Как использовать правило третей

Оглавление:

«Правило третей» при съемке с помощью iPhone: что это и как использовать

Профессионалы и фотографы-любители знакомы с так называемым «правилом третей». Это правило построения композиции кадра является упрощенной версией «золотого сечения» и позволяет создавать эмоционально насыщенные фотографии. Согласно правилу, объекты, на которые вы хотите обратить внимание зрителя, должны располагаться вдоль горизонтальных и вертикальных линий, разделяющих кадр на трети, или в местах их пересечения.

Для того чтобы упростить задачу фотографу, в iPhone предусмотрена специальная сетка, разделяющая кадр на трети горизонтальными и вертикальными линиями. Просто зайдите в «Настройки» и в разделе «Камера» передвиньте бегунок напротив опции «Сетка».

Теперь, когда вы будете фотографировать на ваш iPhone, на экране появится сетка, разделяющая экран на девять прямоугольников. Это будет выглядеть приблизительно так:

Сетка пригодится для съемки самых разных объектов. Ниже мы расскажем, как использовать ее для съемки пейзажей.

Во время съемки пейзажей важно правильно расположить линию горизонта. Согласно «правилу третей», горизонт должен располагаться вдоль нижней или верхней линии, но ни в коем случае не посередине. Хорошенько подумайте, что должно занимать больше места на вашем снимке, земля или небо. Если вы хотите сделать акцент на земле (деревьях, зданиях и пр.), расположите горизонт вдоль верхней линии, ели на небе – вдоль нижней.

На этой фотографии главным объектом является здание Mercedes-Benz Stadium. Как видно, большая часть крыши идет вдоль верхней горизонтальной линии.

Если вы хотите сделать акцент не на здании, а на небе, расположите линию горизонта в нижней части кадра. Как правило, такое построение композиции используется для съемки заката. В отличие от предыдущей фотографии на снимке внизу горизонт расположен вдоль нижней горизонтально линии.

Как вы можете судить сами, все очень просто. «Правило третей» легко использовать, но не забывайте, что фотография – это искусство, и здесь нельзя руководствоваться только сухими правилами. Разные ситуации
предполагают разную композицию.

Правило третей

«Правило третей» является важным приемом в фотографии, который может быть применен в любой сцене для улучшения композиции и баланса изображения.

«Правило третей» — это один из самых полезных композиционных приемов в фотографии. Важно понимать, как применяется «правило третей» в разных направлениях фотографии, чтобы делать более интересные и гармоничные снимки.

Конечно, правила никогда не стоит применять вслепую, особенно в искусстве, поэтому следует относиться к «правилу третей», как к практической рекомендации, а не догме. Однако, в большинстве случаев этот прием позволит получать хорошие фотографии и послужит отличной отправной точкой при построении композиции.

Что такое «правило третей»?

Применение «правила третей» предполагает мысленное разделение изображения двумя горизонтальными и двумя вертикальными линиями, как показано ниже. Затем следует поместить ключевые элементы сцены в точках пересечения линий.

Сетка, построенная на основе «правила третей». Важные элементы (сарай и границы между землей и деревьями) расположены вдоль линий и на их пересечении. Автор фотографии Martin Gommel.

Суть правила заключается в том, что подобная композиция приятнее для глаз и выглядит более естественно, чем фотографии, в которых объект расположен прямо по центру. Также «правило третей» вынуждает нас творчески подходить к использованию «негативного пространства» — пустых участков, расположенных вокруг объекта.

Как использовать «правило третей»?

При компоновке фотографии мысленно разделите сцену так, как было описано выше. Подумайте, какие из элементов фотографии являются самыми важными и постарайтесь расположить их по линиям и на их пересечениях. Это не значит, что они должны быть точно вписаны в эти точки, достаточно, если они будут расположены неподалеку.

Линия горизонта и ключевой объект на этой фотографии расположены в соответствии с «правилом третей» вблизи линий для того, чтобы сделать снимок наиболее эффектным. Автор фотографии K Praslowicz.

Скорее всего, вам придется подвигаться, чтобы найти лучшую композицию. Благодаря этому вы лучше будете продумывать снимок и это действительно хорошо, независимо от того, используете вы правило третей или нет.

Для помощи в некоторых камерах нанесена сетка линий третей. Благодаря этому не приходится прикидывать на глаз и можно более точно выбрать правильное расположение объектов.

«Правило третей» достаточно универсально и может быть применено в большинстве направлений фотографии. Далее приведены некоторые примеры того, как оно может использоваться в съемке.

Снимая пейзажи, фотографы не редко размещают горизонт по центру кадра, что создает ощущение разорванности снимка. Вместо этого следует располагать горизонт вдоль одной из горизонтальных линий в соответствии с «правилом третей».

