствии с п. 9 ст. 258 НК РФ (п. 7 ст. 286.1 НК РФ).

Объекты основных средств в части их первоначальной стоимости, сформированной за счет расходов, понесенных в случаях приобретения, создания, сооружения, достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, в отношении которых налогоплательщик использовал право на применение инвестиционного вычета, не подлежат амортизации. Они не подлежат амортизации с учетом особенностей, установленных п. 7 ст. 286.1 НК РФ (подп. 9 п. 2 ст. 256 НК РФ).

Финансисты обращают внимание на то, что НК РФ не содержит положений, запрещающих учет убытков, полученных в предыдущих налоговых периодах, в соответствии со ст. 283 НК РФ в периодах использования права на применение инвестиционного налогового вычета.

Инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль с 2018 года

Инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыльодин из инструментов налоговой экономии. Мы расскажем вам о том, кто и как сможет им воспользоваться, а также для кого он недоступен.

Чьи инвестиции могут обернуться налоговой экономией благодаря ст. 286.1 НК РФ?

С начала 2018 года НК РФ дополнился ст. 286.1 «Инвестиционный налоговый вычет» (закон от 27.11.2017 № 335-ФЗ). Прежде чем рассказать вам обинвестиционном налоговом вычете по налогу на прибыль (ИВ), предлагаем решить небольшую задачу.

ООО «Таежный край», ПАО «Натурпродукты», ИП Колесников И. А. и ООО «Витязь» планируют инвестировать в 2018 году крупные суммы в имущество своих фирм.

Исходные данные представлены в таблице:


Вопрос: Кто из указанных фирм может воспользоваться ИВ?

б) только ООО «Таежный край»;

в) ООО «Таежный край», ПАО «Натурпродукт», ИП Колесников И. А.;

Прежде чем вы узнаете правильный ответ, ознакомьтесь со следующей информацией:


Теперь вы можете проверить свои догадки — правильный ответ «г» (никто). ООО «Витязь» и ИП Колесников И. А. отпадают сразу — оба не платят налог на прибыль, поэтому и ИВ применять не могут. Остальные фирмы, хоть и платят этот налог, инвестиции планируют сделать в имущество, не относящееся к 3–7-й амортизационным группам, что нарушает одно из условий применения ИВ. Кроме того, ПАО «Натурпродукты» является участником особой экономической зоны — только этот статус уже лишает его возможности применять ИВ.

Далее узнайте об отдельных нюансах применения ст. 286.1 НК РФ.

Полномочия регионов по ст. 286.1 НК РФ

У региональных властей в отношении ИВ широкие полномочия. Компания сможет воспользоваться ИВ в том случае, если:

  • в регионе ее нахождения принят закон, устанавливающий право на ИВ;
  • компания не входит в категорию налогоплательщиков, в отношении которых в указанном законе ограничено право на ИВ (при наличии таких ограничений).
  • Кроме того, региональным властям предоставлена возможность:

  • конкретизировать категории основных средств, в отношении которых предоставляется или не предоставляется ИВ;
  • утвердить свою величину ИВ (в рамках норм, установленных в ст. 286.1 НК РФ);
  • запретить или разрешить перенос остатка ИВ на последующие налоговые периоды;
  • установить другие условия и ограничения (к примеру, свою длительность периода, по истечении которого можно снова применять ИВ после отказа от него).
  • Когда региональные законы могут влиять на обязанности налогоплательщиков и/или размеры налоговых обязательств, узнайте здесь.

    Отдельным категориям налогоплательщиков ИВ не доступен вне зависимости от регионального законодательства. «Запретительный» перечень указан в п. 11 ст. 286.1 НК РФ. Если вы найдете себя в нем, можете не утруждаться изучением регионального закона об ИВ — права на вычет вы лишены. Кто попал в этот список, узнайте далее.

    Ограничения по вычету

    В п. 11 ст. 286.11 НК РФ установлен закрытый перечень компаний, не имеющих права на применение ИВ:

    Кроме того, невозможно уменьшить на ИВ налог на прибыль, исчисленный в отношении КГН (консолидированной группы налогоплательщиков) (п. 10 ст. 286.1 НК РФ).

    Применяя ИВ, вам необходимо учесть, что (п.7 ст. 286.1 НК РФ):

  • те основные средства, в отношении которых вы применили ИВ, не подлежат амортизации (запрет распространяется на ту часть первоначальной стоимости, которая образована из расходов, включенных в ИВ);
  • нельзя включать в текущие расходы амортизационную премию.
  • Не забывайте и о временно́м ограничении — предусмотрено, что ст. 286.1 НК РФ будет действовать только в течение 10 лет: до 31.12.2027 (п. 7 ст. 9 закона «О внесении изменений в НК РФ» от 27.11.2017 № 335-ФЗ).

    О каких еще ограничениях не стоит забывать, узнайте из наших публикаций:

    Алгоритм определения инвестиционного вычета

    По п. 2 ст. 286.1 НК РФ:


    Размер ИВ текущего периода не может превышать предельной величины, представляющей собой разницу двух показателей (п. 2 ст. 286.1 НК РФ):


    Обе величины определяются без учета ИВ.

    При этом подлежащий зачислению в федеральный бюджет налог на прибыль уменьшается на величину, равную 10% от суммы расходов, формирующих первоначальную стоимость основного средства и/или расходов на достройку, дооборудование, модернизацию имущества.

    Допустимо снижение налога (в результате такого уменьшения) до нулевого значения.

    Когда еще необходимо учесть предельные показатели, узнайте из наших материалов:

    Инвестиционный налоговый вычет — 2018 представляет собой уменьшающую налог на прибыль (или авансы по прибыли) сумму, состоящую из расходов на приобретение и/или модернизацию основных средств.

    Им могут воспользоваться плательщики налога на прибыль в течение 10 лет при условии, что возможность применения вычета предусмотрена законодательным актом региона.

    Вычет не доступен определенной категории налогоплательщиков по перечню из п. 11 ст. 286.1 НК РФ.

    Инвестиционный налоговый вычет 2018

    Актуально на: 14 декабря 2017 г.

    Инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль – это новшество в законодательстве, которое вступает в силу с 01.01.2018 и будет действовать по 31.12.2027 включительно (Федеральный закон от 27.11.2017 № 335-ФЗ ). Вычет представляет собой стоимость приобретения объектов основных средств (ОС), а также затрат на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение ОС. Этот вычет уменьшает не налоговую базу по налогу на прибыль, а сам исчисленный налог, который перечисляется в федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ. Подробнее об особенностях применения «прибыльного» инвестиционного налогового вычета расскажем в нашем материале.

    «Прибыльный» инвестиционный вычет: когда применяется?

