Как хозяйствовать по правилам обществознание

Урок обществознания по теме «Семья и семейное хозяйство». 5-й класс

Урок обществознания 5 класс с использованием системно-деятельностного подхода.

Тип урока: ознакомление с новым материалом.

Цель урока: создать условия для формирования экономических представлений о бюджете семьи, о правилах ведения домашнего хозяйства.

Образовательные ресурсы: Обществознание. 5 кл. Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова. М.: Просвещение, 2012., презентация “Семья и семейное хозяйство”, карточки–словарики, раздаточный материал (список товаров), тесты.

1. Каким должен быть хозяин дома.
2. Как хозяйствовать по правилам.

Основные понятия: домашнее хозяйство, семейный бюджет, расходы, доходы, экономика, ресурсы.

Личностно-значимая проблема: Настоящий хозяин бережно и рачительно относится к любому достоянию – своему или общественному.

I. Мотивация к учебной деятельности и актуализация знаний.

Учитель организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися.

– Мы продолжаем разговор о семье и семейном хозяйстве. (Презентация. Слайд 1)
– Назовите основные особенности семьи. (Общее жилище, совместное ведение хозяйства, совместный труд, воспитание детей, совместный досуг, забота о старшем поколении.)
– Важной характеристикой семьи является совместный труд и ведение хозяйства.
Если все члены семьи будут просто выполнять свои трудовые обязанности, достаточно ли этого для благополучия семьи?
– Давайте посмотрим, как обстоят дела в этой семье. (Просмотр кадра из “Сказки о рыбаке и рыбке” А.С.Пушкина.)
– Какая проблема в этой семье? (Надо соизмерять свои желания и возможности семьи.)
– Правильно, а то “Горе тому, кто не порядком живет в дому”, кто ведет свое хозяйство неправильно.
– Чему мы будем учиться на уроке, чтобы не оказаться как старуха у разбитого корыта? (Как хозяйствовать по правилам.)

II. Изучение нового материала.

1. Вступительное слово учителя: сообщение новой информации.

– Вопросы семейного хозяйства волновали людей в разные времена. С XVI века на Руси был очень популярен свод житейских правил и наставлений– “Домострой”, составленный при участии государственного деятеля и писателя священника Сильвестра. Это произведение было своеобразной энциклопедией русского домашнего быта. (Слайд 3)

– Чему учился хозяин дома? (Читают текст по слайду.) (Слайд 4)

Как вы видите, многие советы не потеряли своего значения и сегодня.

– Почему это произведение называется “Домострой”? (Учит вести дом, чтобы все ладилось в нем.)

2. Работа по прочтению текста учебника и заполнению схемы “Черты рачительного хозяина”.

– Кто такой хозяин? (Читают вслух определение из текста с.35.)
– Успешное выполнение правил ведения хозяйства во многом зависит от такого качества хозяина как рачительность.
– Какого хозяина считают рачительным? (Самостоятельно изучают текст и на его основе заполняют схему.) (Слайды 5, 6)
– Такой хозяин ведет свое семейное хозяйство по правилам. Об этом говорит и значение слова “экономика”.

3. Знакомство с понятиями “экономика”, “ресурсы семьи”, “семейный бюджет”, “доходы”, “расходы”.

Одно из качеств рачительного хозяина– бережно расходует ресурсы семьи.

Ресурсы семьи – это средства, используемые для ведения хозяйства.

– Какие бывают ресурсы семьи? (Знакомятся со схемой “Ресурсы семьи”.) (Слайд 7)

4. Открытие” детьми нового знания. Выяснение, из чего складывается семейный бюджет.

Одним из таких ресурсов является “денежный мешок” или по-другому семейный бюджет.

Семейный бюджет это денежный план семьи. (Запись в тетрадь.) Он состоит из доходов и расходов.

Доход – сумма, заработанная членами семьи за месяц. Расход – деньги, которые тратятся из бюджета семьи.

– Какие доходы могут поступать в семейный бюджет? (Заработная плата – родители; пенсия – дедушки и бабушки; стипендия – студенты; пособие на ребенка; гонорары, авторское вознаграждение.)

