Минимальную сумму штраф

Штраф за несвоевременную сдачу декларации

Актуально на: 10 февраля 2017 г.

Штраф за несвоевременную сдачу декларации по итогам налогового периода составляет 5% от не уплаченной в срок суммы налога, подлежащей уплате в соответствии с этой декларацией, за каждый месяц просрочки (полный или неполный). Максимальная сумма штрафа за непредставление декларации определяется как 30% от указанной суммы, а минимальная равна 1000 руб. и не зависит от неуплаченной суммы налога (п. 1 ст. 119 НК РФ). При этом если у налогоплательщика, опоздавшего со сдачей отчетности, нет недоимки по налогу или суммы налога к уплате по соответствующей декларации, то от ответственности он не освобождается и все равно должен уплатить штраф – 1000 руб. (п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57, Письмо Минфина России от 14.08.2015 N 03-02-08/47033).

По схожей схеме определяется сумма штрафа за несданный вовремя расчет по страховым взносам. Размер штрафа составит 5% от суммы не уплаченных в срок взносов, подлежащих уплате на основании расчета за последние 3 месяца, за каждый месяц просрочки (полный или неполный). При этом сумма штрафа не может превышать 30% от указанной суммы, а минимальная составляет 1000 руб. (п. 1 ст. 119 НК РФ).

Рассчитать сумму штрафа за непредставление налоговой декларации поможет наш калькулятор

Отчетность по итогам отчетного периода

По некоторым налогам организации и ИП должны отчитываться не только по окончании налогового периода, но и после каждого отчетного периода. К примеру, ежеквартально или ежемесячно сдавать декларацию по налогу на прибыль (п. 1 ст. 289 НК РФ). Возможен ли штраф за несвоевременное предоставление налоговой декларации за отчетный период?

Пленум ВАС ответил, что нет. Ведь при непредставлении такой налоговой декларации (расчета) налогоплательщик может недоплатить только аванс по налогу, а не сам налог. Поэтому ст. 119 НК РФ в такой ситуации применяться не должна (п. 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57, Письмо ФНС от 22.08.2014 N СА-4-7/16692 ).

Следовательно, привлечь налогоплательщика к ответственности можно лишь за непредставление документа, предусмотренного НК РФ. И штраф составит 200 руб. (п. 1 ст. 126 НК РФ).

Штрафы за непредставление другой отчетности в налоговую

Кроме ответственности за несвоевременную сдачу налоговой декларации, НК РФ предусматривает штрафы и за непредставление других налоговых документов.

Так, за опоздание со сдачей форм 2-НДФЛ налоговики смогут взыскать с организации или ИП штраф в размере 200 руб. за каждую непредставленную в срок справку (п. 1 ст. 126 НК РФ). А в отношении 6-НДФЛ – штраф будет 1000 руб. за каждый полный или неполный месяц просрочки (п. 1.2 ст. 126 НК РФ).

Штраф (Fine) — это

Штраф — узаконенное наказание за правонарушение

Штраф: ГИБДД, онлайн, проверка, 2013, тарифы, проверить, оплатить

Содержание

Штраф — это термин

Штраф — узаконенное наказание за правонарушение. Обычно в виде денежного взыскания, как правило, в пользу государства, назначаемое за совершение проступка. В законодательстве разных государств наряду с термином «штраф» используется также термин «денежное взыскание». Штраф как вид наказания присущ нескольким отраслям права.

1 Штраф как уголовное наказание

2 Штраф в российском праве

2.1 Штраф как вид уголовного наказания

2.1.1 Штраф в истории уголовного законодательства

2.1.2 Штраф в действующем законодательстве

2.2 Административный штраф

Штраф как уголовное наказание

Штраф широко применяется в уголовном праве многих стран мира: это первое по распространённости уголовное наказание в Англии и США, во Франции он находится на первом месте среди имущественных наказаний, а законодательство ФРГ признаёт его вторым основным видом наказания, применяется он и во многих других странах, в том числе и в России .

К числу преимуществ штрафа как вида уголовного наказания относят следующее: уменьшение тюремного населения, исключение контакта осуждённых за преступления небольшой степени опасности с «закоренелыми» преступниками; небольшие накладные расходы, связанные с исполнением данного вида наказания (нет необходимости создавать специальные исполнительные органы); получение доходов в государственный бюджет; возможность индивидуализировать назначенное наказание в зависимости от имущественного благосостояния осуждённого; возможность применения мер, стимулирующих правопослушное поведение (отсрочка и рассрочка выплаты, уменьшение размера штрафа при добропорядочном поведении) .

Штраф может применяться как самостоятельная мера наказания. Перечень деяний, которые могут наказываться одним штрафом, без применения иных мер, как правило, весьма широк: так, во Франции в него входят в том числе такие деяния, как неосторожное причинение смерти; умышленные насильственные действия, повлекшие увечье или хроническое заболевание потерпевшего; сексуальные агрессии, не относящиеся к изнасилованию; незаконный оборот наркотиков; оставление человека в опасности и др.

Помимо этого, штраф может назначаться в порядке замены наказания менее строгим или одновременно с другим видом наказания: так, в США штраф в большинстве случаев сочетается с назначением наказания в виде лишения свободы или пробацией .

В последнее время в практику правоприменительных органов входят новые виды штрафных наказаний: так, во многих странах применяются штрафо-дни (регулярное внесение в государственных бюджет определённых денежных сумм в течение некоторого промежутка времени) .

В Германии существует практика назначения имущественных штрафов, суть которых сводится к однократной выплате в доход государства суммы, размер которой определяется определённой долей от общей стоимости имущества осуждённого . Указывается, что такие штрафы по сути выполняют функцию изъятия у осуждённого имущества, которое предположительно получено преступным путём, что сближает их с конфискацией имущества .

