Фонетические законы примеры

Фонетические законы примеры

(Лингвистический энциклопедический словарь. — М., 1990. — С. 554-555)

Фонетические законы (звуковые законы) — законы функционирования и развития звуковой материи языка, управляющие как устойчивым сохранением, так и регулярным изменением его звуковых единиц, их чередований и сочетаний. Законы функционирования звуковой материи языка управляют живыми фонетическими про ц ессами, аллофонным варьированием, живыми позиционными чередованиями. Такое аллофонное варьирование обусловлено лишь фонетическим окружением (позицией) и действует, в принципе, регулярно во всех словах, у всех представителей данного языкового коллектива; например, во всех словах русского языка звонкий согласный, попав в позицию конца слова, регулярно заменяется соответствующим глухим: «морозы — моро[с]», «сады — са[т]» и т.п. Исключений нет. Законы развития звуковой материи языка формируют исторически последовательные этапы звуковой эволюции данного языка, обусловливают исторические (традиционные) чередования звуковых единиц. В период своего возникновения законы развития исторически являются обычными законами функционирования, порождающими регулярное позиционное варьирование аллофонов. Трансформация живого закона функционирования в исторический осуществляется путем снятия позиционной обусловленности (т.е. исчезнов е ния данного закона функционирования) через превращение живого фонетического чередования (аллофонного варьирования) в непозиционное, историческое чередование самостоятельных фонем. Так, историческое чередование (к

§7. Фонетические законы в области согласных.

Таковых насчитывается всего пять:

1. Закон конца слова. Данный закон заключается в следующем: парные по глухости- звонкости согласные произносятся на конце фонетического слова как глухие. Пример: код [кот] и кот [кот].

2. Ассимиляция — уподобление первого звука второму (в литературном языке). Ассимиляция бывает: контактная и/или бестактная (в литературном языке). По глухости-звонкости и по твердости-мягкости она подразделяется на: регрессивную (в литературном языке), прогрессивную, частичную и полную (в литературном языке). Разновидности ассимиляции:

(Рисунок №5 (см. выше). Фонетические законы в области согласных)

1. Сколько существует фонетических законов в области согласных?

2. В чем заключается закон конца слова?

3. Что такое ассимиляция?

4. Какие разновидности ассимиляции вы знаете?

5. Что такое диссимиляция?

6. В чем заключается суть закона выпадения согласных?

7. Что собой представляет закон единообразия конечных фонемах в производных формах слов?

Основные фонетические законы русского языка

Основные фонетические законы русского языка — раздел Литература, Современный русский литературный язык: термин и сущность Фонетические Законы (Звуковые Законы) — Законы Функционирования И Развития Зв.

Фонетические законы (звуковые законы) — законы функционирования и развития звуковой материи языка, управляющие, как устойчивым сохранением, так и регулярным изменением его звуковых единиц, их чередований и сочетаний.

1. Фонетический закон конца слова. Шумный звонкий согласный на конце слова оглушается, т.е. произносится как соответствующий ему парный глухой. Такое произношение приводит к образованию омофонов: порог — порок, молод — молот, коз — кос и т.п. В словах с двумя согласными на конце слова оба согласные оглушаются: груздь — грусть [rpyc’т’], подъезд — подъест [пΛдjeст] и т.п.

Оглушение конечного звонкого происходит в следующих условиях:

2. Ассимиляция согласных по звонкости и глухости. Сочетания согласных, из которых один глухой, а другой звонкий, не свойственны русскому языку. Поэтому, если в слове оказываются рядом два разных по звонкости согласных, происходит уподобление первого согласного второму. Такое изменение согласных звуков называется регрессивной ассимиляцией.

Перед сонорными, а также перед [j] и [в] глухие остаются без изменения: трут, плут, [Λтjест] (отъезд), свой, твой.

Звонкие и глухие согласные ассимилируются при наличии следующих условий: 1) на стыке морфем: [пΛхоткъ] (походка), [збор] (сбор); 2) на стыке предлогов со словом: [гд’елу] (к делу), [зд’елъм] (с делом); 3) на стыке слова с частицей: [гот-ть] (год-то), [дод`ж`бы] (дочь бы); 4) на стыке знаменательных слов, произносимых без паузы: [рок-кΛзы] (рог козы), [рас-п’ат’] (раз пять).

3. Ассимиляция согласных по мягкости. Твердые и мягкие согласные представлены 12 парами звуков. По образованию они различаются отсутствием или наличием палатализации, которая заключается в дополнительной артикуляции (средняя часть спинки языка высоко поднимается к соответствующей части нёба).

Все согласные, парные по твердости-мягкости, смягчаются в следующих слабых позициях: 1) перед гласным звуком [е]; [б’ел], [в’ес], [м’ел], [с’ел] (бел, вес, мел, сел) и т.п.; 2) перед [и]: [м’ил], [п’ил’и] (мил, пили).

