Контрабанда Виды преступлений

Контрабанда

Контрабанда (ст. 188 УК). Непосредственный объект преступ­ления: основной — совокупность общественных отношений, регу­лирующих нормальное осуществление внешнеэкономической дея­тельности, а также финансовые интересы государства. Дополни­тельными объектами при контрабанде особыми видами предме­тов, указанных в ч. 2 ст. 188 УК, являются общественные отно­шения по обеспечению здоровья населения — при перемещении наркотических средств и психотропных веществ; по обеспече­нию общественной безопасности — при перемещении огнестрель­ного оружия, боеприпасов, взрывных устройств; по обеспечению мира и безопасности человечества — при перемещении различных видов оружия массового поражения. В качестве факультативного объекта может выступать здоровье лица, осуществляющего тамо­женный контроль.

Предмет контрабанды, предусмотренной ч. 1 ст. 188 УК, со­ставляют товары и иные предметы, за исключением указанных в ч. 2 этой же статьи. Под товарами согласно ст. 18 Таможенного кодекса РФ* следует понимать любое движимое имущество, в том числе валюту, валютные ценности, электрическую, тепловую, иные виды энергии, транспортные средства.

*ВВС. 1993. №31. Ст. 1224.

Контрабанда указанными товарами уголовно наказуема, если они перемещаются в крупном размере. В соответствии с примеча­нием к ст. 188 УК размер является крупным, если стоимость пере­мещенных товаров превышает пятьсот минимальных размеров оп­латы труда (в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 1998г.).

Предмет контрабанды, предусмотренной ч. 2 ст. 188 УК, обра­зуют предметы, в основном изъятые из свободного гражданского оборота или ограниченные в нем, представляющие угрозу для здо­ровья населения, общественной безопасности, а также предметы, составляющие культурное достояние России или иных государств. К ним относятся: наркотические средства, психотропные, сильно­действующие, ядовитые, отравляющие, радиоактивные, взрывча­тые вещества, вооружение, взрывные устройства, огнестрельное оружие, боеприпасы, ядерное, химическое, биологическое и дру­гие виды оружия массового поражения, материалы и оборудова­ние, которые могут быть использованы при создании оружия мас­сового поражения, стратегически важные сырьевые товары, куль­турные ценности. Незаконное перемещение указанных предметов через таможенную границу уголовно наказуемо независимо от раз­мера.

Объективная сторона преступления представляет собой неза­конное перемещение указанных предметов через таможенную гра­ницу Российской Федерации.

Под перемещением предметов через таможенную границу сле­дует понимать совершение действий по ввозу на таможенную тер­риторию РФ или вывозу с нее товаров или иных предметов любым способом, включая пересылку в почтовых международных отправ­лениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередач (ст. 18 Таможенного кодекса — далее ТК).

Таможенной границей РФ являются пределы таможенной тер­ритории РФ, а также периметры свободных таможенных зон и свободных складов. Таможенная территория РФ включает в себя сухопутную территорию РФ, территориальные и внутренние воды, воздушное пространство над ними, а также острова, установ­ки, сооружения, находящиеся в морской исключительной эконо­мической зоне РФ, над которыми РФ обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела (ст. 3 ТК).

Обязательным признаком объективной стороны контрабанды является способ перемещения товаров и иных предметов через та­моженную границу РФ. Этими способами являются:

1) совершение перемещения помимо таможенного контроля, т.е. вне определенных органами таможенного контроля мест дозво­ленного перемещения товаров;

2) с сокрытием от таможенного контроля, т.е. любым способом, затрудняющим обнаружение утаиваемых товаров или предметов; это возможно как с использованием тайников (например, двойное дно чемодана, выдолбленное пространство в каблуке, естественные полости человеческого тела и др.), так и без такового;

3) с обманным использованием документов или средств тамо­женной идентификации, т.е. с предоставлением лицам, осущест­вляющим таможенный контроль, заведомо подложных документов, документов, полученных незаконным путем (например, в ре­зультате дачи взятки соответствующему должностному лицу), а также использование фальсифицированных средств таможенной идентификации — печатей, пломб, буквенных или цифровых мар­кировок и т.д.;

4) с недекларированием или недостоверным декларированием, т.е. без заявления о перемещении товаров или иных предметов в установленной законом форме в таможенной декларации либо с заявлением недостоверных сведений.

Преступление окончено с момента фактического незаконного перемещения товаров или иных предметов через таможенную гра­ницу РФ, т.е. состав формальный.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла.

Субъект преступления — физическое вменяемое лицо, достиг­шее 16 лет.

Квалифицированные виды деяний, указанных в ч. 1, 2 ст. 188 УК, названы в ч. 3 названной статьи. Квалифицирующими при­знаками являются совершение преступления:

б) должностным лицом с использованием своего служебного по­ложения;

в) с применением насилия к лицу, осуществляющему таможен­ный контроль.

К должностным лицам в данном случае относятся работники таможенных органов, а также должностные лица, освобожденные на основании положений закона от определенных форм таможен­ного контроля. Статья 188 ТК определяет их круг. Среди них Пре­зидент РФ, а также депутаты Государственной Думы и члены Со­вета Федерации, члены Правительства РФ, если они пересекают таможенную границу РФ в связи с исполнением своих депутатских или служебных обязанностей.

Насилие, применяемое к лицам, осуществляющим таможен­ный контроль, может быть как физическим, так и психическим в виде угрозы применить насилие. Физическое насилие может выра­жаться в нанесении побоев, причинении легкого вреда здоровью, вреда средней тяжести или тяжкого, предусмотренного ч. 1 и 2 ст. 111 УК. Причинение более тяжкого вреда и убийство потерпев­шего требуют дополнительной квалификации по ч. 3 или 4 ст. 111 либо по ст. 105 УК.

Особо квалифицированным видом рассматриваемого преступ­ления является совершение его организованной группой (ч. 3 ст. 188 УК).

Виды контрабанды

Вернуться назад на Контрабанда

1 Контрабанда табачных изделий.

По оценкам специалистов контрабанда сигарет возросла во всем мире на 73%. Журнал “Российская юстиция” №3, с 45-47 Волна контрабанды сигаретами в начале 1990-х была вызвана распадом Восточного блока, наряду с увеличением покупательского спроса на международные марки сигарет на развивающихся рынках Азии. Величину проблемы контрабанды можно определить, посмотрев на разницу между всемирным экспортом и импортом; большинство «пропавших» сигарет продано контрабандными путями. Количество производимых в мире сигарет известно достаточно точно, и так как сигареты не хранят очень долго, всемирное производство практически совпадает с всемирным потреблением, то есть не существует больших запасов сигарет. Всемирный импорт должен быть близок по величине экспорту. Было экспортировано 1107 миллиардов сигарет и только 707 миллиардов импортировано, разница составляет 400 миллиардов. После вычитания 45000 миллиардов сигарет, проданных беспошлинно на легальном основании, остаются 355 миллиардов пропавших сигарет. Единственным логичным объяснением такой пропажи является контрабанда.

Контрабанда сигарет сейчас настолько широко распространена и хорошо организована, что представляет собой серьезную угрозу, как для общественного здоровья, так и для государственных финансов, которые теряют миллиарды долларов дохода. Контрабанда ведет к потере государственного дохода и даже подрывает усилия органов здравоохранения по сокращению количества курильщиков. Например, реклама на всю страницу в газетах «New York Times» и «Washington Post» от первого мая, размещенная пятью крупнейшими табачными компаниями США, гласила, что повышение налога на 1,10 долларов США приведет к возникновению черного рынка сигарет, что, в свою очередь, создаст неограниченный доступ детей к сигаретам.

