Дши в законе об образовании

Медведев подписал закон, вводящий понятие «детская школа искусств»

Президент России Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании», принятый Государственной Думой 31 мая 2011 года и одобренный Советом Федерации 8 июня. Об этом сегодня сообщила пресс-служба Кремля.

Поправки в закон «Об образовании» определяют правовой статус и основы функционирования детских школ искусств (ДШИ). Документ, в том числе, позволяет региональным властям оказывать поддержку таким учебным заведениям. Согласно новациям, перечень общеобразовательных программ, которые реализуются в России, будет включать и «дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств». Но при этом оговаривается, что их освоение обязательно завершается итоговой аттестацией обучающихся. Ее форму и порядок сдачи выпускных экзаменов будет определять Минкультуры по согласованию с Минобрнауки. К компетенции этих профильных ведомств отнесены также и вопросы разработки государственных требований к «минимуму содержания, структуре и условиям реализации» указанных программ.

Со своей стороны, органы власти субъектов Российской Федерации получают право «осуществлять государственную поддержку реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств в муниципальных детских школах искусств».

Кроме того, в статье, посвященной дополнительному образованию в России, вводится понятие «детских школ искусств» вместо привычных «музыкальных и художественных школ». Причем, детские школы искусств не подпадают под госаккредитацию наравне с дошкольными образовательными учреждениями.

Закрепление статуса детских школ искусств призвано создать условия для «выявления одаренных детей в раннем возрасте и их художественного образования и эстетического воспитания, приобретения знаний, умений и навыков в области выбранного вида искусства, опыта творческой деятельности и осуществления их подготовки к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области искусств», подчеркивается в законе.

В настоящее время в уникальной системе подготовки творческих кадров в области искусства наметились «тенденции к разрушению исторических традиций и постепенному приближению к задачам клубной деятельности, что болезненно сказывается на всей вертикали отраслевого образования в области культуры», отмечается в пояснительных документах. Проблема состоит, в частности, в том, что детские школы искусства «не находят должного места в российском правовом поле», будучи приравненными к кружкам, студиям, секциям при Домах культуры или народного творчества, станциям юных натуралистов. Это не отвечает роли и значению ДШИ, являющихся основой ранней профессионализации одаренных детей, а не учреждениями общеэстетического развития подрастающего поколения.

В настоящее время в Российской Федерации функционируют свыше 17 тысяч учреждений дополнительного образования детей. ДШИ составляют одну треть от этого числа.

Статья 83. Особенности реализации образовательных программ в области искусств

1. Художественное образование и эстетическое воспитание граждан, подготовка квалифицированных творческих и педагогических работников в области искусств осуществляются посредством реализации образовательных программ в области искусств. Реализация образовательных программ в области искусств основана на принципах непрерывности и преемственности и направлена на выявление одаренных детей и молодежи в раннем возрасте, профессиональное становление, развитие обучающихся, основанное на возрастных, эмоциональных, интеллектуальных и физических факторах, а также последовательное прохождение взаимосвязанных этапов профессионального становления личности.

2. В области искусств реализуются следующие образовательные программы:

1) дополнительные предпрофессиональные и общеразвивающие программы;

2) образовательные программы среднего профессионального образования, интегрированные с образовательными программами основного общего и среднего общего образования (далее — интегрированные образовательные программы в области искусств);

3) образовательные программы среднего профессионального образования (программы подготовки специалистов среднего звена);

4) образовательные программы высшего образования (программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы ассистентуры-стажировки, программы аспирантуры).

3. Дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств реализуются в целях выявления одаренных детей в раннем возрасте, создания условий для их художественного образования и эстетического воспитания, приобретения ими знаний, умений, навыков в области выбранного вида искусств, опыта творческой деятельности и осуществления их подготовки к получению профессионального образования в области искусств. Дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств реализуются в образовательных организациях дополнительного образования детей (детских школах искусств по видам искусств), в профессиональных образовательных организациях, реализующих интегрированные образовательные программы в области искусств, образовательные программы среднего профессионального образования в области искусств, и в образовательных организациях высшего образования.

4. Перечень дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры.

5. К минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств, к срокам обучения по этим программам федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, устанавливаются федеральные государственные требования.

6. Прием на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств проводится на основании результатов индивидуального отбора, проводимого в целях выявления лиц, имеющих необходимые для освоения соответствующей образовательной программы творческие способности и физические данные, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

7. Освоение дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств завершается итоговой аттестацией обучающихся, форма и порядок проведения которой устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

8. Интегрированные образовательные программы в области искусств направлены на создание условий для художественного образования и эстетического воспитания лиц, обладающих выдающимися творческими способностями в области искусств.

9. Интегрированные образовательные программы в области искусств реализуются в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования в очной форме обучения в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования в области искусств, обеспечивающими получение основного общего образования, среднего общего образования и среднего профессионального образования, а также удовлетворение образовательных потребностей и запросов обучающихся в целях развития их творческих способностей.

10. На обучающихся по интегрированным образовательным программам в области искусств до получения ими основного общего образования распространяются права и обязанности обучающихся по образовательным программам основного общего образования, в период получения ими среднего общего образования и среднего профессионального образования — права и обязанности обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования.

11. В образовательных организациях, реализующих интегрированные образовательные программы в области искусств, образовательные программы начального общего образования реализуются в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, предусматривающим требования в части обеспечения условий для приобретения обучающимися знаний, умений и навыков в области выбранного вида искусств, опыта творческой деятельности и осуществления подготовки обучающихся к получению профессионального образования в области искусств.

