23 порядок исчисления налогов

Статья 52. Порядок исчисления налога

Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 229-ФЗ статья 52 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Статья 52. Порядок исчисления налога

Федеральным законом от 16 ноября 2011 г. N 321-ФЗ в пункт 1 статьи 52 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2012 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

3. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога.

Форма налогового уведомления утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Федеральным законом от 29 июня 2012 г. N 97-ФЗ в пункт 4 статьи 52 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

4. Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Согласно пункту 8 Порядок направления налогоплательщику налогового уведомления в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденного приказом ФНС России от 23 мая 2011 г. N ММВ-7-11/[email protected] датой получения налогоплательщиком налогового уведомления в электронном виде является дата, указанная в подтверждении о получении налогоплательщиком налогового уведомления с использованием Интернет-сервиса «Личный кабинет налогоплательщика»

Форматы и порядок направления налогоплательщику налогового уведомления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 16 ноября 2011 г. N 321-ФЗ статья 52 настоящего Кодекса дополнена пунктом 5, вступающим в силу с 1 января 2012 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 248-ФЗ статья 52 настоящего Кодекса дополнена пунктом 6, вступающим в силу с 1 января 2014 г.

Специальным налоговым режимом считается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных НК РФ и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами. [c.514]

В отдельных случаях НК РФ устанавливает специальный налоговый режим — особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени. К специальным налоговым режимам относятся упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства, система налогообложения в свободных экономических зонах, система налогообложения в закрытых административно-территориальных образованиях, система налогообложения при выполнении договоров концессии и соглашений о разделе продукции. [c.13]

Введение в действие главы 25 Налог на прибыль организаций НК РФ установило новый, отличный от предыдущих лет, порядок исчисления и уплаты налога на прибыль. [c.67]

Какой нормативный акт устанавливает порядок исчисления и уплаты налога на прибыль [c.69]

Глава 23 НК РФ предусматривает порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц как у источника выплат, так и на основании налоговой декларации. [c.169]

Порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц определен главой 23 НК РФ. [c.171]

Порядок исчисления и уплаты налога с владельцев транспортных средств установлены ст. 6 Закона о дорожных фондах. Что же касается налога на пользователей автомобильных дорог, то ставки этого налога установлены в размере 1% (понижены) выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг), и 1% суммы разницы между продажной и покуп ной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческой и торговой деятельности (налог начисляется отдельно по каждому виду деятельности). Сумма налога на пользователей автомобильных дорог полностью зачисляется в территориальные дорожные фонды или бюджеты субъектов Российской Федерации для их целевого использования. [c.223]

Введение специальных налоговых режимов предусмотрено ст. 18 НК РФ. Под специальным налоговым режимом понимается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного времени, применяемого в случаях, установленных Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами. [c.243]

Специальный налоговый режим — особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени. [c.298]

Порядок исчисления и уплаты налога также зависит от того, к какой категории принадлежит налогоплательщик. [c.329]

Несколько иной порядок исчисления и уплаты налога установлен в отношение налогоплательщиков — предпринимателей. [c.330]

Каков порядок исчисления и уплаты налога на пользователей автомобильных дорог [c.344]

Каков порядок исчисления и уплаты налога с владельцев транспортных средств [c.344]

Каков порядок исчисления и уплаты налога [c.355]

Каков порядок исчисления и уплаты налога в бюджет [c.364]

Налоги на имущество физических лиц зачисляются в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения. Налоговые льготы подразделяются на общие льготы по налогам на имущество физических лиц, льготы, установленные по налогу на строения, помещения и сооружения, и льготы по налогу на транспортные средства. Порядок исчисления и уплаты налогов по каждому виду налогообложения имеет свою специфику. Общим является то, что исчисление налогов производится налоговыми органами. Лица, имеющие право на льготы по налогам на имущество физических лиц, должны самостоятельно представлять необходимые документы, подтверждающие это право, в налоговые органы. При возникновении права на льготу в течение календарного года перерасчет налога производится с месяца, в котором возникло это право. В случае несвоевременного обращения за предоставлением льготы по уплате налогов перерасчет суммы налогов производится не более чем за три года по письменному заявлению налогоплательщика. Платежные извещения об уплате налога вручаются плательщикам налоговыми органами ежегодно не позднее 1 августа. Уплата налога производится владельцами равными долями в два срока — не позднее 15 сентября и 15 ноября. Лица, своевременно не привлеченные к уплате налога, уплачивают его не более чем за три предыдущих года. Пересмотр неправильно произведенного налогообложения допускается не более чем за три предыдущих года. [c.392]

В Законе РФ от 9 декабря 1991 г. № 2003-1 установлен общий порядок исчисления и уплаты налогов на имущество физических лиц. При этом за транспортное средство, находящееся в собственности нескольких физических лиц, налог взимается с того лица, на имя которого зарегистрировано это транспортное средство. Налог на транспортные средства исчисляется по состоянию на 1 января того года, за который начисляются платежи, на основании сведений, ежегодно представляемых в налоговые органы Главным управлением воздушной авиации, инспекциями речного и морского пароходства, государственными инспекциями по маломерным судам и другими организациями, осуществляющими регистрацию транспортных средств. Главное управление воздушной авиации, инспекции речного и морского пароходства и другие организации, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговый орган сведения, необходимые для исчисления налогов, по состоянию на 1 января текущего года. Данные, необходимые для исчисления налоговых платежей, представляются налоговым органам бесплатно. [c.398]

Основные виды ценных бумаг, которые обращаются на рынке капиталов России и от которых зависит порядок исчисления и уплаты налога на капитал, следующие. [c.253]

В 1997 г. был существенно изменен порядок исчисления и уплаты налога на доход от обращения государственных ценных бумаг. Цель изменений — унифицировать налоговый режим в отношении государственных и корпоративных ценных бумаг. Совместное письмо ЦБ РФ, МФ РФ, ГНС РФ от 4 февраля 1997 г. О порядке применения статей 2 и 9 Закона РФ О налоге на прибыль предприятий и организаций при совершении операций с государственными ценными бумагами [9] разъяснило порядок исчисления налога на капитал по ставке 15%. Этот порядок применяется вплоть до внесения соответствующих изменений в Закон РФ О налоге на прибыль предприятий и организаций или принятия законопроекта Налогового кодекса (если иной налоговый регламент не будет предусмотрен дополнительно другими нормативными актами). Общая схема налогообложения доходов от капитала представлена на рис. 45. Как видно из рисунка, многообразие видов [c.254]

Каков порядок исчисления и уплаты налога с имущества физическим лицом, получающим в подарок имущество от предприятия, где он проработал более 10 лет [c.338]

Порядок исчисления и уплаты налога на добавленную [c.155]

Порядок заполнения налоговых деклараций по федеральным, региональным и местным налогам определяется инструкциями, издаваемыми МНС России по согласованию с Минфином России. В ряде случаев полномочия по изданию таких инструкций могут передаваться нижестоящим органам МНС России. В этих инструкциях должна содержаться информация технического и методического характера, относящаяся именно к заполнению формы налоговой декларации (даны примеры исчисления налога, определены меры по контролю за процессом исчисления и уплаты налога, разъяснена методика ввода закона в действие и т.п.). Важно помнить, что такие инструкции не могут прямо или косвенно регулировать порядок исчисления и уплаты налогов, установленный законодательством. [c.238]

Изучите порядок исчисления и уплаты налога на прибыль предприятий и ответьте на следующие вопросы. [c.292]

Изучите порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость и акцизов. [c.293]

Изучите порядок исчисления и уплаты налогов в федеральный и региональные дорожные фонды РФ. [c.295]

Милославская Л.В. Дорожные фонды порядок исчисления и уплаты налогов. Нормы расхода топлива и смазочных материалов.— М. Изд-во А и Н , 1998.—64с. [c.301]

ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ [c.480]

Порядок исчисления и уплаты налога по отдельным видам доходов [c.484]

Порядок исчисления и уплаты налога на прибыль определяется Законом РФ от 27 декабря 1991 г. О налоге на прибыль предприятий и организаций (с последующими изменениями и дополнениями). В соответствии со ст. 2 данного Закона объектом обложения налогом на прибыль является валовая прибыль, которая представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов (включая земельные участки), иного имущества предприятия и доходов от внереализационых операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. [c.214]

1. Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

2. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.

Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

В случае, указанном в абзаце втором настоящего пункта, при условии исполнения налогоплательщиком в установленный срок обязанности, предусмотренной пунктом 2.1 статьи 23 настоящего Кодекса, исчисление суммы налога производится начиная с того налогового периода, в котором была исполнена эта обязанность.

3. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога.

В налоговом уведомлении могут быть указаны данные по нескольким подлежащим уплате налогам.

4. Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В случае, если общая сумма налогов, исчисленных налоговым органом, составляет менее 100 рублей, налоговое уведомление не направляется налогоплательщику, за исключением случая направления налогового уведомления в календарном году, по истечении которого утрачивается возможность направления налоговым органом налогового уведомления в соответствии с абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

5. Сумма налога на прибыль организаций, исчисляемая по консолидированной группе налогоплательщиков, исчисляется ответственным участником этой группы на основании имеющихся у него данных, включая данные, предоставленные иными участниками консолидированной группы.

6. Сумма налога исчисляется в полных рублях. Сумма налога менее 50 копеек отбрасывается, а сумма налога 50 копеек и более округляется до полного рубля.

23 порядок исчисления налогов

Статья 225. Порядок исчисления налога
[Налоговый кодекс РФ] [Глава 23] [Статья 225]

1. Сумма налога при определении налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 настоящего Кодекса исчисляется как соответствующая налоговой ставке, установленной пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, процентная доля налоговой базы.

Сумма налога при определении налоговой базы в соответствии с пунктом 4 статьи 210 настоящего Кодекса исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

2. Общая сумма налога представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога, исчисленных в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

3. Общая сумма налога исчисляется по итогам налогового периода применительно ко всем доходам налогоплательщика, дата получения которых относится к соответствующему налоговому периоду.

1 комментарий к записи “Статья 225 НК РФ. Порядок исчисления налога”

Статья 225. Порядок исчисления налога

Комментарий к статье 225

Статья 225 НК РФ определяет порядок исчисления налога на доходы физических лиц.
Налог на доходы физических лиц необходимо исчислять по каждому физическому лицу.
При этом налог на доходы физических лиц рассчитывается отдельно по каждой ставке, которая предусмотрена для соответствующего вида дохода.
Анализируя статью 225 НК РФ, Минфин России разъяснил, что налоговая база по налогу на доходы физических лиц рассчитывается путем уменьшения доходов налогоплательщика, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка в размере 13 процентов, на сумму налоговых вычетов. Исчисление суммы налога производится путем применения налоговой ставки 13 процентов к рассчитанной налоговой базе (см. письмо от 13.08.2009 N 03-04-05-01/630).
В письме от 10.03.2009 N 3-5-04/[email protected] налоговое ведомство пришло к выводу о том, что при продаже ценных бумаг с рассрочкой платежа налоговая база рассчитывается отдельно по доходам соответствующего налогового периода.
Аналогичная позиция изложена в письме Минфина России от 03.10.2008 N 03-04-05-01/375.
А в письме от 02.12.2008 N 03-04-06-01/357 контролирующий орган указал, что налоговая база по доходам, полученным налогоплательщиком при возврате ему части номинальной стоимости ценных бумаг с амортизацией долга, определяется за налоговый период, в котором такой доход был фактически получен.
В письме от 15.04.2010 N 03-04-05/2-199 официальный орган заметил, что сумма доходов, полученных в налоговом периоде в виде предоплаты по договору купли-продажи облигаций, подлежит отражению в составе налоговой базы по налогу на доходы физических лиц за налоговый период, в котором указанный доход был фактически получен.

ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА

Энциклопедия российского и международного налогообложения. — М.: Юристъ . А. В. Толкушкин . 2003 .

Смотреть что такое «ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА» в других словарях:

Порядок исчисления налога — налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах,… … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА ПРИ УСН — порядок исчисления и уплаты единого налога налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, установленный в ст. 346.21 НК. Налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Сумма налога по … Энциклопедия российского и международного налогообложения

ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПРИЗНАНИЯ РАСХОДОВ ПРИ УСН — порядок определения и признания расходов у налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения (УСН). Порядок определения расходов при УСН установлен в ст. 346.16 НК. 1. При определении объекта налогообложения налогоплательщик… … Энциклопедия российского и международного налогообложения

ЭЛЕМЕНТЫ НАЛОГА — определяемые законодательными актами государства принципы построения и организации взимания налогов. В законе о каждом налоге должен содержаться исчерпывающий набор информации, к рый позволил бы конкретно определить: обязанное лицо, размер… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

Элементы юридического состава налога — Совокупность элементов юридического состава налога устанавливает обязанность плательщика по уплате налога. Выделяют существенные элементы и факультативные элементы. Существенные (или сущностные) элементы элементы юридического состава налога … Википедия

snip-id-2074: Порядок составления сметной документации по объектам, строящимся за границей с участием организаций Российской Федерации — Терминология snip id 2074: Порядок составления сметной документации по объектам, строящимся за границей с участием организаций Российской Федерации: 2.4. Накладные расходы1 принимаются: на строительные работы по предельным нормам, установленным… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

НПА:Налоговый кодекс Российской Федерации:Часть вторая — (в редакции, действующей по состоянию на 01.12.2013) Налоговый кодекс Российской Федерации ГАРАНТ 29 декабря 2000 г., 30 мая, 6, 7, 8 августа, 27, 29 ноября, 28, 29, 31 декабря 2001 г., 29 мая, 24, 25 июля, 24, 27, 31… … Бухгалтерская энциклопедия

Налог на добавленную стоимость — Запрос «НДС» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Налог на добавленную стоимость (НДС) косвенный налог, форма изъятия в бюджет государства части добавленной стоимости, которая создаётся на всех стадиях процесса производства… … Википедия

НПА:Налоговый кодекс Российской Федерации:Часть первая — (в редакции, действующей по состоянию на 01.12.2013) Налоговый кодекс Российской Федерации ← Налоговый кодекс Российской Федерации … Бухгалтерская энциклопедия

НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ — федеральный налог по НК (глава 23) и Закону об основах налоговой системы. Взимается с 1 января 2001 г., до этого взимался подоходный налог с физических лиц. Приказом МНС от 29 ноября 2000 г. № БГ 3 08/415 утверждены Методические рекомендации… … Энциклопедия российского и международного налогообложения

Порядок исчисления НДФЛ

Порядок исчисления НДФЛ всегда вызывает массу вопросов, как у начинающих бухгалтеров, так и у работников бухгалтерии «со стажем». Оно и понятно, НДФЛ уплачиваемый с большинства доходов физических лиц, является далеко не таким «простым» налогом, как кажется на первый взгляд.