Наличие черного рынка также означает уменьшение дохода для легальных табачных компаний и увеличение возможности для организованной преступности. Вопрос контрабанды стал наиболее убедительным аргументом против политики правительств, которые хотят сократить потребление посредством налогообложения табака.

В своем докладе по вопросу налога на табачные изделия в мае Европейская комиссия подчеркнула, что необходимо учитывать фактор контрабанды при планировании повышения налога, так как задачи общественного здравоохранения по сокращению потребления табака посредством повышения налога будут далеки от выполнения, если табачные изделия смогут избежать этого налогообложения. Контрабандные сигареты продаются по цене ниже рыночной, таким образом, сигареты становятся дешевыми, что повышает потребление и подрывает усилия по предотвращению курения среди молодежи. Контрабанда предлагает самые известные международные сорта сигарет по ценам, доступным даже для потребителей с низкими доходами и для особо заботящейся о своем имидже молодежи развивающихся стран, где западные товары считаются особо изысканными и стильными. Так как треть ежегодного всемирного экспорта приходится на контрабанду, ее эффект огромен. Это приводит к масштабному увеличению бремени заболеваемости, особенно в бедных странах.

Контрабандные сигареты не подпадают под законные ограничения и правила здравоохранения, такие как запрет продажи табака, несовершеннолетним, требования к этикеткам и правила, касающиеся допустимых добавок. И, наконец, увеличение контрабанды сигарет также означает расширение возможностей для организованной преступности, которая также занимается деятельностью и в других областях, например, наркотиками, что может повысить общий уровень коррупции в стране. Контрабанда в крупных масштабах означает наличие криминальных организаций и достаточно развитой системы распространения контрабандных сигарет на местном уровне. Контрабанда охватывает международные марки, выпускаемые транснациональными компаниями и распространяемые криминальными организациями, которые действуют во всех частях мира и могут в больших количествах беспошлинно покупать сигареты, которые до этого «исчезли» при международных перевозках.

2 Контрабанда редких видов растений и животных.

По оценке Интерпола, в прошлом году мировой оборот контрабанды образцами флоры и фауны вышел на второе место после оборота наркотиков, обогнав даже незаконную торговлю оружием. Особенно под жестким прессом оказалась дикая флора и фауна Востока России. «Биологическая» контрабанда становится на территории российского Дальнего Востока одним из самых распространенных видов нарушений таможенного законодательства. Контрабанда редких животных и растений с российского Дальнего Востока резко увеличилась после возникновения контактов местных криминальных сил с преступными организациями в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

По данным экспертов Дальневосточной оперативной таможни, большая часть контрабандного вывоза животных и растений, занесенных в Красную Книгу, перехватывается на китайском направлении, второе и третье места занимают, соответственно, Республика Корея и КНДР. Повышенный спрос на природное сырье, используемое в медицине и кулинарии этих стран, является мощным стимулом для местных браконьеров и перекупщиков. На восточном участке российско-китайской границы таможенные органы все чаще изымают незаконно вывозимые редких животных — это так называемая струя кабарги, желчь медведя, кости амурского тигра, используемые в Китае для изготовления препаратов восточной медицины. На всех дальневосточных таможнях России было задержано 8,3 тонны осетровых рыб, 202 тонны медвежьей желчи, 46 медвежьих лап, 111 мускусных желез кабарги и 1275 оленьих пантов, когти трех уссурийских тигров, 38 норковых шкурок, 96 редких дальневосточных черепах бисса, 652 корня женьшеня и многое другое.

Резко выросла контрабанда птиц — так, в минувшем году на Камчатке открылся браконьерский промысел ястребов-тетеревятников, а в Якутии — соколов, которых переправляют через АТР в Саудовскую Аравию. Вывозятся также волнистые попугайчики — их изъято около сотни особей. Ущерб не ограничивается числом реализованных на черном рынке особей редких животных и птиц. Примерно 30 процентов особей гибнет при отлове и передержке, еще 30 — при транспортировке. Массовый характер приняла контрабанда осетровой икры. Около 50 процентов торговли черной икрой, по данным Службы охраны рыбных ресурсов и животного мира США, осуществляется нелегально. Поголовье осетровых в Каспии, где добывается 90 процентов всей черной икры, за последние 20 лет сократилось на 70 процентов. Россия в результате контрабанды лишается важного источника валютных поступлений. О масштабах и общественной опасности данной категории преступлений свидетельствуют результаты многочисленных операций правоохранительных органов.

3 Контрабанда произведений искусства.

За последние десять лет характер контрабанды антиквариата из России существенно изменился. В конце 80-х годов за границу увозили в основном произведения художников — авангардистов, работы Репина, приобретенные у частных коллекционеров предметы старины. Позднее предметом контрабанды стали ценнейшие коллекции картин, серебра, бронзы. С началом эпохи разгосударствления и появлением многочисленных антикварных лавочек контрабанда произведений искусства стала, как говорят специалисты, «бытовой». Злоумышленники без особого труда приобретают в магазинах, у коллекционеров, у рядовых граждан или у профессиональных преступников «заведомо украденные» или «честные», но все равно запрещенные к вывозу предметы антиквариата, и дальше уже каждый по-своему пытается решить проблему перевозки. Как отмечают специалисты петербургского управления ФСБ, каждый раз им приходится сталкиваться с каким-то новым способом провоза контрабанды. В своих ухищрениях злоумышленники практически не повторяются.

4 Контрабанда драгоценных металлов и камней.

Правоохранительными органами совместно с таможенными ежегодно пресекается огромное количество контрабандного вывоза и незаконных сделок с драгоценными металлами и камнями. Так, из незаконного валютного оборота, по данным МВД РФ, изъято более 300 кг золота, около 90 кг платины, 400 кг серебра, 100 кг изумрудов и изумрудного сырья, несколько тысяч каратов драгоценных камней. Экономической основой контрабанды алмазов является заниженные цены первичных продаж алмазного сырья. Одна из возможных схем контрабандного вывоза состоит в следующем. На вполне законных основаниях алмазное сырье преступники подвергают пересортировке и наиболее качественные алмазы вывозят за рубеж контрабандой. В обмен доставлялись мелкие бриллианты низкого качества.

Главным источником алмазного сырья выступает совместное предприятие. Такие факты не единичны, о чем говорит тот факт, что за подобные нарушения «АЛРОСА» исключил из числа своих клиентов 29 фирм. На 11 из них заведены уголовные дела. Помимо алмазной контрабанды значительных масштабов достиг нелегальный вывоз золота за пределы России. По оценкам экспертов, только в Магаданской области исчезает ежегодно до 30 процентов добываемого драгоценного металла. Специалисты утверждают, что у теневиков оседает до 5-8 тонн российского золота.

5 Контрабанда при осуществлении импортных операций.

Особое место в этой группе преступлений занимают деяния, связанные с незаконным ввозом и реализацией на территории страны автомобилей иностранного производства. Этот бизнес связан с деятельностью устойчивых преступных групп с распределением функций по скупке и перевозке машин, обеспечению растормаживания, хранению и сбыту, изготовлению фиктивных документов, печатей и штампов. Предметом контрабандных операций, осуществляемых физическими лицами, чаще всего выступают автотранспортные средства иностранного производства.