Размер штрафа определяется судом с учётом имущественного положения осуждённого и не должен приводить к его чрезмерному финансовому обременению. Достаточно часто законодательство предусматривает возможность предоставления льгот, связанных с уплатой штрафов: рассрочки платежей, освобождение от уплаты части штрафа в случае добропорядочного поведения лица и т. д.

В случае, если штраф не уплачивается осуждённым, как правило, он заменяется наказанием, связанным с лишением свободы .

Штраф в российском праве

Штраф как вид уголовного наказания

Штраф в истории уголовного законодательства

Впервые в российском праве штраф как вид наказания упоминался в договорах Олега (911 год) и Игоря (944 год) с греками: наказание в виде штрафа полагалось за применение оружия любым из представителей одной стороны договора в отношении представителя другой стороны .

Позже штраф под названиями «вира» и «продажа» широко использовался в качестве наказания даже за такие преступления, как убийство и причинение телесных повреждений. Он использовался как средство возмещения «обиды», под которой подразумевалось совершение преступления .

С усилением роли государственно-властных институтов штраф как вид наказания уступил место смертной и торговой казни; он сохранился лишь за такие преступления небольшой тяжести, как упущение по службе, оскорбление, клевета, побои и др. Штраф вновь начал широко применяться лишь когда распространение получил капиталистический способ хозяйствования .

Согласно Уложению о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года различались:

штрафы, поступающие в казну,

пени, поступающие в приходы общественного призрения и другие общеполезные учреждения.

Уголовное уложение 1903 года также предусматривало две разновидности штрафа:

Пеня являлась главным видом имущественных взысканий в уголовном праве того времени.

Штраф занимал одно из важнейших мест и в законодательстве РСФСР. Он широко применялся в первые годы советской власти (свыше 50 % осуждённых были оштрафованы) . Официально назначение штрафа в этот период разъяснялось следующим образом:

Налагаемый штраф должен быть таким по величине, чтобы он выполнял одновременно роль операции капитала и лишал бы наших активных противников их главного орудия борьбы с нами — капитала.

Штрафные санкции были предусмотрены во многих составах преступлений уголовных кодексов 1922, 1926 и 1960 годов, однако штрафы применялись лишь к небольшому числу осуждённых .

Штраф в действующем законодательстве

Действующий в настоящее время Уголовный кодекс РФ предусматривает довольно много составов преступлений, за которые возможно назначение штрафа: в общем числе их более 40 % . Несмотря на это, штраф применяется довольно редко: удельный вес всех осуждённых к штрафу в 1994 г. составил 9,8 %, в 1995 г. — 12,0 %, в 1996 г. — 13,1 %, в 1997 г. — 7,9 %, в 1998 г. — 5,9 %, в 1999 — 5,5 %, в 2000 — 6,2 %, в 2001 — 6,3 %, в 2002 — 6,3 % от общего числа осуждённых.

Уголовный кодекс Российской Федерации 1996 года в статье 46 в качестве одного из видов уголовного наказания называет штраф — это денежное взыскание, назначаемое в пределах, предусмотренных УК РФ. Штраф может быть назначен как в качестве основного, так и в качестве дополнительного вида наказания. Но, в отличие от иных дополнительных видов наказания, штраф может быть назначен только в случаях, предусмотренных санкциями соответствующих статей Особенной части УК РФ.

В основном штраф назначается за преступления небольшой и средней тяжести, причём такие, которые носят имущественный характер, а также за неосторожные преступления . Высказывается мнение, что штраф направлен не на исправление (перевоспитание) преступника, а является своего рода «последним предупреждением» виновному лицу о необходимости быть более внимательным и воздержанным, однако данная точка зрения не опирается на законодательство, которое предусматривает исправление преступника как общую цель наказания .

Размер штрафа составляет:

от пяти тысяч до пяти миллионов рублей

или размер заработной платы или иного дохода осуждённого, подлежащего налогообложению, за период от двух недель до пяти лет

или исчисляется в величине, кратной стоимости предмета или сумме коммерческого подкупа или взятки.

Вне зависимости от того, какой способ исчисления размера штрафа будет выбран судом, штраф представляет собой денежное взыскание, он не может выплачиваться в виде удержаний с заработка .

Штраф, исчисляемый исходя из величины, кратной сумме коммерческого подкупа или взятки, устанавливается в размере до стократной суммы коммерческого подкупа или взятки, но не может быть менее 25 тысяч рублей и более 500 миллионов рублей.

При определении размера штрафа должны учитываться:

тяжесть совершённого преступления;

имущественное положение осуждённого и его семьи;

возможность получения осуждённым заработной платы или иного дохода.

С учётом этих же обстоятельств суд может назначить штраф с рассрочкой выплаты определёнными частями на срок до пяти лет. Если такой рассрочки нет, то осуждённый обязан выплатить всю сумму штрафа в течение 30 дней со дня вступления приговора суда в законную силу. Однако, если вынесен приговор без рассрочки выплаты штрафа, а осуждённый не имеет возможности единовременно уплатить штраф, суд, по его ходатайству и заключению судебного пристава-исполнителя, может рассрочить уплату штрафа на срок до трёх лет. И осуждённый к штрафу с рассрочкой выплаты, и осуждённый, в отношении которого суд впоследствии принял решение о рассрочке уплаты штрафа в силу невозможности осуждённого единовременно уплатить штраф, обязаны в течение 30 дней со дня вступления приговора или решения суда в законную силу уплатить первую часть штрафа. Оставшиеся части штрафа осуждённый обязан уплачивать ежемесячно.

В случае злостного уклонения от уплаты штрафа, назначенного в качестве основного наказания, он заменяется иным наказанием, за исключением лишения свободы. Данное положение не распространяется на осуждённых за коммерческий подкуп, дачу и получение взятки, а также посредничество во взяточничестве. В законе не указано, в каких пределах может назначаться новое наказание.