О том, как исчисляется налог на доходы физических лиц, мы и поговорим в данной статье.

Порядок исчисления налога на доходы физических лиц регламентирован главой 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), в соответствии с которой плательщиками НДФЛ признаются физические лица – резиденты и не резиденты Российской Федерации.

Чтобы определить размер своего налогового обязательства налогоплательщик должен знать налоговую базу и ставку налога, по которой облагается доход.

По общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 210 НК РФ в налоговую базу налогоплательщика включаются все налогооблагаемые доходы, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 НК РФ.

При этом налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки. Налоговая база по доходам от долевого участия определяется отдельно от иных доходов, в отношении которых применяется налоговая ставка, предусмотренная пунктом 1 статьи 224 НК РФ, то есть ставка 13%, с учетом особенностей, установленных статьей 275 НК РФ (пункт 2 статьи 210 НК РФ).

Отметим, что сегодня в зависимости от статуса физического лица и вида получаемого им дохода налог может исчисляться по следующим ставкам – 9%,13%,15%,30% и 35%. Причем ставка 13% считается общей ставкой налога, все иные являются специальными.

В соответствии с положениями главы 23 НК РФ рассчитывать налоговую базу по НДФЛ могут как сами налогоплательщики, так и налоговые агенты – лица, от которых и в результате отношений с которыми физические лица получают доход.

Заметим, что самостоятельно исчисляют и платят НДФЛ лишь индивидуальные предприниматели и лица, занимающиеся частной практикой (статья 227 НК РФ), а также физические лица при получении доходов (статья 228 НК РФ):

– от продажи имущества, принадлежащего им на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 17.1 статьи 217 НК РФ, когда такие доходы не подлежат налогообложению;

– от физических лиц и организаций, не являющихся налоговыми агентами, на основе заключенных трудовых договоров и договоров гражданско-правового характера, в том числе при получении доходов по договорам найма или договорам аренды любого имущества;

– при выплате которых налоговый агент не удержал налог;

– в виде вознаграждения, выплачиваемого им как наследникам (правопреемникам) авторов произведений науки, литературы, искусства, а также изобретений, полезных моделей и промышленных образцов;

– в денежной и натуральной формах от физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в порядке дарения, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 18.1 статьи 217 НК РФ, когда такие доходы не подлежат налогообложению;

– от выигрышей, выплачиваемых организаторами лотерей и организаторами азартных игр, за исключением выигрышей, выплачиваемых в букмекерской конторе и тотализаторе;

– в виде денежного эквивалента недвижимого имущества и (или) ценных бумаг, переданных на пополнение целевого капитала некоммерческих организаций в порядке, установленном Федеральным законом от 30 декабря 2006 года № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций», за исключением случаев, предусмотренных абзацем 3 пункта 52 статьи 217 НК РФ;

– от источников за пределами Российской Федерации (данное положение касается физических лиц – налоговых резидентов Российской Федерации, за исключением российских военнослужащих, указанных в пункте 3 статьи 207 НК РФ).

Кроме того, самостоятельно исчисляют и платят НДФЛ в бюджет иностранцы, осуществляющие трудовую деятельность по найму у физических лиц для личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, на основании патента (пункт 5 статьи 227.1 НК РФ).

Во всех иных случаях исчисление и уплата НДФЛ производится источником выплаты дохода – налоговым агентом. Аналогичные разъяснения на этот счет содержатся в многочисленных письмах контролирующих органов, например, в письме Минфина России от 2 июня 2015 года № 03-04-06/31829, ФНС России от 12 января 2015 года № БС-3-11/14 и так далее. Напомним, что в силу статьи 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 226 НК РФ, российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 статьи 226 НК РФ, признаются налоговыми агентами по НДФЛ.

Причем в соответствии с пунктом 2 статьи 226 НК РФ при выплате большинства видов доходов налогоплательщику, исчисление и уплата налога в бюджет производится налоговым агентом в соответствии с правилами статьи 226 НК РФ с зачетом ранее удержанных сумм налога, а в случаях и порядке, предусмотренных статьей 227.1 НК РФ, также с учетом уменьшения на суммы фиксированных авансовых платежей, уплаченных налогоплательщиком.

Исключение составляют лишь доходы, в отношении которых исчисление сумм и уплата налога производятся в соответствии со статьями 214.3, 214.4, 214.5, 214.6, 226.1, 227 и 228 НК РФ.

Напоминаем, что в соответствии со статьей 209 НК РФ налогоплательщики – резиденты уплачивают НДФЛ как с доходов полученных ими от источников в Российской Федерации, так и за ее пределами, а нерезиденты платят налог исключительно с сумм доходов, полученных ими от источников в Российской Федерации. Открытый перечень обоих видов доходов приведен в статье 208 НК РФ.

Общий порядок исчисления налога на доходы физических лиц установлен статьей 225 НК РФ.

Согласно указанной статье общая сумма налога исчисляется по итогам налогового периода применительно ко всем доходам налогоплательщика, дата получения которых относится к соответствующему налоговому периоду.

Чтобы определить общую сумму налога налогоплательщику нужно проанализировать полученные им доходы и определить налоговую базу. Если имеет место получение доходов, облагаемых как по общей, так и по специальным ставкам, то налоговые базы определяются отдельно по каждой ставке налога. Если же имеет место получение дохода от долевого участия, то налоговая база по этому доходу определяется отдельно от иных доходов, в отношении которых применяется общая ставка.

В отношении доходов, облагаемых по общей ставке налога, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 – 221 НК РФ.

В отношении доходов от долевого участия в организации, а также в отношении доходов, облагаемых налогом по специальным ставкам, указанные вычеты не применяются.

Затем по каждой налоговой базе исчисляется сумма налога, как соответствующая налоговой ставке, процентная доля соответствующей налоговой базы.

Общая сумма налога представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм НДФЛ, исчисленных с каждой налоговой базы.

Этот же принцип исчисления налога продублирован и в статье 226 НК РФ, устанавливающей особенности исчисления налога налоговыми агентами.

Рассмотрим порядок исчисления НДФЛ на конкретном примере.

С начала 2015 года работнику организации ежемесячно начисляется заработная плата в размере 25 000 рублей.

В январе работник получил подарок от фирмы стоимостью 6 000 рублей.

По итогам 1 квартала в апреле 2015 года работнику выплачены дивиденды в размере 10 000 рублей.

Работник имеет ребенка в возрасте 5 лет.

Рассчитаем сумму НДФЛ за апрель 2015 года.

В части доходов, облагаемых по ставке 13%, в налоговую базу налоговым агентом включаются следующие доходы:

100 000 рублей – заработная плата работника нарастающим итогом за период январь – апрель.

2 000 рублей – стоимость подарка, превышающего 4 000 рублей (пункт 28 статьи 217 НК РФ).

На основании подпункта 4 пункта 1 статьи 218 НК РФ работнику положен стандартный вычет на одного ребенка в размере 1 400 рублей. Указанный вычет действует до месяца, в котором доход налогоплательщика, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода налоговым агентом, предоставляющим данный стандартный налоговый вычет, превысил 280 000 рублей.

Следовательно, за январь – апрель 2015 года работнику предоставляется стандартный вычет на ребенка в размере 5 600 рублей.

