На иконах страшного суда

Каталог икон на сайте PravIcon.com

Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых

  • Начальная страница
  • Иконы Богородицы
  • Иконы Христа
  • Иконы Ангелов
  • Иконы Святых
  • Меню сайта

    Пользователь

    &nbspИкона Господа «Страшный Суд»

    Икона «Страшный Суд».

    Рейтинг иконы в этом году: 0 (в прошлом: 1).
    Если это Ваша любимая икона, проголосуйте за нее!

    Раздел основан участником [tol] 2013-01-14.

    Икона «Страшный суд»
    Источник: Сайт www.cirota.ru [2008]
    «Страшный суд – заключительный момент мировой истории, предшествующий обновлению мира и окончательному воссоединению человека с Богом, вселенский суд, который будет осуществлен Иисусом Христом во время Второго Пришествия над живыми и мертвыми, воскрешаемыми во плоти и получающими по приговору Судьи сообразно со своими делами вечное блаженство в раю или вечные муки в аду (Мф XXV, 1-13, 31-33). Иконография «Страшного суда» складывается в византийском искусстве XI-XII вв. Традиционный вариант композиции включает в себя большое количество изображений, которые обычно группируют по трём темам: 1) Второе Пришествие Христово, воскресение мёртвых и суд над праведными и грешными 2) обновление мира 3) торжество праведников в небесном Иерусалиме. Изображение Страшного суда входит в систему росписи византийского и древнерусского храмов и располагается, как правило, на западной стене». «Иллюстрированный словарь по иконописи». Сразу нужно отметить, что русская иконописная традиция уже с XV в., и[. ]

    Изображения иконы Страшный Суд

    Страницы: [1]. Всего изображений: 15. Сортировка: в обычном порядке.

    Описание: Страшный суд. 18 век. Поволжье. Дерево, левкас, темпера. 180х137 см. В иконографическом отношении икона типична для XVIII в., особенно для его середины — второй половины. Основные звенья композиции пришли из искусства XVI в. С конца XVII в. становятся популярными такие мотивы иконографии данного памятника, как композиция «Предста Царица» в изображении Горнего Иерусалима, с фигурами Христа и Богоматери в рост, причем Христос держит в руках большой крест; как изображение грешников, связанных одно[. ]

    Файл 20512.jpg: | |
    Размер: 1135×1487, 1.69 MPix, 446 Kb.
    Дата: 2013-01-14, участник [tol].

    Рейтинг изображения: 49 (1143) , 2 (48) .

    Описание: Икона Страшный Суд. Поморское письмо. 19 век

    Файл 20513.jpg: | |
    Размер: 935×1204, 1.13 MPix, 270 Kb.
    Дата: 2013-01-14, участник [tol].

    Рейтинг изображения: 22 (330) , 0 (12) .

    Описание: Икона «Страшный суд», Новгород, XV век, Третьяковская галерея

    Файл 20514.jpg: | |
    Размер: 700×968, 0.68 MPix, 185 Kb.
    Дата: 2013-01-14, участник [tol].

    Рейтинг изображения: 41 (544) , 1 (31) .

    Описание: Страшный суд. До 1579 г. Из сольвычегодского Благовещенского собора.

    Файл 20515.jpg: | |
    Размер: 1190×1542, 1.83 MPix, 775 Kb.
    Дата: 2013-01-14, участник [tol].

    Рейтинг изображения: 33 (465) , 1 (18) .

    Описание: Икона Страшный суд с Сотворением мира и историей Адама и Евы . Конец XVIII века.

    Файл 20516.jpg: | |
    Размер: 514×563, 0.29 MPix, 156 Kb.
    Дата: 2013-01-14, участник [tol].

    Рейтинг изображения: 21 (435) , 0 (23) .

    Описание: Икона «СТРАШНЫЙ СУД» XVI в.(северорусское письмо)

    Файл 20517.jpg: | |
    Размер: 409×700, 0.29 MPix, 113 Kb.
    Дата: 2013-01-14, участник [tol].

    Рейтинг изображения: 12 (210) , 0 (9) .

    Описание: Икона «СТРАШНЫЙ СУД» Польша, (Lipie), XVII в.Исторический музей в Саноке, Польша.

    Файл 20518.jpg: | |
    Размер: 2123×2530, 5.37 MPix, 677 Kb.
    Дата: 2013-01-14, участник [tol].

    Рейтинг изображения: 38 (432) , 0 (19) .

    Описание: Икона «СТРАШНЫЙ СУД» 1650 г.

    Файл 20519.jpg: | |
    Размер: 1596×2000, 3.19 MPix, 1006 Kb.
    Дата: 2013-01-14, участник [tol].

    Рейтинг изображения: 31 (269) , 0 (10) .

    Описание: Икона «СТРАШНЫЙ СУД» XVIII век (?)

    Файл 20520.jpg: | |
    Размер: 1212×1516, 1.84 MPix, 541 Kb.
    Дата: 2013-01-14, участник [tol].

    Рейтинг изображения: 27 (340) , 0 (17) .

    Описание: ОБРАЗ СТРАШНОГО И ПРАВЕДНОГО СУДА БОЖИЯ Поволжье (?). Первая половина XVII в.

    Файл 20521.jpg: | |
    Размер: 862×1024, 0.88 MPix, 190 Kb.
    Дата: 2013-01-14, участник [tol].

    Рейтинг изображения: 12 (219) , 0 (9) .

    Описание: начало 17 века москва частное собрание-москва

    Файл 20523.jpg: | |
    Размер: 881×1000, 0.88 MPix, 235 Kb.
    Дата: 2013-01-14, анонимно.

    Рейтинг изображения: 12 (195) , 0 (6) .

    Описание: Икона Страшный Суд

    Файл 20878.jpg: | |
    Размер: 518×750, 0.39 MPix, 448 Kb.
    Дата: 2013-03-28, анонимно.

    Рейтинг изображения: 19 (303) , 0 (12) .

    Файл 25623.jpg: | |
    Размер: 1200×1384, 1.66 MPix, 620 Kb.
    Дата: 2015-10-13, анонимно.

    Рейтинг изображения: 31 (133) , 0 (10) .

    Описание: Икона находится в Никольском соборе ,который расположен в Изборской крепости

    Файл 28204.jpg: | |
    Размер: 2736×3648, 9.98 MPix, 2161 Kb.
    Дата: 2016-11-12, анонимно.

    Рейтинг изображения: 59 (83) , 0 (2) .

    Файл 32366.jpg: | |
    Размер: 3000×3000, 9 MPix, 3658 Kb.
    Дата: 2018-07-28, анонимно.

    Рейтинг изображения: 9 (0) , 0 (0) .

    Страшный суд: композиция иконы

    «Христианския кончины живота нашего безболезнены, непостыдны, мирны, и добраго ответа на страшнем судищи Христове» просим мы на каждом православном богослужении. Это особое прошение, исполненное надежды, связано с важнейшим событием христианской жизни — встречей после смерти с Господом и ответом перед Ним за свои поступки. Образы Страшного суда — иконы, мозаики и фрески — позволяют нам явственно представить момент этой встречи, поразмышлять о приготовлении к ней.