К основным методам их незаконного импорта относятся: обход таможенных постов; изготовление и использование поддельных личных номерных печатей и штампов таможенных органов для оформления товаросопроводительных документов; проведение неправомерного растормаживания; перемещение немаркированных подакцизных товаров под прикрытием части маркированных; использование фальшивых акцизных и специальных марок. Предметом контрабандных операций, осуществляемых юридическими лицами, являются в значительной степени товары, подлежащие обложению акцизами и таможенными пошлинами. К ним относятся в основном потребительские товары импортного производства — алкогольные напитки, табачные изделия, автомобили, мебель, бытовая техника, одежда. Особенно много правонарушений выявляется при ввозе таких товаров как алкоголь и табачные изделия. По данным Министерства внешних экономических связей РФ объем импорта алкоголя приближается к 50% от производимого внутри страны, что может составить угрозу отечественному производству.

Беспрецедентных результатов достигли злоупотребления в процессе ввоза в Россию и реализации на ее территории автомобилей иностранного производства после введения таможенных пошлин в размере 5 ЭКЮ за 1 куб. см. объема двигателя, что по существу составляет 100 процентов их стоимости. К основным методам незаконного импорта подакцизных товаров юридическим лицами относятся: обход таможенных постов; сокрытие от таможенного досмотра; использование подложных документов; ввоз товаров под видом транзита с последующей его реализацией внутри страны; перемещение немаркированных товаров под прикрытием части маркированных; использование фальшивых акцизных и специальных марок; незаконное использование льгот, предоставляемых отдельным категориям лиц при ввозе автомобилей.

Импортные операции, связанные с незаконным автомобильным бизнесом, осуществляются устойчивыми преступными группировками, уклоняющимися от выполнения установленных требований по уплате таможенных и иных платежей. Целям обеспечения уголовно-правовой охраны предусмотренного законом порядка и условий перемещения через таможенную границу РФ товаров и иных объектов и связанных с этим законных прав и интересов государства, юридических и физических лиц служат правовые нормы, содержащиеся в ст. 188, 189, 190. Предметом контрабанды могут быть любые товары, т.е. вещи, ценности, соответствующие юридическому понятию товара, а также те объекты, которые по действующим нормативно — правовым актам подлежат таможенному контролю, таможенной идентификации или декларированию.

Правовые основы банковской деятельности
Мошенничество
Хищение
Арест
Наследование
Завещание

Назад | | Вверх

Расследование контрабанды

Под контрабандой понимается перемещение через таможенную границу РФ товаров или иных предметов, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием (ст. 188 УК РФ).

С криминалистической точки зрения выделяют следующие виды контрабанды: контрабанда, совершаемая физическими лицами в личных или коммерческих целях; контрабанда, совершаемая участниками предпринимательской деятельности в коммерческих целях.

Типичными способами совершения контрабанды физическими лицами являются:

  • перемещение товаров или иных ценностей через границу в специально приспособленных тайниках, устроенных: в ручной клади или багаже; в предметах одежды и обуви преступника; в предметах, находящихся па животных; в естественных отверстиях, органах и прическе преступника; в транспортном средстве, в официально перевозимых партиях товара, под видом иного груза и т.п.;
  • полное или частичное недекларирование или недостоверное декларирование товаров;
  • обманное использование таможенных документов или средств таможенной идентификации.
  • Для контрабанды, совершаемой участниками предпринимательской деятельности в коммерческих целях, характерны такие способы:

    а) перемещение товаров с сокрытием от таможенного контроля в тайниках, оборудованных в транспортных средствах;

    б) обманное использование коммерческих, транспортных, банковских и иных документов (коммерческих и упаковочных листов, сертификатов о происхождении товара, проспектов товаров, страховых полисов и т.п.);

    Так, на железнодорожном транспорте фальсифицируются железнодорожная накладная, на морском — коносамент, на воздушном — авиационная накладная, на автомобильном — товарно- транспортная накладная, а также прилагаемые к ним документы.

    При использовании фиктивных таможенных и грузосопроводительных документов в них чаще всего указывается наименование подставной либо несуществующей фирмы. Перевозчики при этом, как правило, заявляют о своей неосведомленности о характере груза и фиктивности документов на этот груз.

    в) обманное использование средств таможенной идентификации (пломб, печатей, шифровой и буквенной маркировки, штампов и др.);

    г) недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и транспортных средств.

    При расследовании контрабанды подлежат исследованию следующие обстоятельства: 1) факт и обстоятельства перемещения предметов контрабанды через таможенную границу РФ и их обнаружения таможенниками или пограничниками; 2) предмет контрабанды, т.е. установление точного наименования, количественных и качественных характеристик предметов, незаконно перемещенных через границу; 3) место и время совершения контрабанды, в том числе место обнаружения предмета контрабанды, характер, особенности и место расположения тайников; особенности конструкции тайников, их назначение, приспособленность для перемещения обнаруженных предметов; 4) лица, совершившие данное преступление; 5) способ совершения контрабанды; 6) мотивы и цели преступления.

    На начальном этапе расследования контрабанды выделяются две типичные следственные ситуации:

  • обнаружен предмет контрабанды у лица, проходящего таможенный контроль;
  • владелец обнаруженной контрабанды, осуществляемой в коммерческих целях, неизвестен.

В первой следственной ситуации проводится комплекс следующих следственных действий. Вначале нужно допросить должностных лиц таможенного органа, осуществляющих контроль физических лиц в зоне таможенного контроля, а затем провести личный обыск и допрос лица, которое намеревалось незаконно переместить предметы через границу РФ. При этом если имеются предположения, что предметы контрабанды (драгоценности, контейнеры с наркотическими веществами) находятся во внутренних органах задержанного, то необходимо провести его освидетельствование с применением рентгеноскопического исследования, путем введения слабительных средств и осмотра естественных отверстий тела. При допросе задержанного должна быть установлена его личность и выяснены следующие вопросы: кому принадлежат предметы контрабанды; совершал ли он ранее аналогичные перевозки; что известно ему об отправителях и получателях предметов контрабанды; есть ли договоренность с сотрудниками таможни об их содействии в ходе прохождения таможенного контроля и т.п.

Проведя осмотр предметов контрабанды, изъятие и осмотр таможенных деклараций лица, задержанного с контрабандой, а также осмотр тайника, в котором была обнаружена контрабанда, необходимо назначить криминалистические экспертизы по следам, обнаруженным в тайнике и возле него, а также на предметах контрабанды, и экспертиз (криминалистических, товароведческой, искусствоведческой) для определения точного наименования, характеристики и стоимости предмета контрабанды. Затем допросить очевидцев обнаружения контрабанды, лиц, изготовивших либо продавших предметы, за перемещение которых был задержан контрабандист. Провести выемку документов, подтверждающих факт приобретения предмета контрабанды в определенном месте (товарных чеков, иных документов с отметками торгующих организаций и т.п.). У всех лиц, выявленных при допросах задержанного или поданным осмотра предметов контрабанды, следует провести обыски.