Налоговая база по ставке 13% с января по апрель 2015 года составляет 96 400 рублей (100 000 рублей + 2 000 рублей – 5 600 рублей).

Сумма налога по ставке 13% – 12 532 рубля (96 400 рублей х 13%).

Как следует из статьи 224 НК РФ доход, полученный физическим лицом, в виде дивидендов от долевого участия в деятельности организаций облагается налогом по ставке 13%. Налоговым агентом налоговая база по указанному доходу определяется отдельно от иных доходов, в отношении которых применяется ставка 13% (пункт 2 статьи 210 НК РФ).

Значит, налоговая база, в отношении указанного дохода, составляет 10 000 рублей.

Сумма НДФЛ составляет 1 300 рублей (10 000 рублей х 13%).

Общая сумма налога составит 13 832 рубля (12 532 рублей + 1300 рублей).

Так как сумма налога удержанного из дохода работника в январе-марте составила 9 464 рубля ((75 000 рублей + 2 000 рублей – 4 200 рублей) х 13%).

Следовательно, сумма налога за апрель составит 4 368 рублей (13 832 рубля – 9 464 рубля).

Обратите внимание, что статья 225 НК РФ с 1 января 2015 года дополнена положением, согласно которому налогоплательщик, осуществляющий в субъекте Российской Федерации по месту своего учета вид предпринимательской деятельности, в отношении которого в соответствии с главой 33 НК РФ установлен торговый сбор, имеет право уменьшить сумму налога, исчисленного по итогам налогового периода по общей ставке, на сумму торгового сбора, уплаченного в этом налоговом периоде. Заметим, что указанное положение не применяются в случае непредставления налогоплательщиком в отношении объекта осуществления предпринимательской деятельности, по которому уплачен торговый сбор, уведомления о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора. Такое новшество введено Федеральным законом от 29 ноября 2014 года № 382-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

Порядок исчисления налога

В соответствии со статьей 52 НК РФ установлен порядок исчисления налога. Обратите внимание, что комментируемая статья предусматривает порядок исчисления только налога, о сборах в данной статье речь не идет.

В первую очередь порядок исчисления налога зависит от законов, где дано определение налогооблагаемой базы, исходящей из состава затрат, расходов, убытков, льгот и иных экономических нормативов, которые определяют реальный доход (прибыль), стоимость и иные объекты налогообложения.

Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, которая подлежит уплате за налоговый период, исходя из сложившейся по данным учета налоговой базы, существующей налоговой ставки и имеющихся налоговых льгот.

Именно налогоплательщик несет всю полноту ответственности за своевременное и правильное исчисление суммы налога именно он, не дожидаясь письменных уведомлений налогового органа, сам должен принять все от него зависящие меры, чтобы сумма налога была исчислена, и чтобы это было сделано своевременно:

Исчисляя сумму налога, налогоплательщик должен учитывать следующие элементы налогообложения:

— налоговый период (статья 55 НК РФ);

— налоговую базу (статья 53 НК РФ);

— налоговую ставку (статья 53 НК РФ);

— налоговые льготы (статья 56 НК РФ).

В случаях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена как на налоговый орган, так и на налогового агента.

Если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, то не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган должен направить налогоплательщику налоговое уведомление. Несоблюдение налоговым органом срока направления налогового уведомления влечет освобождение налогоплательщика от ответственности при просрочке уплаты налога.

В том случае, если налоговое уведомление на уплату налога направлено налогоплательщику в более поздние сроки, чем установлено статьей 52 НК РФ, в результате чего налогоплательщик не смог исполнить обязанность по уплате налога в сроки, установленные нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, то, учитывая нормы пункта 4 статьи 57, пунктов 3 и 6 статьи 58 НК РФ, налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, а начисление пени должно осуществляться по истечении одного месяца со дня получения налогового уведомления (Письмо Минфина Российской Федерации от 16 ноября 2006 года №03-06-02-02/138) (Приложение №86).

В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. Формы налоговых уведомлений установлены Приказами ФНС Российской Федерации от 31 октября 2005 года №САЭ-3-21/[email protected] «Об утверждении форм налоговых уведомлений», от 27 декабря 2004 года №САЭ-3-05/[email protected] «О форме налогового уведомления на уплату авансовых платежей по единому социальному налогу», от 27 июля 2004 года №САЭ-3-04/[email protected] «О форме налогового уведомления на уплату налога на доходы физических лиц».

Налоговое уведомление вручается руководителю организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. Если указанным способом налоговое уведомление вручить невозможно, то оно должно быть направлено по почте заказным письмом. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В комментируемой статье законодатель указывает общее определение и содержание понятий «налоговая база» и «налоговая ставка», используемых в законодательстве о налогах и сборах.

Статья 53 НК РФ рассматривает два важнейших элемента налогообложения:

Налоговая база представляет собой:

— стоимостную характеристику объекта налогообложения. Стоимость имущества налогоплательщика выраженная в денежной форме. О стоимости реализованных товаров выполненных работ, оказанных услуг смотри статью 38 НК РФ. Любой из вышеперечисленных объектов является объектом налогообложения в той мере, в какой обладает стоимостной характеристикой, то есть оценивается в денежной форме. Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения определены статьей 40 НК РФ;

— физическую характеристику объекта налогообложения. Имущество признается объектом налогообложения в том случае, если имущество можно подсчитать, измерить, если оно имеет объем, количество, параметры, технические и другие данные. В случае если можно определить объем выполненных работ (их виды), оказанных услуг и тому подобное, то это и является объектом налогообложения;

— иную характеристику объекта налогообложения. Иной характеристикой могут служить следующие параметры объекта:

место расположения (например, магазин, который расположен рядом со станцией метро или далеко от оживленных мест);

характер выполненных работ (ремонтно-строительные работы);

оказанных услуг (банковских, аудиторских).

Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, который определяется в соответствии с частью второй НК РФ.

Налог считается установленным в случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

налоговая ставка и так далее, (общие условия установлены статьей 17 НК РФ).

Анализ определения налоговой ставки позволяет указать признаки этого элемента налогообложения (статья 17 НК РФ).

Налоговая ставка представляет собой определенную величину, которая имеет конкретное цифровое значение, выражена в определенных цифрах налоговых начислений. В соответствии с законодательством о налогах и сборах налоговую ставку налогоплательщик обязан уплатить в виде налога. Величина налоговой ставки определяется путем начисления на единицу измерения налоговой базы (например, на прибыль организации, на имущество налогоплательщика, на доход физического лица, и так далее). Налоговая ставка выражается в процентах от упомянутой единицы измерения (24% от прибыли, 2 % от стоимости имущества и так далее).

В предыдущей редакции данной статьи содержалась норма, позволяющая Правительству Российской Федерации, в случаях, указанных в НК РФ, устанавливать ставки федеральных налогов и размеры сборов. Но поскольку таких случаев НК РФ не предусматривает, то с 1 января 2007 в соответствии с Законом 137-ФЗ указанная норма признана утратившей силу.

Согласно пункту 3 налоговая база и порядок ее определения по федеральным, региональным и местным налогам устанавливаются НК РФ.

