Характеристика отдела опеки и попечительства

Оглавление:

Деятельность органов опеки и попечительства муниципального образования

Социологические науки

  • Никитина Анастасия Валерьевна ,
  • Башкирский государственный аграрный университет
    • ДЕТИ
    • ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
    • ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО
    • Похожие материалы

      Органы опеки и попечительства (ООП) — это субъекты исполнительной власти регионов РФ, которые непосредственно занимаются вопросами установления, реализации или окончания опеки и попечительства. Деятельность данных структур, касающаяся помощи в получении образования, социальных и медицинских услуг, подбора и информирования граждан, которые изъявили желание быть опекунами и попечителями, выполняется во взаимодействии с другими структурами исполнительной власти.

      В настоящее время актуален вопрос работы отдела опеки и попечительства, поскольку целью работы данного отдела является осуществление единой государственной политики в области несовершеннолетних и осуществления социально–правовой защиты детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории муниципального образования.

      Наиболее распространенной формой устройства детей на воспитание в семью является опека и попечительство. Данная форма устройства позволяет, с одной стороны, устроить ребенка таким образом, чтобы он был наиболее приближенным к проживанию в семье, с другой стороны, – обеспечить контроль за соблюдением прав и интересов ребенка [3].

      Основные задачи деятельности отдела опеки, попечительства– это защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством, надзор за деятельностью опекунов и попечителей, контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации и иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [1].

      Органы опеки имеют законное право на представлять интересы несовершеннолетних либо лиц с ограниченной дееспособностью в случаях, когда действия опекунов противоречат либо букве закона, либо самим интересам защищаемых лиц. Основная обязанность органов опеки и попечительства – защита подопечного как в физическом, так и в социальном и имущественном смысле со всей объективностью и справедливостью.

      Работа в области защиты прав несовершеннолетних многопланова, ее объем постоянно увеличивается. На специалистов по охране и защите прав детей возложены самые сложные участки работы: это выявление детей, оставшихся без попечения родителей, учет и устройство их в семьи граждан, в государственные детские учреждения, контроль за рынком жилья, собственниками которого являются несовершеннолетние, трудоустройство детей, участие в судебных заседаниях по защите прав несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей и целый ряд других вопросов. Данные проблемы затрагивались в трудах многих российских ученых [2,5].

      В целях содействия восстановлению нарушенных прав, свобод и законных интересов ребенка органами опеки и попечительства ведется прием граждан, рассматриваются письменные и устные обращения. Работа с обращениями и жалобами позволяет выявлять наиболее типичные нарушения прав детей, что ложится в основу аналитической работы и практической деятельности отдела опеки и попечительства, направленной на защиту прав и законных интересов детей.

      Профилактика социального сиротства является одной из острых проблем. Очевидно, что наиболее благоприятным для ребенка является сохранение его кровной семьи, однако это не всегда возможно. В связи с этим важной частью работы специалистов органов опеки и попечительства и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав является проведение профилактической работы с родителями, направленной на возвращение их к нормальному образу жизни и изменении отношения к ребенку. Поэтому специалисты по охране прав детей тесно взаимодействуют с учреждениями образования, здравоохранения, органами исполнительной власти, социальной защиты населения, органами правопорядка и именно благодаря специалистам этих служб орган опеки и попечительства имеет возможность своевременно выявить и оказать помощь ребенку, который в ней нуждается, а также попытаться предотвратить попадание этого ребенка в категорию социальных сирот.

      Одним из направления развития деятельности органов опеки и попечительства является применение современных информационных технологий.

      Основной целью применения информационных технологий в деятельности органов государственной и муниципальной властей является повышение эффективности, информационной открытости и прозрачности механизмов государственного управления, формирование электронного правительства, ориентированного на предоставление услуг гражданам и организациям и опирающегося на возрастающую роль информации и информационных технологий в общественной жизни [4].

      В настоящее время отработана схема взаимодействия по работе с семьями и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации. В том числе и информационное взаимодействие. Проблематикой информационного взаимодействия органов власти занимались также ряд российских исследователей [3,4].

      Специалисты по охране прав детства, в свою очередь, выезжают на акт обследования жилищно-бытовых условий несовершеннолетних, проводят профилактические беседы с родителями, в случае необходимости дают рекомендации по трудоустройству и лечению от алкоголизма и наркомании.

      Таким образом, деятельность отделов опеки, попечительства и медицинского обслуживания осуществляется в соответствии с его функциями и задачами.

      Список литературы

      1. Об опеке и попечительстве [Текст]: Федеральный закон от 24 апреля 2008 г., № 48 – ФЗ.
      2. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА Хайретдинова Ю.С., Хатмуллина Л.Р. В сборнике: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ Сборник статей Международной научно-практической конференции. НАУЧНЫЙ ЦЕНТР «АЭТЕРНА». г. Уфа, Россия, 2014. С. 263-265.
      3. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Сафаров Р.Р., Шапошникова Р.Р. Экономика и социум. 2014. № 3-3 (12). С. 219-221.
      4. ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ Гарифуллина А.Ф. В сборнике: Состояние, проблемы и перспективы развития АПК Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию ФГОУ ВПО Башкирский ГАУ. Министерство сельского хозяйства РФ, Министерство сельского хозяйства РБ, Башкирский государственный аграрный университет. 2010. С. 187-189.
      5. ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА Ханнанова Т.Р., Хатмуллина Л.Р., Галеева Г.М. Экономика и социум. 2014. № 4-5 (13). С. 129-131.
      6. Сетевое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

        Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

        Полномочия, функции и обязанности органов опеки и попечительства

        В случае с опекой речь идет о детях до 14 лет, а в случае с попечительством – о подростках с 14-и летнего возраста до совершеннолетия. В сферу деятельности этих органов входит также забота об интересах совершеннолетних, но полностью недееспособных (или ограниченно (частично) дееспособных) лиц.