    Горе тем, кто слева
    Характерная иллюстративность и наглядность, присущая этим композициям, производит глубокое впечатление на любого зрителя. Как известно, князь Владимир, еще пребывая язычником, был потрясен картиной, которую ему представили в момент спора об истинной вере греческие проповедники. «Повесть временных лет» — наиболее ранний дошедший до нас летописный источник по истории Древней Руси — описывает это так: «И… философ показал Владимиру завесу, на которой изображено было судилище Господне, указал ему на праведных справа, в веселии идущих в рай, а грешников слева, идущих на мучение. Владимир же, вздохнув, сказал: “Хорошо тем, кто справа, горе же тем, кто слева”».

    Страшный суд. Икона. 12 в. Монастырь св. Екатерины на Синае

    Несмотря на очевидный назидательный характер образов Страшного суда, было бы ошибкой трактовать их исключительно как устрашающие и поучающие изображения. Это были, конечно, молитвенные образы, перед которыми просили об отпущении грехов и даровании Небесного Царства. Иконы Страшного суда имели и богослужебное значение, что зафиксировано в ценнейших источниках о русской церковной жизни XVII века, так называемых «Чиновниках Успенского собора». В них подробно описывается особая служба, называемая «Действо Страшного суда», для которого на поклонение патриарху и царю выносилась одноименная икона. В воскресенье перед Масленицей на соборной площади Кремля по особому уставу пелись стихиры, освящалась вода и читалось Евангелие, после чего патриарх отирал губкою образ Страшного суда, осенял крестом и кропил святою водою государя и множество людей, присутствовавших при совершении обряда.

    Страшный суд. Икона. Первая половина 15 века, Новгород. Государственная Третьяковская галерея

    Губка, трость и копие
    Временем возникновения иконографии Страшного суда можно уверенно считать доиконоборческий период византийского искусства. Уже в VII веке существовали эсхатологические образы, связанные с темой суда над человечеством и посмертным воздаянием.
    Иконографические источники, питавшие многосоставные и сложные «судные» образы, необычайно разнообразны. Ветхозаветные пророчества, Откровение святого Иоанна Богослова (Апокалипсис), творения святых отцов (например, Ефрема Сирина), апокрифы и тексты церковно-учительных сборников (Прологов) давали обилие материала, который использовали художники. В Евангелии Господь говорит о Своем Втором Пришествии так: «…солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою; и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их» (Мф. 24: 29-31). Следуя этому описанию, в верхней части икон Страшного суда всегда изображают Спасителя во славе, а в нижней части — трубящих ангелов, собирающих людей на судилище. По обеим сторонам от Христа обычно восседают двенадцать апостолов, также участвующих в совершении суда. Богоматерь с Иоанном Крестителем предстоят Спасителю в молении за человеческий род. Ниже, по центру иконы, всегда изображается Этимасия, то есть уготованный для Судьи престол, на который положены книга (Евангелие) и орудия страстей Иисуса: губка, трость, копие, иногда вместе с багряницей. Одно из древнейших изображение уготованного престола встречается в мозаиках конца VII столетия в храме Успения в Никее. В дальнейшем в византийской и древнерусской живописи Этимасия стала важным элементом в составе композиций Страшного суда, но продолжала существовать и как самостоятельный символический образ.

    Страшный суд. Икона. Конец 14 — начало 15 века. Успенский собор Московского Кремля

    Между раем и адом
    В нижней части любой иконы Страшного суда располагаются сцены, связанные с участью грешников и праведников. Чаще всего слева от зрителя (по правую руку Христа) на белом фоне представлены райские сюжеты — шествие праведников к вратам рая, Лоно Авраамово — место блаженного пребывания ветхозаветных праведников, наконец, образ Богоматери, сидящей среди ангелов в райском саду. Справа от зрителя (но по левую руку от Христа) разворачиваются ужасающие картины ада, где изображаются бесы и грешники в огненном потоке. Здесь же восседает сатана с небольшой фигуркой Иуды у него на коленях.
    Две противоположные части, место рая и место ада, бывают отделены друг от друга либо огненной рекой, либо так называемым змеем мытарств. Его голова, как на новгородской иконе XV века из Третьяковской галереи, расположена вверху, извивающееся тело с кольцами, за которыми прячутся бесы, проходит через центр иконы, а хвост опущен в ад. На иконах XVI-XVII веков на кольцах змея часто подписывались названия мытарств, через которые должна пройти человеческая душа. Среди них — тщеславие, сребролюбие, пьянство, блуд и многие другие. Появление в иконографии Страшного суда змея с указанием грехов, за которые испытывают человека в загробном мире, связано с популярностью «Жития Василия Нового», в котором описывались мытарства его ученицы инокини Феодоры после смерти.

    Миниатюра из Киевской псалтири. 1397 г. ОЛДП F 6, Л. 180. Российская Национальная библиотека, Санкт-Петербург.

    • Одним из элементов иконографии Страшного суда является огненная река, поток которой проходит через всё изображение и расширяется книзу. Огненная река упоминается в апокрифе «Хождение Богородицы по мукам», где архангел Михаил показывает Пресвятой загробную участь грешников: «И сказал архистратиг: «Пойдем, Пресвятая, я покажу тебе, где мучается множество грешников». И Святая увидела реку огненную, и словно кровь текла в той реке, которая затопила всю землю, а посреди ее вод — много грешников.»
    • Часто противопоставление рая и ада в образах Страшного суда подчеркнуто симметричным расположением сцен друг напротив друга. В этом смысле примечательна икона конца XIV — начала XV века из Успенского собора Кремля, где изображение рая сильно сдвинуто к центру и, таким образом, значительно выделено.
      С XVI века в некоторых образах между раем и адом изображается обнаженная фигурка человека, прикованного к столбу. Это так называемый «милостивый блудник», который много раздавал милостыни бедным, но прожил в грехе блуда всю жизнь. Его посмертная участь, как об этом рассказывается в Прологе, была открыта некоему затворнику. В видении он узрел ангела, который явился к плачущему блуднику и сказал, что за грех блуда тот не достоин войти в рай, однако за милосердие не может быть заключен и в ад.

      Ангел с небесным свитком. Деталь фрески «Страшный суд». Ок. 1316–1321 гг. Роспись свода южного параклесиона в монастыре Хора (ныне – музей Кахрие Джами, Стамбул)

      • Изображения свернутого неба восходят к библейской книге пророчества Исайи, где о последних временах говорится: «И истлеет все небесное воинство; и небеса свернутся, как свиток книжный» (Ис. 34,4). К этому же образу обращался в «Слове на второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа» преп. Ефрем Сирин.
      • Западная стена
        Ко всему сказанному добавим, что композиция Страшного суда была чрезвычайно распространена в монументальной живописи, где достигала поистине масштабных размеров. На Руси она присутствует уже в росписях XII века в Кирилловской церкви в Киеве, Николо-Дворищенском соборе и в церкви Спаса на Нередице в Новгороде, а также Георгиевском соборе Старой Ладоги. Традиционно при росписи храма Страшному суду отводилось место на западной стене основного храмового пространства, иногда с захватом части прилегающих боковых стен. Сцены мучений грешников и торжества праведников, а также изображения Христа и апостолов на судилище дошли до наших дней и в прославленных фресках Андрея Рублева в Успенском соборе Владимира (1408) и во фресках Дионисия в соборе Ферапонтова монастыря (1502). Грандиозные картины последнего суда, не оставляющие равнодушными современных зрителей, развернуты на западных стенах Спасского собора в Ярославле (1560-е) и церкви Спаса-на-Сенях в Ростове Великом (1675). Рассматривая их, видишь окончание истории человечества, в которой одно из мест принадлежит твоей душе.