По налогу на добавленную стоимость налоговая база и порядок ее определения установлены статьями 153-162 НК РФ. По акцизам порядок определения налоговой базы установлен статьями 187, 189-191 НК РФ. Налоговая база по налогу на доходы физических лиц определена статьями 210-214.1 НК РФ. Налоговая база по единому социальному налогу установлена статьей 237 НК РФ. По налогу на прибыль организаций налоговая база определяется в соответствии со статьями 274-282 НК РФ. Налоговая база по водному налогу установлена статьей 333.10 НК РФ. По налогу на добычу полезных ископаемых налоговая база закреплена в статье 338 НК РФ. Налоговая база по единому сельскохозяйственному налогу определена статьей 346.6 НК РФ. По упрощенной системе налогообложения налоговая база закреплена в статье 346.18 НК РФ. По «вмененке» — статья 346.29 НК РФ. При применении системы налогового обложения при выполнении соглашений о разделе продукции для определения налоговой базы следует руководствоваться статьями 346.37, 346.38 НК РФ.

Налоговая база по транспортному налогу определена в статье 359 НК РФ. По налогу на игорный бизнес — в статье 367 НК РФ. По налогу на имущество организаций — в статьях 375-377 НК РФ.

Налоговая база по земельному налогу закреплена в статьях 390-392 НК РФ.

Налоговые ставки по федеральным налогам и размеры федеральных сборов устанавливаются НК РФ.

Частью второй НК РФ установлены следующие налоговые ставки:

НДС — статья 164 НК РФ;

Акцизы — статья 193 НК РФ;

НДФЛ — статья 224 НК РФ;

Налог на прибыль организаций — статья 284 НК РФ;

Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов — статья 333.3 НК РФ;

Водный налог — статья 333.12 НК РФ;

Налог на добычу полезных ископаемых — статья 342 НК РФ;

ЕСХН — статья 346.8 НК РФ;

ЕНВД — статья 346.31 НК РФ.

Налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в пределах, установленных НК РФ:

Транспортный налог — статья 361 НК РФ;

Налог на имущество организаций — 380 НК РФ;

Земельный налог — статья 394 НК РФ.

В комментируемой статье установлен порядок исчисления налоговой базы для различных категорий налогоплательщиков а именно для:

налогоплательщиков — индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты;

налогоплательщиков — физических лиц.

Статья 54 НК РФ непосредственно связана с правилами статей 53 и 55 НК РФ. Для налогоплательщиков-организаций пунктом 1 статьи 54 НК РФ установлено исчисление налоговой базы на основе данных:

— регистров бухгалтерского учета, которые предназначены систематизировать информацию, содержащуюся в первичных документах для отражения на счетах бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. Статьей 10 Федерального закона от 23 февраля 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (Приложение №20) установлено, что регистры бухгалтерского учета ведутся в специальных книгах (журналах), на отдельных листах и карточках, в виде машинограмм, полученных при использовании вычислительной техники, а также на магнитных лентах, дисках, иных машинных носителях. Хозяйственные операции должны отражаться в регистрах бухучета в хронологической последовательности и группироваться по соответствующим счетам. Исправление ошибок в регистре бухучета должно быть обосновано и подтверждено подписью лица, внесшего исправление, с указанием даты исправления;

— иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.

Документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. А документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа; дату составления документа; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личные подписи указанных лиц.

Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером. Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами.

Документы в любом случае должны содержать достаточный объем информации, который позволяет судить о наличии (либо отсутствии) объекта налогообложения (лицензии, свидетельства, дипломы, сертификаты, акты и тому подобные предоставляемые в налоговый орган документы, следует рассматривать как документы для целей налогообложения, а не бухгалтерского учета, и учитывать их при исчислении налоговой базы в соответствии со статьями 38, 54, 85, 92 — 95 НК РФ).

В соответствии со статьей 38 НК РФ объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг).

Ошибки (искажения) в исчислении налоговой базы, относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, но обнаруженные в текущем, влекут перерасчет налоговой базы и суммы налога за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).

Порядок внесения изменений в декларацию определен статьей 81 НК РФ.

Если определить период совершения ошибки (искажения) невозможно, то перерасчет производится за тот период, в котором они были выявлены.

Искажения могут быть: умышленными, вследствие слабой подготовки бухгалтерии, неясности формулировок законодательства; счетные; арифметические и так далее.

Применительно к комментируемой норме, под текущим налоговым (отчетным) периодом следует понимать период, когда ошибки, допущенные ранее (в предшествующие налоговые периоды), были обнаружены. Не имеет значения, сам ли налогоплательщик их обнаружил или это произошло в ходе налоговой проверки либо аудита.

Индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, на основании пункта 2 статьи 54 НК РФ исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций, в порядке, определяемом Министерством финансов Российской Федерации.

Напомним, что согласно статье 11 НК РФ, индивидуальными предпринимателями являются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также главы крестьянских (фермерских) хозяйств. Кроме того, в целях применения НК РФ, индивидуальными предпринимателями считаются физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве таковых в нарушение требований законодательства.

Министерством финансов Российской Федерации определен порядок учета доходов, расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, который утвержден Приказом Минфина РФ №86н, МНС РФ №БГ-3-04/430 от 13 августа 2002 года «Об утверждении порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей» (далее — Порядок учета доходов и расходов).

Согласно предписаниям Порядка учета доходов и расходов:

«2. Индивидуальные предприниматели должны обеспечивать полноту, непрерывность и достоверность учета всех полученных доходов, произведенных расходов и хозяйственных операций при осуществлении предпринимательской деятельности и деятельности, осуществляемой частными нотариусами (далее — предпринимательская деятельность).

Данные учета доходов и расходов и хозяйственных операций используются для исчисления налоговой базы по налогу на доходы физических лиц, уплачиваемого индивидуальными предпринимателями на основании главы 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК).

3. Настоящий Порядок не распространяется на доходы индивидуальных предпринимателей, по которым применяется упрощенная система налогообложения, учета и отчетности, предусмотренная для субъектов малого предпринимательства, а также на доходы, по которым уплачиваются единый налог на вмененный доход и единый сельскохозяйственный налог».

Указанный Порядок учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей содержит предписания и разъяснения по следующим разделам вопросов:

— Основные правила учета;

— Порядок учета доходов и расходов и хозяйственных операций;

— Расходы на оплату труда;

— Основные средства и порядок определения их первоначальной стоимости;

— Нематериальные активы и порядок определения их первоначальной стоимости;

— Амортизационные группы. Особенности включения амортизируемого имущества в состав амортизационных групп;

— Методы и порядок расчета сумм амортизации;

Пункт 3 статьи 54 НК РФ предусмотрен только для физических лиц.

Данная группа налогоплательщиков обязана исчислять налоговую базу на основе:

— сведений о суммах выплаченных им доходов и объектах налогообложения, получаемых в установленных случаях от организаций и (или) физических лиц;

— данных собственного учета полученных доходов и объектов налогообложения. (Такой учет физическое лицо ведет в произвольной письменной форме в тетради, на отдельных карточках, в компьютере и так далее).

В порядке, установленном комментируемой статьей, исчисляют налоговую базу и налоговые агенты (пункт 4).

Если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, то налоговая база исчисляется по итогам каждого налогового периода, на основе имеющихся у него данных.

В комментируемой статье законодатель указывает общее определение и содержание понятия «налоговый период», используемого в законодательстве о налогах и сборах.

Согласно пункту 1 календарный год или иной период времени признается налоговым периодом, в том случае, когда по его окончании:

— определяется налоговая база (статьи 53, 54 НК РФ);

— исчисляется сумма налога, подлежащая уплате (статья 52 НК РФ).