Наиболее подвержены смягчению зубные [з], [с], [н], [р], [д], [т] и губные [б], [п], [м], [в], [ф]. Не смягчаются перед мягкими согласными [г], [к], [х], а также [л]: глюкоза, ключ, хлеб, наполню, молчу т.п. Смягчение происходит внутри слова, но отсутствует перед мягким согласным следующего слова ([вот — л’ес]; ср. [Λ т ор]) и перед частицей ([рос-л’и]; ср. [рΛсли]) (вот лес, оттёр, рос ли, росли).

Согласные [з] и [с] смягчаются перед мягкими [т’], [д’], [с’], [н’], [л’]: [м’êс’т’], [в’иез’д’е], [ф-ка с’ь], [казн’] (месть, везде, в кассе, казнь). Смягчение [з], [с] происходит также на конце приставок и созвучных с ними предлогов перед мягкими губными: [ръз’д’иел’ит’], [ръс’т’иенут’], [б’ъез’-н’иево), [б’иес’-с’ил] (разделить, растянуть, без него, без сил). Перед мягкими губными смягчение [з], [с], [д], [т] возможно внутри корня и на конце приставок на -з, а также в приставке с- и в созвучном с ней предлоге: [с’м’ех], [з’в’êр], [д’в’êр|, [т’в’êр], [с’п’êт’], [с’-н’им], [ис’-пêч’], [рΛз’д’êт’] (смех, зверь, дверь, Тверь, спеть, с ним, испечь, раздеть).

Губные перед мягкими зубными не смягчаются: [пт’êн’ч’ьк], [н’ефт’], [вз’ат’] (птенчик, нефть, взять).

4. Ассимиляция согласных по твердости. Ассимиляция согласных по твердости осуществляется на стыке корня и суффикса, начинающегося твердым согласным: слесарь — слесарный, секретарь — секретарский и т.п. Перед губным [б] ассимиляция по твердости не происходит: [прΛс’ит’] — [проз’бъ], [мъллт’ит’] — [мълΛд’ба] (просить — просьба, молотить — молотьба) и т.д. Ассимиляции не подвергается [л’]: [пол’ь] — [зΛпол’ныj] (поле, запольный).

5. Ассимиляция зубных перед шипящими. Этот вид ассимиляции распространяется на зубные [з], [с] в положении перед шипящими (передненёбными) [ш], [ж], [ч], [ш] и заключается в полном уподоблении зубных [з], [с] последующему шипящему.

Полная ассимиляция [з], [с] происходит:

1) на стыке морфем: [ ж ат’], [рΛ ж ат’] (сжать, разжать); [ ш ыт’], [рΛ ш ыт’] (сшить, расшить); [ ш’от], [рΛ ш’от] (счет, расчет); [рΛзно ш’ик], [изво ш’ик] (разносчик, извозчик);

Сочетание зж внутри корня, а также сочетание жж (всегда внутри корня) обращаются в долгий мягкий [ж’]: [по ж’] (позже), [jê ж’у] (езжу); [во ж’и], [дрож’и] (вожжи, дрожжи). Факультативно в этих случаях может произноситься долгий твердый [ж].

Разновидностью этой ассимиляции является ассимиляция зубных [д], [т] следующими за ними [ч], [ц], в результате чего получаются долгие [ч], [ц]: [Λ ч’от] (отчет), (фкра цъ] (вкратце).

6. Упрощение сочетаний согласных. Согласные [д], [т] в сочетаниях из нескольких согласных между гласными не произносятся. Такое упрощение групп согласных последовательно наблюдается в сочетаниях: стн, здн, стл, нтск, стск, вств, рдц, лнц: [усны ], [познъ], [ш’иесливы ], [г’иганск’и ], [ч’уствъ], [сердцъ], [сонцъ] (устный, поздно, счастливый, гигантский, чувство, сердце, солнце).

7. Сокращение групп одинаковых согласных. При стечении трех одинаковых согласных на стыке предлога или приставки со следующим словом, а также на стыке корня и суффикса согласные сокращаются до двух: [ра сор’ит’] (раз+ссорить), [с ылкъ ] (с ссылкой), [кΛло н ы ] (колонна+н+ый); [Λде с ки ] (Одесса+ск+ий).

Эта тема принадлежит разделу:

Современный русский литературный язык: термин и сущность

Современный русский литературный язык является высшей формой русского языка В этом сочетании современный литературный прежде всего требует. Основной признак литературного языка нормированность Норма возникает в. Норма это социально обусловленная и общественно осознанная система правил наиболее устойчивый способ языкового.

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Основные фонетические законы русского языка

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Фонетика как наука о звуковой стороне языка. Основные аспекты изучения звука.
Фонетика — наука о звуковой стороне человеческой речи. Это один из основных разделов языкознания (лингвистики). Слово «фонетика» происходит от греч. phonetikos — «звуковой, голосовой

Реализация гласных в безударной позиции после твердых согласных
Если струя воздуха свободно проходит через носовую или ротовую полость, не встречая на своём пути никаких препятствий, то произносится гла´сный звук. Голосовые связки при этом напряжены и сдв

Реализация гласных в безударной позиции после мягких согласных
В силу редукции безударные гласные сокращаются по длительности (по количеству) и утрачивают отчётливое звучание (качество). Редукции подвергаются все безударные гласные, но степень редукции их неод