    Для применения инвестиционного вычета по налогу на прибыль необходимо выполнение следующих условий:

  • на территории субъекта РФ, где расположена организация или ее обособленное подразделение принят закон, устанавливающий инвестиционный налоговый вычет (п. 6 ст. 286.1 НК РФ);
  • с 01.01.2018 плательщик налога на прибыль ввел в эксплуатацию объекты ОС или для уже введенных в эксплуатацию объектов изменил их стоимость в результате достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, и такие объекты относятся к III-VII амортизационным группам, т. е. срок их полезного использования – свыше 3 до 20 лет включительно. Естественно, объекты ОС должны быть учтены на балансе самой организации или ее обособленного подразделения, расположенных в субъекте РФ, где закон об инвестиционном вычете принят (п.п. 4,5 ст. 286.1 НК РФ);
  • в Учетной политике организации в целях налогообложения закреплено решение об использовании права на применение инвестиционного налогового вычета (п. 8 ст. 286.1 НК РФ).
  • Если организация решила использовать инвестиционный вычет по объектам ОС, списать на расходы амортизацию по ним будет нельзя. Аналогично, не получится учесть через амортизацию и затраты по реконструкции, модернизации и прочим улучшениям объектов ОС.

    Применение вычета: ко всем объектам или по выбору?

    Если организация приняла решение использовать инвестиционный налоговый вычет, применяться он должен ко всем объектам, удовлетворяющим условиям применения вычета (п. 8 ст. 286.1 НК РФ). Напомним, что объекты должны относиться к III-VII амортизационным группам; должны быть введены в эксплуатацию с 01.01.2018 или расходы по реконструкции, модернизации и т.д. должны быть произведены после этой даты; в соответствующем субъекте РФ вычет установлен; решение о применении вычета зафиксировано в Учетной политике в целях налогообложения.

    При этом принятое в текущем году решение об использовании вычета применяется с 1 января следующего года. Если организация приняла решение использовать вычет или отказаться от него, изменить свое решение она сможет не ранее, чем по истечении 3 лет.

    Таким образом, организации, которые решат использовать инвестиционный налоговый вычет с 2018 году либо захотят зафиксировать отказ от этого права, должны внести изменения в свою Учетную политику не позднее 31.12.2017.

    Рассчитываем вычет из налога на прибыль

    Приведем общий порядок применения инвестиционного налогового вычета в соответствии со ст. 286.1 НК РФ.

    На инвестиционный налоговый вычет уменьшается налог на прибыль, зачисляемый в бюджет субъекта РФ и федеральный бюджет.

    Максимальная сумма, на которую можно уменьшить региональный налог, составляет 90% от расходов на приобретение объектов ОС, а также расходов на модернизацию, реконструкцию и иные улучшения ОС.

    Но уменьшить весь региональный налог нельзя. При уменьшении налога на инвестиционный вычет минимальный налог, который должен быть уплачен в бюджет, составляет 5% от налоговой базы по налогу на прибыль.

    А величина налога, на которую можно уменьшить федеральный налог, составляет 10% от

    от расходов на приобретение объектов ОС, а также расходов на модернизацию, реконструкцию и иные улучшения ОС. При этом минимальный налог, который должен быть уплачен в федеральный бюджет, НК РФ не устанавливает. Это означает, что в результате применения инвестиционного налогового вычета федеральный налог может быть уменьшен до нуля.

    При этом важно помнить, что закон конкретного субъекта РФ, вводящего на своей территории инвестиционный налоговый вычет, может предусматривать (п. 6 ст. 286.1 НК РФ):

  • иной размер налогового вычета, но не более 90%;
  • конкретные категории налогоплательщиков, которым вычет положен или не разрешается;
  • определенные категории объектов ОС, по которым вычет предоставляется или, наоборот, не положен;
  • запрет на перенос не использованного в отчетном (налоговом) периоде инвестиционного вычета на следующие периоды (п. 9 ст. 286.1 НК РФ).
  • Кроме того, необходимо учитывать, что применять вычет, скажем, только к региональной части налога, а федеральную платить полностью, нельзя. Если право на вычет используется, уменьшать нужно как федеральную, так и региональную части налога на прибыль.

    Кто не вправе применять инвестиционный налоговый вычет

    Даже если ваши ОС-расходы соответствуют условиям применения вычета, а в соответствующем субъекте принят необходимый закон, воспользоваться инвестиционным налоговым вычетом не смогут такие организации, как (п. 11 ст. 286.1 НК РФ):

  • участники региональных инвестиционных проектов;
  • резиденты особых экономических зон;
  • участники свободной экономической зоны;
  • организации, занятые добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении;
  • резиденты территории опережающего социально-экономического развития;
  • резиденты свободного порта Владивосток;
  • организации-«сколковцы»;
  • иностранные организации, которые признаны налоговыми резидентами РФ.
  • Кроме того, инвестиционный налоговый вычет не применяется консолидированной группой налогоплательщиков (п. 10 ст. 286.1 НК РФ).

    Особенности выбытия «объекта с вычетом»

    Если объект ОС, по которому организация применила инвестиционный налоговый вычет, выбывает (например, продается), а срок его полезного использования еще не истек, организации придется рассчитать сэкономленный из-за использования вычета налог и уплатить его вместе с пенями (п. 12 ст. 286.1 НК РФ). Зато на первоначальную стоимость проданного объекта ОС можно будет уменьшить доходы от его реализации (пп. 4 п. 1 ст. 268 НК РФ).

    Пример использования инвестиционного налогового вычета

    В Учетной политике организации в целях налогообложения закреплено право на применение инвестиционного налогового вычета. При этом в законе субъекта РФ установлены общие правила применения инвестиционного налогового вычета в соответствии со ст. 286.1 НК РФ. Региональная ставка налога на прибыль – 17%.

    18.01.2018 организация ввела в эксплуатацию объект ОС первоначальной стоимостью 1 525 000 рублей и включила его в IV амортизационную группу. За 1-ый квартал 2018 года налоговая база организации (без учета стоимости объекта ОС) составила 8 300 000 рублей.

    Представим по шагам порядок определения суммы налогового вычета, который организация может применить в 1-ом квартале 2018 года:

    Шаг 1. 90% от расходов на приобретение объекта ОС составляют 1 372 500 рублей (1 525 000 рублей * 90%)

    Шаг 2. Определяем условный минимальный налог, который должен быть уплачен в бюджет субъекта РФ, исходя из ставки 5%:

    8 300 000 рублей * 5% = 415 000 рублей

    Шаг 3. Определяем расчетную сумму налога, которая была бы уплачена в бюджет, если бы вычет не применялся:

    8 300 000 рублей * 17% = 1 411 000 рублей

    Шаг 4. Определяем разницу между минимальным и расчетным налогами:

    1 411 000 рублей – 415 000 рублей = 996 000 рублей

    Таким образом, именно на 996 000 рублей может быть уменьшен налог в бюджет субъекта РФ за 1-ый квартал 2018 года. И в результате применения инвестиционного налогового вычета будет перечислен налог в размере 415 000 рублей (8 300 000 рублей * 17% — 996 000 рублей).

    Соответственно на следующие отчетные (налоговые) периоды будет перенесен налоговый вычет в размере 376 500 рублей (1 372 500 рублей – 996 000 рублей).