В предыдущей редакции комментируемой статьи было указано, что налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи, но поскольку в одном и том же отчетном периоде их может быть несколько, то Законом 137 ФЗ в пункт 1 статьи 55 НК РФ внесено изменение, в соответствии с которым отчетный период не связывается с выплатой авансовых платежей.

Следует обратить внимание на то, что правила, приведенные в пункте 1 статьи 55 НК РФ, относится только к налогам и подлежат применению лишь в той мере, в какой иное не предусмотрено в правилах пунктов 2 — 4 статьи 55 НК РФ.

Пункт 2 статьи 55 НК РФ применяется в случаях, когда речь идет о налогообложении организации и организация была создана после начала календарного года (то есть после 1 января).

При этом следует учитывать ряд важных обстоятельств:

— днем создания российской организации признается дата государственной регистрации организации в качестве юридического лица и в порядке, установленном ГК РФ;

— день создания иностранной организации определяется в соответствии с законодательством страны ее места нахождения. В случае если речь идет о филиалах, представительствах иностранной организации, учрежденных на территории Российской Федерации, то они считаются созданными в день их учреждения в Российской Федерации;

— первым налоговым периодом организации, созданной после 1 января и до 30 ноября включительно, считается период со дня ее государственной регистрации на территории Российской Федерации и до 31 декабря данного года (включительно);

— первым налоговым периодом организации, созданной с 1 декабря по 31 декабря, считается период времени с 1 декабря года создания по 31 декабря следующего года.

Пункт 3 устанавливает правила определения налогового периода при ликвидации организации.

Если организация была ликвидирована (реорганизована) до конца календарного года, последним налоговым периодом для нее является период времени от начала этого года до дня завершения ликвидации (реорганизации).

Если организация, созданная после начала календарного года, ликвидирована (реорганизована) до конца этого года, налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до дня ликвидации (реорганизации).

Если организация была создана в день, попадающий в период времени с 1 декабря по 31 декабря текущего календарного года, и ликвидирована (реорганизована) до конца календарного года, следующего за годом создания, налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до дня ликвидации (реорганизации) данной организации.

Предусмотренные пунктом 3 правила не применяются в отношении организаций, из состава которых выделяются либо к которым присоединяются одна или несколько организаций.

Согласно пункту 4 названные правила не применяются в отношении тех налогов, по которым налоговый период устанавливается как календарный месяц или квартал.

В таких случаях при создании, ликвидации, реорганизации организации изменение отдельных налоговых периодов производится по согласованию с налоговым органом по месту учета налогоплательщика.

В предыдущей редакции статьи 55 НК РФ содержался пункт 5, в котором было установлено, что если имущество, являющееся объектом налогообложения, было приобретено, реализовано (отчуждено или уничтожено) после начала календарного года, налоговый период по налогу на это имущество в данном календарном году определяется как период времени фактического нахождения имущества в собственности налогоплательщика. С 1 января 2007 года пункт 5 статьи 55 НК РФ утратил силу в соответствии Федеральным законом №137-ФЗ.

В комментируемой статье законодатель указывает общее определение и содержание понятия «Льготы по налогам и сборам», используемого в законодательстве о налогах и сборах, а также общие правила их установления и использования.

Согласно пункту 1 под льготами по налогам и сборам понимаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов. Налоговые льготы для отдельных категорий плательщиков налогов и сборов предоставляются в виде возможности:

— не уплачивать налог или сбор;

— уплачивать более низкую (по сравнению с базовой) налоговую ставку;

— переноса сроков уплаты налогов и сборов (отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит);

— иной периодичности исполнения обязанности по уплате налогов и сборов;

— осуществлять различные налоговые вычеты (уменьшающие налогооблагаемую базу).

Перечисленные преимущества могут выражаться в полном освобождении от уплаты налога и сбора. Не исключены случаи, когда льгота предоставляется как по одному, так и по всем видам налогов и сборов. Льготы могут быть предоставлены в случае, когда это предусмотрено в нормативных правовых актах о налогах и сборах.

Особо оговаривается недопустимость предоставления льгот в индивидуальном порядке. Это положение полностью соответствует требованию пункту 2 статьи 3 НК РФ, согласно которому не допускается устанавливать налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала. То есть законодательно закреплен принцип равенства, хотя предоставление льготы отдельным категориям налогоплательщиков подразумевает некоторую привилегированность отдельных групп.

Налогоплательщику в соответствии с пунктом 2 статьи 56 НК РФ представляется право:

— либо полностью отказаться от применения льготы по налогам и сборам;

— либо приостановить пользование льготой по налогам и сборам как на один, так и на несколько налоговых периодов. В отличие от полного отказа это означает, что по окончании налогового периода, в течение которого льгота не применялась плательщик вправе этой льготой воспользоваться (в отношении следующего периода). При этом он обязан письменно уведомлять налоговый орган об отказе (приостановлении) использовать льготу.

Необходимо отметить, что факт неучета налогоплательщиком налоговой льготы при составлении декларации за конкретный налоговый период сам по себе не означает его отказ от использования соответствующей налоговой льготы в этом периоде (пункт 16 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации №41, Пленума ВАС Российской Федерации №9 от 11 июня 1999 года «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации») (Приложение №131).

Что касается возможности приостановления использования налоговой льготы, предусмотренной положениями пункта 2, то она может быть реализована только в отношении текущего или следующих налоговых периодов, т.е. в 2007 году налогоплательщик может уведомить налоговый орган о неприменении льготы в отношении доходов 2007 года или следующих лет (Письмо ФНС от 2 ноября 2005 года №04-2-02/482) (Приложение №99).

Пункт 3 регулирует механизм установления налоговых льгот.

В зависимости от вида налогов, льготы:

по федеральным налогам и сборам устанавливаются и отменяются НК РФ (в соответствии с частью второй НК РФ);

по региональным налогам устанавливаются и отменяются НК РФ и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах;

по местным налогам устанавливаются и отменяются НК РФ и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах).

Льготы по налогам и сборам, устанавливаемые региональными и местными органами власти не должны противоречить федеральному законодательству.

Более подробно с вопросами, касающимися применения льгот, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Льготы».

Сроки уплаты налогов и сборов являются обязательным элементом налогообложения (статья 17 НК РФ).

Не существует общих сроков уплаты налогов и сборов. Сроки устанавливаются применительно к каждому отдельному налогу и сбору.

Срок уплаты налога и сбора считается исполненным в случае, если плательщик исполнил обязанности, предусмотренные в статье 45, статье 78 и статьях 48 — 51 НК РФ.

НК РФ допускает изменение сроков уплаты налогов и сборов. Согласно статье 61 НК РФ изменением срока уплаты налога и сбора признается перенос установленного срока уплаты налога и сбора на более поздний срок.

Формами предоставления отсрочек являются:

— отсрочка (статья 64 НК РФ);

— рассрочка (статья 64 НК РФ);

— инвестиционный налоговый кредит (статья 66 НК РФ).

Срок уплаты налога может быть изменен в отношении всей подлежащей уплате суммы налога либо ее части с начислением процентов на неуплаченную сумму налога.

Изменение срока уплаты налога и сбора по решению органов, указанных в статье 63 НК РФ, может производиться под залог имущества в соответствии со статьей 73 НК РФ либо при наличии поручительства в соответствии со статьей 74 НК РФ, если иное не предусмотрено главой 9 НК РФ (пункт 5 статьи 61 НК РФ).