Слог как суперсегментная единица. Теории волны сонорности.
Наименьшей суперсегментной является слог. Доказательство: просьба произнести слово более отчётливо, ясно приводит к его скандированию. Самое общее определение слога по отношению к русскому

Интонация как фразовая просодия.
Слово «интонация» восходит к латинскому глаголу intono «громко произношу». Обычно оно означает совокупность просодических характеристик предложения: тона, длительности, громкости и так на

Позиция. Сильные и слабые позиции. Позиционные и непозиционные чередования звуков.
Позиция в лингвистике — окружение единицы того или иного уровня языка, её положение относительно других единиц: субфонологическая — на уровне аллофонов[1] фонологическая — условия

Фонема как дистинктивная единица языка
Фонемы — минимальные единицы языка, т.к. разделить их на последовательно произносимые в речевой цепи более мелкие единицы нельзя. Вместе с тем, фонема состоит из ряда признаков, не существующих вне

Система и состав согласных фонем с точки зрения МФШ и СПФШ.
Четыре правила, выведенные Н. С. Трубецким для отличения фонем от вариантов фонем Если в том или ином языке два звука встречаются в одной и той же позиции и могут замещать друг друга, не м

Система и состав гласных фонем с точки зрения МФШ и СПФШ
(МФШ) Сигнификативно слабые позиции бывают двух типов: приводимые к сильным в тех же морфемах и не приводимые к ним. Чтобы узнать, какой фонеме соответствует звук слабой позиции, надо изменить слов

Орфоэпия. Основные требования современной орфоэпической нормы.
Орфоэпия — 1) «совокупность произносительных норм национального языка, обеспечивающая сохранение единообразия его звукового оформления» (Л.А. Вербицкая) и 2) наука о произносительных норм

Основные этапы орфоэпической кодификации.
Основоположником первой русской филологической школы является Михаил Васильевич Ломоносов, который выдвинул критерий исторической целесообразности в упорядочении норм литературного языка. Он разгра

Старомосковская орфоэпическая норма сегодня
В пользу выбора в качестве всеобщего образца именно московского наречия говорила не только его столичность, но и промежуточное положение среди всех русских говоров. Будучи в основе северорусским —

Социофонетика.
Социофонетика: 1) Направление, изучающее социально-фонетические связи и зависимости. 2) Раздел лингвистики, изучающий, насколько широко распространено то или иное произношение, ка

Фонетические законы русского языка в области гласных и согласных звуков

Оглушение, смягчение, ассимиляция.

Содержание

Фонетические законы (звуковые законы)

Законы функционирования и развития звуков речи, допускающие изменения его звуковых единиц, их чередований и сочетаний.

В области согласных:

  1. Оглушение звонких согласных в конце слова — переход звонких шумных б,б`,в,в`,д,д`,з,з`,ж,ж`ж`,г,г`. Не распространяется на непарные сонор: бор,кол. Оглушение происходит: -перед паузой; -перед след.знамен.словом без паузы-с начальн. Гласной и сонор. -перед след. Энклитикой.
  2. Ассимиляция согл по звон-ти и глух-ти. 1 согл. Уподобляется второму, происходит регрессивная ассимиляция. -звонкий соглас. с парными глухими перед гласной переходит в глух. Н:дупк`и; -глухой соглас. перед шумн.звонки переходит в звонк. Н:каз`ба. Ассимиляция по звонкости: -на стыке морфем: мълад`ба; -на стыке проклитики со след.словом: з гары; -на стыке слова с энклитикой: тод жъ; -на стыке двух знаменательных слов, когда они произносятся без паузы: ноз датла. Ассимиляция по глухости:-на стыке морфем: аблошка; -на стыке проклитики со след словом: пат стол.
  3. Ассимиляция зубных перед передненебными: З,С перед Ш,Ж,Ч,Ш`Ш` уподобляется шипящим. Н:сшил-шшил; -на стыке морфем; -на стыке проклитики со след словом; — перед энклитикой; -на стыке слов без паузы.
  4. Смягчение твердых согл перед гласными переднего ряда:-твердые согл,у которых есть парные мягкие, смягчаются. П`ил; -в предлогах конечн. Соглас. Не смягчается перед И и Е: ат избы; -в приставках перед И не идет смягч: ръзыскат`.
  5. Ассимиляция согласных по мягкости (регрессивный характер- согл. смягчаются,уподобляясь последующему мягкому согл); -на стыке согл с мягк согл (с`н`из`ит`); -при смягчении последующего согл той же морфемы по воздействием гласного переднего ряда (рас`т`ит`-рост). Часто подвергаются ассимиляции: З,С,Н,Р,Д,Т,Б,П,М,Ф,В. Не подвергаются: Г,К,Х,Л. Смягчение происходит в проклитике, но не в энклитике. Смягчение отсутствует: -перед мягк.согл; -перед энклитикой.Смягчение происходит: -перед переднеязычн согл, й; -перед губными; -из губных «м»; -перед средненебн. –к`,х`,г`.
  6. Ассимиляция согл по твердости. Ассимиляция не происходит: -перед губным «б»: каз`ба; -л- вол`нъй; — перед суфф н,ск от слов с основой на л.
  7. Упрощение групп согласных: -стн- поснъй; -здн-меснъй; -нтск-г`иганскъй; -стск-журналйсскъй; -стл-зависливъй; -вств-здраствуй.
  8. Сокращение групп одинаковых согл: -в рез-те ассимиляции 3 краткие согласные сокращаются: ссор`ит`- рассор`ит`; -кр+долг согл=долгий согл.: ш`ш`укъй.