IV. Первичное осмысление и закрепление изученного.

Анализ приоритетов семейных расходов.

– На уроке у нас сегодня четыре группы – четыре семьи. Выберите фамилию своей семье. У вас, у каждой семьи, есть список товаров и услуг. Выберите то, на что вы потратите свой месячный бюджет. (Работа в группах.) (Слайд 8)
– Выслушаем, что у вас получилось. (Выступление представителей от каждой группы.)
– Как вы думаете, что должно стоять на первом месте в этом списке?
– Добропорядочные граждане в первую очередь должны заплатить все налоги, сделать необходимые платежи.
– А теперь переверните листочки и подсчитайте, какая сумма расходов у вас получилась.
– Что получилось? Однако бюджет вашей семьи в месяц составляет … рублей. Сумели ли вы уложиться в эту сумму? Ресурсы семьи , как правило, ограничены, их не всегда достаточно для удовлетворения ее растущих потребностей.

Определение лучшей «формулы» семейного бюджета, обучение экономии

– Подумайте и ответьте на вопрос. Как могут распределиться доходы и расходы в семье?
– А какая формула будет лучшей? (Доходы могут быть равны расходам, превышать расходы, быть меньше расходов.)
– Итак, давайте проверим. В вашем семейном бюджете образовался дефицит или экономия? Значение этих слов вы найдете на карточках-подсказках.

дефицит – превышение расходов бюджета над доходами;
экономия – бережливое ведение хозяйства;
жадный – стремящийся получить побольше, не желающий делиться тем, что имеет;
экономный – бережливо расходующий что-либо.

– Что нужно делать, если в вашем семейном бюджете образовался дефицит или экономия? (Если дефицит – нужно на чем-то экономить, если экономия – можно делать сбережения.)
– На чем можно сэкономить? (Сладости и излишества в еде; транспорт (использование проездного билета);коммунальные услуги (экономия электричества);одежда и обувь (если беречь, то продлится срок службы.)
– У нас с вами уже есть небольшой опыт составления бюджета. Вместе мы выяснили, каковы основные источники доходов и расходов семейного бюджета. Как вы думаете, могут ли в семье появиться незапланированные доходы?
– А непредвиденные расходы?
– Какие советы по экономии семейного бюджета вы бы предложили? (Работая в группах, дети оставляют советы и рекомендации. В случае затруднения они могут воспользоваться готовым списком и выбрать верные утверждения из предложенных вариантов).
– Ваши советы замечательные. Но как вы думаете, что нужно, для того, чтобы доходы семейного бюджета были больше, чем расходы? (Нужно много трудиться.)
– Совершенно верно. Вспомните пословицы о труде.

1. Обобщение полученных знаний в ходе решения теста.

– Сейчас вам предстоит в группе выполнить тест. Обведите верный, на ваш взгляд, вариант ответа
на каждый вопрос.

– Теперь обменяйтесь листочками для проверки. Выпишите буквы выбранных вариантов ответов. Какое слово у вас получилось?(Бюджет.)
– Абсолютно верно! Молодцы!
– Давайте запомним, что семейная экономика – это правильное ведение семейного хозяйства (слайд9)

Сегодня мы с вами многое успели.

Сожмите руку в кулак и: кому было интересно – разогните большой палец, кто считает, что знания пригодятся в жизни, – указательный, кто хорошо потрудился – средний, кто помогал работе в группах – безымянный, кому урок понравился – мизинец.

– Всем спасибо за работу на уроке!

VI. Домашнее задание.

§ 4, вопросы “Проверь себя”, “В классе и дома” № 6, 8, тетрадь № 8.

Об этой странице

Мы зарегистрировали подозрительный трафик, исходящий из вашей сети. С помощью этой страницы мы сможем определить, что запросы отправляете именно вы, а не робот. Почему это могло произойти?

Источником запросов может служить вредоносное ПО, подключаемые модули браузера или скрипт, настроенный на автоматических рассылку запросов. Если вы используете общий доступ в Интернет, проблема может быть с компьютером с таким же IP-адресом, как у вас. Обратитесь к своему системному администратору. Подробнее.