Старайтесь дополнять фотографию другими интересными объектами, такими как дерево на снимке, представленном выше, и также размещайте их в соответствии с «правилом третей». Благодаря этому появляется «якорь» — естественная точка, к которой будет приковано внимание зрителей.

Размещение людей ближе к одному из краев снимка дает хороший результат. Благодаря этому появляется свободное пространство, фотография становится более легкой, становится виден окружающий интерьер, и фотография уже не выглядит просто как снимок лица.

Зритель естественным образом обращает внимание на глаза модели на снимке, поэтому стоит размещать их в соответствии с «правилом третей» в точках пересечения линий, чтобы придать фотографии правильную композиционную основу.

На представленном выше снимке главный объект был помещен на пересечении, вдоль одной из вертикальных линий. Веточка примерно совпадает с одной из горизонтальных линий. Пустое пространство в нижнем левом углу обеспечивает баланс и сохраняет снимок от перегруженности.

Вертикальные объекты, такие как этот маяк, могут разделить (по аналогии с линией горизонта) фотографию на две части. Для того чтобы предотвратить появление этого нежелательного эффекта, формируя композицию, поместить объект вне центра кадра.

При съемке движущихся объектов следуйте общим правилам размещения, однако учитывайте направление движения. Общее правило заключается в том, что стоит оставлять больше места перед объектом, чем за ним, чтобы показать направление движения.

Использование программ для фото-обработки

Вы можете с легкостью подгонять фотографии под «правило третей» с помощью выкадровки. Эта функция позволяет вам изменять расположение ключевых объектов снимка, смещая их на более удачные позиции.

Выкадровка под «правило третей» позволит вам улучшить композицию. Автор фотографии Jenn Forman Orth.

Для того чтобы сделать процесс более легким, такие программы, как Photoshop и Lightroom имеют встроенную направляющую схему инструмента выкадровки (crop), которая построена по «правилу третей». Инструмент накладывает сетку с линиями третей, помогая вам получить правильную композицию.

Нарушая правила

Применение «правила третей», также как и любых других (по крайней мере в фотографии), не обязательно в каждой ситуации. Иногда, нарушая его, вы сможете получить гораздо более захватывающие и интересные снимки. Экспериментируйте и пробуйте по-разному компоновать кадр, даже если это идет в разрез со всеми правилами, которые вы выучили до этого.

Тем не менее, следует научиться использовать полезные особенности «правила третей» прежде чем вы попытаетесь нарушить его. Благодаря этому вы всегда будете экспериментировать осмысленно, стараясь улучшить композицию, а не просто ради самого эксперимента.

Автор: Photographymad

Комментарии: 42

МагомедМГ 30 Апреля 2016 — 16:38:30

iwretch 27 Января 2015 — 19:23:07

Иван Левчук 14 Ноября 2014 — 09:05:51

Как всега все понятно и доступно.спасибо

Владимир Мусорин 10 Сентября 2014 — 16:10:52

да,всё просто и понятно

AlexD300s 17 Июля 2014 — 19:12:28

Вот правило третей от меня )

donchu65 20 Марта 2013 — 13:30:15

Спасибо за этот урок,буду применять это провило,чтоб не исправлять в последствий своих ошибок в фоторедакторах.

КаТе_РИнА 24 Февраля 2013 — 15:48:06

Спасибо большое! Буду применять это правило. А так обычно всегда при помощи фотошопа кадрировала. да и то на глаз.

MELHAUZ 2 Января 2013 — 20:47:27

Всем спасибо за ответ:( уже сам нашел

MELHAUZ 16 Декабря 2012 — 16:22:26

Спасибо за статью, узнал новое. А как включить сетку на Д3100 или её нет в этом фоте? Все настройки перелопатил уже:(((

cергей лысенко 10 Февраля 2013 — 13:05:50

. есть только в режиме *лайв вью*

Светлана Желонкина (Бондаренко) 24 Сентября 2012 — 10:41:53

Спасибо, не знала про это правило, надо попробовать!

bgirlstasy 22 Июля 2012 — 19:23:39

Angel Not On Line 14 Июля 2012 — 09:40:52

А я всегда на глаз снимал,пока хороший аппарат с сеткой не появился)

НастяОслик 7 Июля 2012 — 16:27:22

очень интересная статья. )спасибо)

Сергей Колупахин 4 Июля 2012 — 16:43:05

slavik.ru 2 Июля 2012 — 10:41:38

спасибо за урок.

MaxikoSun 9 Июня 2012 — 10:20:04

Спасибо большое за урок.

Елена Гоман 2 Июня 2012 — 09:13:57

Спасибо, очень познавательно)

Сергей Аркадьевич 1 Июня 2012 — 20:38:54

Спасибо за науку.