        Функции органов опеки и попечительства

        • учет имеющихся детей-сирот, а также таких детей, которые остались полностью без родительской опеки, их обнаружение;
        • создание базы данных, в которой числятся будущие опекуны, попечители и/или приемные родители;
        • обустройство детей-сирот в специальные заведения (детдома, интернаты и прочее) и в приемные семьи;
        • защита прав несовершеннолетних;
        • урегулирование конфликтных ситуаций между родителями ребенка;
        • контроль за управлением собственностью и имуществом своих подопечных и некоторые другие.
        • Функции органов опеки и попечительства направлены, прежде всего, на заботу о сохранении жизни, здоровья лиц, подпавших под их юрисдикцию, столь же важной является защита законных прав и гражданских свобод, а также частной собственности этих лиц, защиту их от возможных злоумышленников. Сфера влияния органов попечительства ограничена мерами, регламентированными для выполнения их функций, кроме того, такие органы территориально прикреплены к определенному субъекту РФ.

          Исходя из выполняемых функций, у органов опеки и попечительства есть все необходимые полномочия, чей круг достаточно широк для решения практически всех проблем затрагиваемого спектра.

          Полномочия органов опеки и попечительства

          Будучи ветвью исполнительной власти, органы опеки взаимодействуют в своей работе и с другими органами власти. Например, они могут подавать заявления в суды о признании гражданина России недееспособным (или же частично дееспособным).

          Если обстоятельства, ограничивающие дееспособность указанного лица потеряли актуальность, именно органы попечительства подают заявление в суд о необходимости признания какого-либо лица полностью или частично дееспособным. Также органы опеки заключают договора на право доверительного управления собственностью и имуществом подопечных, выдают разрешение на совершение с имуществом сделок.

          Органы опеки имеют законное право на представление интересов несовершеннолетних либо лиц с ограниченной дееспособностью в случаях, когда действия опекунов противоречат либо букве закона, либо самим интересам защищаемых лиц. Основная обязанность органов опеки и попечительства – защита подопечного как в физическом, так и в социальном и имущественном смысле со всей объективностью и справедливостью..

          Кроме того, в сферу полномочий этих органов входит также контроль деятельности попечителей, проверка фактических условий жизни подопечных, сохранность их здоровья, жизни и имущественных интересов. Таким образом, все органы опеки имеют право проводить инспекции и проверки, причем не только в случае работы с частными лицами-опекунами, но и в случаях с организациями, в стены которых были помещены подопечные. То есть проверка действительных условий жизни в детских домах, психлечебницах, домах престарелых и других подобных заведениях.

          Широта полномочий органов опеки и попечительства обусловлена тем, что именно они устанавливают опеку и попечительство над несовершеннолетним или недееспособным лицом. При этом органы опеки имеют право лишать любых лиц, даже родных родителей, прав опеки, если жизни подопечного и его здоровью угрожает опасность. И именно они определяют возможность лиц стать усыновителями.

          В обязанности органов опеки и попечительства входит также передача информации о подопечном при изменении им места жительства в соответствующие инстанции данного территориального субъекта России.

          Широта власти органов опеки строго регламентирована соответствующими правовыми нормами Гражданского Кодекса, в рамках которого данные институты власти и осуществляют свою деятельность. Изданные органами опеки акты могут быть оспорены в суде.

          Полномочия и права органов опеки и попечительства, обжалование действий ООП

          Органами опеки и попечительства являются инстанции исполнительной отрасли власти РФ, которые наделены функциями по устройству детей или определенных категорий граждан. Такие правоотношения оформляются относительно детей и лиц, не обладающих достаточной дееспособностью.

          Функции их распространяются на тот сектор отношений, который касается несовершеннолетних детей, лишившихся родительской поддержки. Относительно совершеннолетних граждан, то о них заботятся тогда, когда они признаны недееспособными или их дееспособность ограничена.

          Органы опеки и попечительства – это сектор районного муниципалитета, который работает на уровне районов. На сектор положены следующие обязанности:

          1. Ведение списка детей, которые не имеют поддержки родителей, детей-сирот, полностью лишившихся родителей.
          2. Ведение базы данных, куда вносят ведомости о будущих опекунах, усыновителях или попечителях, подавших свои кандидатуры на оформление отношений.
          3. Устройство сирот к приемным родителям или в государственные учреждения, такие как приюты.
          4. Защита прав, интересов детей, лишившихся родительской поддержки, которым еще нет 18 лет.
          5. Работники сектора занимаются урегулированием семейных конфликтов, между родителями, способствуют их примирению.
          6. Ввиду перечисленных функций, органы опеки и попечительства имеют ряд полномочий, а также прав, установленных в регламентах и законах. В их функции входит забота о тех лицах, на которые распространяется их юрисдикция, относительно которых они имеют полномочия действовать.