        Море и земля отдают мертвецов. Деталь фрески «Страшный суд» на западной стене ц. Рождества Богоматери в Ферапонтовом монастыре. 1502 г. Дионисий и сыновья.

      • Персонификации моря и земли в виде юных девушек, держащих лодки или открытые гробы, являются устойчивыми элементами иконографии Страшного суда. О восстании мертвых и отдании тел морем и землей преподобный Ефрем Сирин в «Слове на второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа» писал так: «Тогда в аду кости человеческие, слыша глас трубы, со тщанием побегут, ища своих составов, тогда увидим, как всякое человеческое дыхание в мгновение ока восстанет с места своего и все от четырех концов земли будут собраны на суд. Ибо повелит великий Царь, имеющий власть всякия плоти, и тотчас с трепетом и тщанием дадут земля своих мертвецов, а море — своих. Что растерзали звери, что раздробили рыбы, что расхитили птицы, все это явится во мгновение ока.»

      Портал «Дивное Дивеево»


      Страничка монастыря расположена здесь — www.4udel.nne.ru

      По благословению Старца Николая Гурьянова

      Первое издание книги «Страшный Суд Божий. Видение Григория, ученика святого и богоносного отца нашего Василия Нового Цареградского», впоследствии неоднократно переиздававшееся, вышло в свет по молитвам и благословению Батюшки Николая ( Гурьянова; 24.05.1909 24.08.2002).

      Батюшка сказал: «Именно так будет проходить Страшный Суд Божий. Надо, чтобы эта книга была у каждого человека на земле».

      Икона Второго Пришествия Христова и Страшного Суда Божия, изображение которой помещено на первой странице обложки, — одна из любимых келейных икон Батюшки Николая.

      Пред нею он вымолил из ада множество душ, имена же их Ты, Господи, веси.

      «Благословенные, возлюбленные мои. Никто да не остается в неверии, будто бы сказанное о Суде — одни пустые слова. Напротив того, в точности и несомненно, будем все верить Господу, по Божественным Писаниям, что есть Воскресение мертвых, и Суд, и воздаяние за добрые и худые дела. Презрев все временное и пренебрегши оным, озаботимся, как предстать и дать ответ пред страшным Судилищем в этот страшный и трепетный час; ибо этот час многослезный, многоболезненный, многоскорбный, подвергающий оценке целую жизнь.

      О сем страшном дне и часе предрекали святые Пророки и Апостолы; о сем дне и часе Божественное Писание, от концов до концов вселенной, в церквах и на всяком месте вопиет, и всем свидетельствует, и всех умоляет, говоря:

      смотрите, братия, внимайте, трезвитесь, милосердствуйте, будьте готовы — яко не весте дне ни часа, в оньже Сын Человеческий приидет» (Мф. 25,13).

      ПРЕПОДОБНЫЙ ЕФРЕМ СИРИН

      УЧЕНИКА СВЯТОГО И БОГОНОСНОГО ОТЦА

      о имя Отца и Сына и Святаго Духа!

      Однажды, когда я сидел в келлии моей и сокрушался о согрешениях моих, пришла мне мысль и сильно стала занимать мой ум. Мне думалось, что глубока и искренна вера иудеев, так как Авраам друг Божий называется в Писании, и Исаак праведен пред Богом, Иаков — отец двенадцати патриархов, и Моисей — великий угодник Божий. Знамениями и чудесами поразил египтян. Как же не искренна вера иудеев, если они получили Закон Божий на горе Синайской в десятословии, научились разделять добро и зло, если Бог через Моисея разделил Чермное море израильтянам и вывел из рабства египетского, манной в пустыне питал их?

      Я прочие книги Ветхого Завета прочитал и, долго боровшись с этими мыслями, наконец, пришел сам в себя. Зачем попусту заниматься суетными помыслами, ведь есть у меня отец духовный, исполненный духовного дарования. Пойду и открою свою мысль ему, и он рассудит о сем. Ведь мне хорошо известно, что исповедующий мысли свои отцу духовному принимает облегчение от борющего его помышления. А кто скрывает помыслы в сердце, тот таит в себе змия и не Христов, но антихристов.

      Встал и пошел к отцу моему Василию.

      В тот день были назначены конские бега, и по этому случаю собрался народ со всего города на ипподром. А я уже много лет не ходил на это развлечение, памятуя грозное слово Иоанна Златоуста. И вот, когда подошел к собравшемуся народу на месте Диоптим, то пришла мне мысль посмотреть, был ли первый бег коней. Увлекшись такою мыслию, я остановился и посмотрел бегущих лошадей.

      Когда пришел к Преподобному отцу нашему Василию, то нашел его в молчальной келлии, стоящего на молитве. Вошел я к нему сделавши обычный поклон. Он же благословил меня, и, помолившись со мною, строго сказал мне: «Вот, пришел ко мне человек, который, прочитав книги Ветхого Завета, восхвалять начал иудеев, говоря — глубока и искренна вера иудеев; не разумея Писания — истинного смысла его. Оставил плач о грехах и размышление о смерти, и о Страшном Суде Христовом. И не только это, но и на ипподром зашел, где неразумные люди своим легкомыслием радость диаволу доставляют. Поэтому диавол тебе внушил такие мысли и дважды тебя низложил!»

      Услышав такое обличение себе от богомудрого старца Василия, я мысленно поклялся никогда не посещать сего диавольского зрелища.

      Святый продолжал: «Скажи мне, почему ты думаешь, что хороша и истинна вера иудеев?»

      Я же затруднялся дать соответствующий ответ. И еще сказал мне святый Василий, что значат слова, сказанные Господом во Святом Евангелии: кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его .

      — «Видишь из сих слов, что нет пользы верующим в Отца, Сына же отвергшимся.

      И еще сказал Господь к иудеям: Не познали ни Отца, ни Меня . Если они Его видели на сонмищах учившим их и многочисленные чудеса совершающим и не признали Сыном Божиим, а Отца Небесного, Его же никогда не видели, как могут хорошо познать?

      Говорил Иисус иудеям: Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете . И еще говорил: Се, оставляется вам дом ваш пуст .

      Видишь ли, что Бог их окончательно отверг и рассеял по всей земле, между всеми народами, и самое имя их сделал ненавистным среди народов Вселенной.

      И опять говорил Господь: Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха. а теперь и видели, и возненавидели и Меня, и Отца Моего .

      Точно также о смоковнице сказал Господь во Святом Евангелии, когда взалкал и подошел к ней и не нашел плода на ней, предав ее проклятию, сказал: Да не будет же впредь от тебя плода вовек . Под смоковницею разумеется народ еврейский.