Вера Кривощекова 27 Мая 2012 — 18:47:43

Алексей Форматов 17 Мая 2012 — 16:34:12

Я сам допер=))) Просто квадрат фокусировки в одну из точки поставил и все=)))

Алексей Форматов 17 Мая 2012 — 16:20:35

вопрос. автофокус фокусируется на объекте, который находится в центре экрана. То есть, как я думаю, «правило третей» повлияет на фокус. как я наведу фокус объект, если он в центре? Ручной фокусировкой я пока не рискую пользоваться.

alexsoft61 4 Июля 2012 — 17:27:04

Во-первых — в современных камерах возможен выбор точек фокусировки вручную.
Во-вторых — после фокусировки (нажатия на половину кнопки спуска затвора) можно разметить объект в видоискателе, как требуется и сделать снимок. Правда следует учитывать, что смещение оптической оси камеры, особенно на открытых диафрагмах (узкой ГРИП), может привести к расфокусировке. В этих случаях первый способ АФ предпочтительней.
Возможен и третий вариант — использование ручной фокусировки. Бояться ручного фокуса не стоит. Тем более, что современные камеры оснащены функцией помощи. Достаточно при ручной фокусировке держать кнопку спуска в наполовину нажатом состоянии и не спешить. При правильном фокусе на объекте в видоискателе будет подсвечена точка, где фокус достигнут + подан звуковой сигнал, как и при АФ.
Ну и не забывайте, что часто встречаются ситуации, в которых автоматическая фокусировка затруднена или невозможна. К примеру при съемке через препятствия (ветки, летящие в кадре листья или предметы на переднем плане). Автофокус с вероятностью в 90% сфокусируется не на том, что требуется, обычно на ближнем к камере объекте.

mr.spas 16 Мая 2012 — 10:39:30

митяев владимир 30 Апреля 2012 — 20:57:22

Правило класс . спасибо хотелось-бы узнать и от других правилах.

alexsoft61 4 Июля 2012 — 17:30:33

Почитайте материалы об основах композиции и композиционного построения кадра. Материалов в интернете очень много. И чаще всего они описаны весьма доходчиво, детально и с примерами

proandreyyy 27 Апреля 2012 — 20:28:15

Начал пользоваться этим правилом. Снимки получаются замечательные.
Спасибо!

Galinka 27 Апреля 2012 — 07:08:27

komissar.dik 27 Апреля 2012 — 01:06:18

Miaro 26 Апреля 2012 — 23:58:14

Отличное оформление! Ооочень понравилось что статья сопровождается большим количеством наглядных примеров.

lohmatyi 25 Апреля 2012 — 19:25:46

FlowerParty 23 Апреля 2012 — 19:58:13

Жедан 23 Апреля 2012 — 14:41:43

Марина Брагинская 23 Апреля 2012 — 11:54:09

Игорь Анатольевич 23 Апреля 2012 — 09:18:08

спасибо 5 баллов

Олег Лисовой 22 Апреля 2012 — 07:46:23

Tora_s 21 Апреля 2012 — 23:55:43

Соломкина Ольга 19 Апреля 2012 — 02:33:47

Гульмира Жакенова 18 Апреля 2012 — 22:09:03

Спасибо большое! Учту в работе.

Александр Небо 18 Апреля 2012 — 21:49:29

Спасибо. Очень ценная информация!

Darcki 17 Апреля 2012 — 20:45:15

потрясающе! хотя мне всегда было приятней делать снимки именно по такому правилу, хотя даже и не подозревал, что оно есть.) видимо, так намного лучше компонируется кадр. напоминает правило золотого сечения, где пропорция 3 к 5.
спасибо за такую полезную информацию.

antonsakharov 18 Апреля 2012 — 04:50:15

правило третей считается упрощенной версией правила золотого сечения

Основы композиции. Правило третей

Правило третей – это мощное композиционное средство, помогающее сделать фотографии более интересными и динамическими. Его по праву изучают одним из первых на всех уроках цифровой фотографии, потому что это ключ к пониманию того, как делать интересные, сбалансированные снимки.

В этом месте могу вас успокоить — пренебрежение данным правилом вовсе не означает, что фотография получится неинтересной. Тем не менее, одна мудрость гласит: чтобы нарушать правила, нужно сначала их изучить — только тогда из нарушения может получиться что-то стоящее.

Итак, приступим. Чтобы понять, что такое правило третей, мысленно разобьем изображение на трети по горизонтали и вертикали (см. рисунок), в результате получилось 9 фрагментов.

* Многие фотокамеры имеют функцию показа сетки третей, здесь проще, ничего мысленно представлять не надо.