    Что касается платежа в федеральный бюджет, то по нему величина налога будет рассчитываться так:

    Шаг 5. Определяем максимальную сумму налога, на которую можно уменьшить федеральную часть налога:

    1 525 000 рублей * 10% = 152 500 рублей

    Шаг 6. Рассчитываем налог, который пришлось бы уплатить в федеральный бюджет без учета инвестиционного вычета:

    8 300 000 рублей * 3% = 249 000 рублей

    Поскольку ограничений на уменьшение федеральной части налога при применении инвестиционного налогового вычета нет, в федеральный бюджет по итогам квартала нужно будет заплатить лишь 96 500 рублей (249 000 рублей – 152 500 рублей).

    Налог на прибыль в 2018 году: инвестиционный вычет, состав безнадежной задолженности, резерв по сомнительным долгам и другие новшества

    На днях принят Федеральный закон от 27.11.17 № 335-ФЗ, который внес огромное количество поправок в первую и вторую части Налогового кодекса. Большинство значимых нововведений вступит в силу с 1 января 2018 года. В сегодняшней статье мы рассмотрим изменения по налогу на прибыль. Среди них — появление инвестиционного вычета, который позволит компаниям единовременно учесть в расходах до 90 процентов стоимости основных средств и затрат на их модернизацию. Также к важным новшествам можно отнести увеличение списка долгов, признаваемых безнадежными, и уточнения в правилах формирования резерва по сомнительным долгам. Следующие статьи будут посвящены другим поправкам, утвержденным Федеральным законом № 335-ФЗ

    Инвестиционный налоговый вычет

    Что такое инвестиционный вычет

    С января 2018 года в главе 25 НК РФ появится новая статья 286.1 под названием «Инвестиционный налоговый вычет». Срок действия данной статьи ограничен: она утратит силу через 10 лет, 1 января 2028 года (пункт 7 статьи 9 комментируемого закона).

    Согласно статье 286.1 НК РФ инвестиционный вычет по налогу на прибыль — это величина, на которую налогоплательщик при соблюдении ряда условий может уменьшать сумму налога на прибыль и (или) сумму авансового платежа по данному налогу. Данная величина складывается из расходов на приобретение, сооружение или модернизацию основных средств (подробнее о механизме вычета расскажем ниже).

    Уменьшению подлежит не весь налог или авансовый платеж, а лишь та его часть, которая зачисляется в региональный бюджет. Существует еще одно ограничение — уменьшению подлежит только налог, начисленный по ставке 20 процентов. Добавим, что инвестиционный вычет не применяется при исчислении налога на прибыль в отношении консолидированной группы налогоплательщиков (п. 10 ст. 286.1 НК РФ).

    Кто вправе получить инвестиционный вычет

    Право на инвестиционный вычет по налогу на прибыль устанавливается законодательными органами субъектов РФ. То есть воспользоваться вычетом может компания или ее обособленное подразделение, если оно находится в регионе, где право на вычет установлено. Каждый субъект РФ праве ограничить право на данный вычет для отдельных категорий налогоплательщиков (п. 6 ст. 286.1 НК РФ).

    Обратите внимание: применение инвестиционного вычета является добровольным. Это значит, что компания, у которой по закону есть право на вычет, пользоваться этим правом не обязана.

    Кто не вправе применить инвестиционный вычет

    В пункте 11 статьи 286.1 НК РФ перечислены категории налогоплательщиков, которые лишены права на инвестиционный вычет независимо от принадлежности к субъекту РФ. Это участники региональных инвестиционных проектов, свободных экономических зон, резиденты особых экономических зон и участники особой экономической зоны в Магаданской области. Кроме того, это организации, осуществляющие деятельность, связанную с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья. Также запрет действует в отношении резидентов территории опережающего социально-экономического развития и резидентов свободного порта Владивосток, участников проекта «Сколково» и иностранных компаний-налоговых резидентов РФ.

    Как долго действует право на инвестиционный вычет

    Если организация приняла решение использовать право на инвестиционный вычет, она должна отразить его в своей учетной политике.

    Тогда применять вычет можно с начала очередного налогового периода, то есть с 1 января. Отказаться от права на вычет разрешено не ранее, чем по истечении трех последовательных налоговых периодов (либо другого отрезка времени, утвержденного в регионе). После отказа право на вычет можно получить снова, но не ранее, чем по истечении трех последовательных налоговых периодов (либо другого отрезка времени, утвержденного в регионе).

    Какие основные средства подпадают под инвестиционный вычет

    Инвестиционный вычет можно применять только в отношении основных средств, отнесенных к третьей-седьмой амортизационной группе. Каждый субъект Российской Федерации вправе утвердить отдельные категории объектов, для которых инвестиционный вычет применяется, либо не применяется (п. 6 ст. 286.1 НК РФ). Если компания воспользовалась вычетом, она должна применять его ко всем без исключения объектам, на которые данное право распространяется (п. 8 ст. 286.1 НК РФ).

    Чему равна сумма инвестиционного вычета

    Инвестиционный налоговый вычет текущего периода составляет не более чем 90% от расходов данного периода, из которых складывается первоначальная стоимость основного средства. Если же объект ОС был реконструирован, модернизирован, достроен, дооборудован или технически перевооружен, то инвестиционный вычет составляет не более чем 90% от расходов на такие операции.

    Сумма инвестиционного вычета текущего периода должна укладываться в лимит, который представляет собой разницу двух величин. Первая величина — это часть налога на прибыль, зачисляемая в региональный бюджет и рассчитанная исходя из ставки 20 процентов. Вторая величина — это часть налога на прибыль, зачисляемая в региональный бюджет и рассчитанная исходя из ставки 5% (либо другого значения, утвержденного в регионе). И первая, и вторая величины определяются без учета инвестиционного вычета (п. 2 ст. 286.1 НК РФ).

    Каждый субъект РФ вправе утвердить собственную величину инвестиционного вычета. Главное, чтобы региональное значение не нарушало лимит и не превышало 90% указанных выше расходов (п. 6 ст. 286.1 НК РФ).

    В каком периоде применяется вычет

    Инвестиционный вычет нужно применять в том периоде, когда основное средство введено в эксплуатацию, либо когда его первоначальная стоимость изменена из-за реконструкции, модернизации, достройки, дооборудования или технического перевооружения. Если в текущем периоде величина лимита оказалась превышенной, остаток вычета в общем случае допустимо перенести на последующие периоды. Правда, такой перенос может быть запрещен региональным законом (п. 9 ст. 286.1 НК РФ).

    Важная деталь: если в отношении объекта применялся инвестиционный вычет, то затраты на его приобретение, создание, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение нельзя учесть при налогообложении прибыли. Об этом прямо говорится во вновь созданном подпункте 5.1 статьи 270 НКРФ (действует с 1 января 2018 года до 31 декабря 2027 года).

    Запрет на амортизацию и амортизационную премию

    Объект, в отношении которого был применен инвестиционный вычет, не подлежит амортизации. Но данный запрет распространяется только на ту часть первоначальной стоимости, которая сформирована за счет расходов, включенных в инвестиционный вычет.

    Под запретом находится и амортизационная премия. Проще говоря, инвестиционный вычет лишает компанию прав включить в текущие расходы 10% (в отдельных случаях — 30%) первоначальной стоимости ОС или расходов на его модернизацию, реконструкцию и проч. (п. 7 ст. 286.1 НК РФ).