12. В структуре образовательных организаций, реализующих интегрированные образовательные программы в области искусств, могут создаваться интернаты для проживания обучающихся.

13. Прием на обучение по интегрированным образовательным программам в области искусств проводится на основании результатов отбора лиц, обладающих необходимыми для освоения соответствующих интегрированных образовательных программ среднего профессионального образования в области искусств выдающимися творческими способностями в области искусств и физическими данными. Порядок отбора лиц для приема на обучение по интегрированным образовательным программам в области искусств устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

14. Обучающиеся, освоившие интегрированные образовательные программы в области искусств, проходят в установленном в соответствии с настоящим Федеральным законом порядке государственную итоговую аттестацию, завершающую освоение образовательной программы основного общего образования, и государственную итоговую аттестацию, завершающую освоение соответствующей образовательной программы среднего профессионального образования.

15. В случае принятия решения об отчислении обучающегося по интегрированной образовательной программе в области искусств в период получения им основного общего образования по инициативе образовательной организации, в которой он осваивает данную образовательную программу, указанная организация обязана обеспечить перевод этого обучающегося в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность по образовательным программам основного общего образования.

16. Программы ассистентуры-стажировки направлены на обеспечение подготовки творческих и педагогических работников высшей квалификации по творческо-исполнительским специальностям и реализуются в образовательных организациях высшего образования, реализующих основные образовательные программы высшего образования в области искусств, в очной форме обучения.

17. Обучение по программам ассистентуры-стажировки осуществляется в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры.

18. Получение высшего образования по программам ассистентуры-стажировки включает в себя подготовку квалификационной работы по соответствующей творческо-исполнительской специальности.

19. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по программам ассистентуры-стажировки, включающий в себя порядок приема на обучение по программам ассистентуры-стажировки, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

20. Учебная практика и производственная практика по основным профессиональным образовательным программам в области искусств может проводиться одновременно с теоретическим обучением, если это предусмотрено соответствующей образовательной программой.

21. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, определяет в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону, другие особенности организации и осуществления образовательной деятельности, методической деятельности по образовательным программам в области искусств.

Новый закон об образовании. Первое знакомство

Накануне нового 2013 года Президент России В.В.Путин подписал Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон), подготовленный ещё во времена, когда Минобрнауки РФ возглавлял Андрей Фурсенко. Проект закона вызвал неоднозначную оценку среди политиков и населения (на специальный сайт поступило 11 тысяч комментариев, в Комитет Госдумы обратились 600 тысяч граждан, поступило 40 тысяч коллективных сообщений), которая, несмотря на многочисленные поправки, внесенные в процессе его обсуждения и принятия, в определённой степени сохраняется и до сих пор. Однако закон принят и подлежит исполнению.

В целях реализации положений Закона Минобрнауки РФ подготовлен ряд проектов нормативных правовых актов для общественного обсуждения, которые, как и Закон, размещаются на официальном сайте Министерства. Вы можете принять участие в этом обсуждении. Свои предложения и замечания по проектам нормативных правовых актов можно направлять по электронной почте [email protected] Срок общественного обсуждения установлен в паспорте каждого конкретного проекта.

Уважаемые родители! Вам ведь небезразлична судьба ваших детей? Поэтому найдите на сайте Минобрнауки РФ текст данного закона и внимательно почитайте его, а блог инспектора наробраза постарается помочь вам лучше понять его суть.

Итак, о чём новый Закон?

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» принят Государственной Думой 21 декабря, одобрен Советом Федерации 26 декабря, подписан Президентом РФ 29 декабря 2012 года и вступает в силу с 1 января 2013 года, за исключением отдельных его положений. Он заменяет действующие законы «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», которые со дня вступления в силу настоящего Закона признаются утратившими силу.

Закон представляет довольно объемный документ и содержит 15 глав с 111 статьями, занимающих 404 стр. формата А-4.

Закон – это единый комплексный нормативный правовой акт, направленный на обеспечение государственных гарантий и реализацию конституционного права граждан на образование, на правовое регулирование отношений в сфере образования в целях обеспечения и защиты интересов личности, общества и государства.

  • полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в сфере образования;
  • правовой статус образовательных организаций (государственных, муниципальных, частных);
  • принципы и механизмы реализации права граждан на доступное, бесплатное и качественное образование;
  • права и обязанности обучающихся и их родителей (законных представителей), педагогических и иных работников образовательных организаций, а также меры их социального обеспечения;
  • порядок приёма в организации, осуществляющие образовательную деятельность,
  • порядок разработки и особенности реализации образовательных программ в зависимости от уровня и направленности образования;
  • уровни общего образования (дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование) и профессионального образования (среднее профессиональное образование, высшее образование – бакалавриат, высшее образование – специалитет, магистратура, высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации);
  • регулируются вопросы получения дополнительного образования и профессионального обучения;
  • порядок осуществления лицензирования, государственной аккредитации образовательной деятельности, государственного контроля (надзора) в сфере образования;
  • нормы определения нормативов финансирования образовательной деятельности, осуществляемой за счёт средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и многое другое.
  • Например, прочитав Закон, вы поймете, как записать ребенка в школу, какова будет родительская плата за детсад, что изменится в ЕГЭ, сохраняются ли теперь начальное профессиональное образование (ПТУ), семейное образование, «инклюзивное образование», музыкальное, художественное образование, что такое сетевое и электронное обучение, как изменятся правила поступления в вузы, что произойдет с дошкольным образованием и можно ли будет открывать частные детские сады, что такое социальный статус учителя и какова будет зарплата у педагогов, сохраняются ли льготы сельским учителям по ЖКХ, можно ли будет закрыть школу, какова плата за проживание в студенческом общежитии и будет ли обязательное ношение школьной формы…

    Закон об образовании

    — Александра Олеговна, как бы вы прокомментировали значение последних событий в свете работы над новым законом об образовании?