            Функции органов опеки и попечительства предусматривают то, что их сотрудники заботятся об имуществе подопечных. Они принимают меры для охраны их частной собственности от незаконных действий третьих лиц.

            Отдел по опеке и попечительству существует в каждом секторе области (районе), и возглавляется департаментом. В своей деятельности он должен взаимодействовать с иными государственными инстанциями, в том числе и с судом. Так, к примеру, сотрудники отдела обращаются в суд с исковым заявлением о том, чтобы признать гражданина лишенным дееспособности. Они подают заявления и в иные инстанции для выполнения своих обязанностей.

            Полномочия и права

            Поскольку органы опеки и попечительства являются ветвью исполнительной власти, им отведен ряд полномочий, а также прав, дающих возможность полноценно выполнять свои функции.

            Полномочия органов опеки и попечительства строго регламентированы законодательными актами страны. Они закреплены нормами гражданских законов, а также соответствующим законом.

            Полномочия их нацелены на социальный контроль работы попечителей или опекунов, а также на их отношения с лицами, взятыми под опеку.

            Отдел по опеке и попечительству, куда обращаются граждане, может представлять интересы тех лиц, которые имеют недостаточную дееспособность или вообще лишены ее, а также несовершеннолетних детей, лишившихся родительской поддержки. Органы опеки и попечительства занимаются представительством тогда, когда их опекуны совершают поступки, противоречащие закону или интересам подопечных.

            Такое противоречие может проявляться как в социальном, так и физическом спектре. Также представительство осуществляется для защиты имущественных интересов. А если сами чиновники нарушают закон, то следует сообщать об этом в департамент или другие органы.

            Полномочия, которые возложены на отдел опеки и попечительства, предусматривают также контролирование деятельности попечителей определенного сектора. Сотрудники имеют право придти к ним домой, проверить условия, в которых живут подопечные.

            Они могут проверить состояние их здоровья или проконтролировать имущественные интересы, посетив опекунов с инспекциями. Данные полномочия касаются не только частных лиц, оформивших опекунство, но специализированных учреждений, в чьих стенах обитают подопечные. Это могут быть:

          7. госпитали;
          8. психлечебницы;
          9. дома для престарелых лиц и так далее.
          10. Органы опеки и попечительства также должны передавать ведомости о смене жилья подопечного. Такие ведомости подаются по секторам на определенные инстанции.

            В права органов входит право обращаться в суды с исками. Это могут быть заявления о лишении дееспособности полностью или частично. Если существуют обстоятельства, которые отменяют ограничение дееспособности лица, то иск судье подают именно сотрудники этих органов.

            Отдел опеки и попечительства может заключить договор на управление по доверенности собственностью и недвижимостью лиц, находящихся под социальной опекой. Сотрудники отдела дают разрешение на действия с этим имуществом или запрещают их проведение. Многочисленные полномочия органов опеки и попечительства обозначены именно тем, что орган опеки и попечительства принимает решение по оформлению опеки.

            Орган опеки и попечительства также может лишить опекунов их прав, лишить родительских прав биологических родителей ребенка, если его жизни или здоровью грозит опасность. Сотрудники органов, собрав комитет, также определяют, может ли лицо воспитывать ребенка, ухаживать за недееспособным человеком или нет.

            Обжалование действий чиновников

            Часто у граждан возникает вопрос, куда жаловаться на орган опеки и попечительства, если они остались недовольны работой его сотрудников. Конфликты между сторонами могут быть разные, но от них никто не застрахован, они всегда наносят вред ребенку или подопечному лицу.

            Если нет возможности преодолеть недобросовестное отношение чиновников или их непонимание, то всегда можно пожаловаться на их действия в вышестоящие инстанции.

            Куда жаловаться на такие действия?

          11. В первую очередь, это департамент социального обеспечения Москвы. Телефон департамента работает круглые сутки, информацию можно подать по номеру – 495 623 10 59. Официальную жалобу в департамент социального обеспечения можно послать по факсу или отправить по электронной почте. Но есть другие способы, куда можно жаловаться на деятельность или бездействия чиновников.
          12. Жаловаться на отдел опеки и попечительства, помимо департамента социального обеспечения, можно в районную администрацию по месту жительства.
          13. Можно жаловаться в прокуратуру или обратиться с иском в суд. При подаче жалобы следует указать те нормы закона, которые были нарушены чиновниками.
          14. Управление по опеке и попечительству – это еще одна служба, куда можно жаловаться на неправомерные действия чиновников. Это вышестоящий орган, в обязанности которого входит контроль деятельности секторов. Если работники сектора совершили неправомерное действие, то сообщение об этом поможет восстановить справедливость.
          15. В определенных случаях жаловаться можно уполномоченному по правам ребенка. В его обязанности входит контроль соблюдения прав несовершеннолетних.

          Ответ на вопрос, куда жаловаться на чиновников, может быть разный, это зависит от каждого конкретного случая.