      Пришел Сын Божий, алчущий правды, и не нашел в народе еврейском плода праведности. Хотя этот народ и прикрывался Законом Божиим, данным через Моисея, но плодов праведности не приносил, — за что подвергся проклятию и отвержению. Прежде пришествия Христова вера евреев была действительно права и хороша и Закон свят. Когда же пришел в мир Христос — Сын Божий, Которого евреи не приняли и беззаконно на Кресте распяли, то вера их в Бога отвергнута, и народ предан проклятию.

      Вместо Ветхого Завета Бог заключил Новый Завет, не с иудеями, как прежде, а в лице верующих в Сына Божия со всеми племенами земными.

      Иудеи же, не принявшие Сына Божия, ожидают лжемессию — антихриста. В доказательство сего пред кончиною пророку Моисею Бог сказал: Вот ты почиешь с отцами твоими, и станет народ сей блудно ходить вслед чужих богов. и оставит Меня, и нарушит Завет Мой, который Я поставил с ним; и возгорится гнев Мой на него. и Я оставлю их и сокрою лице Мое от них, и он истреблен будет, и постигнут его многие бедствия и скорби .

      Через пророка Исайю Бог говорил: Отвергну жезл Мой великий, то есть

      Закон, данный евреям через Моисея, и разорю их разорением великим, отвергну их до конца и не обращуся к ним .

      Вот видишь, чадо Григорие, как отвергнуты они от Бога, и Закон их уже не имеет пред Богом никакого значения. После пришествия Христова не было у евреев ни одного пророка или праведника. Пророк Давид говорил: Отринуты они — уже более не восстанут . И еще говорил: Да воскреснет Бог и расточатся врази Его .

      Воскресе Господь наш Иисус Христос, Единородный Сын Божий, в третий день от мертвых, а после сорока дней вознесся на Небо и воссел человеческим естеством одесную Бога Отца. В Пятидесятый день после Воскресения Своего ниспослал на Своих учеников и Апостолов Святаго Духа; когда они разошлись по всей Вселенной, проповедывать слово Божие, постиг евреев праведный Суд Божий. Иерусалим был разрушен до основания, потом все евреи по всем разогнаны странам Вселенной. И всем народам ненавистен этот отверженный род иудейский, богоубийцы.

      Святой Иоанн Богослов в Откровении говорит о них, что иудеи уже не сонм Израилев и сыны Божии, и не народ святой, — но народ проклятый, и непотребный, и отверженный — сонмище сатанинское. Когда они в субботу собираются в синагогу, то нет Господа среди них, но сатана среди них радуется и веселится о их гибели, что они отвергли Сына Божия. Сделались виновниками в пролитии крови Сына Божия; заклеймили себя позорнейшим именем богоубийцы. Взял их сатана в наследство свое и запечатал их мерзким именем своим. Они сыны диавола, и удел лживый и мерзкий деятельности его, и часть антихристова. До отвержения ими Сына Божия, они сыны Царствия были. Ныне же изгнаны вон из вертограда Христова и вместо них введены все народы, верующие во Святую Троицу. Новый Израиль — народ христианский, сыны Нового Завета и наследники будущих, вечных небесных благ.

      Так и знай, чадо Григорие, если кто не верует, что Иисус Христос действительно Сын Божий, пришедый в мир, в мир — грешников спасти, тот человек проклят. Если же кто и верует во Святую Троицу, а не исповедует, что Христос воплотился от Пресвятой Девы Марии, и был совершенным Богом и совершенным человеком, и даровал нам Своим Крестом жизнь, Воскресение, и спасение, и примирение, и правосудие Отца Небесного, тот лишается благоволения Божия, подвергается осуждению, проклятию, вечному мучению вместе с иудеями и безбожниками», — сказал сие и замолчал.

      Я же стал умолять его, говоря: «Прошу тебя, святый Василий, помолись о мне Господу, да пошлет Он мне какое-нибудь знамение и утвердит этим мое маловерие».

      Он же сказал: «Многого ты, чадо Григорие, просишь от меня. Знай, что Господь не желает смерти грешника, но хочет всем спастися и уразуметь истину. Если с верою просишь, все тебе исполнит». — И отпустил меня с миром.

      В первую ночь по возвращении моем от блаженного Василия, когда я после продолжительной и усердной молитвы почивал на одре своем, вижу, входит святый Василий, берет меня за руку и говорит: «Не говорил ли я тебе, что евреи прокляты Богом? Иди теперь со мной, и я покажу тебе веру каждого народа и какую цену она имеет пред Богом».

      И взял меня, и пошел на Восток, и облак светлый окутал нас и поднял на высоту небесную. И вот я увидел чудный, прекрасный мир. Много увидел и удивлялся красотою его. Внезапно нас облак опустил, и мы оказались на некоем пространном и дивном, красоты неземной поле. Земля этого поля была светла, как стекло или хрусталь чиста и прозрачна. И видны были с этого поля все концы Вселенной. Парили же по сему полю полки светлых и прекрасных огневидных юношей, сладкозвучно поющих песни Божественные и славословящих в Троице Единого Бога.

      Потом пришли мы на некоторое страшное место, светящееся огненным светом, и мне подумалось, что меня привели сжечь. Но это был не огнь, а свет, подобный огню. Среди этого света — множество крылатых юношей, одетых в белоснежные одежды. Они ходили и кадили невещественный жертвенник Божий.

      Вдруг мы оказались при высокой горе, на которую поднялись с великим трудом, и велел мне святый Василий смотреть к Востоку, и я увидел другое поле, весьма великое и блистающее, как золото на солнце. Когда я увидел это поле, то неизреченной радости исполнилось мое сердце. Еще посмотрев на Восток, я увидел город чудный, красоты неизреченной и весьма великий. Я восхищался много часов и стоял в изумлении, потом спросил я водившего меня: «Господин мой, скажи мне, что это за чудный город?» Он же сказал мне: «Это Иерусалим Небесный — город Царя Небесного. Нерукотворенный, столь обширный, как круг небесный построен». И спросил я: «Кому принадлежит сей город и кто живет в нем?» Он сказал: «Это город великого Царя, о котором чудесно предсказал Давид; создал его Господь наш Иисус Христос по окончании Своей земной жизни и после Своего чудесного Воскресения, а по Вознесении Своем на Небеса к Богу, Отцу Своему, приготовил его святым Своим ученикам, и Апостолам, и тем, кто через проповедь их уверовал в Него, как сказал Сам Господь в Евангелии Своем: В дому Отца Моего обители многи суть . Затем явился чудный юноша, спустился с высоты небесной на холм среди города сего дивного, говоря: «Вот Суд и Воскресение мертвых будет и воздаяние каждому от праведного Судии наступит».

      И после слов сего юноши с высоты небесной огненный столп сошел, и раздался голос страшный, как тысяча тысяч громов. Это содетельная и всемогущая сила Божия, которая соберет всякое творение. И сошел после сего

      могущественный голос на все кости человеческие, да соберется кость к кости, сустав к суставу, член к члену, повинуясь сей содетельной Божией Силе.

      Начали по всей Вселенной собираться человеческие кости, и вся земля представляла из себя одно целое кладбище, наполненное сухих скелетов человеческих.