    Порядок действий при продаже основного средства

    Не исключено, что компания, применившая инвестиционный вычет в отношении какого-либо объекта ОС, впоследствии продаст этот объект до истечения срока его полезного использования. В таком случае организация должна восстановить налог на прибыль, перечислить его в бюджет и заплатить пени за весь период с момента применения вычета (п. 12 ст. 286.1 НК РФ). Это даст возможность уменьшить доходы от реализации на сумму первоначальной стоимости объекта (вновь созданный подп. 4 п. 1 ст. 268 НК РФ, вступает в силу 1 января 2018 года).

    Уменьшение части налога, зачисляемой в федеральный бюджет

    Согласно пункту 3 статьи 286.1 НК РФ, оставшиеся 10% расходов, включенных в первоначальную стоимость ОС, можно отнести на уменьшение той части налога, которая зачисляется в федеральный бюджет. Это же правило применяется и в отношении 10 процентов расходов на реконструкцию, модернизацию, достройку, дооборудование и техническое перевооружение, Такое уменьшение не является инвестиционным вычетом. Право на данное уменьшение есть лишь у тех, кто воспользовался правом на инвестиционный вычет. Величина налога к уплате, сформированная после такого уменьшения, может быть равна нулю.

    Сомнительная задолженность

    Законодатели уточнили порядок формирования сомнительной задолженности. Новшество относится к ситуации, когда у налогоплательщика и его дебитора есть встречные долги. В действующей редакции пункта 1 статьи 266 НК РФ говорится: сомнительной признается часть дебиторской задолженности, которая превышает встречное обязательство налогоплательщика перед дебитором.

    С января 2018 года появится дополнение для случая, когда у дебитора перед налогоплательщиком сразу несколько задолженностей, и все они возникли в разное время. По новым правилам, налогоплательщику необходимо взять самую раннюю задолженность, уменьшить ее на встречное обязательство перед дебитором, и оставшиеся суммы признать сомнительным долгом. Данный порядок следует впервые применить при формировании резерва по сомнительным долгам по итогам первого отчетного периода 2018 года.

    Признание задолженности безнадежной

    Увеличен перечень долгов, которые признаются нереальными ко взысканию и списываются на внереализационные расходы (либо погашаются за счет резерва по сомнительным долгам). В январе 2018 года и далее к безнадежной задолженности будут относиться долги гражданина-банкрота, которые считаются погашенными и по которым он освобожден от дальнейшего исполнения требований кредиторов. В общем случае это долги, не возвращенные из-за недостаточности имущества гражданина (п. 6 ст. 213.27 Федерального закона от 26.10.12 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

    Другие изменения по налогу на прибыль, утвержденные законом № 335-ФЗ

    Налог на прибыль 2018

    Права на результаты интеллектуальной деятельности, выявленные при инвентаризации, не включаются в доход

    В период с 1 января 2018 по 31 декабря 2019 года можно не признавать для целей налогообложения доходы в виде имущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выявленных при инвентаризации (новый пп. 3.6 п. 1 ст. 251 НК РФ введен Федеральным законом от 18.07.2017 N 166-ФЗ).

    Речь идет о правах на (п. 1 ст. 1225 ГК РФ):

  • произведения науки, литературы и искусства;
  • программы для ЭВМ и базы данных;
  • исполнения и фонограммы;
  • изобретения, полезные модели и промышленные образцы;
  • селекционные достижения;
  • топологии интегральных микросхем;
  • секреты производства (ноу-хау);
  • фирменные наименования;
  • товарные знаки и знаки обслуживания;
  • наименования мест происхождения товаров;
  • коммерческие обозначения.
  • Необлагаемые налогом на прибыль доходы, полученные от акционеров или участников

    Уточнены нормы статьи 251 НК РФ в части необлагаемых налогом на прибыль доходов. Поправки внесены Федеральным законом от 30.09.2017 N 286-ФЗ. Напомним, что в статье 251 НК РФ перечислены виды доходов, не учитываемых при определении налоговой базы.

    С 1 января 2011 года действует подпункт 3.4 пункта 1 статьи 251 НК РФ, исключающий из налогооблагаемой базы доходы в виде имущества, имущественных или неимущественных прав в размере их денежной оценки, которые переданы учредителями обществу или товариществу в целях увеличения чистых активов (ЧА).

    Это относится и к случаю такой передачи путем формирования добавочного капитала и (или) фондов.

    Также данное правило распространяется на определенные случаи увеличения ЧА с одновременным уменьшением либо прекращением обязательства перед соответствующими учредителями, а также на случаи восстановления в составе нераспределенной прибыли невостребованных дивидендов, либо части распределенной прибыли общества (товарищества).

    С 1 января 2018 года в новой редакции подпункта 3.4 пункта 1 статьи 251 НК РФ будет говориться только о доходах в виде не востребованных участниками общества дивидендов либо части распределенной прибыли общества, восстановленных в составе нераспределенной прибыли общества. Такие ситуации, как правило, встречаются у крупных акционерных обществ (АО), которые не имеют достоверных данных о местонахождении, банковских счетах некоторых своих акционеров – физлиц и по этой причине не могут выплатить им дивиденды.

    Взносы участников «переезжают» в новый отдельный подпункт 3.7 пункта 1 статьи 251 НК РФ, но несколько в скорректированном виде. С 2018 года не облагаются налогом доходы в виде имущества, имущественных или неимущественных прав в размере их денежной оценки, которые получены в качестве вклада в имущество хозяйственного общества или товарищества в порядке, установленном гражданским законодательством РФ. То есть, взносы участников (независимо от размера доли в УК), как и ранее, не облагаются налогом на прибыль при условии, что будут оформлены как вклад в имущество общества. Оговорки о чистых активах в НК РФ больше нет.

    Вклад в имущество не связан с увеличением уставного капитала предприятия, он не изменяет долей учредителей (участников).

    Однако, согласно законодательству об ООО, АО, ГК РФ, чтобы оформить вклад в имущество необходимо соблюсти определенную процедуру.

    Например, согласно ст. 27 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» участники общества обязаны, если это предусмотрено уставом общества, по решению общего собрания участников вносить вклады в имущество общества. Вклады в имущество общества вносятся всеми его участниками пропорционально их долям в уставном капитале общества, если иной порядок определения размеров вкладов не предусмотрен уставом общества. Вклады в имущество общества вносятся деньгами, если иное не предусмотрено уставом общества или решением общего собрания участников ООО.

    Особые нормы, регламентирующие внесение вкладов в имущество предусмотрены и для акционерных обществ (ст. 32.2 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах»).

    Таким образом, с 1 января 2018 г. только при соблюдении соответствующей процедуры помощь акционеров (участников) признается в целях налогообложения вкладом в имущество и освобождается от налога на прибыль по подпункту 3.7 пункта 1 статьи 251 НК РФ.

    Например, если один из пяти участников ООО решил подарить обществу основное средство или товарно-материальные ценности (ТМЦ), то в целях освобождения от налогообложения необходимо рассматривать подпункт 11, а не подпункт 3.7 пункта 1 статьи 251 НК РФ.