Пересечения линий сетки образуют четыре точки. При компоновке кадра расположите в них самые интересные объекты, на которых должно быть сконцентрировано внимание. Но не стоит забывать и о самих линиях, они нам тоже пригодятся. Данные линии пригодятся при съемке пейзажей. Правило третей очень полезно, когда речь идет об использовании строгих горизонталей или вертикалей. Размещение прямых линий в центре кадра делит изображение на две равные половины, придавая ему ощущение статичности и разрозненности. Отделение же линией одной из третей снимка придает ему гораздо большую гармоничность. Поместите линию так, чтобы самая важная часть сцены занимала основную часть изображения. Например, в моем случае важна скала и небо, поэтому я поместил горизонт на нижней воображаемой линии, а не на верхней.

В фототеории есть одна аксиома, которая гласит, что фотография получится более сбалансированной и произведёт более глубокое впечатление на зрителя, если интересующие фотографа объекты будут расположены в точках пересечения или по линиям сетки. Исследования показали, что человеческий глаз непроизвольно выбирает одну из точек, а не центр изображения, то есть фактически «правило третей» — это одна из особенностей нашего зрения, поставленная на службу фотографии.

Некоторые фотографы интуитивно чувствуют «правило третей», другим требуется время и тренировки, чтобы превратить этот навык в рефлекс.

И ещё раз — помните, нарушая это правило, можно получить отличные снимки, поэтому как только вы научитесь с ним работать, начинайте экспериментировать.

И напоследок. Помните о «правиле третей», когда будете редактировать снимки. С помощью, например, Photoshop можно кадрировать и центрировать изображение, тем самым приводя его в соответствие с этим правилом. Начать можно со старых фотографий, чтобы потренироваться и посмотреть на результат. Например ниже представленное фото кадрировалось в Photoshop с применением правила третей. Лодка с людьми находится в точки пересечения линий и плюс к этому горизонт лежит ровно на верхней линии («убито 2 зайца»)

И напоследок несколько советов по использованию данного правила

Совет № 1:
При фотографировании пейзажей скомпонуйте кадр так, чтобы горизонт лежал на верхней или нижней горизонтальной прямой, если горизонта в кадре не предвидится (съемка гор и т.п.), то поместите на одну из линий стык земли и подножья гор или стык неба и горных вершин. Главное чтобы в центре кадра не было четко выраженных стыков местности и переходов.

Совет № 2:
В портретной съемке, скомпонуйте кадр так, чтобы глаза были на одной из горизонтальных линий, если это групповое фото то на этой линии могут быть головы

Совет № 3:
Используйте вертикальные линии сетки для таких вещей как деревья, водопады, специфические детали архитектуры или просто для человека с фоном за ним.

Совет № 4:
Располагайте предметы, на которых хотите сконцентрировать внимание в точках пересечения линий. И даже если это просто ненужный предмет, который не получается убрать из кадра, то просто расположите его на пересечении линий, и скорей всего вы видите его в “новом свете”.

Совет № 5:
Если вы видите, что при компоновке кадра без использования правила третей вы получите более интересный и оригинальный снимок, то смело пренебрегайте данным правилом, ведь всегда бывают исключения. Если же при компоновки кадра оригинального снимка не светит, то используйте правило третей. В общем, экспериментируйте, экспериментируйте и еще раз экспериментируйте, ведь никто вам не мешает сделать сделать снимки с разными компоновками одной и той же сцены.

Перед перепечатыванием статей с этого сайта прочтите пожалуйста правила >>Правила

10 мифов о правиле третей

Как построить композицию без правила третей.

Тэвис Лиф Гловер из Гонолулу, Гавайи, — фотохудожник, автор статей и основатель фотостудии IPOX. Он убежден, что принципы гештальтпсихологии применимы не только к психике, душе, но также к фотографии и искусству в целом. В своей статье о принципах композиции он рассуждает о классическом правиле третей в изображениях и о том, почему от него стоит отказаться.

«Меня зовут Тэвис Лиф Гловер, я обычный фотограф, такой же, как и вы, и моя цель — создавать произведения искусства, которыми я мог бы гордиться, которыми мог бы поделиться с миром. Но в начале моего пути мне что-то очень мешало — как оказалось, это было правило третей.

Всем нам в нашем творческом младенчестве насильно скармливают идею о правиле третей, и даже когда наше понимание композиции становится более зрелым, мы по-прежнему не можем от нее избавиться. Возможно, мы сможем изменить будущее искусства, если вместе откажемся от правила третей и познакомимся с бесценными композиционными приемами, о которых рассказывается в этой статье.

Без композиции искусство процветать не может. Но, используя правило третей для ее создания, вы оказываетесь в тупике посредственности. Звучит жестко — но это так. Я пытаюсь показать, что правило третей — это даже не правило, которое нужно нарушить, это база, на которой вы строите — или не строите — свои произведения. Это ваш выбор.»

Миф № 1 о правиле третей: «Оно делает изображение приятным глазу»

Что значит «делает изображение приятным глазу»? Уверяю вас, это не имеет ничего общего с размещением людей и предметов на пересечении неких линий. Приятна глазу та композиция, которая четко воспринимается зрителем, без отвлекающих элементов, без путаницы и непоследовательности. Как этого добиться?