  9. В области гласных :

    1. И переходит в Ы в начале слова: -И в Ы после твер.согл.(Осел и(ы) соловей); -И в И после мягк.согл.(конь и всадник). Происходит: -после знаменат.слов; -после предлогов, которые входят в состав фонетического слова; -после приставок, где пишется Ы (сыскат`); -после первых частей сложносокращенных слов.
    2. Ы переходит в И после задненебных согл.: -гы=ги; -кы-ки; -хы-хи.
    3. Изменение гласных в зависимости от их положения по отношению к ударению. 3 разряда слогов: — наиболее сильный-ударный слог, имеющий силу в 3 единицы; -среди безударн.слогов выделяется 1-предударн, обладающий силой в 2 единицы; -все прочие безударн слоги являются слабыми, сила их в одну единицу. 1 слог-редуцируется, 2 и 3- нет.
    4. О,А-в начале слова, во 2 и 3 слогах-А,а не Ъ. асматр`ел;
    5. В конечном заударном открытом слоге: -на месте ударных О,А после тверд, помимо Ъ, может быть А; -на месте ударн О,Е после мягк, помимо Ь,Ъ, может быть или И, или А.

    24.02.2016, 10080 просмотров.

    §5. Фонетические законы в области гласных.

    Итак, мы подошли к основному этапу изучения гласных звуков русского языка. При фонетическом разборе слова, транскрибировании и произнесении слова, необходимо руководствоваться следующим перечнем фонетических законов:

    а) Количественная редукция — основное качество звука остается, не изменяется. Пример: [в Тулу]. [У] во всех позициях хорошо, отчетливо слышим. Это самый устойчивый звук.

    б) Количественно-качественная редукция — количественные изменения переходят в качественные; звуки при этом изменяются. Пример: заударная позиция звука [а]. С законом количественно-качественной редукции связан закон мены.

    2. Мена (изменение) — это закономерная замена одного звука другим в определенных фонетических условиях. Она так же бывает двух видов: перекрещивающаяся и параллельная.

    а) Перекрещивающаяся мена — это замена одного звука другим при сопутствующих фонетических условиях, т.е. при отношении безударных гласных к ударным. Гласные [а — о — э] после твердых согласных + ж, ш, ц имеют следующие конфигурации: [а] в первой предударной позиции [ъ] и второй предударной [Л], в ударной [а], в заударной [ъ]; то же самое мы можем наблюдать и со звуком [о], где только в ударной позиции будет наблюдаться четкий звук [о]; [э] в первой предударной позиции будет иметь диспозицию [ыэ], в ударной [э]. Заударная позиция у данного звука практически отсутствует. Пример: м[а]м[ъ]. Звук [ъ] при этом называется ер, а звук [Л] — кватеральный.

    Гласные [а — о — э] после мягких согласных + ч, щ, й имеют следующие конфигурации: [’а], [’о], [э] в первой предударной позиции [’иэ] и второй предударной [’ь], в ударной [’а], [’о], [’э], в заударной [’ь]. Пример: р[’иэ] д[’о]к; р[’ъ]д[л]в[’о]й. Звук [ь] — при этом называется ерь.

    Самые устойчивые звуки при этом [ы, у]. Возвращаясь к выше сказанному, необходимо добавить, что обычно заударный звук подвергается редукции, т.е.

    (рисунок №3). Звуковой ряд гласных при перекрещивающейся мене.

    б) Параллельная мена (аккомодация) — это закономерная замена одного звука другим под ударением в зависимости от окружения гласных твердыми или мягкими согласными. Звуки при аккомодации приспосабливаются друг к другу. При этом основной вид гласного не изменяется, но характер изменения у всех гласных будет одинаковый.

    В качестве наглядного пособия возьмем следующий пример: пусть а — любой гласный, тогда t — любой согласный.

    произнесении данного звука. Обычно оно изображается на письме в виде «домика» (л) над звуком. Точка ( ‘ ) обозначает и-образный приступ и/или отступ (экскурсия и/или рекурсия).

    Вывод: перекрещивающаяся мена влияет на смысл различения (могут появиться омофоны — одинаково звучащие слова) и обеспечивает нормативное произношение.

    Параллельная мена не влияет на смысл различения, но обеспечивает нормативность произношения, т.е. адекватность говорения-слушания.

    (рисунок №4). Звуковой ряд гласных при параллельной мене.

    В конце хочется добавить, что в речи существуют идеальные звуки — это звуки переднего и среднего рядов, нижнего подъема языка и широкие по степени раскрытия ротовой полости, а также все звуки с и-образным приступом.

    1. Расскажите, что такое редукция? Каких видов она бывает?