          Таким образом, инстанции, занимающиеся вопросами устройства детей и других категорий граждан, наделены правами, а также обязанностями для того, чтобы помогать в устройстве детям сиротам или недееспособным гражданам. Каждый орган, расположенный в районе, отвечает за свой сектор, беря на учет всех детей без родительской опеки. Если действия чиновников каким-либо образом нарушают законодательство, то на них можно жаловаться в вышестоящие органы, департамент социального обеспечения или суд. Куда именно жаловаться в каждом случае, зависит от ситуации.

          Общая характеристика опеки и попечительства

          История опеки и попечительства

          В далеком прошлом, когда еще не существовало единого государства Российского, дети не были предметом его внимания. Исключение составляли сироты, но забота о них была частным делом князей или возлагалась на церковь в основном из религиозных побуждений и рассматривалась как богоугодная акция. Поговорка того времени гласила: «Не постись, не молись, а призри сироту». Со временем, в годы царствования Ивана IV, в круг задач органов государственного управления, осуществляемых с помощью приказов, входило призрение бедных и страждущих, куда входили и дети-сироты. В середине XVII века получает свое дальнейшее развитие идея постепенного сосредоточения призрения в руках власти гражданской. Реформаторская деятельность Петра I была связана и с определением положения детей, оказавшихся в бедственном положении, без семьи, средств к существованию. При этом имело место стремление внести систему в дело защиты таких детей, которая должна была сочетаться с «принципом следования общественной пользе и порядку в личном проявлении милосердия. В эпоху царствования Екатерины II, когда имели место широкие по своим масштабам перемены, коснувшиеся системы управления, ст. 378 Указа «Учреждения для управления губерний» (1775 год) предусматривала учреждение в каждой губернии по одному приказу, именуемому приказом общественного призрения. В его компетенцию входило и «установление и надзирание сиротских домов для призрения и воспитания сирот мужеского и женского пола, оставшихся после родителей без пропитания» Михеева Л.Ю. Общие положения об опеке и попечительстве — М., 2012. С. 65..

          В России XIX века защита осиротевших детей не считалась «второстепенным делом», что свидетельствовало о заинтересованности государства в решении проблем, связанных с устройством осиротевших детей, тогда как «родственная любовь, согласие, повиновение родителям» продолжали доминировать в семейных отношениях». Дальнейшее экономическое развитие России сказалось и на решении проблем, связанных с устройством осиротевших детей. Государство стало его перекладывать на организации, в ведении которых находились отдельные группы населения соответственно тому сословию, к которому они принадлежали. Причем картина устройства осиротевших детей в конце XIX века отличалась чрезвычайной пестротой. Большинство приютов, куда их направляли, входило в ведомство учреждений императрицы Марии Федоровны, другие — в ведение различных благотворительных обществ, частных лиц и ведомств. Они имели свои самостоятельные уставы, соответствующие требованиям ведомства императрицы Марии. На местах забота об осиротевших детях возлагалась на земство, которому п. 7 ст. 2 Земского положения вверял попечение «о сирых и увечных». Земствам того времени предстояло преодолеть «косность и бездушие» существовавших приказов общественного призрения в «деле устройства жизни осиротелого, покинутого детства».

          Октябрь 1917 года вызвал к жизни организационную перестройку ведомств, призванных осуществлять заботу о детях. Учреждением нового типа стал Комиссариат Просвещения (Наркомпрос), в котором находился отдел охраны детства, в чьи непосредственные обязанности входило решение всех вопросов устройства осиротевших детей. Вскоре этот отдел преобразовали в отдел социально-правовой охраны несовершеннолетних. В последующие годы он подвергался различной реорганизации в рамках уже Министерства образования, с помощью которого государство реализовывало свою политику защиты особой категории детей-сирот и тех, кто почему-либо лишился своей семьи.

          Первый семейный кодекс — Кодекс законов об Актах гражданского состояния, Брачном, Семейном и Опекунском праве возлагал решение всех вопросов, касающихся устройства детей-сирот, на Отдел Социального обеспечения при Губернском Совете Депутатов. А к ведению Народного Комиссариата Социального Обеспечения относилось руководство по организации общих мер попечения над малолетними и дефективными и надзор за деятельностью Отделов Социального Обеспечения. Кодекс законов о браке, семье и опеке РСФСР упоминает об органах опеки и попечительства в уже более широком контексте, причисляя к ним исполнительные комитеты разных уровней, а также сельские советы. Мало того, в примечании к ст. 72 этого Кодекса делается уточнение: при осуществлении своих функций исполкомы возлагают их в отношении несовершеннолетних на отделы народного образования, в отношении слабоумных и душевнобольных — на отделы здравоохранения, в отношении остальных на отделы социального обеспечения. Кодекс о браке и семье РСФСР 1969 г. воспроизводил аналогичную в принципе схему. При этом в качестве органов опеки и попечительства опять фигурируют исполкомы. И, наконец, ныне действующий семейный кодекс гласит: «Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации» (п. 2 ст. 121 СК). Тем самым семейный кодекс воспроизводит ч. 1 ст. 6 Федерального закона «Об опеке и попечительстве». Что же касается структурных звеньев этих органов, то их компетенция определяется по-разному в субъектах Федерации. Чаще всего выполнение функций по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних возлагается на отделы народного образования исполкома. Но, например, в Самарской области непосредственное осуществление функций над несовершеннолетними возлагается на комитеты по вопросам охраны семьи, материнства и детства исполнительных комитетов.