    — На мой взгляд, 2011 год — переломный для системы отечественного образования в сфере культуры и искусства, потому что на протяжении 19-ти последних лет все, что касается этого образования, никак не отражалось в законодательных или подзаконных актах. Министерству культуры РФ, что особенно важно, снова даны полномочия по определению государственной политики в области художественного образования, которые были в советское время, и мы начали возвращать уникальные позиции, сформированные в течение прошлого столетия.

    Три закона, которые в этом году подписал президент страны, я бы назвала судьбоносными. Первый закон решает проблемы ассистентуры-стажировки, или творческой аспирантуры, которая существовала в советское время и которая была «забыта» законодательством 1990-х годов. Второй закон в значительной мере регулирует деятельность детских школ искусств. Хочу подчеркнуть, что в данном контексте «детская школа искусств» это обобщающее понятие, включающее в себя и непосредственно школы искусств, и школы музыкальные, художественные, хореографические, цирковые и так далее. У нас на сегодня действует 14 разных видов ДШИ (общее количество — 5 370).

    Третий закон, наконец-то, официально закрепил правомочность обучения одаренных детей музыкальному и хореографическому искусству с раннего школьного возраста. Эти дети осваивают параллельно две программы: программу профессионального образования с первого года обучения – у музыкантов это обычно первый класс, у танцовщиков пятый, — и общеобразовательную программу. Нагрузка у таких детей большая, и, естественно, механически соединить две программы просто невозможно. Закон вводит понятие интегрированной образовательной программы среднего профессионального образования. По ее окончании ребенок, успешно прошедший итоговую аттестацию, будет получать не только диплом о среднем профессиональном образовании, но и аттестат. У нас 29 таких образовательных учреждений, в том числе признанные во всем мире ЦМШ при Московской консерватории, аналогичные школы при консерваториях Петербурга, Ростова-на-Дону, Новосибирска, Казани, а также хореографические колледжи Московской академии хореографии и Академии Вагановой в Петербурге, такие же колледжи в Новосибирске, Перми, Воронеже и других городах.

    Что касается детских школ искусств, то закон напрямую не регулирует ни социальный статус педагогических работников, который крайне низок сегодня, ни само функционирование ДШИ. Закон вводит понятие «предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств», позволяющее повысить статус образовательных программ, которые уже многие годы реализуются в ДШИ. Повышение этого статуса было крайне необходимо хотя бы с одной только целью – показать, что ДШИ это нечто иное, нежели станции юных натуралистов и секции при домах культуры, поскольку в этих школах — устоявшийся учебный процесс, выстроенный по аналогии со средними специальными и высшими учебными заведениями. В нем применяются специальные методики, есть зачеты и экзамены с определенными требования к качеству освоения учащимися материала. И есть также требования к самим обучающимся, потому что ими не могут быть все подряд, а должны быть те, кто обладает творческими способностями.

    В законе есть посыл, который вызывает некоторую настороженность в педагогическом сообществе. В нем сказано, что предпрофессиональные программы направлены на подготовку детей к дальнейшему их обучению в учреждениях среднего профессионального образования. Но хочу заверить, это не значит, что все выпускники ДШИ должны стать абитуриентами училищ. Однако такая направленность у педагога, у ученика и у его родителей должна быть, и она означает, прежде всего, полное освоение той образовательной программы, которую реализует ДШИ.

    Теперь о социальном статусе педагогического работника. Эту проблему мы будем решать после выхода этого закона. Сначала надо было определить новый статус образовательных программ. Без этого невозможно было добиться успеха в наших попытках урегулировать вопросы о назначении досрочной трудовой пенсии или о норме часов за ставку заработной платы для педагогических работников ДШИ (чтобы она была единой – не 18 и 24 часа, как в настоящее время, а 18 часов для педагогических работников и старших, и младших классов). Перед тем как были приняты эти три закона, в январе нынешнего года состоялось совместное заседание двух коллегий – министерства культуры и министерства образования и науки. И одним из итогов заседания как раз было признание необходимости принять решение о досрочном назначении пенсий педагогическим работникам, о единой норме часов за ставку заработной платы — утвердить все то, что в настоящее время не урегулировано в подзаконных актах. Что касается конкретно нормы часов за ставку заработной платы, то, конечно, приведение к единой норме часов ненамного увеличит денежное содержание педагогических работников. Но все равно, хоть в какой-то степени. Этот вопрос, который раньше был в ведении правительства РФ, мы сейчас решаем с министерством образования и науки. В декабре 2010 года министерство образования и науки утвердило приказ по норме часов, который почти полностью копирует старое постановление правительства. Буквально на днях этот приказ вступил в силу, и теперь мы работаем над тем, чтобы внести в него изменение. Минобрнауки готово идти нам навстречу, но впереди еще, естественно, и министерство финансов, поскольку это денежный вопрос, и министерство юстиции, которое должно зарегистрировать изменения в приказе. Думаю, что эту проблему мы решим в течение сентября-октября этого года.