    2. В чем заключается закон редукции?

    3. Расскажите, что такое мена? Каких видов она бывает?

    4. В чем суть закона мены?

    5. Что такое омофоны?

    6. Изобразите звуковой ряд гласных при перекрещивающейся мене. Объясните схему.

    7. Изобразите звуковой ряд гласных для параллельной мены. Объясните схему.

    8. Какие звуковые позиции в словах обычно встречаются?

    ФОНЕТИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ В ОБЛАСТИ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

    1. Фонетический закон конца слова. Шумный звонкий согласный на конце слова оглушается, т.е. произносится как соответствующий ему парный глухой. Такое произношение приводит к образованию омофонов: поро г [к]поро к [к], моло д [т]моло т [т], ко з [с], — ко с [с] и т.п. В словах с двумя согласными на конце слова оба согласные оглушаются: гру зд ь — гру ст ь [грус’т’], подъе зд — подъе ст [пΛдјэст] и т.п.

    Оглушение конечного звонкого происходит в следующих условиях:

    1) перед паузой: [пр’ишол појэст] (пришел поезд);

    2) перед следующим словом (без паузы) с начальным не только глухим, но и гласным, сонорным, а также [ј] и [в]: [праф он], [сат наш], [слап ја], [рот ваш] (прав он, сад наш, слабя, род ваш). Сонорные согласные не подвергаются оглушению: сор, мол, ком, он.

    2. Ассимиляция согласных по звонкости и глухости. Сочетания согласных, из которых один глухой, а другой звонкий, не свойственны русскому языку. Поэтому, если в слове оказываются рядом два разных по звонкости согласных, происходит уподобление первого согласного второму. Такое изменение согласных звуков называется регрессивной ассимиляцией.

    В силу этого закона звонкие согласные перед глухими переходят в парные глухие, а глухие в том же положении — в звонкие. Озвончение глухих согласных встречается реже, чем оглушение звонких; переход звонких в глухие создает омофоны: [душкъ — душкъ] (дужка — душка), [в’и с’т’и — в’и с’т’и] (везти — вести), [фп’ьр’и м’эшку — фп’ьр’и м’эшку] (вперемежку — вперемешку).

    Перед сонорными, а также перед [ј] и [в] глухие остаются без изменения: трут, плут, [Λт јэст] (отъезд), свой, твой.

    Звонкие и глухие согласные ассимилируются при наличии следующих условий:

    1) на стыке морфем: [пΛхоткъ] (походка), [збор] (сбор);

    2) на стыке предлогов со словом: [гд’элу] (к делу), [зд’элъм] (с делом);

    3) на стыке слова с частицей: [гот-ть] (год-то), [дод’ж’бы] (дочь бы);

    4) на стыке знаменательных слов, произносимых без паузы: [рок-кΛзы] (рог козы), [рас-п’ат’] (раз пять).

    3. Ассимиляция согласных по мягкости.

    Все согласные, парные по твердости-мягкости, смягчаются в следующих слабых позициях:

    1) перед гласным звуком [э]; [б’эл], [в’эс], [м’эл], [с’эл] (бел, вес, мел, сел) и т.п.;

    2) перед [и]: [м’ил], [п’ил’и] (мил, пили).

    Перед непарными [ж], [ш], [ц] мягкие согласные невозможны за исключением [л], [л’] (ср. конце — кольце).

    Наиболее подвержены смягчению зубные [з], [с], [н], [р], [д], [т] и губные [б], [п], [м], [в], [ф]. Не смягчаются перед мягкими согласными [г], [к], [х], а также [л]: глюкоза, ключ, хлеб, наполню, молчу и т.п. Смягчение происходит внутри слова, но отсутствует перед мягким согласным следующего слова ([вот — л’ёс]; ср. [лт’бр]) и перед частицей ([рбс — л’и]; ср. [рлсл’и]) (вот лес, оттёр, рос ш, росли).

    Согласные [з] и [с] смягчаются перед мягкими [т’], [д’], [с’], [н’], [л’]: [м’ёс’т’], [в’иез’д’е], [ф-ка»с’ь], [каз’н’] (месть, везде, в кассе, казнь)^ Смягчение [з], [с] происходит также на конце приставок и созвучных с ними предлогов перед мягкими губными: [ръз’д’иел’ит’], [ръс’т’иенут’], [б’ьз’-н’иевб), [б’иес’-с’ил] (разделитъ, растянуть, без не-го, без сил). Перед мягкими губными смягчение [з], [с], [д], [т] возмож-но внутри корня и на конце приставок на -з, а также в приставке с-и в созвучном с ней предлоге: [с’м’ех], [з’в’ёр’], [д’в’ёр’], [т’в’ёр’], [с’п’ёт’], [с’-н’им], [ис’-п’ёч’], [рлз’д’ёт’] (смех, зверь, дверь, Тверь, спеть, с ним, испечь, раздеть).

    Губные перед мягкими зубными не смягчаются: [пт’ён’ч’ьк], [н’ефт’], [вз’ат’] (птенчик, нефть, взять).