В отношении осуждённого, злостно уклоняющегося от уплаты штрафа, назначенного в качестве дополнительного наказания, судебный пристав-исполнитель производит взыскание штрафа в принудительном порядке. Злостно уклоняющимся от уплаты штрафа признаётся осуждённый, не уплативший штраф либо часть штрафа в установленный законодательством срок. Злостно уклоняющийся от отбывания наказания осуждённый, местонахождение которого неизвестно, объявляется в розыск и может быть задержан на срок до 48 часов. Данный срок может быть продлён судом до 30 суток.

Принудительное взыскание не может быть обращено на следующие виды имущества: жилой дом, квартиру или отдельные их части, если осуждённый и его семья постоянно в них проживают (не более одного дома или одной квартиры на семью); одежду, обувь, бельё, постельные принадлежности, кухонную и столовую утварь, находившиеся в употреблении; транспортные средства, специально предназначенные для передвижения инвалидов, и др. (ст. 446 ГПК РФ).

В случае, если штраф назначается как основное наказание осуждённому, к которому в ходе расследования и рассмотрения уголовного дела была применена мера пресечения в виде заключения под стражу, суд, учитывая срок содержания под стражей, либо снижает размер штрафа, либо полностью освобождает его от этого наказания (ч. 5 ст. 72 УК РФ).

Несовершеннолетним штраф может быть назначен как при наличии у несовершеннолетнего осуждённого самостоятельного заработка или имущества, на которое может быть обращено взыскание, так и при отсутствии таковых. Несовершеннолетним штраф может быть назначен в следующих размерах:

от 1000 до 50 000 рублей

в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от двух недель до шести месяцев.

Штраф, назначенный несовершеннолетнему осужденному, по решению суда может взыскиваться с его родителей или иных законных представителей с их согласия. Данная норма вызывает значительные споры в уголовно-правовой теории, так как, по мнению многих учёных, таким образом нарушается принцип личной ответственности, присущий уголовному праву.

Штраф не может быть назначен условно.

Административный штраф

Согласно статье 3.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях 2001 года административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается:

для граждан в размере, не превышающем пяти тысяч рублей; (в случаях, предусмотренных статьёй 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях 2001 года, — пятидесяти тысяч рублей, а в случаях, предусмотренных статьями 5.38, 20.2, 20.2.2, 20.18, частью 4 статьи 20.25 — трехсот тысяч рублей)

для должностных лиц — пятидесяти тысяч рублей; (в случаях, предусмотренных статьёй 14.1.2 — ста тысяч рублей, а в случаях, предусмотренных статьями 5.38, частями 1-4 статьи 20.2, статьями 20.2.2, 20.18 — шестисот тысяч рублей)

для юридических лиц — одного миллиона рублей; (в случаях, предусмотренных статьями 14.40, 14.42 — пяти миллионов рублей)

Административный штраф также может выражаться в величине, кратной:

стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения;

сумме неуплаченных и подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения налогов, сборов или таможенных пошлин;

сумме незаконной валютной операции;

сумме денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании;

сумме валютной выручки, не проданной в установленном порядке;

сумме денежных средств, не зачисленных в установленный срок на счета в уполномоченных банках;

сумме денежных средств, не возвращённых в установленный срок в Российскую Федерацию;

сумме неуплаченного административного штрафа;

сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товара (работы, услуги) в предшествующем календарном году.

Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из оснований, предусмотренных пунктами 1-7, не может превышать трёхкратный размер стоимости предмета административного правонарушения либо соответствующей суммы или стоимости. Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из основания, предусмотренного пунктом 9, не может превышать одну двадцать пятую совокупного размера суммы выручки от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году.

Административный штраф не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.

ШТРАФ — один из видов ответственности, выражаемый в денежной сумме, которая подлежит взысканию с лица, совершившего преступление или правонарушение (гражданское, административное, налоговое и др.).

ШТРАФ как вид наказания или административного взыскания предусмотрен уголовным, административным, налоговым, таможенным и другими отраслями законодательства.

Размер ШТРАФ определяется в твердой сумме, части или количестве МРОТ либо процентах к денежной оценке допущенного нарушения. ШТРАФ обычно устанавливается как единократно взыскиваемая сумма. Однако возможно установление ШТРАФ, уплачиваемого в определенной сумме за каждый день длящегося нарушения (просрочки исполнения обязательства).

Размеры ШТРАФ за соответствующие правонарушения устанавливаются законом. ШТРАФ налагается уполномоченным органом или должностным лицом. В установленных законом случаях ШТРАФ может дополняться конфискацией предмета, явившегося орудием или непосредственным объектом правонарушения, в частности контрабанды.

Начиная с 80-х гг. ШТРАФ. за административные правонарушения в РФ стали устанавливаться в отношении не только граждан и должностных лиц, но и организаций, т.е. юридических лиц. Такая практика позднее получила закрепление в таможенном и налоговом законодательстве. В гражданском законодательстве ШТРАФ определен в качестве одного из видов неустойки.

ШТРАФ в гражданском праве рассматривается одновременно как вид ответственности за нарушение обязательства и как один из способов обеспечения исполнения обязательств. Однако обеспечительные возможности ШТРАФ, т.е. способность предоставить кредитору определенную гарантию получения причитавшегося ему по нарушенному обязательству, ничтожны. ШТРАФ продолжают включать в число способов обеспечения обязательств в основном в силу традиции, сложившейся в XIX в. Если ШТРАФ за нарушение гражданско-правового обязательства определен законом, кредитор вправе требовать его уплаты независимо от того, предусмотрен ли он соглашением сторон. В соответствии с принципом свободы договора стороны могут увеличить своим соглашением размер ШТРАФ, установленного законом, если это не запрещено для соответствующего вида отношений.