          Как бы ни отличались в организационном плане структурные звенья исполкомов, управомоченных на защиту прав несовершеннолетних, их объединяет главное: защиту интересов детей государство везде возлагает на такие государственные органы, как органы исполнительной власти субъекта Федерации. Вместе с тем при реализации их прав, обязанностей имеет место двойное подчинение, двойной контроль. Во-первых, со стороны государственных органов, во-вторых, со стороны Министерства образования и науки, компетентного в вопросах воспитания, что имеет особый смысл, так как его деятельность напрямую связана с обеспечением права каждого ребенка на жизнь и воспитание в семье.

          Работа органов опеки и попечительства как исполнителя государственной воли, связанной с защитой интересов ребенка в семейно-правовой сфере, отличается большим разнообразием, о чем свидетельствует перечень их прав, обязанностей в Семейном кодексе, в других законах и подзаконных актах, принимаемых как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта Федерации. Причем в одних регионах, например в Ростовской области, Краснодарском крае, перечень разрешаемых этими органами вопросов отличается определенной краткостью, в других — дается более подробно, в частности в Воронежской, Ивановской, Московской, Смоленской и др. областях. Что же касается Москвы, то здесь данный перечень существенно отличается своим большим объемом. Однако в любом случае правовой основой деятельности органов опеки и попечительства по защите прав ребенка в семейно-правовой сфере служит Семейный кодекс Российской Федерации. Его текст свидетельствует о разнообразии полномочий органов опеки и попечительства, призванных осуществлять функции по защите интересов ребенка в семье.

          Характеристика отдела опеки и попечительства

          Особенности организации работы, структура отдела опеки и попечительства. Основные обязанности сотрудников, уровень образования и квалификации, условия их работы. Сущность нормативно-правовой и теоретической базы создания приёмной семьи, права родителей.

          Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

          Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

          Размещено на http://www.allbest.ru/

          Характеристика отдела опеки и попечительства

          Отчёт о преддипломной практике

          в отделе опеки и попечительства администрации Кимовского района Тульской области

          2. Характеристика отдела опеки и попечительства Кимовского района Тульской области

          3. Приёмные родители

          Преддипломная практика была пройдена мной в отделе опеки и попечительства администрации Кимовского района Тульской области.

          Срок прохождения практики — с 20.06.2008 года по 23.08.2008 года.

          Цель прохождения преддипломной практики — ознакомиться с организацией работы отдела опеки и попечительства, с основными обязанностями сотрудников, изучить нормативно-правовую и теоретическую базу создания приёмной семьи.

          В процессе прохождения практики мной выполнялись следующие виды работ.

          1) было изучено организационное устройство отдела опеки и попечительства администрации Кимовского района Тульской области, а именно: были изучены организационные и нормативные документы, выяснены задачи, структура и организация работы, уровень образования и квалификации работников, условия их работы;

          2) были изучены основные обязанности сотрудников;

          3) было изучено правовое положение приёмных родителей.

          1. Характеристика отдела опеки и попечительства Кимовского района Тульской области

          В Конвенции о правах ребенка сказано «ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством». Наиболее грозным явлением за последние годы в России стало значительное увеличение размеров «социального» сиротства. Обнаруживается так называемое «скрытое» социальное сиротство, которое связано с ухудшением условий жизни семьи, падением ее нравственных устоев и изменения отношения к детям, вплоть до их полного вытеснения из семей, вследствие чего растет беспризорность огромного количества детей и подростков.

          Вопросы охраны прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также профилактики социального сиротства являются основными в деятельности администрации муниципального образования Кимовский район. В соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Тульской области «О защите прав ребенка» (Принят Тульской областной Думой 21 сентября 2000 года Постановление № 60/1809) органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления.

          В связи с этим 01.03.2006 года был создан отдел опеки и попечительства, который вошел в состав комитета по правовой работе администрации муниципального образования Кимовский район. Сегодня на учете в отделе опеки и попечительства стоят 113 неблагополучных семей, в которых воспитывается 173 ребенка.

          В текущем году отделом опеки и попечительства было подано 5 исков о лишении родительских прав в интересах 8 несовершеннолетних, 3 из них удовлетворены судом. По всем исковым заявлениям о лишении родительских прав поданных главой администрации муниципального образования Кимовский район, прокурором района, государственными образовательными учреждениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, законными представителями несовершеннолетних, подготовлено 61 заключение. Специалисты отдела опеки и попечительства представляли интересы несовершеннолетних в 76 судебных заседаниях.

          Численность детей, выявленных и учтенных за 2007 год составила-93 ребенка, из них устроено:

          — в дома ребенка, воспитательные и образовательные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие учреждения на полное государственное обеспечение — 30;

          — в учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования на полное государственное обеспечение — 2;

          — под опеку, попечительство (приемные семьи) — 48;

          — на усыновление — 4.

          9 детей остались неустроенными на конец прошлого года, так как проходят лечение, оздоровление в лечебных учреждениях.

          Наиболее распространенной формой устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является передача их под опеку (попечительство). На учете в отделе опеки и попечительства на 01.01.2008 года состоит -209 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из них денежное пособие получают -204 ребенка (5 детей не являются получателями денежных средств, так как 3 из них добровольно переданы родителями под опеку (попечительство) по причине нахождения их в длительных командировках за границей или по долгу службы, в отношении 2 детей проводится работа по установлению статуса сироты)

          Назначение денежных средств производится в соответствии с приказом Министерства образования «Об утверждении положения о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством)».