    Есть еще новость. Министерством образования и науки подготовлена программа по модернизации общеобразовательных школ, которая подразумевает выделение из федерального бюджета субсидий органам исполнительной власти субъектов РФ, а те в свою очередь выделяют определенные средства муниципальным учреждениям, в ведении которых находятся общеобразовательные школы. По закону эти субсидии могут распространяться только на материально-техническое обеспечение общеобразовательных учреждений — пополнение библиотечных фондов, повышение квалификации преподавателей и так далее — и не связаны с заработной платой. Вместе с тем органы исполнительной власти субъектов РФ, получив определенную сумму, могут, как бы замещая эту сумму, какой-то процент средств направлять непосредственно на заработную плату. В настоящее время наше министерство разрабатывает аналогичную программу для поддержки ДШИ в соответствии с поручением правительства. Мы намерены выполнить эту работу в течение сентября, после чего направим документ в правительство. Одобрение нашей программы модернизации ДШИ будет означать выделение средств субсидий. Насколько откликнется министерство финансов на те нужды, которые будут обозначены в программе, трудно сказать.

    — Отныне, как мы понимаем, детские школы искусств не подпадают под госаккредитацию наравне с дошкольными образовательными учреждениями. Это хорошо?

    — Я бы поставила вопрос иначе: а нужна ли ДШИ государственная аккредитация? Какой-то период ДШИ проходили госаккредитацию, но что она им дала? Конечно, готовясь к аккредитации, учебное заведение приводило в порядок свою документацию, педагоги писали методические работы и так далее. Но все-таки суть госаккредитации заключается в том, чтобы обеспечить образовательному учреждению право выдавать своим выпускникам документ государственного образца. Он нужен для того, чтобы с ним затем можно было поступать в учебное заведение более высокой ступени — среднее или высшее звено или устраиваться на работу. Однако документ об окончании ДШИ давно не обязательное условие при приеме абитуриента в среднее звено. Плохо это или хорошо – но сегодня это так. В среднее звено может прийти и хорошо подготовленный выпускник общеобразовательной школы, который не учился в ДШИ, но с кем-то занимался, и даже не занимался, а обладает выдающимися способностями — к пению, например. Мы не стали прописывать в закон госаккредитацию как норму, чтобы не строить слишком узкую колею – «только выпускник ДШИ может поступать в среднее звено». За 20 лет многое в стране изменилось. Поменялись формы получения образования, и так жестко, как было в советское время, наверное, не стоит делать. А свидетельство, которое будет получать выпускник ДШИ, это документ установленного министерством культуры образца. Пусть он без водяных знаков — главное, чтоб он был единым на всей территории России.

    Ведь основная наша цель — сохранить и развивать единое образовательное пространство, для чего ДШИ должны работать в соответствии с установленными для всех одинаковыми требованиями. Пусть не каждый ученик школы станет абитуриентом среднего звена. Но куда поедет учиться тот, кто решит идти в творческую профессию — в какой регион и в какое именно училище, этого никто не знает в тот период, пока ребенок учится в школе искусств. Вот поэтому требования и должны быть едиными.

    — Можно ли сегодня сказать, что приравнивание к кружкам по интересам школ искусств это снятая проблема?

    — Не совсем так. Закон об образовании, который действует, четко разграничивает образовательные учреждения на две группы: на реализующие основные и дополнительные образовательные программы. Причем те, которые реализуют основные программы (общеобразовательные школы, средние и высшие учебные заведения), имеют право реализовывать и дополнительные. Для того чтобы провести предпрофессиональную программу в статусе еще одной основной, а не дополнительной, пришлось бы не поправки вносить, а заново переписывать весь закон. Все-таки основная программа — в общеобразовательной школе, и две основных ребенок осваивать не может. Поэтому ДШИ все равно остаются учреждениями дополнительного образования детей.

    — Вопрос о приравнивании связан еще с тем, что ДШИ стали менять свое подчинение, направляясь туда, где лучше финансирование. Как говорится, модуляция «из культуры в образование». Но сразу же меняется и статус школ — они растворяются в какой-то клубной деятельности. Количество взволнованных высказываний по этому поводу ровно год назад составило критическую массу.

    — Она и сейчас критическая – у нас масса писем от педагогических коллективов на сходную тему. Очередное письмо пришло перед нашей с вами встречей: закрыли школу в Волгоградской области. Ситуация остается прежней, так как не связана с нормами этого закона. Тут другие механизмы, и они уже задействованы. Решаются вопросы экономической целесообразности того или иного учреждения, которое находится на финансировании государства или муниципалитета. И это не связано непосредственно с законодательством в сфере образования.

    А то, что прямо касается дополнительного образования, это новый проект типового положения об учреждении дополнительного образования детей, которое в настоящее время готовит министерство образования и науки и в котором мы предлагаем прописать специфику ДШИ, отличающую их от станций юных натуралистов и клубных секций. То есть необходимо оформить правовое разграничение специфики разных учреждений внутри подзаконных актов.

    — Уже ясно, когда новый закон об образовании вступит в силу?