ШТРАФ может быть установлен сторонами за нарушение любого условия договора. Соглашение об этом должно быть письменным, независимо от формы основного обязательства. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность соглашения. ШТРАФ взыскивается по общим правилам, установленным для применения гражданско-правовой ответственности. Должник освобождается от уплаты ШТРАФ. если докажет отсутствие своей вины в нарушении обязательства. Лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, может быть освобождено от уплаты ШТРАФ, если докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы. т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Важное условие применения ШТРАФ как вида гражданско-правовой ответственности — соответствие суммы ШТРАФ размеру причиненного вреда или убытков. По общему правилу если за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства установлен ШТРАФ, то убытки возмещаются в части, не покрытой ШТРАФ Вместе с тем законом или договором могут быть предусмотрены случаи, когда допускается взыскание только ШТРАФ, но не убытков; когда убытки могут быть взысканы в полной сумме сверх ШТРАФ; когда по выбору кредитора могут быть взысканы либо ШТРАФ, либо убытки. Если подлежащий уплате ШТРАФ явно несоразмерен последствиям нарушения гражданско-правового обязательства, суд вправе уменьшить его сумму. Данная норма не затрагивает права кредитора на возмещение убытков, причиненных нарушением.

В уголовном праве ШТРАФ — это денежное взыскание,назначаемое в пределах, предусмотренных УК, в размере, соответствующем определенному количеству МРОТ, либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за определенный период (ст. 46 УК). ШТРАФ широко применяется в судебной практике как эффективный вид наказания.

Суд, определяя размер ШТРАФ, учитывает не только тяжесть совершенного преступления, но и имущественное положение конкретного лица, его совершившего. Это важное законодательное правило призвано обеспечить достижение целей наказания, в особенности восстановление социальной справедливости.

ШТРАФ может быть предусмотрен в санкциях статей Особенной части УК как в качестве основного, так и дополнительного вида наказания. Назначаться судом (в отличие от других дополнительных наказаний) ШТРАФ может только в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК. ШТРАФ как дополнительное наказание установлен преимущественно в санкциях статей об ответственности за корыстные преступления. Кроме случаев, предусмотренных санкциями статей УК, ШТРАФ может назначаться и как более мягкий вид наказания, чем тот, который предусмотрен соответствующей статьей Особенной части (ст. 64 УК). ШТРАФ может также применяться в порядке замены неотбытой части наказания в виде лишения свободы за преступления небольшой или средней тяжести (ст. 80, 82 УК).

В УК предусмотрена возможность замены и самого ШТРАФ более строгими (суровыми) видами наказаний. В случае злостного уклонения от уплаты ШТРАФ он заменяется: обязательными работами, исправительными работами или арестом соответственно размеру назначенного ШТРАФ в пределах, предусмотренных для этих видов наказаний. Критериев уклонения от уплаты ШТРАФ в качестве злостного УК не содержит. Суд, давая такую оценку, учитывает как факт наличия у осужденного имущества или денежных средств, так и обстоятельства, свидетельствующие о намерении скрыть их с целью уклониться от уплаты ШТРАФ

В уголовном праве штраф представляет собой вид наказания в виде определенной денежной суммы, выплачиваемой по приговору суда осужденным в пользу государства. Наряду с конфискацией имущества и компенсацией штраф относится к категории т.н. имущественных наказаний.

В лестнице наказаний штраф считается одной из наиболее легких санкций, поэтому в странах с либеральной уголовной политикой он широко применяется как альтернатива лишению свободы.

Штраф был широко известен на протяжении всей истории уголовного права, в частности, он упоминается уже в первых памятниках русского права (X век).

В настоящее время штраф как вид уголовного наказания предусмотрен законодательством всех стран мира. Во многих из них он является наиболее часто применяемым видом наказания.

Почти во всех странах мира штраф может выступать как в качестве основного, так и дополнительного наказания. При этом в качестве основного наказания он почти всегда выступает как альтернативное (прежде всего, лишению свободы) и значительно реже как единственно возможное наказание.

В Азербайджане, Беларуси, Грузии, Казахстане, Киргизии, Молдове, России, Туркменистане, на Украине штраф в качестве дополнительного вида наказания может назначаться судами только в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК. Однако в УК Беларуси ни в одной статье штраф не предусмотрен в качестве дополнительного вида наказания.

В Германии, Дании, Италии, Парагвае, Польше назначение штрафа дополнительно к лишению свободы рассматривается как исключение из правила и допускается только в случае корыстных преступлений. В США это, напротив, широко распространенная практика. В Нидерландах и Норвегии штраф может быть наложен в качестве дополнительного наказания, даже если он не предусмотрен санкцией соответствующей статьи УК.

В большинстве стран мира существует единое понятие штрафа как вида наказания. В то же время в отдельных государствах законодатель предусматривает различные виды уголовных штрафов.

Так, в Германии, наряду с обычным денежным штрафом, Законом о борьбе с нелегальной торговлей наркотиками и другими формами проявления организованной преступности от 15 июля 1992 г. был введен новый вид наказания — имущественный штраф, назначаемый за корыстные преступления. Основное отличие имущественного штрафа от денежного штрафа состоит в том, что имущественный штраф не исчисляется системой дневных ставок, а заключается в выплате определенной денежной суммы, назначаемой судом.

При определении размера имущественного штрафа суд исходит не из оценки вины лица, совершившего преступное деяние, а, в первую очередь, из стоимости имущества виновного. Верхний предел имущественного штрафа определяется стоимостью имущества лица, совершившего преступное деяние.

Имущественный штраф может назначаться только наряду с пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок свыше двух лет. В 1998 году «имущественный штраф» со всеми вышеуказанными характеристиками, включая название, был воспринят новым УК Парагвая.

В Эстонии различаются понятия «штраф» и «денежное взыскание». Первый назначается за проступки, второе — за преступления. Различия также касаются размеров и порядка исчисления.

УК Японии и Южной Кореи предусматривают уголовный штраф и малый уголовный штраф, которые различаются только по размеру.

В УК Италии и Мальты также фигурируют в качестве отдельных наказаний крупный и малый штрафы.

Способы определения суммы штрафа

Одним из наиболее существенных вопросов, возникающих при сравнительном анализе рассматриваемого вида наказания, является вопрос о способе определения суммы штрафа.