          С 01.01.2007 года размер опекунского пособия увеличился и в зависимости от возраста детей установлена единая ежемесячная выплата денежных средств на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой, попечительством и воспитывающихся в приемных семьях:

          От 0 до полутора лет-2945 рублей;

          От полутора лет до 3 лет-2656 рублей;

          От 3 до 7 лет—3165 рублей;

          От 7 до 12 лет—4407 рублей;

          От 12 до 18 лет—4685 рублей.

          При этом у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей остается право на получение алиментов и пенсий. Либо это пенсия по потере кормильца, либо социальное пособие детям, оставшимся без попечения родителей. В соответствии с Законом Тульской области «О защите прав ребенка» и на основании постановления администрации Тульской области «Об утверждении положения о порядке назначения и выплаты социальной пенсии детям, оставшимся без попечения родителей» была проведена сверка списочного состава детей, находящихся на учете в отделе опеки и попечительства и списка получателей социального пособия в комитете социальной защиты населения. Аналогичная работа была проведена с пенсионным фондом по Кимовскому району Тульской области. Установлено, что 103 ребенка получают пенсию по потере кормильца, 92 ребенка получают социальное пособие.

          С целью осуществления контроля за расходованием денежных средств опекунами, выполнения ими обязанностей по воспитанию детей, обследования жилищно-бытовых условий, в которых находятся дети, специалисты отдела опеки и попечительства комитета по правовой работе посещают семьи опекунов по месту их проживания. В течение 2006 года специалисты отдела опеки и попечительства посетили практически каждую семью, лишь в трех случаях было принято решение об отстранении опекунов за ненадлежащее выполнение обязанностей, в том числе при оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи, при использовании им опеки (попечительства) в корыстных целях.

          Приемная семья — одна из форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

          На территории муниципального образования Кимовский район создано 7 приемных семей, в которых воспитывается 19 детей-сирот. За 2007 и 6 месяцев 2008 года органами опеки и попечительства не расторгнут ни один договор с приемными родителями. Муниципальное образование Кимовский район оказывает следующие льготы приемным семьям;

          — 100% оплата коммунальных услуг;

          — предоставление путевок в пришкольные и загородные оздоровительные лагеря за счет средств бюджета муниципального образования;

          — предоставление путевок в санаторно-курортные учреждения при наличии медицинских показаний.

          Усыновление является одной из приоритетных форм устройства детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В течение 2008 года жителями Кимовского района усыновлено 2 детей, 1 ребенок усыновлен иностранными гражданами. В течение года проводились контрольные выходы в семьи усыновителей с целью обследования жилищно-бытовых условий воспитания усыновленных детей. По результатам посещения можно сделать вывод, что усыновители создали все условия для полноценного воспитания детей, а дети обрели заботливых родителей.

          На территории муниципального образования Кимовский район функционируют три школы- интерната, где воспитываются 145 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Тульской области «О защите прав ребенка» органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления. В целях осуществления контроля за соблюдением прав и гарантий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на полном государственном обеспечении, на основании Устава муниципального образования Кимовский район и в соответствии с законом Тульской области «Об общих принципах организации и деятельности органов опеки и попечительства в Тульской области» в октябре 2007 года была проведена проверка вышеуказанных учреждений. Выявленные проверкой нарушения не являются значительными и были устранены в ходе проведения проверки. Изучение личных дел воспитанников, оставшихся без попечения родителей, показало, что администрации школ-интернатов уделяют должное внимание защите прав и законных интересов детей. Проводится большая работа по назначению детям, оставшимся без попечения родителей, пенсии по потере кормильца и областной социальной пенсии, всем детям открыты лицевые счета в сбербанках района, на которые перечисляются положенные им пенсии, алименты. В личных делах воспитанников ведется переписка по закрепленному за ними жилью.

          Одним из основных направлений деятельности отдела опеки и попечительства является защита жилищных прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Именно в этом направлении с мая 2006 года отделом опеки и попечительства была начата активная работа, направленная на формирование банка данных о состоянии и сохранности жилья, в котором проживают дети вышеуказанной категории и жилья, закрепленного за ними.

          В результате проведенной работы было установлено, что из 209 подопечных, 23 человека не имеют закрепленного жилья по разным причинам (жилье сгорело, ранее не закреплялось, находится в разрушенном состоянии, дети относятся к категории беженцев или зарегистрированы в общежитии), 186 детей имеют закрепленное жилье, причем у 30 из них жилье закреплено не на территории Кимовского района.

          В июне месяце текущего года отделом опеки и попечительства были направлены письма во все государственные образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с целью уточнения сведений о детях Кимовского района, находящихся в данных учреждениях, их родителях и закрепленном за ними жилье.