    Согласно подпункту 11 пункта 1 статьи 251 НК РФ полученное имущество не признается доходом для целей налогообложения при условии, если:

  • получено от физического лица, имеющего долю в уставном капитале ООО более чем 50%;
  • получено от материнской организации с долей в уставном капитале ООО более 50%;
  • получено от дочерней организации (не зарегистрированной в оффшорах), уставной капитал которой состоит более чем на 50% из вклада ООО;
  • в течение одного года со дня его получения указанное имущество (за исключением денежных средств) не передается третьим лицам.
  • То есть безвозмездная помощь, отличная от вкладов в имущество, не образует дохода только при соблюдении ряда условий, в частности, размера доли в УК, владения имуществом не менее 1 года.

    Инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль

    С 1 января 2018 года в главу 25 НК РФ вводится новый вид вычета — «инвестиционный налоговый вычет» (Федеральный закон от 27.11.2017 № 335-ФЗ). Порядок его применения содержится в новой статье 286.1 НК РФ.

    С 2018 года организация сможет уменьшить налог на прибыль (авансовый платеж) на инвестиционный налоговый вычет (расходы на покупку (модернизацию) основных средств 3 – 7 амортизационных групп).

    Указанные расходы можно будет вычитать полностью: до 90% из региональной части, до 10% – из федеральной части налога.

    Но максимальный размер вычета по региональной части налога не может превышать разницы между исчисленной суммой налога без применения вычета и налогом, исчисленным по ставке 5% (если иная ставка не установлена субъектом РФ), т.е. 5% в бюджет субъекта РФ необходимо будет заплатить. Если вычет окажется больше налога, то неиспользованная часть переходит на следующие годы.

    Инвестиционный вычет применяется к налогу, начиная с периода, в котором введен в эксплуатацию объект основных средств (ОС), либо изменена его первоначальная стоимость в результате реконструкции, модернизации.

    Вместе с тем, объекты ОС в отношении которых налогоплательщик использовал инвестиционный вычет в дальнейшем не амортизируются.

    В случае продажи такого имущества после истечения срока его полезного использования доходом будет вся причитающаяся по договору сумма. Если же основное средство реализуется до истечения срока его полезного использования, компании придется восстановить неуплаченный из-за применения вычета налог, а также уплатить пени. При продаже в расходах учитывается первоначальная стоимость такого основного средства.

    Принимая решение об использовании инвестиционного налогового вычета необходимо учесть, что при камеральной проверке декларации налоговый орган вправе требовать пояснения и документы, касающиеся применения вычета (новый п. 8.8 ст. 88 НК РФ). Кроме того, сделки организации, которая применяет вычет, со своим взаимозависимым лицом будут признаваться контролируемыми при превышении доходов по сделкам за календарный год суммы в 60 млн рублей (пп. 9 п. 2 ст. 105.14 НК РФ).

    Новой нормой установлено, что категории налогоплательщиков, имеющих право на налоговый вычет, будут определяться региональным законодательством. Субъекты РФ смогут определять и другие особенности предоставления инвестиционного налогового вычета.

    Уточняются правила расчета сомнительных долгов

    Напомним, что с 1 января 2017 года при расчете размера резерва по сомнительным долгам учитывается встречная кредиторская задолженность перед контрагентом. Если у организации есть встречное обязательство перед задолжавшим ей контрагентом, то сомнительным долгом будет считаться только сумма, превышающая размер этого обязательства (абз. 1 п. 1 ст. 266 НК РФ).

    С 1 января 2018 года в пункте 1 статьи 266 НК РФ будет также прописано, что в целях расчета сомнительного долга при уменьшении дебиторской задолженности на встречную кредиторскую задолженность нужно начинать с самой «старой» «дебиторки».

    Например, у компании есть три задолженности:

  • «дебиторка» сроком возникновения свыше 90 календарных дней — 200 тыс. руб. (резерв формируется на полную сумму);
  • «дебиторка» сроком возникновения свыше 45, но до 90 календарных дней — 100 тыс. руб. (резерв формируется на 50% от этой суммы);
  • встречная «кредиторка» перед тем же контрагентом — 100 тыс. руб.
  • По новым правилам для расчета сомнительного долга организации нужно будет уменьшить «старую» дебиторкую задолженность в 200 тыс. руб. на 100 тыс. руб. Т.е. в сумму резерва будет включен сомнительный долг со сроком возникновения свыше 90 календарных дней в сумме 100 тыс. руб., а также 50% от суммы «дебиторки» сроком возникновения свыше 45, но до 90 календарных дней – 50 тыс. руб.. В 2017 году аналогичные разъяснения давал Минфин РФ (Письмо Минфина России от 20.04.2017 N 03-03-06/1/23835).

    Расходы на НИОКР признаются по новым правилам

    С 1 января 2018г. перечень расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы дополняется новыми видами затрат (Федеральный закон от 18.07.2017г. № 166-ФЗ). К ним отнесены :

  • начисления стимулирующего характера работникам, участвующим в выполнении НИОКР, в т. ч. производственные премии и надбавки к тарифным ставкам и окладам (п. 2 ч. 2 ст. 255, пп. 2 п. 2 ст. 262 НК РФ);
  • страховые взносы, начисленные на зарплату работников, выполняющих НИОКР (пп. 2 п. 2 ст. 262 НК РФ);
  • расходы на приобретение исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы и лицензий на их использование. Эти расходы можно учитывать при налогообложении с 1 января 2018 по 31 декабря 2020 при условии, что приобретенные результаты интеллектуальной деятельности используются исключительно в НИОКР (пп. 3.1 п. 2 ст. 262 НК РФ).
  • Одновременно увеличивается лимит на признание иных расходов, указанных в подпункте 4 пункта 2 статьи 262 НК РФ, связанных с выполнением НИОКР. Лимит составляет не более 75% расходов, указанных в новой редакции подпункте 2 пункта 2 статьи 262 НК РФ. Т.е. норматив зависит не только от расходов на оплату труда , но и от суммы страховых взносов.

    Также уточнен порядок признания расходов на НИОКР по Перечню, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.12.2008 N 988 (далее — Перечень), которые можно признавать при налогообложении с повышающим коэффициентом 1,5 (п. 7 ст. 262 НК РФ).

    Однако с 1 января 2018 года налогоплательщикам предоставлено право включить данные расходы в размере фактических затрат с коэффициентом 1,5:

    • либо в состав прочих расходов с учетом положений пункта 9 статьи 262 НК РФ;
    • либо в первоначальную стоимость амортизируемых НМА, указанных в пункте 9 статьи 262 НК РФ, в порядке, предусмотренном НК РФ.
    • Избранный налогоплательщиком порядок учета указанных расходов отражается в учетной политике для целей налогообложения.

      С 1 января 2018 года нужно по-новому отчитываться перед инспекцией по расходам на НИОКР, признаваемым с применением коэффициента 1,5. Не придется сдавать отчет о выполненных НИОКР, если разместить его в определенной Правительством РФ государственной информационной системе. При представлении декларации по налогу на прибыль нужно будет подать в ИФНС в формате и по утвержденной ФНС форме сведения, подтверждающие размещение отчета и идентифицирующие его в государственной информационной системе (п. 8 ст. 262 НК РФ). Если отчета в системе нет или сведения о нем в инспекцию не поданы, то применить повышающий коэффициент для признания расходов на НИОКР не получится.