В законодательстве большинства стран размеры штрафа определены в Уголовных кодексах. При этом в Общей части УК обычно указывается максимальная и минимальная суммы штрафа, но иногда только максимальная. Конкретные размеры штрафов указаны в санкциях статей Особенной части УК.

В Албании, Беларуси, Литве, Македонии, Норвегии, Румынии, Швейцарии конкретные размеры штрафов не указываются в Особенной части УК, а определяются судом в рамках, установленных в Общей части УК.

В некоторых странах (Албания, Бахрейн) минимальные и максимальные размеры штрафов установлены отдельно для преступлений и уголовных проступков. В Беларуси то же самое сделано для преступлений, не представляющих большой общественной опасности, и менее тяжких преступлений.

В УК Беларуси, Федерации Боснии и Герцеговины, Македонии, Молдовы, наряду с общими размерами штрафов, законодатель установил повышенные размеры для корыстных преступлений.

В современном мире известны несколько основных систем исчисления размера штрафа, выбор которых зависит от национальных традиций, экономических условий страны и особенностей преступного деяния.

Старейшим и все еще весьма распространенным способом является установление ставки штрафа или его пределов в единицах национальной валюты (в т.ч. коллективной). В настоящее время он применяется, как правило, в странах с достаточно устойчивой денежной системой (государства зоны евро, Великобритания, США, Швеция, Япония). Однако этот способ встречается и в странах, менее стабильной валютой.

В 2003 году исчисление штрафа в твердых суммах национальной валюты восстановлено в УК России (в размере от двух тысяч пятисот до одного миллиона рублей). Это решение было подвергнуто резкой критике многими учеными, поскольку использование абсолютных величин при определении размера штрафа в условиях нестабильной экономики и перманентной инфляции требует постоянного внесения изменений в текст уголовного закона.

Известны случаи, когда законодатель устанавливает размеры штрафов в валюте иностранного государства. Так, в Аргентине после периода гиперинфляции суммы штрафов в УК стали указываться в долларах США. В Черногории, согласно УК 2003 года, размеры штрафов определяются в евро (правда, эта валюта в данном государстве получила признание в качестве единственного законного платежного средства).

Во многих государствах, испытавших сильную инфляцию, законодатель предпочитает устанавливать размер штрафа в условных единицах измерения, таких, как минимальный размер оплаты труда. Денежное выражение таких единиц периодически индексируется с учетом обесценения национальной валюты.

В частности, с учетом размера минимальной месячной заработной платы (установленной, как правило, на день постановления приговора), размер штрафа определяется в Азербайджане, Армении, Беларуси, Киргизии, Колумбии, Латвии, Монголии, Таджикистане, Узбекистане. Также исчислялся размер штрафа в России в 1997—2003 годах. В Казахстане условная единица измерения именуется «месячным расчетным показателем». В Литве штраф исчисляется размерами минимального прожиточного минимума, на Украине — в количествах необлагаемых минимумов доходов граждан.

В целом ряде стран штраф исчисляется в т.н. дневных ставках (в странах Латинской Америки именуются «dias-multa» — «штрафо-дни»). Первой такую систему ввела у себя Финляндия в 1921 году. Дневная ставка определяется судом в каждом конкретном случае с учетом личного и материального положения лица на момент вынесения приговора, чем достигается максимальная индивидуализация наказания. В Германии, Дании, Мексике, Парагвае и Эстонии суд исходит при этом, как правило, из чистого дохода, который лицо имеет или могло иметь в среднем в день.

Возможность судейского усмотрения при определении размера дневной ставки законодатель обычно все же ограничивает определенными рамками. Например, по УК Бразилии она не может быть менее 1/30 размера минимальной месячной зарплаты и более 5 размеров такой зарплаты; по УК Грузии минимальный штраф, исчисляемый по дневной зарплате, соответствует двум лари, а максимальный — десяти тысячам лари.

Весьма близким по смыслу к системе штрафо-дней является предусмотренное в УК Казахстана и России (наряду с исчислением в минимальных заработных платах) назначение штрафа в размере заработной платы или иного дохода осужденного за определенный период. Так, по УК РФ штраф может назначаться в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух недель до пяти лет.

Еще один вариант определения суммы штрафа, основанный на учете уровня доходов лиц, относительно недавно был введен Англии. Здесь в соответствии со ст. 18 (2) Закона об уголовной юстиции 1991 года сумма штрафа определяется путем умножения двух элементов. Первый элемент — число единиц штрафа, определяемое в зависимости от серьезности преступления, второй — сумма чистого недельного дохода правонарушителя. Например, если преступление наказывается штрафом в 10 единиц, а чистый недельный доход составляет 100 ф. ст., то общая сумма штрафа составляет 1000 ф. ст.

Третий способ определения размера штрафа заключается в установлении его в процентах или кратно к сумме незаконно полученной выгоды, стоимости похищенного, размеру преступного оборота и т.д. Он применяется, в частности, в УК Испании, КНР, США, Чили.

Так, по УК КНР штраф может составлять:

от 50 до 200 % от суммы реализации товара (за реализацию поддельных и некачественных товаров);

от одной до пятикратной суммы неуплаченного налога;

от 2 до 10 % от ложно декларированной суммы вложенного капитала;

от 5 до 20 % от суммы «отмытых» денег.

Нередко в национальных законодательствах применяются сразу несколько способов исчисления штрафов, что позволяет лучше учитывать специфику наказуемых деяний и личности преступника. Так, во Франции и Швеции УК предусматривают как штрафы в твердых суммах, так и в штрафо-днях.

Наконец, во многих странах — бывших английских колониях минимальный и максимальный предел вовсе не указываются, но в законе оговаривается, что «штраф не должен быть чрезмерным». В таких случаях судьи, решив назначить штраф в максимальном размере, исходят из установившейся в стране судебной практики.