    — 15 июля была размещена третья версия законопроекта на сайте Министерства образования и науки РФ. После ее прочтения мы будем заново вносить наши предложения и надеемся, что все они — в полном объеме — будут учтены. Замечу, что и в этой третьей версии статья, которая касается особенностей реализации образовательных программ в области искусства, существует как самостоятельная. Правда, она теперь не вполне согласуется с нормами этих трех законов, принятых в действующий закон об образовании, поэтому будем статью переделывать. Закон сам по себе — это большой и весьма сложный документ объемом свыше двухсот страниц. Поэтому мы особенно хотим, чтобы наша статья была понятной тем, кому закон об образовании предназначен. Работа еще предстоит очень серьезная, а определение сроков ее окончания в целом — это прерогатива министерства образования. Но по информации, которой мы располагаем, осенью этого года – в сентябре-октябре, законопроект должен быть направлен на согласование во все ведомства, а затем в Госдуму. Успеет ли Госдума принять его в трех чтениях до декабря, вот вопрос. Но планировалось вступление закона в силу с 2013-го года. Полагаю, что так и произойдет.

    Школа искусств – назад в будущее? К реализации Федерального закона № 145-ФЗ

    Статьи по теме

    Суть изменений, внесенных в закон “Об образовании”. Как внедрить новшества: принципы создания новых программ, пошаговая инструкция для руководителей детских школ искусств

    Обновление российского законодательства об образовании, которого так долго ждала культурная общественность, − свершилось. В материале приведен разбор внесенных изменений, описан пошаговый алгоритм действий руководства детских школ искусств по введению федеральных государственных требований к содержанию, структуре, условиям реализации и срокам обучения по предпрофессиональным программам.

    17 июня 2011 г. был принят Федеральный закон № 145-ФЗ «О внесении изменений в закон Российской Федерации “Об образовании”». Изменения определили новый правовой статус детских школ искусств (далее – ДШИ), который устанавливает границу между ДШИ и другими образовательными учреждениями дополнительного образования детей.

    Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Устав бюджетного УДОД,

    Долгие годы ДШИ функционировали в системе дополнительного образования детей вместе с центрами, домами творчества и станциями юных техников. Но все же им удалось сохранить особое доверие общества к себе как к первой ступени профессионального образования в сфере культуры и искусства. Но сохранить школы как уникальную образовательную систему удалось только благодаря огромному запасу прочности, накопленному ДШИ за столетний период становления и развития.

    При разработке Закона РФ “Об образовании”[1] в нем не нашлось места детским школам искусств: они растворились во внешкольном образовании, призванном организовывать содержательный досуг детей.

    Министерство образования РФ, а затем Министерство образования и науки РФ, к которому перешли полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в образовании вообще и в образовании в сфере культуры и искусства, в частности, “не видели” ДШИ. Отсутствие в разрабатываемых документах упоминаний о ДШИ объяснялось “технической ошибкой”. Особенно ярким примером таких “неточностей” являются так называемые СанПиНы, т. е. санитарные правила и нормы для учреждений дополнительного образования детей, разработанные в 2003 г. и действующие до сих пор. В них школьное образование в части режима занятий детей в детских школах искусств не представлено. Само название документа говорит о его содержании: “Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.1251-03 для детских внешкольных учреждений (учреждений дополнительного образования)” (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 1 апреля 2003 г.). В результате действия данного нормативного акта проверяющие требуют от школ искусств значительно сократить учебные планы, как не соответствующие объемам времени, разрешенным СанПиНами для внешкольных учреждений. Кроме того, СанПиНы разрешают только получасовые индивидуальные занятия. Совсершенно очевидно, что при выполнении таких норм невозможно подготовить музыканта к поступлению в профессиональное учебное заведение.

    ВЫНОС НА ПОЛЯ: В СанПиН не представлено школьное образование в части режима занятий детей в детских школах искусств, что вызывает проблемы при проверках ДШИ

    Исходя из этого, можно было сделать вывод, что государство не заинтересовано в обучении юных музыкантов, танцоров, художников, дополнительное образование в любой момент могло лишиться государственной поддержки и лечь на плечи родителей. Чтобы доказать, что это не так, и сохранить свой статус и программы, ДШИ начали борьбу за выживание. В 2011 г. благодаря усилиям всего культурного сообщества и активным действиям Министерства культуры РФ школам искусств наконец-то определили статус, достойных их миссии, − предпрофессиональное образование. Предпрофессиональное – значит обязательное, начальная ступень профессионального образования, фундамент профессионального образования в сфере культуры и искусства.

    Разберемся по порядку, каков смысл внесенных изменений и механизм их внедрения на практике.

    Суть изменений в закон “Об образовании”

    В статью 9 Закона “Об образовании” добавлен пятый вид образовательных программ. Закон № 145-ФЗ внес изменения в одну из “священных” статей закона “Об образовании”, посвященную основе основ – образовательным программам. К четырем видам образовательных программ: общеобразовательным основным, общеобразовательным дополнительным, профессиональным основным, профессиональным дополнительным – был добавлен пятый, как разновидность общеобразовательных дополнительных. Этим пятым видом стали дополнительные общеобразовательные предпрофессиональные программы в области искусств.

    Введение в законодательство нового понятия − предпрофессиональные программы – вызвало вопросы у педагогического сообщества: значит ли это, что все учащиеся детской школы искусств должны готовиться к поступлению в профессиональные учебные заведения? Должна ли школа искусств выполнять “стопроцентный план” по поступлению выпускников в профессиональные учебные заведения?

    Для того, чтобы ответить на эти вопросы, нужно обратиться к истории школы, вспомнить, для чего в начале ХХ в. Императорским русским музыкальным обществом повсеместно в России создавались музыкальные классы, как развивало школьную систему Советское государство.

    Школьная система создавалась как культурная “питательная среда” для поиска и развития талантливых и одаренных детей. Талантливые и одаренные ученики пополняли ряды профессионалов, менее талантливые и не очень способные становились любителями, заполняли концертные и выставочные залы, театры, музеи.