      После того спустился с высоты небесной дивной красоты юноша, держа золотую трубу в руке, и с ним двенадцать юношей. Каждый имел по золотой трубе. Когда же сошли на землю, то вострубил пред ними славный их Воевода грозно, и страшно, и могущественно. Глас трубы его слышен был по всей Вселенной, и вся земля, как лист на дереве, сотряслася. И вот сухие кости облеклись плотию, но жизни не было в них, и вторично вострубил славный и величественный Воевода и двенадцать юношей. Земля весьма вострепетала и всколебалась.

      И в тот же час сошли многочисленные воинства Ангелов, как песок морской. И каждый Ангел вел душу умершего человека, которого он при его временной жизни охранял, и каждая душа направлялась к своему телу. Все Ангелы вострубили в третий раз, и ужаснулось Небо и земля, и все вострепетало, как трепещет лист на дереве от сильного ветра. И все мертвые воскресли, соединились души с телами. Возраста все были равного, как старцы, так и младенцы. Восстал от мертвых праотец Адам с Евою, все патриархи, пророки, родоначальники со всеми племенами и коленами стояли по всему лицу земли в тесноте.

      Многие неверовавшие тайне Воскресения весьма дивились и ужасались: как это персть и пепел снова восстали, все сыны Адамовы целыми и живыми после долгого праха и тления.

      Неверующие в Сына Божия ужасались и трепетали, видя лица праведников сияющие, как звезды небесные, сообразно их святости и степени совершенства. По слову Апостола Павла, звезда от звезды различается славою. У некоторых праведников лица сияли как солнце в полдень, у других, как луна среди темной ночи, а у иных, как свет дневной. У всех праведников книги в руках молниеносного света. Там записаны все их добродетели, труды и подвиги, понесенные для очищения сердца от страстей, и надпись на челе каждого праведника, свидетельствующая о славе каждого. У некоторых написано: «пророк Господень», «Апостол Христов», «проповедник Божий», «мученик Христов», «Евангелист-исповедник», «нищий духом», «покаянием угодивший», «милостивый», «щедрый», «чистый сердцем», «изгнанный ради правды», «странноприимец Господень», «нищету и болезни перенесший», «пресвитер», «девственник», «положивший душу свою за друга своего», и другие многоразличные добродетели.

      Таким же образом было знамение и на лицах грешников. Некоторые из них имели лица мрачные, как темная ночь, у иных, как сажа, у других, гнию-

      щие струпья, у некоторых, как вонючая тина. У других лица покрыты гноем и кишат отвратительными червями, глаза горят злобными огнями.

      Грешники, видя славу праведников и свое непотребство и окаянство, в ужасе и страхе говорили друг другу:

      «Горе нам лютое, вот и пришел последний день Второго Пришествия Господня, о котором мы слышали много от праведников и евангелистов прежде кончины нашей. Но мы по легкомыслию не верили и всем сердцем предавались сластолюбию, любостяжанию и гордости житейской, смеялись, издевались над праведниками Святаго Евангелия. О, горе нам, безумным. Мы за минуту сладости греха, мимолетные удовольствия плоти лишились Славы Божией. Облеклись страхом вечным, стыдом. О, лютое горе нам, грешным, несчастным и омраченным. Господь предаст нас на вечную нестерпимую муку. О, горе нам, несчастным, только теперь мы узнали стыд и наготу нашу, открытую пред Небом и землей и пред лицем всех земнородных. Настал час — час истинной оценки добродетели и порока во временной жизни. Мы умели лгать, прикрывая грубые пороки личиной праведности, громко трубили пред собою о тех добродетелях и совершенствах, которых в душе не имели. Томясь жаждой сластолюбия и честолюбия, мы всякими лживыми путями стремились удовлетворить ненасытное сластолюбие и честолюбие и не останавливались ни пред какими злодеяниями и преступлениями. Явно и тайно проливали потоки невинной крови человеческой. И несмотря на все творимые ужасы и преступления, считали себя благодетельными.

      В этот день страшный Суда Божия, который мы дерзко, и безстыдно, и безстрашно отвергали и отрицали, откроется наша преступность, лицемерие. О, сколько мы загубили невинных детских душ, отравив их ядом неверия и безбожия. Мы были предводителями, и богоотступниками, и усердными слугами сатаны.

      О, горе нам, несчастным гордецам, мечтавшим все познать своим разумом и безумно отвергавшим высочайший разум Божий. О, как мы жестоко ошибались, издеваясь и смеясь над верой боголюбивых последователей Христовых. Мы в ослеплении служили диаволу, угождая похоти плоти.

      А служители Христовы злострадали, изнуряли свою плоть подвигами благочестия. Они здесь сияют, как солнце, а мы сгораем от вечного стыда и наготы. О, горе, горе нам, окаянным и несчастным. О, горе нам, вечное горе наследникам ада».

      Много других слов говорили безбожники, еретики, вольнодумцы, богоотступники, нераскаянные грешники, укоряя себя и проклиная день и час рождения своего, ожидая строгого и справедливого приговора от праведного Судии, в ужасе взирая друг на друга. Все они видели надписи на челах своих: «убийца», «прелюбодей», «блудник», «сквернитель», «вор», «чародей», «пияница», «мятежник», «святотатец», «кощунец», «хищник», «мужеложник», «скотоложник»,

      «детогубец», «душегубец», «развратитель», «злопамятлив», «завистник», «клятвопреступнк», «скоморох», «смехотворец», «суровый», «гневливый», «немилостивый», «сребролюбец», «лихоимец», «неудержимо творивший всякий грех и беззакония», «наглый отрицатель Воскресения и жизни будущей», «еретик», «арианин», «македонянин», — и все не крестившиеся во Святую Троицу и после крещения согрешившие и не принесшие истинного покаяния, и от временной жизни отошедшие в вечность нравственно неисправленными.

      Все они в страшном ужасе взирали друг на друга и горько стонали, били себя по лицам и в безумии своем рвали волосы на своих головах, издавая страшный стон и проклятия. Евреи прежде Суда стояли как безумные и лишенные разума, многие говорили: «Кто Бог, кто Христос. Мы не знаем. Мы многим богам служили, и если они воскресли, то хорошо нам будет, так как мы старались во временной жизни добре угодить. А поэтому они должны почтить нас».

      После я увидел, как чины Сил Небесных сходили с высоты небесной и воспевали сладостно чудную песнь небесную, неся посреди себя Крест деревянный, сияющий светом славы небесной паче лучей солнечных. И принесши, поставили его на Престоле, уготованном для Праведного Суда.

      И виден был сей Крест всей Вселенной, и весьма удивлялись все народы необыкновенной красоте Креста Господня.

      Иудеи увидели, ужаснулись и вострепетали великим страхом и ужасом, зря знамение Распятого ими Христа. В отчаянии стали рвать волосы и били себя по лицам, говоря: «О, горе нам и беда великая, не доброе знамение видели. О, горе нам, окаянным. Это знамение Распятого нами Христа. Если Он придет судить, то горе нам. Много мы Ему причинили зла, не только Самому, но и верующим в Него». Так иудеи говорили и рыдали.

      Сказал водивший меня Ангел: «Смотри, как они начали трепетать, увидев Честный Крест Господень!» Мы стояли на возвышенном месте, и видна была мне вся Вселенная, и слышны разговоры, и даже всех людей, наполнявших землю, я видел.