Во-первых, надо понять, как мозг воспринимает зрительные стимулы. В качестве пояснения воспользуемся понятиями из гештальтпсихологии. Например, на этом фото применяется техника «Взаимодействие фигуры и фона», которая дает возможность четко разделить персонажа фотографии и задний фон.

«Взаимодействие фигуры и фона

Подпись к фотографии: Фотография Анри Картье-Брессона, которая демонстрирует великолепное «взаимодействие фигуры и фона»)

Здесь — «Закон продолжения», который позволяет создавать изогнутые арабески с помощью множества предметов.

Картина Эдгара Дега, демонстрирующая «арабеску»

Здесь — «Наибольшая область контраста», которая помогает направить взгляд зрителя к главному персонажу.

Фотография Дэвида Беллемера

(Подпись на фотографии: «Наибольшая область контраста»)

Миф № 2: «Этим правилом пользуются профессионалы»

Очередной распространенный миф. Возьмем для примера Энни Лейбовиц. Она, безусловно, профессионал и один из самых вдохновляющих фотографов нашего времени. Давайте наложим сетку правила третей на один из ее снимков и посмотрим, использовала она это правило или нет.

Фото Энни Лейбовиц Расположение каминной полки соответствует правилу третей

Как видим, каминная полка идет ровно вдоль линии. Хм, видимо, Энни действительно использовала правило третей… но погодите, а как она расположила моделей? Как ей удалось создать столь замечательную композицию, если можно пользоваться только вертикальными и горизонтальными направляющими? Некоторые из моделей расположены по сетке, но что дальше? Как разместить их руки, ноги, платья, взгляды? И вот тут на сцену выходит динамическая симметрия.

Это — динамический прямоугольник √4 с основными сечениями — горизонтальными и вертикальными Динамический прямоугольник √4 можно разделить на четыре меньших прямоугольника √4

Энни разместила модели согласно динамической симметрии, или, другими словами, решетчатой системы.

Это прямоугольник 1:1,5 с основными сечениями. В прямоугольнике √4 можно разместить 3 прямоугольника 1:1,5 Полная сетка решетчатой системы

Динамическая симметрия помогает нам организовать композицию, она использует вертикальные, горизонтальные и диагональные линии для создания ритма и единства изображения. Будь то картина, фотография или скульптура, динамическая симметрия работает для всего.

«Лаокоон и его сыновья» — греческая скульптура, выполненная с использованием динамической симметрии

Миф № 3: «Правило третей помогает взгляду двигаться по изображению»

Это заявление очень далеко от истины. Выстраивание объектов в какой-то точке без рассмотрения того, как будет выглядеть изображение в целом, вовсе не способствует созданию движения в композиции.

Фото Тэвиса Лифа Гловера

«Закон продолжения» из гештальтпсихологии дает нам несколько инструментов для создания движения и единства, которые будут перемещать взгляд зрителя по снимку или картине. Самый визуально привлекательный из них — «арабеска».

«Арабеска», фото: Тэвиса Лифа Гловера

«Арабеска» — это криволинейный элемент, который вы можете включить в свое изображение; она создаст на нем образ красивого, изящного движения. Многие художники активно пользовались этим инструментом в своих работах.

Арабеска, Картина Винсента Ван Гога, демонстрирующая «арабеску»

Еще одна техника для создания движения — это «совпадение». Оно определяет отношения между гранями и объединяет многочисленные элементы на изображении, что помогает создать движение в стороны и вверх-вниз.

«Направляющие линии» вовсе не непрерывные полосы, как можно подумать, судя по названию. Она рваная, невидимая, и фокус в том, что мозг с легкостью воспринимает ее и сам «дорисовывает» недостающие части линии.

«Совпадения». Картина Караваджо. Обратите внимание, как автор понимает «Закон продолжения» и прячет направляющие линии

На этом фото видно, как Энни Лейбовиц выстраивает грани, используя руки и ноги мужчины и женщины.

Фото Энни Лейбовиц, демонстрирующее «совпадения»

То же самое мы видим на картине «Мона Лиза» да Винчи и на сложной композиции «Рождения Венеры» кисти Бугро.

Картины да Винчи и Бугро, демонстрирующие «совпадения»

Миф № 4: «Правило третей убирает персонажа из центра»

Во-первых, кто решил, что расположение персонажа по центру — это плохо? Почему нас заставляют в это верить?

Фото Тэвиса Лифа Гловера Фото Тэвиса Лифа Гловера

В гештальтпсихологии есть техника, называемая «Закон симметрии». В общих словах она означает, что человеческий мозг всегда пытается найти баланс в зрительных стимулах. Поэтому, если мы используем правило третей и смещаем персонажа из центра, нам нужно чем-то его уравновесить. Если этого не сделать, получится плохо сбалансированная композиция.