    Для того, чтобы выполнялись задачи, поставленные перед школами искусств, для ДШИ были разработаны учебные планы по образу и подобию учебных планов в профессиональном образовании – с необходимым комплексом предметов, промежуточной и итоговой аттестацией, требованиями к выпускнику, графиком учебного процесса.

    Изменения в законодательство возвращают нас в историческое прошлое школ искусств, когда были сформулированы цели и задачи, соответствующие сегодняшнему понятию “предпрофессиональное образование”.

    Опыт прошлого определяет особенность предпрофессионального образования как обучения способных, “отобранных” при приеме детей с целью определения их будущего и создания условий для их профессионального самоопределения. В этой ситуации невозможно ждать стопроцентной поступаемости выпускников ДШИ в профессиональные учебные заведения. ДШИ нужно обучать значительное количество детей школьного возраста (в среднем по России – 12%[2]), и только самые способные и мотивированные на будущую профессию в сфере искусства пополнят ряды абитуриентов в профессиональные учебные заведения.

    ВЫНОС НА ПОЛЯ: Обеспечение поступления всех учащихся в профессиональные учебные заведения не входит в задачи ДШИ.

    Сложность ситуации для руководителей и преподавателей заключается в том, что за последние 20 лет школа искусств находилась в постоянной борьбе за выживание, в ситуации хронического недофинансирования, демографического спада. Все это привело к отсутствию конкурса при приеме, падению качества образования, “сворачиванию” программ академического образования. В целях самосохранения школам искусств пришлось открывать общеэстетические отделения, где учат “всему понемногу”. В школьное образование все активнее внедряется обучение игре на синтезаторе, иногда – взамен фортепианным классам. Тем не менее, при всей сложности нынешней ситуации ДШИ должны вернуть утраченные позиции. Именно на это и направлены изменения в законодательство об образовании.

    Как внедрить новшества

    Принципы создания новых программ

    Механизмом внедрения новогодолжны стать федеральные государственные требования к содержанию, структуре, условиям реализации и срокам обучения по предпрофессиональным программам, которые разработало Министерство культуры РФ. Статья 9 Закона РФ “Об образовании” дополнена пунктом 9.1.: “К минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств и срокам обучения по этим программам федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, устанавливаются федеральные государственные требования”.

    ВЫНОС НА ПОЛЯ:Механизмом внедрения новшествдолжны стать федеральные государственные требования к содержанию, структуре, условиям реализации и срокам обучения по предпрофессиональным программам, разработанные Министерством культуры РФ.

    Здесь необходимо разобраться, каковы основные принципы, заложенные в федеральных государственных требованиях, и какие основные изменения они внесут в образовательный процесс детских школ искусств.

    Основной принцип – преемственность новых программ по отношению к действующим примерным и типовым учебным планам 1980-х и 1990-х гг. и учебным планам 2000-х гг. При этом основные изменения касаются:

    ■ направленности обучения на результат, который четко формулируется в разделе
    “Требования к минимуму содержания дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы” (достигнутые знания, сформированные умения, навыки в предметных областях и по предметам);

    ■ сроков обучения (вместо 3-х, 4-х, 5-ти, 7-летних сроков обучения вводятся 8-летние сроки для детей, поступающих в школу искусств в возрасте 7-9 лет, и 5-летние – для детей, поступающих в ДШИ в возрасте 10-12 лет);

    ■ введения дополнительного (9-го или 6-го) года обучения в целях продления предпрофессиональной программы для детей, не освоивших программы основного общего или полного общего образования в силу возраста, а также детей, желающих поступить в профессиональные учебные заведения, где прием осуществляется на базе данных уровней общего образования[3];

    ■ новой структуры учебных планов, которые делятся на разделы: обязательная часть, вариативная часть, консультации, аттестация;

    ■ введения в учебный план раздела “Вариативная часть” вместо “Предмета по выбору”. Вариативную часть образовательное учреждение разрабатывает самостоятельно в объеме до 20% от объема времени обязательной части, отведенного на занятия преподавателя с обучающимся;

    ■ нормирования часов самостоятельной работы обучающихся, объем которой определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, а также с учетом параллельного освоения детьми программ начального и основного общего образования, реального объема активного времени суток.

    ВЫНОС НА ПОЛЯ: Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает вариативную часть учебного плана в объеме до 20% от объема времени обязательной части, отведенного на занятия преподавателя с обучающимся.

    Кроме того, федеральные государственные требования разработаны с учетом обеспечения преемственности дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области того или иного вида искусства и основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствующей области искусства.

    Федеральные государственные требования дают школе искусств право на реализацию предпрофессиональных программ в сокращенные сроки и по индивидуальным учебным планам.

    Руководству и педагогическому коллективу ДШИ необходимо составить краткий перечень нововведений. Для того, чтобы запланированные нововведения были успешно внедрены, целесообразно учитывать ряд факторов:

    1) возможности школы искусств по обеспечению реализации предпрофессиональных программ: достаточную материально-техническую базу, кадровый потенциал;

    2) формирование контингента обучающихся по предпрофессиональной образовательной программе с учетом формирования государственного (муниципального) задания;

    3) особую ответственность школы искусств за сохранность контингента. Показателем результативности работы школы становится ее выпускник (в т. ч. количество выпускников по отношению к количеству поступивших);

    4) точное выполнение учебного плана.