Во второй следственной ситуации необходимо произвести: допрос сотрудников органа таможни, обнаруживших конграбанду, а также сотрудников грузового, валютного и других отделов по обстоятельствам и порядку оформления таможенных документов, по обстоятельствам выпуска груза через таможенную границу (если он состоялся); выемку материалов ведомственной проверки по факту обнаружения контрабанды; допрос всех лиц, причастных к сделке; выемку у участников внешнеэкономической деятельности и перевозчика документов, на основании которых осуществлялась их предпринимательская деятельность в целом и поставка данной партии товара в частности, осмотреть их; осмотр груза, в ходе которого установить его наименование, вес. количество, при возможности и необходимости производится изъятие образцов; назначение криминалистических и иных экспертиз (криминалистическую экспертизу документов, товароведческую, химическую); допрос лиц, осуществлявших перемещение предметов через границу; осмотры и обыски помещений, где хранился либо хранится груз; осмотр места обнаружения контрабанды и транспортного средства, использованного преступниками; допрос руководителей организаций — участников внешнеэкономической деятельности и лиц, отвечавших за поставку товаров за рубеж; выемку и осмотр средств таможенной идентификации (печатей, пломб и пр.); назначение необходимых экспертиз.

На этапе дальнейшего расследования проводится выявление и допрос соучастников контрабанды с целью установления связей между соучастниками, выявления организованной преступной группы, занимающейся контрабандой, установления источников получения предметов контрабанды; обыски в местах, где могут находиться предметы, предназначенные для контрабандного вывоза; осмотр обнаруженных объектов и проведение криминалистических, искусствоведческих и товароведческих экспертиз.

Контрабанда

Суть контрабанды заключается в незаконном перемещении через таможенную границу Российской Федерации товаров и иных предметов.

Объект преступления — установленный порядок перемещения товаров и иных предметов через таможенную границу Российской Федерации.

Диспозиция носит бланкетный характер, так как необходимо применение норм и положений, указанных в Таможенном кодексе РФ. Кроме того, в ч. 1 и ч. 2 ст. 188 Уголовного кодекса РФ предусмотрены самостоятельные составы преступлений, но полностью совпадающие по объективным и субъективным признакам.

Отличие между данными составами состоит в различных предметах преступления, то есть в предметах, которые перемещаются через таможенную границу.

Предметом преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 188 УК РФ, являются товары и иные предметы, находящиеся в свободном гражданском обороте. В соответствии со ст. 128 Гражданского кодекса РФ такими предметами признаются любые вещи, включая деньги, иностранную валюту, ценные бумаги, транспортные средства, ювелирные изделия, сырье и материалы, не являющиеся стратегическими, домашние животные и т.д. Товары и предметы, не предназначенные для производственной или иной коммерческой деятельности, могут свободно перемещаться через таможенную границу при соблюдении установленных правил в отношении количества и стоимости этих товаров, порядка их оформления и уплаты таможенной пошлины и таможенных сборов в соответствии с нормами Таможенного кодекса РФ. Перемещение товаров и предметов для производственной или иной коммерческой деятельности регулируется Федеральным законом от 14 апреля 1998 г. № 63-ФЗ «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами».

Часть 2 ст. 188 УК РФ устанавливает ответственность за незаконное перемещение через таможенную границу предметов, изъятых из гражданского оборота или имеющих ограниченный оборот, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу. Закон перечисляет такие предметы: наркотические средства, психотропные, сильнодействующие, ядовитые, отравляющие, взрывчатые, радиоактивные вещества, радиационные источники, ядерные материалы, огнестрельное оружие, взрывные устройства, боеприпасы, оружие массового поражения, средства его доставки, иное вооружение, иная военная техника, материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также стратегически важные сырьевые товары или культурные ценности.

Объективная сторона преступления выражается в действии — перемещении предметов контрабанды через таможенную границу РФ, осуществляемом следующими способами: 1) помимо или с сокрытием от таможенного контроля; 2) с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации; 3) с недекларированием или недостоверным декларированием.

Основные вопросы, связанные с толкованием признаков объективной стороны и квалификации деяния, раскрываются в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 2008 г. № 6 «О судебной практике по делам о контрабанде»:

  1. Перемещение через таможенную границу товаров и иных предметов заключается в совершении действий по ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или вывозу с этой территории товаров или иных предметов любым способом, включая перемещение товаров в международных почтовых отправлениях, трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи (п. 4).
  2. Перемещение товаров или иных предметов помимо таможенного контроля состоит в совершении любых умышленных действий по их ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или вывозу с этой территории вне пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации или иных мест нахождения таможенных органов (таможен, таможенных постов) либо вне времени их работы, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, или без разрешения таможенного органа, если международным договором Российской Федерации или федеральным законодательством не предусмотрено свободное движение товаров через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля (п. 8).
  3. Сокрытием от таможенного контроля товаров или иных предметов являются любые действия, направленные на то, чтобы затруднить обнаружение таких товаров либо утаить их подлинные свойства или количество (например, придание одним товарам вида других, использование тайников, специально изготовленных или приспособленных для контрабанды в предметах багажа, одежды или оборудованных на транспортных средствах, используемых для перемещения товаров через таможенную границу, сокрытие предметов контрабанды в полостях человеческого тела) (абз. 2 п. 8).
  4. Под обманным использованием документов или средств таможенной идентификации при контрабанде следует понимать предъявление органам таможенного контроля в качестве оснований или условий для перемещения указанных в ст. 188 УК РФ товаров или иных предметов заведомо поддельных документов либо документов, полученных незаконным путем, либо относящихся к другим товарам, иных документов, не имеющих юридической силы, а равно использование поддельных таможенных пломб, печатей, маркировки, штампов и иных средств идентификации (указанных в ст. 83 ТК кодекса РФ) или подлинных средств идентификации, относящихся к другим товарам (п. 9).
  5. Недекларирование при контрабанде предполагает умышленное незаявление в таможенной декларации или иным предусмотренным Таможенным кодексом РФ способом декларирования товаров сведений, необходимых для принятия решения о выпуске товаров и подлежащих декларированию транспортных средств, помещении их под избранный таможенный режим, исчислении и взимании таможенных платежей (абз. 1 п. 10).
  6. Недостоверное декларирование представляет собой заявление в таможенной декларации или в другой установленной форме декларирования заведомо ложных сведений о товарах и транспортных средствах, их таможенном режиме и других сведений, необходимых для указанных выше таможенных целей (абз. 2 п. 10).
  7. Момент окончания контрабанды должен определяться в зависимости от формы и способа перемещения товаров (ввоз, вывоз, пересылка, перемещение трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи), способа совершения контрабанды (помимо или с сокрытием от таможенного контроля, с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, с недекларированием или недостоверным декларированием), а также с учетом этапов перемещения, установленных Таможенным кодексом РФ, например получение разрешения на применение процедуры внутреннего таможенного транзита (ст. 79 — 90) или международного таможенного транзита (ст. 167 — 169), предварительное, периодическое и периодическое временное декларирование (ст. 130, 136 и 138) (абз. 2 п. 4).
  8. При ввозе товаров или иных предметов на таможенную территорию Российской Федерации контрабанду, совершенную с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо с недекларированием или недостоверным декларированием, следует считать оконченным преступлением с момента пресечения перемещения товаров или иных предметов в связи с обнаружением того, что ввоз этих товаров или предметов совершается одним из указанных противоправных способов, в том числе в случаях обнаружения данного факта при представлении таможенному органу указанных документов в процессе осуществления таможенной процедуры внутреннего таможенного транзита, помещения товара под таможенный режим либо выпуска товара или иных предметов (абз. 2 п. 5).