          Учитывая полученные данные можно сделать вывод, что из 320 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Кимовского района, воспитывающихся в семьях опекунов, в приемных семьях, в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 209 человек имеют закрепленное жилье в хорошем состоянии, 48 человек — в удовлетворительном и 40 человек, что все же не мало, имеют жилье, по мнению специалистов отдела опеки и попечительства, не пригодное для дальнейшего проживания несовершеннолетних. Был составлен список данного жилья и направлен в жилищную комиссию для дальнейшего решения вопроса о пригодности проживания в нем несовершеннолетних. По результатам оценки жилья комиссией и признания его непригодным к проживанию, сведения будут направлены в областной банк данных о детях-сиротах, не имеющих закрепленного жилья и нуждающихся в предоставлении жилой площади. Данные на 21 ребенка поданы в областной банк данных детей-сирот, не имеющих закрепленного жилья и нуждающихся в представлении жилой площади. Пять ходатайств с приложенными к ним документами направлены в департамент образования для дальнейшего решения вопроса о выделении денежных средств на приобретение жилой площади этим детям-сиротам.

          На сегодняшний день перед отделом опеки и попечительства комитета по правовой работе администрации муниципального образования Кимовский район стоят проблемы, решение которых требует значительного финансирования. С этой целью руководством отдела (Корнюшина Инна Михайловна — начальник отдела) были внесены следующие предложения в комплексную целевую программу «Социальная защита населения», подпрограмму «Семья, дети, демографическая политика» на 2007-2010г.

          1. Создать в муниципальном образовании общежитие или другой специализированный муниципальный жилищный фонд для предоставления временного жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

          2. Предусмотреть в бюджете муниципального образования Кимовский район на 2007-2010 годы выделение денежных средств на погашение задолженности по коммунальным услугам, которая сложилась в период нахождения несовершеннолетних в ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

          3. Предусмотреть в бюджете муниципального образования Кимовский район на 2007-2010 годы выделение денежных средств на ремонт закрепленного за детьми-сиротами и детьми, оставшихся без попечения родителей, жилья (таких помещений-25).

          4. Государственному учреждению Тульской области «Центр занятости населения Кимовского района» предусмотреть резерв рабочих мест для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей-выпускников ГУ профессионального образования.

          5. Решить вопрос о финансировании 5 койко-мест в детском отделении МУЗ «Кимовская районная больница» для размещения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказавшихся в опасной жизненной ситуации.

          6. Совместно со СМИ принять меры по популяризации устройства детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемные семьи и передаче их на усыновление.

          При подготовке проектов соглашений между администрацией муниципального образования Кимовский район и администрациями поселений отделом опеки и попечительства комитета по правовой работе администрации муниципального образования Кимовский район разработаны и внесены следующие предложения.

          Главам поселений предлагается взять на себя следующие обязательства:

          — выявлять и вести учет несовершеннолетних лиц, которые вследствие смерти родителей, лишения родителей родительских прав, болезни родителей или по другим причинам остались без попечения родителей;

          — принимать меры по защите жилищных прав и обеспечению жилой площадью подопечных и несовершеннолетних лиц, оставшихся без попечения родителей, в случаях, предусмотренных законодательством;

          — ведение учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как нуждающихся в жилом помещении;

          — осуществлять контроль за условиями проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которых на каникулярный период берут из ГОУ ТО родственники;

          — привлекать общественность к работе органов опеки и попечительства.

          Приемная семья форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органом опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью).

          Граждане (супруги или отдельные граждане), желающие взять на воспитание ребенка (детей), оставшегося без попечения родителей, именуются приемными родителями; ребенок (дети), передаваемый на воспитание в приемную семью. именуется приемным ребенком, а такая семья приемной семьей.

          ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 17 июля 1996 г. N 829 О ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕ (в ред. Постановления Правительства РФ от 01.02.2005 N 49)

          На воспитание в приемную семью передается ребенок (дети), оставшиеся без попечения родителей:

          — дети, родители которых неизвестны;

          -дети, родители, которых лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими, осуждены;

          — дети, родители которых по состоянию здоровья не могут лично осуществлять их воспитание и содержание;

          — дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в воспитательных, лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях социальной защиты населения или других аналогичных учреждениях.

          Приемными родителями (родителем) могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:

          · лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

          · лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;

          · отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;

          · бывших усыновителей, если усыновление отменено по их вине;

          · лиц, имеющих заболевания, при наличии которых нельзя взять ребенка (детей) в приемную семью.

          Опекун (попечитель), приемные родители ребенка имеет право и обязаны:

          · заботиться о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии;

          · вправе самостоятельно определять способы воспитания ребенка, с учетом мнения ребенка и рекомендаций органа опеки и попечительства, а также при соблюдении требований, предусмотренных Семейным Кодексом;

          · воспитывать ребенка, находящегося под опекой (попечительством);

          Они являются законными представителями приемного ребенка (ребенка находящегося под опекой (попечительством)) защищают его права и интересы, в том числе в суде, без специальных полномочий.

          Их права не могут осуществляться в противоречии с интересами ребенка (детей).

          Опекуны и попечители, приемные родители вправе помещать детей в образовательные учреждения на общих основаниях,

          Общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, не должно превышать, как правило, 8 человек.

          Приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью. Договор о передаче ребенка (детей) заключается между органом опеки и попечительства и приемными родителями.

          Устройство детей в приемную семью не влечет за собой возникновения между приемными родителями и приемными детьми алиментных и наследственных правоотношений, вытекающих из законодательства Российской Федерации.