    Инструкция для руководителя ДШИ

    Остановимся на том, какие действия (по шагам) должен предпринять руководитель ДШИ при введении федеральных государственных требований, и какие проблемы могут встать на этом пути.

    1. Проанализировать возможности школы в части реализации предпрофессиональных программ. Необходимо проанализировать на перспективу достаточность учебных помещений с учетом увеличения сроков обучения и введением новых обязательных предметов (например, таких, как предмет “слушание музыки”, который вошел в обязательную часть образовательных программ в области музыкального искусства). Возможно, не все программы ДШИ изменят свой статус и станут предпрофессиональными, так как ДШИ не сможет создать условия, необходимые для их реализации. В таком случае часть программ может сохранить статус дополнительных общеобразовательных, и ДШИ сможет реализовывать два вида дополнительных программ.

    2. Разработать программу управления образовательным процессом в период действия двух видов образовательных программ – предпрофессиональных дополнительных (“новых”) и дополнительных (“старых”). Это сложная по содержанию и по технике выполнения задача, так как предпрофессиональные программы, даже в случае перехода ДШИ полностью на новые программы, будут постепенно “заполнять” образовательное пространство школы (от 1-го класса – и далее).

    3. Подготовить новые программы к лицензированию. Для того, чтобы объявить набор на предпрофессиональные программы, нужно получить разрешение – лицензию. Подготовка к лицензированию – это разработка дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы образовательного учреждения. Данная программа должна содержать следующие разделы:

    1) пояснительную записку;

    2) планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы;

    4) график учебного процесса;

    5) программы учебных предметов;

    6) систему и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации, результатов освоения образовательной программы обучающимися;

    7) программу художественно-творческой, методической и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения.

    Образовательная программа учреждения разрабатывается на основе федеральных государственных требований, примерных учебных планов и примерных графиков учебного процесса.

    4. Подготовить прием детей в 1-й класс. Необходимо разработать цикл мероприятий по привлечению детей к поступлению в детскую школу искусств. Подготовить прием – значит обеспечить конкурсную ситуацию для того, чтобы выявить наиболее способных, мотивированных, готовых к освоению новых программ.

    5. Обновить базу локальных документов школы: устав, порядок приема, положение о промежуточной и итоговой аттестации, правила внутреннего распорядка для обучающихся; разработать новые локальные акты: положение о дополнительном приеме, порядок перевода обучающихся с одной образовательной программы на другую, положение о сокращенной форме обучения, порядок применения индивидуальных учебных планов и др.

    Долгожданное преобразование российского законодательства, о котором столько лет “твердило” все культурное сообщество, – свершилось. Настало время решительных действий со стороны ДШИ и их учредителей. Процесс, через который предстоит пройти школам искусств, – труден, так как требует перестройки мировоззрения многих руководителей и преподавателей. На это нужно время, а его практически нет. Кроме того, школам необходимо полное финансирование новых программ, ведь изменения законодательства носят характер государственного заказа, для исполнения которого нужны гарантии его финансового обеспечения. Понимание данных процессов чрезвычайно важно для успешности реализации нового законодательства.

    [1] См. Закон РФ “Об образовании” от 10.07.1992 № 3266-1.

    [2] Пункт 2 распоряжения Правительства РФ от 03.07.1996 № 1063 “О социальных нормативах и нормах” (в ред. распоряжений Правительства РФ от 14.07.2001 № 942-р и от от 13.07.2007 № 923-Р).

    [3] Пункт 4 ст. 17 Закона РФ “Об образовании”.

    Электронное образование в Республике Татарстан

    Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Ленино-Кокушкинская детская школа искусств» Пестречинского муниципального района Республики Татарстан

    Визитная карточка

    Образовательные стандарты

    В организациях дополнительного образования предусматривается к реализации четыре вида образовательных программ. Два вида дополнительных общеобразовательных программ (дополнительные предпрофессиональные образовательные программы, дополнительные общеразвивающие образовательные программы), образовательные программы дошкольного образования и программы профессионального обучения.

    Специфика дополнительных предпрофессиональных программ состоит в таких чертах как:

  • нормативная регламентация минимума содержания, структуры и условий реализации таких программ;
  • особый порядок набора;
  • особый порядок аттестации учащихся.
  • Для регламентации дополнительных предпрофессиональных программ Федеральный закон № 273-ФЗ предусматривает утверждение федеральных государственных требований, которые включают обязательные требования:

    • к минимуму содержания,
    • к структуре дополнительных предпрофессиональных программ,
    • к условиям их реализации и срокам обучения по этим программам.

    Федеральные государственные требования утверждаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти. Для дополнительных предпрофессиональных программ в области искусства – Министерством культуры РФ по согласованию с Министерством образования и науки РФ.

    В настоящее время МБОУДОД «Ленино-Кокушкинская ДШИ » реализует следующие образовательные программы:

    1. дополнительная ОП «Изобразительное искусство» срок освоения 4 года
    2. дополнительная ОП в области музыкального искусства «Фортепиано» срок освоения 7(8) лет
    3. дополнительная ОП в области музыкального искусства «Сольное пение» срок освоения 5(6) лет
    4. дополнительная ОП в области музыкального искусства «Гитара» срок освоения 5(6) лет
    5. дополнительная ОП в области музыкального искусства «Баян» срок освоения 7(8) лет
    6. дополнительная ОП «Фольклорное искусство» срок освоения 7(8) лет

    Прием на обучение по дополнительным программам в области искусств проводится на основании результатов индивидуального отбора, проводимого в целях выявления лиц, имеющих необходимые для освоения соответствующей образовательной программы творческие способности, в порядке, установленном Минкультуры России по согласованию с Минобрнауки России.