В случаях когда в процессе перемещения товаров или иных предметов обманное использование документов или средств таможенной идентификации, а равно факты недекларирования, недостоверного декларирования или сокрытия от таможенного контроля обнаружены не были, преступление, предусмотренное ст. 188 УК РФ, считается оконченным с момента принятия таможенными органами решения о выпуске товара или иных предметов, а в случае непринятия такого решения по причине уклонения лица от завершения таможенной процедуры — с момента совершения уголовно наказуемых действий по фактическому выведению товаров или иных предметов из-под таможенного контроля (абз. 3 п. 5).

Контрабанду, совершенную при ввозе на территорию Российской Федерации товаров или иных предметов помимо таможенного контроля или с сокрытием от него, следует считать оконченным преступлением с момента фактического пересечения товарами или иными предметами таможенной границы Российской Федерации только в тех случаях, когда оно произошло вне пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и вне иного места (коридора), установленного для следования товаров к месту прибытия, если такое место расположено не на границе, а в глубине таможенной территории Российской Федерации (абз. 4 п. 5).

Контрабанду, совершенную при вывозе товаров или иных предметов с таможенной территории Российской Федерации, следует считать оконченным преступлением с момента обнаружения недостоверности сведений, указанных лицом в представленной им таможенной декларации, или с момента пресечения иных действий, непосредственно направленных на вывоз товаров или иных предметов, если такие действия совершались противоправными способами, перечисленными в ч. 1 ст. 188 УК РФ, которыми достигалось выведение вывозимых товаров или предметов из-под таможенного контроля (абз. 1 п. 6).

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что перемещает через таможенную границу предмет контрабанды указанными способами и желает этого.

Субъект преступления общий — вменяемое физическое лицо, достигшее возраста шестнадцати лет.

Квалифицирующий признак — совершение преступления должностным лицом с использованием своего служебного положения либо с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль.

В тех случаях когда контрабанда признается совершенной организованной группой, по ч. 4 ст. 188 УК РФ квалифицируются действия всех участников организованной группы, а не только тех, кто непосредственно перемещал товары или иные предметы контрабанды через таможенную границу Российской Федерации (например, действия участников организованной группы, которые приобрели товар за границей в целях его ввоза на таможенную территорию Российской Федерации, содействовали его незаконному перемещению в пункте таможенного контроля или фальсифицировали документы, представленные при таможенном оформлении товаров, выступали в качестве транспортных экспедиторов контрабандного груза).

Контрабанда — квалифицированный и особо квалифицированный состав: Видео

§ 11. Виды таможенных преступлений

Контрабанда (ст. 188 УК РФ). К таможенным преступлениям относится контрабанда, ответственность за которую регламентируется ст. 188 УК РФ.
Эта статья объединяет два состава преступления, ранее регламентированных в разных статьях (ст.

78 и ст. 169.1 УК РСФСР). Способы совершения этих деяний одинаковы, однако существенно отличающиеся предметы контрабанды позволяют говорить о разных объектах посягательства преступлений, предусмотренных ч. ч. 1 и 2 ст. 188 УК РФ.
Часть 1 ст. 188 устанавливает ответственность за перемещение в крупном размере через таможенную границу предметов, не указанных в ч. 2 ст. 188:
1) совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля;
2) совершенное с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации;
3) сопряженное с недекларированием или с недостоверным декларированием.
Контрабанда причиняет ущерб общественным отношениям в сфере торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка при его взаимодействии с мировым рынком или рынками других стран.
«Непосредственный объект контрабанды — это общественные отношения в сфере таможенного дела, обеспечивающие установленный порядок товарооборота через таможенную границу и внесение в бюджет таможенных платежей» .
———————————
Михайлов В.И., Федоров А.В. Таможенные преступления. СПб., 1999. С. 14.

Предмет преступления — любое движимое имущество, не изъятое из гражданского оборота. Оно перечислено в Таможенном кодексе РФ: это любое движимое имущество, в том числе валюта, валютные ценности, тепловая или иные виды энергий, транспортные средства, за исключением таких, которые используются при международных перевозках пассажиров и товаров, включая контейнеры и другое транспортное оборудование, промышленные и продовольственные изделия, охотничье оружие, культурные ценности, медикаменты, сырьевые ресурсы нестратегического характера, машины, оборудование и др.
Объективная сторона выражается в одной из трех перечисленных форм преступного перемещения товаров. Эти незаконные способы перемещения детально раскрываются в Таможенном кодексе РФ (далее — ТК РФ). Кроме того, в ТК РФ даются понятия таможенной границы, таможенного контроля, декларирования товаров. Таможенная граница определяется не только пределами территории Российской Федерации, но и пределами свободных таможенных зон и свободных складов на территории Российской Федерации, как правило, исключенных из таможенной территории Российской Федерации, но входящих в государственную территорию Российской Федерации.
Объективная сторона контрабанды подробно раскрывается в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 2008 г. N 6 «О судебной практике по делам о контрабанде» . В Постановлении Пленума указано, что перемещение заключается в совершении действий по ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или вывозу с этой территории товаров или иных предметов любым способом, включая перемещение товаров в международных почтовых отправлениях, трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи. Момент окончания контрабанды зависит, во-первых, от формы и способа перемещения товаров, во-вторых, от способа совершения контрабанды, в-третьих, от этапов перемещения.
———————————
Бюллетень Верховного Суда РФ. 2008. N 8.

Формы и способы перемещения товаров — ввоз, вывоз, пересылка, перемещение трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи.
Способы совершения контрабанды названы в ч. 1 ст. 188 УК РФ.
Этапы перемещения товаров установлены ТК РФ:
— получение разрешения на применение процедуры внутреннего таможенного транзита;
— получение разрешения на применение процедуры международного таможенного транзита;
— предварительное и периодическое временное декларирование.
Первый способ контрабанды, предусмотренной ч. 1 ст. 188 УК РФ, заключается в перемещении товаров через таможенную границу помимо или с сокрытием от таможенного контроля. ТК РФ определяет, что под перемещением через таможенную границу помимо таможенного контроля понимается такое перемещение, которое осуществляется «вне определенных таможенными органами мест или вне установленного времени производства таможенного оформления». Таможенный контроль может осуществляться путем проверки документов и сведений, необходимых для таможенных целей, таможенного досмотра товаров, транспортных средств и физических лиц; проверки системы учета и отчетности; в других формах, предусмотренных ТК РФ.
ТК РФ определяет сокрытие от таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, как их перемещение «с использованием тайников либо другим способом, затрудняющим обнаружение товаров, либо придание одним товарам вида других».
Второй способ контрабанды — обманное использование таможенных документов или средств таможенной идентификации. Таможенные документы — это документы на товары, выдаваемые таможенными органами накладные, багажные списки, лицензии, вагонные листы и т.д. Идентификация производится путем наложения пломб, печатей, нанесения маркировки, составления чертежей, фотографий и иллюстраций.
К средствам таможенной идентификации относятся также образцы и пробы товаров, сертификаты, удостоверяющие количество, качество, комплектность товаров, технические средства, используемые при осуществлении таможенного контроля.
Средства идентификации могут изменяться или уничтожаться только таможенными органами или с их разрешения, кроме случаев, когда существует реальная угроза уничтожения, существенной порчи товаров. Об изменении или уничтожении идентификационного средства немедленно сообщается таможенному органу, и представляются доказательства существования угрозы. Под обманным использованием документов или средств таможенной идентификации понимаются их полная подделка, прикрытие действительными документами или средствами идентификации других товаров, использование документов, полученных незаконным путем.
Третий способ контрабанды сопряжен с недекларированием или с недостоверным декларированием товаров. Декларирование — заявление в таможенный орган по установленной форме точных сведений о товарах и транспортных средствах, их таможенном режиме и других необходимых данных. Сроки и порядок представления декларации указаны ТК РФ. Недекларирование товаров в определенном смысле является специфичной пассивной формой сокрытия товаров от таможенного контроля, а недостоверное декларирование — это фактически обманное использование специального таможенного документа — декларации.
Обязательным признаком объективной стороны этого преступления является крупный размер стоимости перемещаемых товаров. Таковым считается стоимость товаров, превышающая 1500 тыс. руб. Н.А. Ныркова поясняет, что необходимо опираться на рыночную, а не на таможенную стоимость незаконно перемещаемых через таможенную границу предметов, что вытекает из социально-правовой сущности данного преступления .
———————————
См.: Ныркова Н.А. Контрабанда и уклонение от уплаты таможенных платежей: спорные вопросы предмета // Противодействие преступности: уголовно-правовые, криминологические и уголовно-исполнительные аспекты: Материалы III Российского конгресса уголовного права, состоявшегося 29 — 30 мая 2008 г. М., 2008. С. 279.