      Расширен список объектов для начисления ускоренной амортизации

      На период 2018–2022 годов расширен (за счет объектов водоснабжения и водоотведения) список объектов, для которых может применяться ускоренная амортизация со специальным коэффициентом, но не выше 3 (Федеральный закон от 30.09.2017 N 286-ФЗ).

      Повышающий коэффициент может применяться к объектам, введенным в эксплуатацию после 1 января 2018 года и только в отношении объектов, включенных в соответствующий перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ (пп. 4 п.2 ст. 259.3НК РФ в ред. с 01.01.2018, п.3 ст.5 Федерального закона от 30.09.2017 N 286-ФЗ).

      Если у компании есть такие объекты и она собирается применять повышающий коэффициент при их амортизации, данное право следует закрепить в учетной политике.

      Как видим, изменений достаточно и многие из них положительны для налогоплательщиков. Ну и, как обычно, ждем обновленной формы декларации, учитывающей нововведения.

      Инвествычет по налогу на прибыль

      С 1 января 2018 года для плательщиков налога на прибыль введена дополнительная льгота — возможность применения инвестиционного налогового вычета. О том, что это такое, когда этот вычет выгодно применять и когда от него лучше отказаться, мы поговорим в этой статье.

      НК РФ дополнен новой ст. 286.1, соответствующие поправки внес Федеральный закон от 27.11.2017 № 335-ФЗ.

      Что такое инвестиционный налоговый вычет

      Уникальность инвестиционного налогового вычета (далее — ИНВ, вычет) состоит в том, что впервые в практике налогообложения прибыли законодатель разрешил уменьшать на суммы произведенных налогоплательщиком расходов не налоговую базу, а непосредственно сумму налога, подлежащего уплате. Таким образом, сумму налога можно уменьшить не на 20 % понесенных расходов определенного вида, а на полную сумму таких расходов. Однако есть и некоторые ограничения:

    • не использованную в текущем налоговом периоде сумму ИНВ не всегда можно перенести на будущее;
    • в некоторых случаях всю сумму ранее использованного вычета придется восстановить с доплатой налога и пеней.
    • Условия применения инвестиционного налогового вычета

      Применение ИНВ — это право налогоплательщика, а не обязанность. Для этого нужно включить соответствующее положение в учетную политику для целей налогообложения (п. 8 ст. 286.1 НК РФ). Перечислим основные условия применения вычета.

      1. Вычет применяется в отношении:

    • расходов на приобретение основных средств, их сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором они пригодны для использования;
    • расходов на их достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и т.п.
    • Использованная в норме п. 2 ст. 286.1 НК РФ конструкция «и (или)» позволяет считать, что налогоплательщик может выбрать, применять ли ему ИНВ в отношении только одной из двух перечисленных групп расходов или в отношении расходов всех видов. Однако здесь лучше дождаться официальных разъяснений.

      2. Вычет применяется в отношении всех осуществленных расходов, относящихся к основным средствам, включенным в 3–7-ю амортизационные группы, и в отношении всех основных средств.

      3. Вычет применяется только в случае, если региональным законом введена возможность его использования. При этом субъект РФ может ограничить право применения ИНВ в отношении определенных категорий налогоплательщиков и (или) в отношении определенных категорий основных средств.

      4. Вычет в любом случае не могут применять консолидированные группы налогоплательщиков, а также участники региональных инвестиционных проектов и иные лица, указанные в п. 11 ст. 286.1 НК РФ.

      5. Принятое решение об использовании вычета или об отказе от его использования можно изменить не ранее чем через три года, если региональным законом не установлен иной срок. Отказаться от применения ИНВ ранее установленного срока невозможно.

      Быстро и безошибочно определяйте амортизационную группу в справочнике ОКОФ

      Механизм применения вычета

      Сразу отметим, что «внутри» налогового периода весь расчет фактически выполняется каждый раз заново, так как сумма налога (авансовых платежей) считается нарастающим итогом.

      Шаг 1. Определяем сумму расходов, включаемых в состав вычета

      Эта сумма будет равна сумме расходов на приобретение (сооружение и т.п.) и (или) модернизацию (реконструкцию) и т.п. основных средств, в отношении которых возможно применение ИНВ, за отчетный (налоговый) период. Далее будем называть эту сумму «суммой инвестиционных расходов».

      Шаг 2. Определяем сумму, которая относится на уменьшение «федерального» налога на прибыль

      Эта сумма составляет 10 % величины расходов, определенных в шаге 1, но не более суммы налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет. Разница между суммой, на которую фактически уменьшен налог на прибыль, и 10 % суммы инвестиционных расходов не может быть использована в следующих налоговых периодах.

      Например, сумма инвестиционных расходов организации за 2018 год составила 3 млн ₽. По итогам года налог, подлежащий уплате в федеральный бюджет, определен в сумме 270 тыс. ₽. В этом случае сумма вычета, уменьшающая налог в «федеральной» части, составит лишь 270 тыс. ₽. Вычет в размере 30 тыс. ₽ (3 млн ₽ × 10 % – 270 тыс. ₽) использовать не удастся, эти расходы «пропадут» для налога на прибыль.

      Шаг 3. Определяем предельную сумму вычета для «регионального» налога на прибыль

      Для налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет субъекта РФ, предельная величина вычета определяется так:

      Предельная величина вычета (ПВВ)

      Налог по ставке, установленной НК РФ

      Налог по ставке
      5 %

      Отметим, что субъект РФ при введении инвестиционного налогового вычета может установить иное (отличное от 5 %) значение ставки налога для расчета предельного размера вычета.

      Шаг 4. Определяем сумму вычета, которая относится на уменьшение «регионального» налога на прибыль

      Величина, которая уменьшает налог, подлежащий уплате в бюджет субъекта РФ, составляет 90 % суммы инвестиционных расходов. К этой величине также добавляется сумма вычета (в «региональной» части), перенесенная с прошлых периодов. При этом налог может быть уменьшен не более чем на ПВВ.

      Например, сумма инвестиционных расходов организации за 2018 год составила 5 млн ₽. По итогам года налоговая база составила 30 млн ₽, ПВВ = 30 млн ₽ × 17 % – 30 млн ₽ × 5 % = 3,6 млн ₽. «Региональная часть» ИНВ составит 90 % инвестиционных расходов, то есть 5 млн ₽ × 90 % = 4,5 млн ₽.

      Значит, в 2018 году сумма налога, подлежащая уплате в бюджет субъекта РФ, будет уменьшена на 3,6 млн ₽ и составит 1,5 млн ₽ (30 млн₽ × 17 % – 3,6 млн ₽). Остаток «регионального вычета» в сумме 4,5 – 3,6 = 0,9 (млн ₽) может быть перенесен на 2019 и последующие годы применения вычета.

      Пример расчета

      ООО «Бета» в октябре 2018 года приобрело и ввело в эксплуатацию производственную линию (4-я амортизационная группа) стоимостью 15 000 тыс. ₽. Срок ее полезного использования — 61 месяц. В феврале 2019 года приобретен станок стоимостью 2 500 тыс. ₽. Его срок полезного использования — также 61 месяц. Иных инвестиционных расходов в 2018 году и в I квартале 2019 года не было.