          Лица, желающие взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью, подают в орган опеки и попечительства по месту своего жительства заявление с просьбой дать заключение о возможности быть приемными родителями.

          К заявлению прилагаются следующие документы:

          · Справка с места работы с указанием должности и размера заработной платы либо копия декларации о доходах, заверенная в установленном порядке;

          · Характеристика с места работы;

          · Документ, подтверждающий наличие жилья у лица ( лиц), желающего взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью (копия финансово-лицевого счета с места жительства и выписка из домовой книги (поквартирной) книги для нанимателей жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде либо документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение) ;

          · Копия свидетельства о заключении брака (если состоят в браке);

          · Медицинская справка лечебно-профилактического учреждения о состоянии здоровья лица (лиц), желающего взять ребенка на воспитание в приемную семью ( ссылка на приказ минз о мед освид ).

          Лицо, обращающиеся по вопросу получения заключения о возможности быть приемным родителем, должно предъявить паспорт, а в случаях предусмотренных законодательством Российской Федерации, другой заменяющий документ.

          Для подготовки заключения о возможности быть приемными родителями орган опеки и попечительства составляет акт по результатам обследования условий жизни лиц (лица), желающих взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью (под опеку или попечительство).

          На основании заявления и акта обследования условий жизни лиц (лица), желающих взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью (под опеку или попечительство), орган опеки и попечительства в течение 20 дней со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами готовит заключение о возможности стать приемными родителями.

          Безусловно, при подготовке заключения орган опеки и попечительства принимает во внимание личные качества людей, желающих взять на воспитание ребенка в семью их способность к выполнению обязанностей по воспитанию детей, взаимоотношения с другими членами семьи, проживающих совместно с ними.

          В случаях если лицо (лица) изъявляет желание взять на воспитание ребенка с ослабленным здоровьем, больного ребенка, ребенка с отклонениями в развитии, ребенка- инвалида, то необходимо, чтобы у приемных родителей (опекуна или попечителя) было наличие необходимых условий для этого.

          При передаче ребенка в приемную семью орган опеки и попечительства руководствуется интересами ребенка. Передача ребенка в приемную семью, достигшего возраста 10 лет осуществляется только с его согласия.

          опека попечительство право семья родитель

          Исходя из проведенной работы, можно сделать вывод, что для совершенствования работы по передаче детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи необходимо:

          1. Органы управления образованием должны подготовить и внести на рассмотрение соответствующих законодательных органов проекты законов субъектов Российской Федерации о государственных минимальных социальных стандартах организации работы органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми.

          2. Активизировать работу по предупреждению социального сиротства. При формировании регионального бюджета предусматривать на эти цели необходимые финансовые средства отдельной строкой.

          3. Осуществлять действенный контроль за своевременной выплатой денежных средств на опекаемых детей, воспитывающихся в приемных семьях.

          4. Создать специализированные службы (центры) по передаче детей на воспитание в семьи граждан (под опеку, попечительство, в приемные семьи, на усыновление).

          5. Подготовить и представить на рассмотрение законодательных органов субъектов Российской Федерации проекты законов об оплате труда приемных родителей и льготах, предоставляемых приемным семьям в соответствии со ст. 152 Семейного кодекса РФ.

          Только прозрачность этой информации, ее доступность всем заинтересованным сторонам может помочь решить проблему, чтобы в нашей стране было как можно меньше брошенных или потерявших родителей детей.

          Дневник прохождения преддипломной практики

          Смотрите так же:

          • Опека и попечительство в ханты-мансийске Советский район Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Главная Администрация Советского района Социальная сфера управление опеки и попечительства Опека/попечительство Опека и попечительство - форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также […]
          • Отдел защиты прав потребителей балаково Защита прав потребителей в Балаково Права потребителей в Балаково защищают органы государственного надзора и общественные организации: Роспотребнадзор, Общество защиты прав потребителей "Гражданская позиция" и адвокат Андреев. Напоминаем, что для обращений в государственные органы по ЗПП, введен претензионный порядок - сначала подается […]
          • Могут ли не снизить алименты Могут ли не снизить алименты Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав потребителей Трудовые споры, пенсии Главная Статьи и комментарии ПЦ "Логос" Уменьшение размера алиментов на ребенка. […]
          • Законы планирования в организации Планирование деятельности предприятия Менеджмент Психология менеджмента Модели менеджмента Менеджер Организация Планирование деятельности фирмы Плановая деятельность фирмы — одна из первоочередных функций ее управления, взаимодействующая с такими функциями, как: организация, координация, контроль, регулирование, […]
          • Максидом правило Скидки Максидом (Maxidom) Акции и промокоды Максидом на август 2018 Maxidom (Максидом) – одна из крупнейших российских сетей гипермаркетов, где можно купить товары для строительства, ремонта, обустройства дома и сада. В торгово-розничную сеть вх. Maxidom (Максидом) – одна из крупнейших российских сетей гипермаркетов, где можно купить […]
          • Осаго для пенсионеров 2018 Установленные льготы по ОСАГО Процедура страхования гражданской ответственности является обязательной для всех владельцев автотранспортных средств на территории России. Документом, который может подтвердить наличие данного типа страхования, является полис ОСАГО. Базовые тарифные планы устанавливаются исполнительными органами власти РФ. […]