    Указанные случаи ассимилятивной мягкости согласных показывают, что действие ассимиляции в современном русском литературном языке не всегда отличается строгой последовательностью.

    4. Ассимиляция согласных по твердости. Ассимиляция согласных по твердости осуществляется на стыке корня и суффикса, начинающегося твердым согласным: слесарь — слесарный, секретарь — секретарский и т.п. Перед губным [б] ассимиляция по твердости не происходит: [прлс’ит’] — [проз’бъ], [мъллт’ит’] — [мъллд’ба] (просить — просьба, молотить— молотьба) и т.д. Ассимиляции не подвергается [л’]: [пол’ь] — [злпбл’ньц] (поле, запольный).

    5. Ассимиляция зубных перед шипящими. Этот вид ассимиляции распространяется на зубные [з], [с] в положении перед шипящими (передненёбными) [ш], [ж], [ч], [ш’] и заключается в полном уподоблении зубных [з], [с] последующему шипящему.

    Полная ассимиляция [з], [с] происходит:

    1) на стыке морфем: [жат’], [рлжат’] (сжать,разжать); [тыт’], [рлтыт’] (сшить,расшитъ); [т’от], [рлт’бт] (счет,расчет);[р\зн6т’ик], [извбт’ик] (разносчик, извозчик);

    2) на стыке предлога и слова: [жаръм], [таръм] (с жаром, с шаром); [б’иежаръ], [биппаръ] (без жара, бвз шара).

    Сочетание зж внутри корня, а также сочетанре жж (всегда внутри корня) обращаются в долгий мягкий [ж’]: [пож’ъ] (позже), Цёж’у] (езжу); [вбж’и], [дрбж’и] (вожжи, дрожжи). Факультативно в этих случаях может произноситься долгий твердый [ж].

    Разновидностью этой ассимиляции является ассимиляция зубных [д], [т] следующими за ними [ч], [ц], в результате чего получаются долгие [ч’], [ц]: [лч’бт] (отчет), [фкра’цъ] (вкратце),

    6. Упрощение сочетаний согласных. Согласные [д], [т] в сочетаниях из нескольких согласных между гласными не произносятся. Такое упрощение групп согласных последовательно наблюдается в сочетаниях: стн, здн, стл, нтск, стск, вств, рдц, лнц: [у»сныд], [пбзнъ], [т’иесл’йвыд], [г’иганск’ид’], [ч’уствъ], [с’ёрдцъ], [сбнцъ] (устный, поздно, счастливый, гигантский, чувство, сердце, солнце).

    7. Сокращение групп одинаковых согласных. При стечении трех одинаковых согласных на стыке предлога или при-ставки со следующим словом, а также на стыке корня и суффикса со-гласные сокращаются до двух: [расор’ит’] (раз+ссорить), [сылкъд] (сссылкой), [кллбныд] (колонна+н+ый); [лд’ёскш] (Одесса+ск+ий).

    1. Фонетический закон конца слова. Шумный звонкий согласный на конце слова оглушается, т.е. произносится как соответствующий ему парный глухой. Такое произношение приводит к образованию омофонов: порог — порок, молод — молот, коз — кос и т.п. В словах с двумя согласными на конце слова оба согласные оглушаются: груздь — грусть [rpyc’т’], подъезд — подъест [пЛдjeст] и т.п.

    1) перед паузой: [пр’ишол поjьст] (пришел поезд); 2) перед следующим словом (без паузы) с начальным не только глухим, но и гласным, сонорным, а также [j] и [в]: [праф он], [сат наш], [слап jа], [рот ваш] (прав он, сад наш, слаб я, род ваш). Сонорные согласные не подвергаются оглушению: сор, мол, ком, он.

    2. Ассимиляция согласных по звонкости и глухости. Сочетания согласных, из которых один глухой, а другой звонкий, не свойственны русскому языку. Поэтому, если в слове оказываются рядом два разных по звонкости согласных, происходит уподобление первого согласного второму. Такое изменение согласных звуков называется регрессивной ассимиляцией.

    В силу этого закона звонкие согласные перед глухими переходят в парные глухие, а глухие в том же положении — в звонкие. Озвончение глухих согласных встречается реже, чем оглушение звонких; переход звонких в глухие создает омофоны: [душкъ — душкъ] (дужка — душка), [в’иес’ти — в’иес’т’и] (везти — вести), [фп’ьр’ием’ешку — фп’ьр’ием’ешку] (вперемежку — вперемешку).

    Перед сонорными, а также перед [j] и [в] глухие остаются без изменения: трут, плут, [Лтjест] (отъезд), свой, твой.

    Звонкие и глухие согласные ассимилируются при наличии следующих условий: 1) на стыке морфем: [пЛхоткъ] (походка), [збор] (сбор); 2) на стыке предлогов со словом: [гд’елу] (к делу), [зд’елъм] (с делом); 3) на стыке слова с частицей: [гот-ть] (год-то), [дод`ж`бы] (дочь бы); 4) на стыке знаменательных слов, произносимых без паузы: [рок-кЛзы] (рог козы), [рас-п’ат’] (раз пять).