      После сего услышал я многоголосный шум говоривших, и начало являться безчисленное множество Сил Небесных, Начала, Власти, Силы, Господства, Ангелы, Архангелы чинно и стройно великими полками начали сходить на место Судилища Христова. Видя это, я сильно ужасался и трепетал, но водивший меня Ангел ободрил меня, сказав: «Не бойся, но внимательно смотри и запоминай виденное. Это други мои и сослужащие у Престола Царя», — и отступил от меня страх.

      Скоро послышались громкие трубные звуки и многочисленные раскаты грома и молнии, от чего сотряслась вся земля. Праведники, имеющие лица светлые — радовались и веселились. А имеющие мрачные лица ужасались и трепетали страхом.

      И вот — Небесные великие Силы сходили с высоты небесной, и от них исходил чудный свет, как пламень огненный. Они сошли и чинно встали вкруг места, приготовленного для Праведного Судии. Красоту сияющих ликов не может описать никакой язык человеческий.

      От видения их ум мой помрачился, и язык отказывался говорить. Праведники от Адама до последнего земнородного великою радостию возрадовались, ожидая праведного воздаяния от неизреченного милосердия Божия. А грешники, идолопоклонники, безбожники и богоотступники начали ужасаться и трепетать, как лист на осине.

      В это время явилось светлое облако с молнией и, осенив Божественный Крест, долго оставалось на нем; как только оно поднялось туда же, откуда снизошло, вокруг Креста обвился чудный венец, красоты неописуемой, сияющий паче лучей солнечных.

      Страшный же Престол Славы стоял не на земле, а на воздухе. И вот один полк Ангелов встал на восточной стороне, другой — на южной, третий — на западной и четвертый — на северной.

      Представилось страшное и дивное зрелище. Воздух наполнился Силами Небесными, а земля — сынами рода человеческого. Потом колесница огненная спустилась с высоты небесной. Вокруг нее безчисленное множество шестокрылатых Херувимов и многоочитых Серафимов, громогласно, торжественно и победоносно взывающих: «Свят, Свят, Свят Господь Бог Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея».

      И вот все Силы Небесные воскликнули: «Благослови, Отче Вседержителю. Благословен Грядый во Имя Господне, Господь Иисус Христос Единородный Сын Божий, Слово Соприсносущное Отцу».

      СТРАШНЫЙ СУД БОЖИЙ

      ПРАВЕДНЫХ И ГРЕШНЫХ

      Вдруг послышался трубный глас, страшен и велик, и затрепетало все живущее на небе и на земле. Даже самые Силы Небесные содрогнулись и убоялись. Сей трубный звук предвозвестил близость Пришествия Праведнейшего Судии. Потом прогремели вновь звуки трубные, и опять начали спускаться многочисленные полки славных Сил Небесных, несущие хоругви и скипетр царские. Затем начало опускаться облако светлое и белое, как снег, четырьмя животными носимое. Посреди же облака Сам Единородный Сын Божий Господь наш Иисус Христос. Вокруг облака многочисленное множество безплотных служителей Божиих, со страхом и трепетом многим и благоговением великим не смеющи облаку приблизиться. В тысячу раз сильнее солнца освещался весь мир от Благолепия Славы Божией. Когда облако стало опускаться над местом, где стоял Престол Славы, тотчас все Силы Небесные воскликнули гласом великим: «Благословен Грядый во Имя Господне! Бог Господь пришел судить живых и мертвых — весь род человеческий». И мир ангельский со страхом и трепетом поклонился Всеправеднейшему Судии. После сего Единородный Сын Божий сошел с облака и воссел на Престоле Величества Славы Своея. От страха и ужаса вострепетало небо и земля. Род же человеческий ужаснулся страхом великим. Архангелы, Ангелы, Господства, Начала, Силы, Власти, Престолы, Серафимы и Херувимы велегласно воскликнули в победоносной торжественности, как многочисленные громы: «Ты еси Христос — Сын Божий — Сын Бога Живаго, Которого всезлобные и обезумевшие от зависти распяли иудеи. Ты еси Боже Вышнее Слово, Которого Отец родил прежде всех век. Сугуб естеством, и волею, и хотением. Един есть Господь Иисус Христос. Христос, Который приял человеческую плоть, не изменил Божественного Божества. Плоть заимствовал от Пренепорочной и Пречистой Девы Марии. В мире пожил, указал сынам Адама путь правды и спасения. Победил смерть, разрушил ад, узникам ада даровал спасение, свободу, уничтожив всю власть и могущество сатаны. И победоносно воскресши из гроба, всем мертвым даровал жизнь и Воскресение. Ты еси Бог наш, со Отцем и Святым Духом, и нет иного Бога кроме Тебя. Аминь».

      И вот Всеправедный Судия посмотрел на небо — и оно свилось, как свиток. Посмотрел Господь на землю — и она бежала от лица Его, будучи осквернена делами человеческими. И все сыны Адама, то есть род человеческий, стоял на воздухе. Снова посмотрел Господь на небо — и явилось новое небо, посмотрел на безмерную глубину — и явилась новая земля — чистая, блистающая, подобно цветам полевым украшенная неземною красотою, так как

      Иконография Страшного Суда

      Богослужебные тексты Недели мясопустной о Страшном Суде — в отличие от более «мягких», не столь категоричных текстов двух предшествующих подготовительных к Великому Посту недель — с самых первых строк раскрывают перед молящимися величественную и грозную картину конца мироздания — того страшного дне судного, о котором никто не знает, знает только Бог Отец.

      О признаках приближения этого дня говорится и в Евангелии, и в Откровении св. апостола Иоанна Богослова. Апокалипсис говорит о грядущих событиях конца мира и о Страшном Суде сокровенно, в образах, но в святоотеческих толкованиях, богослужебных текстах, а особенно в иконографии картина грядущего становится вполне наглядной. «Егда хощеши прийти суд праведный творити, Судие Праведнейший, река огненная пред Твое судилище ужасающая влечет всех. »; «Книги разгнутся, явлена будут деяния человеков. »; «Возгласят трубы, и истощатся гробы. согрешивший же трепещут, лютее рыдающе, в муку посылаеми»; «Огнь вечный, тьму кромешную и тартар, лютый червь, скрежет же паки зубный и непрестанный. » (стихиры на Господи, воззвах) -эти грядущие события Суда Божия Церковь старалась не только описать словесно, но и показать.

      Икона Страшного суда. XVII век.

      Конечно, как и все прочие последования Постной Триоди, служба Недели о Страшном Суде имеет целью духовно пробудить христианина, оживить его молитвенное делание, привести к покаянию: «Но, едине Человеколюбие Спасе, Царю веков, прежде даже кончина не приспеет, покаянием обратив, помилуй мя» (на Господи, воззвах Слава:). Этой же цели служат и иконы Страшного Суда, получившие распространение с VIII в.; отдельные детали картины Страшного Суда были известны уже в IV-VI вв. [Покровский, Евангелие]. Иконографию Страшного Суда к XV в. можно считать полностью сложившейся. Говоря о развитии иконографии Страшного Суда, хочется привести слова Н.П.Кондакова о том, что православная иконографическая традиция усвоила издревле основные богословские темы и следует им, постоянно раскрывая в них новые стороны [Кондаков, Иконография].