Отсутствие объекта для равновесия (или интересного контекста), фото Тэвиса Лифа Гловера

Существует вертикальный и горизонтальный баланс (я называю их «воздушное пространство» и «направление взгляда»); чтобы получить хорошо сбалансированное изображение, нам нужно научиться управлять ими обоими.

Вертикальный баланс по отношению к горизонтальной центральной линии Горизонтальный баланс по отношению в вертикальной центральной линии, направление взгляда влево и вправо
Картина Дега, сбалансированная по горизонтали

На этой моей фотографии главные герои находятся в центре, но изображение хорошо уравновешено, потому что здесь есть и вертикальный, и горизонтальный баланс.

Фото Тэвиса Лифа Гловера, сбалансированное как по вертикали, так и по горизонтали

Мне потребовалось несколько лет, чтобы избавиться от влияния правила третей на мои композиции. Раньше я всегда располагал персонажей с одной или другой стороны, не задумываясь о снимке в целом.

Фотографии Тэвиса Лифа Гловера до изучения художественных приемов и техник гештальтпсихологии

Миф № 5: «Правило третей — это основа сбалансированного и интересного снимка»

Мы уже поговорили о «Законе симметрии», который обеспечивает правильный баланс изображения. Теперь надо упомянуть о том, что правило третей создает нежелательное негативное пространство.

Если мы просто помещаем персонажа на одно из пересечений сетки, не думая об изображении в целом и не уравновешивая его, на снимке появляется негативное пространство, которое отвлекает взгляд зрителя от главного героя.

Точка интереса слева, Справа нежелательное негативное пространство. Фото демонстрирует, как правило третей создает нежелательное негативное пространство

Негативное пространство может использоваться намеренно, чтобы создать чувство одиночества, отрезанности от мира. Но если оно появилось на снимке случайно, значит, кадр делал неопытный новичок.

Негативное пространство для изображения одиночества и изоляции. Фото Грегори Крюдсона. Негативное пространство акцентирует историю на снимке

Миф № 6: «Правило третей — отличная точка отправления для начинающих»

Мой собственный опыт подсказывает, что правило третей может только завести в тупик. Сперва я думал о нем как о чем-то революционном, хвастался его использованием перед фотографами-новичками.

Но позже я оказался на «плато», не понимая, как мне дальше выстраивать композицию — и все потому, что следовал правилу третей.

«Плато» перед изучением художественных приемов
Изучение правила третей, «Плато» правила третей, Изучение художественных приемов, Уровень мастера Подпись на нижнем фото: Сетка динамической симметрии (Ф 1,618)
Подпись к фото: Сетку динамической симметрии использовать так же просто, как сетку правила третей

Если художники и фотографы с самого начала будут применять не правило третей, а динамическую симметрию, они смогут пользоваться не только вертикальными и горизонтальными линиями, но также диагоналями, создавать с их помощью ритм — и не важно, будет это делаться правильной позой моделей или направлением мазков кисти.

Количество доступных диагоналей в прямоугольнике ограничивает число возможных направлений, и это позволяет создавать более сильную композицию, а не хаотичный разброс.

Ограниченное число направлений
Картина Вильяма Бугро демонстрирует, как автор создал ритм, расположив модель по сетке динамической симметрии

Миф № 7: «Правило третей создали художники Ренессанса, а то и вовсе древние греки»

Впервые документальное упоминание о правиле третей находится в книге английского художника и гравера Джона Томаса Смита, датированной 1797 годом. И, судя по его работам, его сложно назвать великим мастером.

Да Винчи использовал правило третей? Да Винчи бы в гробу перевернулся, если бы услышал это. Он столько сил и времени посвятил совершенствованию своих композиций, столько учился, практиковался — для чего? Чтобы кто-то свел все его усилия к простому правилу третей? Ни в коем случае.

Да Винчи, как и другие великие мастера, включая и древнегреческих, применял динамическую симметрию, золотое сечение, другие художественные приемы, такие как арабеска, гамма, совпадения, расходящиеся лучи, взаимодействие фигуры и фона, эллипсы, ограждения и так далее.

Правило третей? Спасибо, не надо! Картина Вильяма Бугро

Миф № 8: «Взгляд автоматически притягивается к точкам силы»

Если бы все было так просто. Расположите персонажа на пересечении линий, обозначенных правилом третей, и — БАМ! — вы уже контролируете взгляд зрителя. Не тут-то было. Что насчет того факта, что взгляд притягивают области высокой контрастности?

Когда мы делаем персонажа «наибольшей областью контраста», разве мы не будем в первую очередь смотреть именно на него, вне зависимости от его позы и расположения?