    В отношении дополнительных предпрофессиональных программ в области искусства предусматривается проведение итоговой аттестации учащихся, форма и порядок которой устанавливаются Минкультуры России по согласованию с Минобрнауки России (ч. 7 ст. 83 Федерального закона № 273-ФЗ). Лицам, освоившим дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств и успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдается свидетельство об освоении этих программ по образцу и в порядке, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры (Минкультуры России) (ч. 14 ст. 60 Федерального закона № 273-ФЗ).

    Закон предусматривает возможность интеграции дополнительных предпрофессиональных программ (в области искусства) с программами основного общего и среднего общего образования (интегрированные образовательные программы в области физической культуры и спорта или в области искусства). Интегрированные образовательные программ в области искусств направлены на создание условий для художественного образования и эстетического воспитания лиц, обладающих выдающимися творческими способностями в области искусств.

    Вследствие новизны категории «общеразвивающие программы», целесообразно подробно остановиться на содержании данных дополнительных программ. Для успешной реализации общеразвивающих программ педагоги разрабатывают образовательные программы по каждому учебному предмету.

    Общеразвивающие программы, в отличие от предпрофессиональных, не завязаны на подготовку профессиональных деятелей культуры. Данные программы могут позиционироваться как досуговые занятия. На житейском уровне общеразвивающие программы можно также трактовать как развивающие «многие свойства личности понемногу», не выделяющие явно каких-либо приоритетов среди многообразных способностей. В научно более строгом ключе общеразвивающие программы могут интерпретироваться исходя из понимания словосочетание «общее развитие», которое в отечественной психолого-педагогической традиции связывается с именем Л.В. Занкова. Общее развитие в работах указанного автора отождествлялось с развитием способностей – свойств личности, обуславливающих успешность решения человеком тех или иных задач.

    Общеразвивающими можно считать программы дополнительного образования, где у ребенка формируются компетенции осуществлять универсальные действия:

    § личностные (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация),

    § регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция),

    § познавательные (общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем),

    § коммуникативные (планирование сотрудничества, постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, разрешение конфликтов,

    § управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера, достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации).

    Исходя из вышеизложенного, в каждой общеразвивающей программе дополнительного образования целесообразно выделять элементы, обеспечивающие развитие названных групп компетенций (способностей).

    Федеральный закон № 273-ФЗ предусматривает в организациях дополнительного образования реализацию дополнительных общеразвивающих образовательных программ (в отличие от предпрофессиональных) не только для детей, но и для взрослых.

    В области искусства общеразвивающие дополнительные образовательные программы взаимосвязаны с предпрофессиональными программами. Дополнительные общеразвивающие программы не опираются на федеральные государственные требования, содержание образования и сроки обучения в них определены разработчиками (педагогами) и утверждены организацией дополнительного образования.

    Как уже отмечалось выше, в организациях дополнительного образования реализуются образовательные программы дошкольного образования, которые согласно Федеральному закону № 273-ФЗ направлены «на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижения детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими программ начального общего образования».

    В отношении дополнительных общеобразовательных программ учитываются такие подзаконные акты, как:

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,
  • Письмо Министерства культуры Российской Федерации от 21 ноября 2013 г. № 191-01-39/06-ГИ «О направлении Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств».
  • Смотрите так же:

    • Упк учет преступлений Проект Указа Президента Российской Федерации "О государственном едином статистическом учете данных о преступности" (подготовлен Минюстом России 27.09.2016) Досье на проект В целях реализации статьи 51 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации […]
    • Приказ 385 мвд 2018 года Приказ 385 мвд 2018 года Приказ МВД России от 31 марта 2015 г. N 385"Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации" С изменениями и дополнениями от: Приказом МВД России от 5 мая 2018 г. N 275 настоящий приказ признан утратившим силу с 9 июля 2018 г. В […]
    • Приказ по выдаче листка нетрудоспособности Проект Приказа Министерства здравоохранения РФ "О внесении изменений в Порядок выдачи листков нетрудоспособности, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 июня 2011 г. № 624н" (подготовлен Минздравом России 30.08.2017) Досье на проект Внести в Порядок выдачи листков […]
    • Возврат налога при оплате лечения Налоговый вычет за лечение Разделы: В каких случаях можно получить возврат 13% на лечение? Налоговый вычет на лечение относится к категории социальных налоговых вычетов. На него распространяются общие требования к сроку и порядку получения налоговых вычетов. Максимальный размер налогового вычета на лечение не превышает 120 тыс. руб. в […]
    • Закон об оружии с изменениями Верхнее меню Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии" (с изменениями от 21, 31 июля, 17 декабря 1998 г., 19 ноября 1999 г., 10 апреля 2000 г., 26 июля, 8 августа, 27 ноября 2001 г., 25 июня, 25 июля 2002 г., 10 января, 30 июня 2003 г.) Принят Государственной Думой 13 ноября 1996 года Настоящий Федеральный закон […]
    • Согласие профсоюза на увольнение работника Суды: работодатель обязан получить согласие профсоюза на увольнение руководителя этого объединения в любом случае 30 марта 2017 года работодатель уведомил работника о том, что трудовой договор с ним будет расторгнут 31 мая 2017 года в связи с сокращением численности работников организации. 8 апреля 2017 года указанный работник был […]