В соответствии с пунктом 2 комментируемой статьи в случае, когда плательщик нарушил установленные для данного вида налога и сбора сроки, предусмотрено начисление пени. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки (в процентах от неуплаченной суммы налога и сбора) и уплачивается одновременно или после уплаты налога в полном объеме (статья 75 НК РФ). Уплата пени в ином порядке (либо на иных условиях), нежели это предусмотрено в НК РФ, запрещена.

В соответствии с пунктом 3 статьи 57 НК РФ сроки уплаты налогов и сборов определяются:

— календарной датой. Для целей налогообложения такой срок истекает в тот час, когда прекращаются соответствующие операции в банке (в случае уплаты через банк) либо в кассе органа местного самоуправления (уплаты наличными через органы). В случае если документы или денежные суммы (для уплаты налогов и сборов) были сданы на почту до 24 часов последнего срока уплаты налогов, то срок не считается пропущенным;

— истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, днями;

— путем окончания отсрочки по уплате данных налогов и сборов в соответствии со статьей 64 НК РФ);

— указанием на осуществление зачета суммы излишне уплаченного налога в счет платежей по другому налогу.

Сроки совершения действий участниками налоговых правоотношений устанавливаются только НК РФ. При этом они устанавливаются дифференцированно, применительно к каждому такому действию (в зависимости от того, какой участник налоговых правоотношений должен совершить действие, эти сроки также могут быть различными). Случаи об изменении сроков уплаты налогов и сборов установлены статьями 61 — 71 НК РФ.

В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом (статья 52 НК), обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения плательщиком налогового уведомления (по форме, утвержденной ФНС Российской Федерации (смотрите статью 52 НК РФ)).

При этом, до прихода налогового уведомления обязанности по уплате налога не возникает (особенно актуально при уплате транспортного налога физическими лицами). При пропуске налоговыми органами нескольких налоговых периодов, уплате подлежит сумма налога только за последние три года. Исходя из того, что обязанность по уплате налога может возникнуть только после получения уведомления, налоговые органы не вправе начислять пени за пропущенные налоговые периоды.

Согласно пункту 6 статьи 58 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении. Указанный пункт был введен Федеральным законом №137-ФЗ и вступил в силу 1 января 2007 года.

Согласно статье 52 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исчислять сумму налога, подлежащую уплате. При этом он должен исходить из налоговой базы, налоговой ставке и налоговых льгот. В отдельных случаях, предусмотренных законодательством, обязанность исчисления налогов возлагается на налоговый орган и налогового агента.

Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога в определенные НК РФ сроки либо в ином порядке, предусмотренном НК РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах. Так, под иным порядком уплаты налогов можно рассматривать уплату авансовых платежей.

В соответствии со статьями 64 и 66 НК РФ допускается предоставление плательщику налогов и сборов рассрочки и инвестиционного налогового кредита, что предусматривает на практике уплату по частям. Значит, предусмотренная в пункте 1 статьи 58 разовая уплата всей суммы налогов и сборов не всегда подлежат применению.

Пунктом 2 статьи 58 НК РФ установлено, что подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) следующими лицами в установленные сроки:

— налоговыми агентами (статья 24 НК РФ);

— законными представителями физических лиц (статьи 26, 27 НК РФ);

— лицами, уполномоченными управлять имуществом безвестно отсутствующего физического лица (пункт 1 статьи 51 НК РФ);

— опекунами физического лица, признанного судом недееспособным (пункт 2 статьи 51 НК РФ).

Пункт 3 статьи 58 НК РФ касается авансовых платежей, обязанность по уплате которых исполняется аналогично обязанности по уплате налогов. Необходимо обратить внимание на то, что ранее законодательство о налогах и сборах не предусматривало взыскание с налогоплательщика пени за нарушение срока уплаты авансовых платежей по налогам, исчисляемых расчетным путем. С 1 января 2007 года Законом 137 ФЗ в пункт 3 статьи 58 НК РФ введена норма, согласно которой за просрочку в оплате авансовых платежей предусмотрено начисление пени. Данная норма прописана в противовес сложившейся арбитражной практики, согласно которой начисление пеней на авансовые платежи возможно только в том случае, если сумма авансового платежа по итогам отчетного периода определяется на основе налоговой базы, а не иным образом (об этом указывалось в пункте 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 февраля 2001 года №5) (Приложение №130). На сегодняшний день Минфин Российской Федерации признал, что с налогоплательщиков нельзя удерживать пени за несвоевременное перечисление ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль. (Письмо Минфина России от 20 июля 2006 года № 03-03-04/1/600) (Приложение №81).

После 1 января 2007 года пени будут начисляться в случае несвоевременной уплаты любых авансовых платежей вне зависимости от того, каким образом они рассчитываются (то есть и в случае уплаты ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль, по единому социальному налогу).

Определением Конституционного суда Российской Федерации от 9 апреля 2001 года №82-О установлено, что:

«…внесение платежей до истечения налогового периода, как это предусмотрено оспариваемыми нормами, не противоречит общим началам налогового законодательства. В тех же случаях, когда плательщик единого налога не имеет достаточных средств для внесения авансового платежа, он вправе обратиться за предоставлением отсрочки или рассрочки уплаты налога (статья 64 Налогового кодекса Российской Федерации)».

Рассмотрим на конкретном примере расчет пеней после 1 января 2007 года в случае просрочки уплаты авансового платежа.

По итогам полугодия сумма ежемесячного аванса на третий квартал года получилась у ООО «Восток» — 1000 руб. Прибыль за полугодие составила 5000 руб. Компания просрочила уплату авансов. По итогам 9 месяцев 2007 года прибыль составит 8900 руб., то есть часть прибыли, относящаяся к третьему кварталу, составит 3900 руб. (8900 руб. — 5000 руб.).

Пени налоговые органы будут начислять на сумму ежемесячного аванса в 1000 руб., независимо от того, какую прибыль (убыток) ООО «Восток» получит по итогам 9 месяцев 2007 года.

Несомненно, принятие нормы, предусматривающей начисление пени, в случае просрочки уплаты авансовых платежей ухудшает положение налогоплательщиков.

На основании пункта 4 статьи 58 НК РФ установлено два способа уплаты налогов, которые производятся как в наличной, так и в безналичной форме.

Порядок указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов и сборов установлен Приказом Минфина Российской Федерации от 24 ноября 2004 года №106н «Об утверждении правил указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему российской федерации».

Физические лица осуществляют уплату налогов и сборов через структурные подразделения Сбербанка России в наличной форме. Формы бланков установлены Письмом Минфина Российской Федерации №ФС-8-10/1199, Сбербанка России №04-5198 от 10 сентября 2001 года (Приложение №94). Порядок заполнения платежных документов установлен Письмом МНС Российской Федерации от 5 марта 2002 года №БГ-6-10/253 (Приложение №116).

В случае отсутствия банка налогоплательщик или налоговый агент, которые являются физическими лицами, могут уплачивать налоги через кассу местной администрации либо через организацию федеральной почтовой связи.