Наибольшая область контраста и Объект для равновесия. Фото Тэвиса Лифа Гловера

Еще одна вещь, которая привлекает взгляд, — «мерцающий край», как я это называю. Имеются в виду высококонтрастные элементы у краев изображения, которые оттягивают на себя внимание.

Если вы создадите последовательность контрастов и уберете с краев все отвлекающие моменты, это поможет контролировать движение глаз ваших зрителей в рамках изображения.

Картина Джеймса Уистлера с «мерцающим краем» и без него

Миф № 9: «Кадрирование изображения под правило третей — отличный способ спасти снимок»

Обрезав фотографию с плохой композицией, плохим освещением, вы не сделаете ее лучше. Обрезать снимок, чтобы его улучшить, — это все равно что работать задом наперед. Компоновать кадр надо до, а не после съемки.

Потраченные впустую пиксели.
Старайтесь не кадрировать изображение, а изначально снимать так, чтобы не нужно было ничего обрезать

Изучайте принципы композиции и гештальтпсихологии, чтобы знать заранее, что вы хотите получить в итоге, и понимать, как правильно этого добиться. Не жертвуйте пиксели правилу третей. Ваше творчество заслуживает большего.

Миф № 10: «Точки силы и золотые точки создают драматизм»

Как мы уже поняли, одно только расположение персонажей по третям не придает изображению драматического напряжения.

Точки силы и «Золотые» точки. Фото Тэвиса Лифа Гловера. Кадрирование по закону третей не создает драматизма

Чтобы получить нужный драматизм, обратимся к «закону близости» из гештальтпсихологии.

Посмотрим на эту фреску с потолка Сикстинской капеллы. Персонажи явно объединены их близостью и сходством. Но, кроме того, драматизм усилен тем фактом, что их руки почти, но еще не совсем соприкоснулись. Это миг перед прикосновением.

Работа Микеланджело

Или вот это фото, на котором мужчина почти дотянулся до своей умирающей жены. Драматизм здесь создается тесной близостью.

Фото Тэвиса Лифа Гловера

«Закон близости» позволяет использовать расстояние, негативное пространство для создания напряжения, как, например, на этом фото.

Фото Грегори Крюдсона. Негативное пространство создает напряжение

Заключение

Существует множество способов и техник создания композиции, с помощью которых вы можете взаимодействовать со своими зрителями.

Стань мастером!
Забудь правило третей, используй динамическую симметрию!
«Мсье Буало», Тулуз-Лотрек

Забудьте о правиле третей и возьмите на вооружение динамическую симметрию. Ее сеткой пользоваться так же просто, как сеткой правила третей, но первая дает значительно больше вариантов для построения фотографии. Поймите, как создавать сильную композицию, — и вы станете мастером в своем деле».

Композиция: правило третей

Правило третей — это мощный композиционный метод превращения фотографий в более интересные и динамичные. Кроме того он, пожалуй, является одним из наиболее известных. Данная статья демонстрирует на примерах, как и почему это правило работает, когда уместно его нарушить и как извлечь из него максимум, чтобы повысить качество вашей фотографии.

Общие понятия

Правило третей гласит, что изображение выглядит наиболее интересно, когда изображённые на нём предметы или его зоны разделены воображаемыми линиями, которые делят изображение на трети — как по вертикали, так и по горизонтали:

На самом деле это чрезвычайно забавно, что правило, которое выглядит как математическое, может применяться к чему-то настолько разнообразному и субъективному, как фотография. Но оно работает, притом удивительно хорошо. Правило третей целиком посвящено эстетическому компромиссу. Оно зачастую создаёт ощущение сбалансированности — не делая при этом картинку излишне статичной — и ощущение комплексности — не перегружая при этом снимок.

Примеры правила третей

Что ж, возможно, вы смогли убедиться в его полезности — однако предыдущий пример был прост и чрезвычайно геометричен. Как правило третей обходится с более абстрактными предметами? Посмотрим, сумеете ли вы найти его на следующем снимке:

Обратите внимание, как самое высокое каменное образование (столб из туфа) попадает в правую треть, а линия горизонта соответствует верхней трети. Более тёмный камень на переднем плане тоже выровнен по нижней и левой третям фото. Даже на явно абстрактном снимке можнт присутствовать разумная степень порядка и организации.

Значит ли это, что вам следует беспокоиться о чётком выравнивании всех значимых элементов изображения по третям? Необязательно — это всего лишь приблизительное руководство. Что обычно является наиболее важным — это не помещать основной предмет или зону прямо в центр снимка. Для ландшафтов это обычно означает линию горизонта по верхней или нижней третям. Для предметной съёмки это обычно подразумевает сдвиг предмета в любую из сторон. Это может сделать пейзажи намного более динамичными и придать предметам ощущение ориентированности.