Как хозяйствовать по правилам

Урок 11. Обществознание 5 класс

Конспект урока «Как хозяйствовать по правилам»

Современные учёные утверждают, что семейное хозяйство необходимо вести по правилам. И помочь в этом может такая наука, как экономика. Вам, наверное, не раз приходилось слышать это слово, например, когда папа смотрел новости по телевизору. Сегодня, когда говорят об экономике, то прежде всего подразумевают хозяйство страны в целом или его часть. Но так было не всегда. В Древней Греции слово экономика ассоциировалось с двумя греческими словами οἶκος, которое можно перевести как «дом», и νόμος – «управление» или закон. То есть буквально слово экономика может иметь такое значение, как «правила ведения домашнего хозяйства или правила управления домом».

Именно с помощью правильного ведения домашнего хозяйства древние греки обеспечивали себя всем необходимым: одеждой, продуктами питания, различными предметами быта, всем тем, что было способно удовлетворять повседневные жизненные потребности людей, приносить пользу или доставлять удовольствие, то есть различными материальными благами.

А для этого древним жителям Греции прежде всего необходимо было научиться правильно распределять семейные ресурсы, то есть запасы тех средств, которые используются для ведения хозяйства.

Из чего же состоят семейные ресурсы?

· Материальные ресурсы, то есть, как правило, всё то имущество, которым владеют члены семьи: дом, машина, мебель, одежда и так далее.

· Финансовые ресурсы, которые образуются из денежных доходов всех членов семьи: заработная плата, пособия, пенсии, стипендии и так далее.

· Трудовые ресурсы. Данный вид ресурсов определяется тем, что домочадцы тратят определённое время и силы не только работу, за которую они получают зарплату, но на выполнение определённых домашних обязанностей, таких как уборка, ремонт, работа на приусадебном участке. Всё это помогает сделать жизнь семьи более комфортной и упорядоченной.

При распределении семейных ресурсов следует помнить, что эти ресурсы ограничены и их не всегда хватает для удовлетворения растущих семейных потребностей.

Как правило, все семейные ресурсы распределяются в рамках семейного бюджета, то есть определённого списка доходов и расходов за установленный период времени.

Например, к семейным доходам можно отнести зарплаты, стипендии, пенсии, пособия, проценты по банковским вкладам, доходы от предпринимательской деятельности, прибыль, полученную от семейного подсобного хозяйства, или взятые в кредит деньги.

К семейным расходам относится всё то, на что обычно тратятся семейные доходы. Это могут быть обязательные расходы на питание, одежду, транспорт, медицинскую страховку, оплату коммунальных услуг и налогов. А также произвольные расходы, которые не обязательны, например, на приобретение дорогостоящих предметов и услуг, а также предметов длительного пользования (автомобиль, бытовая техника, туристическая путёвка, кабельное телевидение, модная одежда, украшения, развлечения, хобби и так далее).

Поэтому очень важно уметь правильно хозяйствовать, грамотно вести семейный бюджет, ведь это даёт возможность не только удовлетворять регулярные потребности семьи, но и делать сбережения, а значит достигать своих целей и получать желаемое.

Если обследовать всемирную паутину, то можно найти множество способов и советов по правильному планированию семейного бюджета, что позволит удовлетворить потребности семьи.

Например, американец Эндрю Тобиас предлагает формировать семейный бюджет следующим образом. Отказаться от кредитов и долгов, экономить двадцать процентов своего дохода, а на оставшиеся восемьдесят жить в своё удовольствие.

Другие семейные экономисты предлагают все семейные доходы разделить на три части: 50%, 30% и 20% процентов. Первую, самую большую часть, необходимо тратить на обязательные нужды: питание, одежду, транспорт, медицинскую страховку, оплату коммунальных услуг и налогов. Вторую часть пустить на необязательные расходы: автомобиль, бытовую технику, туристические путёвки, кабельное телевидение, модную одежду, украшения, развлечения, хобби и так далее. А оставшуюся часть сэкономить, отложить на чёрный день.

Но, наверное, самый популярный способ, который вы найдёте в интернете – это так называемый метод «Пяти конвертов». Согласно ему, все семейные доходы нужно разделить на пять частей, разложив их для удобства по отдельным конвертам:

· шестьдесят процентов – текущие расходы;

· десять процентов – отложенное на чёрный день;

· десять процентов – долгосрочные покупки и выплаты;

· десять процентов – случайные расходы;

· десять процентов – развлечения.