      Икона Страшного суда. Успенский собор Московского Кремля, XV в.

      Теме иконографии Страшного Суда были посвящены наши статьи в Московских епархиальных ведомостях (2002, №1-2 и 2008, №1-2). Данная заметка продолжает начатую тему; в ней говорится о некоторых редких иконах Страшного Суда, находящихся в отечественных и зарубежных музейных собраниях.

      Наблюдать развитие иконографии интересующего нас сюжета интересно в сравнении с «классикой жанра», древнейшей из дошедших до нас, — иконой Страшного Суда в Успенском соборе Московского Кремля (первой половины XV в.).

      Икона Страшного Суда, написанная псковским мастером в первой половине XVI в. для Благовещенского собора города Сольвычегодск (ныне находящаяся в местном историко-художественном музее), представляет собой сложную многофигурную композицию устоявшейся иконографии.

      В самом верхнем регистре композиции, в середине — Бог Саваоф; Он сидит в облачном круге на престоле в окружении Воинства небесного. Место пребывания Господа Саваофа и весь верхний регистр выделены несколькими ярусами облаков. В правой части верхнего регистра повторена композиция сидящего на престоле Господа Саваофа; Он посылает Своего Единородного Сына на жертвенный подвиг для спасения рода человеческого. По некоторым толкованиям эта часть композиции означает то, что Бог Отец посылает Сына Своего судить род человеческий. Чуть выше -свивающие небеса ангелы Божий, а правее — ангелы, низвергающие в преисподнюю бесов. С противоположной стороны иконы — поднимающиеся, словно ангелы, в Царство небесное преподобные отцы. Одесную Бога Отца изображен Горний Иерусалим; в нем праведники, благословенные Отца Небесного, наследующие Царство, уготованное от создания мира (Ср. Мф. 25:34). Это святые разных чинов, по трое сидящие за овальными или прямоугольными столами, уставленными яствами. Арочные проемы стены Горнего Иерусалима охраняют серафимы.

      Икона Страшного суда. Сольвычегодск, XVI в.

      В центральной части иконы — сидящий на престоле Судия Христос; с молитвенным ходатайством за род человеческий Ему предстоят Богоматерь и Предтеча, проповедник покаяния. Этот элемент иконы представляет собой включенный в композицию деисус. Чуть ниже — коленопреклоненные прародители: Адам возле Пречистой Девы, Ева — со стороны Иоанна Крестителя. По сторонам от центральной группы изображены сидящие апостолы — по шести с каждой стороны; в их руках раскрытые книги. За спинами апостолов ангелы.

      Регистром ниже изображены шествующие на Суд народы: святые и праведники расположены одесную; с левой стороны к Судии подходят язычники и иноплеменники — об их национальной принадлежности свидетельствуют не только соответствующие надписания, но и характерные одежды. Первую группу (это евреи) ведет Моисей, указывающий своим подопечным на Христа.

      В центре этого регистра изображен Престол Уготованный со всеми характерными особенностями; это тот престол, о котором пророчески возвещал Псалмопевец: Ты производил мой суд и мою тяжбу; Ты воссел на престоле, Судия праведный. Ты вознегодовал на народы, погубил нечестивого, имя их изгладил на веки и веки (Пс. 9:5, 6).

      Детально проработаны и все прочие элементы композиции: десница Божия, держащая души праведных — они показаны в образе спеленатых младенцев, души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их (Прем. Солом. 3:1). Ангелы, стоящие у Престола Уготованного, встречают идущие на Суд народы; в руках они держат свитки с текстом Евангелия, читаемого на Литургии в Неделю мясопустную. Свиток ангела, встречающего праведников, победно направлен кверху, словно указывает им путь прямо в Горний Иерусалим. У другого ангела на свитке евангельские слова, адресованные не оказавшим милости.

      Следующий регистр представлен четырьмя сферами, в которые помещены следующие композиции: сидящая на престоле Богоматерь с предстоящими ангелами; видение пророка Даниила -ангел указывает ему на четырех зверей, символизирующих «погибельные царства». Последняя сфера посвящена сюжету «Земля и море отдают мертвецов». В центре сферы — женщина, олицетворяющая землю, а вокруг — воскресающие из мертвых люди. В нижней части сферы аллегорическое изображение моря — фигуры, держащей на своих плечах корабль. В правой нижней части иконы изображен ад — геенна огненная, в центре которой сидит сатана. Ниже помещены клейма, в которых находятся мучимые за свои грехи грешники. Особенность изображения преисподней в том, что она изображена как массивная скала, над которой бушует адское пламя. В скале — мрачные пещеры с грешниками.

      В левой части нижнего регистра иконы изображен рай: Лоно Авраамово; стоящий позади благоразумный разбойник. К запертым вратам рая (их охраняет огненный херувим — Быт. 3:24) движется процессия праведников с апостолом Петром во главе. Первыми в этой длинной процессии идут апостолы, а непосредственно за ними — первосвятители Московские.

      На иконе середины XVI в. из Каргополья, находящейся в собрании Государственного Эрмитажа, большее внимание уделено мытарствам. Как и на предыдущей иконе, здесь представлены все основные элементы традиционной иконографии Страшного Суда. К особенностям данной композиции можно отнести такие детали, как изображение «милостивого блудника», привязанного к столбу между адом и раем (по преданию, он не был допущен в рай, так как предавался блуду, но и адских мук избежал, т. к. постоянно творил милостыню). Еще одна важная деталь: сатана, сидящий на звере в адском пламени, держит в руках душу Иуды.

      Сцены мучений грешников в аду представлены на десяти клеймах, которые занимают весь нижний регистр иконы.

      На каргопольской иконе представлена деталь, для традиционной иконографии не характерная и известная лишь в поздней русской иконописи: это змей, поднимающийся из огненной пасти адского зверя к ногам праотца Адама: вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту (Быт. 3:15). На змея нанизаны двадцать колец с аллегорическими изображениями мытарств — их проходит человеческая душа, прежде чем попадает в Царство Небесное.

      Еще одна характерная для XVI в. деталь — подробная иллюстрация видений пророка Даниила (Дан. 7-8). Сам Даниил и ангел, толкующий его видения, изображены в правой части иконы в круге у правого поля. Они словно наблюдают картину Страшного Суда.

      Икона Страшного суда. Каргополье, середина XVI в.

      В верхней части иконы справа изображены Бог Саваоф и Иисус Христос, сидящие на престоле. В центре иконы изображен сидящий на престоле Спаситель во славе. Правой рукой Он благословляет, а левой держит раскрытое Евангелие с текстом: Не на лица судите (Ин.7:24).

      На иконе конца XVI в., написанной критским мастером Георгием Клоцасом — огромное количество персонажей. Их так много, что довольно трудно выделить главные, за исключением разве что изображенного в самом верху Христа во славе, сидящего на престоле. Ниже изображен Престол Уготованный, из-под которого вытекает огненная река, спускающаяся в геенну огненную. По сторонам Этимасии располагаются две группы ангелов, держащих раскрытые книги с евангельскими текстами или трубящих: я видел семь Ангелов, которые стояли пред Богом; и дано им семь труб (Откр. 8:2).