Субъект преступления — физическое, вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет.
Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Мотивы и цели не влияют на квалификацию (как правило, это корыстные мотивы), но могут учитываться судом при назначении наказания.
В ч. 2 ст. 188 УК РФ установлена ответственность за контрабанду предметов, изъятых из гражданского оборота или ограниченных в обороте. Способы этой контрабанды аналогичны способам, указанным в ч. 1 ст. 188 УК РФ.
Основным объектом преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 188 УК РФ, являются общественные отношения, связанные с монополией внешней торговли на определенные виды имущества. Дополнительным объектом выступают отношения, обеспечивающие общественную безопасность, в том числе и здоровье населения.
Предметом этой контрабанды являются только предметы, прямо перечисленные в диспозиции ч. 2 ст. 188 УК РФ:
1) предметы, товары, представляющие повышенную общественную опасность (наркотические средства, психотропные вещества, инструменты и оборудование, находящиеся под специальным контролем и используемые для их производства и изготовления, сильнодействующие, ядовитые, отравляющие, взрывчатые, радиоактивные вещества, радиационные источники, ядерные материалы, взрывные устройства, огнестрельное оружие, боеприпасы к нему, оружие массового поражения, средства его доставки, иное вооружение, иная военная техника, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации;
2) стратегически важные сырьевые товары, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации. Эти правила были определены в различных нормативных правовых актах.
Установление принадлежности обнаруженных таможенными органами культурных ценностей к особо ценным объектам культурного наследия, не подлежащим вывозу, осуществляется органами Министерства культуры РФ на основании результатов проводимых экспертиз.
Контрабанда — формальный состав, признается оконченной с момента совершения действий, указанных в законе. Возможны стадии приготовления и покушения, когда не производится фактического перемещения предметов контрабанды через таможенную границу Российской Федерации. Контрабанда, предусмотренная ч. 1 ст. 188 УК РФ, относится к преступлениям средней тяжести. Контрабанда, предусмотренная ч. 2 ст. 188 УК РФ, — тяжкое преступление, приготовление к нему также является уголовно наказуемым.
Субъективная сторона преступления, предусмотренного в ч. 2 ст. 188 УК РФ, характеризуется прямым умыслом. Виновный сознает, что незаконно перемещает через таможенную границу Российской Федерации предметы, изъятые из гражданского оборота, и желает этого. Мотивы и цели не являются конструктивными признаками состава преступления и не влияют на квалификацию.
Квалифицирующими признаками являются совершение деяния лицом с использованием своего служебного положения, а также с применением насилия.
Должностные лица несут ответственность по п. «б» ч. 3 ст. 188 УК РФ при совокупности двух условий: должностное положение лица и использование им своих полномочий для незаконного перемещения товаров. К ним относятся должностные лица таможенных органов РФ, специалисты по таможенному оформлению, являющиеся сотрудниками Федеральной государственной таможенной службы, должностные лица погранвойск, иных воинских формирований, дипломатических представительств, сотрудники органов внутренних дел, Федеральной службы контрразведки и др. Если представитель таможенных органов — должностное лицо оказывает содействие другому лицу в незаконном перемещении через таможенную границу Российской Федерации предметов контрабанды, то он подлежит ответственности за соучастие в контрабанде и за превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ). Как указывается в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 2008 г. N 6, к таким лицам относятся должностные лица, обладающие правом находиться в зонах таможенного и пограничного контроля, осуществлять надзор за перемещением грузов, должностные лица, в соответствии с ТК РФ освобожденные от определенных форм таможенного контроля и использующие свое служебное положение для совершения контрабанды. Как было указано Верховным Судом РФ по конкретному уголовному делу, руководители негосударственных коммерческих и иных организаций, виновные в совершении контрабанды, при отсутствии квалифицирующих признаков подлежат ответственности по ч. 1 ст. 188 УК РФ ; М.Г. Иванов предлагает предусмотреть в качестве субъекта особо квалифицированной контрабанды специально уполномоченных лиц .
———————————
См.: Бюллетень Верховного Суда РФ. 1995. N 9. С. 10.
См.: Иванов М.Г. Служебно-экономическая преступность: криминологические и уголовно-правовые аспекты: Автореф. дис. . к.ю.н. Н. Новгород, 2002. С. 19.

В статье не раскрывается характер насилия, которое охватывается диспозицией этой нормы. Согласно общим правилам квалификации преступлений, под таким насилием следует понимать причинение легкого и средней тяжести вреда здоровью. Причинение тяжкого вреда здоровью требует квалификации по совокупности со ст. 111 УК РФ. Угроза применения насилия не образует оконченного состава преступления, предусмотренного п. «в» ч. 3 ст. 188 УК РФ.
Особо квалифицирующий признак — совершение деяний, предусмотренных ч. ч. 1, 2 или 3 ст. 188 УК РФ, организованной группой. Члены организованной группы — это лица, которые непосредственно перемещают контрабандные товары через таможенную границу Российской Федерации, содействуют незаконному перемещению в пункте таможенного контроля или вне его, приобретают контрабандные товары с целью доставления за пределы таможенной территории страны или получают его после ввоза в страну.
Незаконный экспорт или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК РФ). Объектом данного преступления являются общественные отношения, обеспечивающие установленный порядок осуществления внешнеэкономической деятельности, обусловленной выполнением международных обязательств по нераспространению оружия массового поражения.
Обязательным условием уголовной ответственности является наличие специального экспортного контроля в отношении предмета рассматриваемого преступления. Такой контроль устанавливается Правительством РФ исходя из международных обязательств в соответствии с законодательством РФ и состоит в установлении запретов и ограничений на вывоз отдельных видов товаров за границу, специального лицензирования и разрешительного порядка вывоза.
Вывоз признается незаконным, если он осуществляется в обход установленного специального экспортного контроля, т.е. в нарушение законодательства РФ, нормативных актов Правительства РФ, разрешительного порядка вывоза. Среди нормативных актов основными являются Федеральный закон от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ «Об экспортном контроле» , Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» , Федеральный закон от 19 июля 1998 г. N 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» . Кроме того, действует ряд Постановлений Правительства РФ и распоряжений Президента РФ. Например, Постановлением Правительства РФ от 10 марта 1994 г. N 197 утверждено Положение о порядке контроля за экспортом из Российской Федерации отдельных видов сырья, материалов, оборудования, технологий и научно-технической информации, которые могут быть применены при создании вооружения и военной техники.