По мнению семейных специалистов, именно метод «Пяти конвертов» идеально подходит тем, кто ещё только начинает хозяйствовать по правилам и не хочет загружать себя лишней информацией. Ведь всё просто. Взяли все деньги, заработанные за месяц, разложили их по конвертам, а дальше старайтесь вести домашнее хозяйство так, чтобы денег в каждом конверте хватило до следующего месяца.

Однако, к сожалению, реальная жизнь зачастую очень далека от теории.

Среднестатистическая российская семья сорок процентов своего бюджета тратит на продукты питания, тридцать процентов – на оплату аренды жилья и коммунальных услуг, восемь процентов – на транспорт, по пять процентов – на бытовые услуги и на покупку обуви и одежды. И оставшиеся двенадцать процентов – на образование, походы к врачу, отдых и развлечения.

Кстати, заметили ли вы, что объединяет все три способа, предложенные для планирования семейного бюджета? Посмотрите на них внимательно ещё раз. Во всех трёх случаях есть денежные суммы, которые необходимо экономить.

Конечно, идеально, когда доходы семьи превышают её расходы, позволяя сделать определённые семейные накопления на непредвиденные траты.

Но что же делать в том случае, когда семейные доходы совпадают с семейными расходами или, независимо от того, как вы планируете свой бюджет, превышают их. Как сэкономить и на чём?

Кроме того, этот способ планирования, как и любые другие, позволяет дисциплинировать себя и держаться в рамках намеченного бюджета. Например, можно сэкономить:

· на транспорте; если не покупать билеты каждый день, а пользоваться проездным.

· на коммунальных услугах; если рационально распоряжаться электричеством, не допуская того, чтобы горел свет, когда он совершенно не нужен, или водой, не забывая закрыть кран после того, как помыли руки.

· на одежде и обуви; ведь если относиться к своим вещам бережно и аккуратно, срок их службы, в свою очередь, продлится.

Согласно статистике, современные российские семьи прежде всего экономят на путешествиях, развлечениях, электронике, подарках, одежде и обуви, продуктах питания, транспорте и медикаментах.

Но экономией также не стоит увлекаться, поскольку сильная экономия на потребностях членов семьи до добра не доведёт. Например, как это произошло с Генриеттой Грин, одной из богатейших женщин в истории Соединённых Штатов Америки. Сегодня её состояние оценивается более чем в четыре миллиарда долларов. Генриетта прославилась благодаря своей необычайной скупости.

Она никогда не включала отопление, не мыла рук и не пользовалась горячей водой. Она носила единственное старое чёрное платье и меняла нижнее бельё только тогда, когда оно полностью изнашивалось. Своей прачке она поручала стирать только самые грязные части платья, чтобы сэкономить на мыле.

Для поездок в город она пользовалась старым экипажем. Одна из историй утверждает, что Генриетта полночи искала в экипаже потерянную марку, которая стоила два цента.

Другая – что она приходила в местную бакалею для того, чтобы купить поломанное печенье, которое стоило дешевле, или чтобы получить бесплатную кость для своей любимой собачки.

Она питалась в самых дешёвых ресторанах, предпочитая, в основном, пироги по пятнадцать центов. Некоторые говорили, что она ела только овсянку, разогретую над радиатором в офисе.

Самая ужасная история произошла с её маленьким сыном Нэдом, который сломал ногу. Чтобы не платить врачам за лечение, Генриетта решила обратиться за бесплатной медицинской помощью в клинику для бедных. В итоге, ребёнок стал инвалидом.

Даже смерть застала Генриетту во время спора с прислугой о том, что обезжиренное молоко лучше жирного и дешевле. Именно в самый разгар полемики у неё случился инсульт. Сегодня Генриетта Грин занесена в книгу рекордов Гиннесса как «самый скупой человек в мире».

Помните, что экономить нужно с умом, потому как согласно народной мудрости, скупой всегда платит дважды.