Назначение и порядок уплаты штрафа

Назначение штрафа имеет определенную специфику по сравнению с другими видами наказания, которая заключается в том, что осуществимость и степень карательного воздействия этой санкции напрямую связаны с имущественным положением осужденного. Очевидно, что назначение штрафа лицу, не имеющему никакой собственности и доходов, бессмысленно и что назначение небольшой суммы штрафа лицу с высоким уровнем доходов едва ли окажет на последнее должное воздействие.

В связи с этим, законодательстве многих стран прямо указано, что размер штрафа определяется судом с учетом не только тяжести содеянного, но и материального положения осужденного. Иногда закон также требует учитывать при назначении штрафа, наряду с материальным, личное положение осужденного, его семейные обязательства, возраст, состояние здоровья и т.д.

Учет материального положения осужденного необходим для определения не только суммы, но и порядка выплаты штрафа.

Законодательство многих стран мира прямо предусматривает возможность назначение выплаты штрафа в рассрочку. Постановление об этом принимается судом.

По УК Федерации Боснии и Герцеговины, Македонии, Нидерландов рассрочка может достигать двух лет, по УК Латвии — 1 год.

Последствия неуплаты штрафа

Анализ современных уголовных законодательств показывает, что почти повсеместно предусмотрена замена штрафа в случае его неуплаты более строгим видом наказания.

В большинстве стран мира при неуплате штрафа допускается его замена лишением свободы в той или иной форме.

В этих целях закон устанавливает определенный порядок пересчета штрафа в другие наказания. Так, в Австрии один день лишения свободы соответствует двум дневным ставкам, в Германии — одной дневной ставке, в Албании — 1 тысяче леков.

При этом максимальная продолжительность лишения свободы, назначенного в порядке замены, не может превышать 3 месяцев в Швеции; 4 месяцев — во Франции; 4,5 месяцев — в Норвегии; 6 месяцев — в Бельгии, Федерации Боснии и Герцеговины, Македонии, Таджикистане, Узбекистане, Чили; 12 месяцев — в Англии, Испании, Нидерландах; 18 месяцев — на Мальте; 3 лет — в Монголии, Республике Корея, Японии. В Венгрии и Германии при замене штрафа как дополнительного наказания может быть назначено лишение свободы сроком до 2 лет.

Институт замены штрафа лишением свободы в случае неуплаты первого всегда вызывал критику среди значительной части юристов, по мнению которых, он явно дискриминирует наиболее малоимущих представителей общества. Указанные лица подвергаются более суровому наказанию только потому, что не имеют достаточных финансовых средств, причем часто по вполне объективным и независящим от них причинам.

Признавая несправедливость такого положения, в ряде стран законодатель старается смягчить его различными путями.

Так, в некоторых странах замена на более суровое наказание грозит только лицам, злостно уклоняющимся от уплаты штрафа.

При этом иногда допускается замена штрафа не только лишением свободы (арестом), но и более мягкими наказаниями: общественными работами, исправительными работами. В Грузии первоначально в случае уклонения от уплаты штрафа он заменяется полезным трудом, исправительными работами или ограничением свободы, и только в случае уклонения от последних — арест или лишение свободы. В Туркменистане штраф может быть заменен только исправительными работами, на Украине — общественными или исправительными работами.

В Испании штраф при неуплате обычно заменяется арестом на выходные дни, однако если осужденный не уплатил штраф, размер которого пропорционален причиненному ущербу, он приговаривается к лишению свободы на срок до одного года.

В Беларуси, Испании, Колумбии, Литве, Мексике, Молдове, Парагвае, Сальвадоре, на Украине при невозможности уплаты штрафа он может быть заменен (как правило, с согласия или по просьбе осужденного) общественными работами. В противном случае (при уклонении от уплаты) в Колумбии неуплаченный штраф заменяется арестом на выходные, а в Литве — арестом.

Еще более гуманно решен вопрос в УК КНР: если в силу непреодолимых обстоятельств действительно имеются трудности для внесения денежного штрафа, можно, приняв во внимание обстоятельства, снизить наказание либо освободить от него.

Аналогичный гуманный подход можно встретить и в развитых странах Запада. Во Франции арест за неуплату штрафа не применяется к тем, кто докажет свою неплатежеспособность, представив справку от налогового инспектора, от мэра или комиссара полиции. В соответствии с § 3614 Титула 18 Свода законов США осужденный не может быть заключен в тюрьму, если невозможность уплаты штрафа обусловлена только его бедностью.

Минимальную сумму штраф

С 10 ноября вступает в силу закон, повышающий до 2,5 тыс. руб. максимальный штраф за непропуск автомобилистами пешеходов. Документ опубликован на портале правовой информации.

При этом минимальная сумма штрафа осталась на прежнем уровне — 1,5 тыс. руб.

Поправки вносятся в ст. 12.18 КоАП (непредоставление преимущества в движении пешеходам или иным участникам дорожного движения).

Правительство предложило повысить штраф за непропуск пешеходов в начале февраля. Соответствующий законопроект был одобрен Госдумой 11 октября, а Советом Федерации — 25 октября. Документ был подписан президентом Владимиром Путиным 30 октября.

20 октября правительство внесло в Госдуму законопроект о «народных инспекторах». Согласно инициативе, «народные инспекторы» — граждане, фиксирующие нарушение ПДД с помощью специальных устройств и передающие их надзорным органам. Видеозапись должна быть зарегистрирована на портале госуслуг, чтобы на ее основании можно было назначить административное наказание нарушителю ПДД.

Власть и право

«Административка» накажет по-новому

Минимальный размер штрафа за административное нарушение вырастет в 5 раз

В Госдуму внесен проект изменений в КоАП. Теперь минимальный размер административного штрафа возрастет в пять раз, а максимальный будет уменьшен в три раза — до 100 тыс. руб. Изменения предполагают деление правонарушений на грубые, значительные и менее значительные. Вводится и новый вид наказания — суд вправе запрещать нарушителям участвовать в митингах, посещать общественные места и летать на самолете.