      В субъекте РФ, в котором зарегистрировано ООО «Бета», принят закон, позволяющий применять инвестиционный налоговый вычет. Предельная величина вычета (для «регионального» налога) рассчитывается с применением ставки в размере 5 %. Общество исчисляет ежемесячные авансовые платежи, исходя из фактически полученной прибыли.

      Налоговая база определена организацией в следующих размерах:

    • за январь — сентябрь 2018 года — 43 000 тыс. ₽;
    • за январь — октябрь 2018 года — 46 000 тыс. ₽;
    • за январь — ноябрь 2018 года — 51 000 тыс. ₽;
    • за 2018 год в целом — 58 000 тыс. ₽;
    • за январь 2019 года — 2 000 тыс.₽;
    • за январь — февраль 2019 года — 16 000 тыс.₽;
    • за январь — март 2019 года — 23 000 тыс.₽.
    • Расчет суммы инвестиционных расходов, уменьшающих налог (авансовые платежи), и суммы налога (авансовых платежей) к уплате в каждой из его частей за названные периоды приведен в таблицах 1 и 2.

      Таблица 1. Налоговая база, суммы налога и инвестиционные расходы, тыс. ₽

      Таблица 2. Расчет расходов, уменьшающих налог (авансовые платежи), и сумм налога (авансовых платежей) к уплате, тыс. ₽

      Дадим краткие пояснения.

      За период январь — сентябрь 2018 года инвестиционных расходов не было. Это значит, что суммы авансовых платежей (нарастающим итогом) за период составят, соответственно, 1 290 тыс. ₽ (43 000 тыс. ₽ × 3 %) в федеральный бюджет и 7 310 тыс. ₽ (43 000 тыс. ₽ × 17 %) в бюджет субъекта РФ.

      За период январь — октябрь 2018 года осуществлены инвестиционные расходы в сумме 15 000 тыс. ₽. Из них на 1 500 тыс. ₽ можно уменьшить налог, подлежащий уплате в федеральный бюджет, и на 13 500 тыс. ₽ — налог, подлежащий уплате в бюджет субъекта РФ. Фактически же налог уменьшается только в сумме, не превышающей предельную величину.

      Таким образом, налог (авансовый платеж), подлежащий уплате в федеральный бюджет по итогам 10 месяцев 2018 года, уменьшается на 1 380 тыс. ₽ — до нуля. Все ранее уплаченные в 2018 году авансовые платежи становятся излишне уплаченными (и могут быть возвращены или зачтены в общем порядке). Расходы в размере 120 тыс. ₽ в этом отчетном периоде использовать для уменьшения федерального налога не удастся.

      Налог (авансовый платеж), подлежащий уплате в региональный бюджет, по итогам 10 месяцев 2018 года уменьшается на 5 520 тыс. ₽ и составит 2 300 тыс. ₽. Расходы в размере 7 980 тыс. ₽ остаются неиспользованными.

      За период январьноябрь 2018 года сумма инвестиционных расходов не изменяется, но увеличивается налоговая база, а значит, и возможная величина уменьшения налога (авансовых платежей). По итогам этого отчетного периода расходы в «федеральной» части будут использованы полностью — в сумме 1 500 тыс. ₽, а налог (авансовый платеж), подлежащий уплате в федеральный бюджет, составит 30 тыс. ₽ (1 530 тыс. ₽ – 1 500 тыс. ₽). Налог (авансовый платеж) в региональный бюджет уменьшится на 6 120 тыс. ₽ и составит 2 550 тыс. ₽ (8 670 тыс. ₽ – 6 120 тыс. ₽).

      За 2018 год в целом сумма инвестиционных расходов остается той же, но еще увеличивается величина уменьшения «регионального» налога (инвестиционные расходы в федеральной части уже использованы полностью). По итогам года (налогового периода) налог, подлежащий уплате в федеральный бюджет, составит 240 тыс. ₽ (1 740 тыс. ₽ – 1 500 тыс. ₽). Налог в региональный бюджет уменьшится на 6 960 тыс. ₽ и составит 2 900 тыс. ₽ (9 860 тыс. ₽ – 6 960 тыс. ₽). Не использованная в 2018 году сумма инвестиционных расходов в размере 6 540 тыс. ₽ (13 500 тыс. ₽ – 6 960 тыс. ₽) переносится на следующие налоговые периоды.

      За первый отчетный период (январь) 2019 года инвестиционные расходы у ООО «Бета» отсутствуют. Поэтому налог (авансовый платеж) в федеральный бюджет подлежит уплате в полной исчисленной сумме — 60 тыс. ₽. А вот в региональной части авансовый платеж можно уменьшить на инвестиционные расходы, перенесенные с прошлого года, но опять же не более чем до минимального размера, определенного законом. Таким образом, «региональный» налог (авансовый платеж) уменьшается на 240 тыс. ₽ и составляет 100 тыс. ₽.

      За период январь — февраль 2019 года осуществлены инвестиционные расходы в сумме 2 500 тыс. ₽. Поэтому «федеральный» авансовый платеж уменьшается на 250 тыс. ₽ и составляет 230 тыс. ₽ (в «федеральной» части инвестиционные расходы будут использованы полностью). «Региональный» авансовый платеж уменьшается на 1 920 тыс. ₽ и составляет 800 тыс. ₽, при этом использовать перенесенные с прошлого года расходы по итогам этого отчетного периода в целом (поскольку налог исчисляется нарастающим итогом) не удастся.

      В этой ситуации возможна и иная логика (в таблице мы эти значения отметили *). Поскольку в предыдущем отчетном периоде часть «перенесенных» расходов уже использована, то уменьшать эту использованную часть оснований нет. Однако в этом случае сумма расходов текущего периода, уменьшающих налог (авансовый платеж), уменьшится на ту же величину, то есть сумма налога (авансового платежа) к уплате в любом случае не будет менее 5 % налоговой базы, а неиспользованная сумма все равно будет перенесена на будущее. Иными словами, итоговый результат при любом варианте рассуждений будет одинаковым, разным будет лишь распределение использованного вычета между конкретными основными средствами, которое важно при досрочном выбытии ОС.

      Конкретный порядок использования инвестиционных расходов необходимо определить в учетной политике для целей налогообложения.

      Тем не менее представляется, что более корректным является именно тот вариант, который отражен в таблице: по аналогии с переносом убытков на будущее сначала используются все инвестиционные расходы текущего периода, а лишь затем — остаток вычета, перенесенный с прошлых лет.

      За период январь — март 2019 года сумма инвестиционных расходов не изменяется, но еще увеличивается величина уменьшения «регионального» налога. Авансовый платеж к уплате в федеральный бюджет составит 440 тыс. ₽ (690 тыс. ₽ – 250 тыс. ₽). Расходы, принимаемые в уменьшение «регионального» авансового платежа, составят 2 760 тыс. ₽, в том числе 2 250 тыс. ₽ расходов текущего периода и 510 тыс. ₽ из суммы, перенесенной с 2018 года. Таким образом, авансовый платеж, подлежащий уплате в бюджет субъекта РФ по итогам отчетного периода, составит 1 150 тыс. ₽.