    3. Ассимиляция согласных по мягкости. Твердые и мягкие согласные представлены 12 парами звуков. По образованию они различаются отсутствием или наличием палатализации, которая заключается в дополнительной артикуляции (средняя часть спинки языка высоко поднимается к соответствующей части нёба).

    Ассимиляция по мягкости имеет регрессивный характер: согласный смягчается, уподобляясь последующему мягкому согласному. В указанном положении не все согласные, парные по твердости-мягкости, смягчаются и не все мягкие согласные вызывают смягчение предыдущего звука.

    Перед непарными [ж], [ш], [ц] мягкие согласные невозможны за исключением [л], [л’] (ср. конце — кольце).

    Наиболее подвержены смягчению зубные [з], [с], [н], [р], [д], [т] и губные [б], [п], [м], [в], [ф]. Не смягчаются перед мягкими согласными [г], [к], [х], а также [л]: глюкоза, ключ, хлеб, наполню, молчу т.п. Смягчение происходит внутри слова, но отсутствует перед мягким согласным следующего слова ([вот — л’ес]; ср. [Л т ор]) и перед частицей ([рос-л’и]; ср. [рЛсли]) (вот лес, оттёр, рос ли, росли).

    Согласные [з] и [с] смягчаются перед мягкими [т’], [д’], [с’], [н’], [л’]: [м’кс’т’], [в’иез’д’е], [ф-ка с’ь], [казн’] (месть, везде, в кассе, казнь). Смягчение [з], [с] происходит также на конце приставок и созвучных с ними предлогов перед мягкими губными: [ръз’д’иел’ит’], [ръс’т’иенут’], [б’ъез’-н’иево), [б’иес’-с’ил] (разделить, растянуть, без него, без сил). Перед мягкими губными смягчение [з], [с], [д], [т] возможно внутри корня и на конце приставок на -з, а также в приставке с- и в созвучном с ней предлоге: [с’м’ех], [з’в’кр], [д’в’кр|, [т’в’кр], [с’п’кт’], [с’-н’им], [ис’-пкч’], [рЛз’д’кт’] (смех, зверь, дверь, Тверь, спеть, с ним, испечь, раздеть).

    Губные перед мягкими зубными не смягчаются: [пт’кн’ч’ьк], [н’ефт’], [вз’ат’] (птенчик, нефть, взять).

    4. Ассимиляция согласных по твердости. Ассимиляция согласных по твердости осуществляется на стыке корня и суффикса, начинающегося твердым согласным: слесарь — слесарный, секретарь — секретарский и т.п. Перед губным [б] ассимиляция по твердости не происходит: [прЛс’ит’] — [проз’бъ], [мъллт’ит’] — [мълЛд’ба] (просить — просьба, молотить — молотьба) и т.д. Ассимиляции не подвергается [л’]: [пол’ь] — [зЛпол’ныj] (поле, запольный).

    5. Ассимиляция зубных перед шипящими. Этот вид ассимиляции распространяется на зубные [з], [с] в положении перед шипящими (передненёбными) [ш], [ж], [ч], [ш] и заключается в полном уподоблении зубных [з], [с] последующему шипящему.

    1) на стыке морфем: [ ж ат’], [рЛ ж ат’] (сжать, разжать); [ ш ыт’], [рЛ ш ыт’] (сшить, расшить); [ ш’от], [рЛ ш’от] (счет, расчет); [рЛзно ш’ик], [изво ш’ик] (разносчик, извозчик);

    2) на стыке предлога и слова: [с-ж аръм], [с- ш аръм] (с жаром, с шаром); [биэс-ж аръ], [биэс-ш аръ] (без жара, без шара).

    Сочетание зж внутри корня, а также сочетание жж (всегда внутри корня) обращаются в долгий мягкий [ж’]: [по ж’] (позже), [jк ж’у] (езжу); [во ж’и], [дрож’и] (вожжи, дрожжи). Факультативно в этих случаях может произноситься долгий твердый [ж].

    Разновидностью этой ассимиляции является ассимиляция зубных [д], [т] следующими за ними [ч], [ц], в результате чего получаются долгие [ч], [ц]: [Л ч’от] (отчет), (фкра цъ] (вкратце).

    6. Упрощение сочетаний согласных. Согласные [д], [т] в сочетаниях из нескольких согласных между гласными не произносятся. Такое упрощение групп согласных последовательно наблюдается в сочетаниях: стн, здн, стл, нтск, стск, вств, рдц, лнц: [усны ], [познъ], [ш’иесливы ], [г’иганск’и ], [ч’уствъ], [сердцъ], [сонцъ] (устный, поздно, счастливый, гигантский, чувство, сердце, солнце).

    7. Сокращение групп одинаковых согласных. При стечении трех одинаковых согласных на стыке предлога или приставки со следующим словом, а также на стыке корня и суффикса согласные сокращаются до двух: [ра сор’ит’] (раз+ссорить), [с ылкъ ] (с ссылкой), [кЛло н ы ] (колонна+н+ый); [Лде с ки ] (Одесса+ск+ий).

    К основным фонетическим процессам, происходящим в слове, относятся: 1) редукция; 2) оглушение; 3) озвончение; 4) смягчение; 5) уподобление; 6) упрощение.