В Госдуму внесен проект новой редакции общей части Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Поправки были подготовлены осенью 2014 года группой из семи человек. В числе авторов — председатель комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин, его заместители — Дмитрий Вяткин и Александр Агеев.

Авторы проекта объяснили необходимость изменений труднодоступностью в плане понимания документа — с момента принятия кодекса в него было внесено более двух тысяч поправок. «Новая редакция общей части КоАП РФ не ужесточает и не повышает существенным образом размеры административных штрафов», — заявил Плигин.

Другой член группы по подготовке данного проекта, замглавы профильного комитета Дмитрий Вяткин, отметил, что грядущие изменения являются послаблением к ныне действующему кодексу. «Мы же ограничиваем штрафы для граждан до 100 тыс. руб., и то только за самые грубые нарушения. То есть предлагаем не повысить максимальные размеры штрафов, а даже понизить», — прокомментировал Вяткин.

Повторно вышедшие на Манежную площадь получают более жесткое наказание

Согласно поправкам, минимальный размер штрафа для граждан за административные правонарушения будет увеличен со 100 до 500 руб. Максимальный же размер наказания за нарушения данной категории уменьшится с 300 тыс. до 100 тыс. руб.

Внесенный в Госдуму законопроект вводит три категории административных правонарушений: грубые, значительные и менее значительные. Категория нарушения будет зависеть от степени угрозы общественной безопасности от проступка, пояснил Вяткин. А выбранная категория прямо повлияет на наказание.

Помимо этого в новом документе говорится об ответственности не только физических, должностных и юридических лиц, но и индивидуальных предпринимателей.

Так, за грубые правонарушения гражданам грозит штраф от 10 тыс. до 100 тыс. руб., должностным лицам — от 200 тыс. до 800 тыс., юридическим лицам — от 5 млн до 60 млн руб., индивидуальным предпринимателям — от 100 тыс. до 400 тыс. руб.

За значительные нарушения предполагается штраф для физических лиц — 5–10 тыс. руб., для должностных лиц — 50–200 тыс., для юридических лиц — 1–5 млн, для индивидуальных предпринимателей — 25–100 тыс. руб.

За менее значительные правонарушения грозит штраф для физических лиц в размере от 500 до 5 тыс. руб., для должностных лиц — от 5 тыс. до 50 тыс., для юридических лиц — от 10 тыс. до 1 млн руб., для индивидуальных предпринимателей — от 2,5 тыс. до 25 тыс. руб.

Новая редакция кодекса более четко разграничивает компетенции между федеральными органами госвласти и субъектами РФ. То есть в случае принятия поправок регионы смогут выносить наказание только за менее значительные правонарушения.

В документе также указывается, что

за грубые нарушения могут последовать не только штраф, но и ликвидация юридического лица и прекращение деятельности индивидуального предпринимателя.

Кроме этого, поправки предусматривают возможность введения еще одного вида наказания. Суды смогут запрещать правонарушителям посещать спортивные мероприятия, определенные общественные места, участвовать в митингах и пользоваться услугами авиаперевозчиков.

Как рассказал «Газете.Ru» Дмитрий Вяткин, под общественными местами и мероприятиями имелись в виду, к примеру, концерты, выставки.

«Это может быть и парк. Вот, к примеру, человек буянит в парке. И суд ему говорит: «Все, товарищ, отдыхай дома, а в парк — ни ногой», — пояснил Вяткин.

Следуя логике инициаторов проекта, если человек дебоширит в самолете — суд может на какое-то время ему запретить летать. И возникает вопрос: не противоречат ли подобные санкции Конституции?

«Нет, конечно! Почему это противоречит? — с возмущением отметил Вяткин. — Я не считаю, что санкция, применяемая в соответствии с законодательством, нарушает Конституцию. В качестве воспитательной меры человека можно временно лишить возможности летать самолетом. И кстати, согласно нормам, которые устанавливают порядок применения тех или иных видов санкций, если человеку некуда деваться, если только самолетом он может долететь, эта санкция применяться не будет».

Если же кто-то нарушит требования по участию в собраниях, митингах, демонстрациях, суд в соответствии с новым законопроектом вправе запретить участие в подобных акциях на срок от трех месяцев до года.

Согласно действующему Кодексу об административных правонарушениях, если вы, к примеру, похитили чужую шариковую ручку, вам грозит штраф в размере трехкратной стоимости похищенного имущества, но не менее 100 руб. Если вы приставали к прохожим и при этом использовали в своей речи нецензурные выражения, вам придется заплатить штраф в размере от 1 тыс. до 2,5 тыс. руб. Оставили после пикника в лесу мусор? За подобное нарушение предусмотрено наказание в 300–500 руб.

Как снизить сумму штрафа ниже установленного КоАП РФ

Номер журнала:

Многие хозяйствующие субъекты сталкивались с очень значительными штрафами даже за несущественные нарушения. С этим соглашаются инспекторы надзорных органов, но пойти на снижение штрафных санкций они не могут. КоАП не позволяет. В настоящее время, пока законодатель не откорректировал эти статьи, судам дана возможность снизить суммы штрафов по некоторым видам нарушений ниже установленных Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Механизм определен в Постановлении Конституционного суда РФ от 25 февраля 2014 года № 4-П «По делу о проверке конституционности ряда положений статей 7.3, 9.1, 14.43, 15.19, 15.231 и 19.73 Кодекса РФ об административных правонарушениях в связи с запросом Арбитражного суда Нижегородской области и жалобами обществ с ограниченной ответственностью «Барышский мясокомбинат» и «ВОЛМЕТ», открытых акционерных обществ «Завод «Реконд», «Эксплуатационно-технический узел связи» и «Электронкомплекс», закрытых акционерных обществ «ГЕОТЕХНИКА П» и «РАНГ» и бюджетного учреждения здравоохранения Удмуртской Республики «Детская городская больница №3 «Нейрон» Министерства здравоохранения Удмуртской Республики».
В частности, положения ч. 1 ст. 7.3, ч. 1 ст. 9.1, ч. 1 ст. 14.43, ч. 2 ст. 15.19, частей 2 и 5 ст. 15.231 и ст. 19.73 КоАП РФ, устанавливающие минимальные размеры административных штрафов, признаны не соответствующими Конституции РФ, так как не допускают назначение административного штрафа ниже низшего предела, указанного в соответствующей административной санкции. По мнению Конституционного суда, они не позволяют надлежащим образом учесть характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественное и финансовое положение, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства и, соответственно, обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания.
Исходя из требований Конституции РФ и с учетом правовых позиций Конституционного суда РФ, федеральный законодатель должен внести в Кодекс РФ об административных правонарушениях соответствующие изменения. Пока это не реализовано, в Постановлении указано, что размер административного штрафа, который установлен в сумме от 100 тысяч рублей и выше, в соответствии с указанными выше статьями КоАП может быть назначен судом ниже низшего предела, предусмотренного для юридических лиц соответствующей административной санкцией.
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции РФ оспариваемые заявителями законоположения.
Согласно ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ пользование недрами без лицензии на пользование недрами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей, на должностных лиц — от 30 тысяч до 50 тысяч рублей, на юридических лиц — от 800 тысяч до одного миллиона рублей. На основании названного законоположения Постановлением старшего государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Ульяновской области от 26 марта 2012 года ООО «Барышский мясокомбинат» было привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 800 тысяч рублей за совершение административного правонарушения, выразившегося в добыче без лицензии подземных вод из артезианской скважины для собственных хозяйственно-бытовых нужд. При этом в качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность, был учтен тот факт, что после возбуждения дела об административном правонарушении ООО «Барышский мясокомбинат» подготовило и направило документы для получения лицензии на право пользования недрами.
Согласно ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей, на должностных лиц — от 20 тысяч до 30 тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года, на юридических лиц — от 200 тысяч до 300 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Названное законоположение послужило основанием для привлечения ООО «ВОЛМЕТ» к административной ответственности с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 200 тысяч рублей (Постановление должностного лица Центрального управления Ростехнадзора от 27 декабря 2012 года).
Согласно ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей, на должностных лиц — от 10 тысяч до 20 тысяч рублей, на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 20 тысяч до 30 тысяч рублей, на юридических лиц — от 100 тысяч до 300 тысяч рублей.
Бюджетное учреждение здравоохранения Удмуртской Республики «Детская городская больница № 3 «Нейрон» Министерства здравоохранения Удмуртской Республики», в отношении которого Управлением Росздравнадзора по Удмуртской Республике была проведена плановая выездная проверка, выявившая факты нарушения правил хранения лекарственных средств, было подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 тысяч рублей.
В Постановлении Конституционного суда отмечается, что для отдельных коммерческих организаций, относящихся, как правило, к субъектам малого предпринимательства, подобные суммы штрафов могут оказаться «непосильными и привести к самым серьезным, вплоть до вынужденной ликвидации, последствиям (что нашло подтверждение в судебных актах, принятых в связи с привлечением к административной ответственности некоторых заявителей по настоящему делу)».
Важно еще раз отметить, что постановление распространяется на все виды штрафов, где минимальная сумма, определенная в КоАП РФ, превышает 100 тысяч рублей.
Пока Госдума РФ не приняла соответствующие поправки, у хозяйствующих субъектов есть возможность снизить штраф ниже установленного в КоАП.

Смотрите так же:

  • Список адвокатов киева Реєстр адвокатів Києва © 2008–2018 Всі права захищено. Використання матеріалів цього сайту можливе тільки з посиланням на джерело. З питаннями та пропозиціями щодо роботи сайту звертайтесь до вебмайстра: [email protected] Графік особистого прийому Голови Ради адвокатів міста Києва: Перша, третя п’ятниця місяця – з 10:00 до 13:00 Друга, […]
  • Закон о использовании ядерной энергии Об этой странице Мы зарегистрировали подозрительный трафик, исходящий из вашей сети. С помощью этой страницы мы сможем определить, что запросы отправляете именно вы, а не робот. Почему это могло произойти? Эта страница отображается в тех случаях, когда автоматическими системами Google регистрируются исходящие из вашей сети запросы, […]
  • При начислении пенсии учитываются дети Перерасчет пенсии за периоды ухода за детьми: кому и сколько ​ должно достигнуть 30.​ с использованием ИПК​ ежегодных пенсионных отчислений​ баллам женщинам, у​ и позднее, беспокоиться​ имеет право на​ период работы периодом​ назначением пенсии через​ - 10.​ рублях делятся на​ из расчета 3​ руб. в месяц.​ отпуска по уходу​ лет работник […]
  • Вишневецкий иван яковлевич патент Устройство для определения момента срабатывания контактов высоковольтного выключателя Номер патента: 1677726 (51)5 Н 01 Н 33/59 АВТОРСКОМУ С ТЕЛЬСТВУ ОСУДАРСТИЕННЫЙ КОМИТЕТПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМПРИ ГКНТ СССР ИСАНИЕ ИЗО(71) Абаканский филиал Красноярского политехнического института(56) Авторское свидетельство СССР М 1534539, кл. […]
  • Закон о занятости населения 2011 Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1"О занятости населения в Российской Федерации" С изменениями и дополнениями от: 15 июля 1992 г., 24 декабря 1993 г., 27 января 1995 г., 20 апреля 1996 г., 21 июля 1998 г., 30 апреля, […]
  • Правила для пдд решать ПДД 2018 онлайн России Новые правила ПДД экзамена 2018 5 вопросов за ошибку Официальные экзаменационные билеты ПДД 2018 новые с 10 апреля 2018 категории ABM A1B1 Частные Автоинструкторы России Изменения в билетах ПДД 10 апреля 2018 Изменены 15 вопросов по Медицине. Изменения с 18 января 2018 Новый вопрос про жилет Б16в1 и несколько […]