Распоряжением Президента РФ от 11 февраля 1994 г. N 74-рп утвержден Перечень отдельных видов сырья, материалов, оборудования, технологий и научно-технической информации, которые могут быть применены при создании вооружения и военной техники, экспорт которых контролируется и осуществляется по лицензиям, и др.
———————————
Собрание законодательства РФ. 1999. N 30. Ст. 3774.
Собрание законодательства РФ. 2003. N 50. Ст. 4850.
Собрание законодательства РФ. 1998. N 30. Ст. 3610.

Под технологиями в данном случае понимаются как техническая документация, так и оборудование, позволяющие воспроизвести технологический цикл. Под услугами имеется в виду предоставление зарубежным партнерам возможностей организационного, научно-технического, производственно-технологического и иного характера, например участие в подготовке зарубежных специалистов, их консультирование, наладка оборудования, проведение технологических экспертиз, предоставление средств доставки.
Объективная сторона преступления выражается в следующих действиях: 1) незаконный экспорт сырья, материалов, оборудования, технологий и научно-технической информации; 2) передача специальным субъектом вышеназванных предметов иностранной организации или ее представителям. Она возможна в любой форме, в том числе и на территории Российской Федерации. Возможен также временный вывоз соответствующего оборудования, материалов и др.; 3) незаконное выполнение лицом соответствующих работ для иностранной организации или ее представителя. Незаконность работ выражается в нарушении установленного законом порядка их совершения; 4) незаконное оказание соответствующих услуг иностранной организации или их представителю, которые заведомо для лица могут быть использованы при создании вооружения и военной техники. Это, например, услуги консультирования, обучения, маркетинговой деятельности, ремонта техники и т.д.
Состав преступления формальный, деяние признается оконченным с момента фактического перемещения через таможенную границу Российской Федерации вышеперечисленных предметов.
Говоря о возможной конкуренции ч. 2 ст. 188 УК РФ и ст. 189 УК РФ, следует иметь в виду, что объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 188 УК РФ, отличается от состава, предусмотренного ст. 189 УК РФ. Во-первых, предметом последнего являются неовеществленные научно-техническая информация, технологии, услуги, которые не отнесены к предметам контрабанды как движимым предметам материального мира. Во-вторых, для квалификации деяний по ст. 189 УК РФ в отличие от ст. 188 УК РФ не требуется установления специальных способов перемещения через таможенную границу (помимо или с сокрытием от таможенного контроля и т.д.).
Кроме того, при контрабанде предусматриваются действия как по ввозу, так и по вывозу, а в ст. 189 УК РФ речь идет только о вывозе .
———————————
См.: Иванова С.Ю. Уголовно-правовая охрана деятельности таможенных органов России. Ульяновск, 2000. С. 97 — 98.

Субъект преступления — специальный. Это лицо, наделенное правом осуществлять внешнюю экономическую деятельность, т.е. руководитель юридического лица, созданного в соответствии с законодательством РФ и имеющего постоянное место нахождения на территории Российской Федерации, и физическое лицо, имеющее постоянное место жительства на территории Российской Федерации и зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя. Субъект раскрывается в примечании к ст. 189 УК РФ.
Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом, а цель этого деяния — совершить незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения. Мотивы на квалификацию не влияют.
Квалифицирующий признак — совершение деяния группой лиц по предварительному сговору.
Особо квалифицирующими признаками являются: 1) совершение деяния организованной группой; 2) а также в отношении особых указанных в ч. 3 ст. 188 УК РФ предметов. Это сырье, материалы, оборудование, технологии, научно-техническая информация, работы (услуги), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки и в отношении которых установлен экспортный контроль.
Невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран (ст. 190 УК РФ). Объектом данного преступления являются общественные отношения, обеспечивающие монополию государства на владение, пользование и распоряжение предметами художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран.
Предметом преступления являются ценности, перечисленные в ст. 7 рассматриваемого выше Закона РФ от 15 апреля 1993 г. «О вывозе и ввозе культурных ценностей». К ним относятся: 1) исторические ценности — это ценности, связанные с историческими событиями в жизни народов, развитием общества и государства, историей науки и техники, а также относящиеся к жизни и деятельности выдающихся личностей (государственных, политических, общественных деятелей, мыслителей, деятелей науки, литературы и искусства); 2) изделия традиционных народных художественных промыслов; 3) редкие рукописи и документальные памятники; архивы, включая фото-, фоно-, кино-, видеоархивы; уникальные и редкие музыкальные инструменты; почтовые марки, иные филателистические материалы, отдельно или в коллекциях; 4) редкие коллекции и образцы флоры и фауны, предметы, представляющие интерес для таких отраслей науки, как минералогия, анатомия и палеонтология; другие движимые предметы, в том числе копии, имеющие историческое, художественное, научное или иное культурное значение; 5) взятые государством под охрану как памятники истории и культуры, которые, согласно ст. 9 этого Закона, не подлежат вывозу из Российской Федерации.
Объективная сторона рассматриваемого преступления выражается в невозвращении на территорию Российской Федерации без уважительных причин, т.е. при реальной возможности их возврата, ранее вывезенных предметов культурного достояния, если их возвращение к установленному сроку являлось обязательным.
Таможенные органы при решении вопроса о возбуждении уголовного дела по ст. 190 УК РФ должны руководствоваться рядом нормативных актов, имеющих ведомственный характер (инструкциями ГТК РФ), справочными пособиями о порядке хранения, приобретения и обращения культурных ценностей.
Под уважительными причинами понимается наличие обстоятельств, не зависящих от воли лица, взявшего на себя обязательство об обратном ввозе в Россию в установленные сроки предметов культурного достояния, которые лишили данное лицо возможности его реально исполнить: заболевание или увечье, требующее оставления данного лица для госпитализации за пределами Российской Федерации; стихийное бедствие, катастрофа, уничтожившие предметы культурного достояния; похищение этих предметов; стихийное бедствие, катастрофа, военные действия, сделавшие невозможным своевременное возвращение в Российскую Федерацию культурных ценностей.
Субъектом преступления является физическое вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет, на котором лежит обязанность по возвращению предметов культурного достояния в Российскую Федерацию.
Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом, субъект преступления в определенном смысле специальный — это лицо, на котором в соответствии с законодательством лежит обязанность возвратить на территорию РФ культурные ценности.
Деяние признается оконченным с момента фактического невозвращения на территорию РФ культурных ценностей в установленный правовым актом срок.
Если будет установлено, что лицо, не вернувшее в указанный срок на территорию РФ предметы, перечисленные в ст. 190 УК РФ, в момент вывоза этих предметов уже имело умысел оставить их за рубежом, а обязательство об обратном ввозе таких предметов на территорию России им было представлено в таможенные органы без намерения его исполнить, то такие действия подлежат квалификации по ст. 188 УК РФ по признакам контрабанды, дополнительной квалификации по ст. 190 УК РФ не требуется.
Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (ст. 194 УК РФ). Объект этого преступления — общественные отношения в сфере финансовой деятельности государства, регулирующие порядок формирования и источники бюджетных поступлений.
Предмет преступления — таможенные платежи.
Объективная сторона выражается в уклонении от уплаты таможенных платежей. Диспозиция ст. 194 УК РФ носит бланкетный характер, поэтому для установления ее содержания необходимо обратиться к нормативным актам, определяющим виды таможенных платежей и порядок их уплаты при перемещении товара через таможенную границу РФ. Важнейшими из них являются: Таможенный кодекс РФ; Закон РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-1 «О таможенном тарифе» ; Закон РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей» .
———————————
Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 23. Ст. 821.
Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 20. Ст. 718.