Конечно же, кроме экономии, все члены семьи должны стремиться на равных участвовать в организации домашнего хозяйства: распределять обязанности, планировать расходы, принимать решения. Только трудолюбие и рачительность членов семьи помогают увеличивать её благосостояние, развивая тем самым семейное хозяйство.

Постарайтесь участвовать в организации домашнего хозяйства, следуя следующим советам:

· добросовестно выполняйте свои домашние обязанности, не отлынивайте от их исполнения, а тем более не перекладывайте ваши обязанности на других членов семьи;

· научитесь обслуживать себя самостоятельно. Сами заправляйте свою постель, убирайтесь в своей комнате и собирайте игрушки, мойте за собой грязную посуду;

· помогайте родителям заботиться о ваших младших братьях и сёстрах, а также бабушках и дедушках;

· уважайте труд других членов семьи, будьте аккуратными и бережливыми;

· избегайте расточительности и пытайтесь экономить семейные ресурсы.

Как хозяйствовать по правилам обществознание

Эта страница отображается в тех случаях, когда автоматическими системами Google регистрируются исходящие из вашей сети запросы, которые нарушают Условия использования. Страница перестанет отображаться после того, как эти запросы прекратятся. До этого момента для использования служб Google необходимо проходить проверку по слову.

Проверка по слову может также появляться, если вы вводите сложные запросы, обычно распространяемые автоматизированными системами, или же вводите запросы очень часто.

Смотрите так же:

  • Приказ мз рк 442 Об отмене некоторых приказов Министерства здравоохранения Республики Казахстан В соответствии со статьей 43-1 Закона Республики Казахстан от 24 марта 1998 года «О нормативных правовых актах», ПРИКАЗЫВАЮ: 1. Отменить отдельные приказы Министра здравоохранения, и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан согласно приложению к […]
  • Ст о разводе Лучшие стихи о любви СТИХИ ПСИХОЛОГИЯ ОТНОШЕНИЙ ПОПУЛЯРНЫЕ НОВОСТИ СТИХИ О РАЗВОДЕ, УХОДЕ ИЗ СЕМЬИ Развод в 30 лет – неприятная реальность, в 40 – неблаговидный поступок, Чтобы узнать мужчину по-настоящему, нужно с ним развестись. Есть даже у любви свои законы. Пасьянс судеб — о, неисповедим. Еще […]
  • Коллектор 4-2-1 стингер Лада 2114 "Salavat Motorsport" › Бортжурнал › Выхлопная система "Stinger" паук 4-2-1, прямоточный резонатор "Stinger". Мой очередной рассказ посвящен о покупке и установке выхлопной системы "Stinger"паук 4-2-1 и резонатор c бочонком "Stinger" . Описание товара:Выпускной коллектор/Паук 4-2-1 "Stinger" на ВАЗ 2114.Материал: сталь 08 […]
  • Правила вживання ь Зверніть увагу! Теми для обговорення Апостроф ставиться перед я, ю, є, ї, що позначають два звуки [й + а; й + у; й + е; й + і], для позначення роздільної вимови твердих приголосних у таких випадках: 1. Після б, п, в, м, ф: б'є, в'ється, в'ялий, п'ють, м'ятний, солов'ї, кав'ярня, полум'яний, пам'ять, Прип'ять, торф'яний. 2. […]
  • Ставки налога на прибыль севастополь Ставки налога на прибыль в 2018-2019 году Общая ставка по налогу на прибыль организаций Размер налоговой ставки в федеральный бюджет в бюджеты субъектов РФ 2% (до 2017), 3%(с 2017 года) 18% (до 2017), (17% с 2017 года) Законами субъектов РФ налоговая ставка может быть снижена: для отдельных категорий налогоплательщиков – до […]
  • Правило на приставку рас Приставки на З и С К приставкам, оканчивающимся на З и С, относятся: без- , бес- , раз- , рас- , из- , ис- , воз- , вос- , вз- , вс- , низ- , нис- , чрез- ( через- ), чрес- ( черес- ). Например: без грамотный, раз глядеть, из рисовать, воз вышаться, вз брыкнуть, низ вергнуть, чрез вычайный, без аварийный. Например: бес совестный, рас […]