На примерах выше велосипедист более или менее отнесён к левой трети, поскольку он движется вправо. Аналогично, птица вне центра создаёт ощущение того, что может взлететь вправо в любой момент. Децентровка композиции является мощным средством передачи или выражения движения.

Улучшение сделанных снимков кадрированием

До сих пор мы смотрели на снимки, которые удовлетворяют правилу — а что если они не таковы? Можно ли придать им интересный вид? Возможно, но обычно нельзя. Следующий набор примеров показывает ситуации, когда кадрирование с целью соблюдения правила даёт очевидное улучшение. Бывает удивительно, насколько легко можно вдохнуть жизнь в старый снимок чем-то настолько простым, как кадрирование.

В данном примере часть чистого неба была откадрирована, так что горизонт выровнялся по верхней трети изображения — усилив акцент на переднем плане и горах.

Ограничения

Что если в кадре просто нечего выравнивать по третям? Хоть и редко, но это может случиться в предельно абстрактных композициях. Однако «дух правила» по-прежнему можно применить: придав снимку ощущение сбалансированности, не сделав его при этом чрезмерно статичными и застывшим.

На примере справа в предмете нет ни единой линии, которую можно было бы выровнять по третям. Возможно, освещённый участок в форме буквы С может быть отнесён к верхней, средней и нижней третям, но это, вероятно, было бы притягиванием за уши. В любом случае снимок в среднем ярче слева, чем справа — по сути создавая децентрированную композицию.

Нарушение правила третей

Пример полезной симметрии

К этому моменту свободный духом и творческий художник, каковым вы наверняка являетесь, вероятно, почувствует себя несколько стеснённым кажущейся жёсткостью этого правила. Однако, все правила существуют для того, чтобы рано или поздно их нарушить — и это конкретное не является исключением. Настало время высвободить наш внутренний протест. Правило полезно там, где оно идёт на пользу.

Центральным принципом правила третей является то, что помещать предмет в центр снимка неидеально. Но что если вы хотите выразить симметрию предмета? Именно это делает пример слева.

Аналогично, существует много других ситуаций, в которых лучше игнорировать правило третей, чем применять его. Например, вы можете захотеть сделать предмет съёмки выглядящим более противостоящим. Или, скажем, нарушить баланс.

Важно спросить себя: что особенного в предмете съёмки, что я хочу в нём выделить? Какое настроение я хочу передать? Если правило третей помогает вам в достижении целей, используйте его. Если же нет, — не дайте ему помешать вашей композиции.

Смотрите так же:

  • Разрешение для ios приложений Каковы размеры, типы файлов и разрешение ppi значка приложения iOS? Каковы спецификации для значков, требуемых Apple для опубликованного пользовательского приложения iPhone? 57x57, PNG, без прозрачности, без слоев, 72 PPI 512x512, TIFF или JPEG, без прозрачности, без слоев, 72 PPI Примечание. iPhone OS применяет закругленные углы, […]
  • Штрафы гаи по фио Где посмотреть штрафы ГИБДД? На сегодня, 2018 год, есть множество источников, где можно посмотреть штрафы ГИБДД, зная лишь часть данных и ограничив их поиск только по машине или по человеку. Можно узнать их по ФИО либо только по фамилии, по постановлению, номеру машины, а также на официальных сайтах, неофициальных, сервисах, […]
  • Paypal возврат денег ebay Возврат денег на ebay Крутой иБаер Добрый день! Подскажите, пожалуйста! 2 марта 2018г. на ebay (продавец в Америке) купил новый телефон APPLE IPHONE 7 (через paypal). Телефон пришел быстро на адрес в форвандинговой компании (www.qwintry.com) "бандеролька", которая находится в Америке. Попросил сфотографировать внутренность посылки. […]
  • Иск интеллект Honor представил новый флагманский смартфон с функцией искусственного интеллекта Москва. 15 мая. INTERFAX.RU - Бренд Honor (входит в Huawei Group) представил новый флагманский смартфон Honor 10 в ходе международной презентации, состоявшейся в Лондоне. Смартфон получил стеклянный корпус с несколькими вариантами яркой расцветки и […]
  • Образцы претензии к ростелекому Образец претензия ростелеком В Ростелеком претензия составляется в следующих ситуациях: Жалоба подается через электронную почту, в личном присутствии, заказным письмом. Первый способ считается наиболее удобным и быстрым, в течение одного календарного месяца можно получить подробный ответ. Образец заявления можно посмотреть на сайте […]
  • Правила поведения кадета Правила поведения кадета Этикет для кадет Для пополнения офицерского состава русской армии в России в начале 18 века открываются кадетские корпуса , куда принимаются дети офицеров. Воспитывались учащиеся этих корпусов , кадеты, в духе высоких понятий офицерской чести. Кроме того, им преподавались правила этикета. В 1779 году […]