      В левой части композиции изображены праведники, идущие на Суд. Они занимают три регистра, но, несмотря на большое количество, вполне узнаваемы, т. к. снабжены характерными атрибутами: у Моисея скрижали, у Псалмопевца Давида псалтирь, Ной изображен с ковчегом, а стоящий возле Авраама крошечный Исаак держит вязанку дров.

      В нижней части иконы слева изображены восстающие на Суд из гробов. Эта часть особенно натуралистична, чем-то она напоминает картины Босха. В правой части архангел Михаил с мечом низвергает в ад грешников. Тела их немедленно подхватывают бесы и направляют дальше, в самую бездну. Мучающиеся во аде грешники изображены очень натуралистично — для русской традиции это было неприемлемо.

      На фоне огненной реки, в самом низу ее, сидят на облачных седалищах пророки Давид и Иезекииль; они держат скрижали с текстами об адских муках и о воскресении мертвых.

      Икона прекрасно написана, в ней содержится масса деталей повествовательного характера, а впечатление от нее двоякое: ее можно долго и с большим интересом рассматривать, но при этом ясного призыва к покаянию в ней не чувствуется. Хранится икона в собрании Музея греческого института византийских исследований в Венеции.

      Еще одна критская икона из того же музея написана в середине XVII в. Композиция значительно проще, но в ней есть целый ряд нововведений: отсутствует Престол Уготованный, вместо него — Голгофский крест, который окружают ангелы, держащие раскрытые книги. Чуть ниже стоит архангел Михаил с мечом и весами.

      В нижней части композиции необычная деталь: подходящих к райским обителям праведников встречает у отверстых дверей рая Сам Спаситель в образе Великого Архиерея. У других врат изображена Матерь Божия.

      Есть и еще одни ворота, правда, находятся они на границе с геенной огненной. В них изображена заказчица иконы — монахиня Евгения из Трапезунда.

      Икона Страшного суда. Крит, конец XVI в.

      Икона Страшного Суда 2-й половины XVII в. (Музей икон в Реклингхаузене) представляет собой сложную композицию, включающую все элементы развитой иконографии этого сюжета. К особенностям данной иконы можно отнести большое количество надписей — не только на полях, но и по всей поверхности иконной доски.

      Интересная деталь: к семнадцатому веку Россия имела достаточно устойчивые торговые, да и не только торговые связи с дальним зарубежьем. Поэтому та деталь композиции, где представлены идущие на Суд Божий грешники и куда издавна помещали разного рода иноземцев, написана очень выразительно. Одежды у иностранцев не только экзотические, но и этнографически достаточно точные. Есть сведения о том, что во многих русских городах — в Москве, Вологде, Великом Новгороде — в XVII в. в Неделю мясопустную устраивались крестные ходы с праздничной иконой «с тем, чтобы напоминанием о Страшном Суде разжалобить сердца богатых людей» [Фельми]. «Господни разумевши заповеди, тако поживем: алчущия напитаем, жаждущия напоим, нагия облечем, странныя введем, болящия и в темнице сущия посетим, да речет и к нам Хотяй судити всей земли: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное Вам Царствие» (стихира на литии, Слава:).

      В заключение — еще об одной иконе Страшного Суда, написанной на рубеже XVIII-XX вв. в Вологодской провинции. По изобразительным средствам она напоминает лубок, а обилие надписей еще больше усиливает это впечатление. В данном случае избыток информации не переходит в новое качество. Даже обреченные на муки грешники, в отличие от прежних выразительных изображений, здесь не вызывают беспокойства совести.

      Икона Страшного суда. Крит, 1640-е гг.

      Обращаясь к истории иконографии Страшного Суда, понимаешь, что выразительные композиции XV-XVI вв. и сегодня побуждают молящихся задуматься и о важности покаяния, и о насущной необходимости дел христианского милосердия, без которых невозможна «весна духовная» — Великий пост. В стремительном течении времени мы просто не имеем права пренебрегать уникальной возможностью, которую нам здесь предоставляет Церковь.

      Икона Страшного суда. Северные письма, начало XIX в.

      Святейший Патриарх Кирилл, характеризуя особенности нашего времени, сказал: «Отличие этого времени от всех предыдущих — в его некоем апокалиптическом напряжении, ибо никогда сила греха не господствовала над родом человеческим так, как она господствует сегодня. А мы знаем, что там, где побеждает грех, там является диавол. И мы знаем, что если грех побеждает в масштабах рода человеческого, тогда является Антихрист. А потому Церковь не может не реагировать на умножение зла, как бы ее ни одергивали некоторые журналисты, публицисты, политики, с недоумением спрашивая, почему Церковь вторгается в те области, которые якобы не являются ее областями, — и это в ответ на заботу Церкви о том, чтобы не распадались браки, чтобы сократилось количество абортов, чтобы люди научились прилично одеваться, чтобы не было разнузданного господства плотского греха в человеческой жизни! Нас и в будущем будут ругать, и мы готовы к этому, потому что у Церкви не может быть иного слова, кроме того, что она возвещает: покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божие (см. Мф. 3:2). И сегодня это слово должно звучать особенно сильно».

      Таким действенным призывом к покаянию Церковь считала и свои святые иконы, в том числе и иконы Страшного Суда Божия.

      Протоиерей Николай Погребняк

      Источник материала: журнал «Московские епархиальные ведомости», № 1-2, 2011 г.

      Смотрите так же:

      • Ставки налога на прибыль севастополь Ставки налога на прибыль в 2018-2019 году Общая ставка по налогу на прибыль организаций Размер налоговой ставки в федеральный бюджет в бюджеты субъектов РФ 2% (до 2017), 3%(с 2017 года) 18% (до 2017), (17% с 2017 года) Законами субъектов РФ налоговая ставка может быть снижена: для отдельных категорий налогоплательщиков – до […]
      • Штраф по статье 12164 Статья 12.16 КоАП РФ - Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги 1. Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 7 настоящей статьи и другими статьями настоящей главы, - (в ред. […]
      • Налоги контролируемая сделка Какие сделки являются контролируемыми? В соответствии с положениями ст. 105.14 Налогового Кодекса РФ, с 1 января 2014 года к понятию «контролируемая сделка» относятся: Сделки между взаимозависимыми лицами: С иностранной компанией (без ограничений по сумме). С российской компанией с учетом следующих ограничений на годовую сумму […]
      • Состав преступления ст138 ук рф Объект – право граждан на соблюдение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Объективную сторону образует нарушение соответствующего права. Статья 23 Конституции РФ допускает ограничение соответствующих прав граждан только на основании судебного решения. Без такого решения любые нарушения […]
      • Социальная льготы матерям одиночкам Меры социальной поддержки и льготы матерям-одиночкам в 2018 году Меры социальной поддержки Меры социальной поддержки и льготы матерям-одиночкам Меры социальной поддержки матерей-одиночек подразделяются на те, что получают все мамы на общих основаниях, и на специальные, связанные с тем, что мама имеет статус матери-одиночки. Как […]
      • Реестр правила оформления Приказ 141 Правила оформления государственной регистрации в государственном водном реестре договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, прекращения договоров водопользования Приказ МПР РФ от 30 мая 2007 г. N 141 Об утверждении правил […]