Понятие и виды таможенных пошлин определены в Таможенном кодексе РФ. К таможенным платежам отнесены: 1) ввозная таможенная пошлина; 2) вывозная таможенная пошлина; 3) таможенные сборы (ст. 318 ТК РФ).
В ст. ст. 47, 48 Закона РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей» устанавливаются специальный сбор за право вывоза культурных ценностей и порядок его взимания государственными органами, выдающими свидетельство на право вывоза культурных ценностей.
Основой для исчисления таможенных платежей является таможенная стоимость товаров и транспортных средств, определяемая в соответствии с разд. 3 Закона РФ «О таможенном тарифе».
Таможенные платежи уплачиваются непосредственно декларантом либо иным лицом в соответствии с ТК РФ. При этом любое заинтересованное лицо вправе уплатить таможенные платежи, если иное не предусмотрено ТК РФ.
Таможенные платежи уплачиваются до принятия или одновременно с принятием таможенной декларации. При перемещении через таможенную границу РФ товаров не для коммерческих целей таможенные платежи уплачиваются одновременно с принятием таможенной декларации. Если таможенная декларация не была подана в установленный срок, то сроки уплаты таможенных платежей исчисляются со дня исчисления срока подачи таможенной декларации.
Уголовная ответственность наступает, если уклонение от уплаты таможенных платежей совершено в крупном размере. Согласно примечанию к ст. 194 УК РФ под крупным размером понимается стоимость неуплаченных таможенных платежей, которая превышает 3 млн. руб.
Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 194 УК РФ, может быть выражена:
— в действиях, направленных на неправомерное освобождение от таможенных платежей или уплаты;
— в действиях, направленных на возврат уплаченных таможенных платежей, получение выплат и иных возмещений либо их невозвращение без надлежащих оснований;
— в нарушении сроков уплаты таможенных платежей.
Она может также заключаться:
— в совершении действий, направленных на необоснованное освобождение от таможенных платежей или их занижение путем заявления в таможенной декларации и иных документах, необходимых для таможенных целей, недостоверных сведений о таможенном режиме, таможенной стоимости либо стране происхождения товаров, а также заявлении таможенным органом иных недостоверных сведений, дающих основание для освобождения от таможенных платежей или занижения их размера;
— в совершении действий, направленных на возврат уже уплаченных таможенных платежей, получение выплат и иных возмещений, невозвращение либо возвращение не в полном объеме без надлежащих оснований путем представления таможенному органу документов, содержащих недостоверные сведения;
— в неуплате таможенных платежей таможенному органу РФ в порядке, размерах и в сроки, определяемые законодательством РФ в пределах полномочий, предоставленных им законодательством, если такая неуплата произошла без уважительной причины, при реальной возможности их уплаты.
Неуплата выражается:
1) в заявлении таможенным органам ложных сведений, повлекших за собой неуплату таможенных платежей;
2) в представлении таможенным органам подложных финансовых документов, подтверждающих факт уплаты либо являющихся обеспечением уплаты таможенных платежей;
3) в отзыве плательщиком платежных документов при перечислении банком денежных средств на счета таможенных органов либо в нарушении сроков уплаты таможенных платежей.
Если крупный размер уклонения от уплаты таможенных платежей образовался в результате неуплаты нескольких видов таможенных платежей, для определения ответственности по ч. 1 ст. 194 УК РФ необходимо установить, что неуплата всех платежей была обусловлена (определялась) единым умыслом.
Субъектом преступления в данном случае, в соответствии с ТК РФ, выступают декларант и иные лица. Декларант (лицо, перемещающее товары) и таможенный брокер (посредник) — это лица, декларирующие, представляющие и предъявляющие товары и транспортные средства от собственного имени. Субъектом преступления могут быть специалисты по таможенному оформлению, действующие от имени таможенного брокера. Таможенный кодекс не дает понятия об иных лицах, обязанных уплачивать таможенные платежи. К ним могут быть отнесены владелец таможенного склада, владелец магазина беспошлинной торговли, руководители организаций, собственники товаров и иные лица.
Не может быть признан субъектом рассматриваемого преступления перевозчик — лицо, фактически перемещающее товары либо являющееся ответственным за использование транспортного средства, но не наделенное правом совершать от собственного имени юридические действия, предусмотренные ТК РФ. Если такое лицо знало о неуплате платежей и принимало участие в уклонении от уплаты таможенных платежей, оно может нести ответственность за соучастие в преступлении.
Должностные лица таможенных органов, умышленно способствовавшие своими действиями или бездействием уклонению от уплаты таможенных платежей, несут ответственность за соучастие в совершении этого преступления. В том случае, если эти работники таможенных органов совершили для этого должностное преступление, их действия следует квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 194 УК РФ и статьями гл. 30 УК РФ.
Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.
Неуплата таможенных платежей в установленные сроки при отсутствии умысла на уклонение от их уплаты влечет за собой административную ответственность.
Квалифицирующим признаком состава данного преступления является уклонение от уплаты таможенных платежей, совершенное: 1) группой лиц по предварительному сговору и 2) в особо крупном размере. Особо крупный размер — сумма неуплаченных таможенных платежей, превышающая 36 млн. руб. Он определен в примечании к ст. 194 УК РФ.

Смотрите так же:

  • Правила использования жилых помещений Постановление Правительства РФ от 21 января 2006 г. N 25 "Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями" Постановление Правительства РФ от 21 января 2006 г. N 25"Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями" В соответствии со статьей 17 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации […]
  • Пенсии минобороны Калькулятор военной пенсии за выслугу лет на 2018 г. с учетом увеличения с 01.01.2018 г. Данный калькулятор подготовлен специалистами юридической компании "Стратегия" Все права защищены! *Следует учитывать, что в соответствии со ст. 45 "г" и ст. 46 ч. 1 Федерального закона от 12 февраля 1993 г. № 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, […]
  • Авансы транспортный налог 2018 Авансовые платежи по транспортному налогу Авансовые платежи по транспортному налогу (ТН) — кто и когда их должен перечислять, как они рассчитываются? На эти вопросы мы ответим в данной статье. Кто должен уплачивать авансовые платежи по транспортному налогу Об основных правилах расчета ТН для юрлиц читайте в материале. Сроки уплаты […]
  • Приказы для дерматологов Приказы для дерматологов МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 11 декабря 2007 года N 750 В соответствии со ст.37.1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета […]
  • Ставки налога на прибыль севастополь Ставки налога на прибыль в 2018-2019 году Общая ставка по налогу на прибыль организаций Размер налоговой ставки в федеральный бюджет в бюджеты субъектов РФ 2% (до 2017), 3%(с 2017 года) 18% (до 2017), (17% с 2017 года) Законами субъектов РФ налоговая ставка может быть снижена: для отдельных категорий налогоплательщиков – до […]
  • Приказ по выдаче листка нетрудоспособности Проект Приказа Министерства здравоохранения РФ "О внесении изменений в Порядок выдачи листков нетрудоспособности, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 июня 2011 г. № 624н" (подготовлен Минздравом России 30.08.2017) Досье на проект Внести в Порядок выдачи листков […]