Также пунктом 4 статьи 58 НК РФ установлены обязанности местной администрации и организации федеральной почтовой связи, исполняемые ими при приеме денежных средств в счет уплаты налогов. За неисполнение или ненадлежащее установленных настоящим пунктом обязанностей местная администрация и организация федеральной почтовой связи несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Местная администрация и организация федеральной почтовой связи обязаны:

— принимать денежные средства в счет уплаты налогов, правильно и своевременно перечислять их в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства по каждому налогоплательщику (налоговому агенту). При этом плата за прием денежных средств не взимается;

— вести учет принятых в счет уплаты налогов и перечисленных денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации по каждому налогоплательщику (налоговому агенту);

— выдавать при приеме денежных средств налогоплательщикам (налоговым агентам) квитанции, подтверждающие прием этих денежных средств. Форма квитанции, выдаваемой местной администрацией, утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;

— представлять в налоговые органы (должностным лицам налоговых органов) по их запросам документы, подтверждающие прием от налогоплательщиков (налоговых агентов) денежных средств в счет уплаты налогов и их перечисление в бюджетную систему Российской Федерации.

Форма квитанции о приеме местной администрацией наличных денежных средств от налогоплательщиков (налоговых агентов), являющихся физическими лицами, в счет уплаты налогов (сборов), пеней и штрафов утверждена Приказом ФНС Российской Федерации от 9 ноября 2006 года №САЭ-3-10/[email protected] (Приложение №65).

Денежные средства, принятые местной администрацией от налогоплательщика (налогового агента) в наличной форме, в течение пяти дней со дня их приема подлежат внесению в банк или организацию федеральной почтовой связи для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.

В случае, если в связи со стихийным бедствием или иным обстоятельством непреодолимой силы денежные средства, принятые от налогоплательщика (налогового агента), не могут быть внесены в установленный срок в банк или организацию федеральной почтовой связи для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации, указанный срок продлевается до устранения таких обстоятельств.

Согласно пункту 2 статьи 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика, а при уплате налогов наличными денежными средствами — с момента внесения денежной суммы в счет уплаты налога в банк или кассу органа местного самоуправления либо организацию связи федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области связи.

Если обязанность по исчислению и удержанию налога возложена на налогового агента, то обязанность налогоплательщика по уплате налога считается выполненной с момента удержания налога налоговым агентом.

Пунктом 5 статьи 58 НК РФ закреплено, что конкретный порядок уплаты налогов устанавливается применительно к каждому налогу. При этом необходимо учитывать и соблюдать основополагающие принципы и основы осуществления порядка уплаты налогов и сборов, предусмотренные НК РФ:

— порядок уплаты федеральных налогов устанавливается непосредственно самим НК РФ (статьи 12, 13 НК РФ);

— по региональным налогам и сборам — законами (иными правовыми нормативными актами), принимаемыми законодательными (представительными) органами власти субъектов Российской Федерации;

— по местным налогам и сборам — правовыми нормативными актами представительных органов местного самоуправления, но в соответствии с положениями НК РФ. При этом необходимо учесть, что в городах Москве и Санкт — Петербурге порядок уплаты местных налогов и сборов устанавливается законами указанных субъектов Российской Федерации.

В пункте 6 статьи 58 НК РФ установлен срок для уплаты налога на основании уведомления налоговых органов, который равен одному месяцу со дня получения указанного уведомления. Наряду с этим в налоговом уведомлении может быть указан более продолжительный (то есть более 1 месяца) период времени для уплаты налога.

Правила установленные статьей 58 НК РФ, применяются и в отношении порядка уплаты сборов, пеней, штрафов, а также авансовых платежей.

В комментируемой статье законодатель указывает общее определение и содержание понятия «безнадежный долг по налогам и сборам», используемого в законодательстве о налогах и сборах.

Недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которой оказались невозможными в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном:

— Правительством Российской Федерации — по федеральным налогам и сборам. (смотрите Постановление Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2001 года №100 «О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам») (Приложение №37).

— Исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации — по региональным налогам и сборам;

— Местными администрациями — по местным налогам и сборам. В городах федерального значения Москве и Санкт — Петербурге решение принимают органы исполнительной власти этих двух субъектов Российской Федерации (мэр или правительство).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2001 года №100 «О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам» (Приложение №37) установлено, что признаются безнадежными к взысканию и списываются недоимка и задолженность по пеням по федеральным налогам и сборам, а также задолженность по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, числящаяся за организациями по состоянию на 1 января 2001 года, начисленным пеням и штрафам в случае:

а) ликвидации организации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

б) признания банкротом индивидуального предпринимателя в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» — в части задолженности, не погашенной по причине недостаточности имущества должника;

в) смерти или объявления судом умершим физического лица — по всем налогам и сборам, а в части поимущественных налогов — в размере, превышающем стоимость его наследственного имущества, либо в случае перехода наследства к государству.

Исходя из указанного перечня оснований признания безнадежным к взысканию, видно, что истечение трехлетнего срока исковой давности не является основанием для признания безнадежной к взысканию задолженности. Такого же мнения придерживается Минфин Российской Федерации (Письмо Минфина от 7 декабря 2005 года №03-02-07/1-331) (Приложение №73), а также судебные органы: Постановление ФАС Центрального округа от 19 мая 2005 года №А36-317/12-04 (Приложение №154).

Решение о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности принимается налоговым органом по месту нахождения налогоплательщика. При этом:

решение о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности, образовавшейся в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, принимается таможенным органом, перед которым имеется задолженность;

решение о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности с организаций — плательщиков страховых взносов, ликвидированных до 1 января 2001 года в установленном законодательством Российской Федерации порядке, акты сверки расчетов по которым налоговым органам не переданы, принимается государственным социальным внебюджетным фондом в части соответствующей задолженности.

Порядок принятия решения о признании безденежными долгов установлен Приказами Минфина Российской Федерации от 14 сентября 2005 года №117н «О порядке принятия решения о признании безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам, образовавшимся в связи с перемещением товаров через таможенную границу российской федерации» (Приложение №51), от 15 июня 2005 года №72н (Приложение №49).

Следует учесть, что вышеперечисленные правила применяются также при списании безнадежной задолженности по пеням и штрафам.

С более подробным постатейным комментарием к части первой Налогового кодекса Российской Федерации, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Постатейный комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации (часть первая)».

Смотрите так же:

  • Приказ 43 фтс ПРИКАЗ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 20 июня 2012 года №1219 О распределении полномочий по принятию предварительных решений по классификации товаров по Единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза между Федеральной таможенной службой и определяемыми ею таможенными органами В […]
  • Закон 282 от 29112007 Федеральный закон от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ"Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" С изменениями и […]
  • Приказ фмс 97 Источником запросов может служить вредоносное ПО, подключаемые модули браузера или скрипт, настроенный на автоматических рассылку запросов. Если вы используете общий доступ в Интернет, проблема может быть с компьютером с таким же IP-адресом, как у вас. Обратитесь к своему системному администратору. Подробнее. Приказ Федеральной […]
  • Закона 402-фз 2013 Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ"О бухгалтерском учете" С изменениями и дополнениями от: 28 июня, 2, 23 июля, 2 ноября, 21, 28 декабря 2013 г., 4 ноября 2014 г., 23 мая 2016 г., 18 июля, 31 декабря 2017 г., 29 июля 2018 […]
  • Заявление приложение 1 приказ 1280 Приказ Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 г. N 1280 "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений" (с изменениями и дополнениями) Приказ Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 г. N 1280"О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил […]
  • Правила подсчета жилой площади квартир Правила подсчета жилой площади квартир Разработка 3D моделей зданий для колористического паспорта. Подсчет площади помещений: законы, СНиПы, инструкции, письма МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 25 ноября 2016 года N 854/пр Об установлении понижающих коэффициентов для расчета […]