    Редукция — это ослабление произношения гласных звуков в безударной позиции: [дом] — [д^ма] — [дъь^вои].

    Оглушение — процесс, при котором звонкие согласны перед глухими и на конце слова произносятся как глухие; книжка — кни[ш]ка; дуб — ду[п].

    Озвончение — процесс, при котором глухие в положении перед звонкими произносятся как звонкие: сделать -[з’]делать; отбор — о[д]бор.

    Смягчение — процесс, при котором твёрдые согласные мягкими под влиянием последующих мягких: зави[с’]ть, ка[з’]нь, ле[с’]ть.

    Уподобление — процесс, при котором сочетание нескольких разнородных согласных произносится как один долгий ( например, сочетания сч, зч, шч, здч, стч произносятся долгий звук [ш’], а сочетания тс(я), тьс(я) произносится как один долгий звук [ц]): объе[ш]ик, весну[ш]атый, му[ш’]ина, [т’]астъе, ичи[ц]а. Упрощение групп согласных — процесс, при котором в сочетаниях согласных стн, здн, ест, дц, лиц и других происходит выпадение звука, хотя на письме употребляется буква, обозначающая этот звук: сердце — [с’э’рцъ], солнце — [сонцъ].

    8. Редукция гласных. Изменение (ослабление) гласных звуков в безударном положении называется редукцией, а безударные гласные — редуцированными гласными. Различают позицию безударных гласных в первом предударном слоге (слабая позиция первой степени) и позицию безударных гласных в остальных безударных слогах (слабая позиция второй степени). Гласные в слабой позиции второй степени подвергаются большей редукции, чем гласные в слабой позиции первой степени.

    Гласные в слабой позиции первой степени: [вЛлы] (валы); [валы] (волы); [биэда] (беда) и т.п.

    Гласные в слабой позиции второй степени: [пър?вос] (паровоз); [къръгЛнда] (Караганда); [кълъкЛла] (колокола); [п’ьл’иэ на] (пелена); [голъс] (голос), [возглъс] (возглас) и т.п.

    Синхрония — (от греч. sэnchronуs — одновременный), рассмотрение языка (или какой-либо другой системы знаков) с точки зрения соотношений между его составными частями в один период времени. Например, форма именительного падежа единственного числа «стол» в синхронии имеет нулевое окончание, в отличие от родительного падежа «стол-а».

    Выявление динамики развития в синхронии возможно также и благодаря сравнению нескольких одновременно функционирующих стилей (выбор которых определяется условиями общения) — более торжественного (высокого), сохраняющего старые черты, и более разговорного (низкого), в котором угадывается направление развития языка (например, сокращённая форма [чиэк] вместо «человек»).

    Изучение фонетических явлений в плане синхронии — это исследование фонетики определенного языка в данный момент как готовой системы взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов.

    Смотрите так же:

    • Кто правит сингапуром Кто правит сингапуром ИСТОРИИ Про Сингапур Иногда раздаются: «Сталина на Вас нет!», «Нам нужна сильная рука!» и другие подобные голоса. Конечно, сильная рука порой не помешала бы, но всегда ли она может осчастливить общество, как об этом думают? Вот как, например, обстоят дела в Сингапуре, где, безусловно, правит сильная рука. Ли Куан […]
    • Индивидуальный предприниматель северный стаж ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ Подписка на новости Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail. 22 марта 2012 Управляющий Отделением Пенсионного фонда РФ по Республике Карелия Наталья Вартанова провела пресс-конференцию с районными и республиканскими СМИ. Речь шла об особенностях назначения […]
    • Право несовершеннолетних на развитие Право несовершеннолетних на развитие В соответствии с Конвенцией о правах ребенка, принятой ООН, в Семейном кодексе РФ содержатся нормы права несовершеннолетних детей. К ним относятся: право на имя, гражданство, заботу родителей с момента рождения; возможность свободно выражать собственные взгляды; искать, получать и передавать […]
    • Свод 3 законов таблица Снова о своде законов Российской Федерации (А.К. Бондарев, "Законодательство", N 12, декабрь 2001 г.) Снова о своде законов Российской Федерации Своды законов имеются во многих государствах. Появление издания данного типа с положительной стороны характеризует состояние законодательства в той или иной стране, свидетельствует о его […]
    • Мирошин адвокат Мирошин Александр Биография Мирошина Александра Александр Константинович Мирошин родился 17 марта 1964 года в Ашхабаде (Туркменская ССР). В 1982 году окончил СПТУ Мончегорска по специальности "слесарь по наладке станков". С 1982 по 1983 год работал слесарем на Мончегорском металлургическом комбинате "Североникель", а затем проходил […]
    • Политика разумных налогов Налоговая политика РФ на 2016-2018 годы - виды, принципы Налоговая политика РФ на 2016-2018 годы должна отвечать всем современным реалиям экономической жизни страны — новым санкциям со стороны европейских государств, скачкам цен на нефть. В этой статье мы попробуем разобраться, чего нам ждать в ближайшие два года от Министерства […]