      Последствия применения инвествычета

      Важно, что по основным средствам, по которым применен вычет, нельзя ни начислять амортизацию, ни применять «амортизационную премию» в соответствующей части расходов. Этот запрет сохраняется, даже если вычет уменьшил сумму налога (авансового платежа), подлежащую уплате, только частично или не уменьшил ее вовсе.

      ООО «Альфа» применило ИНВ в отношении расходов на приобретение основного средства. Фактически только часть расходов на приобретение основных средств была использована в уменьшение налога, подлежащего уплате.

      Вне зависимости от этого, на оставшиеся расходы на приобретение этого основного средства нельзя ни начислять амортизацию, ни применять амортизационную премию.

      Если в будущем это основное средство будет модернизировано и расходы на модернизацию не будут включены в состав ИНВ (например, к этому времени ООО «Альфа» откажется от применения вычета), то расходы на модернизацию можно будет амортизировать, также в отношении таких расходов можно будет применять амортизационную премию.

      Если же расходы на модернизацию также будут включены в состав ИНВ (вне зависимости от того, уменьшат ли эти расходы сумму налога, и если уменьшат, то в какой части), то начисление амортизации и применение амортизационной премии будет невозможно и по расходам на модернизацию.

      ООО «Гамма» применило ИНВ в отношении расходов на модернизацию основного средства, в отношении расходов на его приобретение вычет не применялся.

      В этой ситуации основное средство продолжает амортизироваться в части расходов на приобретение (то есть фактически в прежнем порядке, как будто модернизации не было), а по расходам на модернизацию нельзя ни применять амортизационную премию, ни начислять амортизацию.

      Кратко назовем также иные последствия применения вычета.

      1. При камеральной налоговой проверке декларации, в которой заявлено применение вычета, налоговый орган вправе требовать пояснения или документы, подтверждающие правомерность применения вычета (п. 8.8 ст. 88 НК РФ). Напомним, что в общем случае требовать пояснения при камеральной проверке можно лишь в строго ограниченном числе случаев, а требовать документы вообще нельзя.

      2. Снижается порог признания контролируемыми сделок между взаимозависимыми лицами: если хотя бы одна из сторон применяет вычет, то достаточно, чтобы общая сумма сделок превысила 60 млн ₽ (в общем случае 1 млрд ₽; пп. 1, 9 п. 2 ст. 105.14 НК РФ).

      Восстановление инвествычета

      Если организация продаст основное средство, в отношении которого она использовала инвествычет, до окончания срока его полезного использования, то нужно восстановить сумму налога, недоплаченного в связи с применением вычета, и уплатить ее в бюджет с пенями. То же самое нужно сделать и при любом ином выбытии ОС, кроме ликвидации.

      Пени рассчитываются со дня, следующего за сроком уплаты недоплаченного налога.

      Отметим, что в норме (п. 12 ст. 286.1 НК РФ) речь идет именно о налоге, но не об авансовом платеже, то есть недоплаченная сумма налога определяется только по итогам года (налогового периода), а не отчетных периодов.

      Распределение вычета между ОС при его неполном использовании

      Как мы видим, при досрочном выбытии основного средства недоплаченный налог, подлежащий доплате, определяется только по этому объекту. Это означает, что налогоплательщику необходимо вести учет инвестиционных расходов, уменьшающих сумму уплаченного налога, по каждому объекту основных средств в отдельности.

      Если расходы на приобретение или модернизацию ОС полностью использованы для уменьшения налога, то проблемы с определением суммы, подлежащей восстановлению и доплате, не возникает. Но как быть если они использованы не полностью и при этом учтены сразу по нескольким объектам ОС?

      Никакого порядка для этого случая НК РФ не устанавливает, поэтому налогоплательщику необходимо разработать его самостоятельно и закрепить в учетной политике для целей налогообложения. Представляется, что здесь возможны два варианта:

      1. Распределять суммы по всем основным средствам, по которым используется вычет, пропорционально их стоимости. Полагаем, что этот вариант несет наименьшие риски претензий налогового органа, он не вызывает вопросов с точки зрения экономического смысла и логики.

      2. Использовать инвестиционные расходы для уменьшения налога последовательно по объектам основных средств, то есть считать, что пока не полностью «покрыто» одно ОС, расходы по другим вообще не используются. Однако этот вариант представляется менее логичным, так как в этом случае формально можно считать нарушенным требование п. 8 ст. 286.1 НК РФ: инвествычет применяется ко всем объектам основных средств.

      Воспользуйтесь поиском по региональному законодательству и узнайте, можно ли применять инвествычет в вашем регионе

      Применять или не применять

      В заключение попробуем ответить на вопрос, когда применение ИНВ выгодно, а когда лучше применять традиционный механизм в виде амортизации. Безусловно, вычет дает возможность получить налоговую выгоду в большем размере, чем «классическая» амортизация. Однако это справедливо только для случая, когда организация платит значительные суммы налога на прибыль.

      Иными словами, если доходы организации почти равны ее расходам или даже есть убытки в налоговом учете, применение инвествычета будет невозможно, организация просто «потеряет» расходы на приобретение (модернизацию) ОС. Таким образом, применение инвествычета имеет смысл только тогда, когда есть достаточная для этого налоговая база и, соответственно, сумма налога к уплате.

      Смотрите так же:

      • Мировые суды г владивосток Участки мировых судей г. Владивостока Судебный участок №27 Фрунзенского района г.Владивостока 690091, г.Владивосток, ул.Набережная, 9 Судебный участок №28 Фрунзенского района г.Владивостока Судебный участок №3 Ленинского района г.Владивостока Судебный участок №4 Ленинского района г.Владивостока Судебный участок №5 Ленинского района […]
      • Приказ 204 ростехнадзор Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 23 октября 2017 г. № 440 “О признании не подлежащим применению акта Федерального горного и промышленного надзора России” В целях приведения ведомственных актов в области промышленной безопасности в соответствие с законодательством Российской Федерации […]
      • Закон об социальной защищенности инвалидов Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ"О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" С изменениями и дополнениями от: 24 июля 1998 г., 4 января, 17 июля 1999 г., 27 мая 2000 г., 9 июня, 8 […]
      • Приказ директора департамента образования Официальная информация Приказ от 1 августа 2018 №64 О внесении изменений в приказ директора департамента образования Администрации города Омска от 21 июня 2013 года № ДО/240 Приказ от 31 июля 2018 №63 О внесении изменений в приказ директора департамента образования Администрации города Омска от 4 декабря 2017 года № 56 Рейтинг […]
      • Транспортная полиция законы Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ"О транспортной безопасности" С изменениями и дополнениями от: 23 июля 2008 г., 19 июля 2009 г., 29 июня 2010 г., 7 февраля, 18 июля 2011 г., 23 июля 2013 г., 3 февраля 2014 г., 29 […]
      • Штраф по статье 12164 Статья 12.16 КоАП РФ - Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги 1. Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 7 настоящей статьи и другими статьями настоящей главы, - (в ред. […]